Меню

Энергия солнца необходим растениям для

«Роль Солнца в жизни растений на Земле»

Работа посвящена исследованию влияния огромной небесной звезды – Солнца на жизнь растений на Земле. Выбранная тема актуальна тем, что без Солнца невозможна жизнь на Земле. Если спросить любого человека, какое из небесных светил имеет наибольшее значение для нас на Земле, то, наверно, услышим, что Солнце. Не будь Солнца, не было бы на Земле зелёных лугов, тенистых лесов и рек, цветущих садов, хлебных полей, не могли бы существовать ни человек, ни животные, ни растения. Цель работы: изучить влияние Солнца на жизнь растений на Земле.

Скачать:

Вложение Размер
rol_solntsa_v_zhizni_rasteniy_na_zemle.d 613.15 КБ

Предварительный просмотр:

XVI ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Тема: «Роль Солнца в жизни растений на Земле»

Выполнил: Горланов Вячеслав

ученик 3 – А класса

Рябухина Татьяна Михайловна

учитель начальных классов

  1. Введение ……………………………………………………………стр. 2 – 3
  2. Основная часть …………………………………………………….стр. 4 – 9
  1. Современные представления о Солнце ………………………….стр. 4 – 5
  2. Роль Солнца в жизни растений на Земле ………………………стр. 5 – 9
  1. Заключение ………………………………………………………. стр. 10
  2. Литература ………………………………………………………..стр. 11

Солнце для нас значит всё. Оно даёт тепло, свет, энергию, без чего жизнь на Земле была бы невозможна. Кроме нагрева атмосферы, Солнце управляет ветрами и вообще всеми погодными явлениями. Солнце удерживает нас на месте. Несмотря на то, что наша планета находится в 140 миллионах километров от светила, без его гравитации, мы бы просто улетели в глубокий космос, подальше от тепла и света, в холод чёрного пространства. О его воздействии на Землю люди догадывались ещё в глубокой древности, в результате чего рождались легенды и мифы, в которых Солнце играло главную роль. Солнце обожествлялось различными народами (Гелиос – греческий бог Солнца, Ра – у египтян, Яр или Ярило – у наших предков славян и др.). Чтобы задобрить могущественного бога Солнца, люди приносили ему в жертву богатые дары, а нередко и человеческие жизни. Постоянный интерес к Солнцу проявляют астрономы, врачи, метеорологи, связисты, навигаторы и другие специалисты, профессиональная деятельность которых сильно зависит от активности нашего дневного светила. Меня заинтересовало, какую роль выполняет Солнце в жизни растений на Земле.

Моя работа посвящена исследованию влияния огромной небесной звезды – Солнца на жизнь растений на Земле. Выбранная тема актуальна тем, что без Солнца невозможна жизнь на Земле. Если спросить любого человека, какое из небесных светил имеет наибольшее значение для нас на Земле, то, наверно, услышим, что Солнце. Не будь Солнца, не было бы на Земле зелёных лугов, тенистых лесов и рек, цветущих садов, хлебных полей, не могли бы существовать ни человек, ни животные, ни растения. Я решил узнать роль Солнца в жизни растений на Земле. Для этого я изучил литературу по данному вопросу и провёл опыты.

Цель работы : изучить влияние Солнца на жизнь растений на Земле.

  1. Изучить литературу по данному вопросу.
  2. Рассмотреть роль Солнца в жизни растений на Земле.
  3. С помощью экспериментов и опытов доказать необходимость солнечного света для жизни растений на Земле.

Гипотеза : Солнце – один из основных источников жизни на Земле. Если изменить интенсивность солнечного света, попадающего на растение, то это окажет существенное влияние на его жизнедеятельность.

Научная и практическая значимость : исследуя эту проблему, мы больше узнаём о Солнце, о его влиянии на жизнь растений на планете Земля, а люди смогут сохранить природное богатство – источник естественного света для жизни следующих поколений.

Объект изучения: жизнь растений.

Предмет изучения: солнечный свет.

  1. Основная часть
  1. Современные представления о Солнце.

Солнце – единственная звезда солнечной системы, дневное светило. Это самая близкая к Земле звезда. Вокруг Солнца вращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, астероиды, метеориты, кометы и космическая пыль.

Солнечное излучение поддерживает жизнь на Земле (свет необходим для начальных стадий фотосинтеза), определяет климат. Солнце имеет шарообразную форму и состоит из раскаленных газов. В основном оно состоит из тех же химических элементов, что и Земля из водорода, гелия, железа, никеля, кислорода, азота, кремния, серы, магния, углерода, неона, кальция и хрома, но водорода на Солнце больше, чем на Земле. На поверхности Солнца температура около 6000 градусов по Цельсию, а в центральной его части достигает 15 млн. градусов по Цельсию. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 минут 18 секунд [3] .

Энергия, излучаемая Солнцем, огромна. На Землю попадает лишь ничтожная ее доля. Но она в десятки тысяч раз больше, чем могли бы выработать все электростанции мира.

Солнце – обыкновенная звезда, каких множество во Вселенной. Оно образовалось из газа, оставшегося после взрыва на этом месте более крупной звезды.

Это случилось около 5 млрд. лет назад. Сейчас Солнце находится в середине своей жизни. Оно излучает довольно ровный жёлтый свет и постоянно даёт Земле тепло. Но как различается природа в районах земного шара, получающих разное количество солнечного тепла. Зелень лесов в средних широтах, где живут миллионы зверей, птиц и насекомых; выжженные Солнцем пустыни с немногочисленными обитателями и полярные области, где вечно лежат снега [6] . Люди ещё в глубокой древности понимали, что без Солнца невозможна жизнь на Земле. Солнце в древности было не просто предметом поклонения. Внимательное наблюдение за протекающими процессами в природе позволило нашим далёким предкам осознать связь между жизнью человечества и Солнцем. Изучая поведение Солнца в разные времена года, они ясно понимали, что смена времён года и урожаи на полях зависят именно от Солнца. Резкое возрастание солнечной активности сопровождается на Земле стихийными бедствиями, нарушениями радиосвязи, сказывается на здоровье людей. Но Солнце – источник жизни на Земле, первоисточник ископаемых топлива, древесины, а также пищевых продуктов [5] .

  1. Роль Солнца в жизни растений на Земле.

Современная наука установила, что все движения, совершаемые на Земле, и вся земная жизнь полностью зависят от Солнца, точнее, от той энергии, которая несётся к нам в лучах Солнца. Земля окружена газообразной атмосферой. Нагревая её, Солнце вызывает в ней разнообразные движения. От этого происходит ветер. На поверхности морей и океанов Солнце вызывает испарение. Энергия его лучей поднимает массы воды в виде паров в воздух. Охладившись и сгустившись, они падают обратно в виде дождя и снега. Под действием солнечных лучей на Земле устанавливается круговорот воды. Большая часть выпавшей воды стекает обратно в океаны, моря и озёра. В реках, текущих к морям, находится громадный запас механической энергии, полученной от Солнца. В наших мощных гидроэлектростанциях мы пользуемся той энергией, которая была затрачена лучами Солнца на подъём воды в атмосферу [1] .

Лучи Солнца поддерживают существование растительного мира. Типичным примером прямого влияния является фотосинтез. Без солнечного света он невозможен. Растения получают углерод из воздуха, поглощая углекислоту и разлагая её на кислород и углерод, расходуя для этого энергию, получаемую от лучей Солнца. Поэтому каждое растение представляет собой склад солнечной энергии [5] .

Опыт № 1 . Я решил провести эксперимент с домашними растениями, чтобы проверить влияние Солнца и его пользу для них. Для этого я взял два комнатных растения. Одно из них я поставил на солнечное место на подоконнике, второе поставил в темное место, в шкаф, куда не попадают свет и солнечные лучи. Этим экспериментом я хотел доказать, что Солнце играет огромную роль в жизни и развитии растений. Только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают.

Первое растение продолжало расти, как и раньше, а второе стало постепенно чахнуть — в горшке появилась плесень, растение стало желтеть.

Вывод : Солнце оказывает на растения огромное влияние. Без Солнца растения не могут вырабатывать хлорофилл — вещество, придающее растениям зеленый цвет. От Солнца зависит благополучный рост и развитие всех растений.

Опыт № 2. Взяли две стеклянные банки, опустили в них стаканы с водой, в которые поставили веточки с зелёными листьями герани. Банки плотно закрыли, чтобы воздух в них не попадал. Одну банку поставили на свет, другую – в тёмный шкаф. Через сутки банки открыли и опустили в них горящие лучинки. В первой банке лучинка горела, а во второй – потухла. Значит, в первой банке был кислород. Зелёные растения выделяют кислород на свету.

Вывод : для образования кислорода необходим свет нашего Солнца.

Опыт № 3. Во влажную салфетку посадили семена салата. Одни семена поставили поближе к свету, на подоконник, а другие убрали от окна. Через несколько дней мы увидели, что начали прорастать семена, которые были освещены солнечным светом. Другие семена проросли на день позже.

Вывод: растения росли медленнее, значит, им не хватало солнечного света.

Опыт № 4. Взяли комнатные растения и развернули их в противоположную от солнечного света сторону. Через несколько дней заметили, что растения развернули свои листья в сторону солнечного света. Все листья комнатных цветов в классной комнате развёрнуты в сторону окна, к солнечному свету.

Вывод : все растения обладают положительным фототропизмом, т.е. способны двигаться в сторону солнечного света.

Каменный уголь представляет собой остатки растений, покрывавших Землю в былые эпохи жизни Земли. Залежи каменного угля — это склады солнечной энергии, которые были заготовлены природой в давно прошедшие времена. Нефть также имеет органическое происхождение. Следовательно, Солнце — источник тех сил, которыми располагает промышленность [7] .

Животные поддерживают свои силы за счет питания. Пищу им доставляют растения или другие животные, которые питаются растениями. Но в любом случае для питания используется энергия, изначально накопленная листьями растений из солнечных лучей.

Солнце излучает вокруг мощное электромагнитное излучение. Всего одна двухмиллиардная его доля попадает в верхние слои атмосферы Земли, но и она составляет огромное число калорий в минуту [2] .

Далеко не весь энергетический поток достигает поверхности Земли. Большая его часть отбрасывается планетой в мировое пространство. Земля отражает атаку тех лучей, которые губительны для живого вещества планеты. Солнечная радиация поглощается растительностью, почвой, поверхностью морей и океанов. Она превращается в тепло, которое расходуется на прогревание слоев атмосферы, движение воздушных и водных масс, на создание всего великого разнообразия форм жизни на Земле.

Однако в небольшом количестве ультрафиолет необходим человеку. Так, под действием ультрафиолета образуется жизненно необходимый витамин D. При его недостатке возникает серьёзное заболевание — рахит, которое может возникнуть по оплошности родителей, которые прячут своих детей вдали от солнечного света. Недостаток витамина D опасен и для взрослых, при недостатке данного витамина наблюдается размягчение костей не только у детей, но и у взрослых.

Из-за недостатка поступления ультрафиолетовых лучей может нарушиться нормальное поступление кальция, вследствие чего усиливается хрупкость мелких кровеносных сосудов, увеличивается проницаемость тканей. Недостаточность солнечного света проявляется также в бессоннице, быстрой утомляемости и др. Поэтому человеку периодически необходимо бывать на солнце [3] .

Ультрафиолетовые лучи также в небольшом количестве (в большом количестве они могут вызвать рак кожи) усиливают работу кровеносных органов: повышается количество белых и красных кровяных телец (эритроцитов и тромбоцитов), гемоглобина, увеличивается щелочной резерв организма и повышается свёртывание крови. При этом дыхание клеток усиливается, процессы обмена веществ идут активнее. Ультрафиолетовые лучи способствуют ускорению самоочищения атмосферы от загрязнения, вызванного антропогенными факторами, способствуют устранению в атмосфере частичек пыли и дыма, устраняя смог [3] .

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению поглощаемого Землёй количества солнечного тепла по причине увеличения количества в атмосфере Земли парниковых газов. Парниковый эффект является необходимым условием жизни на Земле. Без него жизнь в нынешнем состоянии была бы невозможна. Однако этот эффект не должен прогрессировать, особенно высокими темпами. Это может привести к резкому потеплению [1] .

В процессе возрастания и спада солнечной активности наблюдаются солнечные вспышки. Величина вспышки эквивалентна ядерному взрыву в один миллиард мегатонн. Множество природных явлений связано с солнечным ветром, в том числе магнитные бури, полярные сияния и различные формы кометных хвостов, всегда направленных от Солнца. Магнитные бури, перепады давления в атмосфере, приводят к оживлению землетрясений и вулканизма [1] .

Магнитные бури могут вызывать радиационную опасность для космонавтов, выходящих в открытый космос. Они оказывают воздействие на состояние здоровья человека на Земле. Возрастает число несчастных случаев на производстве, в быту и на транспорте из-за того, что снижается внимание водителей и пешеходов. В день появления сильных магнитных бурь увеличивается число заболеваний сердечно-сосудистой системы и смертельных случаев в 3-5 раз [3] .

Движение Земли вокруг Солнца происходит по орбите, имеющей приблизительно форму эллипса. При движении Земли вокруг Солнца ось не меняет своего положения. Поэтому каждая точка земной поверхности встречает солнечные лучи под углами, изменяющимися в течение года. В разные периоды года полушария Земли получают одновременно неодинаковое количество солнечного тепла и света, что служит причиной смены времен года. На экваторе солнечные лучи падают почти под одинаковым углом в течение всего года, поэтому времена года там мало отличаются друг от друга. Это объясняется шарообразностью нашей Земли. В умеренных же широтах времена года сильно отличаются друг от друга. Это объясняется не толь шарообразностью Земли, но и различным положением планеты в течение всего года, что определяется наклоном оси вращения Земли к орбите и влияет на изменения угла падения солнечного луча [7] .

Двигаясь вокруг Солнца, Земля вращается одновременно вокруг своей оси с запада на восток. С этим движением на Земле связана смена дня и ночи. Только на полюсе нет обычного деления времени на дни и ночи, т. к. около полугода Солнце там не опускается за горизонт и столько же – не выходит. Только осенью и весной в этих широтах, возможно, наблюдать смену дня и ночи. Продолжительность солнечного дня оказывает значительное влияние на жизнедеятельность организмов на Земле. В частности, зимой и осенью, когда Солнце в Северном полушарии стоит низко над горизонтом и продолжительность светового дня мала и мало поступление солнечного тепла, природа увядает и засыпает — деревья сбрасывают листья, многие животные впадают на длительный срок в спячку (медведи, барсуки) или же сильно снижают свою активность. Вблизи полюсов даже во время лета поступает мало солнечного тепла, из-за этого растительность там скудная — причина унылого тундрового пейзажа, и мало какие животные могут проживать в таких условиях [7] .

Источник

Правда ли, что растения питаются солнцем?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте более подробно рассмотрим строение самих растений, а также разберемся в тех процессах, которые происходят на клеточном уровне. С точки зрения биологов растения относятся к одному из 4 царств , представляющих живую природу. Здесь ключевым считается слово «живая». Растения представляют собой самые настоящие и полноценные живые организмы. Люди, к примеру, чтобы полноценно существовать, должны как минимум дышать и питаться. Так и растения, чтобы расти и развиваться, тоже должны поглощать питательные вещества. Вернее, питается не само растение, а её клетки, поглощающие вещества из внешней среды. Кроме того, клетки растения «дышат» усваивая кислород (О), а выделяя углекислый газ (СО2), который химики называют диоксид углерода.

Другими словами, в клетках растения происходит самый настоящий обмен веществ, что является главенствующим признаком живого организма. Откуда же клетки растений берут так называемый «строительный материал»? Прохождение описанных выше процессов, возможно благодаря такому явлению, как фотосинтез . Если говорить очень простыми словами, то фотосинтез можно описать, как способность растения перерабатывать солнечную энергию, в тот самый строительный материал, который необходим клеткам. Установлено, что в зеленых сегментах растений происходит процесс выработки органических веществ из воды и углекислого газа. Корневая система растения впитывает воду из почвы. Углекислый газ поступает из окружающего пространства. В атмосфере находится огромное количество углекислого газа, который и поглощается листьями растений через малюсенькие поры, называемые устьица.

В клетках растений содержится такое вещество, как хлорофилл , находящийся в хлоропластах . Именно благодаря наличию хлорофилла, под воздействием солнечного света углекислый газ и вода преобразуются в глюкозу (сахар) и крахмал. Благодаря этому процессу, также выделяется большое количество кислорода. Углекислый газ из атмосферы, замещается кислородом, которым мы все дышим. Если кратко отобразить последовательность процессов, то получится такая формула: Вода (Н2О) + углекислый газ (СО2) + Солнечный свет = Углеводы + Кислород. Часть образующихся органических веществ, потребляется самими листьями. Другая же часть откладывается в запас.

Запасным веществом, например, можно назвать крахмал. Запас расходуется на рост всех частей растения. Интересно, что появляющиеся молоденькие листочки, сначала пользуются данным запасом, а затем активно его пополняют. Без кислорода, выделяемого растениями в результате фотосинтеза, человек просто не смог бы существовать на земле. Поэтому зеленые растительное царство часто называют «легкими» планеты.

Предлагаем ознакомиться с информацией, опубликованной в статье:

Источник

Солнце для растений.

Все растения нуждаются в некотором количестве солнечного света для выживания.
В природе каждый вид растений приспособился к определенному диапазону интенсивности света, при котором фотосинтез протекает наиболее эффективно.

Некоторые виды требуют большого количества солнечного света, в то время как другие могут выжить на небольшом количестве.

Хотя все растения нуждаются в некотором количестве солнечного света для фотосинтеза, они не все нуждаются в шести часах солнечного света ежедневно. Требования растений к освещению различны, и некоторые из них нуждаются в полном солнце, в то время как другие процветают в частичном солнце или тени.з открытых источников.

Растения нуждаются в солнечном свете для фотосинтеза, который является процессом, посредством которого растения производят сахара и крахмалы, или углеводы. В процессе фотосинтеза углекислый газ и вода соединяются, образуя глюкозу.

Поскольку вода является частью процесса, без достаточного количества воды фотосинтез замедляется или останавливается. Эта глюкоза является растительной пищей и важным источником энергии для растений. Фотосинтез осуществляется исключительно в зеленых, хлорофиллсодержащих растениях. Этот процесс настолько важен для растений, что если он будет подавлен, то растения погибнут.

Недостаток солнечного света часто является причиной того, что растения не полностью процветают на открытом воздухе.

Однако растениям, которые получают много прямых солнечных лучей, может не хватать углекислого газа или воды, что может привести к плохому росту.

Некоторые другие организмы, растущие на открытом воздухе, такие как грибы и бактерии, не содержат хлорофилла и не подвергаются фотосинтезу. Вместо этого они получают пищу, питаясь тканями других живых или мертвых растений и животных. Грибы и бактерии часто растут в темных или затененных местах.

Прежде чем выбирать места для размещения растений, важно знать их требования к Солнцу. Большинство садовых овощей нуждаются в полном солнечном освещении, которое составляет от шести до восьми часов прямого солнечного света ежедневно.

Растения, которые растут в частичном солнечном / теневом освещении, нуждаются только в трех-четырех часах прямого солнечного света, в то время как растения, которые процветают в тени, нуждаются только в двух часах солнечного света ежедневно.

Для оптимального роста растений важно сгруппировать растения с одинаковой потребностью в освещении в саду.

Растения могут страдать, если они получают слишком много или слишком мало света. Растения, которые не получают достаточного количества света, становятся тонкими и высокими, когда они ищут свет. Это называется этиоляцией. Растения, страдающие от этиоляции, никогда не могут полностью восстановиться после длительного роста, но они могут стать здоровыми и продуктивными, если их поместить в зону с достаточным количеством солнечного света.

Источник

Читайте также:  Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений это ароморфоз или