Меню

Эпиграф к уроку о растениях

Берегите, люди, эту красоту!
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Интегрированный урок литературы и экологии в 5 классе

« Берегите, люди, эту красоту!»

Цели: воспитание любви к природе, чувства ответственности и бережного отношения к ней.
Задачи:
Образовательные:
— вызвать интерес к окружающему миру, расширить реалистические представления о природе;
Воспитательные:
— воспитывать любовь к природе, стремление беречь природу;
Развивающие:
— развивать артистизм, художественный вкус.
— учить сравнивать, анализировать, делать обобщения.
Эпиграфы к уроку: «Счастье — быть с природой, видеть её, говорить с ней». Л.Н. Толстой
«Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля». К.Г. Паустовский
Средства обучения:
• М/м проектор, компьютер, раздаточный материал
• выставка рисунков на тему «Берегите природу!»,
• поделки из природного материала,

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_v_5_klasse_beregite_prirodu_v_ramkah_konkursa.docx 192.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и экологии в 5 классе

« Берегите, люди, эту красоту!»

Цели: воспитание любви к природе, чувства ответственности и бережного отношения к ней.
Задачи:
Образовательные:
— вызвать интерес к окружающему миру, расширить реалистические представления о природе;
Воспитательные:
— воспитывать любовь к природе, стремление беречь природу;
Развивающие:
— развивать артистизм, художественный вкус.
— учить сравнивать, анализировать, делать обобщения.
Эпиграфы к уроку: «Счастье — быть с природой, видеть её, говорить с ней». Л.Н. Толстой
«Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля». К.Г. Паустовский
Средства обучения:
• М/м проектор, компьютер, раздаточный материал
• выставка рисунков на тему «Берегите природу!»,
• поделки из природного материала,
Ход занятия:

Оргмомент: Здравствуйте, уважаемые дети, коллеги, приглашенные гости! Начинаем наше занятие.

Вызов интереса: (учитель читает стихотворение об охране природы)

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки,

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свет в любое время суток

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

— Ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (о природе, о бережном к ней отношении)

— Ребята, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: зеленые леса, поля, животные, птицы. А также реки, моря, океаны, горы, небо, солнце…. Все это одним словом мы называем — Природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Но если мы не будем беречь ее, то для нас это может обернуться катастрофой. Поэтому мы должны беречь «дом», в котором мы живем. 2017 год в России объявлен годом экологии.

— А что это за наука? Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле, это наука о дружбе человека с природой.

В литературе, как в зеркале, отражается все происходящее в человеке, с человеком и в окружающем его мире. Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть взаимосвязь человека, природы и поэзии.

Природа и человек. Эти два понятия неотделимы друг от друга. Лучшие наши поэты не уставали всматриваться в окружающий мир, накапливать впечатления о нём. Известно, как любил степь и реку поэт Никитин. Какое наслаждение доставляло общение с природой Некрасову, Фету, Тютчеву, А.С. Пушкину.

Задание. Прочитанные мною отрывки из стихотворений перед вами, вспомните авторов (раздаточный материал).

Обычно это задание вызывает трудность, можно помочь, перечислив на доске имена и отчества поэтов, по ним вспомнить фамилию поэта и принадлежащее ему произведение проще. Обязательно повторно проговорить имя, отчество, фамилию поэта и строчки из стихотворения, желательно их продолжить.

Задание. Вспомнить авторов.

1) Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован…Ф.Тютчев

2) Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит… А.Пушкин

3) А помню я, как хлопотали

Две ласточки, строя его.

Как прутики глиной скрепляли,

И пуху таскали в него…А.Майков «Ласточки»

4) Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…Ф.Тютчев «Весенние воды»

5) На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она. М.Лермонтов

6) Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! А.Плещеев «Весна»

II. Теория литературы.

Задание. Перечислите приемы художественной выразительности, которые помогли нам увидеть картину природы, понять настроение лирического героя (то есть того, от чьего имени идет рассказ, это не обязательно автор).

— Предметный ряд – лес, луна, поляны, поле, гора, сосна и т. д.

— Олицетворения – сосна дремлет, лес обнажился, луна пробирается и т. д.

— Сравнения – одета, как ризой; как прутики глиной скрепляли.

— Эпитеты – сосна одинокая, север дикий, дума грустная, дорога скучная, поляна печальная и т. д.

— Метафора – лес очарован волшебным сном, снежная бахрома, сонный берег.

— Инверсия – по дороге зимней, скучной, тает снег, сном волшебным

— Давайте вспомним изученные стихотворения (чтение наизусть любимых стихотворений о природе)

III. Работа по статье

«Нельзя любить Родину, не живя одной душой с «жизнью любимой березки»! Нельзя любить «весь мир», не имея Родины. Нельзя быть истинным поэтом вне этого чувства духовного родства со своей землей, со своим народом, с его миропониманием. Отсюда и такие строки, написанные поэтом Н.Некрасовым:

Опять она, родная сторона,

С ее зеленым, благодатным летом;

И вновь душа поэзии полна.

Да, только здесь могу я быть поэтом». (предисловие к книге «Времена года» литературоведа Ю.Селезнева)

— Согласны вы с этой мыслью литературоведа?

— Чтение учащимися любимых стихотворений о природе.

Музыкальная пауза (релаксация)

Теперь я вас приглашаю в «Живой уголок». Девиз: «Счастье — быть с природой, видеть её, говорить с ней» (Дети слушают голоса птиц и узнают птицу по голосу)
Звучит грамзапись, участники отгадывают.

Соловей Кукушка Дятел Синица

3. «Окружающая нас природа – зеленая аптека»

Природа нам дарит не только красоту, но приносит пользу.
Теперь я вам предлагаю кроссворд с ключевым словом «природа» из стихотворных загадок:

Источник

урок по теме «Лекарственные растения»
план-конспект урока биологии (6 класс) по теме

Урок по теме «Лекарственные растения «.Данный урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания о их лечебных свойствах. о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью., так же формируется умение проводить наблюдения , работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy__urok.doc 71 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

  1. Изучить типичные , широко распространенные лекарственные растения, учить распознавать и определять эти растения, развивать понятия по систематике.
  2. Познакомить с лекарственными растениями родного края.
  3. Продолжить формирование практических умений и навыков работы с учебником и дополнительной литературой,через поиск дополнительного материала, фактов к темам урока
  4. Воспитание чувства гордости за богатства малой родины, эстетического чувства прекрасного через красоту лекарственных растений

Таблицы с лекарственными растениями, корзинка, костюмы, сборы лекарственных растений( фито чай , грудные сборы, сборы) рецепты салатов, витаминных чаёв, гербарные экземпляры лекарственных растений.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок . Мы погрузимся в таинственный и удивительный мир растений.

Учитель: « …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил ,когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить» Ученик вернулся через неделю и сказал учителю . « Я не смог выполнить задание , которое ты поставил передо мной»

РЕБЯТА, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ УЧЕНИК НЕ СМОГ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ? ( примерные ответы уч-ся:

-Так как в природе много различных растений которые могут излечивать.

-Наверное потому, что ему было тяжело всё принести. )

Учитель: ученик сказал «…..потому что … я не состоянии принести всё то , что может излечивать , так как в природе каждый минерал , каждое растение, каждое животное целебны»

Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы поговорим о растениях.

ТЕМА УРОКА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» (проговаривается), запись в тетрадях темы урока

Эпиграфом к уроку послужат такие слова:

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать……

Учитель: Впервые упоминания о лекарственных растениях стали известны из сочинения Диоскрита «О лекарственных травах», в котором были описаны более 600 растений и рецепты их применения, написанного в древние века. Именно с тех времён известен человеку сад Артемиды .

Учитель: Волшебный сад Артемиды – это сад – фармакон, где по легенде росли целебные и ядовитые растения. Этот сад находился на Кавказе. В переводе слово «фармакон» (показывается термин ) одновременно обозначает – «лекарство», «яд», и «колдовство». Так что мы вполне можем сказать, что сад Артемиды – это лекарственный сад.

( запись в тетради слов — фармакон, сад Артемиды)

В наше время существуют специальные плантации лекарственных растений. Именно с этих плантаций лекарственные растения попадают в аптеки.

Инсценировка (учащиеся в роли травницы, прохожего)

Звучит музыка.( звуки леса — пение птиц)

( травница собирает растения, кладёт их в корзину)

Прохожий: ( удивлённо) Что делает эта девочка ? Подойду поближе…. Хорошая погода сегодня, не правда ли?

Травница: Да, хорошая для того , чтобы травы собирать.

Прохожий: Травы собирать?

Травница: Ну , разумеется, ведь в дождь это делать нельзя. Собранные во время ненастья травы теряют свою целительную силу.

Прохожий: А что за траву вы собираете и как её используете?

Травница: ( подойдя к доске, показывает на плакате с частями растения) Корни валерианы от болезней сердца,

Трава крапивы для блеска волос

Листья ноготков для улучшения структуры ногтей

Плоды шиповника от гриппа

Учитель: И действительно ребята, слушая эти высказывания вспоминается такое выражение «Подобное лечиться подобным». И это выражение справедливо в буквальном смысле. Ведь на самом деле ломкие ногти полезно подержать в отваре из ноготков, а грецкий орех так похожий на головной мозг, улучшает его работу.

Ребята ,а как вы думаете ,как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?

-Наблюдал наверное за животными. )

Учитель: Верно, люди наблюдали за животными и видели , что больные животные ели , определённые растения. Вспомните, своих домашних животных: кошку, собаку. Если наблюдали за ними ,то , видели , что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях , то она часто пытается обкусывать или съедает комнатные растения. Такое их поведение показывает , что у всех живых организмов есть потребность в растениях.

Растений в природе огромное количество, и мы живя в Нурлатском районе можем пользоваться растениями, которые растут вокруг нас . Кроме того , учённые давно заметили, что человеку полезнее те растения, минералы, которые его окружают .. Поэтому нам полезнее использовать те растения, которые растут у нас .

ЗВУЧИТ МУЗЫКА, (произвольная)

Учитель: Ребята, теперь мы с вами поиграем. Вы делитесь на команды по 5 чел.(2 парты; раздать листки, засечь время 3 минут)

Задание: ВЫ ДОЛЖНЫ ЗА 5 МИНУТ ЗАПИСАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВЫ ЗНАЕТЕ В ЛЕВОЙ КОЛОНКЕ.

Источник

Использование эпиграфов на уроке биологии

Использование эпиграфов на уроке биологии.

(из опыта работы к обобщению по теме «Формирование познавательной активности школьников в изучении биологии»)

«Эпиграф» в античном мире обозначал «надпись, заголовок, оценка» предметов, к ним непосредственно относящихся.

Эпиграф на уроке биологии – это:

· цитата из художественного произведения;

Эпиграф выполняет следующую роль:

· создает сильную мотивационную установку процессу обучения, задает тон всему уроку;

· выполняет психологическую функцию, обостряя внимание учащихся;

· повышает работоспособность и творческий потенциал коллективной деятельности на уроке;

· гуманизирует взаимоотношения учителя и ученика;

· эмоциональное побуждение в начале урока способствует связи умственной деятельности ребенка с положительными эмоциями.

«Покров тайны, окутывавшей процесс возникновения, роста и структуры организмов был сорван» (Ф. Энгельс)

«Это процесс, от которого в конечной инстанции зависят все проявления жизни на нашей планете» ()

«Зеленое растение – Прометей, похитившее у богов огонь и отдавшее его людям» ()

« Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы ни встречались, в растении ли, в животном или в человеке, произошли через лист, произошли из веществ, выработанных листом…» ()

«Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время» ( )

Способы размножения организмов.

«Самое прекрасное ощущение, выпадающее на долю человека, — это прикосновение к таинственному. В нем кроется источник великого подлинного искусства и науки» (Альберт Эйнштейн)

Становление генетики как науки.

« Ты такой же человек, только другого полу, про наши разногласия в человеческом теле блохе и той известно, и нечего на этом предъявлять свои претензии» (В. Распутин).

Претензии – не претензии, а интересно было бы узнать поглубже: почему получаются эти «разногласия»?

«Наука есть не только знание, но и сознание, то есть уменье пользоваться знанием как следует» (В. Ключевский)

Значение генетики для медицины и здравоохранения.

«Природа наша единственная и, конечно, самая лучшая наставница. Кто внимательно изучает её и следует её указаниям, тот и достигает, без сомнения, наилучших результатов»

Краткая история развития биологии.

«Мне объяснить остается, и к этому ход рассуждений приводит, что мир образован из смертного тела и одновременно то, что имел он начало когда-то…» (Лукреций Кар)

«Жизнь – это самое прекрасное и, в конечном, итоге самое важное из того, что существует на нашей планете» ()

Возникновение жизни на Земле.

«Будет пролит свет на происхождение человека и его историю» (Ч. Дарвин)

«О, волны, разрешите мне загадку жизни – мучительную, древнюю загадку! Скажите, волны, что есть человек? Откуда он пришел? Куда пойдет? (Г. Гейне)

«…Открыв естественный отбор и выяснив роль его в эволюции живой природы, Дарвин превратил всю биологию в точную науку»

«Как композитор находит единственно нужный звук, так селекционер в тысяче растений отыскивает те, которые дадут начало новому сорту»

Задачи современной селекции.

«И меж растений царствует война

Деревья, травы вверх растут задорно.

За свет и воздух борются упорно,

А корни их, в земле неся свой труд,

За почву и за влажность спор ведут»

«Видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были… как ныне находим, но великие происходили в нем перемены»

Борьба за существование.

Основные направления эволюции.

«Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе» (Ф. Тютчев)

« Ты жаждой не страдал,

Голодным ты не был.

Ты всё, чем томишься, от четырех добыл.

И каждому возвратишь ты подарок,

И снова станешь тем, чем ты вначале был»

Круговорот веществ в биосфере.

«Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала, он её переделывает»

Ко многим темам уроков биологии в 10-11 классах могут быть следующие эпиграфы:

1. «Всматривайтесь в малое, и вы увидите великое!»

2. «Природа – единственная книга, всякая страница которой полна глубокого содержания» (В. Гете)

3. «Во всем мне хочется дойти до самой сути….»

4. «Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдается этому делу»

Источник

Разработка открытого урока «Лекарственные растения»

Разработка открытого урока по биологии для 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока «Лекарственные растения»»

Открытый урок «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

Изучить типичные , широко распространенные лекарственные растения, учить распознавать и определять эти растения, развивать понятия по систематике.

Познакомить с лекарственными растениями родного края.

Продолжить формирование практических умений и навыков работы с учебником и дополнительной литературой,через поиск дополнительного материала, фактов к темам урока

Воспитание чувства гордости за богатства малой родины, эстетического чувства прекрасного через красоту лекарственных растений

Таблицы с лекарственными растениями, корзинка, костюмы, сборы лекарственных растений( фито чай , грудные сборы, сборы) рецепты салатов, витаминных чаёв, гербарные экземпляры лекарственных растений.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок . Мы погрузимся в таинственный и удивительный мир растений.

Учитель: « …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил ,когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить» Ученик вернулся через неделю и сказал учителю . « Я не смог выполнить задание , которое ты поставил передо мной»

РЕБЯТА, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ УЧЕНИК НЕ СМОГ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ? ( примерные ответы уч-ся:

-Так как в природе много различных растений которые могут излечивать.

-Наверное потому, что ему было тяжело всё принести. )

Учитель: ученик сказал «…..потому что … я не состоянии принести всё то , что может излечивать , так как в природе каждый минерал , каждое растение, каждое животное целебны»

Учитель: Сегодня мы поговорим о растениях.

ТЕМА УРОКА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» (проговаривается), запись в тетрадях темы урока

Эпиграфом к уроку послужат такие слова:

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать……

Учитель: Впервые упоминания о лекарственных растениях стали известны из сочинения Диоскрита «О лекарственных травах», в котором были описаны более 600 растений и рецепты их применения, написанного в древние века. Именно с тех времён известен человеку сад Артемиды .

Учитель: Волшебный сад Артемиды – это сад – фармакон, где по легенде росли целебные и ядовитые растения. Этот сад находился на Кавказе. В переводе слово «фармакон» (показывается термин ) одновременно обозначает – «лекарство», «яд», и «колдовство». Так что мы вполне можем сказать, что сад Артемиды – это лекарственный сад.

( запись в тетради слов — фармакон, сад Артемиды)

В наше время существуют специальные плантации лекарственных растений. Именно с этих плантаций лекарственные растения попадают в аптеки.

Инсценировка (учащиеся в роли травницы, прохожего)

Звучит музыка.( звуки леса — пение птиц)

( травница собирает растения, кладёт их в корзину)

Прохожий:( удивлённо) Что делает эта девочка ? Подойду поближе…. Хорошая погода сегодня, не правда ли?

Травница: Да, хорошая для того , чтобы травы собирать.

Травница: Ну , разумеется, ведь в дождь это делать нельзя. Собранные во время ненастья травы теряют свою целительную силу.

Прохожий: А что за траву вы собираете и как её используете?

Травница: ( подойдя к доске, показывает на плакате с частями растения) Корни валерианы от болезней сердца,

Трава крапивы для блеска волос

Листья ноготков для улучшения структуры ногтей

Плоды шиповника от гриппа

Учитель: И действительно ребята, слушая эти высказывания вспоминается такое выражение «Подобное лечиться подобным». И это выражение справедливо в буквальном смысле. Ведь на самом деле ломкие ногти полезно подержать в отваре из ноготков, а грецкий орех так похожий на головной мозг, улучшает его работу.

Ребята ,а как вы думаете ,как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?

-Наблюдал наверное за животными. )

Учитель: Верно, люди наблюдали за животными и видели , что больные животные ели , определённые растения. Вспомните, своих домашних животных: кошку, собаку. Если наблюдали за ними ,то , видели , что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях , то она часто пытается обкусывать или съедает комнатные растения. Такое их поведение показывает , что у всех живых организмов есть потребность в растениях.

Растений в природе огромное количество, и мы живя в Нурлатском районе можем пользоваться растениями, которые растут вокруг нас . Кроме того , учённые давно заметили, что человеку полезнее те растения, минералы, которые его окружают .. Поэтому нам полезнее использовать те растения, которые растут у нас .

ЗВУЧИТ МУЗЫКА, (произвольная)

Учитель: Ребята, теперь мы с вами поиграем. Вы делитесь на команды по 5 чел.(2 парты; раздать листки, засечь время 3 минут)

Задание:ВЫ ДОЛЖНЫ ЗА 5 МИНУТ ЗАПИСАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВЫ ЗНАЕТЕ В ЛЕВОЙ КОЛОНКЕ.

Лекарственные растения которые вы знаете

Источник

Читайте также:  Защита цветочных растений от вредителей и болезней