Меню

Энциклопедия растения и животные экология

Экологическая энциклопедия

Эта «Экологическая энциклопедия» представляет широкий спектр терминов по экологической науки и сопредельных с ней отраслей знания, имеющих прямое или косвенное отношение к проблемам окружающей среды и экологической безопасности

Скачать:

Вложение Размер
словарь экологических терминов 643 КБ
интегрированное занятие «Путешествие в мир комнатных растений» 14.11 КБ
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.odt 19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

  • Расширять ориентировку в окружающем; учить узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петушок).
  • Учить запоминать общеупотребительные слова, обозначающие животных и птиц; умению подражать их голосам.
  • Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обогащать их речь словами и строками народных поэтических творений.
  • Побуждать произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трех слов; отвечать короткой фразой на понятные вопросы взрослых.
  • Воспитывать доброжелательность, общительность.

Словарь: звукоподражания – «гав-гав», «мяу-мяу», «ку-ка-ре-ку»; гребешок, бородушка, перышки, лапки, ноги, хвостик, уши, глаза, пушистые, мягкие, оладушки.

Материал: экран, презентация, игрушки – собака, кошка, петух; пшено на разносе для петуха, платок, фартук, оладушки.

  • Разучивание стихотворения «Собачка» Н.Комисарова;
  • разучивание потешек «Как у нашего кота», «Петушок», «Ладушки»;
  • разучивание песенки «Киска к деткам подошла»;
  • разучивание игр с пальчиками – «Собачка», «Петушок»;
  • наблюдение во время прогулки за птицами, кошками, собаками, их кормление;
  • рассматривание иллюстраций в книгах;
  • чтение художественных произведений, рассказы воспитателя о животных и птицах;
  • загадывание загадок о собаке, кошке, петушке.

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить к бабушке в гости?
Дети: Да! — говорят о своих бабушках
(Надеваю платок и фартук).
Бабушка: Сегодня я буду вашей бабушкой. А вы хотите узнать, кто у бабушки живет?
Дети: Да , хотим.
Бабушка: Пойдемте со мной, я вам что-то покажу.

Обращаю внимание детей на экран. Слайд 2 «Будка.»

Бабушка: Посмотрите, что это?
Дети : Это будка.
Бабушка: Отгадайте загадку и вы узнаете кто в ней живет: «Кто лает, чужих в дом не пускает? гав-гав.» Кто же это?
Дети : собака.

Достаю мягкую игрушку — собачку.
Бабушка : Правильно, собака! Это наша Жучка – хвостик закорючкой! Погладьте собачку. Какая у нее шерстка? Мягкая, пушистая. Какого цвета? У собаки есть хвостик. А что еще есть у собаки?
Стихотворение «Собачка» Н.Комисарова ( дети договаривают последние слова в строчках)

К нам пришла собачка
Умная собачка,
Хвостиком виляет,
Громко, громко лает:
гав-гав-гав!

Бабушка : А что любит собака?
Дети: Косточку.
Бабушка : Давайте угостим собаку косточкой (угощаем). Собака вам, ребятки, говорит «Спасибо».

Бабушка: Ребята, давайте покажем собачку из пальчиков. У всех получилась собачка? У всех.

Пальчиковая гимнастика: Дети соединяют подушечки пальцев, изображая собачью морду, а два пальца поднимают вверх – показывают уши.

Бабушка: А теперь наши собачки полаят

Бабушка: А пока мы с вами играли с пальчиками, наша собачка убежала, посмотрите вон она, сидит около будки.

Обращаю внимание детей на экран.

Слайд 3 «Около будки сидит собака.»

Бабушка: В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу –
Гав, гав, гав!
Дети: Собака.

Бабушка: Мяу-мяу? Ребята, послушайте, кто это?
Дети: Котик, кошка, киска!
Бабушка: А где же он? Давайте поищем.

На экране слад 4 «На печке спит кошка «

Бабушка: Вот он где спрятался. На печке! Давайте его позовём.

Дети зовут котика.

На экране слайд 5 «На печке нет кошки»

Бабушка :(незаметно достаю мягкую игрушку кошки) Посмотрите, убежал котик с печки, к нам прибежал. Хотите погладить котика? Какая шерстка? Какого цвета? Мы с вами знаем потешку про котика.

— Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

(Рассказывание потешки сопровождается движениями рук, последние слова в строчках говорят дети.)
Бабушка: Ребята, давайте споём песенку про кошечку

Киска к детям подошла.
Молочка просила,
Молочка просила.
«Мяу» говорила,
Мяу… Мяу… Мяу…

Угостили молочком —
Кисонька поела,
Кисонька поела:
Песенку запела:
«Мурр…Мурр…Мурр…»
Бабушка: Давайте угостим кошечку молочком. Кошечка нам говорит «Спасибо».
Бабушка: Ребятки, отгадайте загадку:

— Встает на заре,
Поет на дворе.
На голове гребешок. Кто же это?

Дети: Петушок.
Бабушка: Правильно, ребятки, петушок. (Достаю игрушку петушка)

— Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой!

Погладьте петушка. Посмотрите, что у петушка есть.
Дети: Гребешок, головушка, бородушка, крылья, хвост красивый разноцветный, ноги, перышки.
Бабушка: Давайте прочитаем петушку потешку:

— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь.
Деткам спать не даешь?

Дети: Ку-ка-ре-ку!
(Слова потешки сопровождаются движениями рук. Последние слова в строчке говорят дети.)
Бабушка: А что это у петушка?
Дети: Клюв.
Бабушка: А что петушок любит клевать?
Дети: Пшено.

На разносе насыпано пшено.
Бабушка: Посмотрите, сколько я пшена припасла для петушка. Как петушок клюет? Давайте покажем. Клю-клю (указательным пальчиком показывают как петушок клюет — на ладошке.) А когда петушок голосисто поет?
Дети: Когда солнышко просыпается.

Рисование пальчиками на разносе с пшеном
Бабушка: Давайте нарисуем петушку солнышко. Я нарисую пальчиком большое-большое, круглое, круглое солнышко и прямой-прямой лучик и вы нарисуете пальчиком прямой-прямой лучик. (Рисуем на пшене солнышко.) Вот какое красивое солнышко у нас получилось.

Бабушка: Куда же делся наш петушок?

Прячу игрушку, обращаю внимание детей на экран.

Сдайд 6 » На заборе сидит петух.» (включить запись — петушок кукарекает)

Бабушка: Вон он, сидит на заборе. Посмотри, петушок на солнышко. (Петушок кукарекает).
Бабушка: Это петушок нам сказал «спасибо за солнышко». Давайте из пальчиков сделаем петушка.

Пальчиковая игра: «Петушок»
Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой (клюв). Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх – гребешок.

Произносим все вместе: «Ку-ка-ре-ку!»

Бабушка: Ребятки, посмотрите кто живёт у бабушки?

На экране слайд 7 «Во дворе все жители»

Бабушка : Вы сегодня порадовали бабушку и если поможете мне, я угощу вас оладушками.
Ладони горизонтально. Хлопать в ладоши, меняя их положение: сначала сверху одна, потом другая.

— Ладушки, ладушки!
Где были? У бабушки.
Испекла нам бабушка
Сладкие оладушки.

Левую ладонь держать горизонтально и стучать по ней собранными щепотью пальцами правой руки.

Обе руки вытянуть перед собой.

Деткам давала.
Арине два, Ксюше два,
Коле два, Кате два,
Глебушке два – всем дала!

Вытянуть руки вперед – в стороны и слегка поклониться.

Хороши оладушки
У нашей бабушки!

Бабушка: Молодцы, хорошие ребятки. Помогли мне напечь оладушек. Я вас сейчас угощу оладушками. (Достаю оладушки и угощаю детей).

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

«Путешествие в мир комнатных растений»

Цель:
Научить детей распознавать виды комнатных растений. Познакомить с особенностями жизни комнатных растений, учить детей ухаживать за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Использовать на занятиях нетрадиционную форму рисования ТРИЗ (рисования пальчиками).
Материал к занятию; комнатные растения , мультимедиа, интерактивный сенсорный стол ,краски (зеленый , фиолетовый, розовый),лист бумаги нарисованный горшок для цветка.
Программное содержание:
Воспитатель . Ребята вы хотите отправиться в путешествия в мир комнатных растений , а поможет нам доехать паровозик из Ромашкино (дети садятся и звучит музыка ).
Мы с вами и приехали, посмотрите как тут красиво ,как много красивых цветов (дети рассматривают цветы ).

Раздается шум появляется Лунтик . ( Виртуальная экскурсия )
Лунтик – здравствуйте ребята куда я попал .
Дети – отвечают. Лунтик ты попал в мир комнатных растений.
Лунтик – как тут красиво ,какие красивые цветочки.
Воспитатель — Лунтик а ты знаешь что у каждого растения есть свое названия .Ребята расскажем Лунтику как называются цветы и как нужно ухаживать за растениями .
Воспитатель.- Человек связан с растительном миром , есть растения которые растут без участие человека, но и есть и растения который человек сам высаживает, ухаживает. Вот сегодня мы познакомимся с комнатными растениями. Как вы думаете ребята для чего нужны нам растения. (ответы детей). А если не ухаживать за растениями что же может с ними произойти.
Ответы детей.
Электронная гимнастика для глаз «Цветочек проснулся».
Воспитатель- ребята а чтобы Лунтик запомнил мы ему сделаем памятку на доске. что нужно что бы цветам было хорошо.
1 . свет .
2. тепло
3.полив
4. рыхления
5. водные процедуры
А теперь посмотрите на комнатные растения и попробуйте их назвать. Дети –называют цветы по порядку и рассказывают об этом цветке.
 -фиалка
 -декабрист
 -сансевьерия (дружная семейка, щучий хвост)
 -бегония
 -амазонская лилия
 -хларафитум
 -малачай
 -фикус
Воспитатель – ребята отгадайте загадку .
Среди листьев огоньки
Ваньки мокрого цветки.
Так назвал его народ
Много он водички пьет
А как правильно назвать
Постарайтесь отгадать . (бальзамин). (Ванька — мокрый).
Воспитатель. — Ребята догадайтесь, почему его так назвали?.
Дети отвечают.

Презентация «Ванька-мокрый»
Воспитатель; Ванька мокрый — он нуждается в обильном поливе, нежные листочки при отсутствии влаги обвисают и вянут. В солнечные дни при сильном испарении на листочках видны капельки воды их называют «слезы Ваньки». За яркую окраску бальзамина называют огоньком. Растения любит свет , но летом от солнышко нужно убирать , почва должна быть влажной. Листочки мелкие их нужно опрыскивать. Цветы любят, чтобы за ними ухаживали, любовались. Вот наше занятие подходит концу с каким новым цветком мы познакомились ? .
Лунтик – спасибо ребята мне было с вами хорошо но мне пора возвращаться домой , я буду ухаживать за цветами как и вы.
Воспитатель – ребята давайте Лунтику сделаем подарок , нарисуем цветок бальзамин. Рисовать будем не кисточкой , а пальчиками.
Листочки светло зеленной краской ,а цветочки розовой.(дети рисуют под музыку).
Ребята дарят подарок Лунтику прощаются.
Воспитатель- паровозик нас ждет пора нам возвращаться в группу.

Источник

Экология животных: основы, виды, проблемы

Экология животных — это научное исследование отношений между животными, растениями и другими организмами, а также с окружающей их средой. Главными темами являются поведение, пищевые привычки, модели миграции, условия жизни и межвидовые взаимоотношения. Экологи стремятся понять, почему некоторые виды способны жить относительно мирно друг с другом в одной и той же среде.

Экология также может сосредоточиться на деятельности человеческого поведения. Преднамеренные и непреднамеренные действия людей могут оказывать полезное или вредное воздействие на окружающую среду. Основные темы включают опасные отходы, истребление видов, изменение землепользования и загрязнение.

Основы экологии животных: экосистемы

Экосистемы являются основным компонентом общего изучения экологии, который включает взаимодействие животных, растений и микроорганизмов с их конкретной физической областью обитания. Они, как правило, подразделяются на три категории: водные, наземные и водно-болотные. Примеры экосистем включают пустыню, лес, прерию, тундру, коралловый риф, степь и тропический лес, существуют также городские экосистемы, которые в значительной степени населены людьми. Их изучение важно для понимания того, как работает экология животного мира в целом.

Что такое экология?

Экология — это изучение отношений между живыми организмами, включая людей, и их физической средой. Эта наука стремится понять жизненные связи между растениями и животными и окружающим их миром. Экология растений и животных также содержит информацию о преимуществах экосистем и о том, как мы можем использовать ресурсы Земли, с тем чтобы сохранить окружающую среду здоровой для будущих поколений.
Изучаются отношения между организмами и местами обитания в самых разных масштабах: от изучения микроскопических бактерий, растущих в аквариуме, до сложных взаимодействий между тысячами растений, животных и другими сообществами. Экологи также исследуют многие виды окружающей среды: от микроба, живущего в почве, до животных и растений в тропическом лесу или в океане.

Роль экологии в нашей жизни

Многие специальности в области экологии, такие как морская, растительная и статистическая экология, предоставляют нам информацию для лучшего понимания окружающего нас мира. Эта информация также может помочь нам улучшить нашу окружающую среду, управлять нашими природными ресурсами и защищать здоровье людей. Следующие примеры иллюстрируют лишь некоторые из способов, которыми экологические знания оказали положительное влияние на нашу жизнь.

Экология, или экологическая наука, — это ветвь биологии, которая изучает взаимосвязь растений и животных с их физической и биологической средой. Физическая среда включает в себя свет и тепло, солнечную радиацию, влагу, ветер, кислород, углекислый газ, питательные вещества в почве, воду и атмосферу. Биологическая среда включает в себя организмы того же вида, а также растения и животных других видов.

Одна из новейших наук с долгой историй

Экология животных является одной из новейших наук, повышенное внимание к которой было приковано во второй половине 20-го века, хотя исследованиями популяций и их сред обитания занимались задолго до этого. Так, учеником греческого философа Аристотеля Теофрастом были описаны взаимосвязи между самими животными и тем, что их окружает еще в четвертом веке до н. э.

Эта область начала развиваться с издания в 1850 году Чарльзом Дарвином его «Происхождения видов» и работ его современника и конкурента Альфреда Рассела Уоллеса. Последним была признана взаимозависимость видов животных и растений и группирование их в живые сообщества, или биоценозы. В 1875 году австрийский геолог Эдуард Зюсс предложил термин биосферы, чтобы охватить различные условия, которые способствуют существованию жизни на Земле.

Основной принцип экологии

Главным принципом экологии является то, что каждый живой организм имеет постоянную и регулярную связь с любым другим элементом, который составляет его окружение. Экосистему можно определить как ситуацию, когда есть взаимодействие между организмами и окружающей их средой. В ее пределах виды связывают пищевые цепи и пищевые сети. Энергия от солнца, захваченная первичными продуцентами (растениями) посредством фотосинтеза, движется вверх по цепочке первичных потребителей (травоядных животных), а затем вторичных и третичных потребителей (плотоядных животных, или хищников). В процесс включены также редуценты (грибы и бактерии), которые разлагают питательные вещества и возвращают их назад в экосистему.

Проблемы экологии

Экологический кризис может произойти, если окружающая среда изменяется таким образом, что становится неблагоприятной для выживания. Проблемы экологии животных могут быть связаны с изменением климата (повышение температуры или снижение количества осадков), человеческим фактором (разливы нефти), повышенной активностью хищников, сокращением численности или, наоборот, стремительным ростом популяции и вследствие этого неспособностью поддержания их экосистемой. За последние несколько веков действия человека серьезно повлияли на окружающую среду. За счет лесов появляются новые сельскохозяйственные площади, строительство зданий и дорог также вносит свой вклад в загрязнение экосистем.

Разделы экологии

Выделяют следующие виды экологии животных:

  • Физиологическая (поведенческая), изучающая процессы адаптации индивида к окружающей среде.
  • Популяционная, изучающая динамику популяций одного вида или группы видов (например, животное, растение или экология насекомых).
  • Экология сообществ сосредоточивается на взаимодействиях между видами в рамках биоценоза.
  • Экология экосистемы, изучающая потоки энергии и вещества через компоненты экосистем.

Что касается экологии в целом, то выделяют также ландшафтную, в которой рассматриваются процессы и отношения нескольких экосистем или очень большие географических зон (например, арктическая, полярная, морская и т. д.), и экологию человека.

Влияние на животных

Экология (от греческого oikos — дом и logos — знание) — это научное исследование того, как живые существа взаимодействуют друг с другом и с их природной средой. Она рассматривает сложные и разнообразные отношения с разных точек зрения. Изучаемыми физиологическими процессами являются регулирование температуры, питания и обмена веществ. Факторы, оказывающие влияние на животных, могут включать в себя болезни, изменение климата и токсическое воздействие.

Экология — это научное исследование распределения, изобилия и отношений организмов и их взаимодействия с окружающей средой. Изучается все: от роли крошечных бактерий в рециркуляции питательных веществ до воздействия тропических дождевых лесов на атмосферу Земли. Экология животных тесно связана с физиологией, эволюцией, генетикой.

Ежегодно в мире изчезают сотни видов, трудно себе предствавить, насколько масштабной может оказаться эта проблема для человечества. Мир фауны уникален, и животные являются важной частью окружающей среды, так как они регулируют численность растений, способствуют распространению пыльцы, плодов, семян, являются неотъемлемой частью цепочки питания, играют важную роль в процессе образования почвы формирования ландшафтов.

Концептуальное понимание экологии

Как и многие естественные науки, концептуальное понимание экологии затрагивает более широкие детали исследования, в том числе:

  • Жизненные процессы, объясняющие адаптацию.
  • Распространение и обилие организмов.
  • Движение веществ и энергии через живые сообщества.
  • Последовательное развитие экосистем.
  • Изобилие и распределение биоразнообразия в контексте окружающей среды.

Экология отличается от естественной истории, которая в основном касается описательного изучения организмов. Это поддисциплина биологии, которая является изучением жизни.

Защита животных

Экология животных – это междисциплинарная наука, которая образовалась на стыке зоологии, экологии и географии. Она изучает жизнь различных видов фауны в зависимости от окружающей среды. Поскольку животные являются частью экосистем, то они имеют большое значение для поддержания жизни на нашей планете. Они распространились по всем уголкам земли: живут в лесах и пустынях, в степи и в воде, в арктических широтах, летают в воздухе и прячутся под землей.

Важный вопрос в экологии — охрана животных. Многие факторы приводят к изменению разнообразия видов в самых разных масштабах. Например, некоторые хищники могут быть вредными для отдельных видов, их присутствие может фактически сократить или увеличить количество видов, присутствующих в сообществе. Биология сохранения направлена ​​на то, чтобы понять, какие факторы предрасполагают к исчезновению видов и что люди могут сделать для предотвращения исчезновения.

Вмешательство человека

Экологические проблемы, от которых страдает не только человек, но и животные, включают в себя загрязнение воздуха и воды, грязную почву, кислотные дожди. Вырубка лесов, осушение болот, изменения русла рек приводят к тому, что под угрозой оказываются целые экосистемы. Живым организмам приходится быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, менять место обитания, и не все могут справиться с этим успешно. В результате — сокращение или полное вымирание популяций. Животные находятся в сильной зависимости от состояния и факторов окружающей среды. Губительное вмешательство человека в природу способно погубить многие виды и формы животного мира без возможности для их восстановления.

Источник

Читайте также:  Что из растений понижает уровень холестерина в крови