Меню

Экскурсия царство живой природы растения и животные

Царства живой природы: растения и животные
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс)

Экскурсия в лес. 2 класс.

Скачать:

Вложение Размер
tsarstva_zhivoy_prirody.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Царства живой природы:

растения и животные

Экскурсия в лес. 2 класс.

Цели. 1. Показать многообразие растений и их роль в жизни человека, учить классифицировать растения.

2. Развивать наблюдательность, воображение, мышление, память.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство патриотизма, трудолюбие.

Оборудование. Карточки с заданиями, справочный материал (набор открыток «Лекарственные растения», книга «Растения нашей Родины»), лопата, перчатки.

1. Вступительная часть.

— Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес. Сегодня мы будем изучать лес и спасать от мусора.

Ученик читает стихотворение С. Погореловского.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь- мы свои!

2. Новый материал.

— Есть тесная связь между жизнью леса, его обитателей и жизнью человека. Знаете ли вы, что сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну зерна.

-У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется огромное количество насекомых- вредителей, она расправляется сними в течение нескольких дней.

— Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160- 170 комаров.

3. Самостоятельная работа.

— Я привела научные факты, которые первоначально складывались из наблюдений. А сегодня вы сами будете исследователями. Мы разобьемся на группы для выполнения отдельных самостоятельных заданий. Вы должны применить и показать знания, полученные на уроках окружающего мира.

Группа1.Устно опиши погоду. Пронаблюдай, где ветер дует сильнее: в лесу или на окраине. Почему? Сделай вывод. Как это использует человек?

Группа 2. Пронаблюдай, везде ли почва одинакова по влажности. Дай этому объяснение.

Группа 3. Найди 3- 4 цветущих травянистых растения. С помощью справочного материала определите название. Составьте рассказ – описание.

Группа 4. Найди кустарники. С помощью справочного материала определи название. Составь рассказ – описание.

Группа 5. Найди 3 — 4 лиственных и хвойных дерева. Найди отличительные признаки. Составь рассказ- описание.

Группа 6. Найди мхи и лишайники. Пронаблюдай их отличительные признаки от травянистых растений.

После самостоятельной работы следует проверка. Дети слушают своих одноклассников, исправляя и дополняя.

4. Практическая работа.

— С своими заданиями вы справились хорошо. А сейчас мне пришли на ум слова замечательного писателя и большого любителя природы Михаила Пришвина «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Ученики читают стихи.

На заре зеленую березку

На краю весеннего села

Полоснул ножом своим подросток

Мимоходом, в шутку, не со зла.

Может быть , с сегодняшнего утра

Ей не встать бы, сбитой наповал,

Только кто- то , ласковый и мудрый,

Рану у нее забинтовал.

И ушел, оставшись безымянным,

Доброглазый этот человек.

И огонь ликующий, зеленый

С той поры в ветвях ее не гас,

Очень уж хотелось знать спасенной,

Кто ее от верной смерти спас.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю:

« Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою».

— Я наблюдала за вами, пока вы работали самостоятельно. Мне приятно отметить, что вы правильно ведете себя в лесу. Но природе нужна твоя помощь! Внимательные заметили, что место, куда мы пришли было не такое чистое, каким бы хотелось его видеть. Это лесные жители насорили? Конечно, нет. Давайте, исправим чужие ошибки, соберем мусор и закопаем.

— Вы многое узнали сегодня, многое увидели, но главное, что вы сегодня были настоящими защитниками своей Родины.

6. Домашнее задание.

Составить рассказ о наиболее интересном растении нашего края.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала.

Документ содержит материал для презентации, стихи, загадки, мини-доклады с использованием личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении, здоровьесберегающих технологий, игровых приемо.

Эта игра воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение ко всему живому и развивает творческий потенциал.

Конспект урока в 1 классе. Окружающий мир «Живая природа.Растения» система Л.В.Занкова.

На уроке показывается влияние человека на природное сообщество; даётся представление о Красной книге Ростовской области; расширяются знания детей о растениях, встречающихся в Ростовс.

Материал может быть использован как в 3 классе при изучении темы, так и в 4 классе в качестве обобщения.

Систематизировать и расширять знания учащихся о природе родного края. Формирование интереса к изучению флоры и фауны региона и её значения в жизни человека, формирование экологической культуры.

Источник

Урок природоведения в 5-м классе с использованием компьютерных технологий по теме «Царства живой природы «

Разделы: Биология

Использование на уроках природоведения компьютерных технологий, позволяет не только повысить познавательный интерес к предмету, изучить методы и приемы научного познания мира, но и привлечь учащихся к проектно творческой деятельности, которой сейчас уделяется большое внимание. Интересные и красочные слайд-шоу, использование современной техники (цифровой микроскоп, лаборатория Архимед ) делают уроки более содержательными и интересными. Тем самым, позволяют учителю стимулировать стремление учащихся к познанию окружающего мира, не только в рамках школьной программы.

Цель урока: сформировать современное представление о царствах живой природы.

Задачи:

  • Сформировать современное представление о Царствах живой природы, как правильное понимание научно-материалистической картины мира.
  • Развить познавательный интерес учащихся.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Обобщить и систематизировать знания.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, цифровой микроскоп.

I. Вступительное слово учителя

Приветствие учителем учащихся.
Объявление темы, целей, формы проведения урока.

II. Повторение пройденного материала

На экране высвечивается слайд № 2. (Природа)

Учитель задает вопросы учащимся:

  • Скажите, чем отличается живая природа от неживой?
  • Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?
  • Назовите представителей живой и неживой природы изображенных на экране.

Ученики отвечают на вопросы.

III. Основная часть урока

Учитель читает отрывок из стихотворения «Взгляд на природу» (автор Юрий Шмидт)

Дикой ягоды вкус.
Соловьиные, звонкие трели,
Запах спелых садов,
Родника ледяной перелив.
Снега первого хруст,
Первоцветы в начале апреля,
Желтых листьев покров
И дождя незнакомый мотив.

На экране высвечивается слайд № 3 и 4. (Природа)

Учитель. Когда мы гуляем на улице, во дворе своего дома, в парке или за городом мы любуемся красотой природы. Наслаждаемся пеньем птиц, жужжанием насекомых, любуемся деревьями, кустарниками и цветами. Когда в лесу видим грибы, то пытаемся определить, что это за гриб, съедобный или нет. Можно представить и животных, разнообразие которых велико. Но наверное мало кто из нас задумывался, что вся та живая природа, которая нас окружает, ученые делят на большие группы.
Живые организмы, имеющие общие признаки и близкие по строению виды объединяются в более крупные группы. Те в свою очередь, в ещё более крупные. Самые большие группы, в которые объединяется весь живой мир, называют царствами.
В настоящее время можно встретить разную классификацию царств живой природы. Классификация это система распределения организмов на группы по каким-то признакам. В одних книгах мы увидим 4 царства, в других –5 или 6. Мы рассмотрим и познакомимся с шестью царствами живой природы: вирусы, бактерии, простейшие, грибы, растения и животные.

Учитель предлагает познакомиться с царствами живой природы более подробно.
На экране высвечивается слайд № 5. (Классификация царств живой природы).
Учитель предлагает записать классификацию царств в тетради.

На экране высвечивается слайд № 6 (Микроорганизмы), затем № 7 (Вирусы)

Учитель. Мельчайшие и вездесущие, лежащие на грани живого и неживого вирусы (от лат. virus – яд, ядовитое начало) выделяют в отдельное царство. Некоторые ученые считают, что вирусы – потомки бактерий. По форме они бывают нитевидные, палочковидные, сферические. А некоторые вирусы, пожирающие бактерии, напоминают головастиков. Вирусы вызывают болезни растений, животных и человека. Попадая в живой организм, вирус заражает его различными заболеваниями. Вирус может размножаться как в самой клетке, так и за ее пределами. Существует очень большое количество самых разных видов вирусов. Именно они приводят к различным вирусным заболеваниям.
С древнейших времен люди были знакомы с заболеваниями, вызванными вирусами. Старинные индийские и китайские рукописи рассказывают об эпидемиях черной оспы, а в Древнем Египте был известен полиомиелит. Корь, краснуха, свинка, грипп, ветрянка, гепатит, клещевой энцефалит, .. Это печальный список можно продолжить. Однако человек не является единственной «мишенью» для вирусов. Вирусные инфекции вездесущи, они поражают все виды живых существ. Животные и растения, микроорганизмы и грибы – никто не может избежать их губительного воздействия.
Вирус это мельчайшая неклеточная частица, состоящая из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки, это микроскопическая частица. Вирусы подобны молекулам. Вирусы – внутриклеточные паразиты: размножаясь только в живых клетках. Резко отличаясь от всех других форм жизни, вирусы, подобно другим организмам, способны к эволюции.

На экране высвечиваются слайды № 8, 9 (Бактерии)

Бактерии (от греч. bakterion – палочка), поистине вездесущи. В воздухе и в воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Они могут жить в самых суровых условиях, которые не выдерживают другие организмы. Их удается обнаружить в верхних слоях атмосферы и в глубине подземных скважин, в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников. Вместе с грибами бактерии разрушают мертвую органическую материю и превращают ее в углекислый газ и воду, регулируют состав атмосферы, помогают сохранять плодородие почвы. Бактерии могут быть и полезными. Например, многие традиционные напитки: простокваша, кефир, сыр, творог, сметана получают с помощью особых молочнокислых бактерий. Попадая в молоко, эти организмы начинают бродить и превращают молочный сахар в молочную кислоту.
Бактерии эта группа микроскопических, одноклеточных организмов. Увидеть бактерии можно только в сильный микроскоп. Они состоят из одной клетки, не имеют ядра и по форме клеток бактерии могут быть шаровидными (кокки), палочковидными (бациллы, …), извитыми (вибрионы, спириллы, спирохеты). Их насчитывают около 2500 видов.

Учитель предлагает рассмотреть царство простейших.
На экране высвечивается слайд № 10 (Простейшие)

Царство простейших объединяет множество самых разнообразных организмов, имеющих общий отличительный признак: их тело состоит всего из одной клетки. В отличие от бактерий их клетка содержит ядро. Первым человеком, увидевшим простейших под микроскоп, был голландский натуралист Антони ван Левенгук. В 1673 году, рассматривая перцовый настой, он увидел удивительных «зверушек». Левенгук назвал их «настоечными» животными – инфузориями (от лат. infusum – «настой»).
Простейшие расселены по всей поверхности Земли. Их можно найти на дне морей и океанов, в песках пустыни. Но особенно много простейших в почве и пресных водоемах. Такие крошечные создания, как простейшие, могут серьезно повлиять на жизнь планеты. За всю историю Земли в ее океанах родилось и погибло бесчисленное множество крошечных одноклеточных существ. Их микроскопические минеральные скелеты опускались на дно. За десятки миллионов лет они наслоились, образовав мощные отложения – мел, известняки. Если взглянуть под микроскопом на обыкновенный мел, то можно увидеть, что он состоит из огромного количества раковинок простейших.

Учитель включат цифровой микроскоп и предлагает ребятам рассмотреть под микроскопом с увеличением в 10, 60 и 200 раз мел. Затем капельки воды из аквариума, благоприятной среды их обитания простейших (желательно взятых с водорослей).
Учащиеся наблюдают простейших в движении.
Затем учитель выключает микроскоп и на экране высвечиваются слайды № 12 (Инфузория – туфелька), № 13 (Амеба, Эвглена зелена)

Простейшие это одноклеточных животных. Организм простейших состоит из одной клетки или колонии клеток. Размеры от 2-4 мкм до 1 см.. Свободноживущие и паразитические формы. Насчитывают около. 40 тыс. видов простейших. В пресных водоемах часто встречаются: амеба, эвглена зеленая, инфузория-туфелька.

Учитель обращает внимание на данные простейшие их строение и передвижение. Затем переходит к характеристике царства грибов.
На экране высвечиваются слайды №14, 15 (Грибы), 16 (Трутовики), 17 (Плесень), 18 (Дрожжи)

Грибы – загадочные создания. Изучением грибов занимается науки микология. Сейчас известно более 100 тысяч видов грибов. Однако в природе их намного больше, и практически каждый год ученые открывают и описывают новые виды.
Мир грибов обширен и многолик. Существуют съедобные (подберезовик, подосиновик, лисичка, белый, опята, и т.д.), несъедобные грибы (мухомор, бледная поганка, ложные опята, и т.п.). К царству грибов относятся грибы, живущие на деревьях – трутовики. Все эти грибы можно увидеть невооруженным глазом. Но есть еще одна группа грибов, которые можно рассмотреть только под микроскопом – это микроскопические грибы. Люди часто и не подозревают об их существовании. Они имеют вид пленок, корочек, рыхлого и порошкообразного налета испортившихся пищевых продуктов, прелых листьев, на гнилой древесине. Их называют плесенью. Есть еще один вид микроскопических грибов, без которых человек не может испечь хлеб, приготовить вино, квас – дрожжи. Дрожжи умеют превращать сахар в спирт и углекислый газ. Они не образуют грибницы. В отличие от других, они растут в виде одиночных клеток. В клетках грибов содержится ядро.
Грибы относят к многоклеточным живым организмам, но среди них есть и одноклеточные

Учитель предлагает рассмотреть царство растений.
На экране высвечивается слайд № 19 (Растения)

Главные цвета Земли – голубой и зеленый. И если синева – эта небо и вода, то зеленый – это царство растений. Что произойдет, если растения вдруг исчезнут с лица Земли? Останутся без пищи животные и человек. Не будет привычной одежды, ведь большая часть одежды сделана из растительных волокон (хлопок, лен). Лишатся отопления многие дома, потому, что важнейшие виды топлива – уголь и торф – не что иное, как остатки доисторических лесов. Да и книг не будет, поскольку бумага, на которой их печатают, – тоже растительного происхождения. Но главное – все живущие на планете (и люди, и животные) задохнуться. Для дыхания нужен свободный кислород, а он появляется в атмосфере Земли только как результат фотосинтеза – процесса преобразования воды и углекислого газа в кислород и органическое вещество. Эта работа постоянно совершенствуется клетками зеленых растений. Именно благодаря растениям существуют на Земле все живые существа.
Растения есть повсюду на поверхности суши. Даже среди вечных снегов и льдов у полюсов и на высочайших горных вершинах можно найти одноклеточные водоросли. Всего на Земле насчитывают около 350 тысяч видов растений, поражающих людей разнообразием своих форм. Изучает растения ботаника.
Учитель дает классификацию растений.
На экране высвечивается слайд № 20 (Классификация растений)

На экране высвечивается слайд № 21,22,23,24, 25,26,27 (Водоросли, мхи и лишайники, папоротники, покрытосеменные (2) и голосеменные растения (2)), учитель дает краткую характеристику группам растений, переключая слайды во время рассказа.
Водоросли, группа низших водных растений, обычно содержащих хлорофилл и вырабатывающих органические вещества в процессе фотосинтеза. Тело водоросли –не имеет настоящих корней, стеблей и листьев. Одноклеточные, многоклеточные, колониальные организмы. Насчитывают около 30 тыс. видов. Водоросли – основные продуценты органического вещества в пресных водоемах и морях.
Моховидные это мелкие растения (мхи, лишайники), длина которых лишь изредка превышает 50 мм; исключение составляют водные мхи, некоторые из которых имеют длину более полуметра. Мхи встречаются на всех континентах нашей планеты.
Цветковые растения находятся на наиболее высокой эволюционной ступени развития растительного царства. Они характеризуются образованием особого органа размножения – цветка и развитием плода с заключенными в нем семенами. Отсюда другое название семенных растений – покрытосеменные.
Существуют различные способы распространения семян. Одним требуется ветер, другим – вода, третьим – какое-либо животное, четвертые и вовсе не нуждаются в каких-либо агентах для расселения.
Выражение «голосеменные», впервые использованное ботаником Бекетовым. Оно указывает на главную отличительную черту этих растений, a именно на то, что семяпочки, а затем и происшедшие из них семена не имеют замкнутого вместилища, как то замечается у всех покрытосеменных. Завязь здесь имеет вид простой чешуи, на которой сидит одна или несколько семяпочек. К голосеменным относятся хвойные деревья.

Учитель задает вопрос учащимся:
Какие хвойные деревья Вы знаете?
Учащиеся отвечают на вопрос.
На экране высвечивается слайд № 28 (Животные)

Царство животных – самое разнообразное царство. Каждый организм неразрывно связан с той средой, в которой он живёт. Животные освоили сушу, воздух, воду, почву в различных природных зонах. Животных насчитывают около 1 миллиона 500 тысяч видов. В царство животных объединяются многоклеточные организмы, питающиеся готовыми органическими веществами и способные к передвижению.

Учитель предлагает воспользоваться учебниками «Природоведение 5 класс» А.А Плешаков, Н.И.Сонин и открыть иллюстрации на стр. 18 и 19. (Классификация царства животных)

Учитель рассказывает о классификации животных, при этом обращает внимание ребят на группу насекомых, которая составляет более 1 миллион видов, основная их часть обитает на суше, а личинки многих насекомых живут в воде. А так же о важной роли животных в природе и жизни человека.
На экране высвечивается слайд № 29. (Природа)

Учитель, рассмотрев царства живой природы и обращая внимание, что в царствах грибов, растений есть виды одноклеточные и многоклеточные предлагает учащимся систематизировать и разделить не на многоклеточные и одноклеточные живые организмы, а по принципу ядерные (Эукариоты) и безъядерные (прокариоты). На доске рисует схему и просит записать название царств.

Учащийся записывает на доске систематику, затем проверяют и переписывают в тетради. Правильное расположение царств: Эукариоты: простейшие, грибы, растения и животные. Прокариоты: бактерии.

IV. Заключительная часть урока

Учитель задает вопросы учащимся на закрепление новой темы

  • На какие царства ученые делят царства живой природы?
  • Что общего у бактерий и простейших и чем они друг от друга отличаются?
  • Что общего у грибов, простейших, растений и животных?
  • На какие группы делят растения?
  • На какие группы делят животных?
  • Какие группы животных относятся к беспозвоночным, а какие – к позвоночным?
  • Какие царства относятся к Прокариотам?
  • Какие царства относятся к Эукариотам?

V. Домашнее задание

Стр.16-21 учебника «Природоведение» 5 класс, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин и записи в тетради. Сообщение о грибах, растения по желанию.

Приложение: Презентация к уроку «Царства живой природы».

Список используемой литературы:

  • Учебник «Природоведение» 5 класс, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, издательский дом «Дрофа», 2007г
  • Учебник «Природа» 5 класс, Т.С.Сухова, В.И. Строганов, Московский изд. Центр «Вентана-Граф» АО «Московский учебник», 2007 г.
  • Энциклопедия для детей том 2 «Биологи», изд. Москва «Аванта +»,20

Источник

Читайте также:  Вирусы являются возбудителями заболеваний растений