Меню

Этапы жизни цветкового растения семя

Урок на тему «Рост и развитие растений. Особенности индивидуального развития цветкового растения». 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6

Цель: изучить понятия “рост” и “развитие” организма; раскрыть особенности индивидуального развития цветкового растения; показать роль семени в индивидуальном развитии растения.

План урока

  • Начальные этапы индивидуального развития растений.
  • Преимущества и эволюционное значение семенного размножения цветковых растений.
  • Разнообразие способов распространения семян и значение этого периода в жизни цветковых растений.
  • Условия и этапы прорастания семян. Биологическое значение покоя семян.
  • Рост зародыша и развитие проростка. Особенности роста растений.

Предметные результаты:

  • научатся объяснять понятия “рост” и “развитие организма”;
  • научатся объяснять условия прорастания семян, рост и развитие проростка;
  • характеризовать особенности индивидуального развития цветкового растения;
  • научатся объяснять роль семян в индивидуальном развитии растений.

Метапредметные и личностные результаты:

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы обучения: словесные, наглядные, беседа, проблемный, частично-поисковый.

Слайд № 1 Видео “Рост и цветение растений”. Приложение 1

Слайд № 2 Формулирование темы урока учащимися и запись в рабочий лист. Приложение 2

Слайд № 3 Формулирование цели урока учащимися.

Слайд № 4 Видео “Ускоренный рост растений”.

Деятельность учителя Деятельность учеников
Слайд № 5

1. — Рост, развитие . Как бы вы продолжили этот ряд? Что в нем перечисляется? Этот ряд можно продолжить следующим образом: размножение, дыхание, питание, раздражимость и т. д. То есть здесь перечисляются основные признаки живого. Хорошо. А как вы понимаете “индивидуальное развитие организма”?

Давайте запишем пояснения к тем терминам, с которыми будем работать на уроке. Это, вероятно, особенности развития отдельного организма, одной особи.

Рост — возрастание массы и объема индивида или его органов, происходящее за счет увеличения числа и размеров клеток в процессе обмена веществ. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом.

Развитие — необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи.

Индивидуальное развитие иначе называется онтогенез — развитие организма от зарождения до конца жизни особи. Работают с текстом учебника. Слайд № 6

2.- Индивидуальное развитие, или онтогенез, подразделяется на этапы.

Что будет являться начальным этапом онтогенеза у цветковых растений? Найдите ответ в тексте учебника, в разделе 21, и запишите в виде схемы в рабочий лист.

Проверка выполненного задания. Составляют схему в рабочем листе, пользуясь учебником стр. 145

  • Оплодотворение яйцеклетки
  • образование зиготы
  • многократное деление
  • формирование зародыша
  • образование семени
Слайд № 8

Что же такое семя, и почему семенное размножение цветковых растений получило преимущество в ходе эволюции?

3.- Найдите определение семени в учебнике и перечислите преимущества семенного размножения. Работают с текстом.

Делают записи в рабочих листах. (Приложение 2)

Семя — приостановившийся в своем развитии зародыш. Записывают в рабочий лист. Слайд № 9

4. — Поговорим подробнее об одном из преимуществ семенного размножения, о разнообразии способов распространения семян.

На страницах учебника у вас перечислены эти способы, проиллюстрированы и указаны примеры. Рассмотрите их. Записывают в рабочий лист.

Преимущества семенного размножения

Защитные покровы — защищают зародыш от неблагоприятных воздействий среды.

Запас питательных веществ — обеспечивает зародыш на первых порах питанием.

Приспособления к распространению — способствуют переносу семян на большие расстояния и расселению.

Плотная оболочка — позволяет семени долго жить в состоянии покоя, дожидаясь благоприятных условий для прорастания.

Читают текст. Рассматривают иллюстрации. Слайд № 10 — 16

В устных ответах называют способы распространения семян и приводят примеры. Поясняют наличие приспособлений у разных растений. Физминутка Приложение 3 Приспособления для распространения плодов и семян

Сочный плод — привлекает животных в качестве пищи.

Семена в пищеварительном тракте животных не теряют всхожести, но получают лучшие условия для прорастания.

Выросты на семенах помогают им прицепляться к животным (череда).

Хохолки, парашютики, крылышки помогают при распространении ветром (клен).

Малый вес семян также способствует распространению ветром (орхидеи).

Особые приспособления для саморазбрасывания семян (бешеный огурец).

Специальные приспособления для самозарывания (ковыль). Рефлексия.

Соотнесите признаки плодов и семян и способ распространения. Слайд № 17

1. Плоды имеют сочную мякоть3. Плоды и семена мелкие, легкие
Признаки плодов и семян Способ распространения
1. ветер
2. Плоды имеют перистые волоски 2. вода
3. животные
4. Плоды имеют крючки
5. Плоды имеют плавательные мешочки

5. — Для развития в семени зародыша должны сложиться определенные условия, благоприятные для прорастания. Что это за условия? Найдите их описание в тексте учебника или назовите сами.

Для всех ли семян цветковых растений нужны одинаковые условия прорастания? Докажите на примерах. Это подходящая влажность; наличие кислорода; оптимальная температура среды.

Нет. Разные семена требуют разных условий для прорастания. Так, из таблицы на с. 141 видно, что злаки могут прорастать при температуре +1°С, а для прорастания огурцов нужна температура + 12° С. Слайд № 19

6. — Проанализировать условия прорастания семян при разной температуре. Какие культурные растения можно сажать в Мурманской области в июне месяце? Почему? Слайд № 20.

7.- Выявить зависимость прорастания семян разных видов растений от количества осадков Слайд № 21-22

8. — В процессе прорастания семян также выделяются свои этапы, а каждый этап выполняет свою функциональную нагрузку.

Разберем этот момент с помощью текста учебника. Записывают в рабочий лист.

Этапы прорастания семян

  • 1 этап — Поглощение воды.
  • 2 этап — Набухание семян.
  • 3 этап — Увеличение размеров. Деление клеток.
  • 4 этап — Появление корешка.
  • 5 этап — Появление зародышевого побега.
Слайд № 23

9. — Типы прорастания семян.

Что же называют проростком, и почему он не похож на взрослое растение? Смотрят анимацию и отвечают на вопрос.

Проросток — это образовавшееся из семени растение, чтобы он стал похож на взрослое растение, нужно немало времени, это произойдет в ходе индивидуального развития. Слайд № 24

10. — Вспомните, в начале урока мы давали пояснение к термину “рост”. Каковы особенности роста растений? Их рост неограничен. Они растут всю жизнь, только в конце их темпы роста немного замедляются. Слайд № 25

11. — Что произойдет с растением, если удалить часть эндосперма?

Источник

Урок биологии в 6-м классе «Семя и его строение»

Разделы: Биология

Л.р. № 4 Строение семян двудольных и однодольных растений».

Цель урока:

  • сформировать у учащихся знания о внутреннем и внешнем строении семян;
  • познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений;
  • продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом;
  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
  • развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно;
  • воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.
  • Оборудование: таблицы: “Строение семян двудольных и однодольных растений”, “Прорастание семян” коллекции семян, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, чёрный ящик, презентация к уроку, интерактивная доска.

    Этапы урока

    Время, мин

    Приемы и методы 1. Организационный момент урока. Постановка учебной проблемы. 1-2 Сообщение учителя. 2. Изучение нового материала. 15-20 Рассказ учителя, демонстрация, беседа. Записи в тетради 3. Совершенствование знаний и умений. Подведение итогов. 15-20 Лабораторная работа, взаимоконтроль, составление синквейна. 4. Домашнее задание. 1-3 Запись на доске.

    2. Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания? (слайд (см. презентацию))

      1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.
      2. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
      3. С помощью него растения могут распространяться по Земле.

    Итак, сегодня на уроке мы начинаем изучать семена. Наш первый урок будет посвящён, в первую очередь, строению семян, кроме того, мы узнаем, что происходит при прорастании семян.

    ченики записывают в тетради число и тему) (слайд)

    Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком. Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом полового размножения и расселения растений. (слайд)

    Какой вид размножения растений кроме полового вам известен? (вегетативное)

    Форма, величина, окраска семян различных растений очень разнообразны (страница учебника 39-40). (слайд) Обычно семя снаружи покрыто внешней оболочкой-кожурой. Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности в виде шипиков, волосков. (Можно предложить учащимся самим ответить на вопрос: Какова роль этих видоизменений в строении оболочки?). Все эти приспособления служат для лучшего распространения, расселения семян.

    На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход. Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению.

    В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок. В свою очередь зародышевый побег состоит из: зародышевой почечки, зародышевого стебелька и семядолей. Зародыш семени может содержать одну или две семядоли (слайд) . Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).

    В состоянии покоя семена могут находиться до 3-5 лет, а иногда и более. При попадании семени в благоприятные условия (увлажнённая почва, определённая температура, достаточное количество воздуха) оно может прорасти. Прорастанию предшествует набухание, т.к. через семявход в семя поступает вода. Набухают все семена, но прорасти могут только те, в которых живой зародыш. Результатом прорастания семени является маленькое растение, которое, как мы уже знаем, называют проростком (демонстрация проростка) (слайд) . Первым из семени, как я уже говорил, выходит зародышевый корешок.

    Почему именно корешок? (закрепляет растение в почве).

    Затем появляется зародышевый побег.

    Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш. Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш.

    Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы есть в учебнике на странице 44 и у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).

    Инструкция по технике безопасности

    при выполнении лабораторной работы (у каждого учащегося на столе) (слайд) .

    1. Работать за столом следует аккуратно.
    2. Не делать резких движений.
    3. Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться.
    4. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
    5. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

    Лабораторная работа № 4 (слайд) .

    Тема : Изучение строения семени фасоли.

    -изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

    Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

    ХОД РАБОТЫ (слайд)

  • Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
  • Найдите рубчик и семявход.
  • Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
  • Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
  • Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
  • Зарисуйте семя и подпишите его части.
  • Вывод.
  • 3. Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.

    Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок-сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

    “Верю – не верю” (слайд)

    Фамилия, имя

    +/-

    1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
    2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.
    3. Строение семян всех двудольных растений одинаково.
    4. Первым у проростка появляется корешок.
    5. Молодое растение называют заростком.
    6. Снаружи семена покрыты корой.
    7. Через семявход в семя проникает вода.
    8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.
    +

    — Задание проверил(а): Оценка:

    А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).

    Покажи части семени фасоли (игра) (слайд) .

    1. Зародышевый корешок.
    2. Кожура.
    3. Семядоли.
    4. Зародышевый стебелёк.

    Подведение итогов работы: (составление синквейна) (слайд) .

    5. Домашнее задание: (слайд)

  • (обязательное) § 10, прочитать, пересказать, выучить основные понятия.
  • (познавательное) заполнить тетради на печатной основе, страницы…..
  • (творческое) приготовить миниколлекцию семян, например в виде книжки.
  • Лабораторная работа № 4.

    Тема: Изучение строения семени фасоли.

    -изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

    Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

    1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
    2. Найдите рубчик и семявход.
    3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
    4. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
    5. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
    6. Зарисуйте семя и подпишите его части.
    7. Вывод.

    Источник

    Покрытосеменные

    Отдел покрытосеменные (цветковые) самый многочисленный, он включает 235-250 тысяч видов. Его представители обитают по всему миру: от холодной тундры до жарких тропиков, отдельные виды освоили пресные и морские водоемы.

    Покрытосеменные составляют большую часть массы растительного сообщества, являются звеном в цепи питания (продуцентами) — важнейшими производителями органических веществ на суше, как водоросли — в морях и океанах.

    В настоящее время цветковые господствуют на Земле. Такое доминирующее положение им позволили занять прогрессивные особенности:

      Возникновение цветка

    Цветок — генеративный орган покрытосеменных (цветковых), высшая ступень полового размножения. Цветок характерен только для покрытосеменных растений, ни один из других отделов подобным генеративным органом не обладает. По своему строению цветок это видоизмененный обоеполый стробил, гомологичный стробилам голосеменных.

    В отличие от голосеменных, у которых семязачатки лежат открыто на семенных чешуях, у цветковых семязачаток находится в замкнутом вместилище — завязи, сформированной из плодолистика (-ов).

    Двойное оплодотворение, открытое Навашиным Сергеем Гавриловичем, уникальное явление, характерное только для цветковых. Оно связано с тем, что в зародышевый мешок попадают два спермия, один из которых (n) сливается с центральной клеткой (2n), с образованием запасного питательного вещества — эндосперма (3n). Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) с образованием зиготы (2n), из которой развивается зародыш.

    У цветковых появляется плод — генеративный орган, служащий для защиты и распространения семян.

    Хорошо развита проводящая ткань

    Ксилема — проводящая ткань, обеспечивающая восходящий ток воды и растворенных в ней минеральных солей, представлена не трахеидами, а сосудами. Во флоэме ситовидные элементы окружены клетками-спутницами.

    У покрытосеменных мы не найдем антеридиев и архегониев: гаметофиты максимально редуцированы.

    В процессе опыления покрытосеменных участвуют насекомые, летучие мыши, птицы. Также опыление может происходить с помощью воды или ветра.

    Особенностью цветковых является способность образовывать многоярусные сообщества, более устойчивые и продуктивные.

    Многоярусность растительного сообщества служит приспособлением к равномерному распределению света: светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые растения отлично чувствуют себя в тени светолюбивых 🙂

    Классы покрытосеменных

    Отдел покрытосеменные состоит из двух классов: однодольные и двудольные. К классу двудольных относятся семейства: крестоцветные, сложноцветные, розоцветные, бобовые (мотыльковые), пасленовые. Класс однодольные включает в себя семейства: злаковые, лилейные. Для каждого класса имеются характерные признаки.

      Двудольные — семейства: крестоцветные, сложноцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые

        В составе зародыша обычно имеется две семядоли

      В семядолях содержится запас питательных веществ. При надземном прорастании семядоли (зародышевые листья) могут выполнять функцию фотосинтеза.

      Листья двудольных простые и сложные, для двудольных характерно перистое и пальчатое жилкование.

      За счет камбия растения растут в толщину, возможен вторичный рост осевых органов (стебля и корня).

      Корневая система чаще всего стержневого типа, с хорошо выраженным главным корнем, от которого отходят боковые корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка.

      Цветки пятичленные, реже встречаются четырехчленные. Хорошо обособлены чашечка и венчик.

      Цветок с простым околоцветником. Цветки чаще трехчленные, четырехчленные. Никогда не бывают пятичленными.

      Эндосперм семени

      Эндосперм (от греч. endon — внутри + греч. sperma — семя) — запасное питательное вещество, у покрытосеменных триплоидный (3n).

      Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах тыквенных, крестоцветных (капусты), сложноцветных (подсолнечника), бобовых (гороха, фасоли), также у — березы, липы, дуба, клена, так как на ранней стадии развития растущий зародыш поглощает эндосперм.

      Жизненный цикл

      Из генеративных почек спорофита развиваются цветки. У взрослого растения спорофита (2n) в цветке в гнездах пыльников тычинок в ходе микроспорогенеза образуется пыльцевое зерно (n) — мужской гаметофит. В завязи пестика в семязачатке формируется женский гаметофит — зародышевый мешок, внутри которого находятся центральная клетка (2n) и яйцеклетка (n).

      В результате опыления (насекомым, ветром, человеком) пыльца с тычинок переносится на рыльце пестика. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Вегетативная клетка начинает растворять ткани пестика, образует пыльцевую трубку и прорастает до зародышевого мешка. Генеративная клетка делится, образуя два спермия (n), из которых один сливается с центральной клеткой (2n) с образование эндосперма (3n) — запасного питательного вещества. Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n), образуя зиготу (2n).

      В дальнейшем из семязачатка формируется семя, а завязь превращается в околоплодник — образуется плод. Своим внешним видом плоды привлекают животных, и те их охотно поедают) Благодаря семенной кожуре семена не подвергаются расщеплению в желудочно-кишечном тракте человека и животных. Они выходят из ЖКТ в неизменном виде и остаются способны к прорастанию: так происходит расселение растений. Попав в благоприятные условия, они прорастают в спорофит (2n). Цикл замыкается.

      Значение покрытосеменных

      Покрытосеменным в жизни человека отведено важное место. Только подумайте — почти все культурные растения принадлежат к этому отделу! Цветковые имеют медицинское значение, из многих растений изготавливаются лекарства. Их древесина используется для изготовления бумаги, мебели, применяются в промышленности.

      © Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020

      Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

      Источник

    Читайте также:  Чем обусловлено переход растений из водной среды на сушу