Меню

Экскурсия растения и животные поля

Презентация «Животные поля»
презентация к уроку по окружающему миру по теме

Презентация к уроку окружающего мира.

Скачать:

Вложение Размер
zhivotnye_polya.pptx 1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЗВЕРИ Звери — подкласc млекопитающих, объединяющий всех современных живородящих млекопитающих , которые рожают детёнышей без откладывания яиц, включая сумчатых и т.д. . Все представители имеют внешние уши, их детёныши могут кормиться от груди, и все они имеют щиколотку , что увеличивает силу их движений. Звери часто классифицируются по картине срастания зубов.

ЛИСИЦА Лиса́ , или лиси́ца — общее название нескольких видов млекопитающих семейства псовых. Лишь 11 видов этой группы относят к роду собственно лисиц. Наиболее известный и распространённый представитель —рыжая лисица.

ЗАЯЦ Но и глаза, смотрящие вбок, — вещь тоже очень полезная. Некоторым зверям такой способ » взирания » на окружающий мир настолько подходит, что они вовсе не стремятся сделать свое зрение бинокулярным.

МЫШЬ Мыши́ные , или мы́ши — семейство млекопитающих из отряда грызунов. Длина тела от 5 см (мышь-малютка)

ХОМЯК К семейству относятся небольшие, плотно сложенные грызуны с короткими конечностями, маленькими ушами и короткими хвостами. Длина тела варьируется от 5 до 34 см, хвоста от 0,7 до 10 см. Самки у некоторых видов крупнее самцов. Окраска густого меха на спине от пепельно — или буровато-серой до тёмной коричнево-охристой; на животе — чёрная, белая или серая. Иногда вдоль спины проходит чёрная полоса. Имеются очень развитые защёчные мешки.

СУСЛИК Су́слики (— род некрупных грызунов семейства беличьих . Длина тела 14—40 см, хвоста 4—25 см (обычно менее половины длины тела). Задние конечности немного длиннее передних. Уши короткие, слабо опушённые. Окраска спины очень разнообразная, от зелёной, до пурпурной.

БОЖЬЯ КОРОВКА Известно более 4000 видов божьих коровок, которые распространены во всех частях света. Одни из них встречаются на всех растениях: деревьях, кустарниках или травах, на которых только есть тли; другие держатся только на полевых травах; третьи — на лугах, прилегающих к ручьям

СЛИЗЕНЬ Вероятно, из-за отсутствия достаточно эффективных приспособлений, предотвращающих обезвоживание, слизни обитают лишь в увлажнённых биотопах, таких как, например, подстилка широколиственных лесов. В существующих там экосистемах они играют существенную роль, поедая опавшую листву.

ЖУЖЕЛИЦА Карабусы , или жужелицы или — род насекомых из семейства жужелиц отряда жесткокрылых. Повсеместно обитает более 850 видов этих жуков. В длину обычно достигают 14—60 мм .

ТЛЯ Тли — маленькие насекомые, величина которых не превышает нескольких миллиметров. Лишь отдельные виды достигают длины от 5 до 7 мм.

КОЛОРАДСКИЙ ЖУК Своё название жук получил в 1859 году после того, как опустошил картофельные поля в штате Колорадо, но настоящей его родиной является не штат Колорадо, а Сонорская зоогеографическая подобласть на северо-востоке Мексики.

ХЛЕБНЫЙ ЖУК Хлебный жук , или кузька хлебный , или кузька посевный — жук семейства пластинчатоусых , опасный вредитель хлебных злаков, вызывающий массовые повреждения посевов. Длина тела — 12-16 мм .

КАПУСТНАЯ БЕЛЯНКА Длина переднего крыла имаго — 25—33 мм. Размах крыльев самца 49—62 мм, самки — 51—63 мм. Крылья белые, с несколькими чёрными пятнами. На переднем крыле сверху: внешний угол почти до середины оторочки и пятно, на внутреннем крае, а у самок ещё два срединных пятна, чёрные; два таких же пятна на нижней стороне.

ЖАВОРОНОК Жаворонковые — это птицы малого или среднего размера: длина 10-25 см, масса от 15 до 80 г. Телосложение крепкое, шея короткая, голова большая. Крылья длинные, широкие и острые, обеспечивающие быстрый полет. Форма клюва сильно отличается по родам и видам. Хвост состоит из 12 рулевых перьев, срезан прямо или с неглубокой вырезкой. Ноги короткие и хорошо приспособлены к передвижению по земле.

ГРАЧ Длина 45—47 см. Перья чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва голое ; у молодых птиц перья у основания клюва есть, но позже они выпадают. Грачи всеядны, но главным образом питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю .

СКВОРЕЦ Скворцы имеют длинный, сильный, прямой клюв со слегка сплюснутым кончиком, прямой короткий хвост, вершины которого достигают нижние кроющие перья, и острые крылья, у которых первое маховое перо укорочено , а второе длиннее остальных.

ТРЯСОГУЗКА Трясогузки питаются исключительно насекомыми, в том числе и стрекозами, которых ловят на лету. Охотясь за насекомыми, трясогузки быстро бегают по земле назад и вперёд и во время остановок покачивают вверх и вниз своим удлинённым хвостом (трясут гузкой). Последняя особенность объясняет название трясогузок.

ВОРОБЕЙ Мелкие и средние по величине птицы плотного сложения с мощным, конусовидным клювом, приспособленным для шелушения и дробления семян. Длина тела 11—18 см, масса до 40 г. Крылья острые, хвост средней длины, обычно закруглён или обрезан прямо, реже вырезан вилочкой.

КАНЮК Средних размеров птица, длина тела 51—57 см, размах крыльев 110—130 см. Самки, как правило, крупнее самцов. Окраска сильно варьирует, от палевой до тёмно-бурой

СОВА Некоторые совы охотятся днем, как, например, из российских сов — белая сова ,воробьиный сычик и ястребиная сова некоторые другие, как домовый сыч , охотятся одинаково как днём, так и ночью. Однако большинство сов — настоящие ночные птицы,

ПУСТЕЛЬГА Пустельги, живущие на открытых пространствах, в основном питаются мелкими млекопитающими, такими, как полёвки и собственно мыши. Пустельги в городах ловят также мелких певчих птиц, большей частью домовых воробьёв. Какие именно животные будут составлять основную часть добычи, зависит от локальных условий.

Источник

Тема урока: «Растения и животные поля». 3–4-й классы

3-й класс (1–3), 4-й класс (1–4)

Цели:

  • Дать представление о полях, как об обширных пространствах, где человек выращивает культурные растения.
  • Познакомить с важными полевыми культурами.
  • Дать представление о животном мире поля.
  • Воспитывать бережное отношение к сообществу поля.

Оборудование:

  • карточки индивидуальной работы,
  • таблицы “Луг”, “Поле”
  • гербарий культурных растений
  • заготовки индивидуальных раздаточных схем-опор для учащихся по теме “Поле” по количеству детей в классе
  • пословицы
  • карточки для составления пищевых цепей

Ход урока

I. Вводное повторение.

1. Проверочная работа «Да — нет».

— Лес — это природное сообщество, где скапливается вода, и поэтому там растут влаголюбивые травянистые растения.

— Луг — это природное сообщество, где растения растут ярусами.

— Сосна, ель, береза, черника, шиповник, земляника, мох — это растения леса.

— Колокольчик, клевер, тимофеевка, перепелка — это сообщество луг.

— Выпиши названия обитателей луга:

бабочка медведь жук-могильщик шмель мышь дятел

— Взаимопроверка по доске:

— — + + бабочка, шмель, мышь

2. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1.

  • Назовите ценные кормовые травы, которые растут на лугу?
  • Почему они здесь произрастают?
  • Какие ядовитые травы знаете?

Карточка 2.

  • Чем животный мир луга отличается от леса?
  • Почему на лугу так много насекомых?
  • Какую пользу приносят человеку пчелы?

Карточка 3.

— Какие растения и животные луга подлежат охране?

3. Фронтальная работа (заполнение таблицы-опоры на доске и в тетради).

Заполняется только та часть, которая касается темы “Луг”, вторая часть тема “Поле” закрыта.

— О чем говорили на прошлом уроке?

4. Проверка индивидуальной работы.

Продвинутый уровень – составить цепь питания для сообщества “Луг”

II. Сообщение темы урока.

1. Целеполагание.

Учитель: Сегодня будем говорить также о природном сообществе, которое очень похоже на луг, но и значительно от него отличается. Вы сами по схеме-опоре скажете, какие отличия между ними существуют и чем они похожи.

(Заполнение схемы-опоры в тетрадях и на доске происходит по ходу уроку)

2. Проблемная ситуация.

— Это природное сообщество очень похоже на луг.

— Располагается в низинах, на равнинах у рек.

— Там тоже произрастают влаголюбивые растения.

— Еще не догадались?

— Человек выращивает на нем культурные растения?

III. Новая тема.

1. Работа с репродукцией картины И. Шишкина «Рожь».

— Что увидели? Как думаете, это какое сообщество?

— В чем сходство с лугом?

2. Беседа.

— Какие растения выращивают на полях? (см. рис. на стр. 64)

— Как их можно назвать одним словом? (злаки, зерновые)

Учитель: Тысячи людей заняты посевом хлеба, уходом за ним, уборкой урожая. Слово «хлеб» почти никогда не сходит со страниц газет, передач по радио. Вся страна следит за уборкой урожая. Хлеб необходим человеку, так как в нем есть все необходимые вещества для нашего организма.

3. Работа с гербарием.

— Рассмотрите эти растения.

— Какой у них корень, стебель?

— Что является плодом?

— Сравните колоски пшеницы и ржи. Сходство и различие?

4. План сравнения (на доске).

  • высота растения
  • форма корня и листьев
  • особенности стебля
  • длина колоса
  • форма зерен

— Что получают из пшеницы и ржи?

— Что делают из пшеничной и ржаной муки?

-Сравните ячмень и овес.

— Что получают из этих зерновых культур?

5. Заполнение таблицы.

Пшеница Рожь Ячмень Овес
Белый хлеб Черный хлеб Перловая крупа Овсяная крупа
Манная крупа Солома-подстилка для скота Ячневая крупа Толокно
Пшеничная крупа Бумага Пивоварение Овсяные хлопья
Крахмал Картон Ячменное кофе
Корм для скота

6. Работа с пословицами.

— Какие культурные растения назовете?

— Соберите пословицы и поговорке о хлебе.

— Объясните их значение.

  • Будешь упорно трудиться – будет и хлеб родиться.
  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
  • Ни конца, ни краю колхозному урожаю.

7. Сорняки.

Учитель: В поле растут и сорняки, приносящие большой вред урожаю, так как забирают питательные вещества из земли, влагу, мешают расти зерновым культурам, снижают урожай.

— Какие это сорняки?

8. Гербарий.

Пырей, осот, василек, одуванчик, овсюг.

— Как же с ними бороться?

9. Грызуны- вредители.

Учитель: На полях можно встретить различных насекомых и животных.

— Назовите их по стр.66

— Какая общая сходная черта у них есть? (все мелкие, так как легко скрываться в траве, многие роют норы, заготавливают пищу, быстро размножаются)

Учитель: Многие из них тоже приносят вред, отнимая у людей около 1/3 урожая. Только наша Страна теряет ежегодно из-за вредителей и сорняков коло 20 млн. тонн (хватило бы на 100 млн. человек)

Суслик съедает в день более 200-250 г. зеленых кормов и 50г. зерна, а за лето до 6 кг зерна и около 20 кг стеблей, на зиму заготавливает в норах до 20 кг зерна.

Полевка за сутки съедает: до 500 г. свежей зелени, в 2 раза больше собственного веса, 1-2 кг за лето.

На полях встречается и много птиц. Весной прилетают жаворонки — они поедают вредных насекомых. Крупные птицы: канюк, сова, орлы — истребляют в больших количествах грызунов, чем приносят большую пользу. Сова или сыч за лето истребляет более 1000 мышей и сохраняет до 1 тонны зерна. Она складывает их про запас, а затем достает из-под снега. Канюк съедает ежедневно 14-15 мышей. Многие из птиц едят и вредных насекомых.

IV. Обобщение.

1. Игра «Да — нет» (один ученик у доски)

— Канюки и совы — это птицы, поедающие грызунов. +

-Хомяки, мыши, суслики — это друзья культурных растений. —

— Овсюг — это культурное растение. —

— Ячмень — это сорняк. —

— Поле очень похоже на лес. —

— Поле — это безлесное пространство. +

— Вредителей полей надо уничтожать. +

Продвинутый уровень — составить цепь питания поля.

2. Проверка по доске.

3. Цепь питания.

Оформление доски

Пословицы для работы в парах

Индивидуальная схема опора, которая после заполнения вклеивается в тетрадь.

Вот как она должна выглядеть после заполнения.

Источник

Окружающий мир, 4 класс. Экскурсия в лес и на луг

Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Экскурсия в лес и на луг». УМК «Школа России»

Цели: ознакомить детей с разнообразием растений на лугу; учить ценить и беречь красоту природы, учить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

Формируемые УУД: познавательные — выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуникативные — работать в парах и малых группах; регулятивные — Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — проявлять интерес к природе своего края.

Оборудование: фотоаппарат.

Ход урока

(Учитель заранее продумывает место проведения экскурсии. Если есть возможность, то можно на данной экскурсии провести наблюдения луга и леса, но если нет, то экскурсия проводится только по лугу или только по лесу. Данный конспект урока для удобства разделен на две части: луг и лес.)

1. Беседа

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

— Предлагаю поздороваться с лугом, лесом, поклониться им и поблагодарить за красоту.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

— Понравилось вам это стихотворение?

(Повторить правила поведения на природе.)

— Как нужно вести себя на природе?

— Где вы можете ходить?

— Что можете делать?

— Чего нельзя делать на природе?

(Можно обсудить и раздать каждому памятки.)

Памятка

1. Учись понимать природу, стань ее другом и защитником! |

2. Радуйся красоте природы в любое время года, не вреди ей своим небрежным отношением!

3. Веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми!

4. Пользуйся любым случаем, чтобы сделать для природы что-) либо полезное!

5. Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных!

6. Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней!

7. Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вредителей и несознательных туристов!

2. Экскурсия на луг

Луга — обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озер. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут — вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, так как в половодье зальет жилье водой.

— Так что же такое луг? (Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тетю, поэтому растут на открытой местности.)

— Где располагаются луга? (Луга располагаются по низменным берегам рек и озер.)

Растения луга

Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, так как в разное время цветут разные растения — по очереди, чтобы не мешать правильному опылению. Много тайн хранит мир растений. С незапамятных времен человек знал растения, пользовался их плодами и целебными свойствами, любовался красотой цветов. Многие растения лугов являются лечебными, а есть и ядовитые.

— Какие цветы можно увидеть на лугу? (Ответы детей.)

Нивяник. На каждом лугу можно увидеть цветы, которые называют ромашками. Однако у самых крупных и красивых из них другое название — нивяник, или поповник. В отличие от ромашки у них не только более эффектный цветок, но и совершенно иной лист. Он цельный. Аптечная ромашка выглядит проще: она не бывает такой высокой, как нивяник, стебель у нее тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак аптечной ромашки — приятный запах. Ее двойники таким запахом не обладают.

— А вот клевер, или шмелиная кашка. Как вы думаете, почему у растения такое название? (Высказывания детей.)

Клевер. Да потому, что это ценнейшее кормовое растение — клевер — опыляют преимущественно шмели. Пчелы не достают нектар в их глубоких венчиках. Гнезда шмели устраивают прямо на земле, используя покинутые мышиные норки или просто небольшие углубления. Их восковые соты беспорядочно расположены в один слой на дне гнезда. Шмели, как и пчелы, питаются нектаром и пыльцой разных цветов. Они медлительны и миролюбивы. Шмели очень полезны. Их гнезда нужно охранять.

Тимофеевка. Свое название тимофеевка получила по имени ботаника Тимофея Ганзена, который изучал это растение. У тимофеевки соцветие цилиндрическое с фиолетовыми пыльниками, на ощупь оно жестковатое, волосков нет. Если в сене много тимофеевки, оно будет очень питательным для животных.

Лютик. Название происходит от слово «лютый», т. е. едкий, режущий. Именно такое чувство возникает у людей, на кожу которых попадает сок лютика. Лютики имеют высоту от 15до50см. На верхушке ярко-золотистые цветки. Несмотря на скверный характер лютика, это удивительно красивое растение — его желтые цветки словно светятся нежным, но в то же время ярким пламенем.

Зверобой. Почему это растение так назвали, ведь оно зверей не бьет, не убивает?! Зверобой всегда считался чудодейственным растением, излечивающим от 99 болезней. Высушенное растение заваривают и пьют как чай. Используют зверобой и как красящее вещество — он окрашивает ткани в красный и желтый цвет.

Животные луга

— Каких животных можно встретить на лугу? (Ответы детей.) Насекомые. Красота цветущего луга обусловлена назначением цветов привлекать насекомых. И их здесь множество: жужжат труженицы-пчелы, порхают бабочки, перелетают с цветка на цветок мухи-журчалки. Много здесь и таких насекомых, которые питаются растениями и придают лугам своим стрекотом неповторимый колорит. Это сверчки, кузнечики, кобылки. То тут, то там мелькают они в воздухе, высоко подпрыгивая вверх. Но увидеть и рассмотреть их вблизи довольно трудно: узкие зеленые тела сливаются с травой.

Канюк. Птица относится к соколиным. Обитает всюду, где леса чередуются с открытыми пространствами — лугами, полями. Целыми днями птица летает над лугом, высматривая мышей, ящериц. Временами застывает в воздухе, повисает, затем падает на землю и хватает замеченную жертву. В этом ему хорошо помогают зрение, сильные лапы с острыми когтями. Птица полезна для сельского хозяйства, так как только ее детеныши за лето истребляют не менее 570 полевок.

Крот. Типичный обитатель лугов. Длина тела — 12 — 16 см, хвоста — 2 — 4 см. Тело покрыто густым мехом. Его редко можно увидеть в природе, но места обитания легко узнать по кротовинам — выбросам почвы. Живет в норках, в которых очень много ходов. Крот приносит пользу, истребляя насекомых-вредителей: слизней, многоножек, улучшает почву, т. е. рыхлит ее. Правда, активно роя подземные ходы, крот может повредить посевы.

Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе»

— Этим летом ребята ходили на экскурсию на луга. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните простым карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках положили обратно. Раздавили несколько гусениц — все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили — микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

— Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие?

3. Экскурсия в лес

— Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

— Чем они отличаются друг от друга?

Растения леса

— Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

— Какие хвойные деревья можно встретить в лесу?

Сосна — вечнозеленое дерево высотой до 40—45 м. Это ценная древесная порода. Она дает отличный строительный материал, а из ее смолы и хвои вырабатывают много необходимых человеку веществ и лекарств.

— Какие еще в лесу растут деревья? (Дуб.)

У многих народов дуб издавна считался олицетворением могущества, прочности, постоянства, символом силы и славы. К осени на дубе созревают плоды — желуди. Они богаты крахмалом. Для многих зверей и птиц желуди — прекрасный корм. Особую славу дубу принесла его кора, которая содержит дубильные вещества. Приготовленным из нее отваром лечат различные заболевания. Дубы живут до 2 тыс. лет.

— Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами — этажами: выше всех деревья, ниже — кустарник, еще ниже — травы, грибы, а в самом низу — мхи.)

— Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса, а также второго, третьего и четвертого.

— Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Ответы детей.)

Животные леса

— Ребята, посмотрите, что находится около пня. (Муравейник.)

— Кто в нем живет?

— Расскажите, что вы знаете о муравьях.

Муравейник состоит из веточек, сухих листьев, кусочков коры. Он не случайно так построен, во время дождя с него легко скатывается вода. Важно значение муравьев в жизни леса. Они разносят плоды и семена растений, уничтожают вредных насекомых. Каждое среднее гнездо муравьев уничтожает за лето до 2 млн насекомых-вредителей.

— А каких насекомых мы можем встретить в лесу?

— Какую пользу приносят насекомые? (Опыляют растения.)

Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду! За день она успевает опылить до 7 тыс. цветков. Для сбора 1 кг меда одной пчеле нужно преодолеть около 300 тыс. км и посетить 19 млн цветков.

Стрекозы — полезные насекомые, так как они воздушные хищники. Стрекозы схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других насекомых. Стрекоза-коромысло за 2 ч может съесть 40 мух, комаров или мошек. Стрекоз надо беречь.

Когда мы входим в лес, первыми мы встречаем птиц.

Черный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор. (Дятел.)

С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом. Стучит дятел, значит, будут уничтожены вредные насекомые.

— Каких птиц мы еще можем встретить в лесу?

— Что вы о них знаете?

— Какую пользу они приносят?

(Рассказ учащихся о птицах и их гнездах.)

Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Не следует тревожить птенцов в гнездах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку, чтобы птица не бросила его, а вывела бы птенцов.

— Кто еще живет в лесу? (Заяц, лиса, белка, медведь, волк, лось.)

— Что вы о них можете рассказать?

Игра «Что я за зверь?»

(У учителя есть несколько листочков с названиями животных луга или леса. Выбирают одного добровольца (для названия каждого животного). Он встает спиной к ребятам, ему на спину учитель прикалывает листочек с названием животного. Играющий должен задавать вопросы классу, пытаясь определить свое животное. Дети могут отвечать только «да», «нет», «может быть».)

— Обсудите, как каждый чувствовал себя в роли того или иного животного.

4. Подведение итогов экскурсии

— Понравилась ли вам экскурсия?

— Какие открытия вы сделали сегодня?

— Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

— Кому вы скажете спасибо? (Друг другу за интересные сообщения. А еще лесу и лугу за их красоту.)

Источник

Читайте также:  Колорадский жук вредители культурных растений