Меню

Эксперимент с растением и известковой водой

Эксперимент с растением и известковой водой

1.7.7. Выделение углекислого газа при дыхании прорастающих семян (опыт с известковой водой)

Цель опыта — показать, что прорастающие семена выделяют углекислый газ при дыхании, как корни, листья и другие органы растения.

Объекты и оборудование. Объекты те же, как для предыдущего опыта, но во вдвое меньшем количестве; два сосуда, как для предыдущего опыта, и специальная пробка к ним с воронкой и газоотводной трубкой (для вытеснения воздуха из сосудов) или три одинаковые химические пробирки с пробками (резиновыми или из пластилина); лоскут бинта (марли); нитки; известковая вода.

Постановка опыта. Семена замачивают в воде. Через два дня, когда они наклюнутся, две порции их — по 5-6 зерен или по 1-2 семени на пробирку объемом около 20 см 3 — завертывают в два маленьких мешочка из бинта, подвязав каждый мешочек к нитке длиной 20-25 см. Мешочки смачивают водой и помещают каждый в свою пробирку (мешочек должен свободно входить в нее). Семя фасоли или гороха можно подвесить к нитке (вместо помещения в мешочек), проколов иглой семядоли. Вторая пробирка с семенами служит повторностью — на случай неудачи с первой. Третью пробирку (контрольную) споласкивают и оставляют без семян. Все пробирки закрывают плотно пробками, оставляя конец нитки снаружи, и кладут рядом. Продолжительность опыта 1-2 дня.

Демонстрация опыта. На уроке семена осторожно (чтобы не вытеснить весь воздух из пробирки) извлекают за нитку из пробирки. Это можно сделать на воздухе, держа пробирку дном вниз, но лучше — под водой, опустив пробирку отверстием в кипяченую воду (как в опыте по дыханию листьев). Затем в эту пробирку и в контрольную наливают поровну известковую воду — 1-2 см по высоте пробирки, закрывают их и встряхивают одновременно до тех пор, пока не появится явное помутнение известковой воды.

Постановка опыта в колбах (бутылочках) аналогична: в одну насыпают семена, другую оставляют без семян, но выявление углекислого газа в этом случае проводят посредством пропускания воздуха из сосудов в известковую воду. Этот вариант работы рассмотрен в описании аналогичного опыта по дыханию листьев (1.5.10). Таким способом можно определять углекислый газ и при постановке опыта в пробирках, но для этого надо сделать маленькую пробку с воронкой и газоотводной трубкой (см. рис. 11,2). Этот способ можно применить с целью разнообразить методику учебного эксперимента.

Вопросы на осмысление методики опыта такие же, как к аналогичному опыту по дыханию корней (1.4.16).

Источник

Эксперимент с растением и известковой водой

1.5.7. Поглощение углекислого газа листьями при фотосинтезе

Цель опыта — доказать, что листья поглощают углекислый газ из воздуха в процессе фотосинтеза, т. е. при образовании крахмала на свету.

Объекты и оборудование. 1-2 обескрахмаленных листа фасоли или пеларгонии — с рамками или подставками для них (если опыт проводится в банках) или пластилин и палочка-карандаш (если опыт проводится в колбах); 2-3 одинаковых банки или колбы (такие, как для других опытов по фотосинтезу) с блюдцами к ним; кристаллизатор (тазик); трубка для вдувания воздуха в сосуды; небольшой кусок картона; карандаш по стеклу или пластилин; известковая вода; длинная пипетка; колпак из черной бумаги или картона — для одного сосуда (если опыт ставится с тремя банками или колбами); источник света и оборудование для обработки листьев — как для других опытов по фотосинтезу.

Постановка опыта. Все сосуды наполняют воздухом, состоящим из двух частей атмосферного и одной части выдыхаемого человеком. В такой смеси количество углекислого газа выше, чем в атмосферном воздухе, но не слишком велико, что важно для данного опыта.

Смесь готовят отдельно в каждой банке (колбе) или в одной большой колбе, из которой потом перегоняют во все сосуды, как в опыте 1.5.5. Каждый сосуд (или большую колбу) заполняют водой на 1\3-1\2 ее объема, прикрывают плотно картоном и опускают горловиной в воду, с помощью трубки выдыхают воздух в сосуд (рис. 18,5) до тех пор, пока уровень воды не опустится до отметки (примерно 1,5 см от края банки). Придерживая банку (иначе она может перевернуться), в нее под водой вводят лист, закрепленный в рамке или на подставке, там же ставят банку на блюдце и всю установку извлекают из воды. Если опыт ставится в колбах, в них сначала закрепляют лист (рис. 12), а после наполняют воздухом необходимого состава, как банки, закрывают пробками вне воды, ставят каждую колбу в блюдце с водой.

Лист помещают в один или два сосуда — в зависимости от избранной схемы опыта, а одну банку (колбу) готовят так же, но без листа. Все сосуды располагают вокруг лампы в соответствии с таблицей 2. По элементарной схеме опыта готовят две установки: с листом и без листа, по более сложной — три: одна без листа, две с листом, из них одна освещается, а другая закрывается от света колпаком.

На ярком естественном освещении опыт может быть поставлен с целым растением. Лист помещают в колбу, как показано на рисунке 20, затем в нее вдувают воздух из легких, колбу закрывают пробкой с вырезом, промазывают пластилином. В контрольную колбу — без листа — воздух вдувают таким же образом.

Читайте также:  Приведи по 2 примера культурных растений и их предков

Демонстрация опыта. Сначала из сосудов извлекают лист (под водой, как в других подобных опытах), затем из каждого сосуда поочередно осторожно выливают всю воду, держа банку (колбу) дном вверх и слегка приоткрывая крышку-картон (или пробку колбы), наливают в них по 8-10 мл известковой воды, закрывают сосуды и встряхивают несколько раз. В сосуде с листом, который освещался, известковая вода остается прозрачной (углекислого газа нет), а в других — мутнеет, приобретает вид молока, что свидетельствует о наличии углекислого газа. После этого проводят определение крахмала в листе. Результат его позволяет сделать вывод о том, что поглощение углекислого газа листьями происходит именно при фотосинтезе.

Вопросы на осмысление методики опыта. С какой целью в банки приливают известковую воду? Отчего мутнеет известковая вода? Почему в опыте листьям дают немного углекислого газа? (Чтобы в банке не осталось непоглощенного углекислого газа, от которого известковая вода помутнеет и будет не ясно, поглощал ли лист углекислый газ.) Зачем в опыте нужна банка (колба) без листа? (Ответ дан по аналогичному вопросу к другим опытам.) Зачем один сосуд с листом закрывают от света? (Чтобы в листе не мог проходить фотосинтез — не мог образоваться крахмал из-за отсутствия света.) Какие условия имеются у листа в одном (контрольном) сосуде? Какие условия имеются у листа в другом (опытном) сосуде? Что доказывает опыт? (Что листья поглощают углекислый газ на свету и что это происходит при фотосинтезе.)

Источник

Интересный опыт с помутнением известковой воды

Сегодня хочу предложить простой, но очень познавательный опыт, который не займет у вас много времени. Это опыт с известковой водой.

Не знаю, какого возраста вы, мой читатель, и застали ли вы еще то время, когда стены и потолки обрабатывали исключительно известью. Не было никаких водоэмульсионок, алинексов и прочих разных веществ, которые сейчас очень распространены, именно благодаря науке химии (помните, мы уже разговаривали про хемофобию?).

Для стен и потолка использовали только известь. Наши родители и бабушки-дедушки брали железную емкость, сыпали в нее негашеную известь и заливали ее водой. Раствор сразу же нагревался (вот поэтому не стеклянная емкость и не пластиковая) и шипел. Этот процесс назывался гашение извести. Дома во время ремонта это был целый ритуал – в нужных пропорциях добавить воду и погасить известь. После остывания полученный раствор был готов к использованию. Он белый, отсюда и пошли слова «белить» и «побелка».

Давайте рассмотрим подробнее, что происходит с известью при гашении.

Итак, негашеная известь – это оксид кальция. При добавлении воды он реагирует с ней и превращается в гидроксид кальция с большим выделением тепла.

Когда вы берете этот раствор щеткой и наносите его на потолок, гидроксид кальция реагирует с углекислым газом, находящимся в воздухе, и превращается в твердый белый карбонат кальция. Именно поэтому после побелки кажется, что воздух стал чище и свежее – за счет уменьшения содержания в нем углекислого газа.

Давайте проведем этот опыт сами и увидим, какими свойствами обладает известь – оксид кальция. Нет, белить я вам не предлагаю, не пугайтесь, мы просто смоделируем этот процесс так же, как когда-то моделировали процесс курения.

  • небольшой кусок негашеной извести
  • вода
  • стаканчик (поскольку извести мы возьмем немного, то можно и стеклянный)
  • тонкая длинная трубочка, например, коктейльная

Берем небольшой кусок негашеной извести и измельчаем его. Это довольно твердое вещество, поэтому можно сделать так – положить кусок извести в полиэтиленовый мешочек и постучать по нему молотком.

Ссыпаем полученные мелкие кусочки в банку и приливаем немного воды. Будьте осторожны! В зависимости от того, насколько мало примесей содержит известь и насколько она чистая, может начаться активное бурление и разбрызгивание. Не наклоняйтесь над банкой!

Дадим полученному раствору немного постоять. Смотрите, раствор над осадком стал светлым. Сольем его в две отдельные баночки. Аккуратно, чтобы не взболтать осадок на дне. Этот светлый раствор называется известковая вода.

Опыты с ней можно сделать разные. Например, вы можете взять трубочку и аккуратно подуть через нее в раствор. Будьте осторожны, чтобы на вас не попали брызги и чтобы ни в коем случае раствор не попал вам в рот!

Видите, что получается? Происходит помутнение известковой воды за счет углекислого газа, который вы выдуваете. И образуется тот самый карбонат кальция, про который мы говорили в начале статьи.

Со второй порцией известковой воды сделаем следующий опыт. Нальем в стакан немного воды и опустим в него небольшой кусочек мыла или мыльной стружки. Дадим немного постоять, чтобы получился насыщенный мыльный раствор.

Теперь аккуратно перельем прозрачный раствор в другую емкость и добавим к ней известковую воду из второго стакана. Раствор сразу же мутнеет.

Читайте также:  Биотехнология в защите растений это

Это связано с тем, что кальций, входящий в состав известковой воды, реагирует со стеариновой кислотой, образующейся при растворении мыла в воде. При этом получается малорастворимый стеарат кальция. Чем насыщеннее был мыльный раствор, тем мутнее он будет при приливании к нему известковой воды.

О содержании кальция в воде и его влиянии на мыло и другие моющие средства я расскажу в следующей статье, а пока хочу поделиться с вами новостью о выставке творческих работ, которая проходила у нас на работе, и про которую я уже писала.

Увы, никакого места я не заняла, но не очень расстроилась из-за этого. Главное для меня – это полученный опыт. Я посмотрела на работы других людей, получила огромные впечатления, увидела, к чему надо стремиться. Ну и, конечно, загорелась очередными идеями вышивки.

А вышитые кривульки – бискорню, берлинго, зигугу и пендибуль – нашли себе новых хозяев – моих коллег по работе.

Каждая кривулька вышивалась для конкретного человека с самыми добрыми пожеланиями и от чистого сердца.

Удачи всем и до встречи в следующей статье.

Наталья Брянцева

KidsChemistry теперь есть и в социальных сетях. Присоединяйтесь прямо сейчас! В контакте , Одноклассники , Facebook

Источник

Дыхание растений

Растения, как и все живые организмы, дышат. При этом они поглощают атмосферный кислород, а также используют тот кислород, который образуется у них в процессе фотосинтеза и имеется в межклетниках.

Дышат растения и днем, и ночью. Днем большая часть атмосферного кислорода поступает в растение через устьица листьев и молодых побегов, кожицу молодых корней, а также чечевички стеблей. Ночью почти у всех растений устьица закрыты. В это время они для дыхания используют, в основном, кислород, образовавшейся при фотосинтезе и накопленный в межклетниках. По межклетникам кислород проникает во все живые клетки растений.

Восстановление содержания кислорода в воздухе

В процессе дыхания растения поглощают гораздо меньше кислорода, чем образуют его при фотосинтезе и выделяют в окружающую среду.

Дыхание — сложный процесс. Поступивший в клетки кислород превращает (окисляет) имеющиеся в них сложные органические вещества (в основном глюкозу) в углекислый газ и воду. При этом освобождается энергия, которая была затрачена при фотосинтезе на их образование из углекислого газа и воды.

Образующийся при дыхании у растений углекислый газ удаляется из организма через устьица, чечевички, через всю поверхность клеток молодых корней.

Дыхание растений — процесс противоположный фотосинтезу.

Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания у растений

Доказательства выделения растениями углекислого газа. Убедиться в том, что растения при дыхании выделяют углекислый газ, можно на опыте. Поместим одно из комнатных растений на стекло и поставим рядом с ним стакан с известковой водой известковая вода мутнеет при растворении в ней углекислого газа). Теперь закроем растение стеклянным колпаком и поместим его в темный шкаф. Через сутки известковая вода в стакане помутнеет. Следовательно, под колпаком образовалось большое количество углекислого газа.

Опыт, доказывающий дыхание растений

Убедиться в том, что дышат все органы растения, можно на следующем опыте. Положим в одну из стеклянных банок свежесрезанные побеги растения, в другую — корнеплоды моркови, а в третью — 30–40 набухших семян гороха или фасоли (в сухих семенах процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхание, протекают очень медленно). Закроем все банки пластмассовыми крышками и поставим их в темное место. Проверим через сутки, как изменился в них состав воздуха. Для этого опустим в каждую из банок зажженную свечу. Во всех банках свечи гаснут. Следовательно, побеги, корнеплоды и прорастающие семена при дыхании израсходовали имевшийся в воздухе банки кислород и увеличили в нем содержание углекислого газа.

При дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

Опыт, доказывающий дыхание разных органов растений

Значение дыхания в жизни растений. Дыхание — жизненно важный процесс. Основная часть энергии, освобождаемая при дыхании, используется растением на поддержание всех жизненных процессов, протекающих в клетках. Часть освобождаемой энергии превращается в тепловую. Например, около крупных цветков лотоса температура воздуха может повышаться на 12°С.

Наиболее интенсивно дыхание растений происходит в теплую погоду.

Применение знаний о дыхании растений. При выращивании культурных растений почва уплотняется и содержит мало воздуха. Поэтому для улучшения дыхания корней ее рыхлят (применяют агроприём – рыхление почвы) специальными культиваторами. Особенно от недостатка кислорода страдают растения, выращиваемые на сильно увлажненных (заболоченных) почвах. Для улучшения снабжения воздухом корней растений такие почвы обычно осушают.

При хранении семян в зернохранилищах следят за влажностью семян. Сырые семена дышат интенсивнее и сильно разогреваются выделяющимся теплом — тогда зародыши в них погибают. Чтобы этого не происходило, закладываемые на хранение семена должны быть сухими, а зернохранилище — хорошо проветриваемым.

Дыханию растений препятствует пыль, оседающая на листьях. Ее твердые мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется. Вредно действуют на дыхание растений и примеси, появляющиеся в воздухе при сжигании различных видов топлива на промышленных предприятиях. Поэтому при озеленении городов обычно высаживают деревья, устойчивые к запыленному воздуху (тополь, черемуху, липу, конский каштан).

Читайте также:  Медоносность растений таблица от высокой к низкой

Источник

Весенние опыты с растениями. Экспериментируем с детьми.

Вот и наступила весна. Это лучшее время для наблюдений за растениями и проделывания с ними различных опытов.

  • давайте ребёнку самостоятельно экспериментировать, лишь при необходимости немного помогайте, направляйте;
  • заведите дневник наблюдений за растениями;
  • обязательно беседуйте о процессе и результатах опытов, делайте выводы;

Опыты можно проводить как с комнатными растениями, так и с рассадой выращенной своими руками.

Предложите ребёнку рассмотреть различные растения и их части с помощью лупы. Расскажите о строении.

Фасоль лучше всего подходит для экспериментов с проращиванием, так как неприхотлива. Чтобы видеть и наблюдать на всем процессом появления ростка, лучше поместить его в прозрачный стаканчик. Фасоль должна соприкасаться со стенкой стаканчика, внутрь кладём влажную вату или салфетки. Ставим в тёплое, светлое место, следим за тем, чтобы вата (салфетка) была влажной. Для сравнения можно попробовать прорастить таким же способом другие бобовые например, нут, горох, чечевицу.

Обратите внимание, что появилось раньше корень или стебель.

Посадите небольшие ростки в ёмкости, которые будет удобно переворачивать. Меняйте положения ёмкостей (поставьте прямо, положите на бок, поверните на другой). Наблюдаем, как росток меняет направление своего роста.

В стеклянную баночку с крышкой положите семена нута или гороха и посыпьте немного для придания плотности сухим песком. Затем наливаем воду до верха и закрываем крышку. Баночку зажимаем между двумя дощечками. Семена нута от воды набухают, создавая давления, которое не выдерживает даже стекло.

Посадите в 2 пластиковых стаканчика семена подсолнечника, накройте землю картонным кружком. В один стакан кладём груз на картон (например, небольшой камень). Наблюдаем, насколько сильным будет росток, сможет ли он поднять камень.

Найдите на улице семена деревьев, которые пролежали на земле ещё с осени (например, от клёна). Снимите с семени шкурку и попробуйте прорастить, поместив в теплое, влажное место.

Растениям необходима вода

Для опыта понадобятся два одинаковых комнатных растений. Одно регулярно поливаем, другое нет. Наблюдаем некоторое время за изменениями. Затем начинаем поливать оба растения, наблюдаем как растение, которое ранее не поливали, будет преображаться.

Как часто нужна вода?

Понадобятся 2 горшка с комнатными растениями. Поливаем оба одинаковым количеством воды. Одно ставим на солнце, другое в тень. Наблюдаем где быстрее испарилась .

Зачем растению корни?

Поставьте черешок с корнями в прозрачный стакан с водой и накройте крышкой с прорезью для стебля. В течение недели проверяйте количество воды, можно ставить метки на стакане. Этот опыт показывает одно из значений корней — это питание всего растения.

Как увидеть движение воды по растению?

С помощью предыдущих опытов, мы поняли, что вода необходима растению, и что корни всасывают воду. А с помощью этого опыта показываем, как поступает вода в разные части растений.

Нужно 3 (можно больше) прозрачных стаканчика с цветной водой (окрашивать можно пищевыми красителями или гуашью) и 3 листа пекинской капусты (можно использовать и другие растения). Понаблюдайте, что произошло с листьями через несколько дней.

Растениям необходим свет

Для опыта понадобятся два ростка. Одно закрываем не пропускающим свет колпаком (например, картонная коробка) или убираем в тёмное место. Другое оставляем на свету. Полив остаётся без изменений. Сравниваем 2 растения примерно через неделю.

Устанавливаем, что растение всегда двигается к свету. Поставьте на свет горшок с цветком, через 2-3 дня наблюдаем, что листья тянутся к свету. Поверните растение, наблюдаем ещё 2-3 дня. Сравниваем результаты.

Кладём клубень картофеля в картонную коробку с перегородками внутри (имитируя лабиринт). На «старт» кладём картофель. а «финише» делаем отверстие. Закрываем коробку крышкой, ставим её в тёплое место «финишем» к свету. Откройте коробку, когда из отверстия будет виден росток. Понаблюдайте ещё за картофелем и эго ростками примерно 7 дней, но уже с открытой крышкой.

Растениям необходимо тепло

Для этого опыта понадобится веточка с дерева весной. Приносим её домой и ставим в воду. Наблюдаем за набуханием почек, появлением листочков и незабываем, сравнивать с веточками на улице.

Растениям необходима почва

Для опыта понадобятся два черенка от комнатного растения, например, от фиалки. Поместите их воду, дождитесь, когда появятся корни. Далее один черенок посадите в землю, а другой оставьте в воде. Наблюдайте за ними до появления нового листочка. У растения, посаженного в воду лист вырастет быстрее.

Для этого эксперимента понадобятся 2 черенка комнатного растения, чернозем и почва, состоящая из песка и глины. Посадите черенки в разные грунты и наблюдайте за ростом растений в течение 2 недель. Затем пересадите 2 ой черенок в чернозём. Продолжаем наблюдения еще 2 недели.

Понадобятся черенки от 2х комнатных растений одно с маленькими листьями, другое с большими. Поставьте их в емкость с одинаковым количеством воды. Через несколько дней сравните количество воды в каждой ёмкости. Пусть ребёнок подумает, почему оно разное.

Источник