Меню

Этапы дыхания растений 6 класс

Дыхание растений

Что такое дыхание

Каждая клетка нуждается в энергии для жизни. Получение энергии происходит при расщеплении органических веществ в процессе дыхания. Такое расщепление происходит под воздействием кислорода и ещё называется окислением. В результате образуются вода, углекислый газ и свободная энергия.

Необходимая растению энергия содержится в химических связях сложных органических веществ. Изначально это энергия солнца, запасённая растением в процессе фотосинтеза.

Дыхание у растений принципиально не отличается от дыхания животных, или грибов. Какой газ растения выделяют при дыхании, такой же выделяют любые другие организмы. Это углекислый газ.

Рис. 1. Схема дыхания растений.

Известно, что на свету растения выделяют ещё и кислород, но это происходит в результате другого процесса – фотосинтеза.

Дыхание идёт круглосуточно, поэтому образование углекислого газа происходит постоянно. Также постоянно в клетки растений для их нормальной жизнедеятельности должен поступать кислород.

Это же справедливо и для растения в целом.

Дыхание растений включает два процесса:

  • клеточное дыхание;
  • газообмен растения с внешней средой.

Клеточное дыхание растений

Дыхательными центрами клетки являются митохондрии. Они есть и у животных.

Именно в этих органоидах происходит окисление органических веществ. Обычно такими веществами являются углеводы, но дыхание может идти и за счёт белков или жиров.

При окислении выделяется энергия. Вода остаётся в клетке, а углекислый газ путём диффузии покидает клетку и может сразу использоваться в фотосинтезе.

Процесс дыхания ступенчатый. Вода и углекислый газ образуются не сразу, а являются конечными продуктами. До этого в ходе многих реакций образуются и вновь распадаются другие вещества.

Газообмен с внешней средой

В отличие от животных растения не имеют специальных органов дыхания. Газообмен осуществляется через специальные структуры в покровных тканях:

Устьица располагаются в кожице листьев и молодых стеблей (эпидерме). Каждое из устьиц имеет замыкающие клетки, способные менять тургор (наполненность водой) и закрывать устьичную щель. Устьичные щели осуществляют газообмен и испарение воды листьями.

Рис. 2. Устьица под микроскопом.

Чечевички – это более крупные, чем устьица, структуры, расположенные в пробке стебля.

Рис. 3. Чечевички на стволе берёзы.

Дыхание и фотосинтез

Между процессами дыхания и фотосинтеза существует связь. Это процессы противоположные и в растении следуют один за другим.

Фотосинтез является способом питания. В ходе этого процесса образуются органические вещества, содержащие энергию, полученную в виде света.

Дыхание – это способ высвобождения энергии, запасённой в питательных веществах.

Дыхание в разных частях растения

Интенсивность дыхания неодинакова в разных органах. Наиболее активно дышат:

  • прорастающие семена;
  • распускающиеся цветы;
  • растущие органы.

Не рекомендуется ставить крупные растения в спальной комнате, поскольку ночью они поглощают большое количество кислорода и выделяют углекислый газ.

Корни также, как и надземные органы, дышат. Для нормального дыхания корней необходимо рыхлить почву.

Что влияет на интенсивность дыхания

Факторами, влияющими на интенсивность дыхания, являются:

  • температура;
  • влажность;
  • содержание кислорода в воздухе.

При усилении любого из этих факторов дыхание становится интенсивнее.

Человек управляет дыханием семян и плодов для сохранения урожая и посевного материала. Для этого в помещениях, где хранятся семена, поддерживается необходимая влажность, температура и обеспечивается приток свежего воздуха.

Что мы узнали?

Изучая в 6 классе данную тему, мы выяснили, что дыхание растений – процесс, обеспечивающий клетки энергией. Кислород также необходим растениям, как углекислый газ. Процесс дыхания и фотосинтеза участвуют одни и те же вещества. При дыхании кислород и органические вещества являются исходными, а вода и углекислый газ – конечными продуктами. При фотосинтезе – наоборот.

Источник

Дыхание растений

Урок 31. Биология 6 класс

Конспект урока «Дыхание растений»

Все живые организмы, в том числе и растения, дышат. Жизненные процессы протекают во всех живых клетках, поэтому им необходима энергия, и они её получают в процессе дыхания. Следовательно, все части растения, состоящие из живых клеток, дышат.

При дыхании они поглощают из окружающей среды кислород и выделяют углекислый газ. Дыхание происходит у растений круглые сутки — и на свету, и в темноте. Специальных дыхательных органов у растений нет. У крупных растений между рыхло расположенными клетками имеются воздушные пространства (межклет­ники), из которых кислород поступает в клетки. Дыхание во всех органах растения происходит непрерывно. Если дыхание прекращается, растение гибнет.

Убедиться, что все органы растения дышат, можно, поставив опыт.

Возьмём три прозрачные ёмкости. В одну из них поместим 30 — 40 набухших, про­растающих семян гороха. Сухие семена брать не следует. Они находятся в состоя­нии покоя, и поэтому все процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхания, у них протекают очень слабо.

Читайте также:  В клубеньках бобовых растений живут

Во вторую ёмкость положим корнеплоды моркови. Чтобы активизировать их клетки, перед опытом корне­плоды следует 2 — 3 дня подержать в воде. В третью ёмкость поместим свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закроем ёмкости и поставим в тёмное тёплое место.

На следующий день проверим, изменился ли состав воздуха в них. Для этого опустим в каждую из них горящую лучинку.

Лучинки гаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кисло­род из воздуха, и выделили большое количество углекислого газа, который не поддерживает горение.

Для дыхания необходим кислород. Проведём опыт. В две стакана с водой поместим растения. Нальём во второй стакан масло, которое покроет всю поверхность воды плёнкой. Спустя некоторое время растение во втором стакане погибнет, так как через слой масла к корням не поступает кислород. Вот почему необходимо рыхлить почву, выращивая растения. Рыхление способствует постоянному поступлению свежего воздуха к корням, также помогает сохранить влагу на сухих участках почвы.

Сравним процессы дыхания и фотосинтеза.

Дыхание происходит во всех живых клетках, а фотосинтез – только в клетках, содержащих хлоропласты.

При дыхании потребляется кислород и выделяется углекислый газ. При фотосинтезе наоборот — углекислый газ поступает в растение, а кислород выделяется в окружающую среду. При дыхании кислорода потребляется значительно меньше, чем его образуется при фотосинтезе. При фотосинтезе растения поглощают значительно больше углекислого газа, чем выделяют его при дыхании. Благодаря этому днём растения обогащают атмосферу кислородом и поглощают из неё выделяемый всеми живыми организмами углекислый газ.

Дыхание происходит и днём и ночью, а фотосинтез — только на свету.

В процессе дыхания органические вещества разрушаются, и выделяется энергия. В результате фотосинтеза образуются органические вещества и потребляется энергия.

Таким образом, на свету в растении протекают два противоположных процесса — фотосинтез и дыхание.

Источник

Дыхание растений
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме

Урок биологии в 6 кл «Дыхание растений». Содержит 2 части презентации к уроку и конспект урока.

Скачать:

Вложение Размер
urok_dykhanie_rasteniy.doc 126.5 КБ
dykhanie_rasteniy-1.ppt 2.21 МБ
dykhanie_rasteniy_-_2.ppt 1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Шишкина Ольга Александровна

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Шишкина Ольга Александровна

Открытый урок в 6 классе

Урок «Дыхание растений»

Учащиеся расширяют и углубляют знания о дыхании у растений, выясняют, в чём отличие дыхания от питания, узнают о значении дыхания.

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Цели по содержанию

Организовать обучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.

Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу, узнал» и чтение с остановками.

Создать условия для увлечённого чтения; воспитывать чувства гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление).

Частично – поисковый, репродуктивный, проблемный. С элементами исследования. ТРКМЧП.

Форма организации учебной деятельности

Работа в группах, индивидуальная, фронтальная.

Личная значимость изучаемого для школьника

Растение дышит, как и человек, круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ, поэтому не стоит иметь в спальне много растений.

Приёмы деятельности учителя

Организация беседы, постановка проблемы, подведение к выводу, обобщение изученного материала..

Организация деятельности учащихся

Обсуждают результаты опытов, делают выводы, сравнивают, оформляют записи в тетради, работают с текстом.

Развитие умений учащихся

Внимательно слушать, использовать полученную информацию в новой ситуации, работать с рисунками и текстом, сравнивать демонстрировать опыты и самостоятельно делать по ним выводы, работать в заданном темпе, составлять таблицу. аккуратно вести тетрадь.

Основные понятия и термины урока

Дыхание, устьице, чечевички, воздушное дыхание, клеточное дыхание

Пономарёва И.Н. Биология, 6 класс, М- «Вентана – Граф»- 2006.

Семенцова В.Н.технологические карты уроков, 6 класс, С –П « Паритет» 2001

Добрый день дорогие ребята. Я получила пакет с темой нашего урока, но ни чего не могу понять. Давай те вместе попробуем её сформулировать:

История: дыхание древности – глядя на памятники природы.

Литература: дыхание эпохи – когда описывается какое либо время.

Обществознание: дыхание современности – при социальном опросе узнают результаты.

География: дыхание ветра – тихо подул ветер; дыхание вулкана — вулкан начал «оживать» ;

Ледяное дыхание зимы.

Математика: амплитуда дыхания–графическое изображение.

Значит, какую тему нам необходимо изучить на уроке?

Какую цель мы должны перед собой поставить?

Мы должны изучить процессы дыхания у растений

Чтобы достичь поставленной цели, мы с вами обратимся за помощью к нашим учёным. А в этом мне поможет научный сотрудник Олеся. Каждой группе дано задание и они помогут нам ответить на наш главный вопрос «Как дышат растения?».

— Слово предоставляется группе «Знатоков» (см. рабочий лист №1).

— Вы ответили на часть вопросов, у наших учёных есть дополнения, слово предоставляется группе (см. рабочий лист №2).

— Теоретические вопросы мы разобрали, а как эти процессы протекают на практике. Группа исследователей «юные химики» внесут ясность (см. рабочий лист №3)

— и так мы познакомились со свойствами кислорода, углекислого газа и с процессами протекающими в пробирке, а как эти процессы протекают в живых организмах? О своей экспериментальной работе расскажут «юные биологи» (см. рабочий лист №4)

— группа теоретиков изучила газообмен у растений, и пришли к выводу, давайте послушаем их (см. рабочий лист №5)

— И всё же куда же кислород и органические вещества исчезают? Этой проблемой занимались учёные из группы «энергетики», и пришли к выводу: (см. рабочий лист №6)

Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?»

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,

чтобы новые леса поднимались в небеса

Мы должны их охранять всегда.

Нам жить в одной семье,

Лететь в одном полёте…

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.

Сейчас вам предстоит выполнить тест:

соотнесите какие процессы характерны для

соотнесите какие процессы характерны для

(см. приложение №1)

Прочитать содержание учебника. Пар. 30, стр. 109 -112, проработать записи в тетради. Творческие задания:

  1. Решить проблемную задачу: когда (утром или вечером) один и тот же лист весит меньше? Ответ поясните.
  2. Написать мини сочинение от имени молекулы кислорода «Моё путешествие по растению»
  1. Поглощается углекислый газ; А) фотосинтез;
  2. Поглощается кислород; Б) дыхание;
  3. Выделяется вода;
  4. Поглощается вода;
  5. Происходит только на свету;
  6. Протекает в хлоропластах;
  7. Протекает на свету и в темноте;
  8. Расщепление органических веществ;
  9. Выделяется кислород;
  10. Происходит во всех клетках растений.
  1. Происходит во всех клетках растений. А) Дыхание;
  2. Выделяется кислород; Б) Фотосинтез;
  3. Расщепление органических веществ;
  4. Протекает на свету и в темноте;
  5. Протекает в хлоропластах;
  6. Происходит только на свету;
  7. Поглощается вода;
  8. Выделяется вода;

9. Поглощается кислород;

10.Поглощается углекислый газ;

Рабочий лист №1 «Знатоки»

Ответьте на вопросы:

  1. Что изучает наука ботаника?
  2. Назовите признаки живого?
  3. Какие способы питания у растений?
  4. Заполните таблицу:

Рабочий лист №2 «биоэнергетики»

Особенности воздушного питания.

  1. Что называется фотосинтезом?
  2. Какие вещества образуются в результате фотосинтеза?
  3. Почему растения называют «зелёными лёгкими планеты?»
  4. Заполните таблицу:

В какое время суток происходит?

Какой газ выделяется?

Какой газ поглощается?

Выделяется или поглощается энергия?

В каких клетках происходит?

Вода поглощается или выделяется?

Рабочий лист №3 «Юные химики»

  1. Где в природе встречается кислород и углекислый газ?
  2. Какие свойства кислорода и углекислого газа вы знаете?
  3. Объяснить опыт:
  4. Заполни таблицу:

Где в природе встречается

Какими свойствами обладает

Рабочий лист №4 «Юные биологи»

  1. Докажите что при дыхании поглощается кислород, а выделяется углекислый газ?
  2. Заполни схему: соедините стрелками процессы дыхания и фотосинтеза с веществами, которые участвуют в этих процессах.

Фотосинтез углекислый газ дыхание

Ответить на вопросы

  1. Что называется газообменом?
  2. Есть ли у растений приспособления для газообмена?
  3. Заполни таблицу и объясни рисунок:

Ответьте на вопросы:

  1. Куда кислород исчезает?
  2. Куда исчезают органические вещества, образовавщиеся в процессе фотосинтеза?
  3. Составьте схему дыхания у растений (кислород, углекислый газ, вода, энергия, сложное органическое вещество)

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Актуализация, целеполагание, мотивация

Изучение нового материала и его закрепление

Подведение итогов урока

Формируют выводы, заканчивают заполнение таблицы ЗХУ в тетради (графа «узнал»)

Зачитывают, корректируют свои записи.

Прочитать содержание учебника, пар. 30, стр. 109 -112, проработать записи в тетради, творческие задания

  1. решить проблемную задачу: когда (утром или вечером) один и тот же лист весит меньше? Ответ поясните.
  2. написать мини сочинение от имени молекулы кислорода «Моё путешествие по растению».

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают информацию учителя.

Дыхание древности – глядя на памятники прошлого.

Дыхание эпохи – когда описывается какое либо время.

дыхание современности – при социальном опросе узнают результаты

дыхание ветра – тихо подул ветер

дыхание вулкана – вулкан начал «оживать»

ледяное дыхани е зимы.

Амплитуда дыхания – графическое изображение .

  1. 6 «в» класс. В классе 29 человек, успевают все, качества %, уровень обученности средний.
  2. Биология изучается по программе И.Н. Пономарёвой
  3. Тема урока: «Дыхание растений», по сложности содержание урока соответствует типу класса.
  4. Этот урок входит в раздел «Основные процессы жизнедеятельности» и рассчитан на 7 часов. Этот урок №3 является продолжением раздела. Цель урока — изучение процесса дыхания у растений.
  5. Задачи урока – выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; установить как происходит газообмен в растениях; доказать, что дыхание и фотосинтез – два противоположных процесса; воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям.
  6. называть органы дыхания растений; Характеризовать сущность процесса дыхания; обосновывать взаимосвязь приспособлений к дыханию у растений и средой их обитания; распознавать чечевички и устьица; сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза.
  7. Личная значимость для учащихся — растение дышит, как и человек, круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ, поэтому не стоит иметь в спальне много растений.
  8. При подготовке к уроку были учтены требования образовательных стандартов, обязательный минимум (дыхание, устьице, чечевички, растение, газообмен, кислород, углекислый газ, воздушное дыхание, нрк — растения «зелёные лёгкие планеты»).
  9. Уникальность урока в том, что каждый ученик по – новому посмотрит на то — что происходит вокруг нас.
  10. Урок комбинированный. Задания развивающего характера. На уроке использована технология развития критического мышления. Использование рабочих листов, даёт возможность каждому ученику получать знания на уроке. Каждый ученик получит оценку за тест, и за работу на уроке.
  11. На уроке использованы методы: наглядно – иллюстративный, демонстрационный, частично – поисковый, проблемный исследовательский.
  12. Приёмы: беседа, работа с рабочими листами, Составление таблиц. Работа с дополнительной литературой. Творческое задание: написать мини сочинение.
  13. Каждый этап отслеживался, проверка заданий сразу же, после их выполнения, корректировка.
  14. В конце урока мини тест. Взаимопроверка и оценивание. Темп урока средний, что соответствует уровню подготовки данного класса, их эмоциональному настрою, с учётом индивидуальных особенностей. Группы сформированы с разной подготовкой учащихся. Активность учащихся на уроке была высокой, т.к. отвечать товарищам психологически намного легче, чем у доски и даже с места, для всего класса.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тест 1 — вариант 2 – вариант 1. Поглощается углекислый газ; А) Фотосинтез; 1. Происходит во всех клетках растений. А) Дыхание; 2. Поглощается кислород; Б) Дыхание; 2. Выделяется кислород; Б) Фотосинтез; 3. Выделяется вода; 3. Расщепление органических веществ; 4. Поглощается вода; 4. Протекает на свету и в темноте; 5. Происходит только на свету; 5. Протекает в хлоропластах; 6. Протекает в хлоропластах; 6. Происходит только на свету; 7. Протекает на свету и в темноте; 7. Поглощается вода; 8. Расщепление органических веществ; 8. Выделяется вода; 9. Выделяется кислород; 9. Поглощается кислород; 10.Происходит во всех клетках растений. 10.Поглощается углекислый газ;

Ответы: 1 вариант: 2 вариант: А) 1, 4, 5, 6,9 А)1, 3,4,8,9 Б) 2, 3, 7,8,10. Б) 2, 5,6,7,10. «5» 9-10 «4» 7-8 «3» 5-6

Личная значимость Растения дышат, как и человек круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ, поэтому не стоит иметь в спальне много растений

Домашнее задание Изучить пар. 15, стр. 82 — 85, творческие задания: 1. Решить проблемную задачу: когда (утром или вечером) один и тот же лист весит меньше? Ответ поясните. 2. Написать мини сочинение от имени молекулы кислорода «Моё путешествие по растению»

Спасибо за внимание! « Пусть другой гениально играет на флейте, но ещё гениальнее слушали ВЫ». А. Дементьев

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эпиграф к уроку:«Я дышу, а значит, я живу!»Владимир Семенович Высоцкий Ход урока1.Актуализация знаний учащихся о строении и функциях листа. Подвод к теме через эксперимент. (Фронтальная бес.

Урок разработан для преподавания по ФГОС. В разработке представлено применение на уроке всех УУД.

«Дыхание растений». Комбинированный урок, с использованием проблемно-поискового метода, самостоятельной работы в группах, демонстрация опыта, проведение лабораторного опыта, моделирование.

Рабочий лист к теме: «Дыхание растений».

Цели урока:Обучающие: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать р.

Презентация к уроку биологии 6 класс «Дыхание растений».

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме «Почему организмы совершают движения? «.Методическая разработка урока с поэтап.

Источник