Меню

Эти вещества накопленные растениями используют животные

Домашняя олимпиада по окружающему миру 3 класс
олимпиадные задания по окружающему миру (3 класс) по теме

Олимпиада составлена на основе материалов учебника УМК ШКОЛА 2100 «Окружающий мир» под редакцией Вахрушева А. А.

Скачать:

Вложение Размер
domashnyaya_olimpiada_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.doc 93 КБ

Предварительный просмотр:

Домашняя олимпиада по окружающему миру фамилия, имя_________________________

1 тур «Доскажи словечко» ( за каждый правильный ответ 1 балл)

  1. все предметы, которые нас окружают, называются телами
  2. поверхностный плодородный слой земли почва
  3. многолетние растения с крупным, твердым стеблем деревья
  4. цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом круговорот веществ
  5. самые богатые перегноем почвы чернозёмы
  6. выведенные человеком растения, называются культурными
  7. устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ лес
  8. водная оболочка Земли гидросфера
  9. особые ядовитые вещества для облегчения борьбы с сорняками ядохимикаты
  10. процесс замены в организме ненужных веществ на нужные обмен веществ
  11. образуется в почве в результате неполного разрушения остатков организмов перегной
  12. источник движения, способность совершать работу энергия
  13. мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течениями планктон
  14. растения – вредители на полях сорняки
  15. то, из чего состоят тела, называется вещество
  16. искусственные экосистемы, созданные человеком поле, аквариум
  17. травянистые растения с полым стеблем – соломиной и невзрачными мелкими цветками злаки
  18. воздушная оболочка Земли атмосфера
  19. часть дерева, которая создаёт опору веткам и листьям ствол
  20. экосистемы с незамкнутым круговоротом веществ озеро, болото, луг
  21. цепочки, поедающих друг друга живых организмов цепи питания
  22. часть дерева, в которой производятся органические вещества листья
  23. мельчайшие частицы вещества молекулы
  24. часть дерева, добывающая из почвы воду и минеральные вещества корни
  25. оболочка Земли, состоящая из твердых горных пород литосфера
  26. многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей кустарники
  27. единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ экосистема
  28. молекулы состоят из атомов
  29. растения с мягкими зелеными стеблями травы
  30. область распространения жизни на Земле биосфера

2 тур «Схемы» заполни схемы ( 8 баллов )

виды веществ роль органических веществ в организме

Оболочки земли окружающие нас тела

3 тур «Доскажи словечко» Допиши нужное слово, сохраняя смысловую связь. (10 баллов)

  1. автомобиль – бензин, девочка — пища
  2. гвоздь – металл, льдина — вода
  3. сахар – чистое вещество, почва — смесь
  4. бульон – жидкость, кислород — газ
  5. поле – человек, луг — природа

4 тур «Цепи питания» Используя данные слова, составь цепи питания ( 16 баллов)

злак щука куница жук – мертвоед сайгак клюква волк рачки одноклеточные водоросли ель карась белка микроорганизмы циклопы куропатка ястреб

укажи название экосистемы

злак → сайгак → волк → микроорганизмы луг

одноклеточные водоросли → циклопы → карась → щука → мотыль озеро

ель → белка → куница → жук – мертвоед лес

клюква → куропатка → ястреб → микроорганизмы болото

5 тур « Где мой дом? » напиши слова в нужный столбик ( 16 баллов)

хара голубянка кулик элодея трясогузка багульник дафнии граб жужелица сфагнум жук-короед сойка чекан беззубка морошка кабан

6 тур «Изыскательский» Отгадай тайны деревьев. (за каждый правильный ответ 10 баллов)

  1. Почему в сосновом лесу легко дышится?

Хвоя сосны выделяет в воздух большое количество фитонцидов – веществ, убивающих бактерии.

  1. Это дерево помогает человеку получить искусственный шелк, целлофан, спирт, глицерин, лекарства, каучук, канифоль. Его древесина служит для изготовления скрипок. Ель.
  1. Почему историки утверждают, что Санкт-Петербург стоит на лиственнице?

Петр 1 приказывал вбивать в землю бревна лиственницы. Так как её древесина по прочности и долговечности может сравниться с камнем.

  1. Это дерево лечит раны леса , вырастая на месте пожаров или вырубок. Береза
  1. На Руси это дерево использовали для изготовления лаптей. Липа
  1. Почему древние предки славян называли дуб «хлебным деревом»?

Древние предки славян из желудей пекли хлеб.

  1. Плоды этого дерева кладезь витаминов: А, В, С, К, Р. По содержанию витамина С плоды этого дерева соперничают с лимоном и смородиной. Рябина
  1. Из древесины этого дерева изготавливаются лыжи, вёсла для гоночных лодок. Его плоды на Кавказе маринуют и используют как приправу к овощам и мясным блюдам. Ясень
  1. Это дерево можно считать барометром. Появились «слёзы» на листьях, значит, скоро дождь.
  1. Ещё в древности греки обсаживали площади и улицы этими деревьями, поэтому его научное имя «популюс» — означает «народный».С какой целью люди сейчас высаживают эти деревья на улицах городов? Тополя защищают улица городов от пыли и выхлопных газов.

Домашняя олимпиада по окружающему миру фамилия, имя_________________________

1 тур «Доскажи словечко» (за каждый правильный ответ 1 балл)

  1. все предметы, которые нас окружают, называются _____________________
  2. поверхностный плодородный слой земли ___________________________
  3. многолетние растения с крупным, твердым стеблем _______________________
  4. цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом
  1. самые богатые перегноем почвы ____________________________
  2. выведенные человеком растения, называются ___________________________________
  3. устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ _________________
  4. водная оболочка Земли _________________________
  5. особые ядовитые вещества для облегчения борьбы с сорняками _______________________
  6. процесс замены в организме ненужных веществ на нужные __________________________
  7. образуется в почве в результате неполного разрушения остатков организмов _________________
  8. источник движения, способность совершать работу _________________________
  9. мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течениями ______________
  10. растения – вредители на полях ______________________
  11. то, из чего состоят тела, называется _____________________________
  12. искусственные экосистемы, созданные человеком ___________________________
  13. травянистые растения с полым стеблем – соломиной и невзрачными мелкими цветками ________
  14. воздушная оболочка Земли ______________________________
  15. часть дерева, которая создаёт опору веткам и листьям _______________________
  16. экосистемы с незамкнутым круговоротом веществ _____________________________________
  17. цепочки, поедающих друг друга живых организмов ____________________________________
  18. часть дерева, в которой производятся органические вещества ____________________________
  19. мельчайшие частицы вещества ____________________________________
  20. часть дерева, добывающая из почвы воду и минеральные вещества ____________________
  21. оболочка Земли, состоящая из твердых горных пород ___________________________
  22. многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей
  1. единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ ________________________
  2. молекулы состоят из ____________________________________
  3. растения с мягкими зелеными стеблями _______________________________
  4. область распространения жизни на Земле ________________________________

2 тур «Схемы» заполни схемы ( 8 баллов )

виды веществ роль органических веществ в организме

Источник

Окружающий мир 3 класс 1 часть Солнце, растения и мы с вами стр. 74 – 77

1. Как питаются растения? Прочитай рассказ учёного-ботаника и найди в нём ответ на этот вопрос.

Из почвы растения получают воду и минеральные соли, а листья растений из воды и углекислого газа производят сахара и крахмал.

2. Рассмотрите схемы на с. 75. Сравните их: в чём сходство и различие процессов дыхания и питания растений.

Сходство процессов дыхания и питания растений в том, что эти процессы протекают во всех частях растений, и в корнях, и в надземной части растения. При этом какие-то вещества поступают в растение, а какие-то удаляются.

Различие процессов дыхания и питания растений в том, что при питании растений образуется кислород, а при дыхании кислород поглощается и образуется углекислый газ.

3. На основе схем учебника изготовьте модели, показывающие дыхание и питание растений. Расскажите с их помощью об этих процессах. Проверьте друг друга. При необходимости исправьте ошибки, перемещая детали моделей.

Изготовим схему дыхания растений для 3 класса.

Для этого возьмём модель дерева и поместим её на лист бумаги. Обозначим границу между почвой и атмосферой. В почве покажем поступление кислорода к корням растений и выделение от корней растений углекислого газа.

В атмосфере также покажем поступление кислорода к листве растения, а выделение углекислого газа.

Изготовим схему питания растений.

А также поместим на лист бумаги модель дерева и покажем границу атмосферы и почвы. В почве покажем, как вода и растворенные в ней соли поступает в корни растений.

В атмосфере покажем, как к листьям поступает углекислый газ, а выделяется кислород. В само же растении при этом образуется крахмал и сахар.

Процесс питания происходит только на свету, поэтому поместим над растением модель солнца.

4. Ответьте на вопросы: какую роль в питании растения играют корень, стебель, листья? Почему так легко дышится в лесу, парке и других местах, где много зелени?

Через корень вода с питательными веществами поступает в растение. А также через корень в растение поступает кислород.

Через стебель вода поднимается к листьям растений. Стебель обеспечивает связь между корнями и листьями.

Листья производят сахара и крахмал из углекислого газа и воды. При этом они выделяют много кислорода. Из-за высокого содержания кислорода в лесах так легко дышится.

Проверь себя

1. Как дышат растения?

Растения дышат, поглощая кислород с помощью листвы и корней. При этом выделяется углекислый газ.

2. Как питаются растения?

Растения питаются, поглощая из почвы воду и минеральные соли с помощью корней. А также образуя крахмал и сахара из углекислого газа и воды в листве. Образование крахмала и сахара происходит только на свету.

3. Как связаны между собой Солнце, растения и люди?

Растение может использовать энергию Солнца, чтобы получить питательные органические вещества. Люди используют растения в пищу, то есть используют питательные вещества, полученные растением с помощью Солнца.

4. Почему животные и люди не могли бы жить на Земле без растений?

Только растения могут производить питательные органические вещества из неорганических соединений. А значит без растений не было еды. А также растения производят кислород, которым дышат человек и животные. Без кислорода им нечем было бы дышать.

Задания для домашней работы

1. Составь схему, которая показывает, что дают растения животным и человеку.

Составим схему, в середине которой изобразим растения. Вокруг нарисуем два кружочка, в которых напишем, что же дают растения человеку и животным.

Это органические вещества, пищу. Это кислород.

2. Напишите от имени своей семьи благодарственное письмо растениям за их вклад в поддержание жизни на Земле.

Благодарственное письмо растениям для 3 класса

Огромное вам спасибо за то, что на протяжении многих веков вы дарите нам еду и кислород.

Вы такие разные, и большие, и маленькие, но вы все очень трудолюбивые и ответственные. Вы понимаете, что без ваших усилий, жизнь на нашей планете прекратилась бы очень скоро. И мы ценим вашу заботу о процветании Земли, и дорожим вами.

Растите и размножайтесь, цветите и благоухайте! И, пожалуйста не обижайтесь на тех неразумных существ, которые топчут и ломают вас, мешая вам выполнять вашу работу.

Простите нас, что мы так долго не знали о вашей великой миссии, дарить жизнь всему живому!

На следующем уроке

Вспомни, что ты знаешь о взаимосвязи цветов и бабочек. Какие условия нужны для прорастания семян? Как, по твоим наблюдениям, развивается растение из семени?

Бабочки питаются нектаром растений, но при этом они опыляют растения и на растениях завязываются плоды. В плодах созревают семена, из которых вырастают новые растения.

Для прорастания семени нужно тепло, вода, земля, солнечный свет.

Сперва семя набухает и из него появляется росток, который постепенно увеличивается, на нём появляются листочки, а потом цветы.

Источник

Основные потребности живых организмов (растений и животных)

Каждый живой организм на планете, чтобы поддерживать основные функции жизнедеятельности нуждается в определенных потребностях. Количество, способ получения, форма или тип этих потребностей индивидуальны для каждого организма.

Например, вода является неотъемлемой частью выживания живых существ. Но, количество воды необходимое для поддержания жизни лягушки отличается от потребностей в воде у кактуса — растения пустыни.

Ниже перечислены пять основных потребностей живых организмов без которых не возможна жизнь на Земле:

Солнечный свет

Это, вероятно, самая важная потребность для всех живых существ, так как солнце является источником энергии, тепла и света. Количество солнечного света определяет возможность выживания того или иного организма.

Например, верхняя часть моря или океана получает много солнечного света, поэтому она теплее дна океана, которое имеет ограниченное количество света или он вовсе отсутствует. Таким образом, живые организмы, предпочитающие поверхность воды, сильно отличаются от обитателей дна океанов.

Значение для растений

Различные растения требуют разное количество солнечного света. Например, папоротникам нужно меньше света, а одуванчикам — много прямых солнечных лучей.

Все растения используют солнечный свет для фотосинтеза. Они сохраняют питательные вещества и энергию в своих листьях, которые поступают к животным, питающимся этими растениями. Когда листья опадают, редуценты (бактерии и грибы) превращают их в органические соединения.

Значение для животных

Солнечный свет имеет жизненно важное значение для всех животных, хотя различные виды нуждаются в разном количестве солнечного света. Например: многие млекопитающие и рептилии (такие как змеи, черепахи и ящерицы) выходят в течение дня, чтобы погреться на солнышке, увеличить температуру тела и стать более активными. В то же время, такие животные, как летучие мыши, избегают прямых лучей и прячутся в тени, чтобы спастись от жары.

Однако, многим ночным животным тоже нужен солнечный свет. Во время ночной активности, они питаются организмами, которые накопили энергию солнца днем.

Вот еще один пример: Животные океанов зависят от органических соединений (мертвых растений и организмов), которые оседают на дне. Такие органические вещества содержат энергию, полученную от Солнца.

Количество солнечного света, влияет на миграцию птиц, цветение и опыление растений, а также поддерживает баланс экосистем.

Вода — необходимое условие существования всех живых существ на планете. Для многих видов микроорганизмов, животных и растений, вода служит естественной средой обитания, поддерживающей их существование.

Значение для растений

Растения нуждаются в достаточной гидратации для осуществления фотосинтеза. Они получают необходимую воду, из почвы через корни. Вода распространяет питательные вещества во все части растения и позволяет сохранять вертикальное положение. Если доступа к воде прекратится, растение завянет, а затем погибнет.

Некоторые растения, такие как водоросли поглощают углекислый газ, растворенный в воде.

Значение для животных

Животные также нуждаются в воде для обеспечения жизнедеятельность. Они регулярно пьют воду, чтобы гидратироваться и переваривать пищу. Некоторым рыбам необходима соленая вода, а другим — пресная. Большинство видов рыб, получают кислород из воды.

Для одних животных, вода является естественной средой обитания. Другим — как лягушки и черепахи — вода необходима, чтобы откладывать яйца и размножаться. Анаконды, наряду со многими рептилиями обитают в воде. Свежая вода часто несет растворенные питательные вещества, от которых зависят многие живые организмы.

Воздух

Земля окружена воздухом, смесью чрезвычайно важных газов, таких как кислород, углекислый газ и азот. Эти газы позволяют животным дышать, а также обеспечивают зеленые растения диоксидом углерода, который участвует в фотосинтезе.

Значение для растений

Растения поглощают углекислый газ (вместе с солнечным светом и водой), вырабатывают энергию и выделяют кислород в качестве побочного продукта, через очень крошечные поры в листьях. Кислород является жизненно необходимым газом практически для всех животных.

Воздух также имеет важное значение для живых организмов почв, позволяя выживать и нормально функционировать под землей. Без аэрации почвы, растения не будут перерабатываться в органические вещества. Перемещение воздуха (ветер) помогает в опылении некоторых растений.

Значение для животных

Животным, включая человека, жизненно необходим кислород. Мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. Есть также воздушные карманы в почве и воде, которые помогают крошечным живым существам выжить под землей и в воде. Например, рыбы поглощают кислород из воды, используя жабры. Все животные адаптируются к поглощению кислорода с помощью специализированных органов или частей тела.

Пища (питательные вещества)

Нам нужна еда, чтобы расти, не так ли? Пища, которую мы едим, содержит питательные вещества, позволяющие оставаться здоровыми и сильными. Этот процесс схожий для каждого живого организма. Пища имеет много различных форм, а у растений и животных есть специальные органы или части тела, поглощают.

Значение для растений

Растения используют углеводы, жиры и белки, чтобы расти и поддерживать жизнедеятельность. Они производят их сами с помощью солнечного света, воды и углекислого газа. Полученные питательные вещества сохраняются в растениях, а затем передаются животным, которые ними питаются.

Когда растения погибают и начинают перегнивать, питательные вещества, содержащиеся в них, попадают в почву, а корни растений их поглощают. К таким веществам относятся: соли, калий, минералы, крахмал, фосфаты и азотные кислоты.

Значение для животных

Животные также нуждаются в пище или питательных веществах, чтобы выживать. Многие из них, получают питательные вещества из растений.

Более крупные животные едят более мелких. Водные представители (такие как рыбы), питаются мелкими насекомыми, червями и планктоном.

Некоторые организмы (как грибы), получают пищу в виде органических веществ (когда-то живых организмов). Все они содержат конкретные питательные вещества, так необходимые тому или иному виду животных.

Среда обитания (температура)

Каждый живой организм нуждается в доме, приюте или естественной среде обитания, обеспечивающей безопасность, идеальную температуру и основные потребности, необходимые для выживания.

Одной из важных функций дома (среды обитания или окружающей среды) каждого организма является обеспечение идеальной температуры, в которой организм может нормально существовать.

Изобретения помогают поддерживать людям нормальную температуру тела или помещения, если становится слишком холодно или жарко. Но, остальные живые организмы полностью зависят от условий окружающей среды. Если для растений становится слишком жарко или холодно, они могут погибнуть.

Это же касается и животных. Идеальная температура очень важна. Экстремальные изменения климата могут уничтожить целую экосистему. Температура окружающей среды зависит от воды, воздуха, почвы и солнечного света.

На всей планете, температура разная. В некоторых местах, таких, как северный и южный полюса очень холодно (до -88 ° C ). Другие регионы, особенно тропические, имеют высокую температуру (приблизительно до 50 ° C). Животные, которые приспособлены к низким температурам не могут выжить в жарких условиях.

Значение для растений

В некоторых местах слишком холодно для жизни растений. К ним относятся: высокие горные вершины и ледники.

Значение для животных

Животные, такие как белые медведи и пингвины приспособлены жить только в очень холодном климате. Они не выживут, если попадут в горячий, сухой, тропический климат.

Метаболическая и ферментативная активность животных требует правильной температуры окружающей среды, в противном случае, такие процессы замедляются и оказывают негативное влияние на живой организм.

Ручьевая форель — предпочитает температуру воды от 4 ° C до 20 ° C и откладывает яйца, когда температура воды ниже 13 ° C.

Некоторые рыбы живут только в мелководных теплых водах тропических морей, где подходящая температура поддерживается круглый год.

Отдельные факторы в окружающей среде живого организма способны препятствовать нормальной жизни. Они называются «ограничивающими факторами» и включают в себя: почву, температуру воды, солнечный свет и физические барьеры. Физическими барьерами могут выступать человеческие строения, формы рельефа и водоемы. Они часто являются препятствиями для перемещения животных в места, более подходящее для жизни.

Каждая потребность является чрезвычайно важной для всех живых организмов планеты, и потеря или ухудшение одной из них, влечет за собой отрицательные последствия.

Источник

Читайте также:  По стеблю растения высота которого 1 м ползет улитка