Меню

Экскурсия жизнь растений в сообществе

Организация экскурсии в природу по теме «Растительные сообщества»
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Методическая разработка организации экскурсии в природу.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_v_prirodu.doc 624.5 КБ

Предварительный просмотр:

Московский институт открытого образования

Организация экскурсии в природу по теме: растительные сообщества

Экскурсия в лес

Подведение итогов экскурсии.

Разнообразие растительных сообществ

Приспособительные особенности строения и биологии растений основных типов растительности.

В воспитании наших детей огромная роль принадлежит школе. Каждый год учителя биологии, в дополнение к уроку, проводят разнообразную внеклассную работа, которая обогащает духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, больше знать, больше сделать.

Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию у учащихся первых представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах и их значении в народном хозяйстве. Еще К. П. Ягодовский писал: «Главная цель всякой естественно-исторической экскурсии должна заключаться Не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия нескольких десятков живых существ, и не в том, чтобы научить их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов. Не на отдельный организм нужно обращать внимание экскурсантов, а на явления общего характера, причем отдельные организмы являются только примерами, иллюстрирующими данное явление. Только при Этом непременном условии мы можем достигнуть того, что наши ученики будут представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями».

Экскурсия в природу — увлекательная форма работы учителя с классом. На экскурсии школьники учатся. Ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязи Организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Разнообразные и совершенные по строению и степени приспособленности к среде растения и животного.

Экскурсия в лес

Основная задача экскурсии — познакомить учащихся с лесом как растительным сообществом и с некоторыми приемами его исследования, сформировать у учащихся правильные, отчетливые представления о видовом составе леса, наземной и подземной ярусности, приспособленности различных растений к совместной жизни, взаимовлиянии растений, растений и окружающей среды.

Известно, что успех экскурсии определяется подготовкой к ней учителя и учащихся. Подготовка к этой экскурсии, прежде всего, требует, чтобы учитель путем непосредственного посещения леса решил методический вопрос: что могут и должны увидеть учащиеся в данном конкретном лесу как растительном сообществе? Затем учитель составляет план, определяет маршрут и места стометровых площадок, разрабатывает задания для самостоятельной работы учащихся. В задания необходимо ввести следующее:

определение растений, произрастающих на площадке в100 м2, и выявление их количественного состава;

составление списка растений по ярусам, описание состава ярусов, наблюдения за животными, жизнь которых тесно связана с ярусностью леса, выявление их значения;

изучение влияния растений друг на друга, описание формы, измерение высоты и определение возраста взрослых деревьев и подроста на опушке и в глубине леса.

Задания для учащихся должны быть напечатаны на машинке 1 с учетом количества звеньев, определено время выполнения каждого задания, исходя из конкретных условий местного леса.

Учитель заранее обдумывает основные вопросы обобщающих бесед; такие беседы проводит после выполнения каждого задания. Для каждого звена готовится следующее оборудование: «Школьный ботанический атлас» Т. А. Асеевой и В. Н. Тихомирова или книга «Что растет вокруг тебя» И. В. Ивановой, этикетки, гербарная папка, ботанизирка, копалка, блокнот и карандаш, четыре шнура, каждый длиной 10 м.

При подготовке учащихся к предстоящей экскурсии учитель проводит в классе вводную беседу по вопросам, какие леса вы знаете? Какие из них произрастают у нас? Какие растения произрастают в лесу? Где вы будете искать в природе ландыши, землянику, орехи, грибы? Можно ли назвать парк и сад лесом? Почему? Что такое лес?

Далее учитель очень кратко знакомит учащихся с тем, что они будут делать на экскурсии, не раскрывая содержания задания для самостоятельной работы. Опыт проведения этой экскурсий показал, что, несмотря на подробное ознакомление учащихся заданиями, на экскурсии снова приходится напоминать об их ее держании. Поэтому во избежание бесполезной траты учебного времени каждое задание дается на экскурсии, и сопровождаете инструкцией по его выполнению.

В воспитательных целях важно рассказать учащимся об отношении к лесу великих людей. С большим интересом учащиеся слушают эпизод из Жизни П. И. Чайковского, описанный К. Паустовским в рассказе «Скрипучие половицы». Необходимо ознакомить учащихся с правилами поведения в лесу. Особое внимание следует обратить не только на то, чего нельзя делать в лесу, но и на то, что следует делать в лесу, чтобы не уничтожить его богатства. Затем учащиеся разбиваются на звенья и организованно идут к месту экскурсии.

Придя на место, экскурсии, учитель сообщает учащимся о том, что в лесах растут разные растения, ставит первую познавательную задачу: определить, какие растения произрастают в этом лесу, и разъясняет, как следует ее выполнять.

Учащиеся знакомятся с содержанием задания:

Отмерить в лесу площадку в 100 м2 (место площадки определяется учителем и выяснить:

а) какие деревья и кустарники произрастают на этой площадке, их количество;

б) какой подрост имеется на площадке и какое количество каждого вида;

в) имеются ли проростки семян деревьев, кустарников на площадке и какое их количество (оно определяется словами «много», «мало»).

Наблюдения записать в таблицу.

2. Какие травянистые растения встречаются очень часто, какие— редко? Заполнить таблицу:

3. Какие папоротникообразные растения встречаются на площадке? Произрастают ли на площадке мхи? Какие?

Имеются ли лишайники на почве и на различных деревьях и кустарниках?

Учитель предупреждает, что срывать растения, выкапывать их с корнями нельзя. Необходимо только записать их название.

Для подведения итогов выполнения задания учитель собирает учащихся по сигналу и проводит беседу о растениях, обнаруженных на данной площадке. Для повышения познавательной активности и проверки правильности классификации растений следует использовать такой прием. Учащимся предлагается перечислить растения, произрастающие на площадке, ответить па вопрос: к какой группе растений относятся найденные виды растений и почему? Если учащиеся затрудняются в определении, можно задать дополнительные вопросы, например: почему данное растение относится к цветковым, голосеменным, мхам, папоротникам? Почему считаете, что это побег сосны, а не ели; осины, а не березы и т. п.?

В заключение беседы учитель сообщает о том, что для каждого леса характерны свои виды растений. Например, если это был сосновый лес, то для него характерны вереск, кошачьи лапки, олений, или исландский, мох; если еловый лес — грушанка, кислица, седмичник и разнообразные виды мхов; если дубрава — копытень, сныть, вороний глаз и отсутствуют мхи.

Ознакомление с флористическим составом леса позволяет повторить одну из основных тем школьного курса ботаники — «Основные группы растений» — и подвести учащихся к выводу, что в лесу произрастают разные виды растений. Возникает новая познавательная задача: как распределяются растения в лесу, не мешая расти друг другу, а часто извлекая пользу от жизни в соседстве с другими растениями? Чтобы решить ее, учащиеся, продолжая работу на своей площадке, выполняют второе задание по изучению ярусного расположения растении. Они подсчитывают количество ярусов в лесу, составляют список растений по ярусам, выявляют условия жизни каждого яруса (свет, влага, площадь питания), наблюдают за животными — обитателями каждого яруса и заполняют следующую таблицу:

Затем учащиеся по сигналу собираются около учителя, подводятся итоги выполнения второго задания по следующим вопросам: какие растения образуют первый ярус? Каковы условия их жизни? Какие животные обитают и какова их роль в жизни растений первого яруса? Аналогичные вопросы задаются при характеристике каждого яруса леса.

Обобщая результаты выполнения этого задания, учитель отмечает, что ярусность не случайное явление, а результат длительного исторического развития, которое привело к возникновению приспособлений к совместному произрастанию.

Далее учащимся дается задание по изучению влияния растений друг на друга. Учитель разъясняет, что растения, произрастая вместе, влияют друг на друга. Это предположение формирует новую познавательную задачу: выяснить взаимное влияние растений леса. Наиболее ярко оно выражено у древесных растений, как взрослых, так и подроста. С этими явлениями учащиеся знакомятся, выполняя самостоятельно следующую работу:

1. Измерить высоту и толщину одновозрастных деревьев в лесу и на опушке. Определить их возраст. Для определения возраста дерева учащимся предлагается найти поблизости пень (той же древесной породы), окружность которого равна примерно окружности выбранного для наблюдений дерева, и сосчитать количество годичных колец.

2. Схематически изобразить внешний вид этих деревьев.

3. Измерить высоту, схематически изобразить форму подроста в лесу и на опушке, определить его возраст. Возраст подроста сосны определить легко. Следует сосчитать мутовки и прибавить два года, а ели — прибавить один год.

4. Заполнить таблицу.

Дерево в лесу Дерево на опушке Подрост на опушке Подрост в лесу

Затем подводятся итоги по выполнению этого задания (отчитывается каждое звено) и выявляются причины различного внешнего вида наблюдаемых растений. При этом обращается внимание учащихся на пирамидальную форму молодых елей на открытом пространстве и зонтиковидный подрост ели под пологом леса, на обилие молодых сосен на опушке леса и их отсутствие в лесу. Недостаток света сказывается и на внешнем виде деревьев, произрастающих в лесу. Эти сосны высокие, прямые, как колонны, только на вершине располагаются кроны. Учащиеся делают вывод о формообразующей роли света, о недостатке света как причине угнетенного состояния подроста в лесу.

На экскурсии важно показать учащимся группу деревьев с ярко выраженными господствующими и угнетенными формами и выяснить их взаимоотношения. Определяя возраст подроста, учащиеся вскрывают явление разного внешнего вида одновозрастного подроста. Объяснение наблюдаемого явления — одинаковая потребность растений в условиях обитания (питательные вещества, влага, свет). Это создает неблагоприятные условия для развития многих растений: большинство растений погибает, выживают наиболее приспособленные.

У учащихся не будет полного представления о жизни растений сообщества, если их не ознакомить с биологическими особенностями растений леса. Учитель рассказывает о значении ветра в жизни деревьев — растений первого яруса, о роли насекомых и птиц в жизни кустарников, образующих второй ярус леса.

Биологические особенности отдельных растений первого яруса учитель раскрывает на примере нескольких наиболее характерных деревьев. Из всего многообразия травянистых растений учителю следует отобрать те из них, которые характерны для данного леса, имеют ярко выраженные приспособительные признаки к жизни в лесу. Так, для хвойного леса можно выбрать чернику, бруснику, кислицу и рассказать об их биологических особенностях. Для широколиственных лесов можно рекомендовать следующие биологически интересные растения: лютик кашубский, копытень европейский, зеленчук желтый.

Далее учитель обращает внимание учащихся на следующее: «Почему в лесу произрастают многолетние тенелюбивые растения, у которых преобладает вегетативный способ размножения? В чем должна выражаться охрана леса как растительного сообщества?»

Учащимся поручается составить дома письменный отчет об экскурсии по следующему плану:

  1. Название местного леса и его местонахождение .
  2. Ярусное расположение растений, произрастающих в лесу. Описать условия жизни растений в каждом ярусе. Охарактеризовать приспособительные особенности растений каждого яруса. Выявить роль животных, жизнь которых связана с ярусностью леса.
  3. Используя данные экскурсии, оформить таблицу на странице -5- Объяснить, почему деревья и подрост в глубине леса и на опушке неодинаковы.
  4. Подобрать открытку и стихотворение о красоте леса .
  5. Подготовить устный рассказ о значении леса в природе и жизни человека.

При возвращении с экскурсии учитель знакомит учащихся с другими растительными сообществами, встречающимися на пути (луг, болото, водная растительность), демонстрирует явление смены растительных сообществ под влиянием взаимоотношений растительных сообществ, воздействия человека и животных, изменения рельефа и климата .

Подведение итогов экскурсии.

Понятие о растительном сообществе

На первом уроке обрабатывается материал, собранный на экскурсии. Основная задача урока — сформировать у учащихся понятие о растительном сообществе (фитоценозе) на основе представлений, приобретенных ими на экскурсии; помочь учащимся обнаружить закономерности, характерные для леса как растительного сообщества; придать оформленность собранному материалу.

Логическая система расположения учебного материала о лесе, применявшаяся на экскурсии, сохраняется и на данном уроке.

В начале урока учитель предлагает учащимся охарактеризовать местный лес и перечислить признаки, характеризующие его как растительное сообщество.

Строение растительного сообщества (дубрава)

При формировании у учащихся понятий о видовом составе леса и ярусности в пространстве и во времени можно рекомендовать использовать монтированные таблицы и схемы.

Монтированные таблицы — наглядные пособия, состоящие из рисованной таблицы и набора разъемных деталей к ней. Детали — это круги из плотной бумаги, на которых прикрепляются натуральные объекты, рисунки или картинки, вырезанные из различных журналов.

Для проверки усвоения учебного материала о ярусном расположении растений учащимся предлагается решить задачу:

«В лиственном лесу очень хорошо заметны, пять, а иногда семь ярусов растений, а в темном еловом лесу — только два: ель и мхи. Почему в разных лесах разное количество ярусов? В темном еловом лесу — два яруса, и в светлом сосновом лесу тоже два яруса: сосна и лишайники. Объясните, почему одинаковое количество ярусов в темном еловом и в светлом сосновом лесу».

Обобщая и дополняя ответы учащихся, учитель выясняет значение ярусности для совместной жизни растений, причины ее возникновения.

Ознакомление учащихся с лесообразующей породой, с развитием местного леса проводится путем составления сводной таблицы. Данные для этой таблицы учащиеся берут из ранее составленной на экскурсии таблицы на странице 3. В сводной таблице приводим примерные результаты по сосново-еловому лесу.

Количественные данные о деревьях и подросте

Пользуясь данными таблицы, учитель предлагает учащимся следующие вопросы: «Какая древесная порода образует лес, в котором вы были на экскурсии? Каким будет этот лес через 50— 60 лет? Почему в этом лесу нет взрослых берез и осин, несмотря на то что они встречаются в подросте? Почему в лесу нет соснового подроста?»

Выслушав ответы, учитель подводит учащихся к выводу, что в данном лесу лесообразующей породой является сосна, «что через 50—60 лет ель вытеснит сосну, так как ее подроста значительно больше, чем соснового. Подрост сосны не развивается из-за отсутствия достаточного освещения, поскольку это дерево светолюбивое.

Затем учитель сообщает, что лесообразующая порода определяет видовой состав леса. Учащиеся заполняют таблицу данными, полученными при выполнении второго пункта первого задания (см. табл. на с. 3).

Площадка эвена К»

Вереск, брусника, черника, кислица

Очиток едкий, грушанка

С помощью таблицы при обязательной демонстрации гербарных экземпляров растений разных типов леса или ботанического атласа, учащиеся подмечают связи лесообразующей породы с определенным составом растений, произрастающим под ее пологом. Следует поставить перед учащимися такие вопросы: почему в нашей стране леса разные? Почему даже в одной и той же области, например Московской, леса разные: широколиственные, мелколиственные, хвойные, смешанные? Важно, чтобы учащиеся поняли, что это зависит от климата, почвы, рельефа, хозяйственной деятельности человека, биологии лесообразующих пород.

Для подведения итогов третьего задания, выполнявшегося учащимися на экскурсии, им предлагаются следующие вопросы: чем отличается по внешнему виду еловый подрост, растущий на опушке, от подроста, растущего в глубине леса? Почему? Чем отличается сосна, растущая в лесу, от сосны, растущей на открытом месте? Влияют ли растения леса друг на друга? Докажите.

В целях конкретизации знаний учащихся о влиянии растений сообщества друг на друга учитель рассказывает о свойствах корневых систем некоторых растений. Так, корневая система бузины выделяет ядовитые вещества, губительно действующие на развитие многих древесных растений. Бузина — сорняк леса. Корневая система кошачьих лапок — растения соснового леса — также выделяет ядовитые вещества, создавая тем самым благоприятные условия для своего роста и развития. Эти растения образуют куртины.

Для выяснения приспособительных особенностей у травянистых растений леса учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: какие еще произрастают растения в лесу, кроме деревьев и кустарников? Назовите их. Какие имеются различия у растущих в лесу кустарничков (брусника, черника и др.) и травянистых растений? Сколько лет они живут? Как зимуют? Какой способ размножения преобладает?

В заключение беседы учитель обращает внимание учащихся на то, что в лесу мало света, поэтому большинство растений теневыносливые. Многолетие, вечно- или зимнезеленость позволяет экономно использовать солнечную энергию, так как не тратится время на прорастание семян, на образование листьев. Вегетативный способ размножения преобладает потому, что семенной затруднен в условиях сильного затенения. Учитель раскрывает причину возникновения перечисленных приспособительных особенностей — это длительная совместная жизнь растений в сообществе, создающая определенные условия для жизни растений. В результате жизнедеятельности растений в лесу создается свой микроклимат (температура, влажность, циркуляция воздуха), своя лесная почва. Учащиеся знакомятся с ролью лесной подстилки. Здесь уместно использовать монтированную схему — пособие, состоящее из набора деталей.

В результате обобщения всего материала, собранного учащимися на экскурсии, и знаний, приобретенных ими при изучении курса ботаники, дается определение леса.

Лес — это растительное сообщество; это не простая сумма деревьев, кустарников и других растений, а единое целое, где жизнь всех растений взаимосвязана.

На этом уроке следует напомнить учащимся о лесных богатствах нашей страны, о значении леса в жизни человека (хозяйственном и эстетическом).

Важно ознакомить учащихся с положительной ролью человека: созданием лесных хозяйств, посадкой, выращиванием и охраной леса, участием в этом большом государственном деле школьников.

Вместе с тем надо сказать и о неправильном поведении человека в лесу (обламывание сучьев, самовольная рубка, особенно молодых деревьев, засорение леса различного рода отбросами, хищническое уничтожение ягодных растений, грибницы, защитников леса — муравьев, птиц и других полезных животных, оставление в лесу непотушенных костров и т. п.),

Чтобы обеспечить взаимосвязь классной внеурочной и внеклассной работы, учитель на этом уроке дает задание по оформлению собранного на .экскурсии материала в виде уголка леса. Цель уголка леса — пропагандировать знания о лесе. В уголке леса помещаются стенды следующего содержания: ярусное расположение растений; лес осенью, зимой, весной; лес — наше богатство; аптека в лесу; ядовитые растения леса; стенды с подбором открыток, стихотворений о лесе; правила поведения в лесу, охрана леса; растения леса; гербарные листы деревьев, кустарников, травянистых растений, коллекции мхов, лишайников; разнообразно оформленные материалы, отражающие жизнь животных леса (эти коллекции пополняются учащимися VII класса).

Учащиеся привыкают к бережному отношению к лесу, когда сами принимают посильное участие в мероприятиях по охране и уходу за лесом.

В заключение урока дается задание на дом: прочитать о лесе в Детской энциклопедии и в других книгах. Список книг вывешивается в кабинете.

Разнообразие растительных сообществ

Понятие о разнообразии растительных сообществ не может быть усвоено учащимися без ознакомления их с другими растительными сообществами. На втором уроке изучается болото как растительное сообщество и водная растительность; на третьем — луг.

Раскрытию отличительных признаков других растительных сообществ, часто встречающихся в природных зонах, обычно предшествует беседа по вопросам: перечислите признаки, характеризующие лес как растительное сообщество. Что такое растительное сообщество? Какие растительные сообщества, кроме леса, встречаются в природе?

Из названных учащимися сообществ предлагается изучить строение и жизнь болота, луга, водоема. Следует начинать с наиболее известного учащимся растительного сообщества — болота. Этот выбор обусловлен тем, что учащимся уже известно о мхе сфагнуме, об образовании торфа. Имеются у них и некоторые, представления о других растениях, хорошо растущих на болоте, полученные в результате непосредственного общения с природой. С целью обобщения этих знаний учащимся задаются некоторые вопросы: кто из вас бывал на болоте? Какие растения там произрастают и чем они отличаются?

При выявлении условий жизни растений на болоте перечисляются следующие признаки, характеризующие свойства почвы торфяных болот: обилие пресной воды, недостаток кислорода и минеральных солей, низкая температура воды и постоянное отмирание нижней части сфагнума.

Какое растение является господствующим на болоте и непрерывно влияет на жизнь остальных растений? Смогут ли жить в этих условиях растения леса, например ландыш, кислица? Вот вопросы, подвергающиеся дальнейшему обсуждению. При этом следует сообщить, что на болотах можно насчитать всего лишь десятка два видов растений. Какие имеются приспособления у этих растений к жизни на болоте? Следует выслушать ответы учащихся, а затем рассказать о нескольких болотных растениях, например о клюкве, пушице, росянке.

. Схематический разрез болота, образовавшегося путем зарастания

озера (по Сукачеву):

1 — пресноводный мергель; 2 — сапропелит. Торф: 3 — сапропелевый, 4 — тростниковый;

5 — хвощевый; 6 — осоковый; 7 — осокоивовый; 8 — лесной; 9 — гипновый; 10 — шейх-

церигвосфагновый; 11 — пушицево-сфагновый, 12 — сфагновый с пнями сосны

Важно рассказать учащимся о происхождении болот. При этом учитель может воспользоваться самодельной таблицей, изображающей схематический разрез болота, образовавшегося путем зарастания озера (рис. 18).

На уроке необходимо сказать доброе слово о болоте как накопителе влаги, месте рождения рек, поставщике торфа, природном ягоднике, месте гнездования многих птиц и обитания пушных зверей. Велико значение болот в жизни нашей планеты. В целях охраны и правильного их использования создано Международное общество охраны болот. В нашей стране проекты мероприятий по осушению болот тщательно изучаются и принимаются те, которые не нарушают природного равновесия.

При обобщении учебного материала урока следует указать на следующие признаки, характеризующие болото как растительное сообщество: определенный видовой состав, ярусность, приспособительные признаки болотных растений.

На этом уроке нужно ознакомить учащихся с водной растительностью и биологическими особенностями отдельных видов растений (камыш, тростник, кувшинки, рдесты и др.), обитающих в водной среде.

В заключение учащимся дается задание: прочесть в учебнике о растительных сообществах и подготовить два рассказа к следующему уроку:

  1. Болото как растительное сообщество.
  2. Водная растительность.

На третьем уроке проводится ознакомление учащихся с лугом как растительным сообществом.

Сравнивая лес, болото, водную растительнсть и луг, учащиеся подводятся к определению растительного сообщества как определенного сочетания видов растений, возникающего в процессе исторического развития и обусловившего совместное произрастание в природных условиях.

Приспособительные особенности строения и биологии растений основных типов растительности.

На четвертом уроке учащиеся знакомятся с характерными чертами строения и биологией типичных растений различных растительных сообществ, необходимостью их охраны. Изучение этого материала требует использования гербариев, карты «Природные зоны », таблиц, фильмов, характеризующих приспособительные особенности растений растительных сообществ.

Учитель, пользуясь картой, обращает внимание на обширные просторы нашей страны, на разнообразие ее растительности и организует мысленное путешествие учащихся по типичным природным ландшафтам. Проводниками выступают учащиеся, заранее подготовившие рассказ о растениях сообществ.

Для проверки знаний используются вопросы учебника о растительных сообществах, выясняется понимание школьниками причин развития разных типов растительности на Земле и различных растительных сообществ. Необходимо подчеркнуть, что растительные сообщества — результат длительного эволюционного развития, которое тесно связано с историческим прошлым Земли. При этом следует отметить влияние ледникового периода на формирование растительности нашей страны. Указывается также на необходимость научного подхода в использовании растительных ресурсов, сохранении природных растительных сообществ или создание новых, отвечающих потребностям народного хозяйства (осушение и орошение земель), бережного отношения к растениям.

Учитель, проводя беседу природоохранительного содержания, в качестве иллюстраций может использовать выдержки из рассказов К. Паустовского, опубликованных в книге «Повесть о лесах», например: «. мало на земле растительности — от этого всякие беды. К примеру овраги. Они по нашей области треть земли отхватили за какие-нибудь сорок лет. Как стали сводить лес — так и пошло!»

В заключение беседы учитель знакомит учащихся с материалами об охране природы (с. 5).

Курс ботаники в средней школе предусматривает выполнение учащимися летних заданий. Для учащихся VI класса они носят комплексный характер. Основная их цель, сводится к закреплению и расширению ботанических и зоологических знаний при выполнении опытно-практических работ на школьном участке или в ученических бригадах на колхозных и совхозных полях.

Примерная тематика опытов дана в программе по ботанике и сельскохозяйственному труду. Учитель по своему усмотрению с учетом местных условий и интереса учащихся определяет, какие взять культуры и темы опытов и кому поручить их выполнение.

Время распределения опытов и начало их выполнения учащимися зависят от климатических условий. Например, в Среднеазиатских республиках, а также на Кавказе, в Крыму и других местах нашей необъятной Родины, где весна начинается рано, нет необходимости откладывать летние задания на конец учебного года. Учащиеся получают их и приступают к выполнению в период изучения курса ботаники и зоологии.

Выполнение заданий по выращиванию растений требует от учащихся не только применения тех или иных агротехнических приемов ухода, но и знания того, какое они оказывают влияние на растения, а для этого необходимы фенологические наблюдения за сроками наступления и продолжительности фаз их развития.

Одним из важных условий подготовки учащихся к ведению фенологических наблюдений является знание учащимися признаков наступления фаз развития растений. Большую помощь в правильном определении фаз развития растений может оказать наглядное их изображение: рисунки, фотографии, а также гербарии.

Наблюдения за развитием растений и насекомых должны проводиться во взаимосвязи с условиями погоды. Подробная и систематическая запись температурных и других условий проводится при наличии в школе метеоплощадки с нужными для этого приборами. Эти наблюдения обычно организует учитель географии, и они должны быть достоянием всех учащихся, которые выполняют летние задания по ботанике. Если такие наблюдения не ведутся, то можно ограничиться записью общих условий погоды, например: какая была весна (ранняя или поздняя, холодная или теплая, засушливая или влажная; были ли заморозки и как они отразились на растениях), какое было лето (дождливое или сухое, холодное или жаркое; отметить сильные бури и ливни), какая была осень (первые ночные заморозки, дожди, погода во время уборки урожая и т. д.).

1.См.: Пономарева И. Н. Наглядные пособия к теме «Растительные сообщества». «Биология в школе», 1976, № 1, с 78—79.

2. См.: Беляева Л. Т. Экскурсия на торфяное болото. «Биология в школе», 1971, № 2, с. 53.

Источник

Читайте также:  Исходное органическое вещество которое синтезируют растения