Меню

Экскурсия в природу на тему растения и животные

План-конспект экскурсии в природу
материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Цели:– продолжить развитие знаний о среде обитания, ее факторах и влияние их на организмы;

– раскрыть взаимосвязи организмов в природных сообществах;

– продолжить формирование культуры общения с природой.

— формировать бережное отношение к природе.

— развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_avtosokhranennyy.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Татьяна Геннадьевна.

Воспитатель группы продленного дня.

МБОУ « Бетькинская средняя о бщеобразовательная школа»

План-конспект экскурсии в природу

  • продолжить развитие знаний о среде обитания, ее факторах и влияние их на организмы;
  • раскрыть взаимосвязи организмов в природных сообществах;
  • продолжить формирование культуры общения с природой.

— формировать бережное отношение к природе.

— развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

  • сантиметр, веревка 10 м., блокноты, карандаши, определители растений, фотоаппарат.

2. Работа по группам.

3. Подведение итогов.

Место проведения экскурсии : окрестности школы (лесопосадка)

Подготовка учителя к экскурсии:

  1. Спланировать маршрут экскурсии .
  2. Приготовить карточки- определители растений.
  3. Провести беседу об охране природы.

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных видах деревьев, кустарников, мхов.

2. Ввести три новых понятия :

«биогеоценоз»- система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема).

«ярусы»- элемент вертикальной структуры фитоценоза.

«фитоценоз»- растительное сообщество, существующее в пределах одного биотопа.

3. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы «лес». Формировать умение правильно вести себя в природе.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу и ТБ во время экскурсии

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию. Назовите, какие правила нужно соблюдать в природе, в лесу?. (Дети отвечают)

  • Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
  • В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь.

Учитель в ходе беседы раскрывает особенности лесного биогеоциноза, указывает на некоторые основные формы взаимодействия сопоставляющих его компонентов. Обращает внимание на расположение относительно друг друга деревьев, кустарников, травянистых растений. Дает понятие ярусности. Показывает учащимся на пробной площадке ярусы растительного сообщества и помогает определить виды растений каждого яруса. Обращает внимание учащихся на неодновременное развитие растений. Так первоцветы — хохлатки, медуница лекарственная, примулы- развиваются до распускания листьев на деревьях. До распускания листьев цветут и ветроопыляемые растения. Чем сильнее в лесу выражены ярусность и мозаичность, тем больше в сообществе мест обитания для животных, грибов, бактерий.

Учитель. Все ярусы — «этажи леса»- взаимодействуют между собой. Отмершие ветви и листья попадают в надпочвенный ярус, г де происходит интенсивное размножение органических веществ. Вода и минеральные вещества из подземных ярусов переходят в надземные. Обращаю ваше внимание на организмы, которые используют растения как субстракт: на коре деревьев живут мхи, лишайники, водоросли; плодовые тела грибов-трутовников на стволах деревьев можно считать примером паразитических отношений между грибами и растениями. Растения составляют основу сообщества. Животные в основном потребляют и разрушают органические вещества, созданные растениями. Биогеоциноз леса существует длительное время, но он постоянно изменяется. Это связано с колебаниями температуры, влажности, освещенности, с изменениями микроклимата и почвы под влиянием взаимодействия органических компонентов между собой. А сейчас я предлагаю выполнить самостоятельную работу.

Задания для самостоятельной работы.

1. Составить краткую характеристику растений по ярусам.

Выяснить состояние растений в них.

2. Посчитать количество деревьев каждого вида на площадке 10Х10 м., приблизительно определить их высоту.

1. Изучить состав верхнего яруса. Выяснить, какие деревья здесь господствуют. Описать внешний вид по плану: форма ствола, состояние кроны (густая или редкая, узкая или широкая, на какой стороне расположена, наличие отмерших сучков).

2. Сделать вывод о том, какой вид деревьев находится в лучшем состоянии, что происходит с деревьями других видов, какое влияние друг на друга оказывают эти виды деревьев.

Установить последствия деятельности человека, его влияние на данный биогеоциноз. Высказать предположения о том, какие мероприятия необходимо проводить для охраны данного биогеоциноза.

Подведение итогов. Составление отчета на основе работы всех групп с включением гербарных материалов, фотографий.

Источник

Экскурсия «Удивительный мир природы» (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)

Для воспитателей дошкольных учреждений предложен конспект экскурсии на территории детского сада «Удивительный мир природы». Экскурсия представлена в форме игры по станциям.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya.docx 22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия «Удивительный мир природы»

Цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природными объектами и воспитание бережного отношения к природе посредством проведения экскурсии по экологической тропе детского сада.

  1. Образовательные: расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах); формировать умение употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, использовать многозначные слова (иголка), подбирать однокоренные слова.
  2. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса, любви и бережного отношения к природе.
  3. Развивающие: способствовать развитию диалогического общения, умения слушать, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы; способствовать развитию мышления, умения обобщать, развитию пространственного мышления.

Оборудование и материалы: письмо от Лесовичка, схема экологической тропы, фломастеры, ватман.

Предварительная работа: беседа с детьми о деревьях, растениях, насекомых.

Беседа (в группе)

Воспитатель: Сегодня нас ждёт необычное путешествие в прекрасное царство природы. И вот что удивительнее всего: чудес с каждой вашей прогулкой будет всё больше. Если вы полюбите природу, она откроет вам постепенно все свои тайны. Но прежде, чем отправиться на прогулку, вспомним правила поведения в природе.

Чтение стихотворения Н.Рыжовой «Если в лес пошел гулять…»

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Послушайте, ребята, кто-то стучится.

(Воспитатель из раздевалки вносит письмо).

Письмо от Лесовичка: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лесовичок. Вот что я вам хочу рассказать: много людей посещают лес, но не все правильно ведут себя в лесу. Я хотел нарисовать плакат «Правила поведения в лесу», но сороки унесли и растеряли мои фломастеры. Прошу вас помочь мне найти фломастеры. В помощь вам высылаю карту, на которой отмечены все места, где побывали сороки. Ваш Лесовичок.»

Воспитатель: Ребята, поможем Лесовичку?

А вот и карта! (Приложение 1)

Экскурсия по экологической тропе детского сада:

Станция «Лиственные деревья»

Беседа с детьми о том, какие деревья растут на данном участке, почему они называются лиственными. Образование прилагательных, новых существительных, множественного числа от названия деревьев. (Береза – как назвать ласково? — березонька, березка; как называется роща, где растут только березы – березовая роща; липа – как назвать ласково? – липочка, липонька; пьют чай с цветочками липы – какой? – липовый); рябина – как назвать ласково? – рябинка, рябинушка).

Воспитатель: Ребята, около деревьев можно ли бегать? (Ответы детей: Надо ходить по дорожкам).

Воспитатель: Бегать, ходить возле деревьев нельзя, потому что земля станет твёрдой, утоптанной, как камень. И дождевым червякам будет трудно делать ходы под землей. Почву становится твердой, ее тяжело взрыхлить, и к корням деревьев не будут поступать воздух, вода. Корни засохнут, отомрут, и дерево погибнет.

Мы правильно ответили на вопрос и что же нашли на веточке? (Дети находят красный и синий фломастеры.)

Станция «Хвойные деревья»

Проводится работа аналогичная предыдущей. (Ель – елочка, еловая шишка, сосна – сосенка, сосновая шишка, ели, сосны – еловый лес, ельник, сосновый лес, сосновый бор)

Воспитатель: Как вы думаете, можно рубить деревья?

(Ответы детей: Нельзя, их надо беречь).

Воспитатель: Деревья рубить нельзя, потому что они очищают воздух, являются домом для очень многих обитателей леса.

И на этот раз мы справились, посмотрите, что-то лежит под елочкой.

(Дети находят зеленый и желтый фломастеры).

Рассматривание цветов, называние. (Анютины глазки, петуньи, бархатцы).

Воспитатель: Ребята, можно ли рвать цветы?

(Ответы детей: Нельзя, цветами надо любоваться).

Воспитатель: Нельзя рвать цветы огромными букетами, чтобы потом их выбросить. Цветами надо любоваться. Смотри, какие они красивые! Цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам. Пчёлы собирают нектар, а бабочки пьют сок из стебельков своим длинным хоботком. Посмотрите, вот бабочка крапивница:

Мне очень, очень нравится

Над ромашкой пляшет, пляшет

И цыганской шалью машет.

Воспитатель: Видите, какими разными бывают бабочки! Давайте дадим друг другу слово, никогда не ловить бабочек и других насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться издали, можно их нарисовать или сфотографировать на память.

Ребята, в лес часто приходят недобрые люди. Ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и даже убивают животных. Послушайте, какая история случилась недавно в лесу.

Хозяйка белочка в лесу

И каждый кустик знала.

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,

зажал под мышкой ветви;

Нашёл один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий.

Пошёл себе довольный,

На это было больно. (Г. Ладонщиков)

(Педагог незаметно берет из цветов божью коровку).

Воспитатель: Дети, посмотрите на мою ладошку. Вам знакомо это насекомое? Это – божья коровка! Она красивая? Кто держал её в руках? А знаете ли вы, что такая маленькая букашка приносит большую пользу природе, но сама часто страдает из-за неумеренного любопытства человека. Мы любим божьих коровок за то, что они добродушные. Посмотрите, какая она по цвету, форме, как вы думаете какая она на ощупь?

(Ответы детей: Божья коровка красная, круглая, яркая.)

Воспитатель: Да, божьи коровки бывают круглые, яркие, блестящие. Но оказывается, их ещё и за то можно любить, что они наши верные друзья. Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползёт по ладони, и приговариваем (проводится игра –пятиминутка «Божья коровка улети на небо).

Пальчиковая игра «Божья коровка»

Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба».

Воспитатель: Мы понимаем, конечно, что хлеба коровки не могут взять и принести батон или буханку принести. Но они помогают нам сохранить урожай на полях, в садах, в огородах. Но чтобы коровок везде и всегда было много, мы должны относиться к ним бережно, тем более, что приносят они не только хлеб, но и, как утверждают старинные книги, счастье. Как вы теперь будете относиться к божьим коровкам? Почему?

(Ответы детей: Будем беречь, не будем ловить и мучить.)

Посмотрите, в цветах что-то лежит.

(Дети находят коричневый и черный фломастеры).

(Возвращение на участок группы).

Беседа о том, что видели дети.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали?

(Ответы детей: У лиственных деревьев – березы, рябины, липы. У хвойных – ели, сосны. Побывали у цветника).

Составление с детьми правил поведения в природе.

Что же нельзя делать в природе?

(Ответы детей: Рубить деревья, топтать траву и землю, рвать цветы, ловить и мучить насекомых, разжигать костры, мусорить.)

Воспитатель: Ребята, мы нашли все фломастеры Лесовичка, а у меня есть еще много разноцветных фломастеров, давайте мы с вами нарисуем плакат «Правила поведения в природе» и отправим его в подарок нашему другу Лесовичку.

Детям предлагается нарисовать коллективную работу «Правила поведения в природе».

Источник

Растения и животные леса. Экскурсия № 1 (заочная)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
urok_okruzhayushchego_mira_po_teme.doc 49 КБ
okruzhayushchiy_mir_4_klass.ppt 2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Тема : Растения и животные леса. Экскурсия № 1 (заочная)

-Углубить знания детей о растениях и животных леса, полученные во 2 классе.

— Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

— Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

— Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

-Презентация по теме. (вся презентация настроена по щелчку, используются гиперссылки в форме кнопок).

-Мультимедийная техника, экран.

Долгожданный дан звонок.

2.Проверка домашнего задания. (слайд №1-7)

Игра «Кот в мешке».

(Дети выбирают на экране ячейку, в которой спрятано задание.)

-Что такое почва?

-Из чего состоит почва?

-Основное свойство почвы?

-В каких случаях почвы разрушаются?

-Какие меры применяют люди для охраны почв?

3.Объяснение нового материала. (слайд №8)

(Звучит запись со звуками леса. Двое учеников читают стихотворения о лесе С.Я.Маршака «Голос в лесу» и С.Есенина «Топи да болота…»)

-Кто догадался о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Правильно, ребята, тема сегодняшнего урока «Растения и животные леса».(название урока появляется на слайде).

-А бывали ли вы в лесу?

-Как вы понимаете, что такое лес?

-Какие деревья растут в лесу? (Слайд №9.)

-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд №10)

-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)

-Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)

-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд №12)

-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд №13)

-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад №14)

-А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Почему? (слайд №15)

-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд №16-19)

«Прикоснёшься – как огонь.

Лучше ты её не тронь.

Обжигает руки, ноги –

Осторожней с ней в дороге.» (крапива)

«Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.» (ландыш)

«Мягок, а не пух; зелен, а не трава». (мох)

«Летом рад я свежей

А сушёная в запас

От простуды лечит нас.» (малина)

«Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Тот рад поклониться.

Родная землица.» (земляника)

«Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло.» (брусника)

-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №19)

-Какие растения относятся к травянистым? (слайд №20)

-А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд №20)

-Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 20)

-Так какие же растения растут в лесу? (слайд №21)

-Посмотрите внимательно на картинку. Как располагаются деревья в лесу? ( слайд № 21-22)

-Правильно, ребята, растения в лесу располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?

4. Закрепление пройденного материала.

-Лес красив в любое время года. Но многие растения в лесу не только красивы, но и очень полезны. Это лекарственные растения. (слайд №23)

-Послушайте рассказ о некоторых лекарственных растениях. (несколько учеников рассказывают о пользе растений)

1 ученик.. Папоротник мужской.

Многолетнее травянистое растение с корневищем. Корневище мощное, толстое, густо покрыто тонкими корнями и несет пучок длинных перистых листьев. Листья темно-зеленые, удлиненно-эллиптические, длиной до 1 м и более, дважды перисто-рассеченные, с зубчиками, которые развивают на нижней стороне листьев кучки спорангиев, прикрытых округло-почковидными покрывалами. Растет в еловых и дубовых лесах и среди кустарниковых зарослей, во влажных тенистых местах, богатых перегноем, на Кавказе — в горных буковых лесах, в Сибири (на Алтае и Саянах) — в еловой тайге, на Дальнем Востоке — в кедорвниках. Болезни и воздействие : глисты, тениидозы, дифиллоботриозы, гименолепидозы.

2 ученик. Голубика.

Болезни и воздействие: расстройства желудка, заболевания сердца. Кустарник от 20 до 120 см высоты, с темно-серыми или коричневато-бурыми цилиндрическими побегами. Листья обратно-овальные или обратно-яйцевидные, жесткие, с цельными, немного загнутыми вниз краями. Сверху они светло-зеленые, снизу — сизоватые. Осенью листья краснеют и опадают. Цветки бледно-розовые или зеленовато-белые, расположены на коротких поникающих цветоножках в пазухах листьев. Цветет в июне, плоды созревают в конце июля — августе. Произрастает в Приморском крае, Приамурье, на Охотском побережье, Чукотке, Сахалине, Курильских и Командорских островах. Ягоды голубики содержат много сахаристых веществ и аскорбиновой кислоты (витамин С), а также ряд других веществ. Они применяются в народной медицине как витаминное и противопоносное средство, а отвар листьев — в качестве слабительного. Отвар веток с листьями употребляют иногда при заболеваниях сердца (Крылов, 1969). Отвар ягод дают лихорадящим больным. По данным Л.Д. Шулятевой (1964), листья голубики в экспериментальных условиях улучшают потребление глюкозы тканями и могут представлять интерес как вспомогательное средство лечения сахарного диабета.

3 ученик. Белена черная

Болезни и воздействие: ревматические и невралгические боли, астма.Белена черная — двулетнее озимое растение семейства пасленовых. Покрыта мягким, клейким, оттопыренным пушком, обладает неприятным запахом. Корень вертикальный, ветвистый, мягкий, иногда почти губчатый, морщинистый, с утолщенной корневой шейкой. Стебли одиночные, высотой 20—115 см, ветвистые, зеленые, опушенные. Листья мягкие, тусклые, темно-зеленые, снизу светлые, сероватые, с более густым и длинным опушением вдоль жилок и по краям. Цветки немногочисленные, в начале цветения они скучены на верхушках стеблей и ветвей. Венчик грязно-желтоватый, реже беловатый с сетью пурпурно-фиолетовых жилок. Плод — кувшинообразная, многосемянная коробочка. Семена мелкие, многочисленные, напоминающие семена мака. Масло белены применяют как болеутоляющее средство при ревматических и невралгических болях. Листья белены входят в состав комплексных препаратов, используемых при лечении астмы. Белена черная ядовита, поэтому все ее препараты применяют только по назначению врача.

4 ученик.Чистотел большой

Болезни и воздействие: кожные болезни, трудно заживающие раны, волчанка, опухоли кожи, полипы в носу, золотуха.Чистотел большой — многолетнее травянистое растение семейства маковых, содержащее во всех частях оранжевый млечный сок. Корень стержневой, ветвистый, с коротким корневищем. Стебель прямостоячий, ветвистый, покрытый редкими волосками или почти голый, высотой 25—100 см. Листья зеленые, снизу сизоватые, перистораздельные с почти супротивными, отставленными парами листочков. Цветки желтые, собранные на концах стебля зонтиками. Плод — стручковидная одногнезднай двустворчатая коробочка длиной 3—6 см, шириной 2—3 мм.

-А сейчас отдохнём. (слайд №24)

«Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем

Крылья сложили назад.»

6. Животные леса.

-А кого вы видели, когда бывали в лесу? (слайд №25)

А теперь давайте поиграем в игру. Вы должны узнать животное по внешнему виду, назвать его.

-Каких ещё животных можно встретить в лесу?

-Почему эти животные могут жить в лесу?

-Как называют животных, которые живут в лесу?

(Некоторые дети рассказывают интересные случаи, которые с ними приключились на прогулке в лесу.)

7. Работа с учебником.

-А сейчас давайте прочитаем о животных леса. После чтения вы постарайтесь ответить на вопросы:

-Какое животное является национальной гордостью России?

-Кто является санитаром леса?

-Кто ещё, кроме зверей и птиц, является обитателем леса?

-Сегодня на уроке вы узнали много нового. И сейчас я проверю как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Для этого нужно разгадать кроссворд. Кроссворд с секретом. Узнать его можно только разгадав весь кроссворд. (слайд № 26-36)

1.Животное – национальная гордость России.

2.Растения нижнего яруса.

3.Растения среднего яруса.

4. «Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, грызёт морковку,»

5.Как называется лес, в котором растут: берёза, дуб, клён, липа?

6.Растения верхнего яруса.

7.Как называется лес, в котором растут: ель, сосна?

9.Как называется лес в котором растут лиственные и хвойные деревья?

10. «В птичник повадится – жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы.»

-Давайте хором прочитаем, что же у нас получилось?

-Почему нужно охранять природу?

-Назовите причины по которым может погибнуть лес и его обитатели? (слайд №37)

-Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой — сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём.

( Ученик читает стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»)

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И,сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы. (слайд № 38)

-Что нового узнали на уроке?

-Что вас удивило?

-Что показалось особенно интересным?

-На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках?

10. Домашнее задание.

-Дома вы ещё раз прочитаете и подготовите пересказ о растениях и животных леса. (Стр.164- 169)

Источник

Читайте также:  Что надо чтобы росли аквариум растения