Меню

Экскурсия разнообразие растений произрастающих в окрестностях школы

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений». Значение лситпада в жизни растений.

Скачать:

Вложение Размер
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений» 21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»

для обучающихся 6 классов

Цель: познакомить учащихся с разнообразием растений; с осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке; с различными методами биологических исследований и привить школьникам навыки поведения в природе.

Оборудование: презентация или иллюстрации по теме “Осень”, ветви деревьев, кустарников и травянистых растений, различные листья, разнообразные сухие и сочные плоды, лупа.

  1. Учитель: Ребята, вот мы с вами и на месте. Посмотрите вокруг, какое сейчас время года?

Учитель: Правильно! Не правда ли прекрасное время года. Сколько о нем написано стихов, сколько нарисовано картин, даже и не счесть. Послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад»:

« Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца. »

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.И. Тютчев)

1. Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?

2. Учитель: Сегодня мы пришли сюда, чтобы разобраться, почему растения сбрасывают листву, почему желтеют листья и многое другое. Итак, какие же изменения произошли при смене лета на осень?

Выявить признаки осени:

  • неустойчивая погода,
  • короткий световой день,
  • понижение температуры воздуха,
  • увеличение влажности и количества осадков,
  • появления по утрам тумана,
  • потемнение воды в реках и прудах,
  • дружный отлет многих птиц,

3. Учитель: Все правильно. А какие изменения произошли с растениями?

  • раскрашенная листва на деревьях.
  • созревание плодов растений,

4. Выяснить причины осенних изменений в природе:

  • Что происходит с растениями осенью?
  • Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?

Свежей листве придает зеленый цвет хлорофилл. Но со временем он разрушается, а когда солнечный день укорачивается, света становится недостаточно для его образования. В листьях начинают преобладать каротиноиды — пигменты оранжевого, желтого или красного цветов. Благодаря им кроны деревьев приобретают осеннюю яркую окраску.

  • Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
  • Почему легко опадают желтые листья?

У основания черешка листа появляется отделительный слой (подушечка), листья все слабее держатся на ветках и в какой-то момент опадают. Под микроскопом на срезе легко разглядеть образование особого отделяющего (пробкового) слоя. Клетки этого слоя имеют гладкие стенки и легко отделяются друг от друга. С помощью лупы рассмотрите, основание черешка опавшего листа и найдите слой ткани способствовавшей его отделению.

  • Какое значение имеет листопад?

Зимой, когда почва промерзает, деревьям недостает влаги и поступающих от корней минеральных веществ. Жизненные процессы замирают. Чтобы сэкономить на питании, многие растения приспособились сбрасывать листву перед наступлением холодов. Избавляясь от листвы, дерево спасает себя от засыхания в холодное время года.

  • Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?

К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные дерево забирает, а от вредных избавляется, сбрасывая листву.

  • Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?

Листья, опадающие осенью с деревьев – не мусор. Они разлагаются в земле и обогащают почву. Лесная подстилка – фабрика по изготовлению лесной почвы, питающей деревья и оберегающая их здоровье. Уборка листвы давно уже стала символом осени в городе. Это трудоемкая работа, которую в течение десятилетий из года в год делают садово-парковые службы, дворники, горожане на субботниках. Зачем же мы убираем листья в городе, отнимая у наших городских деревьев эту природную подкормку и защиту?

а) Городские деревья впитывают из земли, воды и воздуха много вредных веществ (асфальт — бензопирен). Оставлять такую листву и позволить ей попасть дальше в почву – это больше вред, чем польза для растений.

б) Кроме того в опавших листьях скапливается много мусора, который кидают горожане. Все это приводит к загрязнению почвы, заселению ее вредителями и, в конечном счете, к заболеваниям растений.

  • Что произошло бы с березой, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?

Наверное, все обращали внимание на то, что после сильных снегопадов ветки деревьев сильно склоняются к земле под тяжестью снега. А некоторые ветки из-за этого даже ломаются. А если бы зимой на деревьях оставались еще и листья, то снега на ветвях оставалось бы гораздо больше из-за большой поверхности листа. Поэтому, сбрасывая листья, деревья защищают себя еще и от механических повреждений, которые могут произойти под напором большой массы снега.

  • У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют?

У сирени, ольхи, некоторых яблонь и молодых тополей листья остаются зелеными до самых заморозков, а с выпадением снега чернеют. Некоторые растения сохраняют листья зелеными в течение всего года даже в районах с суровой зимой (большинство хвойных, лесные и болотные кустарнички — брусника, багульник, клюква).

  • А что происходит с наземными частями травянистых растений?

У травянистых многолетников отмирают и стебли.

  • У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
  • Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)
  1. Ребята, а теперь нам предстоит ответить на главные вопросы .
  • Почему (не смотря на теплую погоду, безветрие) именно с наступлением осени растения теряют листья? (уменьшение длины светового дня).
  • Какое значение для растений имеет листопад? (подготовка к зиме: экономный режим расходования воды и питательных веществ, защита органов от повреждений)
  1. Беседа о бережном отношении к природе .

Как надо вести себя находясь на природе?

  1. Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
  2. Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
  3. Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
  4. Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
  5. Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
  6. Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
  7. Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
  8. Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди
Все вычерпать до дна…
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дудин

Найти и принести об осени

  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Стихи
  • Рисунки

Источник

Экологическая экскурсия 5-6 класс

«Разнообразие растений на пришкольном участке. Приспособленность растений к перенесению неблагоприятных условий»

изучение жизненных форм растений, знакомство учащихся с осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, формирование школьникам навыков поведения в природе.

1. Изучить видовой состав и формы растительности по маршруту на территории своего школьного двора.

2. Формировать правила поведения в природе.

3. Обогатить эмоциональное впечатление об осенней природе.

Оборудование: гербарные папки, блокноты, альбомы для рисования.

Методы: словесно-наглядные, иллюстративные — наблюдения объектов природы, практическая работа, обсуждение увиденного, беседа, игровые ситуации.

Возраст детей: 5-6 класс

Условия проведения: экскурсия проводится по маршруту на территории своего школьного двора

Методические советы на подготовительный период

1. Распределение поручений за неделю до экскурсии.

2. Проведение инструктажа.

3. Предварительное изучение педагогом маршрутной территории экскурсии.

1. Организационный момент.

2. Изучение разнообразия растения.

3. Выполнение групповых заданий.

4. Подведение итогов экскурсии. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

2. Изучение жизненных форм растений.

3. Выполнение заданий по карточкам. (Работа в группах. Решение проблемы).

5. Домашнее задание.

Перед экскурсией проводится беседа по правилам поведения на природе, о бережном отношении к растениям. Затем учитель делит класс на звенья (группы). На этой экскурсии можно в большом разнообразии применить игровые формы. Например, уже в начале объявить конкурс на группу наблюдательных, смышленых и организованных.

Задание 1
Учащимся предлагается сосчитать число видов растений, растущих в пришкольной зоне. Ученики дают обоснование подсчетам, пользуясь понятиями «особь», «вид», затем решают задачу, можно ли растущие на клумбе растения объединить в один отдел, класс, семейство.
Задание 2
Каждое звено получает инструктивную карточку по какому-либо семейству.
Инструктивная карточка
1. Внимательно рассмотрите внешнее строение растений разных видов одного семейства и оформите записи в таблице.
Видовое название Особенности внешнего строения листьев
цветков (формула) плодов (тип)
1. Проанализируйте записи и сделайте выводы:
а) Чем отличаются растения разных видов данного семейства?
б) Какие признаки являются общими для растений данного семейства?
в) Чем объяснить сходство в строении растений?
г) К какому классу и типу относятся растения данного семейства?
Задание 3
Обследовать пришкольную зону, найти растения семейства, данного каждому звену, изучить особенности их внешнего строения и данные внести в таблицу (перед выполнением задания учитель проводит инструктаж по заполнению таблицы).
Видовое название Особенности внешнего строения листьев
цветков (формула) плодов (тип)
При подведении итогов по этим заданиям каждое звено называет число видов растений семейства и общую характеристику.
Здесь можно провести игру «Отгадай растение» : раздаются карточки с описанием растения, которые встретились каждому звену, учащиеся должны вспомнить, где они увидели это растение и его название.

Примеры карточек:
Карточка №1. Травянистое растение, листья очередные, с трилистниками. Цветы одиночные, неправильные. Венчик небольшой, окружен в белый или желтый цвет. Корни нитевидные.
Обобщая результаты, учитель предлагает учащимися 2 вопроса: «Какими общими чертами строения характеризуются растения каждого семейства?», «Чем объяснить эти сходства?».
Причины сходства и различий учащиеся находят с трудом, но наводящие рассуждения учителя облегчают этот путь.
Второй этап экскурсии — изучение придорожных растений.

Учащимся предлагается сравнить подорожник и одуванчик, растущие у дороги, устанавливаются сходство в строении стебля и расположении листьев. В поисках причин данного явления учащиеся обращаются к условиям жизни растений у дороги и отличают роль вытаптывания как постоянно действующего доктора. Обсуждается значение укороченного стебля, расположение листьев розеткой и утолщение жилок на листьях для выживаемости особей придорожных растений и для сохранения вида.
Учитель предлагает учащимся сравнить подорожник большой и одуванчик лекарственный, выросшие у дороги, с особями, растущими в стороне от дороги, и охарактеризовать условия их жизни. В результате учащиеся делают вывод о влиянии местообитания на внешний вид растения.
Учитель предлагает определить, к каким классам цветковых растений относятся подорожник и одуванчик. Учащиеся правильно классифицируют одуванчик и ошибаются с подорожником (так как у подорожника дуговое жилкование листьев, но семя с двумя семядолями). Учитель объясняет, что дуговое жилкование — есть приспособительная особенность, результат влияния вытаптывания. В результате эволюции жилки приобрели дуговое направление и утолщались, что значительно повысило упругость листа.
Демонстрируются другие придорожные растения, рассказ учителя о соответствии их строения условиям жизни. Учащиеся находят черты приспособленности у гусиной лапки, клевера ползучего, ромашки пахучей.
Затем устраивается небольшой отдых, который посвящается закреплению увиденного. Здесь можно предложить игру: «Вспомни увиденное». Ведущий задает вопросы играющим о том, что они видели на пройденном пути. Кто быстрее и правильнее дает ответы, тот выигрывает. Можно предложить другую игру: «Будь внимателен». Играющие становятся в круг, и ведущий дает каждому название растения. Затем ведущий называет растение и говорит, где оно растет. Если он правильно сказал, то ведущий должен сказать «да»,а если неправильно-«нет». Выигрывает тот, кто без ошибок ответил на все вопросы ведущего.
Учитель ведет класс на пустырь, где учащиеся наблюдают лопух большой, чертополохи, крапиву двудомную и др. и отвечают на вопросы: почему лопух вытесняет другие растения? Почему животные и человек обходят растения пустырей?

Почему животные не поедают эти растения? Чем отличаются растения пустырей от придорожных растений? Какие приспособления выработались у этих растений?

Учащиеся определяют, к какому семейству принадлежат встреченные растения. Проводится беседа о практическом значении этих растений.

Вернувшись к школе, ученики изучают сорные растения на пришкольном участке.

Задание 4
С помощью копалки удаляются сорняки участка, указанного учителем. Распределяют на 3 группы (с помощью учителя): многолетние, двулетние, однолетние. Заполняется таблица:
№ особенности внешнего строения органов Меры борьбы Семейство Видовое название
надземных
подземных
Учитель проводит беседу с учащимися, дополняет ответы и рассказывает о биологии наиболее злостных сорняков.

Завершается экскурсия итоговой обобщающей беседой. Также можно провести игру «Поставь на свое место». Цель игры — как ученики запомнили различают плодовые, декоративные, сорные, овощные растения. Для этого учащимся раздают карточки с названиями растений в произвольном порядке. Учащиеся должны сгруппировать их в 4 колонки: плод, сорняки, декоративные, овощные.

По результатам экскурсии ученики оформляют 4 карточки с описанием растений, увиденных в процессе работы.

Источник

Экскурсия на пришкольную территорию «Разнообразие покрытосеменных растений»

Экскурсия на пришкольную территорию «Разнообразие покрытосеменных растений»

Подготовка к экскурсии учителя:

1. Изучает маршрут и многообразие растительного мира пришкольной территории;

2. Составляет план и маршрут для учащихся;

3. Составляет вопросы и карточки с заданиями для учащихся;

4. Беседа с учащимися о целях предстоящей экскурсии, знакомит с «Правилами гербаризации растений»;;

5. Инструктаж по технике безопасности.

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Инструктаж по технике безопасности(расписаться);

2. Приготовить блокнот и простой карандаш для заметок;

3. Разделить учащихся на малые группы (2-4 человека, по желанию).

Познавательные УУД: описывать по алгоритму процессы, описывать свое отношение, искать дополнительную информацию в интернете, выделять характеристики для сравнения самостоятельно и сравнивать объекты.

Умение слушать, считаться с мнением как одноклассника в своей группе, так и из другой группы; работать совместно.

Умение ставить учебную задачу , умение планировать свою деятельность, умение прогнозировать результаты работы, умение руководить работой группы или быть ее участником, навык самоконтроля.

Сегодня на экскурсии мы с вами будем наблюдать осенние явления в жизни растений.

Наша задача увидеть и описать осенние явления в природе. Собрать цветущие растения для гербария (1-2)

1. Выясните, какие древесные растения растут на данной территории. Соберите листья с разных деревьев.

2. Понаблюдайте, как изменяется окраска листьев у разных деревьев. Установите количество окрашенных листьев у разных растений (много – больше половины, средне – половина или около, мало – намного меньше половины).

3. В какой цвет окрашены листья разных деревьев.

4. Результаты наблюдений внесите в таблицу:

количество окрашенных листьев

1. Выясните, какие покрытосеменные растения встречаются на участке. В каком состоянии они находятся (в начале развития, цветущие, отцветшие с плодами).

2. Сосчитайте, сколько разных видов травянистых растений встречается на данной территории. Много ли осталось растений которые радуют нас своими цветками?

3. Соберите неизвестные вам цветущие растения для изготовления гербария (желательно чтобы один и тот же вид не повторялся).

Задание 3 (выполняется в течение нескольких дней после экскурсии)

1. Составьте отчет об экскурсии в виде выполненных заданий.

Источник

экскурсия на школьный двор.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Каждый год проводим эксурсию «Многообразие растений». Предлагаю разработку данной экскурсии используя растения, произрастающие на территории школьного двора на уроках биологии 6 класс .

Скачать:

Вложение Размер
mir.docx 20.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир, окружающий ребенка-это прежде всего мир природы с человеком, безграничным богатством явлений, с неисчерпанной красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В.Сухомлинский.

«Многообразие цветковых растений»

Ознакомить учащихся с многообразие растений школьного двора.

Показать многообразие растений школьного двора.

Показать соответствие строения растений условиям их обитания.

Развивать систематические понятия «вид», «класс», «семейство».

Воспитывать бережное отношение учащихся к природе, любовь к труду.

Воспитывать эстетическое наслаждение от общения с природой.

Место экскурсии в системе уроков «Цветковые растения и их классификация» , а также при изучении классификации и признаков цветковых растений.

Подготовка учителя к экскурсии . Выбор в качестве объекта растительности школьного двора облегчает проведение экскурсии. Так как затрачивается меньше времени на передвижение к месту экскурсии

Ознакомление с литературой позволяет выбрать растения для изучения на экскурсии, подобрать интересные биологические факты, организовать наблюдение учащихся и сформировать учебные задачи и вопросы на размышление, задания для самостоятельной деятельности учащихся.

Этапы разработки экскурсии :

1. Постановка цели и задач

2. Разработка маршрута экскурсии

3. Проведение экскурсии.

  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии.
  3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Учащиеся с учителем выходят в школьный двор.
  2. Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений.
  3. Учащиеся называют редкие и лекарственные растения ,произрастающие на школьном дворе.
  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение. Выводы. Рефлексия .
  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
  2. Обсуждение представленных творческих работ.

Вводная беседа. Цветковые, или покрытосеменные, растения разнообразны. Среди них есть растения пигмеи и гиганты, однолетние , двулетние и многолетние, деревья, кустарники и травы, растения, однократно цветущие и плодоносящие, потом отмирающие и многократно цветущие и плодоносящие, есть культурные формы растений и в их числе хлебные злаки, овощи и плодовые деревья, а также сорняки , но все они украшают нашу жизнь, радуют, облагораживают человека, делают его восприимчивым к природе, музыке, стихам, живописи. Вот почему мы должны не только любить природу, но и охранять её. Вокруг каждой школы есть школьный двор ,где растет большое количество цветковых растений . На нашем школьном дворе растут календула, тагетес, алиссум, агератум, петуния, портулак, роза и лилии и др.

Вопросы для беседы

Какие растения растут на территории школьного двора ?

Что вы знаете об этих растениях?

Какие растения называются дикорастущими и культурными? Почему?

Какие редкие и лекарственные растения окрестностей села произрастают на школьном дворе.

( Учитель подводит итог)

Первое задание. Учащиеся фронтально изучают растения клумб школьного двора. Учитель предлагает сосчитать число видов. Ученики затем дают обоснование подсчетам, решают проблему, можно ли все эти растения объединить в один тип, класс, семейство.

Второе задание. Учащиеся пользуясь определительными карточками распределяют растения по семействам. Делают выводы об общих признаках данных семейств.

Третье задание. Используя характерные признаки семейств растений определить растения на клумбах школьного двора .

Рассказ учителя .Цветы разводят с глубокой древности, и они играют важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Каждый цветок имел свою историю, а очень древняя история превращалась в легенду. Вероятно, на Земле нет ни одной страны , в которой не существует мифов, сказок или легенд о растениях. Часто легенды и предания возникали благодаря оригинальной форме корней, листьев, цветков или плодов растений. Сколько волшебных историй, легенд и мифов можно вспомнить глядя на те или иные растения.

Ученик . Шиповник. Полюбилась хуторскому атаману жена казака. И решил атаман извести казака, а казачку забрать себе. Как решил, так и сделал. Отправил он казака на далекую военную службу, а казачку выкрал. Но не желала казачка стать ему ни женой, ни наложницей. Убежала она в лес, да там и повесилась. А на том месте расцвел куст, куст шиповника. Красив цветом, колюч ветвями, с терпкой ягодой. Шиповник ( за шипы на ветвях )на языке цветов означает поэтичность, молодцеватость, мужская стать.

Ученик. Бархатцы. Латинское название растение получило в честь сына Гения и внука Юпитера-Тагеса. Этот персонаж прославился тем, что мог предсказывать будущее. Тагес был мальчиком, однако его интеллект был необычно высок, и он обладал даром предвидения. Его

Пророчества были записаны в книги и переданы потомкам. В Китае бархатцы являются символом долголетия, поэтому их называют «цветами десяти тысяч лет». На языке цветов бархатцы означают верность.

Ученик. Пион. В Китае его называют цветком благородства и почета, преподносят друзьям как знак добрых пожеланий. А в Индии и Пакистане его считают символом неуклюжести и глупости. А еще иногда называют его соперником розы. Якобы пытался он однажды перещеголять красавицу розу, если не окраской и ароматом, то хотя бы величиной: пыжился, надувался, да таким и остался.

Итоги экскурсии . Учитель проводит обобщающую беседу ; предлагает доказать многообразие цветковых растений. Обсуждают причины разнообразия цветковых растения. Доказывают влияние климатических, почвенных, биотических факторов на формирование внешнего вида растений разных видов. Учащиеся выделяют общие признаки цветковых растений, одинаковый план строения растений, а также единство их происхождения.

Рефлексия. Отгадать загадки.

Стоят в поле сестрички. Золотой глазок , белые реснички.(Ромашки)

Синенький звонок висит, никогда не звенит.(Колокольчик)

Цветки какого растения могут иметь разную окраску?(Анютины глазки )

Название цветка – кондитерское изделие.(Ирис)

В методике обучения биологии есть «Десять заповедей экскурсионного дела».

Помни, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных

Изучи место, куда ведёшь экскурсию.

Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

Избегай длинных объяснений.

Не оставляй экскурсантов только слушателями. Заставь их активно

Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно

смотреть их: всем должно быть видно.

Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни. Лучшие друзья, первая любовь, .

На территории школьного двора произрастает более 360 деревьев. С удовольствием на уроках биологии совершаем экскурсию по школьному двору.

Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их д.

Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как яв.

Ежегодно в нашей школе реализуются социальные проекты по оказанию социальной помощи обучающимся. Вашему вниманию предоставлен один из проектов по трудоустройству учащихся из социально незащи.

Проект написан ученицей 9-м класса Харартия Дианой под руководством педагога ГБОУ СОШ №422 по программе «Кронштадт — город воинской славы». Сбор материала о строительстве крепости на острове.

ПОЛОЖЕНИЕ о школьной экологической акции «Мой школьный двор, мой дом, мой город&raquo.

Источник

Читайте также:  Ответы на викторину по биологии 6 класс про растения