Меню

Экскурсия в 10 классе многообразие сортов растений

Экскурсия на пришкольную территорию «Разнообразие покрытосеменных растений»

Экскурсия на пришкольную территорию «Разнообразие покрытосеменных растений»

Подготовка к экскурсии учителя:

1. Изучает маршрут и многообразие растительного мира пришкольной территории;

2. Составляет план и маршрут для учащихся;

3. Составляет вопросы и карточки с заданиями для учащихся;

4. Беседа с учащимися о целях предстоящей экскурсии, знакомит с «Правилами гербаризации растений»;;

5. Инструктаж по технике безопасности.

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Инструктаж по технике безопасности(расписаться);

2. Приготовить блокнот и простой карандаш для заметок;

3. Разделить учащихся на малые группы (2-4 человека, по желанию).

Познавательные УУД: описывать по алгоритму процессы, описывать свое отношение, искать дополнительную информацию в интернете, выделять характеристики для сравнения самостоятельно и сравнивать объекты.

Умение слушать, считаться с мнением как одноклассника в своей группе, так и из другой группы; работать совместно.

Умение ставить учебную задачу , умение планировать свою деятельность, умение прогнозировать результаты работы, умение руководить работой группы или быть ее участником, навык самоконтроля.

Сегодня на экскурсии мы с вами будем наблюдать осенние явления в жизни растений.

Наша задача увидеть и описать осенние явления в природе. Собрать цветущие растения для гербария (1-2)

1. Выясните, какие древесные растения растут на данной территории. Соберите листья с разных деревьев.

2. Понаблюдайте, как изменяется окраска листьев у разных деревьев. Установите количество окрашенных листьев у разных растений (много – больше половины, средне – половина или около, мало – намного меньше половины).

3. В какой цвет окрашены листья разных деревьев.

4. Результаты наблюдений внесите в таблицу:

количество окрашенных листьев

1. Выясните, какие покрытосеменные растения встречаются на участке. В каком состоянии они находятся (в начале развития, цветущие, отцветшие с плодами).

2. Сосчитайте, сколько разных видов травянистых растений встречается на данной территории. Много ли осталось растений которые радуют нас своими цветками?

3. Соберите неизвестные вам цветущие растения для изготовления гербария (желательно чтобы один и тот же вид не повторялся).

Задание 3 (выполняется в течение нескольких дней после экскурсии)

1. Составьте отчет об экскурсии в виде выполненных заданий.

Источник

Методическая разработка экскурсии: Флора г. Котельники. Знать, любить, беречь
план-конспект занятия по экологии (10, 11 класс) на тему

Методическая разработка урока-экскурсии по предмету «Экология Подмосковья». Из опыта работы. Ознакомление обучающихся с проблемой сохранения биоразнообразия.

Скачать:

Вложение Размер
nesterova_v.n._kotelniki_metodrazrabotka.docx 25.54 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. УРОК — ЭКСКУРСИЯ «Флора Котельников. Знать, любить, беречь»

Учитель химии и биологии МБОУ КСОШ №3 Нестерова В.Н.

Цель: Ознакомление обучающихся с многообразием растений Московской области с целью формирования сознания о важности сохранения видового биоразнообразия.

Изучить многообразие растений Московской области на примере древесно-кустарниковых растений, произрастающих на территории г.о. Котельники, мкр. Белая Дача; познакомиться с представленными жизненными формами растений; сделать наглядные пособия для уроков биологии и экологии.

Подготовить сообщения по растительности, произрастающей на территории г.о. Котельники.

Оборудование: лупы, личные мобильные телефоны, набор для полевой работы, бумага формата А4, ножницы, клей, контуры крон деревьев (из картона), карточки с заданиями, план-схема маршрута, атлас-определитель растений (страницы атласа, предварительно сфотографированные на мобильные телефоны).

Сбор на старте экскурсии, инструктаж по технике безопасности, целеполагание.

Рассказ учителя о видовом разнообразии растений. Движение по маршруту с остановками и краткими сообщениями обучающихся.

На территории городского округа Котельники в микрорайоне Белая Дача произрастают следующие виды древесно-кустариковой растительности: Ель колючая, Туя западная, Тополь бальзамический, Осина и близкие виды, Берёзы повислая, пушистая и близкие виды, Липы мелколистные, крупнолистные, Ясени пенсильванский и близкие виды, Вяз обыкновенный, перистоветвистый и близкие виды, Клён остролистный, Клён ясенелистный, Каштан конский, Рябина обыкновенная, Спиреи, Пузыреплодник, Рябинник, Шиповник.

Эти данные взяты из реферата «Обзор состояния зеленых насаждений Муниципального образования Город Котельники». В 2007 году отделом экологии проводилась инвентаризация древесно-кустарниковой растительности.

Педагог знакомит обучающихся с данными 2007 года и ставит задачу посмотреть, как за это время изменился видовой состав растительности. Пройдя по маршруту, школьники отмечают, что видовой состав древесно-кустарниковых форм увеличился, благодаря работе предприятия «Русские газоны» и благотворительной деятельности организации «Народное предприятие». Появились Пихта корейская, Орешник, Дуб красный, Кедр, Сосна Веймутова, Черёмуха виргинская и другие виды. Древесные растения имеют таблички с названиями, выполненные «Народным предприятием». К сожалению, наблюдаются факты вандализма по отношению к табличкам.

Пример сообщения обучающихся.

Клён ясенелистный, или клён американский родом из Северной Америки, преднамеренно интродуцирован в Европу в XVII веке. Уже в 1920-е годы стал наблюдаться его самосев в естественных условиях. В настоящее время клён ясенелистный в России широко распространён, вышел из парков и внедрился в аборигенный растительный покров. Представляет угрозу биологическому разнообразию. Его способность быстрее других пород образовывать многоярусные заросли затрудняет возобновление местных видов. Из-за своей очень высокой экологической пластичности является одним из самых агрессивных древесных сорняков в лесной зоне Евразии. Традиционными способами, например вырубкой, от него трудно избавиться. Специалисты в обиходе называют этот агрессивный вид «клён-убийца». Дерево используется различными птицами для гнездования. Семенами питаются многие виды птиц и белок. Древесина не представляет хозяйственной ценности. Корневая система и листовой опад при разложении выделяют вещества-токсины, тормозящие рост других растений. В итоге под его кроной в незначительных количествах развиваются только сорняки. В городских условиях клён недолговечен и выглядит не эстетично. Искривлённый, сильнонаклонённый ствол, крона разреженная, беспорядочная, с хаотически отрастающими ветвями. Хрупкость древесины и поверхностная корневая система приводят к падению крупных деревьев, или веток и опасности при сильном ветре для имущества и здоровья людей. Разрастаясь, клён создаёт непроходимые заросли, со скоплением мусора и источником опасных инфекций. Всё это привело к отказу от применения этого клёна в озеленении городов.

Примеры вопросов к школьникам на экскурсии:

  1. Какие функции выполняют городские зелёные насаждения? Ответ – рекреационную, эстетическую, защитную функции.
  2. В каких условиях существуют растения в городской среде? Ответ – растения в городской среде находятся в неблагоприятных условиях и нуждаются в защите.

Опыт с плодами клёна.

Плоды клёна имеют два крылатых выроста. Опадая на землю, они быстро вращаются в воздухе, поэтому долго не падают на землю и относятся ветром далеко от дерева. Опыт: разъединить крылатку клёна, так, чтобы было по одному выросту. Подбросить в воздух и наблюдать медленное падение на землю. Оторвать вырост и сравнить скорость падения.

В полёте крылатка клёна работает точно так же, как лопасти несущего винта вертолёта, опускающегося с выключенным двигателем. Обращение крылатки вокруг центра тяжести создаёт видимость замкнутой круговой поверхности, на которую может воздействовать ветер. Таким образом, почти десятикратного мнимого увеличения площади растение добивается самым простым путём (Ф. Патури).

Этап самостоятельной работы в группах.

В начале экскурсии обучающиеся разбиваются на группы, и каждая группа получает одинаковые задания, которые они должны выполнить в ходе маршрутного обследования территории. Задания:

  • Оценить санитарное состояние древесно-кустарниковой растительности на данной территории (наличие сухих ветвей в кроне, стволовой гнили, количество наклонённых деревьев, наличие повреждений от насекомых и механических повреждений).
  • Оценить ландшафт и дизайн, выдвинуть предложения по улучшению эстетической привлекательности участка, созданию цельной композиции. Какое значение имеет ярусность в групповых посадках?
  • Узнать по описанию, фотографиям, картинкам деревья и кустарники, указанные в инвентаризации 2007 года, найти новые виды и определить их.
  • Прослушать сообщения одноклассников и придумать вопросы докладчику.
  • Подготовить наглядные пособия для последующей работы на уроках экологии Подмосковья. Каждая группа вырезает из бумаги контуры деревьев и наклеивает на крону, собранные листья. В школе, созданные макеты деревьев сканируются и сохраняются в электронном и в печатном вариантах.

В конце экскурсии обсуждаются и сравниваются результаты групповой работы. Полученные при маршрутном обследовании материалы обобщаются, и на их основе делается заключение о состоянии зеленых насаждений в районе в целом, и выдвигаются предложения по улучшению экологической обстановки, сохранению и увеличению биоразнообразия растений в своём городе.

Данную экскурсию можно проводить как осенью, так и весной и зимой. Зимой школьники определяют деревья по форме кроны и почкам, рисуют, или вырезают из бумаги контуры деревьев. Осенью собирают опавшие листья и делают макет дерева (контуры деревьев с листьями в кроне). В целях удобства хранения и использования макеты можно отсканировать и получить хорошие наглядные пособия для уроков. Также осенью проводим наглядный и интересный опыт. Дети собирают и подбрасывают в воздух крылатки клёна, наблюдая, как они падают на землю. Весной, вспоминаем про однодомные и двудомные растения, учимся находить мужские и женские экземпляры клёна, тополя и других деревьев. Обсуждаем, почему в городах и населённых пунктах выпиливают женские экземпляры тополя. Также, весной хорошо наблюдать приспособления растений к опылению ветром на примере цветения ветроопыляемых растений до распускания листьев.

  1. Ф. Патури «Растения — Гениальные инженеры природы» www.rulit.me/books/rasteniya-genialnye-inzhenery-prirody-read-326285-1.html
  2. Википедия.
  3. Реферат «Обзор состояния зеленых насаждений Муниципального образования Город Котельники». Администрация Муниципального образования

«Город Котельники», Экологический консультативный центр «РостОК.» 43 стр.

Источник

Урок-экскурсия «Способы размножения растений в природе (окрестности школы)»

Урок-экскурсия для 10 класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия «Способы размножения растений в природе (окрестности школы)»»

Экскурсия №1 «Способы размножения растений в природе (окрестности школы)»

(10 класс, профиль)

Задание 1. Экспресс-тест «Вопрос-ответ»

1. Какая форма бесполого размножения характерна для мхов и папоротников? (спорами)

2.Верно ли суждение: бесполое размножение увеличивает наследственную изменчивость организмов? (нет)

3.Верно ли суждение: при бесполом размножении все дочерние особи являются точной копией материнской? (да)

4.Подвижная зрелая мужская половая клетка у животных, содержащая гаплоидный набор хромосом? (сперматозоид)

5.Женская половая железа, в которой образуются и созревают половые клетки (яичник)

6.Особый способ деления клеток, в результате которого происходит уменьшение числа хромосом и переход клеток из диплоидного состояния в гаплоидное? (мейоз)

7.Процесс образования двух дочерних клеток с набором хромосом, идентичным исходной материнской клетке? (митоз).

Задание 2.Назвать растения, у которых естественное вегетативное размножение происходит при помощи следующих органов

1. «Усов» : земляника, клубника.

2. Плетей — надземных облиственных побегов, имеющих на конце листовую розетку (ястребинка, живучка).

3. Корневищ — подземных побегов, несущих на себе спящие почки (ландыш, ирисы, пионы, солидаго, канны).

4. Корневых отпрысков — побегов, образующихся из спящих почек корней растений. Широко используются при размножении дикорастущей сирени, хризантем, сливы, тополя, ивы, дерена, вишни и других растений.

5. Луковиц. Луковичные растения делят на две группы: вечнозеленые — кринум, панкрациум и листопадные — лилии, нарциссы, тюльпаны, сциллы и др.

8. Клубней. Различают стеблевые клубни с ограниченным ростом, т. е. прекращающие рост в конце вегетации (картофель, топинамбур), и стеблевые клубни с продолжающимся ростом в последующие вегетационные периоды (бегония, цикламен, глоксиния).

К искусственным способам вегетативного размножения относят следующие.

1. Деление куста — самый простой способ. Обычно так размножают корневищные растения, особенно сильно кустящиеся и образующие большое количество надземных побегов, идущих от корней или корневищ (флокс, спирея, многолетние хризантемы, некоторые сорта сирени, чубушник корнесобственный, а из растений закрытого грунта — аспидистра, аспарагус).

2. Черенкование — способ вегетативного размножения путем укоренения определенных частей растения. Черенки могут быть стеблевыми, корневыми, листовыми.

Одревесневшими черенками размножают смородину, тополь, спирею, иву. Полуодревесневшие черенки имеют листья, древесина их еще не полностью вызрела, размножают комнатныйжасмин, чубушник, розы, сирень, фуксию.

Зеленые черенки представляют собой растущие побеги с невызревшей древесиной и с листьями.

Задание 3. Назвать растения, высеваемые на пришкольной территории семенами.

Задание 4. Назвать деревья, цветущие ранней весной до распускания листьев. Какова причина такого раннего цветений?

Задание 5. Предложите свой способ озеленения пришкольной территории, который придаст ей еще более эстетичный вид и будет экономически выгоден.

Экскурсия №1 «Способы размножения растений в природе (окрестности школы)»

(10 класс, профиль)

Задание 1. Экспресс-тест «Вопрос-ответ»

1. Какая форма бесполого размножения характерна для мхов и папоротников?

2.Верно ли суждение: бесполое размножение увеличивает наследственную изменчивость организмов?

3.Верно ли суждение: при бесполом размножении все дочерние особи являются точной копией материнской?

4.Подвижная зрелая мужская половая клетка у животных, содержащая гаплоидный набор хромосом – это…

5.Женская половая железа, в которой образуются и созревают половые клетки – это…

6.Особый способ деления клеток, в результате которого происходит уменьшение числа хромосом и переход клеток из диплоидного состояния в гаплоидное – это…

7.Процесс образования двух дочерних клеток с набором хромосом, идентичным исходной материнской клетке – это…

Задание 2. Назвать растения, у которых естественное вегетативное размножение происходит при помощи следующих органов (эти же способы можно использовать для размножения растений искусственно)

2. Плетей — надземных облиственных побегов, имеющих на конце листовую розетку:

3. Корневищ — подземных побегов, несущих на себе спящие почки:

4. Корневых отпрысков — побегов, образующихся из спящих почек корней растений:

Искусственные способы вегетативного размножения

1. Деление куста:

2. Черенкование стеблевыми черенками:

Задание 3. Назвать растения, высеваемые на пришкольной территории семенами.

Задание 4. Назвать деревья, цветущие ранней весной до распускания листьев. Какова причина такого раннего цветений?

Задание 5. Предложите свой способ озеленения пришкольной территории, который придаст ей еще более эстетичный вид и будет экономически выгоден.

Источник

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений. Листопад»
материал по биологии (10 класс) по теме

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений. Листопад»

Скачать:

Вложение Размер
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений. Листопад» 33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Магкаева Элина Маирбековна,

педагог дополнительного образования

МКОУ СЮН «Станция юных натуралистов»

г.Дигора, Дигорский район РСО-Алания

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений. Листопад»

Название разработки: экскурсия.

Название и форма проведения: «Осенние явления в жизни растений. Листопад», экскурсия

Цель: Выяснить, как сезонные изменения влияют на жизнь растений осенью.

  • познакомить учащихся с понятием о древесных растениях и продолжительностью их жизни;
  • развивать умения наблюдать за изменениями растений в живой природе;
  • воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Форма проведения: экскурсия.

Метод проведения: игровой, наглядный, беседа.

Возраст детей: 12-14 лет.

Условия для проведения: лесной массив

Оборудование: тетрадь, ручка, видеокамера или фотоаппарат

Методические советы на подготовительный период : дети изучают литературу о растительном мире Белгородской области.

1. Сообщение темы. Инструктаж по ТБ.

II . Проведение экскурсии

  1. Основная часть.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Игра «Узнай дерево по описанию».

IV. Домашнее задание.

I. Организационный момент .

Педагог: Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение.

«Падают, падают листья
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят».

-Ребята, вы можете рассказать, что же происходит с листьями осенью? (Ответы детей) Правильно, осенью листья опадаю. И поэтому, мы с вами поговорим сегодня о таком явлении как листопад.

— Давайте, сейчас каждый из вас выберет себе понравившийся листочек с дерева или кустарника. А теперь посмотрите друг на друга и разделитесь на группы по собранным листочкам.

1. Основная часть.

Педагог: — Ребята, посмотрите вокруг и вспомните первые признаки осени. (Ответы детей).

-сравните общий вид леса в летнее и осеннее время;

-обратите внимание на красоту природы;

-как вы думаете, почему у тополей, по сравнению с другими деревьями, раньше желтеют и опадают листья?

Педагог говорит о значении и мерах по охране изучаемых растений.

2. Самостоятельная работа .

Далее учащиеся разбиваются на группы по 2-3 человека и работают самостоятельно. Педагог раздаёт задания группам учитель на отдельных карточках. Перед выполнением педагог еще раз напоминает о том, какое количество материала надо собирать и как это делать. Особое внимание уделяет о необходимости соблюдения элементарных правил охраны природы: с деревьев и кустарников ветки не ломать, собирать опавшие листья, веточки, кору.

Задания для групп:

Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали?

Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день (холодный, теплый, слабый, сильный). Каких мы птиц встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

Что стало с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени. Много их или мало.

Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Понаблюдайте. какие растения остались зеленые? Какие работы люди выполняют осенью.

3. Игра «Узнай дерево по описанию»

Это дерево растёт медленно, сначала — сильнее в высоту, позднее — в толщину. Мощные корни уходят глубоко под землю, ствол большой и могучий, потому то это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.

Он всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.
У него темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе. Плодами этого дерева питаются многие животные. Это деревья-долгожители. Издавна у людей это дерево считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.

Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.

Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Не спеша нянчит это дерево каждый свой цветочек. И неспроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были А теперь пчелы посвободнее, все внимание ей уделяют. Нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.
Листья, почки, цветки обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.
С давних времен используют люди древесину этого дерева. Древесина у нее мягкая, податливая. В старину делали из её древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. Шла она на лодки, чашки, блюдца, ложки, а еще на разные поделки и игрушки. А еще в старину люди не могли обойтись без лыка. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти.
В наше время из её древесины делают мебель и музыкальные инструменты.

Э то дерево верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

Весной во время цветения на кончиках её веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще полгода, и только тогда шишка раскроется.

Из её хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить болезни.
Под ней растут грибы, на ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат эти деревья. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.

С давних времен использовали люди её древесину. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли.

Люди использовали смолу этого дерева, как клей.

Каждый год на этом дереве появляются плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Ягоды у неё бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, ярко-красные, на некоторых сортах бывают ягоды даже чёрные .

Среди птиц и зверей столько много любителей этой ягоды, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.
Ягоды крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется.

Птицы едят только плоды этого дерева, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги. Очень уж много в них витаминов.

Люди тоже едят и используют ягоды этого дерева. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды на нитку. [4]

III. Заключительная часть.

IV. Домашнее задание.

Составить рассказ об экскурсии по следующим вопросам

— с какими осенними явлениями в жизни растений вы познакомились?

— по каким признакам различают деревья, кустарники, травы?

— опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений, с которыми познакомились на экскурсии.

Методические советы организаторам и постановщикам

Больше использовать наглядного материала. Для создания эмоционального настроя группы можно использовать игры на воздухе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические карточки для групповой работы к осенней экскурсии.

Представлен бланк отчета по экскурсии для учащихся 6 класса «Осенние явления в жизни растений». После проведения экскурсии предлагаю учащимся в качестве отчета заполнить бланк. Затем учащиеся пр.

Предлагаемый урок–экскурсия может быть проведен в конце сентября или в начале октября, разделен на этапы в соответствии с заданными пунктами маршрута. На основе разработанных дидактических материалов .

Урок — экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений.

5 кл. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных», школьный. 2014г.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений». Значение лситпада в жизни растений.

Источник

Читайте также:  Система защиты растений томата от вредителей и болезней