Меню

Экскурсия жизнь растений зимой 6 класс

«Зимние явления в природе» (экскурсия в природу), 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6

Задачи:

  1. Образовательные:
    1.1. Развитие биологических понятий: «стебель», «побег», «узлы», «междоузлия», «почечные кольца», «возраст побега», «почка», «почки верхушечные и боковые», «почки листовые и цветочные», «развитие побега из почек», «расположение деревьев по почкам, силуэтам, обрезка деревьев, формирование коры».
    1.2. Формировать биологическое понятие приспособленность растений к зимним условиям.
  2. Воспитательные:
    2.1. Умственное.
    2.2. Атеистическое (периодичность развития растений обусловлена их взаимосвязью с условиями окружающей среды).
    2.3. Трудовое (выработка умений и навыков по определению деревьев по почкам, силуэтам, ознакомление с обрезкой).
    2.4. Нравственное (отношение учащихся к природе и друг к другу; отношение между звеньями, правила поведения учащихся в природе).
    2.5. Эстетическое (эстетическое восприятие зимней природы).
    2.6. Природоохранительное.

Оборудование: карточки задания на четыре звена, блокноты и карандаши.

Цели: познакомить уч-ся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям; продолжить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.

Ход экскурсии

I. Организационный момент

(наведение дисциплины внимания, задачи экскурсии, план отчета по экскурсии).

II. Рассказ учителя:

Учитель: В зимнее время, когда снег покрывает землю и начинаются морозы, кажется, что растения должны погибнуть. Но это не так.

Вспомните, на какие группы подразделяются цветковые растения? (Деревья, кустарники и травы: однолетние, многолетние, двухлетние).

С наступлением холодного времени года погибают только однолетние травы, рассеяв свои семена. Жизнь многолетних и двухлетних травянистых растений, так же, как деревьев и кустарников, продолжается.

Почему растения зимой не погибают?

  1. На стеблях и побегах деревьях и кустарников находится толстая кора! Молодые однолетние побеги ещё до наступления холодов одревесневают.
  2. Почка – это тоже приспособление к перенесению неблагоприятных условий, чешуйки на почках плотные, кожистые. Они защищают внутренние части почки от низких температур. Какие?
  3. Сбрасывание листьев на зиму, вступление в состояния покоя одревесневших побегов – это также приспособление растений к перезимовке.
  4. Накапливание в тканях дерева запасных питательных веществ, чем больше запас питательных веществ, в первую очередь крахмала, тем морозоустойчивее будет растение.
  5. Снежный покров защищает травянистые растения, их корни клубни, луковицы, корневища, которые сохраняются под снежным покровом в почве.

В лесу под снегом находятся вечнозеленые травянистые растения: кислица с тройчатым листом, копытень, листья которого похожи на след копыта лошади.

Зимой рассеивают семена некоторые породы деревьев. Такими породами деревьев являются: плоды ясеня (крылатки) — узкие, заостренные с одного конца; плоды клена ясенелистного; рассеивают свои семена ель (март), сосна (апрель)… и летят семена по снежному насту.

III. Краткое ознакомление учащихся с растительностью местности.

Учитель: Вот перед нами берёза. Её легко зимой отличить от других деревьев. У берёзы гладкий ствол, от него под острым углом отходят вверх боковые ветки и свисают вниз молодые побеги. Зарисуйте силуэт берёзы.

Ребята! Обратите внимание, на белом стволе березы в виде черных черточек находятся чечевички – это маленькие бугорки с отверстиями, через них в растение поступает кислород для дыхания, осуществляется газообмен. На других деревьев тоже есть чечевички.

Вот тополь. Зарисуйте его силуэт. Тополь можно отличить от других растений по почкам. Какие почки у тополя? Обратите внимание на цвет коры.

Какие ещё растения можно определить по почкам?

Почки рябины опушены. Это тоже приспособление к перенесению неблагоприятных условий. Почки ивы покрыты всего одной чешуей.

IV. Самостоятельная работа учащихся по заданиям

Задание № 1

Сравните особенности внешнего вида двух деревьев (липа и тополь) и запишите в блокнотах:

— Какова окраска коры того и другого дерева?

— Какой вид имеют почки этих деревьев? (Окраска, расположение).

— По каким другим признакам можно отличить эти деревья зимой?

Задание № 2

Сравните особенности внешнего вида двух деревьев (сирень, рябина, береза) и запишите в блокнотах:

— Какова окраска того и другого дерева?

— Какой вид имеют почки деревьев? (Окраска, расположение).

— По каким другим признакам можно отличить эти деревья?

V. Сообщение учащихся о проделанной работе.

VI. Итоги экскурсии.

Учитель: Итак, сегодня мы узнали о приспособлениях у деревьев, кустарников и трав к перенесению зимних условий, научились распознавать деревья и кустарники по силуэтам, почкам, коре.

VII. Домашнее задание:

письменный ответ по экскурсии (план тетради).

Источник

Урок-экскурсия по биологии для 6 класса «Живые организмы зимой»
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Представленный материал содержит описание урока-экскурсии «Живые организмы зимой» для учащихся 6 класса.

Скачать:

Вложение Размер
Урок-экскурсия по биологии для 6 класса «Живые организмы зимой» 18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

урока-экскурсии по биологии

основной общеобразовательной школы

Живые организмы зимой

первой квалификационной категории

Красинская Елена Валентиновна

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: э кскурсия

– формирование мировоззренческих представлений учащихся о единстве живой и неживой природы
– воспитание познавательной активности, интереса к миру живой природы

– развитие умения анализировать и обобщать фактический материал

– познакомить с особенностями жизнедеятельности растений и животных в зимний период

– актуализировать знания о видовом составе растений

– создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

– содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности

  1. Словесные – беседа, рассказ;
  2. Наглядные – демонстрация натуральных объектов
  1. Основные:
  1. Реальные (живые – растения и животные);
  2. Вербальные (инструкции, слово).
  1. Вспомогательные: презентация
  1. Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструктаж по технике безопасности (беседа)
  2. Просмотр видеоматериалов (рассказ)
  3. Обсуждение материалов видеоролика (беседа)
  4. Жизнь деревьев и многолетних травянистых растений зимой (рассматривание объектов на территории УОУ)
  5. Следы жизнедеятельности животных за территорией села (наблюдение)
  6. Оформление отчета по экскурсии

Орг.период – порядок работы на уроке (правила поведения на экскурсии, узнать новое, оформить отчет по экскурсии)

Ознакомление с заданиями для отчета по экскурсии (прочитать всем вместе). Для оформления отчета понадобятся как наблюдения за натуральными объектами, так и материалы представленные в видеофрагментах

Отчет по экскурсии «Живые организмы зимой»

  1. Назови пять растений нашей местности, которые переносят зиму в состоянии глубокого покоя
  2. Как живые организмы готовятся к зиме? Приведи три примера
  3. Нарисуй силуэты двух деревьев, какими мы их видим в зимний период. Подпиши названия деревьев. Чем отличаются эти деревья между собой (назови три отличительных черты)
  4. Какие следы жизнедеятельности животных в природе мы можем видеть в зимний период?
  5. Нарисуй следы животного на снегу, подпиши название рисунка

Подготовка природы к зиме. Презентация для детей. Окружающий мир.

Как зимуют деревья? Детям про деревья.

Обсуждение просмотренных видеоматериалов

Работа на территории УОУ
Рассмотреть силуэты яблони, ели, рябины, черемухи. Рассмотреть кору и почки на деревьях. Отметить следы жизнедеятельности птиц рядом с деревьями. Найти под снегом зимующие многолетние травянистые растения (отметить их зеленую окраску)

Работа за территорией села

Найти следы животных – крупных и мелких птиц, собак, коров, коз

Отчет по экскурсии «Живые организмы зимой»

1.Назови пять растений нашей местности, которые переносят зиму в состоянии глубокого покоя

2. Как живые организмы готовятся к зиме? Приведи три примера

3. Нарисуй силуэты двух деревьев, какими мы их видим в зимний период. Подпиши названия деревьев. Чем отличаются эти деревья между собой (назови три отличительных черты)

4. Какие следы жизнедеятельности животных в природе мы можем видеть в зимний период?

5. Нарисуй следы животного на снегу, подпиши название рисунка

Отчет по экскурсии «Живые организмы зимой»

1.Назови пять растений нашей местности, которые переносят зиму в состоянии глубокого покоя

2. Как живые организмы готовятся к зиме? Приведи три примера

3. Нарисуй силуэты двух деревьев, какими мы их видим в зимний период. Подпиши названия деревьев. Чем отличаются эти деревья между собой (назови три отличительных черты)

4. Какие следы жизнедеятельности животных в природе мы можем видеть в зимний период?

5. Нарисуй следы животного на снегу, подпиши название рисунка

Отчет по экскурсии «Живые организмы зимой»

1.Назови пять растений нашей местности, которые переносят зиму в состоянии глубокого покоя

2. Как живые организмы готовятся к зиме? Приведи три примера

3. Нарисуй силуэты двух деревьев, какими мы их видим в зимний период. Подпиши названия деревьев. Чем отличаются эти деревья между собой (назови три отличительных черты)

4. Какие следы жизнедеятельности животных в природе мы можем видеть в зимний период?

5. Нарисуй следы животного на снегу, подпиши название рисунка

Отчет по экскурсии «Живые организмы зимой»

1.Назови пять растений нашей местности, которые переносят зиму в состоянии глубокого покоя

2. Как живые организмы готовятся к зиме? Приведи три примера

3. Нарисуй силуэты двух деревьев, какими мы их видим в зимний период. Подпиши названия деревьев. Чем отличаются эти деревья между собой (назови три отличительных черты)

4. Какие следы жизнедеятельности животных в природе мы можем видеть в зимний период?

5. Нарисуй следы животного на снегу, подпиши название рисунка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок «Исследование», «Гипотеза». Сфера реализации исследовательской деятельности учащихся: фенологические наблюдения.

Конспект урока-экскурсии биологиив 11 классепо теме «Влияние загрязнений на живые организмы».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСАМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕВЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ РАЙОН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛА.

Представленный материал содержит описание урока, технологическую карту, форму отчета по экскурсии.

Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» 5-6 класс.

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5.

Представленный материал содержит описание урока-экскурсии «Многообразие живых организмов» для учащихся 6 класса.

Источник

» экскурсия зимой»

Познакомить учащихся с приспособленностью растений к перезимовке, прививать практические умения и навыки в определении деревьев по силуэтиу, почкам, вырабатывать навыки культурного поведения в природе, учить понимать красоту зимней природы, бережно относиться к ней

Просмотр содержимого документа
«» экскурсия зимой»»

Зимние явления в жизни растений.

Тема: Экскурсия в природу. Зимние явления в жизни растений.

Цели: познакомить уч-ся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям; продолжить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся наблюдение за состоянием деревьев и кустарников, за жизнью животных, снеговым покровом.

Задачи:
Образовательная: Сформировать знания о зимнем сезоне, зимних явлениях, переменах в живой и неживой природе зимой, учить творчески выражать свое отношение к красотам природы, умело наслаждаться природой, расширить кругозор у обучающихся; Познакомить учащихся с приспособленностью растений к перезимовке;

Развивающая: Развивать внимание, память, мыслительные умения учащихся анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать, делать выводы. Прививать практические умения и навыки в определении деревьев по силуэту, почкам;

Воспитательная: Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, любовь к природе, родному краю, бережное отношение к природе и животным. Учить понимать красоту зимней природы.

Формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру; интерес к окружающему миру; мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности.

Формировать умение извлекать информацию из окружающего мира; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи.

Формировать умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Формировать умение определять цель деятельности на уроке; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: компас, блокноты, деревянная линейка для измерения глубины снега, лопата для раскапывания снега, уличный термометр.

На осенней экскурсии учащиеся 6 класса знакомились с биологическими приспособлениями растений к зиме: листопадом, образованием защитных покровов у стеблей и почек. Местом экскурсии может быть учебно-опытный участок школы, пришкольная территория, школьный дендрарий, сквер или парк, еловый или мелколиственный лес. Экскурсию можно провести в середине февраля.

Я люблю этот месяц –

Полузимний и полувесенний,

Схватку солнца и льда,

Пересвист птичьих раций.

Подготовка к экскурсии. Учитель заранее должен побывать на участке для проведения экскурсии, определить объекты для наблюдения, подобрать задания. На предшествующем уроке-экскурсии необходимо 20-25 минут выделить для подготовки учащихся к работе на экскурсии. В беседе учитель разъясняет учащимся задачи экскурсии: научиться распознавать деревья и кустарники в безлистном состоянии, выявить приспособленность растений к действию абиотических факторов природы – долготы дня, низкой температуры, осадков, холодного ветра, освещённости; рассмотреть и описать строение стеблей и побегов.

Задания для самостоятельной работы учащихся составляем одно для каждой пары ребят. Вдвоем им удобнее проводить измерения. Обмениваться мнениями о наблюдениях, приходить к мнению. Задания предусматривают выполнение учащимися трех видов работ. Первый вид работы направлен в основном на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявлением признаков приспособленности растений к зимним условиям. Второй вид работы предполагает ознакомление с рекреационной ценностью школьной территории. А также изучение школьниками состояния окружающей их на экскурсии природной среды. Третий вид работы направлен учителем на формирование эстетической ценности природы.

Экскурсия состоит из двух частей: рассказа учителя и самостоятельной работы учащихся. Учитель знакомит учащихся с примерным содержанием экскурсии, показывает лучшие отчёты прошлых лет.

Самостоятельная работа учащихся.

1.Узнай, в каких условиях зимуют травянистые растения. Для этого сначала измерь толщину снежного покрова, а затем раскопай снег, найди травянистое растение, потрогай почву. Запиши свои наблюдения в блокнот. После проделанной работы закрой растения снегом.

2.Внимательно посмотри вокруг, оцени общее состояние школьной территории. Отметь какие виды работ в огороде проводят люди в зимнее время. Запиши свои наблюдения.

1.Определи, хорошо ли подготовлена к зимним условиям береза, ясень, липа, дуб, рябина по следующим признакам:

-по очищенности веток от листьев;

-по состоянию верхушечной почки;

-по окраске коры.

2.Какие нарушения правил поведения в природе ты заметил. Запиши в блокнот свои наблюдения.

2. Запомни своеобразную окраску коры тополя и попробуй воспроизведи ее дома.

1.Запиши в блокнот, какие названия кустарников ты узнал на экскурсии из рассказа учителя. Укажи внешние признаки этих кустарников.

2.Найди на территории школы поврежденные кустарники. Подумай, при каких обстоятельствах они могли быть повреждены. Что можно сделать для устранения повреждений.

3.Зарисуй силуэт рябины и плоды, если они сохранились на ветках.

Все деревья в кружевном вязанье,-

То мороза лёгкое дыханье

Пышные связало кружева,-

И слегка кружится голова.

Как на веточках узоры кружев,

Тишина рассыпалась, и ввысь

Понеслась озвученная жизнь…

Слышащий, внемли и отзовись!

Я люблю этот месяц –

Полузимний и полувесенний,

Схватку солнца и льда,

Пересвист птичьих раций.

На основе этих поэтических строк может состояться разговор об экологических условиях в зимний период.

Вступительное слово учителя.

Деревья в снегу утопают.
Красива ты всё же, зима.
И взгляд оторвать невозможно
Так дивна и чудна ты вся.

Деревья стоят. Припушились
Снежинками вьюги твоей.
На солнце они заискрились,
Играя в потоке лучей.

Вот ели стоят величаво,
Как скромен, красив их наряд.
Готовятся к балу, как павы,
Построились в ряд и молчат.

А тишь — то кругом здесь какая…
Берёзки на ели глядят…
Вот музыку, ветер, играя,
Запел очень стройно и в лад.

Качнулись берёзки игриво
Посыпался с веток снежок…
Вот дунул ветрище порывом
Склонились деревья вперёд.

Лишь миг. Снова тихо здесь стало.
Деревья исполнили «Па».
Ждут новую музыку ветра,
И танец их длится всегда…
(Н. Горюнова)

Учащиеся могут перечислить факторы неживой природы, которые оказывают наиболее сильное влияние на растения: долгота дня, низкая температура, осадки, холодный ветер, освещённость. Под руководством учителя конкретные данные по дню экскурсии в блокноты, замерив долготу короткого зимнего дня (8 часов 45 минут – 10 часов), температуру воздуха и почвы под снегом, метровой линейкой глубину снежного покрова, отметив направление ветра и освещённость. Учащиеся убеждаются, что температура почвы под снегом значительно выше, чем воздуха. Поэтому в местах роста растений нельзя утаптывать снег и прокладывать лыжные трассы. На лыжных трассах нарушается воздушная прослойка, постоянный температурный режим и исчезает травянистый покров. Затем учащиеся самостоятельно выполняют задания: уточняют видовой состав деревьев, записывают приспособления и отыскивают под снегом травянистые растения. На выполнение задания группам наблюдателей на закреплённых участках следует дать 20-25 минут. Учитель консультирует учащихся и подходит к каждой группе, обращая их внимание на знания и умения определять внешние признаки деревьев и кустарников (цвет коры, расположение побегов, почек) и признаки почек зимой. Завершив работу, школьники собираются для итоговой беседы у хвойных деревьев (у ели обыкновенной или сосны обыкновенной), и учитель уточняет ряд вопросов:

1.Почему эти растения не сбросили на зиму листья.

2. В какое время года ель и сосна сбрасывают листья.

3. С какой периодичностью происходит листопад у ели и сосны.

4. Все ли хвойные растения имеют листья зимой?

Учителем дается дополнительная информация о растениях:

-Береза – лечит, греет, освещает, светолюбивая, на Земле 120 видов берез.
-Липа – лечит, раньше обувала (делали лапти), 50 видов деревьев.
-Клен – барометр, перед дождем плачет, из древесины делают музыкальные инструменты.
-Дуб – долгожитель, боится холода, 450 видов, может прожить 1000 – 2000 лет. Священное дерево, ему поклонялись и славяне и римляне.
-Осина – столовая для зайцев, бобров, осей, белок, тетеревов, глухарей.
-Сосна – 100 видов, богата витамином «С», убивает вредные бактерии

Учитель рассказывает, что средняя продолжительность жизни хвоинок у сосны обыкновенной 3 года, у ели – 7 лет. Возраст хвоинок вычитывается по возрасту побега, на котором они находятся. Хвоя покрыта воскоподобным веществом , и короткие и кожистые хвоинки не испаряют влагу и удерживают лежащих на них снег.

Хвойные деревья нарастают верхушками побегов, и поэтому нарушение вершинки дерева прекращает рост. Учащиеся, зная эту особенность формирования кроны хвойных деревьев, осмысливают целесообразность участия в природоохранной операции «Ёлочка».

В обобщающей беседе учитель отмечает черты приспособления к зимним условиям у вечнозелёных хвойных и листопадных деревьев и кустарников. Следует привлечь внимание учащихся к росту цветочных почек берёзы, ольхи, бузины, убедить их в относительном характере зимнего покоя у растений.

Зимнезелёными называются растения умеренных широт, которые зимуют с зелёными листьями: брусника, земляника, зеленчук. Длительность жизни каждого листа у зимнезелёных растений, в отличие от вечнозелёных , менее года. Листья зимнезелёных растений обладают устойчивостью к низким температурам и не погибают после промерзания.

Не погибают зимой в лесу и парке водоросли, мхи, лишайники, поселяющиеся на стволах деревьев. Они ничем не защищены, но цитоплазма их клеток густая и вязкая. Они стойко переносят зимнюю стужу.

В заключение учитель может предложить учащимися дать оценку отношения человека к природе. Среди отрицательных воздействий: засорение территории полимерными плёнками, молочными пакетами, бумагой, консервными банками, поломка деревьев, веток, порезы коры, утоптанный снег. Положительными признаками являются залеченные повреждения деревьев, устройство кормушек для птиц и т.д.

Следует напомнить учащимся порядок оформления отчёта в соответствии с заданиями. Пытливым и любознательным юннатам можно продолжить наблюдения за зимними явлениями в жизни растений, предложив оформить результаты экскурсии в виде презентации.

Источник

Читайте также:  Почва для ароидных растений состав