Меню

Эксперимент с растениями в 7 классе

Занимательные опыты с растениями*

Разноцветный сельдерей

Тебе потребуются:

Длинный стебель сельдерея с листьями.

Красная и синяя пищевые краски.

Три маленьких стаканчика.

Ножницы или скальпель.

Растения добывают из почвы воду и питательные вещества с помощью трубочек-сосудов, идущих вдоль стебля от корней к листьям. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного сельдерея. Проследить за питанием растений тебе поможет этот проект.

Схема работы

1. Налей по 50–100 мл воды в каждый из трех маленьких стаканчиков. Добавь в первый стаканчик синюю краску, во второй – красную, а в третий – и синюю, и красную (получится фиолетовая краска).

2. Попроси кого-нибудь из взрослых аккуратно разрезать ножницами или скальпелем стебель сельдерея вдоль на три полосы. Поставь сельдерей в три стаканчика, как показано на рисунке.

3. Не трогай сельдерей. Через один-два дня ты увидишь результат.

Результат. Листья сельдерея вбирают красную, синюю и фиолетовую краску. Разные листья окрашиваются по-разному.

Объяснение

У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных.

Совет по подготовке отчета

Самый эффективный результат получается через один-два дня, поэтому надо точно рассчитать начало работы, чтобы показать на выставке самый красивый сельдерей. Можно сделать несколько разноцветных растений – по одному в день. Тогда, если растение завянет во время выставки, ты сможешь заменить его.

Знаешь ли ты?

Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

Как созревают фрукты и овощи?

Тебе потребуются:

2 очень спелых банана.

3 зеленых банана.

2 зеленых помидора.

3 бумажных пакета.

Возможно, ты слышал, что одно гнилое яблоко может испортить весь мешок. Но можно сказать также, что спелый банан помогает созреть другим фруктам. То же относится и к овощам, например к помидорам. Проследить за созреванием фруктов тебе поможет этот проект.

Схема работы

1. Положи один зеленый банан на стол, второй зеленый банан – в пакет, а третий зеленый банан – в пакет вместе со спелым бананом. Подпиши пакеты и завяжи их.

2. Положи один зеленый помидор на стол, а второй – в пакет вместе с оставшимся спелым бананом. Завяжи и подпиши пакет.

3. Положи пакеты в темное место и не трогай их пять дней. Потом достань все бананы и помидоры из этих пакетов и сравни их с лежащими на столе.

Результат. Зеленый банан и зеленый помидор на столе немножко созрели – они стали мягче и изменили цвет. Зеленый банан в пакете созрел сильнее, но еще лучше созрел банан, который был в пакете вместе со спелым бананом. Оба банана стали почти черными. Лучше созрел и зеленый помидор, который был в пакете с бананом.

Объяснение

Фрукты и овощи быстрее созревают без света и в закрытых бумажных пакетах. Кроме того, созревающие фрукты и овощи выделяют вещество, ускоряющее созревание других овощей и фруктов. Это вещество, являющееся газом этиленом, используют для ускорения созревания самых разных фруктов и овощей.

Кроме того, в процессе созревания в ограниченном пространстве овощ или фрукт, предоставленный сам себе, начинает поглощать свой собственный этилен, ускоряя тем самым свое созревание.

Помимо выделения этилена, или «гормона созревания», как его еще называют ученые, в процессе созревания плоды поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Бумажные пакеты, в отличие от полиэтиленовых, пропускают кислород в достаточном количестве для того, чтобы процесс созревания продолжался.

Совет по подготовке отчета

Сделай хорошие фотографии всех стадий работы. Обязательно сфотографируй все фрукты в конце опыта. Покажи на выставке подписанные пакеты.

Знаешь ли ты?

Выращивая фрукты и овощи зимой в оранжереях, обычно используют этилен для ускорения созревания. Но при ускоренном созревании превращение веществ, происходящее внутри плодов, будет неполным. Поэтому парниковые помидоры и огурцы, которые мы едим зимой, никогда не сравнятся по вкусу с овощами, выросшими в огороде.

Южные фрукты, которые продаются в наших магазинах созревают не на деревьях, а в ящиках по дороге в магазин. Собирают их зелеными.

Прививка с помощью жвачки

Тебе потребуются:

Куст помидоров в горшке примерно 30 см высотой.

Куст картофеля в горшке такой же высоты.

В этом проекте ты соединишь картофель и помидор в одно удивительное растение – «кармидор». Конечно, это не будет новый вид растений, потому что из его семян вырастут обычные помидоры. Реализация проектов с прививками требует много времени. Тебе нужно будет не менее восьми недель, чтобы после прививки растение успело зацвести, дать плоды и образовать клубни.

Схема работы

1. Подтяни главные стебли двух кустов друг к другу и не очень туго свяжи их тесьмой.

2. Попроси кого-нибудь из взрослых помочь тебе аккуратно срезать бритвенным лезвием кожицу стеблей с внутренних сторон.

Прививка с помощью жвачки, соединяющая стебли помидора и картофеля (стадии 1–5)

3. Соедини стебли срезанными участками и обмотай тесьмой более плотно.

4. Пожуй жевательную резинку, пока она не станет совсем мягкой.

5. Размягченную жвачку прилепи вокруг соединенных стеблей.

6. Примерно через неделю проверь, получилась ли прививка. Если оба растения выглядят здоровыми, можно отрезать верхушку картофельного стебля и нижнюю часть помидорного, тогда из двух растений получится одно – «кармидор».

Результат. Когда на растении появятся помидоры, аккуратно раскопай землю – ты увидишь маленькие клубни картофеля.

Объяснение

Прививки часто используют садоводы, выращивающие редкие, особо ценные сорта фруктовых деревьев. При выращивании яблонь вообще нельзя обойтись без прививок – все знают, что из семян любого самого вкусного яблока вырастает яблоня, приносящая обычные мелкие, дикие яблоки. Нежные растения прививают на сильные дикие деревья, например, на дикую яблоню можно привить один или даже несколько сортов разных яблонь. С помощью прививок размножают и гибридные фруктовые деревья – грейпфруты (гибрид лимона с апельсином) и нектарины (гибрид персика и сливы).

Читайте также:  Кто растения которые опыляются насекомыми имеют обычно яркие цветки

Совет по подготовке отчета

Сделай фотографии своей работы и соединенных растений. Покажи получившееся растение с помидорами и картофельными клубнями.

Знаешь ли ты?

Сейчас ученых привлекает новое направление работы с растениями – генная инженерия. Искусственное введение новых генов позволяет улучшить качество сельскохозяйственных растений, например, увеличить содержание в них витаминов. С помощью генной инженерии получают и растения, не боящиеся насекомых-вредителей.

Кстати, знаешь, чем отличаются фрукты от овощей? Тем, что почти все фрукты растут на деревьях, а почти все овощи – на земле или в земле.

Грибные рисунки

Тебе потребуются:

Свежие пластинчатые грибы. (Не бери незнакомые и ядовитые лесные грибы. Губчатые и червивые грибы тоже не годятся – лучше купить грибы в магазине.)

Лист белой бумаги.

Ты когда-нибудь видел семена грибов? Сколько ни искать, а настоящих семян, как и цветков, у грибов не найти. Грибы размножаются спорами.

В спорах нет питательных веществ, в отличие от семян цветковых растений, это только зародыши гриба. Споры очень мелкие, и их образуется много – несколько миллионов в пластинках с нижней стороны одного гриба. Рассмотреть споры можно только в микроскоп. Но в этом проекте ты сможешь увидеть споры по образуемым ими рисункам.

Схема работы

1. Аккуратно отдели несколько шляпок грибов от ножек.

2. Положи шляпки пластинками вниз на лист бумаги.

3. Не трогай грибы несколько дней.

4. Сними грибы с бумаги.

Результат. Грибы оставят после себя на бумаге красивый коричневый рисунок.

Объяснение

Если не трогать шляпки грибов, они «созреют», и из них на бумагу высыплются споры. Споры прилипают к бумаге, повторяя рисунок пластинок гриба. Чем дольше шляпка гриба лежит на бумаге, тем ярче будет рисунок, но слабый отпечаток шляпки появится уже через час.

Совет по подготовке отчета

Покажи на выставке получившиеся рисунки. Попробуй получить на одном листе рисунок грибов, лежавших на бумаге в течение разного времени – от нескольких часов до нескольких дней. Ты увидишь самые разнообразные рисунки – различаться будут и цвет, и линии, образуемые спорами.

Знаешь ли ты?

Споры могут долгое время сохраняться без изменений – до тех пор, пока условия не станут благоприятными для их роста. Обычно для прорастания споры требуются тепло и высокая влажность.

Большая зеленая солнечная машина

Тебе потребуются:

Дерево с большими листьями (ты должен доставать до нижних веток этого дерева).

Лист белой бумаги.

Растения питаются, используя энергию солнечного света. Солнечная энергия помогает синтезировать глюкозу из углекислого газа воздуха и воды, которую растение получает из почвы. Этот процесс называется фотосинтезом.

Листья дерева можно представить себе как части большого солнечного аккумулятора. Чем больше общая площадь листьев, тем больше солнечной энергии использует дерево. В этом проекте ты сможешь подсчитать площадь всех листьев дерева.

Схема работы

1. С помощью карандаша и линейки нарисуй на листе белой бумаги сетку из квадратов со стороной 1 см. (Можно взять бумагу в клеточку – сторона одного квадратика на такой бумаге равна 0,5 см.) Сделай побольше таких сеток.

2. Сорви с дерева или подними с земли один лист среднего размера – не большой и не маленький.

3. Положи лист на сетку, обведи карандашом его контур и убери лист.

4. Поставь галочку во всех клетках сетки, которые были закрыты листом полностью или больше чем наполовину.

5. Подсчитай число клеток с галочками – это будет примерная площадь поверхности листа в квадратных сантиметрах. Запиши это число.

6. Посмотри внимательно на дерево (можно взять бинокль). Посчитай, сколько листьев на маленькой веточке, сколько маленьких веточек на одной большой ветке и сколько больших веток отходит от ствола дерева. Запиши все числа.

7. Перемножь все числа, которые у тебя записаны: площадь листа, число листьев на маленькой веточке, число маленьких веточек на большой ветке и число больших веток на дереве. У тебя получится общая площадь всех листьев дерева (в квадратных сантиметрах). Запиши этот результат в квадратных метрах (1 м 2 = 10 000 см 2 ).

Результат. У тебя получилось, что лист полностью или больше чем наполовину закрывает 15 клеточек, на маленькой веточке дерева 12 листьев, на большой ветке 8 маленьких веточек, на дереве 10 больших веток. Перемножь эти числа: 15 x 12 x 8 x 10 = 14 400. Общая площадь всех листьев дерева равна 14 400 см 2 , или 1,44 м 2 .

Лист и сетка с галочками для расчета площади поверхности листа

Совет по подготовке отчета

Сравни результаты, полученные для разных деревьев. Для выставки вырежи кусок бумаги или старой ткани, равный по площади всем листьям дерева.

Знаешь ли ты?

Солнечные батареи – это создаваемые человеком устройства, использующие солнечную энергию и превращающие ее в другие виды энергии. Но пока искусственные солнечные батареи работают гораздо менее эффективно, чем природные.

* Фрагменты из книги Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов. – М.: «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2004.

Источник

Консультация по выращиванию растений
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Способы выращивания экспериментальных растений

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_vyrashchivanie_rasteniy.docx 24.57 КБ

Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЩИВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ

При проведении экспериментов часто используются комнатные цветочные растения. Но это не всегда удобно, особенно в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать действие вредоносных факторов. Опишем несколько способов специального выращивания растений, простых в исполнении и позволяющих увидеть явления, которые невозможно продемонстрировать на растениях, выращенных обычным способом.

Выращивание растений в почве. Для эксперимента используют любые небольшие емкости, лучше пластмассовые — обрезанные парфюмерные флаконы, банки из-под кетчупа, воды и т.п. Ввиду краткосрочности эксперимента отверстий в дне не делают, что облегчает уход за растениями и способствует соблюдению чистоты. На дно емкости насыпают слой почвы толщиной 1—2 см, затем на него кладут сухие семена и сверху засыпают вторым слоем почвы такой же толщины.

Поливают почву таким образом, чтобы над ее поверхностью образовался слой воды в 1—2 мм. Это обеспечит быстрое набухание семян. В дальнейшем по мере высыхания воду добавляют обычными дозами, избегая переувлажнения, иначе проростки погибнут.

Таким способом можно выращивать любые растения — пшеницу, овес, подсолнечник, тыкву, горох, морковь, укроп — и проводить на них эксперименты по выявлению условий, необходимых для их жизни.

Данный способ применим и в тех случаях, когда растения выращиваются для кормления животных из уголка природы. Растения вносят в клетку вместе с тарой и вынимают после того, как все проростки окажутся съеденными. При этом количество посеянных семян может быть настолько большим, что они полностью покрывают все дно емкости.

Выращивание растений в прозрачной банке с почвой. В любую прозрачную емкость насыпают почву и помещают в ней небольшой клубень картофеля или крупные семена фасоли, тыквы, гороха. Стараются разместить их таким образом, чтобы они были хорошо видны через прозрачную стенку. Данный метод позволяет увидеть, как растут корни и как они взаимодействуют с частичками почвы. Продолжительность наблюдения не ограничена.

Выращивание растений в прозрачной емкости без почвы. Для

данного способа лучше всего использовать высокие бутылки из-под газированной воды, у которых обрезана верхняя часть. В получившийся стакан вставляют цилиндр, свернутый из плотной бумаги типа ватмана и обернутый снаружи одним слоем темной однотонной ткани, хорошо впитывающей воду. Это может быть фланель, лен, сатин или ситец. Желательно, чтобы она была либо не новой, либо хорошо отмытой от крахмала.

Бумагу расправляют таким образом, чтобы она плотно прилегла к стенкам стакана. Между стенкой стакана и цилиндром размещают 2—3 семени растения, предварительно выдержанные в воде для набухания. Семена среднего размера (огурцы, подсолнечник) набухают несколько часов, а крупные (горох, фасоль, тыква) — сутки. Очень крупную фасоль следует замачивать в течение 2 суток. Увеличивать продолжительность замачивания не следует, иначе зародыши погибнут от нехватки кислорода.

Семена располагают в верхней трети стакана таким образом, чтобы они были хорошо видны через прозрачную стенку. На дно наливают воду слоем 2—3 см. Бумага, выполняя роль упругой распорки, удерживает семена, не дает им возможности упасть на дно. Ткань способствует поднятию воды и созданию влажной камеры. Стакан ставят на свет.

Через 2—3 дня у семени появится зачаток корня, который направлен вниз. Вскоре от главного корня начнут отходить боковые отростки, и сформируется корневая система. Чем выше стакан и чем ближе к верхнему краю расположены в нем семена, тем интереснее будут наблюдения. Вверх пойдет стебель с листьями. При длительном наблюдении можно увидеть образование цветов и даже плодов.

Уход за проростками заключается в том, что ежедневно или через день воду выливают, стакан ополаскивают и наливают в него свежую воду. Во время этой процедуры бумажный цилиндр и семена не вынимают. Корни, быстро развиваясь, врастают в ткань, и попытка разобрать систему приводит к гибели растения.

При выращивании растений данным способом обычно допускают четыре типа ошибок.

  1. Берут литровые банки, у которых горло сужено, а бумажный цилиндр делают высоким, выступающим из отверстия. В этом случае бумага не выполняет своего назначения — прижимать семена к стенкам, и те не удерживаются на нужном уровне. При использовании обычных банок цилиндр необходимо делать более низким, целиком размещающимся в нижней, широкой части банки и не доходящим до сужения.
  2. Оборачивая цилиндр, ткань складывают в 2—3 слоя или заворачивают ее сверху и снизу внутрь бумажного цилиндра. Этого

делать не следует. Излишки ткани необходимо обрезать по высоте цилиндра, так как они мешают промыванию системы и

способствуют появлению плесени. Подчеркнем еще раз, что ткань

должна образовать вокруг бумажного цилиндра всего один слой.

  1. Набухшие семена располагают слишком низко. В этом случае корни быстро достигают дна, и корневая система в целом становится недоступной для наблюдения. Стебли же, напротив, длительное время остаются в стакане, из-за чего формирование листьев задерживается. Растение чувствует себя плохо. Для получения хороших результатов семена следует располагать как можно выше.
  2. В стакан помещают одновременно несколько семян. Для выявления хороших результатов их должно быть 1—2, в крайнем случае — 3, но не более. В противном случае все корневые системы сплетаются друг с другом, и рассмотреть их детали не удается.

В прозрачной банке можно выращивать любые растения, но особенно эффектно выглядят тыква, фасоль, горох и кукуруза. 11родолжительность эксперимента, как и в предыдущем случае, не ограничена; она определяется его целью и при хорошем уходе может длиться до 2—3 месяцев.

Выращивание растений между двумя пластинами. Между двумя пластинами одинакового размера, одна из которых обязательно является прозрачной, а вторая может быть любой, помещают один слой темной однотонной ткани, хорошо пропускающей воду. На нее кладут 2—3 набухших семени таким образом, чтобы они были хорошо видны через прозрачную пластину. Пластины скрепляют между собой резинкой или ниткой и помещают вертикально в неглубокий сосуд, в который наливают небольшое количество воды. Вода поднимается по ткани и создает между стеклами влажную камеру.

Таким способом удобно пользоваться для выращивания растений из мелких (помидор, морковь, укроп, редис), а также плоских семян (дыни, арбузы, огурцы). Как и в предыдущем случае, их надо располагать ближе к верхнему краю пластин.

Уход заключается в периодической смене воды и мытье сосуда.

Проращивание семени в трубке. Для работы используют любую прозрачную трубку (например, корпус от шариковой ручки) длиной 3—5 см и шириной, немного превышающей размер выбранного семени. Через трубку проводят фитилек из марли или мягкой ткани, хорошо смачивающейся водой. Новая ткань для этого не подходит, так как она пропитана крахмалом. Сверху жгутика помещают семя, предварительно набухшее в воде. Трубку на нитках подвешивают к плоской палочке (например, к линейке), лежащей на банке с водой. Трубка располагается таким образом, чтобы оба конца фитилька были опущены в воду. Вода,

впитываясь в ткань, создает внутри трубки влажную среду, благоприятную для развития растения.

Вскоре из семени появится корень, чуть позже возникнет стебель. Обычно корень растет в одну сторону, а стебель в другую. Выйдя из трубки, они снова расходятся в разные стороны: стебель растет вверх, а корень — вниз. Достигнув поверхности воды, корень начнет выполнять свою главную функцию — всасывать воду и снабжать ею все растение.

Чтобы корень не погиб, находясь в воздухе длительное время, расстояние от трубки до воды должно быть небольшим — около 1 см.

Выращивание лука. В прозрачную банку или в бутылку с широким горлом (типа молочной) наливают воду до самого верха и опускают в нее донце луковицы. Если диаметр горла банки велик, его накрывают картоном, в котором прорезано отверстие, соответствующее размерам используемой луковицы. Вскоре от донца луковицы начнут отрастать корни, а вверх пойдут листья — так называемые «перья». Чем выше банка, тем интереснее наблюдать за корнями луковицы. Они не ветвятся и узким параллельным пучком опускаются вниз. Достигнув дна банки, они ложатся там кольцами. Длина корней лука поражает воображение детей.

Выращивание побегов комнатных растений. С помощью способов выращивания растений в прозрачной емкости без почвы и между двумя пластинами можно выращивать побеги комнатных растений (называемые в обиходе отростками). Срезанные побеги (отростки) помещают в банку между цилиндром и ее стенкой либо неплотно зажимают между стеклянными пластинами. В обоих случаях побеги должны быть хорошо видны через прозрачную стенку. Воду меняют ежедневно или через день, не разбирая системы. Вскоре после посадки у побега появятся первые корни, которые начнут ветвиться. На концах мелких корешков хорошо видна зона всасывания, покрытая корневыми волосками.

Те же наблюдения можно провести и в более простом варианте, помещая побеги (отростки) в обычный стакан с водой. При ознакомлении с корневой системой каждому ребенку выдается свой стакан, в котором имеется всего одно растение.

Выращивание растений на щебенке.

1-й вариант. Прозрачную банку заполняют щебенкой или гравием и наливают воду так, чтобы она полностью покрыла гравий. Между камнями располагают побег, срезанный с комнатного растения. Наблюдают, как корни, отрастая, обходят камни и заполняют пространство между ними. Воду меняют 1—2 раза в неделю, не разбирая системы и придерживая камни, чтобы они не смещались.

2-й вариант. Обрезают прозрачный парфюмерный флакон; в его стенках и в дне делают несколько небольших отверстий,

прокручивая их острым предметом или прожигая горячим гвоздем. Емкость заполняют щебенкой или гравием и вставляют в другой стакан, без отверстий, диаметр которого несколько больше, чем у первого. Систему заливают водой до уровня щебенки. Между камнями укрепляют побег и наблюдают за его развитием. Преимущество второго варианта заключается в более легкой смене воды: для этого достаточно вынуть второй стакан из первого, дать воде стечь и промыть оба стакана под проточной водой, не разбирая системы. Недостатком является худшая видимость, так как корни придется рассматривать через двойную стенку.

Проращивание семян во влажной камере. Влажной камерой называют любую емкость, в которой поддерживается постоянная высокая влажность воздуха. Семена, находящиеся в такой камере, не высыхают и хорошо прорастают. Чтобы прорастание шло быстрее, семена предварительно выдерживают в воде для набухания. Фасоль набухает в течение 1—2 суток, горох, тыква — сутки, огурцы, томаты, другие мелкие семена — 6—14 ч. Влажную камеру можно создать разными способами. 1-й вариант. Самым простым является проращивание семян во влажной ткани или вате.

2-й вариант. Можно положить семена в любую емкость, на дно которой налита 1 ложка воды для парообразования. Во избежание высыхания емкость плотно закрывают крышкой. Непременным условием являются ее большой объем (300—500 мл) и периодическое проветривание. В противном случае семена быстро израсходуют весь кислород и погибнут.

3-й вариант. Если проращивается много семян (например, для кормления животных из уголка природы), их помещают в емкость достаточного размера, затем завязывают ее марлей, переворачивают вверх дном, ставят на тарелку и под край емкости подкладывают ложку или любой небольшой предмет. Через образовавшуюся щель постоянно поступает кислород и удаляется углекислый газ, что достаточно долго обеспечивает нормальную жизнедеятельность проростков.

4-й вариант. Если работа с семенами проводится систематически или необходимо ежедневно проращивать семена в качестве витаминной подкормки для животных из уголка природы, о делают постоянную влажную камеру. Для этого с помощью тонкого раскаленного гвоздя в дне и стенках небольшой пластмассовой баночки или обрезанного парфюмерного флакона делают много мелких отверстий. Емкость превращается в сито. В эту емкость помещают набухшие семена и накрывают крышкой. В качестве крышки используют любую другую емкость большего диаметра. Такая влажная камера хорошо вентилируется, и в ней о

создаются прекрасные условия для развития проростков. Когда возникает угроза высыхания, емкость вместе с семенами помещают на несколько минут в воду. Излишки воды быстро стекают через отверстия, и нормальная влажность восстанавливается.

Перед скармливанием проростков животным их хорошо промывают в проточной воде, не вынимая из сита. Эта процедура необходима для полного удаления плесени и ее спор, которые всегда присутствуют на семенах и могут вызвать тяжелые отравления вплоть до гибели животных.

Прорастающие семена содержат полный набор биологически активных веществ, в частности витамины группы В, витамин Е и др. В связи с этим проростки полезны не только животным, но и людям, особенно зимой, когда потребление свежих овощей и фруктов уменьшается.

Источник