Меню

Элементы орнамента на основе растения

Растительный орнамент

Растительный орнамент в разные исторические периоды

Появление этого вида декора связано, прежде всего, с переходом человечества от скотоводства к земледелию и соответственно с появлением аграрной магии. К примеру, археологами обнаружены статуэтки трипольского периода (IV – III в до н. э) культового назначения, украшенные ростками и засеянным зерном. В скульптурах посредством орнамента выражена простая формула успеха земледельческих работ – «зерно + земля + дождь = урожай».

В ранний период развития растительного орнамента он всегда комбинировался с геометрическим. Наиболее распространенная в то время фигура – ромб – делилась на части, в каждой из которых изображался росток. На некоторых трипольских статуэтках можно видеть четко просматриваемые листья, колоски и другие культурные растения. Если сравнить мотивы трипольских орнаментов и европейского канонического текстиля, можно заметить целую группу сходных признаков. Тема пахотного поля и ростка широко развита в орнаменте всех земледельческих культур мира. Например, вышивки, выполненные на русских тканях, очень часто содержат изображения ростка между вертикальными прямыми или волнообразными линиями. Таким образом, соединяется нео-энеолитический мотив дождя-воды с силой растущего колоса.

При переходе от бронзового к железному веку в орнаменте начинает прослеживаться тема борозды. Во многие композиции включаются изображения зверей, охраняющих растения. По мере совершенствования изобразительных навыков мастеров, элементы, используемые в орнаментах, становятся все более детализированными и узнаваемыми. В качестве примера можно привести текстиль, датируемый VI – V вв до н. э, найденный в захоронениях горного Алтая. Эти ткани украшены различными цветами, лотосами, цветущими деревьями.

Примеров сложных растительных орнаментов, выполненных мастерами античности, также существует масса.

• В Древней Греции очень часто используются так называемые пальметки – веерообразные пальмовые листья.
• В Древнем Египте мотивами орнаментов обычно становятся лотосы и другие цветы.
• В Иране и Индии мастерами часто выполняются узоры, содержащие сложные в исполнении растительные мотивы.

Подобные орнаменты используются для украшения зданий, одежды и посуды и в I в. н. э. и позднее, во времена Средневековья. В эпоху Возрождения великими художниками Сандро Боттичелли, Пизанелло, Джакомо Беллини в растительный орнамент была внесена значительно усовершенствующая его трехмерность. В XVII-XVIII и XIX вв. на искусство создания узоров огромное влияние оказали работы орнаменталистов-графиков (Д. Маро, Ж. Ленотр, Ш. Лебрен и др.). XIX в. становится одним из периодов расцвета растительного узора. Дискретные мотивы из цветов и веточек служат украшением текстиля, фарфора, обоев и т.д. На XIX и ХХ века пришлось время огромного интереса к восточному растительному орнаменту. В особенности большое внимание уделяется японским мотивам и техническим приемам.

Растительный орнамент XIX — XX века

Самым крупным мастером, занимавшимся созданием художественно промышленных орнаментов, работавшим по подобным методикам, был Карл Крумбгольц, автор таких книг, как «Рисование в художественной промышленности» (Дрезден, 1849 г.), «Цветы и орнамент» (Дрезден, 1849 г.), «Растительный орнамент» (Дрезден, 1878) и др. Для изображений, исполненных после тщательного анализа естественных природных растений, были характерны, прежде всего, отсутствие объемности и широкое применение цвета. Огромным авторитетом как художник-орнаменталист в конце XIX – начале XX века пользовался и К. Блоссфельд, преподаватель берлинского университета. Для анализа растений он использовал фотографию. Тот же дизайн орнамента, который сегодня применяется в промышленности, зародился в 20-х годах прошлого века. Мнение о том, что на тканях, фарфоре, обоях и т.д. должны быть нанесены орнаменты, выполненные по слегка измененным технологиям предыдущих исторических периодов, в это время в корне меняется.

Источник

Особенности геометрического растительного орнамента

Растительный орнамент – один из самых популярных при декорировании интерьеров. В основном его используют для резки по дереву, но можно им украшать ткани, бумагу и какие-либо элементы ювелирных и бижутерных изделий. Широко применяется этот вид орнамента и для декорирования этнических вещей, украшений и интерьеров. Такой орнамент делится сразу на несколько типов, и самый распространенный из всех – геометрический.

Каким бывает геометрический растительный орнамент

Геометрические растительные орнаменты делятся сразу на несколько групп, каждая из них служит для различных элементов при декорирования.

Замкнутый тип геометрического растительного орнамента – это сложная орнаментальная фигура, включающая в себя множество других повторяющихся растительных элементов. У такого типа орнамента не бывает начала или конца, и зачастую изображение принимает форму круга, квадрата или другой замкнутой формы. Используют замкнутый орнамент при украшении краев различных изделий, рамок и других поверхностей, которые окружает рисунок.

Замкнутым может быть любой вид орнамента, но растительный означает то, что этот вид выполнен с применением различных растительных элементов: цветков, листьев, лепестков, веток, травинок и других элементов, относящихся к миру флоры.

Противоположным замкнутому можно назвать незамкнутый растительный орнамент. Название несет в себе принцип расположения такого орнамента – он имеет начало и конец, причем часто такой орнамент зеркален и симметричен, хотя это не обязательно.

Читайте также:  Растения которые заплетают стены и заборы

Растительный орнамент может быть и сетчатым по построению. В основе этого узора лежит сетка, а ее края составляют какую-либо геометрическую фигуру. Внутри такой фигуры располагается растительный орнамент, он в свою очередь формирует сетку. Узор этой сетки может быть тоже любой геометрической фигурой, или же сложным рисунком, состоящим из фигур.

Растительный сетчатый орнамент симметричен, а используют его для украшения больших элементов, например, панелей, дверей, ширм или перегородок.

Чтобы оформить контуры какого-либо изделия, используется окаймляющий растительный орнамент. Он тоже по форме представляет собой геометрическую фигуру, а располагается по краям декорируемой вещи. Иногда растительные элементы окаймляющего орнамента могут выступать за основную границу и приближаться ближе к центру изделия.

Центрический растительный орнамент уместно использовать в фигурах, где стороны приблизительно находятся на равном расстоянии от центра, а также на всех изделиях, где без проблем можно выделить центральную зону. Этот вид орнамента подразумевает, что его основные элементы будут находиться в центре узора, а побочные могут обрамлять их, или же выступать ближе к краям.

Самым сложным из всех видов геометрического растительного орнамента можно назвать фантастический. Этот вид не подчиняется каким-либо правилам касательно построения, и при этом он имеет сюжет или какую-либо историю, породившую идею создания такого орнамента. Фантастический растительный орнамент выстраивается примерно так: придумывается образ, он повторяется, окружается дополнительными деталями и обрамляется геометрической фигурой. Это самый сложный вид еще и потому, что зачастую он выстраивается в различные фигуры из небольших растительных элементов, а сами эти мелкие детали могут быть тоже фантастическими.

Все эти виды растительного геометрического орнамента популярны. Они часто используются в декорировании и при этом весьма разнообразны и интересны сами по себе.

Источник

Где используется растительный орнамент и что он означает

Многие культурологические концепции базируются на вещных проявлениях народного сознания: предметах быта, одежде, манере строительства жилищ и так далее. Совершенно очевидно, что данные явления изучаются учеными максимально пристально, начиная от внешних проявлений, заканчивая заложенным в них сакральным смыслом.

Особенный интерес в этом отношении вызывают орнаменты, поскольку они одновременно идентифицируют определенную культуру или народность, и в то же время являются общими для совершенно разных, порой диаметрально противоположных культур.

Виды орнаментов

На данном этапе развития культурологии принято различать четыре основных типа этих украшающих элементов. Одним из самых распространенных считается геометрический узор, которому свойственно обилие четких линий, точек и геометрических фигур.

Следующим по популярности следует растительный орнамент, в основе которого лежит изображение различных листьев или же цветов, расположенных в определенном порядке и конкретных формах. Этот тип украшения одежды и предметов быта очень характерен для нашей славянской культуры.

Примерно такое же распространение, как и растительный орнамент, получил зооморфный. В некотором смысле они даже близки друг другу, поскольку элементы флоры часто встречаются в такого рода изображениях. Тем не менее, основной акцент ставится в данном случае именно на животных (причем как реально существующих, так и выдуманных).

Наконец, культурологами выделяется так называемый антропоморфный тип орнамента, в основе концепции которого стоит человек.

В данной же статье мы определим, что такое растительный орнамент, для каких культур он характерен и что символизирует.

Исторические корни

В целом, изображение элементов флоры свойственно практически всем культурам, поскольку эта традиция напрямую связана с концепцией мирового древа.

Этот культ считается одним из древнейших и самых распространенных. Для славян в эпоху язычества он занимал одно из главенствующих мест, будучи основой миропонимания в целом.

Культура Египта

Свойствен был растительный орнамент и культуре Древнего Египта. Некоторые исследователи даже утверждают, что именно эту часть Земного шара и культуру можно называть родиной флористического узора, из-за чрезвычайно благоприятных природных условий.

Египтяне изображали в основном лотос и тростник, которые были наиболее распространены и почитались в качестве священных растений.

Искусство Востока

Не меньшей популярностью пользовался растительный орнамент у шумеров и ассирийцев. Чаще всего эти народы изображали ромашки и маргаритки, олицетворявшие, с их точки зрения, солнце. Так же часто можно было встретить изображение шишек, гранатов, пальм и колосьев.

Персидская традиция

Если в предыдущих случаях изображение было достаточно схематичным, то в данном случае наблюдается куда большая тяга к натуралистическому изображению. Растительный орнамент персидского декора чаще всего включал в себя гвоздики, анемонов и нарциссов.

Древняя Греция

Естественно, нельзя не сказать о том, что очень часто использовались подобные элементы в эллинской культуре. Наряду с геометрическими фигурами существовали и растительные орнаменты и узоры, изображавшие пальмовые, лавровые ветви, виноградные лозы и даже водоросли, что напрямую связано с территориальной расположенностью Греции.

Славянская культура

Как уже говорилось ранее, наша культура также совершенно не чужда использованию такого рода элементов. Растительные орнаменты и узоры наиболее прочно осели в украинской культуре, однако до этого активно использовались всеми славянами.

Читайте также:  Земля для горшечных растений оптом

Чаще всего изображались такие растения, как хмель, мак, пшеничные колосья, барвинок, дубовые, виноградные листья, калина. Как правило, данные элементы изображались красным цветом на белом фоне.

Тайный смысл

Совершенно очевидно, что растительные элементы орнамента никогда не изображались в качестве простого украшения. Испокон веков изображение той или иной фигуры или явления имело скрытый сакральный смысл. Калина на одежде и предметах быта, к примеру, символизировала не только космическую гармонию, но и благоденствие, здоровье и прочность рода.

Дубовые листья, вышитые на мужских сорочках и полотенцах, должны были приносить их обладателям силу и мужество.

Виноградные листья и грозди означали прочность и счастье семьи, здоровое потомство и всяческие блага, связанные с семейным очагом. Маки же должны были защитить владельца от зла в любых его проявлениях.

Полосы орнамента

Как известно, существуют два основных способа изображения символических элементов – в виде одной линии (части узора следуют одна за другой) и круговой.

Растительный орнамент в полосе представляет собой постоянное повторение и чередование различных элементов. Пшеничные колосья, к примеру, могут чередоваться с хмелем. Такого рода расположение чаще всего использовалось именно в одежде, поскольку имело своего рода защитную функцию. Как правило, узоры такого типа были размещены на манжетах, поясах, у ворота и на юбках. Опоясывание растительными элементами имело для народа чрезвычайно важное значение, которое во многом сохранилось и до сих пор.

Также линейное изображение применялось в декорировании домов – часто растительные элементы можно встретить по периметру дверей, на ставнях домов, столах и других предметах интерьера.

Круговое изображение

Наряду с вышеописанным способом нанесения и размещения существовал и другой. Орнамент в круге, растительный или другой, чаще использовался в декорировании посуды и украшений, хотя по смыслу и не отличался от узоров, выполненных полосой.

Круговое изображение тех или иных элементов также символизировало цикличность, повторяемость и бесконечность жизни.

Источник

Интересные орнаменты в интерьере

Простые геометрические узоры, которые мы рассмотрели в первой части , встречаются постоянно. Тем не менее, к традиционным орнаментам можно отнести множество сложных принтов. Многие из них имеют древние корни и интересную историю.

Самый популярный «сложный принт». Особенно любимый в английском, французском и индийском интерьерах.

Мильфлер (Millefleurs – с фр.– «множество цветов») — узор из мелких цветов на хлопчатобумажных тканях; название впервые использовано в искусстве гобелена, где изображения часто размещались на фоне с изображением цветов.

Fleur-de-lis или «Геральдическая лилия» – знак королевской власти во Франции. Этим изображением украшены гербы и флаги различных городов мира — Флоренции, Квебека, Нового Орлеана и многих других. Многие исследователи полагают, что Fleur-de-lis — изображение ириса, а не лилии. Так или иначе, этот символ часто встречается в рисунках текстиля, обоев, плитки и т.п.

Просто разные по стилю цветочные узоры:

Турецкие огурцы (пейсли)

Восточный след в традициях современных интерьерных орнаментов – «пейсли». Основной его рисунок похож на изогнутую каплю, он подойдет, если Вы планируете оформить помещение в восточном стиле.

Paisley Flourish Lace Pattern

Расцветка ткани из витиеватых узоров в виде стилизованных цветов и листьев.

Дамасский узор — это тоже арабески. Корни узора дамаск уходят в древние времена, когда в сирийском городе Дамаск мастера по изготовлению тканей начали создавать на них своеобразные узоры. Дамасским можно назвать бесшовный узор любого размера, чаще с вертикальными осями. Стилистика чаще всего орнаментальная и растительная. Узор дамаск легко распознать — он будто трафарет, нанесенный на основу, чаще всего довольно внушительного размера.

Икат – одна из сложнейших техник создания шелковых полотен и принт с восточным колоритом, который активно используют европейские дизайнеры, стремясь добавить своим коллекциям немного экзотики. Впрочем, орнамент давно перестал быть только текстильным, сейчас его можно встретить и на керамической плитке, и на обойных листах.

Ikat с малазийского переводится как «обвивать , связывать». Суть метода в том, что нити окрашиваются прежде, чем попасть на ткацкий станок, а не после него, как принято обычно. Их стягивают в пучки и перекручивают – скотчем или веревочками, по аналогии с тем, как гусеница шелкопряда оборачивает себя нитями. Своеобразные «коконы» помещают в краситель и все нити приобретают окрас, за исключением тех, что были стянуты.

Современный икат – принт, созданный на компьютере и нанесенный на покрытие цифровой печатью.

Дамасский узор в «технике» икат

Ikat Art Damask Pattern

Сейчас очень популярен современный орнамент «решетка». Типичный геометрический орнамент «imperial trellis» можно увидеть и в отделке, и в тканях, и в мебельной обивке. Узоры-решетки сделают симпатичнее и современный, и классический вариант интерьера. Особенно хорошо их включать в монохромный дизайн. «Решетка» ненавязчива и хорошо сочетается с любым видом мебели.

Читайте также:  No3 в аквариуме норма для растений

Round Circle Lattice Trellis Geometric Pattern

Hourglass Geometric Lattice Swirls Trellis Pattern

Источник

Орнаменты лепного декора: декор, созданный предками

В каменном веке наши предки украшали собственное жилище настенными рисунками, изображая древних животных. Искусство зародилось еще тогда, протянувшись через целые тысячелетия к древним цивилизациям, чтобы закрепиться в архитектуре. Когда для настенной облицовки применялся натуральный гипсовый камень, возводились невероятные святые храмы Вавилона, Ассирии и Шумера. Украшением служили обработанные вручную древесина, керамические барельефы и золото.

Где «заложен первый камень» декоративной лепнины и каким образом это искусство превратилось в неотделимую часть архитектуры и истории человека?

Орнаментика для непосвященных

Орнамент (лат. ornamentum — снаряжение/вооружение) — скульптурный рисунок из структурированных геометрических, растительных или животных элементов. Основное назначение заключается в украшении и организации предметной поверхности с лепниной.

Орнамент символизирует многочисленные народы, эпохи, соответствующие традиции и мотивы. Он бывает одновременно несложным, фрагментарным и сдержанным, в некоторых случаях демонстрирует пышность и многоуровневость, состоит из ряда звеньев и покрывает собою всю линию того или иного предмета.

Направление мотивов нередко сконцентрировано на многосложности. К примеру, геометрический орнамент состоит из прямых, спиральных и волнистых линий, включая точки, зигзаги, ромбы и круги. В природной орнаментике внимание обращено к дарам флоры и стилизованным листьям.

Архитектурные истоки

В многочисленных археологических докладах сказано, что летопись декоративной лепнины возникла в Древнем Египте, примерно в 5000 году до нашей эры. Следовательно, на протяжении 7 тысячелетий лепные орнаменты различных форм, стилей и цветов, позолоченные и классически белые, облагораживают храмы, дома, дворцы, усадьбы и театры.

Типичные геометрические узоры к сегодняшнему дню стали частью мировой орнаментики. Немудрено, если обратиться к прообразу орнамента в виде геометрических фигур, а именно — к природе. Естественные формы и максимальная простота позволили сберечь эстетическую ценность и не потерять актуальность.

Более того — благодаря основе из организованного повторения геометрических форм в установленном порядке, классический орнамент занимает нишу благородного декорирования и комбинируется с другими украшениями.

Растения, животные и человек

Помимо геометрической лепнины, широко распространен растительный орнамент. В средние века это трилистник, модерн — лилия, барокко — пион и тюльпан. Универсальными растениями для всех народов и времен считались эвкалипт, лоза винограда, лавровые венки, цветы и перевитые стебли. Некоторые растительные мотивы максимально приближали к натуре, другие упрощали до неузнаваемости.

Орнаменты, где изображены животные, представляют великолепные композиции, где в обязательном порядке присутствуют очертания птиц. Необходимо отметить еще и сказочный вид лепного искусства. Изображались такие мифические существа как сфинксы, единороги, сирены, священные птицы солнечного сада Сирин, Алконост, Гамаюн и пр.

К ответвлению геральдического украшения входили народные гербы и военные атрибуты. Интересные формы приобретали огненные факелы, доспехи, знамя. Не осталась без внимания театральная символика. Она интересна и многогранна. При детальном рассмотрении можно увидеть: рожки, маски, музыкальные инструменты, лиры, складки занавесе и многое другое. Воссоздавались лица и фигуры людей, специфические и стилизованные надписи.

Орнаментальная колористика

В древнеегипетском орнаменте делался большой акцент на цветовой палитре, у которой было много значений и различный смысловой посыл. К примеру, зеленные оттенки символизировали молодость и жизненные надежды. Песочный цвет являлся синонимом вечности. В орнаментах старались избегать красного цвета, так как чаще всего он символизировал зло, отсутствие урожая, бесплодную землю.

Белый цвет указывал на новые победы, торжественность. Противоположный черный также приносил хорошие новости, так как ассоциировался с плодородной землёй и богатым урожаем.

Черты мирового орнамента

Ренессанс подарил миру завораживающие образы младенцев, готовых вот-вот ожить, готический стиль привнес в свою эпоху прелесть ажурных орнаментов. После барокко появились античные музы и вычурные завитки, а после рококо — дельфины, раковины, сатиры и нимфы. Впечатляющая асимметрия, восточная пластичность и декадентская утонченность — штрихи модерна.

Расцвет классицизма ознаменовался лепными гирляндами, когда архитекторы стиля ампир внесли в историю орнаментов некоторую строгость за счет оружия, орлов и львов, и одновременно сгладили предметы с помощью бантов, растений, венков и лент.

Акант (Acanthus) — травяная растительность, чьи листья выполняются в виде лепных элементов. Очередность овалов в обрамлении из растительных узоров именуется ионическим ордером. Подобно этому мотивному украшению, волюта (спиральный завиток) — важная деталь капители, выполненной в греческом стиле.

Современная орнаментика

Лепной орнамент излучает праздничный и пробуждающий ностальгию свет, позволяя сочетать ассоциации об ушедших эпохах с временами изысканной роскоши, изящества и аристократизма.

Это возможность создавать уникальные интерьеры, так как сегодня декоративная лепнина изготавливается из экономичного и легкого полиуретана или полистирола, благодаря чему разнообразные элементы могут объединяться в любую композицию.

Источник