Меню

Этапы развития физиологии растений вклад русских и советских ученых

Основные этапы развития физиологии растений как науки

Физиология растений как наука зародилась в 17 18 ст. на основе ботаники. Первые исследования по физиологии растений проведены Ван-Гельмонтом, касающиеся питания растений. Для этого он взял ветку вербы массою 2,25 кг и посадил в сосуд в котором находилось 91 кг почвы. В течение 5 лет поливал это растение дождевой водой. В конце эксперименте Ван-Гельмонт установил, что масса почвы уменьшилась на 57 г, а масса растения увеличилась на 75 кг. Полученный результат он объяснил тем, что масса возросла за счет воды. Так возникла ошибочна водная теория питания растений, которая просуществовала до 19 ст.

Английский ученый Гейлис в своей книге «Статика растений» 1727 г высказал мысль о возможности питания растений за счет листьев воздухом. Этого исследователя следует отнести к основоположникам физиологии растений как науки, которая сформулировалась почти на столетие позже. В этот период ученые Пристли, Ингенхауз и Сенебье установили те компоненты, за счет которых осуществляется воздушное питание растений.

Сосюр 1767 — 1845 гг. С помощью точного химического метода установил, что растение на свету поглощает углерод из атмосферы в состоянии СО2 и выделяет кислород. Так сложилось представление о фотосинтетической функции растений. Термин «фотосинтез» предложил Пфеффер в 1877 г.

Следует отметить, что физиология растений установилась как наука в 1800 г., когда ученый Сенебье предложил название «Физиология растений» и подготовил первый учебник по этой дисциплине. В этом учебнике он сформулировал суть предмета, методы и задачи физиологии растений. В России физиология растений долго не отделялась в самостоятельную науку. Только в 1863 г. были образованы первые кафедры физиологии растений. Первым русским ботаником-физиологом был С. О. Рачинский (1833 — 1902) — профессор физиологии растений Московского университета. В этом же университете активную деятельность проводил К. А. Тимирязев. В Петербургском университете курс физиологии растений преподавал проф. А. С. Фаминцын (1835 — 1918). Первый учебник с физиологии растений написан в 1887 г. проф. А. С. Фаминцыным. В 1891 г. был подготовлен учебник В. И. Палладиным. Этот учебник переиздавался 9 раз.

Большой вклад в развитие разных направлений физиологии растений сделали такие ученые: Буссенго, А. С. Фаминцын, К. А. Тимирязев, М. С. Цвет (фотосинтез), И. П. Бородын, А. Н. Бах, Г. Бертран, В. И. Палладин, Л. Пастер (дыхание); Дютроше, Де-Фриз, Сакс (водный обмен); Либих, Гельригель, Кноп, С. М. Виноградский, Д. М. Прянишников (минеральное питание), Барановсикй, Фехтинг ( рост и развитие растений) и др.

Следует отметить, что с 30 — и до 50 — х годов 20 ст. был период, как подчеркивает А. Л. Курсанов (1982), тяжелый для развития физиологии растений. Это случилось потому, что от физиологии растений была отнята биохимия. В этот период развитие физиологии было направлено на решение прикладных, а не фундаментальных проблем. В Украине этот период значительно затянулся. С 50х гг. У физиологические эксперименты начали внедряться высокочувствительные методы биофизики, молекулярной и клеточной биологии. Осуществляются фундаментальные исследования, на основе которых накапливаются новые биотехнологии растений. Наступил новый этап развития физиологии растений — это этап ассимиляции та интеграции, то есть соединение физиологии растений с другими биологическими науками. Академик А. Л. Курсанов стал первым внедрять новые идеии у физиологию растений. Он воспитал целую плеяду ученых и создал таким образом свою школу (Мокроносов, Куляева, Бутенко, Семененко, Вахмистров, Вартепетян, Молотковский, Саляев, Тарчевский, Санадзе, Полевой) и др. В связи с этим появились новые направления научных исследований, например, Вартапетян изучал кислородный обмен и транспортирование кислорода; роль цитокининов в регулировании метаболизму изучала Кулаева; донорно-акцепторные системы растений исследуются Мокроносовым; организация растительных мембран — Молотковским, Саляевым; ионный гомеостаз растительной клетки — Вахмистров, метаболизм растительных липидов — Верещагин.

В настоящее время интенсивно исследуются механимы регуляторного действия фитогормонов, включая их действие на генетически аппарат клетки. Этой проблемой ззанимаются исследовательские коллективы под руководством Кулаевой, Полевого. Изучаются механизмы метаболизма фитогормонов и их роль в регуляции роста растений (В. И. Кефели). Активно начались исследования иммунохимии растений. Эти исследования осуществляются под руководством О. Д. Володарского. Интенсивно изучается экологическая физиология растений. Разработаны классические концепции стойкости растений М. О. Максимовым, И. И. Тумановым, П. О. Генкелем, Б. П. Строгановым. Полученные новые данные об адаптивных системах растений (В. М. Жолкевич, Т. И. Трунова).

Дата добавления: 2014-11-24 ; просмотров: 29 | Нарушение авторских прав

Источник

Этапы развития физиологии растений, ее связь с общим развитием биологии и практикой

Сведения о процессах, происходящих в живом растении, накапливались по мере развития ботаники. Прогресс в этой области биологии определялся использованием новых, все более совершенных методов, заимствованных из химии и физики, а также запросами растениеводства.

В развитии физиологии растений можно выделить несколько этапов.

1) XVII–XVIII вв. – зарождение физиологии растений как науки.

В своих трудах итальянский биолог и врач М. Мальпиги («Анатомия растений» (1675 — 1679)) и английского ботаника и врача С. Гейлса («Статика растений» (1727)) наряду с описа­нием структуры растительных тканей и органов излагают результаты физиологических опытов, доказывающих су­ществование восходящего и нисходящего токов воды и пита­тельных веществ у растений, и высказывается идея о воздушном питании растений. Следует сказать, что физиология растений сначала раз­вивалась как наука о почвенном пита­нии. В 1772-1782 гг. Д. Пристли, Я. Ингенхауз и Ж. Сенебье открывают явление фотосинтеза.

2) Конец ХYIII в. – выделение физиологии растений в самостоятельную область знаний. Об этом ознаменовало издание Ж. Сенебье в 1800 году трактата «Physiologie vegetale» в пяти томах. Сенебье не только предложил термин «физиология растений», собрал и проанализировал все известные данные в этой области науки, но и сформулировал основные задачи физиологии растений, определил ее предмет и используемые методы.

3) В XIX и начале XX вв. роль физиологии растений, как и других наук, заключалась в том, что она от­крывала законы природы и пути их использования в практике. В XIX в. произошла окончательная дифференциация основных разделов современной физиологии растений: фотосинтез, дыхание, водный режим, минеральное питание, транспорт веществ, рост и движение, раздражимость, устойчивость растений, эволюционная физиология растений.

Читайте также:  Вторичное анатомическое строение корня двудольного растения

В России К.А. Тимирязев призывает к тому, чтобы физиология растений заняла по отношению к агрономии такое же место, как физиология человека и животных по отношению к медицине.

4) Первая половина XX в. – бурное и много­стороннее развитием фитофизиологии. Главным направле­нием становится изучение биохимических механизмов дыха­ния и фотосинтеза. Параллельно развивается фитоэнзимология, физиология раститель­ной клетки, экспериментальная морфология и экологическая физиология растений. Из физиологии растений в качестве самостоятельных дисциплин выделяются микробиология и агрохимия. Большим достиже­нием явилось открытие эндогенных регуляторов роста и развития растений — фитогормонов.

5) Современный этап – вторая половина XX в. – начало ХХI в. –

– это период синтеза: происходит постепенное слияние в единое целое биохимии и молекулярной биологии, биофизики и биологи­ческого моделирования, цитологии, анатомии и генетики растений. Становится все очевиднее, что явления жизни не­возможно понять только в рамках одной биохимии или одной биофизики вне конкретных биологических структур;

– наряду с углублением исследований на субклеточном и молеку­лярном уровнях возрастает интерес к изучению систем регуляции и механизмов, обеспечивающих целостность расти­тельного организма;

– резко ускоряются исследования механизмов реализации на­следственной информации, роли мембран в системах регуля­ции, механизма действия фитогормонов, развивается электро­физиология растений;

– происходит быстрый прогресс в разработке методов культуры органов, тканей и клеток, который имеет большое значение и для практики (селекция, клональное микроразмножение, поддержание без­вирусных элитных культур растений);

– большие перспективы открывает для физиологии и биохимии растений новая, быстро развивающаяся отрасль промышленности – биотехно­логия;

– в интенсивном сельском хозяйстве находят широкое применение теория минерального питания и водного обмена, химические регуляторы роста растений, гербициды и фунгициды;

– характерной чертой развития физиологии растений как науки в нашей время является то, что она тесно связана с практикой и служит теоретической основой агрономии, научного земледелия, обоснованием практических агрономических приемов.

Источник

История развития физиологии растений и её методы

Физиология растений сначала развивалась как составная часть ботаники. Превращение ее в самостоятельную науку относят к 1800 г., когда швейцарским аббатом Ж. Сенебье была написана первая книга о жизни растения, названная им «Физиология растений». Отсюда пошло и название самой науки.

Первые ученые для изучения жизни растений использовали на­блюдения в естественных и искусственных условиях. Поскольку фи­зиологи должны не просто описать идущие в организме процессы, а изучить их механизмы и взаимодействие, то необходимо не толь­ко простое наблюдение, но и проведение разных опытов. Физиология растений является экспериментальной наукой. Эксперимент — ее главный метод. Первый опыт был поставлен еще в 1600 г. гол­ландцем Яном Ван Гельмонтом, правда, из него были сделаны не­верные выводы.

Эксперименты проводили и проводят в естественных или ис­кусственных условиях. Часто для проведения того или иного опыта растения специально выращивают в полевых условиях или в тепли­цах, оранжереях. В 1837 г. француз Ж.Б. Буссенго (1802—1887) раз­работал метод выращивания растений в специальных сосудах, за­полненных почвой, песком или водой, в которые добавляли разные вещества. Этот метод получил название вегетационного. Вегетационный метод прежде всего помог узнать, какие изменения производят растения во внешней среде: поглощают или выделяют воду; какие газы берут из воздуха и какие соли — из почвы.

Физиология растений возникла как наука о питании растений. Основные этапы ее развития в XIX в. связаны с изучением открыто­го в конце XVIII в. Д. Пристли, Я. Ингенгаузом фотосинтеза (Ж. Сенебье, Н.Т. Сосюр, Ж.Б. Буссенго, Ю. Сакс, Д. Майр, А.С. Фа-минцын, К.А. Тимирязев); выяснением значения листьев и корней как органов питания; установлением необходимости минеральных ве­ществ для поддержания жизни; разработкой теории минерального питания растений (Н.Т. Сосюр, Ж.Б. Буссенго, И.А. Кноп, Ю. Сакс, Ю. Либих); обнаружением у растений дыхания, сходного с дыхани­ем животных (Н.Т. Сосюр, Ж.Б. Буссенго, В.И. Палладии); началом изучения поступления, передвижения и выделения воды и раство­ренных веществ (Т. Найт); изучением раздражимости, движений растений (Т. Найт, Ч. Дарвин) и роста (Ю. Сакс).

Превращению физиологии растений в самостоятельную науку в большой степени способствовали также успехи физики и химии. Физиологи стремились объяснить сложные жизненные процессы, сводя их к более простым, уже изученным физическим процессам и химическим реакциям.

Однако для объяснения всей совокупности процессов, совер­шающихся в организме, необходимо, возможно, более полное знание их исторического прошлого. К.А. Тимирязев (фото 1) ука­зывал, что свойства каждого организма создаются не только под влиянием настоящего, но и всего прошлого. В своей структуре и функциях вид отражает среду, в которой шло его формирование, а так как внешние условия изменяются, то для понимания осо­бенностей физиологии данного вида нужно изучить его историю, т. е. применить исторический метод — изучить процесс во време­ни. Только исторические причины помогут объяснить нам, поче­му клетки должны быть насыщены водой; почему корни растут к почве, а побеги — от почвы; почему одни растения цветут, когда длинный день, а другие, — когда короткий. Следовательно, фи­зиология растений должна рассматривать жизнь как результат длительного исторического развития, опираться на эволюцион­ное учение. Однако во времена К.А. Тимирязева, говоря об исто­рическом методе, подразумевали события, которые были в дале­ком прошлом, т. е. измеряли время сотнями и тысячами лет. В наше время исторический метод предполагает изучение жизни во всех временных параметрах: не только в миллионах и тысячах лет, в месяцах, но и в сутках, часах, минутах, секундах. Жизнь — это процесс, следовательно, его нужно изучать во вре­мени.

Источник

Этапы развития физиологии и биохимии растений

Физиология растений зародилась в 17-18 вв. В трудах итальянского биолога и врача М. Мальпиги (1675-1679) и англ. ботаника и врача С. Гейлса «Статика растений» (1727) наряду с описанием структуры растительных тканей и органов излагаются результаты ряда опытов, доказывающих существование восходящего и нисходящего токов воды и питательных вв. у растений, высказывается идея о воздушном питании растений.

В 1772-1782 гг. Д. Пристли, Я. Ингенхауз и Ж. Сенебье, дополняя друг друга, открыли явление фотосинтеза, т. е. способность зеленых растений усваивать СО2 из воздуха с использованием солнечного света.

Датой рождения ФР как науки считают 1800 г., когда был издан 5-томный труд Ж. Сенебье (швейц. ботаник) «Physiologie vegetale» — “Физиология растений». Этот ученый предложил термин «физиология растений», сформулировал основные задачи новой науки.

Читайте также:  Анабиоз и в мире растений

Основоположниками физиологии растений в России являются Андрей Сергеевич Фаминцын (1835-1918) и Климент Аркадиевич Тимирязев (1843-1920).

А. С. Фаминцын, академик Российской академии наук, в 1867 г. организовал в Санкт-Петербургском университете первую в России кафедру физиологии растений, а в системе Академии наук — лабораторию анатомии и физиологии растений. Он автор книги «Обмен веществ и превращение энергии в растениях» (1883 г.) и первого отечественного учебника по физиологии растений (1887 г.). Среди учеников А. С. Фаминцына — Д. И. Ивановский, открывший вирусы (1892 г.), М. С. Цвет, разработавший принципы адсорбционно-хроматографического анализа (1903 г.), О. В. Баранецкий, С. Н. Виноградский, В. А. Ротерт, А. А. Рихтер и другие известные ученые.

К.А. Тимирязев — профессор Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская СХА имени К. А. Тимирязева) и МГУ, академик РАН. Основные исследования К.А. Тимирязева посвящены процессу фотосинтезу, им опубликованы труды «Жизнь растения» (1878), «Чарльз Дарвин и его учение» (1883), «Борьба растений с засухой» (1891), «Земледелие и физиология растений» (1906) и др.

Выделяют 3 этапа развития физиологии растений.

I этап связан изучению почвенного корневого питания растений.

Ван-Гельмонт — голланд. ученый (1579- 1644> ошибочно считал воду единственным питательным веществам для растения (водная теория питания растений).

А. Теер утверждал, что органическое вещество растения берут непосредственно из почвы (гумусовая теория питания растений).

Ю. Либих доказывал необходимость полного возвращения в почву всех элементов, в том числе кремния, кроме азота, вынесенных с урожаем. По его мнению, азот в виде аммиака в достаточном количестве содержится в воздухе.

Ж. Бусенго, Г. Гельригель и М. С. Вороним (доказал образование клубеньков на корнях бобовых из паренхимных тканей) в середине прошлого века (1866 г.) показали роль бобовых в фиксации азота. Огромный вклад в изучение проблемы минерального питания внес

Д. Н. Прянишников (1865-1948), который всесторонне изучил азотный обмен и другие вопросы минерального питания сельскохозяйственных растений.

Дальнейшее развитие учение о минеральном питании получило в работах Д.А. Сабинина, Я. В. Пейве и др.

II этап — разработка проблемы превращения энергии (изучение фотосинтеза и дыхания).

М. В. Ломоносов (1711-1765) впервые высказал мысль, что растение строит свое тело с помощью листьев за счет окружающей атмосферы.

К. А. Тимирязев доказал применимость закона сохранения энергии к процессу фотосинтеза.

Много сделали для развития этого направления отечественные ученые В.И. Палладии, В. Н. Любименко, Е. Ф. Вотчал, М. А. Мойтеверде, Н. М. Гайдуков, А.А. Красновский, А. Н. Теренин, А. А. Ничипорович, Т. Н. Годнев, А. Т. Мокроносов и др.

Первые исследования дыхания растений были проведены в конце 18 в. (А. Лавуазье и др.). В раскрытии химизма дыхания ведущая роль принадлежит русским ученым А.Н. Баху, В. И. Палладину, С. П. Костычеву (рус.), О. Варбургу (нем.), Д. Кейлину (амер.) и др.

В IX в. окончательно сложились основные разделы современной физиологии растений: фотосинтез (Ж. Бусенго, Ю. Сакс, А. С. Фаминцын, К. А. Тимирязев, М. С. Цвет М. Поникни и Л. Мархлевский, А. Н. Бах), дыхание (А. С. Фаминцын, Л. Пастор, А. Н. Бах, Г. Э. Бертран), водный режим (Г. Дютроше, Г. Де Фриз, Ю. Сакс), минеральное питание (Ю. Либих, Ж. Бусенго, Г. Гельригель, И. Кноп, С. Н. Виноградский, М. В. Бейеринк, Д. Н. Прянишников), транспорт веществ (В. Пфеффер, Е. Ф. Вотчал), рост и развитие (К). Сакс, А. С. Фаминцын О. В. Баранецкий, А. Ф. Баталин, Н. Ф. Леваковскнй, Г. Фехтинг Г. Клебс), движение (Т. Найт, Ю. Сакс, Ч. Дарвин, К). Визнер В. А. Ротерт, В. Пфеффер), раздражимость (Б. Сандерсон, Ч. Дарвин, Н. Ф. Леваковский), устойчивость растений (Д. И. Ивановский К А Тимирязев). Возникла эволюционная физиология растений, устанавливающая приспособительный к внешним условиям характер функциональных особенностей растений (Ч. Дарвин, К. Бернар, А. С. Фаминцын, К. А. Тимирязев).

В первой половине XX в. ведущим направлением физиологии растений становится изучение биохимии дыхания (В. И. Палладии, Г. Виланд, С. Л. Костычев, О. Варбург, Д. Кейлин, Т. Тунберг, Г. Кребс, А. Корнберг и др.) и фотосинтеза (Р. Вильштетер, К. Б. Ван-Ниль, К. Хилл М. Кальвин, Д. И. Арией и др.), развиваются фитоэнзимология, физиология растительной клетки и экологическая физиология растений (Н. А. Максимов (1880-1952) является её основоположником). Им и его учениками (И. И. Туманов, Ф.Д. Сказкин. В. И. Разумов, Б. С. Мешков, Л. И. Джапаридзе, В. Г. Александров, А.Ф. Клешнин, В. М. Ломан, И. В. Красовская и др. выполнены классические работы по морозоустойчивости, засухоустойчивости, росту и развитию, светокультуре растений, открытие фитогормонов (Д. Н. Нелюбов, Н. Г. Холодный, Ф. Вент, Ф. Кегль, И.Д. Куросава и Т. Ябута, Ф. Скуг и др.), создание гормональной теории роста и развития растений (Н. Г. Холодный, М.Х. Чайлахян).

III этап (современный период) начинается со 2-й половины XX в. Характерно её слияние, интеграция с биохимией и молекулярной биологией, биофизикой, цитологией, анатомией и генетикой растений, её тесная связь с практикой. Наряду с углублением исследований на субклеточном и молекулярном уровнях отличается интересом к изучению систем регуляции, обеспечивающих целостность растительного организма (А. Л. Курсанов, М. Х. Чайлахян, И. И. Гунар, В.В. Полевой, В. И. Кефели и др.), а также дальнейшей разработкой теоретических проблем, направленных на решение практических задач с.-х. Большое внимание физиологи растений уделяют изучению механизмов реализации наследственной информации, роли мембран в системах регуляции, механизмам действия фитогормонов, электрофизиологии растений, адаптивных реакций растений к стрессовым воздействиям. Развитию этих исследований способствуют успехи в разработке и использовании методов культуры органов, тканей и клеток (биотехнология) (Р. Г. Бутенко, В. Е. Семененко, В.С. Шевелуха и др.) В с.-х. широкое применение находят достижения в области минерального питания и водного обмена, химические регуляторы роста растений, гербициды и др., участие в практической селекции сортов.

Биохимия растений относительно молодая наука. Как самостоятельная она сформировалась около 150 лет назад — во 2-й половине ХIX в. она выделилась из комплекса биологических и химических наук, хотя её элементы были известны ещё в глубокой древности.

Читайте также:  Растения пыльца которых может вызвать аллергию

В истории развития биохимических знаний и биохимии как науки можно выделить 4 периода:

I-й период — (с древних времен до эпохи Возрождения). Это период практического использования биохимических процессов без знания их теоретических основ и первых, порой примитивных, биохимических исследований. Предпринимались попытки понять состав и свойства отдельных в-в растительного происхождения.

технологии производств: хлебопечение, сыроделие, виноделие, дубление кож.

причины болезней и причины целебных свойств лекарственных растений.

Х век — Авиценна (Ибн-Сина) в «Каноне врачебной науки» посвятил раздел описанию многих лекарственных в-в.

Сохранились берестяные грамоты XI века из которых известно, что в др. новгородцы знали рецепты многих сложных красок и чернил из растений.

II-й период — (от начала эпохи Возрождения до 2-й половины XIX в. — ослабление церковного влияния на науку). Биохимия существует как раздел физиологии.

М. В. Ломоносов во «Введении в истинную физическую химию» (1752) высказывал мысли о химический природе тканей растений и животных и прохождении в них «химических операций». В «Слове о явлениях воздушных» (1753) он высказывал важные мысли о воздушном питании растений, фотосинтезе. Он описал ряд биохимических соединений: жиры, эфирные масла, смолы.

К концу VIII — началу XIX века относятся первые наблюдения над ферментами.

1783 г. — Спаланцанни установил, что мясо разжижается под действием желудочного сока хищных птиц (переваривание пищи — химический процесс).

1814 г. — К.С.Кирфгоф показал, что в прорастающем зерне пшеницы содержится в-во, способное превращать крахмал в сахар и декстрин.

1833 г. — Пайон и Персо выделили его из пшеницы и назвали диастазой (амилазой), постулировали роль ферментов как катализаторов биохимических реакций.

1836 г. — Шванн описал фермент пепсин.

III-й период (со 2-й половины XIX века — до 50-х годов ХХ века). Биохимия выделилась из физиологии как самостоятельная наука.

Вклад А. М. Бутлерова в органическую химию. В 1861 г. представил теорию строения органических веществ. Впервые синтезировал лабор-м путем сахар.

Ф. Мишер (1868) в лаб. нем. физиолога и биохимика Ф. Гоппе-Зейлера открыл ДНК, но по достоинству это открытие было оценено только спустя 100 лет.

А.С. Фаминцын внес выдающийся вклад в биохимию растений: «Обмен веществ и превращения энергии в растениях» (1883).

И. Э. Лясковским и Ал-др Яковл. Данилевским (1838-1923) были получены важные результаты в исследовании химизма белков. В 1884 г. А. Я. Данилевский с помощью ферментов получил белково-подобные вещества. Были сформулированы основные положения полипептидной теории строения белков. А. Я. Данилевский возглавил первую в Росси кафедру биохимии в Казанском ун-те.

Э. Фишер (1852-1919, нем. химик-органик) несколько позднее синтезировал ряд полипептидов. Он сформулировал основные положения полипептидной теории строения белков, установил структуру, предложил формулы и исследовал св-ва почти всех АК. Изучил строение и ферментативные превращения углеводов.

1880 г. И. И. Лунин — после его началось изучение витаминов.

Начало ХХ века характеризуется рядом фундаментальных исследований:

1903 г. Нейберг впервые использовал название «биохимия».

1905 г. А.Горден и В. Ионг выделили фермент спиртового брожения «козимазу» (НАД).

1911 г. польский ученый Функ выделил в частом виде витамин В1.

1926 г. Самнер впервые получил в кристаллическом виде фермент уреазу и доказал, что она является белком.

1931 г. академик В. А. Энгельгардт открыл, что фосфорилирование сопряжено с дыханием. С 50-х годов начинается новый этап в развитии биохимии.

IV-й период (с 50-х годов ХХ в.) характеризуется усиленным использованием в биохимических исследованиях физических, физико-химических и математических методов, активным изучением основных жизненных процессов. Установление химического состава растений, открытие ферментов и выяснение их роди в обмене веществ, открытие витаминов и гормонов, развитие химии аминокислот и белков, нуклеиновых кислот, жиров и углеводов привели к формированию современной биохимии, с развитием которой стали создаваться единые представления об общих закономерностях процессов обмена веществ и превращениях энергии в организмах.

Краткая хронология основных открытий этого периода в биохимии:

1953 — Уотсон и Крик — модель двойной спирали ДНК.

1953 — Ф.Самнер — расшифровал АК последовательность белка инсулина.

1959, 1960 — А.С.Спирин и П.Доти установили втор. и трет. структуру р-РНК.

1961 — М.Ниренберг расшифровал первый триплет- код белкового синтеза.

1966 — П.Митчел разработал хемиосмотическую теорию сопряжения окисления и фосфорилирования.

1969 — Р.Мерифильд синтезировал фермент рибонуклеазу.

1977 — Ф.Самнер полностью расшифровал первич. структуру молекулы ДНК (фага).

Работы русских и советских ученых оказали огромное влияние на развитие биохимии.

К. А. Тимирязева (1843-1920) в области фотосинтеза, физики и химии хлорофилла;

М. С. Цвета, который разработал хроматографический анализ, изучал хлорофилл и растительные каротиноиды; С. И. Виноградского по биохимии микробов; Д. И. Ивановского, открывшего фильтрующиеся вирусы.

А. Н. Бах, В. И. Палладии, С. П. Костычев, И.И. Иванов, А. Н. Лебедев выполнили важнейшие фундаментальные работы по выяснению химизма процессов спиртового брожения и дыхания.

Д. Н. Прянишников является основоположником современных представлений о роли азота в жизни растений и обмене азотистых соединений в них.

А. И. Опарин обосновал биохимические основы происхождения жизни на Земле.

Под руководством академика А. Н. Баха в России была создана техническая биохимия: производство лимонной кислоты (С. П. Костычев, В. С. Буткевич), производство чая (А.Л. Курсанов), усовершенствованы виноделие (А.И. Опарин), хлебопечение (В.Л. Кретович), ферментация табака (А. И. Смирнов), получение витаминов из растительного сырья (В. Н. Букин) и т.д. В настоящее время биохимия растений во многих вопросах успешно интегрируется с физиологией растений.

Интенсивно изучаются биохимические особенности важнейших с.-х. растений. В этом отношении большую роль сыграли работы И.И. Иванова и ряда других советских ученых. В настоящее время проблемы сельскохозяйственной биохимии растений разрабатываются во многих научных учреждениях: Институте биохимии имени А. Н. Баха, Институте физиологии растений имени К. А. Тимирязева, Институте химии природных соединений, институтах биохимии многих республик, на кафедрах биологической химии университетов и в сельскохозяйственных учебных заведениях.

Источник