Меню

Эксперимент доказывающий что растение дышит

Как доказать, что растения дышат

Как доказать, что растения дышат

Тот факт, что человек дышит уже не нужно никому доказывать. Тем более, у нас есть нос и рот, то есть внешние признаки того, что мы дышим. Для нас необходим кислород, который обеспечивает нам жизнеспособность. Но вот с растениями намного сложнее: как понять, а тем более как доказать, что растения дышат, когда они это делают, а также чем именно? Ученые ответили на эти вопросы давно, но это теория. Для того, чтобы самому убедится в правдивости фактов, которые говорят ученые можно провести несколько экспериментов.

  • Первый факт ученых – это то, что листья растений имеют специальные поры, через которые и осуществляется дыхание.

Для того, чтобы это проверить понадобится сосуд с водой. В него необходимо поместить ветку растения. Перед опусканием возьмите увеличительное стекло и рассмотрите лист, особенно его нижнюю поверхность. При внимательном изучении можно увидеть поры. Затем опускаем веточку в сосуд так, чтобы только часть листа была в воде. После этого сосуд плотно закрываем крышкой или запечатываем скотчем. Через время из той части листа, что находится в воде, начнут выходить пузырьки, а значит, растение дышит. Кроме того, можно сделать такой же эксперимент, но с двумя веточками. На одной из них листья смазывают парафином или растительным масло (они блокируют поступление кислорода). После этого сосуд закрывают. Через время та веточка, листья которой были покрыты специальными веществами, начнет засыхать. Почему? Потому, что не смогла дышать.

  • Второй факт от ученых – растения дышат углекислым газом, а в результате вырабатывают нужный человеку кислород.

Этот процесс – основа фотосинтеза. Как убедится в том, что это правда? Очень просто. Достаточно взять комнатный цветок, поместить его в герметичную камеру на несколько дней, но светлую, прозрачную, чтобы растение получало солнечный свет. А мы знаем, что свет плюс углекислый газ равно кислород. Так вот, через несколько дней, согласно теории, количество кислорода должно увеличиться. Как это проверить? Достаточно при открывании сосуда внести в него горящую спичку. Как известно, кислород хорошо горит. При эксперименте мы увидим, что спичка вспыхнула в момент погружения в сосуд, а значит, количество кислорода действительно увеличилось. Это доказывает то, что растение дышит, а также то, что фотосинтез существует.

Как видим, с помощью простых опытов можно убедиться в том, что растения – это живые вещества, которые дышат.

Источник

Как доказать что растения дышат? Методы определения

Растения представляют собой живые организмы, которым необходим кислород для дыхания. При этом, кроме атмосферных запасов, они используют еще и те, которые вырабатываются в результате фотосинтеза. Дыхание у растений происходит круглые сутки. Днем кислород поступает через устьица листвы и молодых отростков, а в ночное время кислородное содержание поддерживается за счет внутренних запасов. И все же,Как доказать что растения дышат Методы определения дыхания растений.

Дыхание растений

Это сложный процесс, в результате которого кислород, поступающий в клетки, расщепляет глюкозу на воду и углекислый газ. Образующийся в процессе дыхания газ выводится из растения через устьица ли корневую поросль.

Дыхание для растения жизненно необходимо. Основное количество энергии, высвобождаемой в результате дыхательной деятельности, используется растениями на поддержку жизненно важных процессов, которые протекают в их клетках. Частично энергия превращается в тепловую, обогревая тем самым окружающую среду.

Доказательства дыхательного процесса

Чтобы получить подтверждение выделения углекислого газа растением, можно провести опыт.

  • Для этого одно комнатное растение помещаем на стекло.
  • Рядом ставим стакан с водой, в которую добавлена известь.
  • Далее растение накрываем стеклянной колбой, отправляем в темное место.
  • Через некоторое время вода в стакане начнет мутнеть, что подтверждает появление под стеклянным колпаком углекислых газов.

Очередной опыт помогает доказать, что в процессе дыхания у растения задействованы все органы. Необходимо взять три стеклянные банки.

  • В одну помещаем побеги растений, срезанные накануне эксперимента, в другую – морковь, в третью – несколько десятков разбухших горошин.
  • Все банки плотно закрываем крышками и помещаем в темный шкаф.
  • Через сутки можно проверить, как изменился в банках состав воздуха, опустив в каждую из них зажженную спичку. Она везде будет тухнуть, так как в процессе дыхания поглотился весь кислород.
Читайте также:  Полевая практика по географии растений

Связь между дыханием и фотосинтезом

Дыхательный процесс растения протекает круглые сутки. Но в дневное время есть и еще одно явление – фотосинтез. Днем растение поглощает углекислый газ, выделяя кислород. Но дыхание при этом не останавливается, просто кислорода расходуется несколько меньше. В процессе фотосинтеза растение поглощает большее количество углекислого газа, нежели выделяет при дыхании. Получается, что в солнечную погоду растения вырабатывают в десятки раз большее количество кислорода, чем употребляют его при дыхании.

В процессе фотосинтеза происходит потребление солнечной энергии, из неорганических элементов создаются органические вещества. В ходе дыхания растение органические составы расходует, высвобождая энергию, необходимую для жизни.

Дыхательный процесс во всех живых клеточках протекает непрерывно. С прекращением его растение просто погибает.

Если почвенный состав глинистый или заболоченный, растениям постоянно не хватает кислородного запаса. Влага в таких местах вытесняет из почвенного состава воздух, не давая корневым системам нормально дышать. По этой причине, занимаясь разведением растений, следует постоянно следить за тем, чтобы к корням был постоянный доступ свежего воздуха. С этой целью выполняется периодическое рыхление почвы. Этот метод еще позволяет сохранять влагу на засушливых участках.

Опыт доказывающий дыхание корней растения:

  • В воду помещают растение с корнями, сверху наливают слой масла.
  • От помпы с воздухом конец трубки опускают к корням растения.
  • Спустя некоторое время, растение, которому не обеспечили доступ воздуха к корням погибает.

Как видите, процесс дыхания у растений действительно протекает. При этом кислород имеет важное значение не только для его развития, но и для жизни в целом.

Источник

Мастер класс по теме «Дыхание растений»
опыты и эксперименты по биологии (6 класс) по теме

Мастер-класс «Дыхание растений» подготовлен для демонстрации учительского мастерства на конкурсе «Учитель года 2017».Материал был продемонстрирован в номинации Мастер-класс. Материал этого мероприятия можно с успехом использовать в 6 классе по учебнику В.В. Пасечник (ФГОС) при условии наличия датчиков и регистратора данных.Данное мероприятие было снято на видео.Ссылка здесь https://youtu.be/s266xi2E7oo

Скачать:

Вложение Размер
конспект занятия по теме «Дыхание растений» 6 класс. ФГОС. 24.09 КБ
master_klass_prezentatsiya.pptx 76.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме «Дыхание растений»

— Добрый день! Я рад видеть вас. Меня зовут Р.А….

Как ваше здоровье, какое у вас настроение?

Я приглашаю вас на свой мастер- класс и надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

Как вы думаете, в чем вы больше всего нуждаетесь в данный момент?

В хорошем образовании?

В престижной работе?

Наверное, каждый человек определяет для себя первоочередные цели и нужды в жизни-

Кто-то строит краткосрочные планы.

Кто-то планы на всю жизнь!

— Но совершенно точно можно сказать, что ни одна из ваших целей не сравниться по значимости с архиважной потребностью. Дышать.

Наш мастер-класс длится уже 50 секунд

Представляете себе что бы было если вы не могли бы дышать 50 секунд

Сейчас вы могли бы отдать все на свете, ради одного вздоха, а через минуты вы бы и вовсе потеряли сознание.

Еще через 3-4 минуты начнется отмирание клеток мозга и вас уже будеть не вернуть к жизни.

За то время что длится этот мастер-класс вы вдохнули и выдохнули примерно 20 раз

Итак, тема моего мастер-класса « Дыхание растений»

Для каждого вздоха нам нужен воздух.

Как вы думаете! Из каких газов состоит воздух?

Ответы: Кислород. Азот , углекислый газ.

Какие газы воздуха могут изменять состав.

Ответ: Кислород и углекислый газ!

Таким образом: мы по изменению состава воздуха можем судить о дыхании растений и человека

Вы сегодня в роли экспертов которым необходимо выяснить какие чудеса совершает система дыхания каждый миг в живых организмах.

  1. С помощью регистратора данных и специальных датчиков зафиксировать показания прибора.
  2. Сделать вывод по изменению концентрации кислорода в классе и в опытных образцах
  3. Сделать вывод о дыхании растений в закрытой системе.( без доступа света и воздуха)
  4. Сделать вывод об изменении температуры во время дыхания

Давайте проведем эксперимент и узнаем как изменится состав воздуха в начале и в конце нашего мастер-класса

Эксперимент: Для это мы с помощью прибора измеряем показания датчика кислорода в учебном классе и фиксируем данные в таблице которые перед вами на столах

Итак, содержание кислорода в учебной комнате______%

Зафиксируем данные в таблицу которые перед вами на столах

Такое же измерение мы с вами проведем перед завершением работы.

Как вы думаете дышат ли растения?

Ответ участников : Дышат.

В какое время суток дышат растения?

В любое время суток!

Убедиться в том, что растения дышат помогут нам несложные опыты?

Для этого мы с вами используем специальный прибор т.е регистратор данных “Sensorlab” к которому подключены специальные датчики.

Датчик содержания кислорода и датчик температуры

Описание опытов. Перед вами сосуды с заранее заложенными опытами.

Работа по группам

Измерение с помощью датчиков и регистраторов данных.

1 группа. Опыт1. Измерение содержания кислорода в сосуде с семенами

2 группа. Опыт2 . Измерение содержания кислорода в сосуде с корнеплодами

3 группа. Опыт3. Измерение содержания кислорода в сосуде живыми растениями.

1 группа. Опыт 4 . Измерение содержания кислорода в термосе с живыми

2 группа. Опыт5 . Изменение температуры в сосуде с корнеплодами

Каждая группа проговаривает ( дать слово) фиксирует выводы по каждому эксперименту.

Повторный эксперимент по измерению содержания кислорода в учебной комнате.

Итак,содержание кислорода в учебной комнате после 20 минутной работы составляет ______%

Фиксируем и заносим результаты в таблицу

Итак общие выводы:

1.Растения также как и люди дышат потребляют кислород воздуха

2. Дышат все органы растений ( корни, семена, побеги.)

3. Растения дышат и днем и ночью

4. При дыхании живых организмов выделяется теплота

Рефлексия: Почему необходимо проветривать классную комнату после урока?

Инструкция для экспертов

Для правильного измерения показаний датчиков необходимо подойти к столу с прибором:

  1. Отвинтить крыжку сосуда, взять в руки датчик и не касаясь корпусом самого датчика стенок сосуда и жидкостей которые могут быть в экспериментальных сосудах осторожно опустить как можно ниже в опытный сосуд.
  2. Датчик держать в статистическом состоянии 1 минуту
  3. Наблюдать за изменением показаний прибора по компьютеру и на интерактивной доске в течении 1 минуты
  4. Зафиксировать показания в таблице
  5. Сделать вывод и рассказать о результатах эксперимента.

Опыту №1. Измерение содержания кислорода в сосуде с семенами

Вывод: Содержание кислорода понижается, значит семена потребляют кислород

Опыт №2. Измерение содержания кислорода в сосуде с корнеплодами

Вывод: Содержание кислорода понижается, значит корни потребляют кислород

Опыт№3 Измерение содержания кислорода в сосуде живыми растениями.

Вывод: Содержание кислорода понижается, значит побеги живых растений потребляют кислород

Опыт№4 Измерение содержания кислорода в термосе с живыми

Вывод: Содержание кислорода понижается, значит побеги живых растений потребляют кислород в темное время суток.

Опыт5. Изменение температуры в сосуде с корнеплодами и термосе

Вывод: Температура в сосуде повышается, значит растения выделяют теплоту в процессе дыхания.

Первоначальный опыт: Содержание кислорода в учебном помещении за время работы понижается, значит мы как и все живые организмы потребляем кислород и выделяем углекислый газ.

Предполагаемые ответы на вопросы ведущего мастер- класс

Рефлексия: Почему необходимо проветривать классную комнату после урока?

Зависимость содержания кислорода от дыхания

Содержания кислорода в %

Содержание кислорода в классе до занятия

Содержание кислорода после занятия

Банка с влажными семенами

Банка с корнеплодами

Банка с растением

Растение в термосе

Итак общие выводы:

1.Растения также как и люди дышат потребляют кислород воздуха

2. Дышат все органы растений ( корни, семена, побеги.)

3. Растения дышат и днем и ночью

4. При дыхании живых организмов выделяется теплота

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Учить себя самого-благородное дело, но еще благороднее учить других» Мастер класс учителя МБОУ « Б ольшеподберезинская СОШ К айбицкого муниципального района РТ Зиннатуллина Рашида Абдулхаковича

Моя методическая тема Компетентностный подход в преподавании химии и биологии через проблемно-исследовательскую деятельность

Мастер-класс Тема: Д ыхание растений

Мастер-класс Тема: Дыхание растений Как вы думаете из каких газов состоит воздух? З наете ли вы какие газы изменяют состав при дыхании?

Задачи : С помощью регистратора данных и специальных датчиков зафиксировать показания прибора. Сделать вывод по изменению концентрации кислорода в классе и в опытных образцах Сделать вывод о дыхании растений в закрытой системе.( без доступа света и воздуха) Сделать вывод об изменении температуры во время дыхания Вы сегодня в роли экспертов которым необходимо выяснить какие чудеса совершает система дыхания каждый миг в живых организмах. Нам экспертам необходимо выяснить какие чудеса совершает система дыхания каждый миг в живых организмах.

Давайте проведем эксперимент и узнаем как изменится состав воздуха в начале и в конце нашего мастер-класса Мастер-класс Тема: Д ыхание растений

Мастер-класс Тема: Дыхание растений Как вы думаете, дышат ли растения? Если дышат , то в какое время суток они дышат? Доказать дыхание растений помогут эксперименты

Работа по группам Измерение с помощью датчиков и регистраторов данных. 1 группа. Опыт 1 . Измерение содержания кислорода в сосуде с семенами 2 группа. Опыт 2 . Измерение содержания кислорода в сосуде с корнеплодами 3 группа. Опыт 3 . Измерение содержания кислорода в сосуде живыми растениями. 1 группа. Опыт 4. Измерение содержания кислорода в термосе с живыми растениями . 2 группа. Опыт 5 . Изменение температуры в сосуде с корнеплодами Мастер-класс Тема: Д ыхание растений

Мастер-класс Тема: Дыхание растений О бщие выводы: Растения также как и люди дышат потребляют кислород воздуха Дышат все органы растений ( корни, семена, побеги.) Растения дышат и днем и ночью При дыхании живых организмов выделяется теплота

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматриваются вопросы систематики, классификации растений.

Конспект урока для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Предмет «Окружающий мир», тема урока «Растения зимы. Хвойные растения». Проведению урока предшествовала экскурсия с классом, где дети з.

Мастер-класс предназначен для педагогических работников, заинтересованных в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Мастер-класс предназначен для педагогических работников, заинтересованных в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Мастер-класс 1.»Особенности строения растений разных экологических групп п. Рощино»(урок 6 класс)2. Практическая работа «Определение названий растений».

Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, .

Данная форма работы позволит быстро и эффективно повторить раздел «Растения&quot.

Источник

Опыты для детей. Как дышат листья?

Простой эксперимент поможет наглядно показать как дышат растения.

С помощью быстрых и простых идей можно помочь детям изучать мир!

Наш эксперимент не займет много времени и сил.

Все, что вам нужно, это чаша воды и листья!

Для этого эксперимента мы собираемся создать среду, в которой мы действительно сможем увидеть процесс двуокиси кислорода/углерода листьев.

Этот опыт действительно интересен по двум причинам:

• во-первых, дети не всегда думают о растениях и деревьях, как о «живых», так что опыт помогает им визуализировать эту концепцию

• во-вторых, это способ реально увидеть то, что обычно является невидимым!

Шаг 1: Заполните большую миску теплой водой.

Вы можете использовать стеклянную или пластиковую чашу

Шаг 2: Выйдите на улицу и сорвите лист.

Нам нужен именно сорванный «живой» лист, а не подобранный с земли.

Шаг 3: Поместите лист в миску воды и положите на него небольшой камень, чтобы он был полностью погружен в воду.

Затем поместите миску в солнечном месте. Не важно на улице или в доме.

Шаг 4: Подождите!

Теперь нам нужно подождать несколько часов!

Я знаю, — одно из самых трудных вещей для детей — ожидание. Поэтому Вы можете провести опыт перед обедом или дневным сном, чтобы время шло быстрее.

Шаг 5: Заглянуть через несколько часов

То, что вы должны видеть — небольшие пузырьки, которые образуются вокруг листа и краев чаши.

Спросите детей, что произойдет, если они сделают вдох и нырнут подводу, а затем выдохнут под водой — они увидят пузырьки воздуха, поднимающиеся на поверхность.

Тоже самое они видят здесь — лист по-прежнему использует солнечный свет как часть процесса фотосинтеза (листья преобразуют солнечный свет в энергию).

Когда лист создает эту энергию, она должна избавиться от элементов, в которых лист больше не нуждается, так высвобождается дополнительный кислород во время фотосинтеза.

А так как кислород легче, чем вода, пузырьки будут в конце концов всплывать на поверхность.

Значит лист дышит так же как и мы, люди?

У листа нет легких или дыхательной системы. Но это живой организм так же, как и мы!

Теперь Ваши дети смогли увидеть «невидимое», потому что когда листья на дереве их дыхание не заметно.

Источник