Меню

Эксперименты для детей растение и солнце

Картотека опытов с солнцем

Халезова Татьяна Дмитриевна
Картотека опытов с солнцем

Опыт 1

«Влияние солнечного света на жизнь на Земле»

Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее.

Опыт 2

«На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»

Наливают в два блюдца воду — одно блюдце ставят на солнце, другое — в тень. Затем проверяют, в каком блюдце быстрее испарилась вода. На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.

Опыт 3

«Почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом»

Материал: чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

Наполняйте банку водой, пока она не начнет литься через край. Плотно закройте банку крышкой. Положите банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех. Положите шарик на стол в 10 см от банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку, глядя поверх книг. Если шарика не видно, подвиньте его. Оставшись в том же положении, уберите банку из своего поля зрения. Вы можете увидеть шарик только через банку с водой. Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этими предметами свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу, прежде чем дойти до нас.

Опыт 4

«Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч»

Материал: противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.

Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркальце внутри противня, положив его верхний край на край противня, а нижний — в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

Опыт 5

«Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха»

Материал: два термометра, настольная лампа, длинная линейка.

Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр — на отметку 100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 мин. сравните показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру.

Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое.

Опыт 6

«Чем ближе, тем быстрее»

Материал: пластилин, линейка, рейка метровой длины.

Скатайте из пластилина два шарика размером с грецкий орех, поместите один на конец линейки, а другой — на конец рейки. Поставьте линейку и рейку вертикально на пол рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху. Одновременно отпустите рейку и линейку. Линейка падает первой. Пластилиновому шарику, прилепленному к рейке, падать дальше, чем шарику на линейке. Это напоминает движение планет, которые непрерывно «падают» вокруг Солнца.

Опыт 7

Материал: настольная лампа, карандаш, линейка.

Поверните настольную лампу лампочкой к себе и включите. Держите карандаш на расстоянии вытянутой руки от себя и в 15 см от включенной лампочки.

На карандаше нельзя прочитать надпись и трудно различить его цвет. Свет от лампы такой яркий, что очень трудно рассмотреть поверхность карандаша. Точно так же из-за ослепительного света Солнца трудно изучать планету Меркурий.

Опыт 8

«Солнце на экране»

Материал: большая коробка, ножницы, бинокль, картонка размером с открытку, клейкая лента, фольга, лист белой бумаги.

Расположите коробку так, чтобы открытая сторона оказалась сбоку. В верхней стенке коробки вырежьте отверстия, в которых могут поместиться окуляры бинокля. Вырежьте круг из картонки и при помощи клейкой ленты закройте им один из объективов бинокля. Вставьте бинокль в отверстие в коробке окулярами вниз и закрепите его в таком положении клейкой лентой. Вынесите коробку на солнце, поставив открытой стороной перед собой. Расположите коробку таким образом, чтобы лучи солнца попадали в незаклеенный объектив. Расположите лист белой бумаги внутри коробки под биноклем таким образом, чтобы на нем стало видно изображение солнца. На бумаге виден яркий солнечный луч.

Опыт 9

«Мяч светит отраженным светом»

Зажжем в темной комнате электрический фонарь и его свет направим на белый мяч. Если смотреть на мяч из темноты, то он кажется ярким. Свет фонаря освещает мяч и отражается от него. Такой свет называют отраженным. Если фонарь погасить, то мяч в темноте становится невидимым, потому что он не излучает собственного света.

Читайте также:  Карандаш из которого вырастает растение

Опыт 10

Встаньте между зажженной лампой и стеной на довольно большом расстоянии от лампы. Свет от лампы не может пройти через ваше тело. На стене образуется тень. Если бы лучи света не были прямолинейны, то они могли бы обогнуть тело, и никакой тени не было бы.

Опыт 11

«Твердые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении»

В гладкую деревянную дощечку вбейте две булавки (или два гвоздика) так, чтобы между ними едва проходила монета. Возьмите монету щипцами и нагрейте ее на огне. Теперь монета между булавками не проходит. От нагревания она расширяется. Через несколько минут она остынет, сожмется и снова будет легко проходить между булавками.

Не только монета, но и другие твердые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении.

Картотека игр и опытов с водой и песком «ВОДА». Знакомство с водой «Вода льется». Цель: Познакомить детей с тем, что вода льется, мы выпускаем воду, и она течет. Вода чистая, прозрачная.

Картотека опытов для детей 5–6 лет Опыты по изучению свойств воздуха Опыт 1. Что в пакете Задача: учить обнаружить воздух. Оборудование: полиэтиленовые пакеты. Рассмотреть.

Картотека опытов для старшей группы Картотека 1Лавовая лампа Понадобится: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или.

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Воспитатель: Балаба И. В. МКДОУ ДС №4 г. Светлоград Экспериментальная и.

Картотека опытов и экспериментов с водой (младшая группа) «Волшебница вода» Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворяться в воде и изменять её цвет. Материал: гуашь,.

Картотека опытов и экспериментов во второй младшей группе Играть с водой интересно и полезно. И в холодное время года – не помеха. Зимой для игр с водой очень удобны ванны фабричного производства.

Картотека опытов с водой во второй младшей группе Картотека опытов с водой во второй младшей группе Цель : развивать познавательный интерес и воображение. Задачи : Знакомство детей с окружающим.

Картотека опытов с воздухом «Воздух повсюду» Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Материал и оборудование: воздушные.

Помесячная картотека опытов и экспериментирование в соответствии с возрастом детей Ранний возраст, с 2-3 лет Сентябрь 1 неделя: 1.«Рисовальнички» Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются,.

Картотека опытов «Вода-самое удивительное вещество на земле» Дошколенок с водой хорошо знаком: не раз шлепал под дождем, разбрызгивая лужи, пускал в ручье кораблики, плескался в речке или в море. Но.

Источник

Опыты с растениями для детей старшего возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Опыты с растениями для детей старшего возраста

Скачать:

Вложение Размер
eksperimenty.docx 251.99 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт (наблюдение) №1

«С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ»

ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития

растений (вода, свет, тепло)

МАТЕРИАЛ: Два одинаковых растения (бальзамин, вода)

ХОД: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней.

На начало опыта (наблюдения)

Через 5 дней, у цветка, который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.

Вывод: растение без воды жить не может.

Опыт (наблюдение) №2

«НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ»

ЦЕЛЬ: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

МАТЕРИАЛ: черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона.

ХОД: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак.

Через семь дней, листья у растения побелели.

Вывод: растение без света жить не может.

Опыт (наблюдение) №3

«МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ?»

ЦЕЛЬ: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.

МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.

ХОД: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.

Через семь дней листок пожелтел.

Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.

Опыт (наблюдение) №4

РАСТЕНИЮ НУЖЕН СВЕТ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

МАТЕРИАЛЫ: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф.

ПРОЦЕСС: Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.

Оставить растения на неделю.

Сравнить затем их цвет.

Поменять растения местами.

Оставить растения также на неделю.

Сравнить опять растения.

ИТОГИ: Растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.

ПОЧЕМУ? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество- хлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из-за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут.

Опыт (наблюдение) №5

РАСТЕНИЕ ХОЧЕТ ПИТЬ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.

МАТЕРИАЛЫ: Два цветка бальзамина, лейка с водой.

Выяснить у детей, нужна ли вода растениям.

Два бальзамина поставить на солнышко

Одно растение полить, а другое нет.

Понаблюдать за растениями и сделать вывод.

Полить это растение и понаблюдать еще неделю.

ИТОГИ: Цветок, которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.

ПОЧЕМУ? Растение не может жить без воды и может погибнуть.

Опыт (наблюдение) №6

Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материалы. Семена уличных цветов (бархатцы, предметы ухода за растениями.

Процесс. Педагог предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение месяца выращивают растение, фиксируя все изменения по мере их развития. Сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итог: Семена – росток – взрослое растение – цветок.

Опыт (наблюдение) №7

ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

МАТЕРИАЛЫ: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.

Выяснить почему в лесу так легко дышать (предположение, что растения выделяют кислород для дыхания человека).

Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок).

Ставят его в теплое место (если растение даёт кислород в банке его станет больше).

Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород

Проверить зажженной лучиной.

ИТОГИ: Наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки.

ПОЧЕМУ? Растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно сказать – что растения нужны человеку и животным для дыхания.

Опыт (наблюдение) №8

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить, как сила тяжести влияет на рост растений.

МАТЕРИАЛЫ: Комнатное растение, подставка.

Поставить цветок с горшком набок на подставку

В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев

ИТОГИ: Стебли и листья поворачиваются к верху.

ПОЧЕМУ? В растении содержится ростовое вещество- ауксин-, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.

Опыт (наблюдение) №9

ГДЕ ЛУЧШЕ РАСТИ?

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

. Черенки традесканции, чернозём, глина, песок.

Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений.

Дети сажают черенки традесканции в разную почву.

Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение двух недель.

Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в течение двух недель

ИТОГИ: В глине растение не растет, а в чернозёме — растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.

ПОЧЕМУ? В черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов для детей старшей группы.

Цель:Расширить связь с окружающей средой, с социумом. Уточнить представления детей о лекарственных растениях. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Обогащать словарный з.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия.

Кроссворд с вопросами и ответами для детей старшего дошкольного возраста. Цель: расширение кругозора детей.Задачи:- активизировть мыслительную деятельность детей;- закреплять знание детей о расти.

Приоритетными направлениями моей работы являются:• создание условий для реализации креативных возможностей детей, применение в практике деятельности исследовательских и опытно-экспериментал.

Картотека дидактических игр.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого возде.

Источник

Весенние опыты с растениями. Экспериментируем с детьми.

Вот и наступила весна. Это лучшее время для наблюдений за растениями и проделывания с ними различных опытов.

  • давайте ребёнку самостоятельно экспериментировать, лишь при необходимости немного помогайте, направляйте;
  • заведите дневник наблюдений за растениями;
  • обязательно беседуйте о процессе и результатах опытов, делайте выводы;

Опыты можно проводить как с комнатными растениями, так и с рассадой выращенной своими руками.

Предложите ребёнку рассмотреть различные растения и их части с помощью лупы. Расскажите о строении.

Фасоль лучше всего подходит для экспериментов с проращиванием, так как неприхотлива. Чтобы видеть и наблюдать на всем процессом появления ростка, лучше поместить его в прозрачный стаканчик. Фасоль должна соприкасаться со стенкой стаканчика, внутрь кладём влажную вату или салфетки. Ставим в тёплое, светлое место, следим за тем, чтобы вата (салфетка) была влажной. Для сравнения можно попробовать прорастить таким же способом другие бобовые например, нут, горох, чечевицу.

Обратите внимание, что появилось раньше корень или стебель.

Посадите небольшие ростки в ёмкости, которые будет удобно переворачивать. Меняйте положения ёмкостей (поставьте прямо, положите на бок, поверните на другой). Наблюдаем, как росток меняет направление своего роста.

В стеклянную баночку с крышкой положите семена нута или гороха и посыпьте немного для придания плотности сухим песком. Затем наливаем воду до верха и закрываем крышку. Баночку зажимаем между двумя дощечками. Семена нута от воды набухают, создавая давления, которое не выдерживает даже стекло.

Посадите в 2 пластиковых стаканчика семена подсолнечника, накройте землю картонным кружком. В один стакан кладём груз на картон (например, небольшой камень). Наблюдаем, насколько сильным будет росток, сможет ли он поднять камень.

Найдите на улице семена деревьев, которые пролежали на земле ещё с осени (например, от клёна). Снимите с семени шкурку и попробуйте прорастить, поместив в теплое, влажное место.

Растениям необходима вода

Для опыта понадобятся два одинаковых комнатных растений. Одно регулярно поливаем, другое нет. Наблюдаем некоторое время за изменениями. Затем начинаем поливать оба растения, наблюдаем как растение, которое ранее не поливали, будет преображаться.

Как часто нужна вода?

Понадобятся 2 горшка с комнатными растениями. Поливаем оба одинаковым количеством воды. Одно ставим на солнце, другое в тень. Наблюдаем где быстрее испарилась .

Зачем растению корни?

Поставьте черешок с корнями в прозрачный стакан с водой и накройте крышкой с прорезью для стебля. В течение недели проверяйте количество воды, можно ставить метки на стакане. Этот опыт показывает одно из значений корней — это питание всего растения.

Как увидеть движение воды по растению?

С помощью предыдущих опытов, мы поняли, что вода необходима растению, и что корни всасывают воду. А с помощью этого опыта показываем, как поступает вода в разные части растений.

Нужно 3 (можно больше) прозрачных стаканчика с цветной водой (окрашивать можно пищевыми красителями или гуашью) и 3 листа пекинской капусты (можно использовать и другие растения). Понаблюдайте, что произошло с листьями через несколько дней.

Растениям необходим свет

Для опыта понадобятся два ростка. Одно закрываем не пропускающим свет колпаком (например, картонная коробка) или убираем в тёмное место. Другое оставляем на свету. Полив остаётся без изменений. Сравниваем 2 растения примерно через неделю.

Устанавливаем, что растение всегда двигается к свету. Поставьте на свет горшок с цветком, через 2-3 дня наблюдаем, что листья тянутся к свету. Поверните растение, наблюдаем ещё 2-3 дня. Сравниваем результаты.

Кладём клубень картофеля в картонную коробку с перегородками внутри (имитируя лабиринт). На «старт» кладём картофель. а «финише» делаем отверстие. Закрываем коробку крышкой, ставим её в тёплое место «финишем» к свету. Откройте коробку, когда из отверстия будет виден росток. Понаблюдайте ещё за картофелем и эго ростками примерно 7 дней, но уже с открытой крышкой.

Растениям необходимо тепло

Для этого опыта понадобится веточка с дерева весной. Приносим её домой и ставим в воду. Наблюдаем за набуханием почек, появлением листочков и незабываем, сравнивать с веточками на улице.

Растениям необходима почва

Для опыта понадобятся два черенка от комнатного растения, например, от фиалки. Поместите их воду, дождитесь, когда появятся корни. Далее один черенок посадите в землю, а другой оставьте в воде. Наблюдайте за ними до появления нового листочка. У растения, посаженного в воду лист вырастет быстрее.

Для этого эксперимента понадобятся 2 черенка комнатного растения, чернозем и почва, состоящая из песка и глины. Посадите черенки в разные грунты и наблюдайте за ростом растений в течение 2 недель. Затем пересадите 2 ой черенок в чернозём. Продолжаем наблюдения еще 2 недели.

Понадобятся черенки от 2х комнатных растений одно с маленькими листьями, другое с большими. Поставьте их в емкость с одинаковым количеством воды. Через несколько дней сравните количество воды в каждой ёмкости. Пусть ребёнок подумает, почему оно разное.

Источник