Меню

Этапы работы по определению растений

5.2. Методика определения растений

Изучение флоры связано с определением составляющих ее растений. Определить растение — это значит установить его точное видовое название и принадлежность к более крупному таксону. Определение можно проводить как непосредственно в природе, не повреждая растения, так и в лаборатории (что приходится делать в случаях, когда необходимо пользоваться оптикой) по свежему или гербарному материалу. Определяют растения с помощью определителя.

Оборудование: определители растений, лупы, препаровальные иглы, линейки, бумага для этикеток.

Определитель состоит из таблиц для определения. Обычно первой помещают таблицу для определения семейств, вслед за ней идут таблицы, по которым находят принадлежность растений к роду и виду в пределах рода. В ботанических определителях и «флорах» таблицы строятся обычно по дихотомическому (вильчатому) принципу: они состоят из пронумерованных ступеней, каждая из которых включает два взаимоисключающих диагноза — тезу и антитезу. Выбор одного из этих диагнозов в соответствии с признаками искомого растения и составляет сущность определения.

Ошибки в определении чаще всего происходят от невнимательного выбора диагноза без детального анализа всех указанных им признаков. Чтобы избежать таких ошибок, надо следовать следующим правилам:

1) перед определением анализируют все признаки растения;

2) в ходе определения внимательно и до конца прочитывают диагнозы, тезы и антитезы каждой ступени, учитывая весь комплекс, а не один признак;

3) встретившись с незнакомым термином, следует выяснить его значение.

Последовательность определения растений

(памятка для учащихся)

— Определение всегда начинать с первой ступени. Внимательно прочитать тезу и антитезу и сравнить признаки, приведенные в них, с гербарием определенного растения;

— Если подходит теза, то следует перейти к той ступени, номер которой стоит после описания признаков тезы, если же признаки растения схожи с антитезой, то переходят к ступени, номер которой указан после антитезы;

— В указанной ступени опять сравнивать признаки растения с тезой и антитезой. Выбирают одну из них и переходят к другой ступени, куда вас отсылают;

— Если после тезы и антитезы нет цифры, указывающей переход к следующей ступени, а стоит название растения, то определение растения на этом заканчивается;

— Найдя видовое название растения, надо точно вписать бинарное название вида (русское и латинское с указанием автора) в этикетку гербарного образца, в флористическую тетрадь.Содержание разделов дисциплины.

5. 3 Порядок морфологического описания цветкового растения.

Биоэкологическая характеристика растений складывается из описания морфологических (внешнего строения органов), биологических (характера роста и развития) и экологических (взаимодействий с условиями среды) признаков растений (приложения 1, 2).

Научное знакомство с каким-либо избранным представителем семейства ведется, прежде всего, путем морфологического анализа всех его частей. Этот анализ выполняется по при-веденному ниже плану описания растений. Для успеха в работе необходимо твердое и четкое знание морфологии растений.

Результаты анализа представителей важнейших семейств, следует на первых порах кратко записывать в тетради. Полезно сопровождать записи рисунками, схемами, которые рекомендуется сопоставлять или сверять с соответствующими изображениями в учебной литературе.

Можно выполнять морфологический анализ не только живых растений, но и засушенных (гербарных экземпляров). Засушенные цветки и плоды надо распарить в кипятке, после чего с помощью пинцета, препаровальных игл и лупы можно легко их препарировать, установить их строение, существенные признаки и успешно сделать подробное их описание.

Гравилат городской (Geum urbanum L.). Мезофит. Травянистый многолетник, короткокорневищный поликарпик, гемикриптофит.

Во взрослом состоянии только система придаточных корней, кистевая или бахромчатая, корни равномерно располагаются на корневище, подузловые. Продолжительность функционирования – 6-8 лет.

Растение имеет побеги двух типов: главный – вегетативный, розеточный, моноподиально-нарастающий, многолетний; боковые – генеративные, удлиненные, монокарпические и моноциклические. Главный побег за счет сокращения корней втягивается в почву, становится эпигеогенным корневищем. Направление корневища ортотропное.

На главном побеге листья только срединной формации, без прилистников, основание черешка расширенное, охватывающее стебель. Листья длинночерешковые, прерывисто-лировидно-перисторассеченные. Край листа двояко-зубчатый, жилкование – перисто-краевое. Наблюдается гетерофиллия, форма листьев на побеге меняется в течение вегетационного периода.

Боковые побеги можно рассматривать как соцветия, после цветения и плодоношения отмирают полностью. Стебель цилиндрический, прямостоячий, у основания приподнимающийся, опушенный простыми волосками, достигает длины 40-50 см. Листья тройчато-рассеченные с ромбовидными заостренными долями, с травянистыми прилистниками, опушенные. Нижние – черешковые, верхние – сидячие.

Листорасположение очередное, формула листорасположения — 2/5.

Соцветие цимозное, фрондозное, упрощенный тирс. Цветок гемициклический, актиноморфный, околоцветник двойной, раздельнолистный. Чашечка пятимерная, с подчашием, венчик из пяти лепестков желтого цвета. Андроцей из большого числа несросшихся тычинок, многобратственный. Гинецей апокарпнный, из большого числа пестиков. Опыление перекрестное, насекомыми. Формула цветка Ca5Co5 A∞ G∞

Читайте также:  Биохимия животных растений и микроорганизмов

Плод – орешек. При созревании плодов верхняя часть столбиков отваливается, на оставшихся образуются крючочки, с помощью которых плоды цепляются к одежде, шерсти животных. Приспособлением к распространению плодов является и образование карпофора – вытягивание части цветоложа выше чашечки.

Лекарственное и пищевое растение, встречается в смешанных ласах, по кустарникам, около жилья человека.

Источник

Конспект занятия- экспериментирования по природе «Жизнь растений»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya.docx 726.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад КВ №5 «Незабудка»

по природе в старше – подготовительной группе

на тему «Жизнь растений»

Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы.

Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.

Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.

Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.

Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.

горшок с комнатным растением; искусственный цветок; схемы-модели: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”, “Травянистые растения”; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей.

Знакомство с растениями леса, поля, луга, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-моделей “Признаки живого”, посадка овса.

“Строение растений”, проведение игр-превращений “Представь себя совсем иным”, н/п «Дары природы», «Как зовут тебя деревце?», чтение художественной литературы- М. Пришвин «Золотой луг», С.М. Курикова «Мы идем в лес», К.Д. Ушинский, С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой «Как ходят деревья?» энциклопедия для детей «Растения и животные», Т.А. Шорыгина «Деревья, какие они?», «Кустарники, какие они?» , разучивание стихотворений, рассматривание картин.

Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением.

Появляется Незнайка с искусственным цветком.

Незнайка : – Здравствуйте, ребята! Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.

(Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой)

– Значит и ваше растение не живое?

(Дети говорят, что это растение живое, это узамбарская фиалка)

(Дети перечисляют признаки живого по слайду схемы-модели №1, показанному на экране: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается)

Воспитатель : – А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого растения?

Незнайка : – Конечно, хочу.

(Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель №2: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)

Источник

Разработка урока 7 класс ФГОС. Практическая работа № по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Практическая работа по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения. Данная работа проводится после изучения семейств Однодольных и Двудольных из отдела Покрытосеменные растения. Для определения растений рекомендовано использовать атлас определитель.

Скачать:

Вложение Размер
план конспект практической работы по биологии 7 класса ФГОС по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей мест 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии. 7 класс ФГОС. Практическая работа по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.

Урок разработала и провела учитель биологии

МБОУ СОШ №5. Станицы Калниболотской

Прокопенкол Елена Григороьевна.

7 класс №17. ТЕМА: П.Р.Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.

Цель: познакомить учащихся с растениями своей местности, научить распознавать их, рационально использовать и сохранять природу родного края.

Знать наиболее распространенные растения своей местности..

Распознавать наиболее распространенные растения своей местности. Охранять их.

Роль растений в природе и для человека,

Наблюдать изменения в растительном сообществе данной местности, находить пути решения проблем Работать с учебником (текстами, иллюстрациями). Находить дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.

Осознание значения образования для повседневной жизни и рационального использования природного материала. Понимание важности ответственного отношения к охране окружающей среды.

Умение слышать и слушать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего.

Аргументировано отстаивать свою точку зренияё

Соблюдение правил гигиены

Оборудование: гербарий растений своей местности, карточки с изображениями растений, популярный атлас определитель дикорастущих растений В.С.Новиков, И.А.Губанов

  1. Актуализация опорных знаний. Перечислить, выбрать признаки (из предложенных):
  1. Назвать признаки растений класса Однодольные, Двудольные.
  2. Отличительные признаки семейств Злаковых, Лилейных, Розоцветных, Крестоцветных, Бобовых, Пасленовых, Сложноцветных.
  1. Мотивация: какие вам известны, из окружающих нас растений?
  1. В огороде у дорожки

стоит солнышко на ножке

только желтые лучи

у него не горячи. (подсолнечник)

Белые реснички. (ромашка)

Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. И научимся распознавать растения.

Источник

План-конспект урока-практикума «Определение растений отдела Покрытосеменных (Цветковых)». Биология. 7-й класс. УМК «Сферы»

Разделы: Биология

Класс: 7

Обоснование.

В тематическом и поурочном планировании «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс», предлагается провести 4 лабораторных работы по изучению признаков растений различных семейств и 3 практические работы по определению растений. Провести одновременно и лабораторную и практическую работу в рамках одного урока очень трудно из-за нехватки времени. Поэтому, я использую другой вариант, все лабораторные работы, представленные в электронном приложении учащиеся выполняют самостоятельно в конце каждого урока соответствующей темы в качестве закрепления изученного материала. А вот все практические работы предлагаю объединить в отдельный урок-практикум, выделив на это час учебной нагрузки.
Для проведения практических работ использую гербарный материал с местными видами растений, поэтому карточки-определители, приведенные в тетради-практикуме не подходят. По ним на засушенных препаратах трудно определить цвет листьев, цветов, особенности анатомии цветка, наличие запаха и т.д. Для выполнения этой работы предлагаю использовать карточки-определители, которые предназначены именно для гербарных образцов.

Тема урока: Определение растений отдела Покрытосеменных (Цветковых).

Тип урока: урок когнитивного типа.

Вид урока: урок-практикум.

Цель урока:

  • закрепить знания по морфологии и систематике растений различных семейств отдела Покрытосеменных.
  • отработать умения распознавать растения различных семейств отдела Покрытосеменных по гербарным образцам с использованием карточек-определителей
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к лабораторному оборудованию, любовь к родной природе.

Оборудование и материалы: карточки определители, гербарные образцы растений различных семейств, ручные лупы, тетрадь – практикум, электронное приложение.

Планируемые результаты: каждый учащийся должен определить три растения из предложенных семейств отдела Покрытосеменные по гербарным экземплярам, пользуясь карточками-определителями (Пасленовые Крестоцветные, Бобовые, Лилейные) на основе характерных признаков.

Формы организации учебной деятельности:

  • Фронтальная: в процессе проведения инструктажа перед началом работы.
  • Индивидуальная: работа с учебником, электронным приложением, тетрадью – практикумом, карточками – определителями, гербарным материалом, лупой.

Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с электронным приложением, тетрадью – практикумом, увеличительными приборами, гербарными образцами, карточками – определителями.

Содержание урока:

Организационный этап

Подготовка учащихся к работе. Взаимное приветствие. Визуальный контроль готовности к уроку.

Этап подготовки к выполнению практической работы

При изучении характерных особенностей растений различных семейств отдела Покрытосеменных (§ 20 – 24 учебника) вы выполняли виртуальные лабораторные работы представленные в электронном приложении. Это позволило вам более детально ознакомиться с характерными признаками различных растений представленных семейств. Сегодня, выполняя практические работы, вы научитесь определять растения не по электронному приложению, а по гербарным материалам. Растения, предлагаемые для определения, произрастают в нашей местности, знакомства с ними поможет вам лучше узнать местную флору.
Но прежде, чем приступить к работе, необходимо вспомнить правила техники безопасность. Прочитайте пункты № 1,5 на странице 5 тетради – практикуме.

Этап инструктажа

Также как и при выполнении виртуальных лабораторных работ, вам необходимо использовать карточки определители. Такие карточки по трем разным семействам лежат у каждого на столе. Вспомним еще раз, как пользоваться такими карточками. Для этого прочитайте «Правила определения растений» на странице 5 в тетради – практикуме.

Этап выполнения работы

У каждого учащегося по три гербарных экземпляра растений трех различных семейств с определительными карточками для самостоятельной работы по определению растений. Названия видов определяемых растений и использованные тезы и антитезы, учащиеся записывают в тетрадь – практикум на страницах 40 – 45.

Этап оценки результатов

При правильном определении всех трех предложенных растений, ученик получает высший балл, двух – оценка «четыре», одного – оценка «три».

Заключительный этап урока

Привести свое рабочее место в порядок: гербарные образцы, карточки – определители сложить на углу стола. Дежурные соберут лупы и тетради – практикумы.

Домашнее задание

Прочитать § 25. Повторить основные итоги главы на странице 64 учебника.

Источник

Урок-практикум «Определение различных видов растений и животных Среднего Урала»

Задачи:

  • углубить знания об основах систематики растений и животных;
  • совершенствовать навыки определения растений и животных Среднего Урала с помощью интерактивных атласов-определителей;
  • закрепить умение составлять морфологическое описание растений;
  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: компьютеры, презентация учителя (Приложение 1), интерактивные определители растений и животных (ассоциация “Экосистема”: Московский полевой учебный Центр), гербарные экземпляры и фотографии растений Урала, коллекции и фотографии насекомых Среднего Урала, раздаточный материал (Приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Тема нашего урока-практикума – “Определение различных видов растений и животных” (Слайд 1).

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету! (Я. Аким)

III. Введение в тему

В настоящее время на нашей планете существуют не менее 5 млн. видов живых организмов, и, по-видимому, не менее 500 млн. видов вымерло в предыдущие геологические эпохи. Познанием этого бескрайнего многообразия проявлений жизни и занимается систематика.

Сегодня мы с Вами должны углубить знания об основах систематики растений и животных; совершенствовать навыки определения растений и животных Среднего Урала с помощью интерактивных атласов-определителей; закрепить умения составлять морфологическое описание растений. (Слайд 3)

Итак, систематика это наука, которая занимается описанием и классификацией организмов – как живых, так и вымерших. (Слайд 4).

Создание первой научной классификации принадлежит шведскому естествоиспытателю Карлу Линнею (1735 г.). (Слайд 5).

Заслуги Карла Линнея:

  1. упростил биологическую терминологию;
  2. создал систему распределения растений и животных по группам;
  3. ввел бинарную номенклатуру;
  4. ввел латинские названия.

Важнейшим понятием систематики является “таксон”.

Согласно правилам ботанической номенклатуры основными таксономическими категориями являются: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство. (Слайд 6).

Приводится конкретный пример – систематическое положение Чины весенней (Слайд 6) [1].

Согласно правилам зоологической номенклатуры основными таксономическими категориями являются: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство. (Слайд 7).

Приводится конкретный пример – систематическое положение Махаона алексанора (Слайд 7) [2].

Вопрос классу: В чем отличие ботанической и зоологической номенклатуры? (Ответ – см. Слайд 8)

Для установления научных названий растений и животных используются атласы-определители. Они содержат изображения растений или животных, таблицы-ключи и краткую характеристику изображений (Слайд 9).

Инструкция по определению растений и животных (Слайд 10) [3]

В определительной таблице за каждой цифрой и знаком “0” перечислены различные признаки.

Признаки, перечисленные за цифрой, составляют “ТЕ3У” — положение.

Признаки, перечисленные за знаком “0”, составляют “АНТИТЕЗУ” — противоположение.

Каждая теза и антитеза составляют ступень.

1. ТЕЗА . 1. СТУПЕНЬ
0. АНТИТЕЗА
2. ТЕЗА . 2. СТУПЕНЬ
0. АНТИТЕЗА.

Порядок определения растения (животного)

(выдается на каждую парту)

Прочитайте тезу и антитезу 1-й ступени и решите, что больше соответствует признакам растения (животного), которое Вы определяете.

B конце выбранной тезы или антитезы стоит цифра новой ступени, на которую и нужно перейти.

На новой ступени продолжайте такое же сравнение тезы и антитезы с признаками определяемого растения (животного).

На какой-то ступени выбранная Вами теза или антитеза закончится не цифрой, а названием определяемого растения (животного).

Название растения (животного) состоит из двух слов. Первое слово — это родовое название, вместе со вторым оно составляет название данного вида.

IV. Практикум (работа в группах) (Слайд 11)

Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при проведении практикума и работе с компьютером, дает комментарии по выполнению практикума.

Каждая группа работает со своими объектами, используя атласы-определители (интерактивные и на печатной основе) по следующему плану (Слайд 12, Приложение 2):

  1. Определить систематическое положение предложенного растения.
  2. Составить морфологическое описание данного растения.

План морфологического описания растения [4]

(выдается на каждую парту)

  1. Название растения.
  2. Жизненная форма (дерево, кустарник, кустарничек, трава).
  3. Однолетнее или многолетнее растение.
  4. Характеристика надземной и подземной частей
    • Тип побега
    • Листорасположение
    • Лист простой или сложный
    • Строение цветка
    • Тип плода
  5. Местообитание растения.
  6. Распространение вида в регионе и на территории России.

3. Определить систематическое положение предложенного животного.
4. Сделать вывод.
5. Оформить отчет о выполненной работе.

Домашнее задание

Список литературы.

  1. Новиков В.С. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические характеристики. Поведение. Размножение. – Мн.: Харвест, 2003.
  3. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005.

Источник