Меню

Эксперименты по биологии 5 класс про растения

Занимательные опыты с растениями*

Разноцветный сельдерей

Тебе потребуются:

Длинный стебель сельдерея с листьями.

Красная и синяя пищевые краски.

Три маленьких стаканчика.

Ножницы или скальпель.

Растения добывают из почвы воду и питательные вещества с помощью трубочек-сосудов, идущих вдоль стебля от корней к листьям. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного сельдерея. Проследить за питанием растений тебе поможет этот проект.

Схема работы

1. Налей по 50–100 мл воды в каждый из трех маленьких стаканчиков. Добавь в первый стаканчик синюю краску, во второй – красную, а в третий – и синюю, и красную (получится фиолетовая краска).

2. Попроси кого-нибудь из взрослых аккуратно разрезать ножницами или скальпелем стебель сельдерея вдоль на три полосы. Поставь сельдерей в три стаканчика, как показано на рисунке.

3. Не трогай сельдерей. Через один-два дня ты увидишь результат.

Результат. Листья сельдерея вбирают красную, синюю и фиолетовую краску. Разные листья окрашиваются по-разному.

Объяснение

У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных.

Совет по подготовке отчета

Самый эффективный результат получается через один-два дня, поэтому надо точно рассчитать начало работы, чтобы показать на выставке самый красивый сельдерей. Можно сделать несколько разноцветных растений – по одному в день. Тогда, если растение завянет во время выставки, ты сможешь заменить его.

Знаешь ли ты?

Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

Как созревают фрукты и овощи?

Тебе потребуются:

2 очень спелых банана.

3 зеленых банана.

2 зеленых помидора.

3 бумажных пакета.

Возможно, ты слышал, что одно гнилое яблоко может испортить весь мешок. Но можно сказать также, что спелый банан помогает созреть другим фруктам. То же относится и к овощам, например к помидорам. Проследить за созреванием фруктов тебе поможет этот проект.

Схема работы

1. Положи один зеленый банан на стол, второй зеленый банан – в пакет, а третий зеленый банан – в пакет вместе со спелым бананом. Подпиши пакеты и завяжи их.

2. Положи один зеленый помидор на стол, а второй – в пакет вместе с оставшимся спелым бананом. Завяжи и подпиши пакет.

3. Положи пакеты в темное место и не трогай их пять дней. Потом достань все бананы и помидоры из этих пакетов и сравни их с лежащими на столе.

Результат. Зеленый банан и зеленый помидор на столе немножко созрели – они стали мягче и изменили цвет. Зеленый банан в пакете созрел сильнее, но еще лучше созрел банан, который был в пакете вместе со спелым бананом. Оба банана стали почти черными. Лучше созрел и зеленый помидор, который был в пакете с бананом.

Объяснение

Фрукты и овощи быстрее созревают без света и в закрытых бумажных пакетах. Кроме того, созревающие фрукты и овощи выделяют вещество, ускоряющее созревание других овощей и фруктов. Это вещество, являющееся газом этиленом, используют для ускорения созревания самых разных фруктов и овощей.

Кроме того, в процессе созревания в ограниченном пространстве овощ или фрукт, предоставленный сам себе, начинает поглощать свой собственный этилен, ускоряя тем самым свое созревание.

Помимо выделения этилена, или «гормона созревания», как его еще называют ученые, в процессе созревания плоды поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Бумажные пакеты, в отличие от полиэтиленовых, пропускают кислород в достаточном количестве для того, чтобы процесс созревания продолжался.

Совет по подготовке отчета

Сделай хорошие фотографии всех стадий работы. Обязательно сфотографируй все фрукты в конце опыта. Покажи на выставке подписанные пакеты.

Знаешь ли ты?

Выращивая фрукты и овощи зимой в оранжереях, обычно используют этилен для ускорения созревания. Но при ускоренном созревании превращение веществ, происходящее внутри плодов, будет неполным. Поэтому парниковые помидоры и огурцы, которые мы едим зимой, никогда не сравнятся по вкусу с овощами, выросшими в огороде.

Южные фрукты, которые продаются в наших магазинах созревают не на деревьях, а в ящиках по дороге в магазин. Собирают их зелеными.

Прививка с помощью жвачки

Тебе потребуются:

Куст помидоров в горшке примерно 30 см высотой.

Куст картофеля в горшке такой же высоты.

В этом проекте ты соединишь картофель и помидор в одно удивительное растение – «кармидор». Конечно, это не будет новый вид растений, потому что из его семян вырастут обычные помидоры. Реализация проектов с прививками требует много времени. Тебе нужно будет не менее восьми недель, чтобы после прививки растение успело зацвести, дать плоды и образовать клубни.

Схема работы

1. Подтяни главные стебли двух кустов друг к другу и не очень туго свяжи их тесьмой.

2. Попроси кого-нибудь из взрослых помочь тебе аккуратно срезать бритвенным лезвием кожицу стеблей с внутренних сторон.

Прививка с помощью жвачки, соединяющая стебли помидора и картофеля (стадии 1–5)

3. Соедини стебли срезанными участками и обмотай тесьмой более плотно.

4. Пожуй жевательную резинку, пока она не станет совсем мягкой.

5. Размягченную жвачку прилепи вокруг соединенных стеблей.

6. Примерно через неделю проверь, получилась ли прививка. Если оба растения выглядят здоровыми, можно отрезать верхушку картофельного стебля и нижнюю часть помидорного, тогда из двух растений получится одно – «кармидор».

Результат. Когда на растении появятся помидоры, аккуратно раскопай землю – ты увидишь маленькие клубни картофеля.

Объяснение

Прививки часто используют садоводы, выращивающие редкие, особо ценные сорта фруктовых деревьев. При выращивании яблонь вообще нельзя обойтись без прививок – все знают, что из семян любого самого вкусного яблока вырастает яблоня, приносящая обычные мелкие, дикие яблоки. Нежные растения прививают на сильные дикие деревья, например, на дикую яблоню можно привить один или даже несколько сортов разных яблонь. С помощью прививок размножают и гибридные фруктовые деревья – грейпфруты (гибрид лимона с апельсином) и нектарины (гибрид персика и сливы).

Читайте также:  Защита растений в алтайском крае

Совет по подготовке отчета

Сделай фотографии своей работы и соединенных растений. Покажи получившееся растение с помидорами и картофельными клубнями.

Знаешь ли ты?

Сейчас ученых привлекает новое направление работы с растениями – генная инженерия. Искусственное введение новых генов позволяет улучшить качество сельскохозяйственных растений, например, увеличить содержание в них витаминов. С помощью генной инженерии получают и растения, не боящиеся насекомых-вредителей.

Кстати, знаешь, чем отличаются фрукты от овощей? Тем, что почти все фрукты растут на деревьях, а почти все овощи – на земле или в земле.

Грибные рисунки

Тебе потребуются:

Свежие пластинчатые грибы. (Не бери незнакомые и ядовитые лесные грибы. Губчатые и червивые грибы тоже не годятся – лучше купить грибы в магазине.)

Лист белой бумаги.

Ты когда-нибудь видел семена грибов? Сколько ни искать, а настоящих семян, как и цветков, у грибов не найти. Грибы размножаются спорами.

В спорах нет питательных веществ, в отличие от семян цветковых растений, это только зародыши гриба. Споры очень мелкие, и их образуется много – несколько миллионов в пластинках с нижней стороны одного гриба. Рассмотреть споры можно только в микроскоп. Но в этом проекте ты сможешь увидеть споры по образуемым ими рисункам.

Схема работы

1. Аккуратно отдели несколько шляпок грибов от ножек.

2. Положи шляпки пластинками вниз на лист бумаги.

3. Не трогай грибы несколько дней.

4. Сними грибы с бумаги.

Результат. Грибы оставят после себя на бумаге красивый коричневый рисунок.

Объяснение

Если не трогать шляпки грибов, они «созреют», и из них на бумагу высыплются споры. Споры прилипают к бумаге, повторяя рисунок пластинок гриба. Чем дольше шляпка гриба лежит на бумаге, тем ярче будет рисунок, но слабый отпечаток шляпки появится уже через час.

Совет по подготовке отчета

Покажи на выставке получившиеся рисунки. Попробуй получить на одном листе рисунок грибов, лежавших на бумаге в течение разного времени – от нескольких часов до нескольких дней. Ты увидишь самые разнообразные рисунки – различаться будут и цвет, и линии, образуемые спорами.

Знаешь ли ты?

Споры могут долгое время сохраняться без изменений – до тех пор, пока условия не станут благоприятными для их роста. Обычно для прорастания споры требуются тепло и высокая влажность.

Большая зеленая солнечная машина

Тебе потребуются:

Дерево с большими листьями (ты должен доставать до нижних веток этого дерева).

Лист белой бумаги.

Растения питаются, используя энергию солнечного света. Солнечная энергия помогает синтезировать глюкозу из углекислого газа воздуха и воды, которую растение получает из почвы. Этот процесс называется фотосинтезом.

Листья дерева можно представить себе как части большого солнечного аккумулятора. Чем больше общая площадь листьев, тем больше солнечной энергии использует дерево. В этом проекте ты сможешь подсчитать площадь всех листьев дерева.

Схема работы

1. С помощью карандаша и линейки нарисуй на листе белой бумаги сетку из квадратов со стороной 1 см. (Можно взять бумагу в клеточку – сторона одного квадратика на такой бумаге равна 0,5 см.) Сделай побольше таких сеток.

2. Сорви с дерева или подними с земли один лист среднего размера – не большой и не маленький.

3. Положи лист на сетку, обведи карандашом его контур и убери лист.

4. Поставь галочку во всех клетках сетки, которые были закрыты листом полностью или больше чем наполовину.

5. Подсчитай число клеток с галочками – это будет примерная площадь поверхности листа в квадратных сантиметрах. Запиши это число.

6. Посмотри внимательно на дерево (можно взять бинокль). Посчитай, сколько листьев на маленькой веточке, сколько маленьких веточек на одной большой ветке и сколько больших веток отходит от ствола дерева. Запиши все числа.

7. Перемножь все числа, которые у тебя записаны: площадь листа, число листьев на маленькой веточке, число маленьких веточек на большой ветке и число больших веток на дереве. У тебя получится общая площадь всех листьев дерева (в квадратных сантиметрах). Запиши этот результат в квадратных метрах (1 м 2 = 10 000 см 2 ).

Результат. У тебя получилось, что лист полностью или больше чем наполовину закрывает 15 клеточек, на маленькой веточке дерева 12 листьев, на большой ветке 8 маленьких веточек, на дереве 10 больших веток. Перемножь эти числа: 15 x 12 x 8 x 10 = 14 400. Общая площадь всех листьев дерева равна 14 400 см 2 , или 1,44 м 2 .

Лист и сетка с галочками для расчета площади поверхности листа

Совет по подготовке отчета

Сравни результаты, полученные для разных деревьев. Для выставки вырежи кусок бумаги или старой ткани, равный по площади всем листьям дерева.

Знаешь ли ты?

Солнечные батареи – это создаваемые человеком устройства, использующие солнечную энергию и превращающие ее в другие виды энергии. Но пока искусственные солнечные батареи работают гораздо менее эффективно, чем природные.

* Фрагменты из книги Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов. – М.: «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2004.

Источник

Лабораторные работы 5 класс
опыты и эксперименты по биологии (5 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
laboratornye_raboty_5_klass.docx 16.34 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Знакомство с увеличительными приборами»

Цель: познакомиться со строением лупы и микроскопа,

научиться их сравнивать

Оборудование: 1) лупа;

1. Найдите составные части лупы, определите ее увеличение.

2. Найдите составные части микроскопа, определите его увеличение.

3. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.

запишите в тетрадь название составных частей лупы и ее увеличение, название составных частей микроскопа и его увеличение.

Cделайте вывод, ответив на вопросы:

1.почему лупа и микроскоп называются увеличительными приборами?

2. чем они отличаются?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: «Знакомство с клетками растений»

Цель: научиться готовить временные микропрепараты,

закрепить умение пользоваться микроскопом.

Оборудование: 1) микроскоп;

2) предметное и покровное стекла;

3) флакон с водой;

1. На предметное стекло капните каплю воды.

2. С чешуи лука снимите кусочек кожицы, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат.

зарисуйте клетки кожицы лука, укажите увеличение микроскопа, при котором вы их увидели.

Вывод: чтобы приготовить микропрепарат, нужно…

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: «Обнаружение неорганических веществ»

Цель: — научиться проводить биологические опыты,

-научиться пользоваться спиртовкой

3) флакон с водой,

4) тесто, йод, картофель, ткань, семена растений

Опыт 1. Обнаружение воды

1.Приготовить спиртовку, в пробирку положить кусочек растительной ткани, поджечь спиртовку.

Опишите, что увидели, когда подожгли ткань.

Вывод: при нагревании в пробирке кусочков растительной ткани на стенках пробирки появляется вода.

Опыт 2.Обнаружение неорганических и органических веществ

1. Приготовить спиртовку, в пробирку положить кусочек растительной ткани, поджечь спиртовку, продолжить нагревание.

Опишите, что увидели, когда подожгли ткань.

Вывод: при продолжительном нагревании, через некоторое время появляется дым. Это обугливаются и сгорают органические вещества. Но сгорают не все вещества- остается зола, состоящая из неорганических веществ- минеральных солей.

Опыт 3.Обнаружене белка

1.В сосуд с водой, опустить кусочек теста

Опишите, что увидели, когда поместили тесто в воду.

Вывод: если промыть кусочек теста в сосуде с водой, в марле останется клейкая тягучая масса- клейковина. Это растительный белок.

Опыт 4. Обнаружение углевода

1.Разрезать картофель пополам, на белую часть картофеля капнуть капельку йода.

Опишите, что увидели, когда на картофель капнули йод.

Вывод: при попадании на картофель йода, картофель синеет-значит, в ней присутствует углевод-крахмал.

Опыт 5. Обнаружение жира

1.Положить на белый лист бумаги семена растения и раздавить их.

Опишите, что увидели, когда раздавили семена.

Вывод: Если раздавить семена растения, то на бумаге образуется масляное пятно. Значит, в состав семян входит жир.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: «Знакомство с внешним строением растения»

Цель: познакомиться с внешним строением цветкового растения,

научиться распознавать его вегетативные и репродуктивные органы.

Оборудование: 1) растение пастушья сумка,

1. Рассмотрите растение пастушью сумку.

— корень и побег, определите их размеры;

— цветки и плоды, определите их размеры, форму, окраску и количество;

— вскройте плод, что находится внутри?

Оформление результатов: зарисуйте внешний вид растения;

пользуясь текстом учебника, подпишите вегетативные органы пастушьей сумки зеленым цветом, а генеративные — красным.

Вывод: у цветковых растений есть следующие органы…

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Внешнее строение шляпочного гриба»

Цель: познакомиться со строением шляпочных грибов.

Оборудование: 1) набор картинок шляпочных грибов;

1. Рассмотрите набор картинок шляпочных грибов, разделите их на пластинчатые и трубчатые.

1. Выпишите в тетрадь названия пластинчатых и трубчатых грибов. Напишите их сходства и различия.

Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных грибов

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Строение клеток гриба на примере плесени хлеба»

Цель: -научиться самостоятельно вырастить плесень на хлебе,

-познакомиться со строением плесневых грибов.

Оборудование: 1) микропрепарат «Плесень мукор»;

2) микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекла.

1. Рассмотрите под микроскопом плесневый гриб мукор, в учебнике — пеницилл.

1. Зарисуйте мукор и пеницилл. Напишите их сходства и различия.

Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных и плесневых грибов.

Источник

Лабораторный практикум по биологии. 5-й класс

Класс: 5

Презентация к уроку

Важную роль в изучении биологии в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.

Учебный эксперимент имеет огромный потенциал для всестороннего развития личности обучающихся. Эксперимент включает в себя не только источник знаний, но и способ их нахождения, знакомство с первичными навыками исследования природных объектов. В ходе эксперимента обучающиеся получают представление о научном методе познания.

Методическое пособие “Лабораторный практикум. Биология. 5 класс” предназначено для организации исследовательской деятельности школьников на уроках биологии в 5 классе. Перечень лабораторных работ, представленных в методическом пособии, соответствует содержанию учебника “Биология” для 5 класса общеобразовательных учреждений (авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова), открывающему линию учебников по биологии для основной школы и входящему в систему “Алгоритм успеха”. В учебнике нет точного соответствия параграфов количеству часов, отведённых на их изучение. Поэтому меньшее количество параграфов позволяет учителю использовать оставшееся время для проведения лабораторных работ.

При проведении лабораторных работ используются технологии здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков. В ходе практических занятий у обучающихся формируются такие универсальные учебные действия, как:

  • познавательные – осуществлять исследовательскую деятельность;
  • регулятивные – сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
  • коммуникативные – слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

В разработках практических занятий перед школьниками ставится проблемный вопрос, указаны планируемые результаты и необходимое оборудование. Каждая разработка имеет инструкцию по проведению лабораторной работы. Важно перед выполнением лабораторных работ познакомить обучающихся с требованиями по их оформлению (приложение 1), с правилами техники безопасности при выполнении лабораторных работ (приложение 2), с правилами выполнения рисунков природных объектов (приложение 3).

Для визуального сопровождения практических занятий к данному методическому пособию прилагается электронная презентация (презентация).

Методические рекомендации к практическим занятиям

Лабораторная работа № 1 “Изучение строения увеличительных приборов”

Планируемые результаты: научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: как люди узнали о существовании в природе одноклеточных организмов?

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Изучение строения увеличительных приборов”.

Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.

Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.

1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части (рис. 1). Узнайте их назначение.

Рис. 1. Строение ручной лупы

2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза.

3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти арбуза?

1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части (рис. 2). Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).

Рис. 2. Строение микроскопа

2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.

3. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.

1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.

Увеличение окуляра Увеличение объектива Общее увеличение микроскопа
4 8
10 40

2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.

Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”

Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Как устроена клетка живого организма?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Знакомство с клетками растений”.

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.

1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.

Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука

2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.

3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).

1. Клеточная стенка

Рис. 4. Клетки кожицы лука

4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?

Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.

Лабораторная работа № 3 “Определение состава семян”

Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Определение состава семян”.

Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.

Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.

Выясните, какие органические вещества входят в состав семян растений, используя следующую инструкцию (рис. 5):

1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).

2. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.

3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.

4. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?

Рис. 5. Обнаружение органических веществ в семенах растений

5. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.

Заполните таблицу “Значение органических веществ в клетке”, используя для этого текст “Роль органических веществ в клетке” на с. 27 учебника.

Вещества клетки Значение вещества
Белок
Углевод (крахмал)
Жир

Лабораторная работа № 4 “Знакомство с внешним строением растения”

Планируемые результаты: научиться различать и называть части цветкового растения; зарисовывать схему строения цветкового растения; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Какие органы имеет цветковое растение?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Знакомство с внешним строением растения”.

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.

Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.

1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки (рис. 6).

Рис. 6. Строение цветкового растения

2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.

3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?

Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис. 7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?

Рис. 7. Представители разных групп растений

Лабораторная работа № 5 “Наблюдение за передвижением животных”

Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Какое значение для животных имеет их способность передвигаться?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Наблюдение за передвижением животных”.

Цель: познакомиться со способами движения животных.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.

1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 56 учебника).

2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.

Рис. 8. Инфузории

1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.

2. Сделайте вывод о значении движения для животных.

Литература

  1. Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн. для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко. – М.: Просвещение, 2005. – 174 с.: ил. – (Лабиринт).
  2. Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 128 с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 80 с.
  4. Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.: ил.

Источник