Меню

Экскурсия зимние явления в жизни растений 6 класс ответы

«Зимние явления в природе» (экскурсия в природу), 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6

Задачи:

  1. Образовательные:
    1.1. Развитие биологических понятий: «стебель», «побег», «узлы», «междоузлия», «почечные кольца», «возраст побега», «почка», «почки верхушечные и боковые», «почки листовые и цветочные», «развитие побега из почек», «расположение деревьев по почкам, силуэтам, обрезка деревьев, формирование коры».
    1.2. Формировать биологическое понятие приспособленность растений к зимним условиям.
  2. Воспитательные:
    2.1. Умственное.
    2.2. Атеистическое (периодичность развития растений обусловлена их взаимосвязью с условиями окружающей среды).
    2.3. Трудовое (выработка умений и навыков по определению деревьев по почкам, силуэтам, ознакомление с обрезкой).
    2.4. Нравственное (отношение учащихся к природе и друг к другу; отношение между звеньями, правила поведения учащихся в природе).
    2.5. Эстетическое (эстетическое восприятие зимней природы).
    2.6. Природоохранительное.

Оборудование: карточки задания на четыре звена, блокноты и карандаши.

Цели: познакомить уч-ся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям; продолжить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.

Ход экскурсии

I. Организационный момент

(наведение дисциплины внимания, задачи экскурсии, план отчета по экскурсии).

II. Рассказ учителя:

Учитель: В зимнее время, когда снег покрывает землю и начинаются морозы, кажется, что растения должны погибнуть. Но это не так.

Вспомните, на какие группы подразделяются цветковые растения? (Деревья, кустарники и травы: однолетние, многолетние, двухлетние).

С наступлением холодного времени года погибают только однолетние травы, рассеяв свои семена. Жизнь многолетних и двухлетних травянистых растений, так же, как деревьев и кустарников, продолжается.

Почему растения зимой не погибают?

  1. На стеблях и побегах деревьях и кустарников находится толстая кора! Молодые однолетние побеги ещё до наступления холодов одревесневают.
  2. Почка – это тоже приспособление к перенесению неблагоприятных условий, чешуйки на почках плотные, кожистые. Они защищают внутренние части почки от низких температур. Какие?
  3. Сбрасывание листьев на зиму, вступление в состояния покоя одревесневших побегов – это также приспособление растений к перезимовке.
  4. Накапливание в тканях дерева запасных питательных веществ, чем больше запас питательных веществ, в первую очередь крахмала, тем морозоустойчивее будет растение.
  5. Снежный покров защищает травянистые растения, их корни клубни, луковицы, корневища, которые сохраняются под снежным покровом в почве.

В лесу под снегом находятся вечнозеленые травянистые растения: кислица с тройчатым листом, копытень, листья которого похожи на след копыта лошади.

Зимой рассеивают семена некоторые породы деревьев. Такими породами деревьев являются: плоды ясеня (крылатки) — узкие, заостренные с одного конца; плоды клена ясенелистного; рассеивают свои семена ель (март), сосна (апрель)… и летят семена по снежному насту.

III. Краткое ознакомление учащихся с растительностью местности.

Учитель: Вот перед нами берёза. Её легко зимой отличить от других деревьев. У берёзы гладкий ствол, от него под острым углом отходят вверх боковые ветки и свисают вниз молодые побеги. Зарисуйте силуэт берёзы.

Ребята! Обратите внимание, на белом стволе березы в виде черных черточек находятся чечевички – это маленькие бугорки с отверстиями, через них в растение поступает кислород для дыхания, осуществляется газообмен. На других деревьев тоже есть чечевички.

Вот тополь. Зарисуйте его силуэт. Тополь можно отличить от других растений по почкам. Какие почки у тополя? Обратите внимание на цвет коры.

Какие ещё растения можно определить по почкам?

Почки рябины опушены. Это тоже приспособление к перенесению неблагоприятных условий. Почки ивы покрыты всего одной чешуей.

IV. Самостоятельная работа учащихся по заданиям

Задание № 1

Сравните особенности внешнего вида двух деревьев (липа и тополь) и запишите в блокнотах:

— Какова окраска коры того и другого дерева?

— Какой вид имеют почки этих деревьев? (Окраска, расположение).

— По каким другим признакам можно отличить эти деревья зимой?

Задание № 2

Сравните особенности внешнего вида двух деревьев (сирень, рябина, береза) и запишите в блокнотах:

— Какова окраска того и другого дерева?

— Какой вид имеют почки деревьев? (Окраска, расположение).

— По каким другим признакам можно отличить эти деревья?

V. Сообщение учащихся о проделанной работе.

VI. Итоги экскурсии.

Учитель: Итак, сегодня мы узнали о приспособлениях у деревьев, кустарников и трав к перенесению зимних условий, научились распознавать деревья и кустарники по силуэтам, почкам, коре.

VII. Домашнее задание:

письменный ответ по экскурсии (план тетради).

Источник

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений и животных»

Зимние явления в природе всегда вызывают у детей познавательный интерес и потребность их изучения. Учащихся прежде всего интересует, как переносят растения и животные неблагоприятные условия в зимний период. Развитие познавательного интереса и поддержание гуманного отношения к живому – наиважнейшая задача. Проведение экскурсий в период неблагоприятных условий для жизни растительного и животного мира — одно из условий решения этой задачи.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия «Зимние явления в жизни растений и животных»»

в жизни растений и животных»

Булдакова Наталья Анатольевна,

МКОУ ООШ д. Комарово

Унинского района Кировской области

Д. Чуваши, ул. Профсоюзная, 20/2

Зимние явления в природе всегда вызывают у детей познавательный интерес и потребность их изучения. Учащихся прежде всего интересует, как переносят растения и животные неблагоприятные условия в зимний период. Развитие познавательного интереса и поддержание гуманного отношения к живому – наиважнейшая задача. Проведение экскурсий в период неблагоприятных условий для жизни растительного и животного мира — одно из условий решения этой задачи.

Продолжить формирование понятия о взаимосвязи растительных и животных организмов с окружающей средой, о жизненных формах и их приспособленности к зимним условиям.

Показать относительный характер приспособлений к условиям окружающей среды. На основе знаний о побеге сформировать понятие о кроне, листопаде, вечнозеленых растениях.

Продолжить формирование умений распознавания древесных и кустарниковых форм по силуэтам, коре, чечевичкам, почкам, плодам и различным видоизменениям органов растений.

Продолжить формирование практических умений по фенологическим наблюдениям, ведению дневников наблюдений, соблюдения правил поведения в природе.

Научить читать следы жизнедеятельности животных и устанавливать связь их с растениями (элементы пищевых цепей).

Продолжить изучение видового состава живых организмов и их охраны.

Сформировать оценочные умения состояния природного сообщества и в разработке мер по его улучшению и сохранению.

Раскрывать эстетическую ценность наблюдаемых объектов и рекреаций.

Способствовать выработке у учащихся умений преодоления трудностей и трудовых навыков.

Блокноты для записи, карандаши, термометр, метр (для измерения высоты снежного покрова), раздаточный материал.

Лучшее место проведения экскурсии – лес, где можно показать жизненные формы растений, их приспособленность к зимним условиям, жизнедеятельность животных (местонахождение, защита от мороза, передвижение по снегу, добывание корма и питание, размножение и т.д.).

Читайте также:  Основные термины в экологии растений

Весь материал рекомендуется строить в сравнительном плане, добиваясь понимания учащимися перехода растений и животных из одного состояния в другое, продолжая развитие понятия о приспособленности как результата действия факторов неживой природы на строение и жизнедеятельность организмов. Необходимо вспомнить с учащимися о тех приспособлениях, которые они отметили еще осенью при подготовке растений к зиме.

Подготовка к зимней экскурсии может начаться осенью. Так, на осенней экскурсии обращается внимание на подготовку к зиме различных форм растений. Начиная с осенней экскурсии, учащиеся ведут записи в дневниках наблюдений за живой и неживой природой. Перед началом экскурсии учащиеся получают пакет со схемой маршрута, заданиями и карточками. После завершения экскурсии они сдают его учителю с приложением выполненных заданий.

Инструктаж по правилам поведения во время экскурсии (приложение)

Опишите погоду по плану: дата наблюдения, температура, наличие осадков, ясно или пасмурно, толщина снежного покрова.

Что можно считать началом зимы? Что означает покой в природе?

(В беседе выясняется, что по календарю зима начинается первого декабря. Астрономическим началом зимы является 22 декабря (самый короткий, день и самая длинная ночь). По народному календарю – замерзание рек и выпадение снега и его сохранение. Следует отметить, что зима наступает не сразу. Морозы сменяются оттепелями. Снег выпадает и тает. Затем земля покрывается сплошным снежным покровом, защищая озимые и другие травянистые растения от неблагоприятных зимних условий.)

Наблюдение за растениями. Учащиеся делятся на 2 группы, им предлагается провести наблюдение за конкретным объектом живой природы: 1 группа – как изменились хвойные растения с приходом зимы; 2 группа — как изменились лиственные растения с приходом зимы

Рассмотреть на карточке рисунок силуэта дерева/кустарника. Назвать его и найти в лесу. Провести наблюдения за его состоянием. Результаты наблюдений занести в блокнот.

(В качестве объекта для наблюдений можно использовать следующие кустарники: сливу колючую (терн), бересклет бородавчатый, шиповник. Из деревьев: березу повислую, клен остролистный, дуб обыкновенный (летний) и др.)

После выполнения задания, учащиеся сообщают результаты своих наблюдений по конкретным видам кустарников и деревьев. Наблюдаемые явления позволят отметить, что почки покрыты плотно сомкнутыми почечными чешуями, у некоторых растений – волосками и смолой. На ветках можно найти следы опавших почечных чешуй и подсчитать по ним возраст ветки. Плотная, покрытая пробковым слоем кора деревьев защищает их от испарений и вымерзания. Иногда на молодых побегах к зиме не образуется пробковый слой, что приводит к вымерзанию их в течение зимы.

Необходимо отметить роль чечевичек в процессе газообмена. Пробковый слой имеет разную толщину. У молодых растений кора гладкая от сплошного тонкого слоя пробки, у старых – образуются толстые слои пробки. Разрываясь, они образуют трещины, через которые происходит газообмен, а также проникают микроорганизмы, поселяются грибы-трутовики, вызывающие заболевания древесины. Пробковый слой предохраняет живые ткани луба и древесины от резких колебаний температуры в зимний период.

В каком же состоянии находятся растения зимой? Учитель должен дать краткую информацию о глубоком покое в зимний период, охарактеризовав его как необходимый этап в развитии растений, обусловленный глубокими изменениями (опадание листьев, защитные приспособления на почках, накопление в клетках питательных веществ). Свойство впадать в покой возникло как ответная реакция на условия существования. Для выхода из состояния покоя необходимо, чтобы в клетках растения произошли изменения, направленные на образование растворимых сахаров. Это возможно при повышении температуры. Однако у каждого растения есть свои сроки пребывания в состоянии покоя. Поэтому даже солнечные дни в конце зимы не вызывают активного роста у растения. Это еще одно из важнейших свойств растения приспосабливаться к зимним условиям – глубина покоя. Она неодинакова у разных видов трав, деревьев и кустарников. Чтобы это проверить, достаточно поставить их побеги в воду в феврале и наблюдать появление распускания почек. Например, у сирени происходит быстрое распускание, а у липы – очень длительное.

Наблюдение за животными. В чем проявляется сходство приспособлений к похолоданию у всех живых организмов?

После подведения итогов по наблюдениям за растениями, необходимо перейти к вопросу о сходстве приспособлений к зимним условиям у растений и животных. Оно выражено в общем снижении жизнедеятельности, в защите от резких колебаний температуры. Вместе с тем, мир животных в зимний период имеет свои специфические черты приспособлений.

Назвать увиденных во время экскурсии животных. Ответить на вопросы: где находятся насекомые и в какой стадии развития они зимуют? Какой образ жизни ведут птицы? Как добывают корм и питаются? Размножаются ли они зимой? Какую роль играет снежный покров в зимний период для животных? По силуэтам следов птиц и зверей, изображенных на рисунках (приложение), найти их в природе и понаблюдать за ними. Определить в каком направлении животное двигалось и что оно делало на этом месте?

Необходимо сделать вывод, что у животных существуют приспособительные признаки (спячки, перемещение из одних мест в другие, линька, накопление жира в организме, образование стай или стад). Необходимо отметить, что многие животные погибают или заболевают из-за недостатка корма, уничтожения другими животными.

Определить роль деятельности человека в данном местообитании (негативную и позитивную).

Заслушав устные ответы учащихся по этому заданию, учитель напоминает о написании отчета по экскурсии. Отчет составляется по схеме, предложенной в заданиях. Оценка выставляется только после оформления результатов экскурсии и написания отчета каждым учеником.

Источник

Экскурсии на уроках биологии в 6 классе
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Очень часто возникают трудности при составлении плана и заданий экскурсий, связанные с особенностями местоности своего региона. Предлагаю цикл экскурсий, расчитанных на степную зону Краснодраского края. Данные экскурсии можно полноценно провести на территории любого школьного двора или ближайшем сквере.

Скачать:

Вложение Размер
cikl_ekskursiy_na_urokah_biologii_v_6_klasse.docx 157.61 КБ
ekskursii_na_urokah_biologii.pptx 1.53 МБ
ekskursiya_1.docx 16.3 КБ
ekskursiya_2.docx 16.64 КБ
ekskursiya_3.docx 148.5 КБ
ekskursiya_4.docx 16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл экскурсий на уроках биологии в 6 классе

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края

  1. Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой;
  2. Показать многообразие растений и животных;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе
  1. Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени?
  2. Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений?
  3. Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения.
  4. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии
  3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Учащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени.
  2. Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений.
  3. Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.
  4. Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения.
  5. Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
  1. Этап – Рефлексия
  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
  2. Обсуждение представленных творческих работ.
  3. Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Краснодарского края.

Зимние явления в жизни растений

Выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы на примере растений школьного парка.

  1. Показать на конкретных примерах взаимосвязь организма со средой;
  2. определит влияние факторов среды на рост и развитие растений;
  3. развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе;
  4. проводить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.
  1. Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии.
  2. Опишите форму кроны березы, липы, дуба.
  3. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба.
  4. Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке.
  5. Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам.
  6. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе.
  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
  3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Предложить детям посмотреть вокруг и рассказать, в чем проявляется зимняя красота в природе. По каким климатическим изменениям мы узнаем о наступление зимы? В чем особенность этого времени года в нашем регионе? Какие видимые изменения произошли в жизни растений?

Опять погода стужей дышит,

Зато на окнах, сквозь лучи,

Мороз опять узоры пишет

Своей серебряной парчи.

  1. Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья, когда с них опали все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, липы, дуба.

У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму. У липы боковые побеги отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Такое ветвление придает кроне липы овальную форму. У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.

  1. Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно «узнать» дерево.

У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.

  1. Рассмотреть с учащимися побеги деревьев, предоставив им возможность самостоятельно называть цвет побегов, расположение почек на стебле, наличие и особенности строения почечных чешуек (дети делают записи и наброски в блокноты).
  2. Рассмотреть вечнозеленые растения: Ель обыкновенная, Голубая ель. В чем их отличия. Обсудит на примере данных деревьев приспособленность хвойных растений к погодным условиям зимы.

4. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

  1. Этап – Рефлексия
  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
  2. Сравниванием свои наблюдения с «Фенологическим календарем»
  3. Слушаем выступления учащихся: стихи, пословицы, загадки о зимней природе. Делаем вывод об особенностях зимнего времени года в Краснодарском крае.

Мир растений малой Родины

Начать знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края на примере школьного парка

  1. Познакомит учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка;
  2. научить отличать некоторые виды растений, произрастающие на Кубани и характерные для данного региона;
  3. научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев;
  4. воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.
  1. Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения.
  2. Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев.
  3. Определите при помощи рисунков и собственного опыта, собранные вами растения, если найденного вами растения нет на этом рисунке, воспользуйтесь справочником-определителем или помощью учителя.

Птичья гречиха, спорыш

Клевер ползучий (белый)

4. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии.

5. Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений.

  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания.
  3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
  4. Рассказать учащимся о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.
  5. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Вступительное слово учителя посвящено климатическим особенностям стеной зоны Краснодарского края.
  2. Рассматриваем вместе с учащимися деревья школьного парка. Дети их называют и собирают листья для гербария.
  3. Предложить детям внимательно рассмотреть травянистые растения школьного парка. Помочь детям определить их видовую принадлежность и собрать материал для гербария.

6. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

Основную часть территории Краснодарского края занимает степная зона. Большинство растений, представленных в школьном парке, являются типичными представителями степи.

Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку «Растения степной зоны Краснодарского края, произрастающие в школьном парке»

Учащиеся загадывают друг другу приготовленные загадки.

Природное сообщество и человек

Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем.

  1. Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием;
  2. Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды;
  3. Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе;
  4. Показать влияние деятельности человека на растения сообщества.
  1. Опишите сообщество школьного парка по плану:
  1. Какие деревья произрастают в данном сообществе?
  2. Перечислить названия кустарников.
  3. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
  4. Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
  5. Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
  6. Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
  1. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»
  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания.
  3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
  4. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Обратить внимание учащихся на изменения, произошедшие с деревьями, кустарниками, травами. Рассмотреть вместе с детьми цветущие растения, предложить назвать их.
  2. Предложить детям объяснить, как осуществляется рост, питание, цветение этих растений.
  3. Изучение сообществ происходит по плану:
  1. Какие деревья произрастают в данном сообществе?
  2. Перечислить названия кустарников.
  3. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
  4. Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
  5. Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
  6. Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
  1. Совместно с учащимися разработать положения природоохранной памятки «Как вести себя во время пребывания на природе».
  2. Беседа предложенным учителем вопросам:
  1. Как бы вы назвали данное растительное сообщество и почему? (уточнить название фитоценоза, используя принцип: название экосистемы определяет господствующая растительность местности)
  2. Определить, к какому типу относится почка данного участка. Есть ли взаимосвязь между типами почвы и растительностью?
  3. Какие породы деревьев произрастают в сообществе?
  4. Есть ли кустарники, как они расположены относительно деревьев?
  5. Что растет у самой земли?
  6. В чем причина именно такого расположения растений в фитоценозе?
  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

Мы сегодня наблюдали жизнь растений в фитоценозе. А что должен делать человек, чтобы не мешать жизни растений в растительных сообществах? К чему может привести неконтролируемая деятельность человека в фитоценозах?

  1. Этап – Рефлексия
  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
  2. Выбираем самую полную природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» и закрепляем ее на стенде.
  3. Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Экскурсии на уроках биологии Учитель биологии МОУ СОШ № 3 Марина Е.В.

6 класс Экскурсия № 1 Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Экскурсия №2 Зимние явления в жизни растений Экскурсия № 3 Мир растений малой Родины Экскурсия № 4 Природное сообщество и человек

Золотистою долиной Ты уходишь, нем и дик. Тает в небе журавлиный Удаляющийся крик. Замер, кажется в зените Грустный голос, долгий звук. Бесконечно тянет нити Торжествующий паук. А.Блок Экскурсия № 1 Тема : Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Цель: Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края Задачи: Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой; Показать многообразие растений и животных; Воспитывать бережное отношение к природе

Задание Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени? Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений? Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?

Экскурсия № 2 Тема : Зимние явления в жизни растений Цель: Выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы на примере растений школьного парка. Задачи: Показать на конкретных примерах взаимосвязь организма со средой; определит влияние факторов среды на рост и развитие растений; развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе; проводить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.

«Тихо падают белые снежинки, это бесшумное движение белых мыслей вдоль неподвижного. Какие собраны сюда блаженства!» М.Пришвин Задание Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии. Опишите форму кроны березы, липы, дуба. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба. Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке. Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе.

Экскурсия № 3 Тема : Мир растений малой Родины Цель: Начать знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края на примере школьного парка Задачи: Познакомит учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка; научить отличать некоторые виды растений, произрастающие на Кубани и характерные для данного региона; научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев; воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.

Спокойно небо голубое; Одно в бездонной глубине Сияет солнце золотое Над степью в радужном огне; Горячий ветер наклоняет Траву волнистую к земле, И даль в полупрозрачной мгле, Как в млечном море, утопает; И над душистою травой, Палящим солнцем разреженный, Струится воздух благовонный Неосязаемой волной. Экскурсия № 4 Тема: Природное сообщество и человек Цель: Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем. Задачи: Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием; Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды; Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе; Показать влияние деятельности человека на растения сообщества.

Задание 1. Опишите сообщество школьного парка по плану: 1) Какие деревья произрастают в данном сообществе? 2)Перечислить названия кустарников. 3) Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе? 4) Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)? 5) Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе? 6) Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения? 2. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»

Источник