Меню

Эти удивительные растения 3 класс

Конспект занятия «Флора. Эти удивительные растения»
план-конспект урока по окружающему миру (1,2,3,4 класс) по теме

На занятии дети получают сведения об интересных удивительных растениях, открываются большие возможности для их познавтельной деятельности. Предварительная подготовка к занятию учит детей самостоятельно отбирать информацию из справочной и энциклопедической литературы. Предложенный материал можно использовать на уроках окружающего мира в 1-4 классах.

Скачать:

Вложение Размер
Flora..doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение
Центр образования № 1601
Северного административного округа

объединения дополнительного образования

«Флора. Удивительные растения»

Педагог дополнительного образования

Макарова Лариса Юрьевна

Тема. Флора. «Удивительные растения».

  • Дать детям сведения об интересных, удивительных растениях;
  • открыть большие возможности для познавательной деятельности младших школьников;
  • воспитывать у учеников трудолюбие, настойчивость, бережное отношение к природе.

Оборудование. Набор открыток «Удивительные растения»; гербарий; Н.Сладков «Планета чудес»; книга Горощенко «Природа и люди»; карточки с названиями растений.

  1. Организационный момент.
  2. Формулирование темы. Вступительная беседа учителя.

Наша жизнь всегда была тесно связана с миром растений . С древнейших времен человек употреблял растения в пищу , изготовлял из них одежду, инструменты, оружие, использовал для постройки жилища, получал из них краски, лекарства, яды. Сначала он был знаком только с дикорастущими видами, но со временем начал специально отбирать и возделывать некоторые из них, создавая культурные формы.

Мир растений прекрасен и разнообразен. Науке известно более 500 тысяч видов. Одни растения отличаются огромными размерами, а другие видны только при сильном увеличении. Одни имеют сложнейшее строение, другие просты и состоят всего из одной клетки. У одних роскошная окраска, другие — бесцветны. Одни живут на суше, другие обитают в воде. В этом необъятном многообразии земной флоры немало удивительных растений , которые отличаются, например, необычным образом жизни или оригинальным способом расселения, фантастической внешностью или чудодейственными свойствами плодов, корней, листьев. Есть растения, которые могут показывать стороны света, залежи полезных ископаемых. Есть растения, удивительные своей историей, влиянием на развитие культуры и искусства. Есть, наконец, растения, удивительные тем, что сохранились до наших дней такими, какими создала их природа много миллионов лет назад.
В этом необъятном многообразии земной флоры немало удивительных растений, которые, например, могут расти без почвы, могут питаться насекомыми и даже птицами, помогают человеку своими целебными свойствами.
О некоторых из таких, наиболее интересных, по моему мнению, представителях земной флоры я вам сегодня расскажу.

а)1 группа сообщает об эпифитах.

Это растения, которые растут не на почве, а где бы вы думали – на стволах и ветках деревьев. Обилие тепла и влаги, яркого солнца и постоянная температура тропиков создают исключительно благоприятные условия для растительного мира. Разрастаясь в высоту и ширину, тесно переплетаясь ветками, растения превращают лес в непроходимые джунгли, где даже в полдень царит полумрак.

Травянистым растениям в условиях сильного затенения трудно расти на земле – вот почему большинство из них селятся на деревьях. Эти растения не приносят вреда деревьям, так как питаются дождевой водой и смываемыми ею с веток и стволов органическими соединениями. Среди таких растений – семейство бромелиевых . У растений длинные листья, собранные в пышные розетки, яркие цветы. В основном они растут на деревьях, и лишь немногие из них растут на земле, например, ананас.

б) Заслушивается сообщение Петруниной Алины об ананасе.

в) Заслушивается сообщение Козловской Анастасии о самом красивом растении – орхидеи.

Эти изысканные, подчас фантастических форм и окрасок цветы не имеют себе равных. Срезанные и поставленные в воду орхидеи не увядают удивительно долго. Поэтому после открытия Южной Америки на поиски этих чудо-цветов стали снаряжаться целые экспедиции, был создан специальный промысел охотников за орхидеями.

Найти и сохранить орхидеи было делом нелегким, так как живут эти цветы в самой чаще тропических лесов и на самых верхушках деревьев, где охотников подстерегают ядовитые змеи и насекомые. Вот почему за орхидеи на европейском рынке платили баснословные деньги. Интересно, что нектар у этих цветов спрятан глубоко внутри чашечки и труднодоступен насекомым, поэтому их основной опылитель крошечная птичка с длинным, узким клювом – колибри. А в Австралии есть цветы, похожие на орхидеи, которые растут под землей. Один фермер обнаружил на глубине 30 сантиметров цветы на горизонтальном корневище – плотные белые стебли, заканчивающиеся большими бутонами, похожими на орхидеи. Они цветут и дают семена в полной темноте. Возможно, пыльцу приносят червяки.
Эти цветы способны изменять свой цвет от светло-розового до фиолетового. До 1928 года они были неизвестны науке.

г) 2 группа сообщает о «растениях с экзотическими плодами».

Заслушивается сообщение Самоновой Елизаветы о дереве – какао.

У многих деревьев созревают различные плоды. Эти плоды разнообразны по форме, размеру, вкусу, составу. Некоторые плоды называют сказочными. Например, сказочным плодом считали в ХVI веке чудесные зерна какао .
Древние люди приписывали какао божественное происхождение, а зерна использовали вместо денег. Приготовляли из этих зерен и популярный напиток чоколать – горькая вода.
Плоды растут прямо на стволе, их называют «какахуатль» – отсюда, видимо, и пошло название напитка – какао.

д) Заслушивается сообщение Будницкого Дмитрия о хлебном дереве.

Настоящее сокровище для жителей Океании – хлебное дерево . Его плоды весом более 20 кг заменяют местным жителям хлеб. Эти плоды едят сырыми, вареными, но чаще сбраживают, пекут и получают хлеб, который по вкусу напоминает наш.
Дерево дает плоды ежегодно в течение 70 лет.
Из луба дерева изготавливают ткани; из листьев – бумагу, шляпы; из корней – лекарства; из коры – краску.

В ХVI веке испанские завоеватели на территории Панамы увидели дерево с висящими связками желто-зеленых плодов, которые напоминали дыни не только по внешнему виду, но и на вкус. Дерево это назвали дынным , его плоды восстанавливают силы измученных болезнью людей, местное население называет это дерево «будь здоров».

е) 3 группа сообщает о легендарных растениях.

С давних времен люди слагали легенды о чудесных растениях – гвоздике, фиалке, о прекрасном нарциссе было создано немало мифов в Древней Греции. Согласно легенде, нарцисс считается цветком смерти, печали.

ж) Заслушивается сообщение Орловой Полины о фиалках.

з) Заслушивается сообщение Тарасовой Юли о пряных растениях.

Пряности – это листья, плоды, кора, семена или корни растений, обладающие ароматом или особым жгучим вкусом. Со времен глубокой древности известны как приправы лук, чеснок, тмин, лавровый лист и др. Особенно высоко ценились восточные пряности. Их везли через моря и океаны, путь был долгим и опасным, поэтому и стоили пряности дорого, на вес золота.

II. Итоги занятия.

Мы знаем, что наша жизнь тесно связана с миром растений, поэтому наша главная задача – бережно относиться к окружающей нас среде.

Источник

Внеклассное мероприятие «Эти удивительные растения»
классный час (3 класс) на тему

Цель: * обобщить знания о названиях цветов;

  • познакомить с легендами цветов;
  • развитие чувства прекрасного к природе через музыку и стихи о цветах:
  • воспитание бережного отношения к растениям.

Скачать:

Вложение Размер
eti_udivitelnye_rasteniya.docx 21.71 КБ

Предварительный просмотр:

учитель начальных классов

Цель: * обобщить знания о названиях цветов;

  • познакомить с легендами цветов;
  • развитие чувства прекрасного к природе через музыку и стихи о цветах:
  • воспитание бережного отношения к растениям.

* компьютер, мультимедийный проектор, музыка (названия цветов), рисунки, стихи, загадки, плакат, вазы с цветами.

Звучит «Вальс цветов» из балета П. Чайковского «Щелкунчик».

Ведущий 1. Вы любите цветы? Кто же их не любит. Ведь каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее

цветов. Посмотрите на них. О чём вы думаете, глядя на эти цветы?

Цветы всегда были любимы людьми. Даря друг другу цветы, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.

Цветы, как люди на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие тёплые костры.

Ведущий 2. Цветы всегда вдохновляли художников, музыкантов. Проникновенно писали о цветах и поэты. Послушайте стихотворение Рамсула Гамзатова.

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад –

Видите, моргая еле – еле,

На людей доверчиво глядя.

Все цветы, как дети в колыбели.

Ведущий 1. Давайте и мы ближе познакомимся с цветами и вместе с поэтами посмотрим в их добрые прекрасные глаза, полюбуемся ими и, может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.

Ведущий 2. О цветах у разных народов сложено много красивых легенд. Перечитаем некоторые из них.

Одним из первых цветов весной зацветает подснежник.

Ученик : Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Пусть ещё над лесом

Пусть лежат под снегом

Пусть на спящей речке

Раз пришёл разведчик

Ученик : Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл снег, и Ева замёрзла. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника – надежда.

А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Ведущий 2. Латинское название незабудки переводится как мышиное ушко

— на него похожи ворсистые листочки. Незабудку с давних пор считали символом постоянства и верности в любви.

Это самый маленький цветок, но сколько стихов сложили о нём поэты, сколько легенд и сказаний о нём существует.

Ученик: Их видимо – невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал –

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

И сделали цветок.

Послушайте, какая красивая легенда сложена об этом цветке. Путешественник остался в чужой стране и стал сказочно богатым и знатным. А мать долго ждала его и, отчаявшись, попросила прохожего гусляра отнести сыну букетик незабудок. Пришёл гусляр в чужую страну, увидел сына, утопающего в роскоши, и попросил разрешения спеть ему. И спел он сыну колыбельную, которую пела ему мать, и передал букетик незабудок. И сын всё вспомнил, он пришёл к умирающей матери, потому что незабудка – цветок верности и постоянства.

Ведущий 1. О, первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей.

Ландыш – ароматный майский цветок.

Ученик. Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень –

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышат луг,

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим – я и ты?

О появлении ландыша рассказывают так: горючие слёзы Богородицы по распятому Сыну падали на землю, и на их месте вырастали белые ландыши, на которых потом появились красные, как капли Христовой крови, плоды.

Ландыш – один из самых красивых и любимых народом цветов. Ему посвящали стихи, легенды, сказания, в его честь устраивались праздники, народные гуляния.

Ландыш издавна почитался целебным растением. Капли ландыша помогают при заболевании сердца . Звучит музыка.

Ведущий 1. Отгадайте, о каком растении идёт речь.

Сколько белых и тёмно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь – дождём лепестковым

Осыпается мокрая дрожь.

О сирене сложено много преданий и легенд. В одной из них рассказывается, что сирень появилась весной, когда богиня цветов Флора отправилась будить Солнце, чтобы скорее услышать пение птиц, полюбоваться яркой зеленью трав, деревьев и разукрасить землю цветами. Солнце вместе с богиней радуги Иридой спустилось на землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи Солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать их по земле. Земля покрылась яркими цветами – синими, красными, жёлтыми, голубыми. Вдруг заметила Флора, что остались у неё только две краски: лиловая и белая, и этими остатками она окрасила кусты. Получилось удивительно красиво!

Ученик. Роза – царица цветов, она символизирует любовь, милосердие, терпение, мученичество Богородицы.

О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей.

Индийские мифы гласят, что из бутона розы родилась Лакшми – богиня красоты и плодородия, и её колыбель у всех восточных народов почитается как символ божественной тайны.

Древнегреческий поэт Анакреонт писал, что роза явилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, богини любви и красоты, когда она с первыми лучами утренней зари выходила из моря. Очарованные цветком боги обрызгали её нектаром, давшим розе её дивный аромат. Роза оставалось белой до тех пор, пока возлюбленного Афродиты Адониса не ранил на охоте дикий вепрь. Афродита устремилась в роковую рощу, не обращая внимания на то, что шипы ранят ей ноги. Несколько капель упали и на цветы.

С розой связано множество христианских легенд. Одна из них – как архангел Гавриил сплёл для Пресвятой Богородицы три венка: из белых роз – радость Богородицы, из красных – её страдание, из жёлтых – её славу.

Ученик. Василёк – верный спутник хлебного поля. В Европе цветок издавна считался одним из лучших для плетения венков.

В одной из легенд рассказывается о том, как красивый стройный юноша Василёк и русалка полюбили друг друга. Но не сложилось у них счастье: Василёк не мог жить без земли, а русалка – без воды. Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь, что когда-нибудь дождевой поток принесёт его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.

Сколько мелькает их в поле,

Помнишь, у самой реки

Их собирали для Оли…

Ведущий 2. Мы услышали только некоторые легенды о цветах, а они сложены и о гордом пионе, и скромной маргаритке, и божественной лилии, и изящном нарциссе.

А сейчас мы поиграем. Вы видите ромашку, на обратной стороне лепестков написаны задания, которые можно выполнять одному или группой. Теперь подойдите и возьмите по 1 лепестку. Через 5 минут мы посмотрим, как вы справились со своими заданиями.

Задания на лепестках.

  1. Придумать загадку о каком-нибудь цветке.
  2. Назвать летние цветы.
  3. Назвать осенние цветы.
  4. назвать весенние цветы.
  5. Прочитать стихи о цветах.
  6. Спеть песню о цветах.
  7. Назвать полевые цветы.
  8. Назвать садовые цветы.

Ведущий 1. А теперь – загадки о цветах. Читают ученики.

*Он стоит на ножке тонкой,

Словно аист, в поле чистом.

И накрылся, как шапчонкой,

Белым зонтиком пушистым. (одуванчик)

*Крошечные чашечки развесил,

Словно бусы, он на стебельке,

И, должно быть, думает о лесе,

Солнечной лужайке и реке. (ландыш)

*Твой глазок на ножке твёрдой

Затерялся в колосках.

Всё же ты, красавец гордый,

Гость ненужный на полях. (василёк)

*Этот цветок называют «звездой».

Так бы его вы назвали и сами,

В нём лепестки разбежались лучами

От сердцевинки, совсем золотой. (астра)

*На лугу со всех сторон

Будто слышится мне звон. (колокольчик)

Густая и душистая

Как будто подморозило,

Как будто сад и озеро

Метелью занесло. (черёмуха)

Босиком по снегу

Жёлтые глазочки. (мать-и-мачеха)

*Стоят в лугах сестрички,

Белые реснички. (ромашка)

Ни пятнышка нет

На красивой одёжке.

Как дети, в пятнашки.

Она напоминает игру «Пятнашки». Сначала выбирается водящий. Предварительно каждый игрок выбирает себе название любимого цветка и произносит вслух. Водящий называет цветок и старается запятнать его. Тот, в свою очередь, от него убегает, не выходя за пределы площадки. Если он чувствует, что водящий вот-вот его догонит, он может назвать другой цветок. Тот, чей цветок назвали, хлопает в ладоши и тогда водящий бежит за ним. Игрок, который растеряется и не успеет назвать цветок прежде чем до него дотронется водящий, встаёт на его место.

Правило: нельзя называть цветок, который никем не был выбран, и не называть два раза подряд один и тот же цветок, выбранный другими участниками игры.

Вручение всем по гостям по цветку. На этом мероприятие заканчивается.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На занятии дети получают сведения об интересных удивительных растениях, открываются большие возможности для их познавтельной деятельности. Предварительная подготовка к занятию учит детей самостоятельн.

Презентация об обычных и необычных растениях может быть использована на уроках окружающего мира как на этапе изучения нового материала, так и для систематизации знаний.

А знаете ли вы, что существует хлебное дерево, колбасное, огуречное? А может быть вам встречалось земляничное дерево или шоколадное? Тогда этот маттериал для вас.

Работа выполнена ученицей третьего класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №58» города Набережные Челны Республики Татарстан Сарыймовой Лейл.

Вашему вниманию представлена игра «Поле чудес». Тема «Удивительные растения». Мы часто не замечаем очевидного, проходим мимо обыденного. Но каждое растение имеет свою историю и удивительные свойства. .

Разработка внеклассного занятия по окружающему миру содержит конспект и презентацию об удивительных растениях мира.

Внеклассное мероприятие в игровой форме с онлайн-викториной на платформе Learninga.

Источник

Внеклассное мероприятие «Эти удивительные растения»

Разделы: Экология

Цели:

  1. Расширять и углублять знания о лечебных свойствах растений, обитающих в данной местности.
  2. Учить применять знания на практике, в повседневной жизни.
  3. Воспитывать любовь к родному краю, к природе и заботливое отношение к сохранению редких растений.

Оборудование: Презентация (приложение 1)с фотографиями – иллюстрациями, загадки, стихи.

Ход занятия

Сегодня мы с вами попутешествуем по лесу и поближе познакомимся с его жителями – растениями.

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.

Как вы поняли из стихотворения, что речь пойдет о травах.

Наше занятие так и называется “эти удивительные растения”. А почему они удивительные мы попытаемся ответить на протяжении занятия.

1.

Тонкий стебелек у дорожки, на конце его сережки.
На земле лежат листки, маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг, лечит ранки ног и рук.

Как называют вещества, которые есть у этого растения, что убивают бактерии вокруг раны? (Фитонциды).

Сок, этого растения прикладывают при укусах пчел и комаров. (Подорожника).

Подорожник расселяется там, где ходят люди. Одно растение дает от 8 – 60 тыс. семян.

Семена переправились вместе с европейцами даже в Америку.

Индейцы с ужасом смотрели на подорожник и метко называли его “следом белого человека”.

Выживает подорожник под ногами людей, под колесами машин потому, что листья его очень прочные, да к тому же плотно прижаты к земле. Еще один секрет у подорожника – это когда знойное солнце иссушит землю вокруг и если поднять лист подорожника, то земля под листьями подорожника будет холодная и сырая. Так листья подорожника хранят для растения влагу.

Подорожник имеет в себе лекарственные свойства. В народной медицине его употребляли в качестве ранозаживляющего, кровоостанавливающего средства, при укусах насекомых, при гастрите, при бронхиальной астме, при зубной боли.

Листья собирают в течение всего лета. При заготовке впрок сушат в жаркую погоду в хорошо проветриваемых помещениях на чердаках. Хранят в бумажных пакетах или в холщовых мешочках.

2. Растет в лесу кудряшка, белая рубашка, сердечко золотое, что это такое? (Ромашка).

У этого растения есть сестрицы. Назовите их. (Ромашка лекарственная, пахучая ромашка, поповник).

Интересна биография ромашки. Ведь родина ромашки — Америка. Ромашка, как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков оказались дырки, в полу вагонов – щели и мелкие семена американской ромашки, ехавшей зайцем, сеялись по полотну железной дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной здесь мягкой и очень ароматной травкой. Так американская ромашка не только расселилась повсеместно, но и попала в аптеку.

Ромашка обладает мягчительным, болеутоляющим действием.

Применяют в виде настоя, как противовоспалительное, антисептическое средство, а также в качестве средства, укрепляющего корни волос.

Заготавливают цветочные корзинки, которые собирают по мере их созревания, сушат на чердаках, но не пересушивая.

Какое растение называют “эликсиром жизни”? (одуванчик).

Что означает это название – лечебный, успокаивающий. Много витаминов, и полезных для организма веществ.

Заготавливают корни осенью, когда увядают листья. Мелкие корешки и наземную часть отрезают, корни очищают от земли, провяливают на воздухе до прекращения выделения млечного сока. Затем сушат в теплом помещении. Листья собирают до цветения растения, а цветы в мае – июне.

Применяют отвар корней – при понижении аппетита, при бессоннице, при общем упадке сил, как желчегонное, а также при камнях в почках, при гастрите.

Мазь при кожных заболеваниях.

Салат из свежих листьев употребляют в пищу.

Какое растение поселяется первым после лесных пожаров? (Кипрей).

Почему это растение считается лучшим медоносом?

Цветы кипрея открываются рано и одаривают пчел нектаром даже в самую жару, когда другие цветы поникают под жгучим солнцем и нектара не выделяют. Один цветок дает 0, 55мг нектара.

Какое народное название имеет это растение? (иван – чай).

Случится в лесу пожар, сгорят все кусты и деревья, и останется только выжженная земля. И кажется, никогда не вырастет тут ни кусточка, ни травинки. Но пройдет год – другой, вдруг широко разольется нежный малиновый цвет… Это на месте сгоревшего леса поселился кипрей или иван – чай. А иван – чаем зовут кипрей за то, что листья и цветы его можно заваривать в кипятке и с удовольствием и пользой пить такой лесной чай.

Заготавливают у кипрея траву и листья в период цветения и быстро высушивают в теплых, хорошо проветриваемых помещениях. Иногда собранные листья провяливают, затем прокатывают скалкой или валиком, чтобы на поверхности выступил сок, после чего выдерживают несколько часов в прохладном влажном помещении и быстро высушивают в теплых помещениях, слегка поджаривают на противнях. Такой лист используется для приготовления чайного напитка.

В народной медицине отвар листьев применяется при головной боли, при нарушении обмена веществ, как противовоспалительное средство, при заболеваниях желудочно–кишечного тракта, при авитаминозе, при воспалении уха, горла, носа.

Свежие корни используют в пищу вместо картофеля в сыром или отварном виде.

Из корневищ посредством обжаривания получают спирт.

Семена содержат до 45% жирного масла и могут служить источником его получения, причем масло пригодно не только для технических, но и пищевых целей.

Наконец, длинные стебли имеют довольно прочные лубяные волокна и могут быть использованы для витья веревок.

За что называли эту траву солдатской? (Останавливает кровь, заживляет быстро раны.)

Любимая трава кроликов. (Употребляя в кормлении, кролики не болеют.)

Отвар растения боятся насекомые, поселившиеся на овощных грядках.

Растет по степным склонам, на суходольных лугах, в светлых лесах, по редким березнякам, у дорог и полей, местами образуя значительные заросли.

Заготавливают траву, листья и цветы. Траву заготавливают в период цветения, когда растение полностью разовьется, срезая верхнюю часть вместе с листьями цветками, подрезая примерно на половину. Цветки собирают распустившимися с таким расчетом, чтобы они отдельными корзинками, но не цельными щитками. Листья заготавливают все лето. Все виды сырья сушат на открытом воздухе в тени, в хорошо проветриваемых помещениях или на чердаках.

Применяют в народной медицине в качестве настоя при заболеваниях желудка, кишечника. Наружно свежую траву, и листья в измельченном виде используют для остановки кровотечений при ранах, и для заживления ран и язв.

Используют в косметике, в кулинарии, лечат болезни у животных и как препарат для уничтожения сельскохозяйственных вредителей.

По преданию герой Троянской войны Ахилл применял траву тысячелистника для лечения ран, ведь по своим кровоостанавливающим свойствам, она превосходит раствор хлористого кальция, при чем действует более мягко и продолжительно.

Вопросы – загадки о растениях.

  1. Из корней, каких растений можно испечь хлеб? Камыш, иван – чай, лопух, вьюн, колокольчик.
  2. Из корней, каких растений можно сварить кофейный напиток? Лопух,одуванчик.
  3. Листья, каких растений можно использовать в салатах? Черемша, иван – чай, одуванчик,крапива, пырей.
  4. Из стеблей ,каких растений вьют нитки и веревки? Крапива, иван – чай, ромашка, спорыш.
  5. Какое сорное растение продавали на рынках до 1 мировой войны? Ромашка, крапива.
  6. Сок, какого растения можно использовать вместо йода? Одуванчик, медуница, чистотел.
  7. Какое растение может предсказать ненастье? Кислица, подорожник, шиповник.
  8. Какой кустарник имеет два названия и запах от него может вызвать головную боль? Родендрон, багульник, шиповник.

Чтобы заварить витаминный чай, можно использовать такие рецепты.

1. Плоды шиповника, смородины по 25 г, 2 чайные ложки смеси заварить 2 стаканами кипятка, настоять 1 час.
Принимать 1/4-1/2 стакана 3-4 раза в день.

2. Плоды шиповника 3 части.
Листья крапивы 3 части.
Листья земляники 3 части заварить 1 столовую ложку смеси на 1 стакан кипятка. Кипятить 10 минут. Настоять, укутав 4 часа.
Принимать по 1/2 стакан 2-3 раза в день.

3. Салат весенний: 100г свежих листьев одуванчика намочить в течение 30 мин в соленой воде, вынуть, слегка подсушить, измельчить.
Добавить 50г зеленого лука, заправить 10 г растительного масла, солью по вкусу.

Попутешествовав по лесу, мы убедились в том, что растения и впрямь удивительные, а сведения об использовании человеком целебных свойств растений было обнаружено в самых древних письменных памятниках человеческой культуры, которые принадлежали государству “Шумер” существовавшему около 300млн. лет до нашей эры.

Нет слов, природа беспредельно разнообразна, красива и щедра, но нельзя допускать, чтобы щедрость природы оборачивалась для нее разорением. Ведь за последние годы некогда распространенные растения стали встречаться редко, а некоторых местах полностью исчезли.

Красную книгу занесены такие редкие виды и сообщества растений:

Астрагал ольхонский, башмачок настоящий, башмачок крупноцветковый, бородиния байкальская, ветреница байкальская, касатик гладкий, кизильник блестящий, копеечник зундукский, луговик Турчанинова, тридикталина Кирилова, фиалка надрезанная, эвтрема сердцелистная, ятрышник шлемоносный, водяной орех плавающий, родендрон Редовского. (приложение 2)

Редкие исчезающие виды в региональной охране.

Тайник яйцевидный, кувшинка чисто белая, мак Попова, бересклет священный, остролодочник священный, лапчатка озерная, рогоз Лаксмана, кипрей Байкальский, борец Сукчева (аконит), тюльпан одноцветковый, маралий корень.

Человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и к тем, которые повсюду окружают нас в природе. Ведь можно получить большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни единого листка или цветка, если следовать мудрым словам поэта Самера Вургуна, который пишет:

“Давай пройдемся медленно по лесу
И здравствуй, скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать”.

Используемая литература:

  1. Георгий Граубин. “Четырехэтажная тайга – Иркутск: Восточно – Сибирское книжное издательство, 1984, 496 стр.
  2. Анатолий Онегов. “Тропинка полевая”. — ИПО “ Орбита”. Москва. 1991г.
  3. В.В. Телятьев. “Целебные клады”. – Восточно – Сибирское книжное книжное издательство. Г. Иркутск. 20. 10. 1990г.
  4. Н.Н.Алеутский. “Лекарственные растения на вашем огороде”.
  5. “Центр Европа”.Тип. Архангельского ЦБК. 1991г.
  6. “Сведения из Красной Книги Иркутской области”. 2003г.
  7. “Календарь природы”. Москва 1991г.

Источник

Читайте также:  Ктп многообразие живых организмов бактерии грибы растения 7 класс