Меню

Эксперимент с витаминами на растениях

Занимательные опыты с растениями*

Разноцветный сельдерей

Тебе потребуются:

Длинный стебель сельдерея с листьями.

Красная и синяя пищевые краски.

Три маленьких стаканчика.

Ножницы или скальпель.

Растения добывают из почвы воду и питательные вещества с помощью трубочек-сосудов, идущих вдоль стебля от корней к листьям. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного сельдерея. Проследить за питанием растений тебе поможет этот проект.

Схема работы

1. Налей по 50–100 мл воды в каждый из трех маленьких стаканчиков. Добавь в первый стаканчик синюю краску, во второй – красную, а в третий – и синюю, и красную (получится фиолетовая краска).

2. Попроси кого-нибудь из взрослых аккуратно разрезать ножницами или скальпелем стебель сельдерея вдоль на три полосы. Поставь сельдерей в три стаканчика, как показано на рисунке.

3. Не трогай сельдерей. Через один-два дня ты увидишь результат.

Результат. Листья сельдерея вбирают красную, синюю и фиолетовую краску. Разные листья окрашиваются по-разному.

Объяснение

У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных.

Совет по подготовке отчета

Самый эффективный результат получается через один-два дня, поэтому надо точно рассчитать начало работы, чтобы показать на выставке самый красивый сельдерей. Можно сделать несколько разноцветных растений – по одному в день. Тогда, если растение завянет во время выставки, ты сможешь заменить его.

Знаешь ли ты?

Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

Как созревают фрукты и овощи?

Тебе потребуются:

2 очень спелых банана.

3 зеленых банана.

2 зеленых помидора.

3 бумажных пакета.

Возможно, ты слышал, что одно гнилое яблоко может испортить весь мешок. Но можно сказать также, что спелый банан помогает созреть другим фруктам. То же относится и к овощам, например к помидорам. Проследить за созреванием фруктов тебе поможет этот проект.

Схема работы

1. Положи один зеленый банан на стол, второй зеленый банан – в пакет, а третий зеленый банан – в пакет вместе со спелым бананом. Подпиши пакеты и завяжи их.

2. Положи один зеленый помидор на стол, а второй – в пакет вместе с оставшимся спелым бананом. Завяжи и подпиши пакет.

3. Положи пакеты в темное место и не трогай их пять дней. Потом достань все бананы и помидоры из этих пакетов и сравни их с лежащими на столе.

Результат. Зеленый банан и зеленый помидор на столе немножко созрели – они стали мягче и изменили цвет. Зеленый банан в пакете созрел сильнее, но еще лучше созрел банан, который был в пакете вместе со спелым бананом. Оба банана стали почти черными. Лучше созрел и зеленый помидор, который был в пакете с бананом.

Объяснение

Фрукты и овощи быстрее созревают без света и в закрытых бумажных пакетах. Кроме того, созревающие фрукты и овощи выделяют вещество, ускоряющее созревание других овощей и фруктов. Это вещество, являющееся газом этиленом, используют для ускорения созревания самых разных фруктов и овощей.

Кроме того, в процессе созревания в ограниченном пространстве овощ или фрукт, предоставленный сам себе, начинает поглощать свой собственный этилен, ускоряя тем самым свое созревание.

Помимо выделения этилена, или «гормона созревания», как его еще называют ученые, в процессе созревания плоды поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Бумажные пакеты, в отличие от полиэтиленовых, пропускают кислород в достаточном количестве для того, чтобы процесс созревания продолжался.

Совет по подготовке отчета

Сделай хорошие фотографии всех стадий работы. Обязательно сфотографируй все фрукты в конце опыта. Покажи на выставке подписанные пакеты.

Знаешь ли ты?

Выращивая фрукты и овощи зимой в оранжереях, обычно используют этилен для ускорения созревания. Но при ускоренном созревании превращение веществ, происходящее внутри плодов, будет неполным. Поэтому парниковые помидоры и огурцы, которые мы едим зимой, никогда не сравнятся по вкусу с овощами, выросшими в огороде.

Южные фрукты, которые продаются в наших магазинах созревают не на деревьях, а в ящиках по дороге в магазин. Собирают их зелеными.

Прививка с помощью жвачки

Тебе потребуются:

Куст помидоров в горшке примерно 30 см высотой.

Куст картофеля в горшке такой же высоты.

В этом проекте ты соединишь картофель и помидор в одно удивительное растение – «кармидор». Конечно, это не будет новый вид растений, потому что из его семян вырастут обычные помидоры. Реализация проектов с прививками требует много времени. Тебе нужно будет не менее восьми недель, чтобы после прививки растение успело зацвести, дать плоды и образовать клубни.

Схема работы

1. Подтяни главные стебли двух кустов друг к другу и не очень туго свяжи их тесьмой.

2. Попроси кого-нибудь из взрослых помочь тебе аккуратно срезать бритвенным лезвием кожицу стеблей с внутренних сторон.

Читайте также:  Урок на тему растения и животные леса

Прививка с помощью жвачки, соединяющая стебли помидора и картофеля (стадии 1–5)

3. Соедини стебли срезанными участками и обмотай тесьмой более плотно.

4. Пожуй жевательную резинку, пока она не станет совсем мягкой.

5. Размягченную жвачку прилепи вокруг соединенных стеблей.

6. Примерно через неделю проверь, получилась ли прививка. Если оба растения выглядят здоровыми, можно отрезать верхушку картофельного стебля и нижнюю часть помидорного, тогда из двух растений получится одно – «кармидор».

Результат. Когда на растении появятся помидоры, аккуратно раскопай землю – ты увидишь маленькие клубни картофеля.

Объяснение

Прививки часто используют садоводы, выращивающие редкие, особо ценные сорта фруктовых деревьев. При выращивании яблонь вообще нельзя обойтись без прививок – все знают, что из семян любого самого вкусного яблока вырастает яблоня, приносящая обычные мелкие, дикие яблоки. Нежные растения прививают на сильные дикие деревья, например, на дикую яблоню можно привить один или даже несколько сортов разных яблонь. С помощью прививок размножают и гибридные фруктовые деревья – грейпфруты (гибрид лимона с апельсином) и нектарины (гибрид персика и сливы).

Совет по подготовке отчета

Сделай фотографии своей работы и соединенных растений. Покажи получившееся растение с помидорами и картофельными клубнями.

Знаешь ли ты?

Сейчас ученых привлекает новое направление работы с растениями – генная инженерия. Искусственное введение новых генов позволяет улучшить качество сельскохозяйственных растений, например, увеличить содержание в них витаминов. С помощью генной инженерии получают и растения, не боящиеся насекомых-вредителей.

Кстати, знаешь, чем отличаются фрукты от овощей? Тем, что почти все фрукты растут на деревьях, а почти все овощи – на земле или в земле.

Грибные рисунки

Тебе потребуются:

Свежие пластинчатые грибы. (Не бери незнакомые и ядовитые лесные грибы. Губчатые и червивые грибы тоже не годятся – лучше купить грибы в магазине.)

Лист белой бумаги.

Ты когда-нибудь видел семена грибов? Сколько ни искать, а настоящих семян, как и цветков, у грибов не найти. Грибы размножаются спорами.

В спорах нет питательных веществ, в отличие от семян цветковых растений, это только зародыши гриба. Споры очень мелкие, и их образуется много – несколько миллионов в пластинках с нижней стороны одного гриба. Рассмотреть споры можно только в микроскоп. Но в этом проекте ты сможешь увидеть споры по образуемым ими рисункам.

Схема работы

1. Аккуратно отдели несколько шляпок грибов от ножек.

2. Положи шляпки пластинками вниз на лист бумаги.

3. Не трогай грибы несколько дней.

4. Сними грибы с бумаги.

Результат. Грибы оставят после себя на бумаге красивый коричневый рисунок.

Объяснение

Если не трогать шляпки грибов, они «созреют», и из них на бумагу высыплются споры. Споры прилипают к бумаге, повторяя рисунок пластинок гриба. Чем дольше шляпка гриба лежит на бумаге, тем ярче будет рисунок, но слабый отпечаток шляпки появится уже через час.

Совет по подготовке отчета

Покажи на выставке получившиеся рисунки. Попробуй получить на одном листе рисунок грибов, лежавших на бумаге в течение разного времени – от нескольких часов до нескольких дней. Ты увидишь самые разнообразные рисунки – различаться будут и цвет, и линии, образуемые спорами.

Знаешь ли ты?

Споры могут долгое время сохраняться без изменений – до тех пор, пока условия не станут благоприятными для их роста. Обычно для прорастания споры требуются тепло и высокая влажность.

Большая зеленая солнечная машина

Тебе потребуются:

Дерево с большими листьями (ты должен доставать до нижних веток этого дерева).

Лист белой бумаги.

Растения питаются, используя энергию солнечного света. Солнечная энергия помогает синтезировать глюкозу из углекислого газа воздуха и воды, которую растение получает из почвы. Этот процесс называется фотосинтезом.

Листья дерева можно представить себе как части большого солнечного аккумулятора. Чем больше общая площадь листьев, тем больше солнечной энергии использует дерево. В этом проекте ты сможешь подсчитать площадь всех листьев дерева.

Схема работы

1. С помощью карандаша и линейки нарисуй на листе белой бумаги сетку из квадратов со стороной 1 см. (Можно взять бумагу в клеточку – сторона одного квадратика на такой бумаге равна 0,5 см.) Сделай побольше таких сеток.

2. Сорви с дерева или подними с земли один лист среднего размера – не большой и не маленький.

3. Положи лист на сетку, обведи карандашом его контур и убери лист.

4. Поставь галочку во всех клетках сетки, которые были закрыты листом полностью или больше чем наполовину.

5. Подсчитай число клеток с галочками – это будет примерная площадь поверхности листа в квадратных сантиметрах. Запиши это число.

6. Посмотри внимательно на дерево (можно взять бинокль). Посчитай, сколько листьев на маленькой веточке, сколько маленьких веточек на одной большой ветке и сколько больших веток отходит от ствола дерева. Запиши все числа.

7. Перемножь все числа, которые у тебя записаны: площадь листа, число листьев на маленькой веточке, число маленьких веточек на большой ветке и число больших веток на дереве. У тебя получится общая площадь всех листьев дерева (в квадратных сантиметрах). Запиши этот результат в квадратных метрах (1 м 2 = 10 000 см 2 ).

Читайте также:  Чем отличается цикл развития растения от цикла развития животного

Результат. У тебя получилось, что лист полностью или больше чем наполовину закрывает 15 клеточек, на маленькой веточке дерева 12 листьев, на большой ветке 8 маленьких веточек, на дереве 10 больших веток. Перемножь эти числа: 15 x 12 x 8 x 10 = 14 400. Общая площадь всех листьев дерева равна 14 400 см 2 , или 1,44 м 2 .

Лист и сетка с галочками для расчета площади поверхности листа

Совет по подготовке отчета

Сравни результаты, полученные для разных деревьев. Для выставки вырежи кусок бумаги или старой ткани, равный по площади всем листьям дерева.

Знаешь ли ты?

Солнечные батареи – это создаваемые человеком устройства, использующие солнечную энергию и превращающие ее в другие виды энергии. Но пока искусственные солнечные батареи работают гораздо менее эффективно, чем природные.

* Фрагменты из книги Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов. – М.: «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2004.

Источник

«Путешествие за витаминами»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

«Путешествие за витаминами» (старшая группа)

Задачи:

  • Познакомить детей с витаминами А, В, С; рассказать, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека;
  • Формировать начальные представления о закономерности «здоровое питание-здоровый образ жизни»;
  • Закреплять умение разгадывать загадки об овощах и фруктах;
  • Активизировать словарь детей (витамины, овощной сок, фруктовый сок, плод);
  • Формировать представление о том, что каждый плод содержит сок, что от сока во многом зависят цвет и вкус плода;
  • Создавать благоприятный эмоциональный фон.

Оборудование и материалы: изображения овощей и фруктов, продуктов (мяса, рыбы, масла, сыра, хлеба, яиц), фонограмма песни «Урожай» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной), муляжи овощей и фруктов, две корзины.

Скачать:

Вложение Размер
opyt_vitaminy.docx 15.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие за витаминами» (старшая группа)

  • Познакомить детей с витаминами А, В, С; рассказать, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека;
  • Формировать начальные представления о закономерности «здоровое питание-здоровый образ жизни»;
  • Закреплять умение разгадывать загадки об овощах и фруктах;
  • Активизировать словарь детей (витамины, овощной сок, фруктовый сок, плод);
  • Формировать представление о том, что каждый плод содержит сок, что от сока во многом зависят цвет и вкус плода;
  • Создавать благоприятный эмоциональный фон.

Оборудование и материалы: изображения овощей и фруктов, продуктов (мяса, рыбы, масла, сыра, хлеба, яиц), фонограмма песни «Урожай» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной), муляжи овощей и фруктов, две корзины.

Воспитатель . Дети, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в необыкновенный город, который называется Витаминки. Как вы поняли из названия, в этом городе живут витамины. У них, как и у вас, есть имена. Зовут эти витамины А, В, и С. Они живут в домиках. Домиками для них являются разные продукты, которые мы свами едим. Посмотрите на эти картинки и назовите продукты, которые здесь изображены.

Дети . Мясо, рыба, масло, сыр, хлеб. Яйца.

Воспитатель . Во всех перечисленных продуктах «живут» витамины А, В, и С. Поэтому все эти продукты очень важны и полезны для здоровья человека. Но больше всего витаминов в овощах и фруктах. Давайте поближе познакомимся с ними. Посмотрите в красной одежде вас встречает витамин А. ( Показывает картинк у.)

Витамин А . Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я-витамин А. Меня еще зовут витамином роста.

Воспитатель . В каких же овощах и фруктах содержится этот полезный витамин? Отгадайте мои загадки и узнаете.

Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают , воспитатель показывает картинки с изображениями отгадок: моркови, капусты, тыквы, помидора, апельсина, мандарина.

Воспитатель . Нас встречает следующий витамин-В. Он в синей одежде. ( Показывает картинку.)

Витамин В. Если вы хотите быть сильными и иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться и плакать по пустякам, быть всегда в хорошем настроении, вам нужен я-витамин В.

Воспитатель . В каких же овощах и фруктах он встречается?

Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель показывает картинки с изображениями отгадок: свеклы, яблок, груш, бананов, редиса.

Воспитатель . Вот еще один полезный витамин-С. Он одет в зеленую одежду. ( Показывает картинку.)

Витамин С. Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен я-витамин С. Меня называют витамином здоровья.

Воспитатель . В каких же овощах и фруктах встречается этот витамин?

Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель показывает картинки с изображениями отгадок: лимона, лука, чеснока, ананаса, смородины, огурца, салата.

Воспитатель . Итак, ребята, что нужно каждому человеку, чтобы хорошо расти, быть сильным и крепким, не болеть, иметь здоровые зубы. Быстрее выздоравливать? (Ответы детей.)

А сейчас мы сядем в машину и поедем к бабушке в деревню, где в саду и на огороде растут фрукты и овощи. Поможем бабушке убрать урожай. ( Звучит песня «Урожай».)

Дидактическая игра «Разложи овощи и фрукты в корзины» (мальчики соревнуются с девочками).

Воспитатель. Молодцы, ребята! Хорошо помогли бабушке в огороде. А как вы думаете, в овощах и фруктах есть сок? Какого он цвета? А вкус у него есть? Как мы можем этот сок попробовать? ( Рассуждение детей).

Воспитатель предлагает выдавить сок из помидор и моркови с помощью рук.

Делают вывод: помидор-мягкий, сок выдавливается легко, имеет красный цвет; морковь-твердая, сок не выдавливается.

Воспитатель. Как можно получить сок из моркови? ( Ответы детей.)

С помощью ручной соковыжималки воспитатель получает сок из моркови. Дети рассматривают цвет сока, нюхают его, пробуют. Делают вывод: сок ароматный, вкусный и полезный.

Воспитатель. Мы сегодня узнали много нового о пользе овощей и фруктов. Теперь вы никогда не заболеете. И у вас будет всегда прекрасное настроение!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ВИТАМИНАМИ» для средней группы. ЦЕЛЬ: Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Цель: Дать детям представление о пользе овощей и фруктов для организма человека.

На этом занятии дети постоянно двигаются, новая форма работы дает возможность сконцентрировать внимание детей, активизировать.

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ВИТАМИНАМИ».

НОД по окружающему миру для детей с ОНР.

Знакомство с овощами и содержащимися в них полезными витаминами. Благотворное влияние витаминов на детский организм.

Знакомим детей с витаминами «А» ,»В»,»С» ,даем понятие о пользе овощей и фруктов для организма человека. Зекрепляем умение разгадывать загадки. Закрепляем умение детей выполнять основные виды движения.

Источник

Витамины для растений

ольшая часть питания к растению поступает из углерода, водорода и кислорода в воздухе и воде.

Удобрения и органические вещества, добавленные в почву, обеспечат её оставшейся частью питательных веществ, если это требуется для успешного роста и процветания растения. Виды питательных веществ, которые требуются растениям отличаются от наших, однако некоторые исследования показывают, что растения могут получать огромную пользу от витаминов.

Что такое витамины

Витамины представляют собой сложные органические соединения, необходимые всем живым организмам в небольших количествах для здорового повседневного функционирования. В настоящее время в качестве витаминов обнаружено 13 соединений. За исключением витамина B12, растения способны синтезировать витамины в небольших количествах, когда они им требуются. Растения также получают витамины от грибов в симбиотических микоризных ассоциациях в своих корнях.

Роль витаминов

Значение витаминов в жизни людей изучается довольно давно, но механизмы их синтеза и функционирования в растениях только недавно стали раскрываться в научном сообществе. Интересно, что некоторые из тех же витаминов, которые имеют решающее значение для развития человека, также влияют на здоровье и рост растений. Некоторые витамины имеют только одну или две конкретные роли в метаболизме растений , другие участвуют в многочисленных реакциях. Большинство витаминов действуют как коэнзимы и кофакторы, чтобы помочь ферментам ускорить химические реакции.

Так например Витамин С растениям необходим для роста. Проводился эксперимент, при котором исследовательская группа генетически спроектировала растения, лишенные витамина С, в результате чего они просто не росли. Ранее витамин С считался просто антиоксидантом, который помогал защищать растения от воздействия солнца, засуха и ультрафиолетовое излучение, был необходим для фотосинтеза. Также витамин С поможет в борьбе с хлорозами.

Витамин D3 помогает корнеобразованию и прорастанию семян. Немецкие исследователи изучили эффекты витамина D3 на двух разных растениях, которые не подвергались воздействию солнечного света. В следствии чего было обнаружено, что витамин помог черенкам осиновой древесины укорениться, а семенам салат прорасти.

Витамин B приносит пользу растениям, стимулируя рост корней или уменьшая шок при трансплантации. Вообще Витамины из группы В хорошо влияют на растение , ускоряют обмен веществ, укрепляют корни, под их воздействием растения лучше растут и развиваются.

Витамин В1 помогает растениям пережить стрессовые условия, а также стимулирует их рост. Для подкормки готовят раствор из 1 мл витамина, разведенной в литре воды.

Витамин В3 (или никотиновая кислота) отлично подходит для реанимации растений. Раствор готовится в пропорции на литр воды 1 мл витамина. Можно усилить его другими витаминами, например, В1 или В6.

Витамин В6 стимулирует иммунную систему растений, поможет спасти ослабленные и больные цветы. Раствор готовится в той же пропорции, как и витамин В3.

Витамин В12 участвует в выработке хлорофилла, активизирует рост и обмен веществ растений. Используйте 1 мл витамина на литр воды.

Добавки Витамина Е снижают восприимчивость растения к холодным температурам. Результатом может стать развитие холодостойких видов растений, которые принесут пользу садоводам в более прохладном климате, производя отличный урожай.

Итак, из витаминов в своей аптечке вы сможете сделать питательную подкормку для растений. Для этих целей хорошо подходят витамины группы В, а также витамин С,D, E.

Как и при использовании удобрений, стимуляторов, питательных веществ, поливом «витаминной» водой не стоит увлекаться, у растений, как и у людей, может развиться гипервитаминоз. Одного полива в 3-4 недели будет вполне достаточно. И конечно при использовании витаминов и препаратов нужно помнить всегда, что они лишь помощники для растений, основной же уход подразумевает правильный полив, подкормку, освещение.

Источник