Меню

Экскурсия весенние явления в жизни растений родного края

Экскурсия по теме: «Жизнь растений весной»

Цель: познакомить с сезонными изменениями в жизни растений ранней весной, проследить, какие условия вызывают пробуждение природы, установить особенности цветения и опыления раннецветущих растений. Экскурсия способствует эстетическому и этическому воспитанию учащихся (бережному отношению к природе).

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия по теме: «Жизнь растений весной»»

Экскурсия по теме: «Жизнь растений весной»

Цель: познакомить с сезонными изменениями в жизни растений ранней весной, проследить, какие условия вызывают пробуждение природы, установить особенности цветения и опыления раннецветущих растений. Экскурсия способствует эстетическому и этическому воспитанию учащихся (бережному отношению к природе).

Оборудование: гербарные папки с листами прокладочной бумаги, копалки для выкапывания растений, секатор для среза небольших веток, лупы, карандаши и блокноты.

Примерный план экскурсии

1.Вводная беседа об условиях, способствующих весеннему пробуждению растений и бережном отношении к ним.

2.Биологические особенности травянистых раннецветов (наблюдения, рассказ учителя).

3.Особенности цветения деревьев и кустарников ранней весной (рассказ учителя, беседа, наблюдения).

4.Выполнение самостоятельных заданий (по карточкам).

Экскурсия проводится в мае.

До экскурсии учитель знакомится с местом её проведения ,выделяет наиболее типичные объекты для изучения, уточняет места остановок, наблюдений, сбора материала. Учащиеся разбиваются на группы по 5-6 человек, получают необходимое оборудование.

Ход и содержание экскурсии

Во вводной беседе выясняются фенологические признаки весны: ландшафт имеет ярко-зелёную окраску, в лесу в это время обилие света. Цветут многие травянистые растения, деревья и кустарники.

Важно выделить самое общее и основное свойство весенних растений- их быстрый рост и развитие. Необходимо показать учащимся характерные признаки раннецветущих растений, подчеркнуть особенности внешнего строения, органов питания и размножения. Следует предупредить школьников, что нельзя собирать весной букеты цветов, так как многие растения – первоцветы стали редкими и подлежат охране.

В беседе выясняется, что быстрый рост и развитие травянистых растений весной происходит благодаря отложенному в достаточном количестве запасов органических веществ в подземных органах (клубнях, луковицах, корневищах).

Учитель подводит учащихся к цветущим первоцветам (пролески сибирской, мать-и-мачехи), предлагает рассмотреть все надземные органы, затем выкапывает 1-2 растения вместе с подземными органами. В рассказе учитель может изложить следующее.

Пролеска сибирская (семейство Лилейные) растет в лиственных лесах, по опушкам и кустарникам. Растение имеет луковицу. Весной из нее одновременно с листьями появляется цветоносный побег (или 3-4 побега). Цветонос без листьев несет от 1 до 4 ярко – голубых цветка.

Пролеска сибирская – декоративное растение, часто используется в озеленении скверов и парков. Можно выкопать несколько растений и посадить на учебно-опытном участке, или на «альпийскую горку». Следует предупредить школьников о бережном отношении к этим растениям.

Мать-и-мачеха (семейство Сложноцветные)-одно из самых ранних и широко распространенных растений. Питательные вещества накапливаются в толстом длинном корневище, на котором с осени закладываются цветочные почки. Едва сойдет снег, появляются золотисто-желтые соцветия-корзинки. Стебель, на котором находится корзинка, опушен и покрыт листовыми чешуями. В пасмурную погоду и на ночь корзинки закрываются . После опыления цветков стебель удлиняется до 25см и в это время начинают отрастать прикорневые округлосердцевидные зеленые листья. В начале они опушены с обеих сторон мягкими белыми волосками. Затем с верхней стороны волоски опадают, листья становятся гладкими, кожистыми. Если их потрогать ладонью, то с нижней стороны они окажутся мягкими и теплыми, а с верхней – жесткими и холодными. Отсюда название Мать-и-мачеха. Листья входят в состав чая, служащего целебным свойством при простуде.

Адонис весенний (семейство Лютиковые). За яркие желтые цветки, как бы горящие на солнце, в народе его называют «горицветом». У растения короткое вертикальное корневище, на котором осенью закладывается много почек. Весной из них развиваются побеги с листьями, расчлененными на узкие линейные доли. Зацветает в апреле. Желтые круглые (до 6см в диаметре) цветки расположены по одному на верхушке стебля и на верхушках его ветвей. На ночь цветок наклоняется вниз, что защищает пыльцу от ночной сырости. Растение ядовито. В медицине используется при болезнях сердца.

Прострел раскрытый (в народе это растение называют «сон-трава»). У него крупный темно-фиолетовый одиночной цветок. Цветение начинается с апреля и продолжается до середины мая. После цветения развиваются пальчато-рассеченные прикорневые листья. Под цветком находятся стеблевые листья. Их называют покрывало, так как они превышают бутон, закрывая его. Все растение покрыто густыми серебристыми волосками. Прострел раскрытый, встречается редко и занесет в Красную книгу.

После знакомства с особенностями развития травянистых растений учитель останавливает внимание школьников на рассмотрении характерных явлений в жизни деревьев и кустарников.

На примере березы можно показать особенности ветроопыляемых растений.

Береза – однодомное растение. Однополые цветки собраны в пестичные и тычиночные сережки. В течение всей зимы можно видеть, как на концах тонких поникших ветвей березы свисают тычинковые сережки.

Читайте также:  Сорное растение с желтыми цветами 7 букв

Пестичные сережки более мелкие, короткие, плотные, зеленые торчат вверх по бокам ветвей. Цветение березы начинается с пестичных цветков. Как только лопнут боковые почки и покажутся первые молодые листья, между ними можно заметить мелкие женские сережки с высовывающимися из цветков пурпурными нитевидными рыльцами. Мелкая, легкая, сухая пыльца переносится ветром и улавливается рыльцами. Однако самоопыление обычно не происходит, так как мужские сережки того же дерева начинаю пылить спустя день-два после расцветания пестичных цветков. Ветроопыление происходить до полного распускания листьев.

После выяснения всех этих вопросов школьникам раздаются задания на карточках для самостоятельной работы.

Задание №1. Осмотри березу. Найди на ее ветвях тычиночные и пестичные сережки. Когда начинается цветение березы? Как происходит ее опыление? По каким признакам можно определить способ опыления у березы?

Задание №2. Подсчитай количество маленьких березок в лесу, из чего вырастают молодые березы? Какие условия благоприятствуют для развития молодых деревьев?

Задание №1. Найди среди деревьев и кустарников насекомоопыляемое растение. Понаблюдай за ним. Какие приспособления у растений к опылению насекомыми?

Задание №2. Проследи, какие растения, какими насекомыми посещаются. Не посещают ли один и тот же цветок разные насекомые? Не посещают ли одни и те же насекомые разные цветки?

Задание №1. Найди одуванчик лекарственный (семейство сложноцветных). Встречается он повсюду. Цветет дважды: весной и осенью. После цветения соцветия закрываются. Одуванчик отличный медонос. Листья хороший корм для кроликов.

Задание №2. Выкопай растения полностью с подземными органами. Рассмотри толстый длинный корень. Каждый кусочек корня может образовать новое растение. Сухие корни применяют в медицине как средство, повышающее аппетит. Выкопай и заложи растения в папку, напиши этикетку.

Задание №1. Найди гусиный лук (семейство лилейных). Растет по широколиственным лесам, полянам. Как только сойдет снег, из не большой луковички отрастают листья и стебель. Соцветие-зонтик состоит из 10 цветков, похожих на яркую звездочку, но бывают и одиночные цветки. Внутренняя сторона цветков золотисто-желтая, наружная зеленоватая.

Задание №2. Пронаблюдай, какие насекомые посещают цветки гусиного лука (в солнечную погоду цветки посещают пчелы, шмели, которые собирают пыльцу и нектар, производят перекрёстное опыление). В плохую погоду цветки закрываются, при длительных дождях происходит самоопыление. Заложи растение гусиного лука в папку и напиши этикетку.

После выполнения самостоятельной работы учитель проводит заключительную беседу, подчеркивает, что все рано цветущие травянистые растения являются многолетними. У них хорошо развиты видоизмененные подземные побеги: корневища, клубни, луковицы. Запас органических питательных веществ дает возможность рано весной, быстро расти и развиваться.

Рано цветущие растения светолюбивы, цветки их крупного размера или собраны в яркие соцветия, опыляются насекомыми. Деревья, опыляющиеся при помощи ветра, цветут до полного распускания листьев.

Составить отчет по экскурсии по следующему плану:

1. Какие деревья и кустарники наблюдали цветущими в лесу во время экскурсии?

2. Какие цветущие травянистые растении собрали?

3. Составить подробное описание одного травянистого растения собранного на экскурсии.

Подведение итогов. Что нового узнали на экскурсии?

Источник

Внеурочное мероприятие — экскурсия «Весенние явления в жизни растений»

Технологическая карта внеурочного мероприятия — экскурсии

«Весенние явления в жизни растений» 5 класс

(Автор учебника: В.В. Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения.

5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.)

Автор: учитель биологии Турмасовского филиала

МБОУ Заворонежской СОШ

При составлении плана – маршрута экскурсии в Панский лес предусмотрено посещение мест с различной растительностью, чтобы показать учащимся особенности пробуждения природы в лесном биоценозе и найти причины различных фаз развития растений. Предусмотрены остановки:

Остановка № 1 «Информационная» (краткая информация об особенностях Панского леса, Мичуринского района. Беседа с представителем Заворонежского лесничества).

Остановка № 2 «Могучее дерево» (изучение сезонных изменений древесного состава Панского леса)

Остановка № 3 «Травы леса» (изучение видового состава травянистых растений Панского леса)

Остановка № 4 «Поляна первоцветов» (Изучение видового состава первоцветов. Установка в лесу экологических знаков «Берегите первоцветы»).

Протяженность экскурсионного маршрута не превышает 1 км. На экскурсии учащиеся выполняют задания с различной степенью самостоятельности. Задания предусматривают выполнение различных видов работ (ознакомление учащихся с многообразием растительного мира леса, выделение явлений в природе, установка экологических знаков). Они выполняются учащимися каждого звена, находящегося в определенном месте стоянки. После коллективного обсуждения результат наблюдений заносится в таблицу. На каждой остановке учитель проводит беседу о признаках весны и производит расстановку детей по объектам наблюдений для самостоятельной работы. Учащиеся пятого класса работают по заданиям, не более 15 минут, затем им предлагают перейти на новое место.

Так как сборы растений запрещены, наблюдения, описания, фотографирование, зарисовки, определения становятся ведущими видами самостоятельной работой учащихся на экскурсии.

Наблюдения на экскурсиях позволяют на основе предметно-чувственного восприятия объектов природы осмыслять окружающий мир как единое целое с определенными закономерностями, познание которых для учащихся пятого класса имеет естественную потребность, без принуждения.

Читайте также:  Растения для озеленения придомовой территории

Тип мероприятия: экскурсия.

Место проведения экскурсии: биоценоз леса.

Время проведения: конец апреля – май.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы, папки для сбора растений.

Возраст учащихся: 11-12 лет

Личностные результаты (ЛР): проявлять патриотизм к малой Родине, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, формировать уважение к личности.

Предметные: закрепить знания учащихся о разнообразии растительного мира и взаимосвязях в природе на примере весеннего леса, продолжить формирование бережного отношения к природе.

Метапредметные результаты: учащиеся самостоятельно приобретают практические умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, организуют свою познавательную и коллективную деятельность

Личностные УУД : сохранять мотивацию к учебной деятельности, развивать способность к самооценке, формулировать собственную точку зрения по проблеме

Коммуникативные УУД: понимать позицию партнера, согласовывать действия с ним, вступать в коллективное сотрудничество, принимать другое мнение и позицию.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование цели, развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, о наступивших изменениях в мире растений с приходом весны – цветении древесных и кустарниковых растений; научить определять раннецветущие растения; формирование ответов на вопросы учителя. Убедить учащихся бережно относиться к весенним первоцветам; учить не только пользоваться природой, но и восстанавливать ее богатства.

В.А. АНЦИФЕРОВА, асс. каф. биологии и основ сельского хозяйства Мичуринского государственного педагогического института,

А.В. АНЦИФЕРОВ, специалист ООО «ЗДОРОВЫЙ ЛЕС», канд. с.-х. наук ПАНСКИЙ ЛЕС: ПРОБЛЕМЫ БИОРАЗНООБРАЗИЯ И РЕКРЕАЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Источник

Экскурсия «Сезонные изменения жизни растений весной»

Мероприятия для занятий внеурочной деятельности. Экскурсия в парк весной. Наблюдение за жизнбью растений

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия «Сезонные изменения жизни растений весной»»

Сезонные изменения жизни растений весной

Время проведения: 2 неделя апреля.

Цель: расширение и систематизация знаний обучающихся о сезонных изменениях жизни растений весной.

Личностные результаты: расширение кругозора учащихся, углубление знаний об сезонных изменениях жизни растений весной.

-познавательные: развитие наблюдательности;

-регулятивные: формирование умения сравнивать полученную информацию;

-коммуникативные: развитие умения работать в группе.

-методы формирования личности: беседа;

-методы организации деятельности и опыта общественного поведения: упражнение; демонстрация;

-методы стимулирования деятельности: поощрение.

Оборудование: 1 планшет на группу, листы с заданиями, карандаш, линейка, лупа, блокнот.

Инструктаж о правилах поведения в общественных местах.

1.На улице громко разговаривать, кричать, смеяться неприлично.

2.Нельзя сорить на улице, бросать мусор.

3. Никуда не ходи с незнакомыми взрослыми и не садись с ними в машину.

4. Не толкайся, не ставь подножки.

Инструктаж о правилах поведения в природе

1. Возьми чистую воду для питья и мытья рук.

2. Не собирай неизвестные тебе растения, ни в коем случае не бери их в рот.

3. Не засоряй природу.

4. Не ломай деревья.

Инструктаж о ПДД

1.Дорогу переходи в том месте, где указана пешеходная дорожка или установлен светофор. Дорогу переходи на зелёный свет.

2.Когда переходишь дорогу, смотри сначала налево, потом на право.

3.Движение осуществляй по тротуару, не толкайся.

– Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить в Александровском парке. Тема нашей экскурсии «Сезонные изменения в жизни растений весной». На экскурсии нам понадобятся лупа, блокнот, карандаши.

– Что происходило с растениями зимой?

– Посмотрите, что изменилось во внешнем виде у деревьев?

– На первый взгляд кажется, что в жизни деревьев не произошло никаких изменений с приходом весны. Давайте подойдем поближе к березе и посмотрим, может, мы заметим какие-нибудь, изменения.

– На ветках березы почки стали больше — набухли и приоткрыли свои защитные чешуйки, из–под которых можно увидеть зеленые листочки.

– Что же позволило произойти этим изменениям?

– Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа весной имеет свои достоинства, а также полюбовались окружающим нас пейзажем.

2.Деление детей на группы

– А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельное задание, записанное на карточках (Приложение 1).

3.Выполнение заданий на карточках

Каждая из микрогрупп характеризует свое растение для других микрогрупп.

– Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны? (На коре из трещины выделяется сок. У деревьев весной начинается сокодвижение. Стало тепло, и вода с растворёнными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам. Они оживают и распускают листья)

– Чем отличаются деревья от кустарников? (У дерева только один очень твёрдый стебель — это ствол. А у кустарника не один, а несколько твёрдых стеблей)

Читайте также:  Мебель для растений в интерьере

– Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной. На карточке отметьте, какие изменения в жизни растений произошли (Приложение 2).

Затем учащиеся вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.

— Ребята, вы работали в микрогруппах, вам необходимо сделать плакат о своем дереве. Можно нарисовать его и поместить краткую информацию о нем. Плакат у вас будет один от группы.

К какой группе относится растение, которое вы наблюдаете? (Подчеркните: деревья, кустарники)

Есть ли на этом растении листья?

Какого цвета и формы листья? Зарисуйте их (если есть).

Много ли их на вашем растении?

К какой группе растений относится ваше растение? (Подчеркните: хвойное или лиственное).

Какого цвета кора вашего растения?

Рассмотрите в лупу почки, зарисуйте их.

Рассмотрите в лупу участок дерева, где есть трещина на коре. Что увидели?

Источник

Экскурсия по биологии «Весенние явления в жизни растений»

Экскурсия по биологии «Весенние явления в жизни растений»

Цель: организовать и провести экскурсию на тему «Весенние явления в жизни растений».

Образовательные: развивать у учащихся понятия о древесных, кустарниковых, травянистых растениях, приспособленности к условиям окружающей среды (распускание листьев, внешнее строение почек, побегов); научить оформлению письменного отчета по итогам экскурсии.

Развивающие: развитие наблюдательности; самостоятельности; умение работать в коллективе.

Воспитательные: формировать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира на примере красоты изучаемых объектов, воспитание патриотизма на приме изучения флоры родного края, научить правильному поведению на природе, бережному отношению к дарам природы.

Методы: словесные ( рассказ, беседа); наглядные ( демонстрация натуральных объектов: растений), практические ( выполнение дидактических заданий).

Оборудование: папки с газетными листами, нож, садовая лопатка, коробка под объекты, фотоаппарат.

Подготовка учителя к экскурсии.

Экскурсию целесообразно провести после уроков, на которых учащиеся приобретают знания о многообразии растений, особенностях внешнего строения растений, строении побега, листьев и корней. Учителю при подготовки к экскурсии необходимо изучить методическую литературу, выделить основные явления и примеры из жизни растений весной, разработать маршрут по участку, на котором будет проходить экскурсия. Для того чтобы учащиеся легко усваивали причинно-следственные связи между сезонными изменениями следует выбрать постоянные участки, на которых можно проводить все сезонные экскурсии.

Учитель выбрал следующий маршрут: на расстоянии 300 метров от школы есть посадка лиственных и хвойных деревьев, так же там есть небольшое озеро и луг. Это хорошее место для изучения, как деревьев, так и луговых трав и прибрежно-водных растений.

Подготовка учащихся к экскурсии.

Подготовка учащихся к экскурсии проводится на уроке предшествующем экскурсии. Под руководством учителя ученики оговариваются цель проведения экскурсии. Учителем проводится инструктаж по правилам поведения на экскурсии. В ходе беседы учитель подводит учеников к самостоятельному выводу о разработке правил поведения в природе. Обговаривается маршрут следования, место проведения экскурсии, время возвращения, внешний вид одежды, обуви, продукты которые можно с собой взять, колющие и режущие предметы, соблюдение дисциплины во время движения по маршруту следования и на месте проведения экскурсии.

Ученики делятся на группы по 4-6 человека (в зависимости от числа учеников). Раздается необходимый материал: папка с газетными листами, нож, садовую лопатку, коробка для сбора крупных экспонатов, фотоаппарат может взять учитель или же ученики. Тетрадь и ручку для записей можно использовать рабочую по биологии.

В ходе экскурсии ребятам необходимо будет собрать образцы растений, которые свидетельствуют о наступлении весны. Приготовить гербарий из первоцветов и предоставить фотографии экспонатов, которые нельзя поместить в гербарий.

Перед выходом на экскурсию учитель напоминает о маршруте, беседует о красоте и приметах весенней природы. Напоминает характерные приметы весны: набухание почек, распускание листьев, увеличение светового дня, приводит средние данные о количестве осадков в весенние месяцы, рассказывает о значении талой воды. Учащимся предлагается выяснить, как сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений весной и какие цветковые растения обитают в окружающей местности.

На экскурсии организуем соревнование между звеньями на лучшее выполнение одинаковых заданий: кто больше подметит растений различных видов, правильно объяснит природные явления, проявит организованность. При обсуждении результатов заданий одинакового содержания мы можем вызвать интерес всего класса и добиться эффективности обобщающей части экскурсии. Такой вид работы способствует усвоению всеми учащимися программного материала, формирует сознательную дисциплину.

Перед началом выполнения заданий учителю следует провести инструктаж, а после выполнения – обобщающую беседу. Рассмотрим варианта дидактических карточек для самостоятельной работы групп на осенней экскурсии.

До начала работы учитель напоминает правила поведения в природе. Затем звенья расходятся по разным направлениям для обследования определенной территории, предварительно получив карточки-задания. На задание отводиться примерно 15-20 минут.

1. Какие деревья растут в данной местности?

2. Описать листья растений, по следующему плану:

Источник