Меню

Экскурсия растения осенью 1 класс

ПРИМЕТЫ ОСЕНИ ( экскурсия в природу)
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

Формировать понятия об экологических пищевых цепях, положенных в основу жизни животного мира;

Развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период;

Воспитывать любовь к природе родного края.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_v_prir.docx 14.67 КБ

Предварительный просмотр:

( экскурсия в природу)

Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

Формировать понятия об экологических пищевых цепях, положенных в основу жизни животного мира;

Развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период;

Воспитывать любовь к природе родного края.

1.Вызов ( в классе)

Воспитатель. Отгадайте загадки.

  1. Пришла без краски и без кисти,

А разукрасила все листья. (Осень)

Да и та без башмака? (Гриб)

  1. В дереве хатка, орешков горка и хозяйка есть. (Белочка)

Воспитатель. Объясните приметы.

  1. Весна красна цветами, а осень – снопами.
  2. Осень идет, дождь за собой ведет.
  3. Осень всех наградила, но и все загубила!

2. Знакомство с маршрутом экскурсии, правилами поведения.

Воспитатель знакомит учащихся с маршрутом экскурсии, правилами поведения.

3.Остановка «Парк – младший брат леса».

— Почему можно так рассуждать? (Рассуждения учащихся)

— Почему в парке стало светлее? (Опадают листья с деревьев)

— Как называется это явление? (Листопад)

— Какие деревья остались зелеными и почему? (ель, сосна, лиственница)

— У какого дерева листва желтеет первой? ( У березы)

— Осень – это время созревания семян, сбора урожая. Желтый цвет — символ осени. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал название этой поре года – золотая осень. Кроме желтого цвета для осенних пейзажей характерен серый и малиновый цвет. И очень интересно наблюдать, как природа одними и теми же красками пишет сначала радостный, яркий, солнечный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый.

— Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь насекомых? (Их стало меньше)

Бабочки с первыми осенними холодами гибнут, зимуют только отложенные ими яйца. Многие насекомые забираются под кору деревьев, в щели построек, и там перезимовывают. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы. Все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые весной построят новое гнездо.

— Сентябрь – это месяц «птичьих стай». Почему? (Ответы детей)

— Насекомых становится меньше, поэтому улетают птицы – ласточки, стрижи, так как они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют не отлету в теплые края журавли, грачи, кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

4. Игра «Верю – не верю»

Воспитатель зачитывает утверждения. Учащиеся внимательно слушают. Отвечают «верю», если утверждение верное, «не верю» — если неверное.

Мы идем осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники (« не верю »), а на деревьях висят ягоды клюквы ( « не верю»), сушатся грибы ( « не верю»), сидят среди желтых листьев ласточки и поют песни ( « не верю» ). Залаяла собака ( «верю»), из травы выскочил белый заяц ( «не верю»), и пустился бежать через поле к речке ( « верю»), при этом он испугал жаворонка ( « не верю») и куропатку, которые поднялись высоко в небо и запели песни ( « не верю»), а зайчик прыгнул в воду ( « не верю»), нырнул в свой домик ( «не верю» ), забрался в мягкую постель и только потом успокоился, уснул на целую зиму ( « не верю»).

1-я группа – сбор семян, шишек, желудей.

2-я группа – сбор листьев с деревьев, кустов.

3-я группа – наблюдение за поведением насекомых и его описание.

4-я группа – наблюдение за чем-то необычным, что будет замечено во время экскурсии, и описание

6.Подведение итогов экскурсии.

Домашнее задание: рассказать родителям о своих впечатлениях на экскурсии, обратить внимание на краски осени, ее приметы; в библиотеке найти загадки об осени.

Источник

Жизнь растений осенью
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Экскурсия по окружающему миру по теме: «Жизнь растений осенью». 1 класс.

Скачать:

Вложение Размер
zhizn_rasteniy_osenyu.docx 29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия по окружающему миру по теме:

«Жизнь растений осенью».

  • познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с различной формой, окраской листьев;
  • развивать наблюдательность, память, мышление детей;
  • воспитание заботливого отношения к природе.

Цель планируемого педагогом действия

Что при этом получает ребенок

Настроить на рабочий лад, заинтересовать учащихся.

I Вводная беседа.

Сейчас необыкновенный урок. Мы отправляемся странствовать по бору совместно с самым прекрасным порой года, а какое это время, вы скажите сами, отгадав загадку .

Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья.

Как вы догадались?

Умение анализировать с целью выделения признаков, доказать свою точку зрения, создавать устные высказывания.

Введение в тему урока

Сегодня мы с вами совершим путешествие по осеннему лесу, рассмотрим многоцветные краски сказочной осени . Послушаем, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, радостно посвистывают птахи . Как вы думаете, что еще мы можем заметить в лесу?

Развитие воображения, умения рисовать мысленные картины.

Дети предлагают свои варианты.

Для того чтобы всё это заметить , нужно поступать в соответствии с правилами поведения. Расскажите, какие из них вы знаете? Давайте разделимся на группы, вы посовещаетесь, а затем выскажете свои мысли.

Умение контролировать, корректировать, оценивать действия свои и партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

соотносить поступки с принятыми

нормами, умение выделить нравственный аспект поведения.

Учитель заранее продумывает состав групп.

Дети перечисляют правила поведения в лесу.

Но прежде, чем начать наше странствие, нужно заполучить пропуск в лес. Отгадайте загадки о деревьях, что повстречаются нам в дороге . Чем скорее вы это сделаете, тем скорее мы начнём странствие . (Отгадывание загадок)

Умение контролировать, корректировать, оценивать действия свои и партнёра.

Дети остаются в тех же группах и группами отгадывают загадки.

Изучение нового материала

II Путешествие по лесу.

Остановка № 1 «В мастерской художницы Осени».

— Первая остановка: « В мастерской художницы Осени». Давайте насладимся всеми цветами и оттенками осеннего леса.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

— Попытайтесь посчитать , какое количество цветов и оттенков вы видите на листьях?

Ученики называют цвета и оттенки листьев.

— Посмотрите пристальнее , отличаются ли листья различных деревьев по цвету. Посмотрите, какого цвета листья на берёзе? На клёне? На рябине? На осине? На каштане? На дубе?

Умение наблюдать, анализировать с целью выделения признаков.

-А знаете, отчего листья желтеют?

Умение выдвинуть гипотезу и её обосновать, умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы.

-Летом листья зелёные благодаря тому, что в них содержится немало зелёного красящего вещества — хлорофилла. Еще в листьях есть красящие вещества красного и желтого цвета. Но зеленого вещества больше и летом оно заглушает остальные. Хлорофилл важен для растений. В ходе жизни растений оно разрушается, но под воздействием солнечного света снова появляется. В летнее время солнышко светит подолгу, солнечного света более чем достаточно, и листок остается зеленым. А в осеннее время день становится короче, растения получают меньше света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает появляться. Количество зеленого цвета в листьях уменьшается. Листья приобретают различные тона. Где больше вещества желтого цвета — желтеют, где больше красного — краснеют. И так как количество красящих веществ неодинаково, то растения и окрашиваются обилием всевозможных цветов.

— А сейчас взгляните на листья сирени и ольхи, какого они цвета?

Почему у них осенью не изменился цвет листьев?

Умение установить причинно-следственные связи, построить логическую цепь рассуждений.

-Да, благодаря тому, что в листьях данных деревьев, помимо зелёного, другие красящие вещества отсутствуют.

-Надеюсь, ребята, вы догадываетесь, что в лесном воздухе много кислорода и что он полезен для зверей и человека. Это чистый воздух, содержащий полезные вещества, которые разрушают болезнетворные бактерии. Поэтому дышать чистым лесным воздухом полезно для самочувствия.

— Припомните, какое дыхание – через нос или рот – полезнее. Почему?

-Привыкайте дышать через нос, особенно в холодное время: воздух согревается в ваших тёплых носах, затем поступает в лёгкие. Давайте выполним дыхательную гимнастику, чтобы укрепить здоровье.

Остановка № 2 «Листопадная».

— Отчего осенней порой листья облетают с растений?

Умение выдвинуть гипотезу и её обосновать.

-Не ветер основная причина листопада. Весной и летом ветер дует часто, а листья с деревьев не падают.

-Взгляните на эту сломанную летом веточку. Листья на ней высохли, запросто крошатся, однако отрываются тяжело. Сейчас попытайтесь сорвать листок с неповреждённой ветки. Лист отделяется свободно. Отчего?

Умение установить причинно-следственные связи, построить логическую цепь рассуждений.

-Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках происходят изменения. В месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки и хватит тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветра, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.

— Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?

Учитель предлагает ученикам рассмотреть опавшие листья разных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка.

-Как думаете, почему нет ранок?

-Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в том месте, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.

Ребята, скажите, пожалуйста, для чего же нужен листопад?

Умение выдвинуть гипотезу и её обосновать.

-Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. Сохранив на зиму листья, через которые вода испаряется, дерево погибло бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.

-Мы идём по мягкому лиственному ковру. Приглядитесь, каких листьев больше всего вы видите на земле?

Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.

Дети вместе с учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья.

Остановка № 3 «Загадочная». — Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление особенно заметно у осины, дуба, вяза, ивы, тополя. Ребята, посмотрите на землю под этой старой осиной. Здесь лежит много веточек разной длины. Рассмотрите их.

Эти веточки живые, не засохшие. Почему же веточки оказались на земле? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на тот конец веточки, где она отделилась от дерева.

Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка отделилась от дерева сама и в определенном месте. Так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью — ветвепад.

Умение выдвинуть гипотезу и её обосновать.

Дети рассматривают веточки и предлагают свои варианты ответа.

Остановка № 4 «Игровая».

— А теперь давайте поиграем. Угадайте, с какого дерева этот листок.

Я раздам вам листочки, а когда скажу «Раз, два, три — беги», вы бежите к дереву, листок с которого у вас в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы».

Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается.

Учитель раздает каждому группе по листку, при этом надо учитывать близость деревьев, чтобы учащиеся не потерялись.

-Вот и закончилась наша экскурсия в осенний лес. Сегодня вы узнали и увидели много нового и интересного. Расскажите, какие изменения в жизни растений происходят осенью?

Посмотрите, друг на друга. И вас раскрасила художница Осень. Ваши щёки стали румяными, глаза светящимися. Почему?

Правильно, потому, что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив.

Давайте поблагодарим Осень за гостеприимство, за красоту и радость, которыми она поделилась с нами. И подарим ей несколько поэтических строк.

Дети читают наизусть несколько стихотворений об осени.

-Думаю, осени понравились стихи и в подарок она дарит нам возможность порадовать своих близких большим ярким букетом осенних листьев.

Сбор осенних букетов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок знакомит обучающихся с жизнью растений на Юге России в осенний период времени, расширяет кругозор детей, воспитывает внимательное и бережное отношение к природе, формирует общечеловеческие ценнос.

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс.

Урок-экскурсия в осенний лес. Это увлекательное путешествие будет проходить вместе со сказочной героиней Осенью.Она познакомит ребят с изменениями в жизни растений в это время года.

Урок построен по требованиям ФГОС с использованием ИКТ.

В даном материале представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира по теме «Жизнь растений осенью» в 1 классе по УМК ПНШ.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Жизнь растений осенью» Цели деятельности учителя: знакомство детей с осенними изменениями в жизни растений с изменениями окраски листьев и плодов.

Тест по окружающему миру «Жизнь растений осенью», 1 класс.

Источник

Урок-экскурсия для 1 класса по окружающему миру “Жизнь растений осенью”

Цели: дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений; познакомить учащихся с разнообразием форм и окраски листьев деревьев в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; познакомить с представителями растений, произрастающих в родном крае; продолжить формирование деятельности наблюдения; показать пример культуры поведения в природе; собрать природный материал для уроков трудового обучения.

Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений; плоды, семена, осенние листья различных растений; у детей – лупы.

Предварительная работа. Прежде чем организовать экскурсию, учителю необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, парка или сквера. Учитель, побывав на месте проведения экскурсии, намечает места остановок, объекты для изучения.

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы отправляемся в осенний парк. Вам разрешается идти парами, общаться между собой, негромко разговаривать, обращаться с вопросами или за помощью к взрослым.

А что вы не должны делать в парке? (Нельзя рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от группы, играть в прятки.)

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

О с е н н и е и з м е н е н и я в неживой природе.

– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)

– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)

– Как греет солнце? (Ответы детей.)

– Расскажите о погоде сегодня: ясно или облачно, пасмурно; осадки или без осадков; ветрено или безветренная погода; тепло или холодно.

– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)

Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения. Делаются в ы в о д ы:

1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, оно кажется низким.

2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

О б щ и й в ы в о д: похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления неживой природы.

III. Изучение нового материала.

1. Б е с е д а «Жизнь растений осенью».

– Рассмотрите и назовите находящиеся недалеко от дорожки деревья, кустарники и травянистые растения.

– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.

– Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.

– Какие запахи вы чувствуете в осеннем парке?

– Потрогайте кору и листья разных деревьев; понюхайте веточки деревьев, поздние травы, соберите плоды деревьев.

– Известный русский поэт и писатель И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

…Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?

– Какие цвета преобладают в убранстве деревьев? (желтый, оранжевый, красный.)

– Почему листья на деревьях и кустарниках летом были зелеными, а осенью изменили свой цвет? (Предположения детей.)

– Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества – хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество – очень важное для растения и очень интересное.

В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. Почему же осенью листья меняют окраску?

Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а где красного – краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и окрашиваются во множество разнообразных оттенков.

– Обратите внимание на листья сирени и ольхи. Какого они цвета? (Зеленого.)

– Почему же листья сирени, ольхи не меняют свою окраску осенью? Потому что в листьях этих деревьев, кроме зеленого, других красящих веществ нет.

2. Т а й н ы л и с т о п а д а.

– А теперь последим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие – самыми последними, какие деревья не сбрасывают листву?

Обратить внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?

С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней – и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

– Можно ли причиной листопада назвать ветреную погоду осени? (Нет. Летом и весной тоже много ветреных дней, а листва не падает.)

– Зато осенью листья падают и в безветренную погоду. Почему?

– Вспомните сломанную летом ветку. Листья засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Как отделяется лист? (Легко.)

– Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)

– Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.

– А есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Рассмотрите веточки в лупу. (Ранок нет.)

– Ранок нет, потому что листья отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.

Рассмотрите опавшие листья разных деревьев и кустарников. Убедитесь, что у всех гладкий, округлый край черешка.

– Сравните листопад у разных растений. Какие отличия в листопаде вы можете назвать?

Учитель обобщает и уточняет ответы детей.

– У липы и тополя первыми облетают листья с больших нижних ветвей, затем – со средних, и последней облетает макушка. У орешника листья начинают облетать с верхних ветвей.

Листья, у которых одна листовая пластинка (например, листья березы, липы, тополя, дуба, яблони, вишни, клена, осины, ольхи, вяза), всегда облетают вместе с черешком. А если у листа несколько листовых пластинок (например, у конского каштана), то может опадать весь сложный лист с черешком, а может отдельно падать каждая листовая пластинка, а потом – черешок.

– Как вы думаете, зачем же деревья и кустарники сбрасывают листья на зиму? Оказывается, так они готовятся к зиме.

3. Р а с с к а з у ч и т е л я «Травянистые растения осенью».

– Рассмотрите травянистые растения. Какие изменения в их жизни происходят осенью?

Одни травянистые растения рассеивают семена (из них весной зазеленеют новые растения). Другие травы прячутся под землю и там ждут весну. Эти хитрецы спокойно расстаются со своей надземной частью. Главное для них – спасти свою подземную кладовую: клубень, луковицу, корневище, в которых за лето накопились питательные вещества. Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья.

Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и ветками, спрятаться под землю. Они поступают по-другому – сбрасывают свою листву. Ведь листья испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Не могут корни ее выкачать. Если дерево не сбросит на зиму листья, то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.

4. Б е с е д а «Хвойные растения осенью».

– Все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

– Как выглядят осенью ель и сосна?

– Рассмотрите листья-хвоинки. Как называют деревья с хвоей? (Это хвойные растения.)

Зимой и летом – одним цветом.

– Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?

– Рассмотрите ветки ели. Как они растут? (Ветки ели растут наклонно.)

– Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью.

Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

– Не сбрасывают ели и сосны всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Обратите внимание на землю под хвойными растениями. Что вы обнаружили? (Под елью, сосной много желтой хвои.)

– Листья-хвоинки опадают постепенно, и на их месте вырастают новые. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки.

– А это хвойное дерево – лиственница. Осенью она сбрасывает листья-хвоинки. Почему это хвойное дерево получило такое название? (Потому что ведет себя как лиственные деревья.)

– Какие лиственные растения растут в нашем крае?

– Назовите хвойные растения нашего края.

– Назовите травянистые растения нашего края.

5. Б е с е д а «Осеннее явление – ветвепад».

– Еще одна загадка жизни растений осенью – ветвепад. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, некоторые ивы, тополя, и наблюдается, когда они стареют.

– Присмотритесь к этим деревьям. Что вы видите на земле около них? (Мы видим опавшие веточки.)

– Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки – почки. Если их разложить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? (Предположения детей.)

– Рассмотрите тот конец веточки, где она отделилась от дерева. (Поверхность его ровная, округлая. никакой поломки не было.)

– Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей.

6. П о в т о р е н и е п р а в и л п о в е д е н и я в природе.

– Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу? (Огонь губит не только растения, но и их семена, и животных леса. В огне вместе с сухой травой гибнут лягушки, ящерицы, насекомые.)

– А вот что может случиться, если люди забывают, что мусор нельзя выбрасывать в лесу.

Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а подготовленные заранее ученики изображают некоторые действия ребят из стихотворения.

Мы приехали на речку

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу пошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки,

И как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Жгли костры, бумагу жгли –

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

– Эй, ребята! – крикнул Дима. –

вот местечко хоть куда!

Чудный вид! Прекрасный пляж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли –

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки –

Словом – мусора гора!

Мы приехали на речку

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

– Почему ребята не нашли другого свободного места?

– Какие правила надо выполнять, гуляя за городом?

– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

– Какие происходят изменения в жизни растений с приходом осени?

Источник

Читайте также:  Растения и грибы чем они различаются