Меню

Эксперименты с растениями для младших школьников

Экспериментальная работа «Какие условия необходимы для роста растений?»
опыты и эксперименты по окружающему миру (2 класс) по теме

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Скачать:

Вложение Размер
Экспериментальная работа 31.67 КБ
Приложение1 13.78 КБ
Приложение2 13.5 КБ
Приложение3 465.26 КБ
Презентация 1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Полное название темы работы

Какие условия необходимы для роста растений?

Чудеса природы. Биология.

Фамилия, имя, отчество автора

Ковальчук Тимофей Михайлович

Территория, населённый пункт

Партизанский район, с. Партизанское

Наименование образовательного учреждения

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Партизанская средняя общеобразовательная школа имени П.П.Петрова»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Партизанская средняя общеобразовательная школа имени П.П.Петрова»

Салтыкова Людмила Александровна

Мои мама и бабушка каждую весну сажают на подоконнике и в огороде овощные растения. Я поинтересовался у мамы, можем ли мы выращивать эти растения круглый год? Она мне сказала, что необходимы определённые условия, а при их соблюдении, это возможно.

Проблема эксперимента и актуальность.

Наступила весна, в этом году планирую активно помогать взрослым в выращивании овощных культур, а для этого мне необходимы не просто знания, а знания проверенные. Какие же условия необходимы растениям для роста? Чтобы ответить на этот вопрос я решил провести наблюдение в домашних условиях.

Цель работы: понять, какие условия необходимые для роста растений.

Гипотеза: предполагаю, что для более благоприятного выращивания растений, необходимы свет, тепло и вода.

1.Узнать историю происхождения выбранного растения.

2. Прорастить растение в разных условиях.

3. Проследить влияние света, тепла и влаги на рост и его развитие.

4. Проанализировать полученные данные.

5. Сделать выводы о влиянии различных условий на развитие растений.

1. Выбор растения для эксперимента. Работа с источниками информации.

2.Сбор информации, с целью, выяснить знания по данной проблеме.

3.Составить план работы.

5.Проводить ежедневное наблюдение за ростом растений в различных условиях.

6.Оформить результаты наблюдения.

Методы: анализ литературы, опрос, анализ полученных данных, наблюдение, сравнение, фотографирование.

Объект эксперимента: лук репчатый.

Предмет эксперимента: выращивание лука в различных условиях.

1 этап. О растении, выбранном для эксперимента.

Для исследования я выбрал лук. Лук репчатый – многолетнее травянистое растение, вид рода семейства «луковые», широко распространённая овощная культура . Временем появления лука на Руси принято считать 12 век. Даже в бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только приправой, но и защитницей от всех болезней. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас пословицы о луке: «Лук от семи недуг. Лук да баня все правят».

Интересно, что форма луковиц была использована русскими зодчими при строительстве церквей. Если внимательно приглядеться, то купала, точная копия луковиц. Верили, что лук изгоняет нечисть из души и тела человека. Ценность зелёного лука заключается не только в характерном вкусе, определяемом наличием серосодержащих эфирных масел, но и большим количеством в нем витаминов С, В1, В2 необходимых для организма человека.

Для наблюдения выбрал эту культуру по следующим причинам: лук

достаточно неприхотлив, подходит для выращивания в домашних условиях,

период всхожести составляет 6-10 дней, сроки которые мне подходят.

Репчатый лук относится к морозостойким растениям. Он начинает рост при температуре от 5º С. Оптимальная температура роста от +15º до +20º С. Поэтому у меня есть возможность попробовать вырастить растение при температуре от 0º до +22º С. Репчатый лук относится к растениям, которые требуют много света, а я планирую наблюдать влияние и этого условия.

2 этап. Опрос (Приложение1).

Мною был проведён опрос, по телефону и при личном общении. В опросе участвовало 40 человек (10 детей и 30 взрослых). 39 человек выращивали растения из семян, луковиц т.е. цветковые растения. 35 человек получили положительный результат, значит, имеют опыт и на их знания можно ориентироваться. Цели выращивания различные: для украшения, употребления в пищу, четверо опрашиваемых проводили наблюдения (и это были дети). На вопрос, «Какие условия необходимы для выращивания?», дали ответ «Свет, тепло, вода, любовь». 26 человек ответили, опираясь на собственный опыт, оставшиеся 13 человек знают об этом из книг. Подкормку использовали только 4 человека.

3 этап. Посадка лука в землю.

Для посадки я взял пластиковые контейнеры. Подписываем каждый из них. Почва, которую использовал- перегной. Луковички средних размеров, они будут достаточно сильными, питательных веществ из почвы и воды им потребуется меньше, чем крупным. У луковиц обрезаем плечики, сажаем в землю, донцем вниз и присыпаем землёй.

В специальной литературе указано, что для роста растений необходимы: свет, тепло, вода, воздух, минеральные вещества. При исследовании учитываю свет, тепло, воду. Безвоздушного пространства нет в обычных условиях. Минеральные вещества растение может получать из почвы через корень и через листья, из воздуха растения потребляют углекислый газ. Подкормку не использую.

4 этап. Наблюдения.

Данные эксперимента вношу в таблицу, она поможет мне следить за условиями выращивания и фиксировать наблюдения (Приложение 2).

Все образцы посажены 18 января. Помещены в специальные условия, строго в соответствии с таблицей. Наблюдения фиксирую один раз в неделю.

Образец №1 (Приложение 3. фото1,2,3,4) — на подоконнике.

Для этого образца были созданы условия: свет, тепло и влага (полив). На третий день после посадки у луковицы появился росток. Далее длина пера вырастала на 2-3 см. за сутки. К концу эксперимента лук вырос до 54 см, перья имели зеленый цвет.

Образец №7 (фото5,6,7)- луковицу поставил в тёмное место.

Росток появился только на 5 день. За сутки вырастал меньше по сравнению с образцом №1 на 0,5 – 1 см, перья имели бледный желтый цвет. К концу эксперимента вырос только на 24 см, что на 30см меньше, чем образец №1.

Образцы №3 (фото8), №4 (фото9), №5 (фото10), №6 (фото11).

Эти луковицы получали либо свет, либо тепло, но лишены влаги. Всходов у данных образцов нет.

Образец №9 (фото12,13)- луковицу поставила на подоконник, как и образец №1, но температура в комнате значительно ниже. Растение дало всходы на 20 день и росло очень медленно.

Образцы №2(фото14), №8(фото15)- поместили в холодное помещение. Всходов нет.

Проведённая работа расширила мои знания о репчатом луке, теперь знаю историю этой культуры. Научился выращивать луковичные растения и знаю, какие условия необходимы для их роста.

В результате наблюдений я установил, что наиболее благоприятные условия для выращивания растений следующие:

1. Светлое место. Хотя луковица, прораставшая в тёмном месте, тоже дала ростки, но значительно позже и она была намного меньше, чем луковица, которая стояла на подоконнике. Я заметил, что по цвету, ростки отличались от луковицы, находящейся на свету. Жёлтый цвет говорит о том, что не хватает в этом луке хлорофилла. Свет играет важную роль.

2. Тёпло. Луковицы, которые находились в подвале, не взошли. Образец в холодном помещении рос гораздо медленнее.

3. Вода. Все луковицы, которая были без воды, не взошли.

Вывод. Для роста растений необходимы следующие условия: свет, тепло и влага. Самые комфортные условия оказались у образца №1.

Я получил опыт общения с детьми и взрослыми, научился задавать вопросы, фиксировать ответы.

Полученный опыт мне обязательно пригодится в жизни. Уже выступал на уроке окружающего мира, по теме «Условия роста и развития растений», приобретённые знания очень пригодились. Одноклассники получили задание провести собственное наблюдение, они посадили другие растения. Свои исследования продолжу дальше. Летом буду выращивать репчатый лук на грядке. Хочу сравнить, когда растёт быстрее, зимой на подоконнике или летом в открытом грунте.

Источник

Занимательные опыты по ознакомлению детей с комнатными растениями
картотека по окружающему миру на тему

В данной картотеке собраны опыты и эксперименты по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями

Скачать:

Вложение Размер
opyt.docx 325.16 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт «С водой и без воды»

Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материал: Два одинаковых растения (бальзамин), вода

Ход: Воспитатель предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Дети делают вывод, что растение без воды жить не может.

Опыт «Растение может обеспечить себя питанием»

Цель: Показать, что растение может само обеспечить себя питанием, главное создать для этого возможные условия.

Материал: Большая стеклянная банка с широким горлом, с крышкой, комнатное растение в горшке.

Ход: Воспитатель вместе с детьми поливает растение, затем горшок с растением помещают в стеклянную банку, закрывают крышкой. Помещают банку в светлое место, где бывает солнце. Банку не открывают в течении месяца. Через некоторое время проводят первое наблюдение: на внутренней поверхности банки, появились капельки воды, растение продолжает расти. Капельки воды это влага испарившаяся из почвы и самого растения. Дети вместе с воспитателем делают вывод: растение может само может искать источники питания (из почвы).

Опыт «На свету и в темноте»

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материал: черенок комнатного растения в горшочке, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Ход: Воспитатель предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Результаты опыта через семь-десять дней (цветок под колпаком стал светлым, бледным). Убирают колпак. Через семь-десять дней вновь смотрят результат (цветок на свету позеленел – значит, в нем образовалось питание)

Цель: Установить, как растение ищет свет.

Материал: Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта; в одном углу картофельный клубень, в другом отверстие.

Ход: В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления в отверстии ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направление, цвет (ростки бледные, искривленные). Оставив коробку открытой, продолжают наблюдать за изменением цвета ростков и направлением роста (они позеленели, тянутся в разные стороны). Формулируется вывод: на свету растение лучше растет.

Опыт «Для чего нужны корни?»

Цель: доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней.

Материал: черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Ход опыта: Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле), всасывают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней (воды стало мало). Предположение детей проверяют через 7—8 дней (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корнями.

Опыт «Как увидеть движение воды через корни?»

Цель: Доказать, что корни растения всасывают воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции корней.

Материал: черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Ход опыта: Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корней (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корни из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель — «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корни могут забирать не только воду (корни должен окраситься в другой цвет). Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества)

Опыт «Дыхание листа»

Цель: Узнать, как дышит растение и какой стороны листа в растение проникает воздух.

Материалы: Комнатное растение с крупными листьями, вазелин.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выбирает растение с крупными листьями. Вазелин наносят на два листочка с верхней стороны и на два с внутренней. Наблюдают за растением, листья на которых вазелин был нанесен снизу завяли, на которые сверху не пострадали, делают вывод: растение дышит листьями, в растение воздух который помогает растениям дышать поступает, через отверстия (поры) снизу листа.

Опыт: С ветками (выявление потребности растений в тепле).

Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Показать необходимость тепла для роста и развития растений.

Материал: ветки сирени, 2 вазы.

Ход опыта: Дети вместе с воспитателем срезают веточки сирени, вносят ветки в групповую комнату, ставя их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят в более теплое место. Затем наблюдают за распусканием веток. Первое рассматривание проводят, когда появятся листочки на ветках, стоящих в теплом месте. Сравнивают ветки в обеих вазах, отмечают разницу в состоянии, объясняют причину, которая заключена в различных тепловых условиях. В дальнейшем детей приучают обращать внимание на температуру воды, которой поливают растения, на необходимость заготавливать ее заранее, чтобы она согрелась.

Цель: Показать зависимость роста растений от состояния почвы.

Материал: 2 емкости, земля, песок, пророщенные семена овса.

Ход опыта: Воспитатель вместе с детьми сажает овес в две чашки, в одной из них земля, в другой — песок. «Посмотрим,— говорит педагог,— в какой из чашек овес будет лучше расти, а ухаживать постараемся хорошо за одной и другой посадкой». Дети два раза в неделю наблюдают за прорастанием овса, поливают оба посева. Первое рассматривание следует сделать, когда появятся заметные всходы в обеих чашках. Во время рассматривания детям можно задать следующие вопросы: в какую почву посадили овес и что этим хотели узнать? Одинаково ли мы ухаживали за овсом? Одинаково ли хорошо пророс овес? Следующее рассматривание проводится, когда обнаружится четкая разница в состоянии овса в разных чашечках. Воспитатель формулирует вывод о зависимости растения от состояния почвы.

Опыт: Для чего ухаживают за растениями.

Цель: Убедиться, что растения надо поливать, опрыскивать, протирать с листочков пыль.

Материал: 2 комнатных растения, полиэтиленовый мешок, липкая лента.

1. На лист растения надевается полиэтиленовый мешок, который плотно закрывается. Через некоторое время на его стенках появляются капельки, и дети наглядно убеждаются, что они не зря поливают растения. Необходимо следить, чтобы листья во время опыта не пострадали.

2. Не протирайте один из листьев растения длительное время. Затем предложите ребятам приложить к нему кусочек липкой ленты. Какой она стала? (Обычно остается пыль.) Для сравнения можно исследовать лист, который регулярно протирался.

Вывод: растения очищают в комнате воздух, но и сами нуждаются в уходе.

Источник

Весенние опыты с растениями. Экспериментируем с детьми.

Вот и наступила весна. Это лучшее время для наблюдений за растениями и проделывания с ними различных опытов.

  • давайте ребёнку самостоятельно экспериментировать, лишь при необходимости немного помогайте, направляйте;
  • заведите дневник наблюдений за растениями;
  • обязательно беседуйте о процессе и результатах опытов, делайте выводы;

Опыты можно проводить как с комнатными растениями, так и с рассадой выращенной своими руками.

Предложите ребёнку рассмотреть различные растения и их части с помощью лупы. Расскажите о строении.

Фасоль лучше всего подходит для экспериментов с проращиванием, так как неприхотлива. Чтобы видеть и наблюдать на всем процессом появления ростка, лучше поместить его в прозрачный стаканчик. Фасоль должна соприкасаться со стенкой стаканчика, внутрь кладём влажную вату или салфетки. Ставим в тёплое, светлое место, следим за тем, чтобы вата (салфетка) была влажной. Для сравнения можно попробовать прорастить таким же способом другие бобовые например, нут, горох, чечевицу.

Обратите внимание, что появилось раньше корень или стебель.

Посадите небольшие ростки в ёмкости, которые будет удобно переворачивать. Меняйте положения ёмкостей (поставьте прямо, положите на бок, поверните на другой). Наблюдаем, как росток меняет направление своего роста.

В стеклянную баночку с крышкой положите семена нута или гороха и посыпьте немного для придания плотности сухим песком. Затем наливаем воду до верха и закрываем крышку. Баночку зажимаем между двумя дощечками. Семена нута от воды набухают, создавая давления, которое не выдерживает даже стекло.

Посадите в 2 пластиковых стаканчика семена подсолнечника, накройте землю картонным кружком. В один стакан кладём груз на картон (например, небольшой камень). Наблюдаем, насколько сильным будет росток, сможет ли он поднять камень.

Найдите на улице семена деревьев, которые пролежали на земле ещё с осени (например, от клёна). Снимите с семени шкурку и попробуйте прорастить, поместив в теплое, влажное место.

Растениям необходима вода

Для опыта понадобятся два одинаковых комнатных растений. Одно регулярно поливаем, другое нет. Наблюдаем некоторое время за изменениями. Затем начинаем поливать оба растения, наблюдаем как растение, которое ранее не поливали, будет преображаться.

Как часто нужна вода?

Понадобятся 2 горшка с комнатными растениями. Поливаем оба одинаковым количеством воды. Одно ставим на солнце, другое в тень. Наблюдаем где быстрее испарилась .

Зачем растению корни?

Поставьте черешок с корнями в прозрачный стакан с водой и накройте крышкой с прорезью для стебля. В течение недели проверяйте количество воды, можно ставить метки на стакане. Этот опыт показывает одно из значений корней — это питание всего растения.

Как увидеть движение воды по растению?

С помощью предыдущих опытов, мы поняли, что вода необходима растению, и что корни всасывают воду. А с помощью этого опыта показываем, как поступает вода в разные части растений.

Нужно 3 (можно больше) прозрачных стаканчика с цветной водой (окрашивать можно пищевыми красителями или гуашью) и 3 листа пекинской капусты (можно использовать и другие растения). Понаблюдайте, что произошло с листьями через несколько дней.

Растениям необходим свет

Для опыта понадобятся два ростка. Одно закрываем не пропускающим свет колпаком (например, картонная коробка) или убираем в тёмное место. Другое оставляем на свету. Полив остаётся без изменений. Сравниваем 2 растения примерно через неделю.

Устанавливаем, что растение всегда двигается к свету. Поставьте на свет горшок с цветком, через 2-3 дня наблюдаем, что листья тянутся к свету. Поверните растение, наблюдаем ещё 2-3 дня. Сравниваем результаты.

Кладём клубень картофеля в картонную коробку с перегородками внутри (имитируя лабиринт). На «старт» кладём картофель. а «финише» делаем отверстие. Закрываем коробку крышкой, ставим её в тёплое место «финишем» к свету. Откройте коробку, когда из отверстия будет виден росток. Понаблюдайте ещё за картофелем и эго ростками примерно 7 дней, но уже с открытой крышкой.

Растениям необходимо тепло

Для этого опыта понадобится веточка с дерева весной. Приносим её домой и ставим в воду. Наблюдаем за набуханием почек, появлением листочков и незабываем, сравнивать с веточками на улице.

Растениям необходима почва

Для опыта понадобятся два черенка от комнатного растения, например, от фиалки. Поместите их воду, дождитесь, когда появятся корни. Далее один черенок посадите в землю, а другой оставьте в воде. Наблюдайте за ними до появления нового листочка. У растения, посаженного в воду лист вырастет быстрее.

Для этого эксперимента понадобятся 2 черенка комнатного растения, чернозем и почва, состоящая из песка и глины. Посадите черенки в разные грунты и наблюдайте за ростом растений в течение 2 недель. Затем пересадите 2 ой черенок в чернозём. Продолжаем наблюдения еще 2 недели.

Понадобятся черенки от 2х комнатных растений одно с маленькими листьями, другое с большими. Поставьте их в емкость с одинаковым количеством воды. Через несколько дней сравните количество воды в каждой ёмкости. Пусть ребёнок подумает, почему оно разное.

Источник

Читайте также:  Растения для ландшафтного дизайна почвопокровные