Меню

Это 6 класс 4 условия для жизни растений

Урок биологии 6 класс «Условия жизни растений»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Работа содержит конспект урока биологии «Условия жизни растений», тест по проверки знаний предыдущего урока и презентация к данному уроку.

Скачать:

Вложение Размер
usloviya_zhizni_rasteniy.rar 1.22 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе.( Региональный компонент. Экология растений Тамбовской области )Раскрывает понятия о видах почв Тамбовской области и условиях существования на них растений. Показывает роль В.В.Докучае.

Презентация к уроку биологии в 6 классе «Весна в жизни растений» разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Данный урок разработан для учащихся 6 классов по теме «Почва в жизни растений» и может быть использован учителями экологии и биологии при прохождении данной темы.

Презентация урока разработана к учебнику Сонина Н.И. Биология.6класс. Живой организм.

Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение голосеменных.

УРОК СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС.

Презентация к уроку биология: программа БИОЛОГИЯ, 5 касс .Автор И.Н.Пономарева –М.:Вентана-Граф,2012Учебник: Биология: 5 класс: И.Н. Пономарева,И.В.Николаев,О.А.Корнилов.-М.;Вентана-Граф, .

Источник

Условия жизни растений
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Данная разработка может быть использована при организации самостоятельной работы или как модульный урок

Скачать:

Вложение Размер
tema_usloviya_zhizni_rasteniy_6_klass.docx 30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Условия жизни растений».

Учебный элемент -УЭ

Учебный материал с указаниями

Рекомендации по выполнению заданий

Цель:1 Познакомить учащихся со средами жизни растений

2.Способствовать пониманию учащимися знаний о факторах среды.

3.Дать первоначальные знания об экологических факторах

Цель: 1. Познакомить учащихся со средами жизни растений

Используя текст §4, выполните задания

1. Заполнить схему: СРЕДЫ ЖИЗНИ

2 .Найдите в тексте учебника и обсудите в паре, какие растения растут в той или иной среде обитания.

3 .Обсудите в паре и запишите ответ в тетрадь, почему растения могут жить не везде? 2 балла.

Цель: . 2.Способствовать пониманию учащимися знаний о факторах среды.

Используя текст §4, выполните задания

1 .Запишите в тетрадь определение, что называют факторами среды? 1 балл

2 .Какие условия необходимы для жизни растений? Запишите эти условия в тетрадь . 4 балла

Цель: Дать первоначальные знания об экологических факторах

Используя текст §4, выполните задания

  1. Заполнить схему «Экологические факторы»

2 .Что называют экологическими факторами ? 1 балл

Закрепление полученных знаний

1.Распределить растения по средам жизни.

1.Повилика; 2.ламинария; 3.сосна; 4.корни растений; 5.фукус; 6.подорожник; 7.заразиха; 8.прорастающие семена растений; 9 сирень; 10 омела .

1). Вода и минеральные вещества необходимы растениям для ______, ________, _________ 1 балл

2). На свету в растениях образуются ___________ __________. 1 балл

3 ).Из воздуха растения получают ___________, необходимый для дыхания. 1 балл

4). Теплолюбивые растения произрастают в районах с _______ _______; а холодостойкие растут в ___________ ____________ _____________. 2 балла

5). Какие факторы среды относят к абиотическим факторам? А) свет; в)человек; в) животные; г) снег; д)грибы; е)воздух; . 2 балла

6). Какие факторы среды относят к биотическим?

А) Растения; б)минеральные вещества; в)человек; г)вода; д)грибы; е)температура. 2 балла

Оцените свою работу по следующей шкале оценок.

« 2 »—меньше 11 баллов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель знакомит детей со способом пересадки растения, называемым — перевалка. При данном способе пересадки не нарушается корневая структура пересаживаемого растения и не повреждается земляной ком.

Тесты для учащихся 6 класса по темам: «Жизнь растений» и «Размножение растений» Можно использовать учителям работающим по программе: В.В. Пасечника «Биология. Растения».

В тесте по теме «Красная книга растений. Многообразие культурных растений» тридцать вопросов. Имеется ключ и критерии оценивания. Время выполнения теста 15-17 минут. Уровень сложности — средний.

Эти тестовые задания могут быть использованы в качестве проверки знаний по теме «Мир растений. Условия жизни растений».

Представлена методическая разработка урока биологии в 6 классе с использованием ЦОР. урок включает в себя лабораторную работу по рассматриванию препаратов тканей растения под микроскопом, работу с фле.

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос.

Источник

Какие условия необходимы для жизни растений? Условия, необходимые для роста и развития растений

Растения — это наши зеленые друзья. Они совершенно заслуженно получили такое название, ведь для людей и животных флора и ее компоненты — это источник питания, материалы для бытовых нужд, лекарственные средства, главный регулировщик чистоты атмосферного воздуха и так далее.

На сегодняшний день известно свыше 350 тысяч различных видов растений. Все они имеют своеобразные морфологические и генетические особенности, радуют нас пышностью и многоцветьем, доставляют настоящее эстетическое удовольствие. При этом их жизненные формы могут быть разными, но всегда важными, уникальными и прекрасными. И на их существование непосредственное влияние оказывают условия, необходимые для жизни растений.

Жизненные формы растений

Данную классификацию можно привести с точки зрения разных наук: систематики и экологии. Нас интересует больше именно систематическая, так как она основана на внешних признаках растений. С данной позиции все царство флоры можно разделить на группы, которые сформировались эволюционно, и на которые повлияли условия жизни растений.

  1. Деревья — ярко выражен ствол, высота не менее двух метров.
  2. Кустарники — от 50 см до 2 м высотой, несколько стволов, отходящих от самой земли.
  3. Кустарнички — образованы от предыдущей формы, но размер до 50 см.
  4. Полукустарники — сформировались от форм кустарничков, однако верхние части множественных стволов отмершие.
  5. Травы — низкорослые растения, на зимний период замораживающие свои надземные побеги.
  6. Лианы — характеризуются ветвящимися и ползучими стеблями, снабженными крючочками, усиками и другими цепляющимися устройствами.
  7. Суккуленты — растения, способные запасать большое количество воды в стебле и листьях.

Какие условия необходимы для жизни растений каждой из перечисленных групп? Рассмотрим их подробнее.

Экологические факторы как условия жизни растений

К таковым относятся следующие.

  • солнечный свет;
  • влага (вода);
  • температурный режим;
  • питание.

2. Биотические: все живые организмы, которые окружают данное растение (животные, микроорганизмы, грибы).

3. Антропогенные — влияние человека и его деятельности в разных отраслях быта и промышленности.

Какие условия необходимы для жизни растений больше всего? То есть которые из перечисленных факторов являются определяющими? На такой вопрос сложно ответить. Только их совокупное грамотное сочетание позволяет растениям чувствовать себя максимально комфортно, безопасно и быстро расти, развиваться и размножаться.

Влияние света

Самое главное отличие растительных организмов от всех остальных — это автотрофный способ питания. То есть способность преобразовывать энергию солнечных лучей в энергию химических связей, заключенную в образуемых органических соединениях. Весь этот сложнейший биохимический процесс, построенный из двух фаз, называется фотосинтезом. Продуктом таких преобразований становится крахмал как запасное питательное вещество растений и газ кислород — как источник жизни на нашей планете.

Становится очевидным, что без фотосинтеза не было бы и жизни. А без солнечного света не будет этого процесса. Значит, энергия естественного солнечного излучения и дополнительных источников освещения — условия, необходимые для роста и развития растений. Роль этих факторов определяющая.

По отношению к свету можно выделить несколько групп организмов.

  1. Теневые растения. Такие представители не переносят прямых солнечных лучей, им достаточно очень рассеянного слабого освещения. Например, значительная часть лесных трав, укрытых под тенью деревьев — кислица, майник, прострел, камнеломка, хохлатка, подснежник, горянка, пролеска, плющ, орляк, чистотел и другие.
  2. Теневыносливые. Данные растения предпочитают умеренное освещение и достаточно терпимо относятся даже к длительным затемнениям. Однако солнечный свет все же любят и на короткие воздействия прямых солнечных лучей реагируют положительно. Это, к примеру, смородина, ландыш, черника, бузина, брусника, купена, манжетка и другие.
  3. Светолюбивые — растения, которые больше всех нуждаются в ярких прямых солнечных лучах. Только при таких условиях процесс фотосинтеза происходит у них максимально быстро и полно. Примеры: мать-и-мачеха, клевер, лаванда, бессмертник, мелисса, лотосы, кувшинки, злаковые, кактусы, большая часть деревьев и другие.

Итак, что необходимо растениям для жизни в первую очередь? Солнечный свет, который является источником главного растительного процесса — фотосинтеза.

Значение воды

Двуокись водорода является самым важным веществом в жизни не только растений, но и всех живых существ на планете. Известно, что жизнь на Земле стала возможна благодаря наличию жидкой воды. Поэтому переоценить ее значение сложно. Универсальный растворитель, в котором протекают все биохимические реакции живого организма, она является неотъемлемой структурной частью, компонентом каждой клетки.

Значение воды для жизни растений не менее важно, чем солнечного света. Ведь вода создает тургорное давление на клеточные стенки, именно в ней осуществляется транспорт всех соединений, она — среда для химических реакций. Одним словом, для растений вода — источник жизненных сил.

Не все представители флоры одинаково относятся к воде и ее количеству. Так, можно выделить три основные экологические группы растений по отношению к оксиду водорода.

  1. Ксерофиты — обитатели самых засушливых районов, которые сумели адаптироваться к недостатку влаги. Примеры: пустынные и полупустынные растения, обитатели морских побережий. Эшшольция, кактусы, пырей, песколюб, бриофиллум, верблюжья колючка и так далее.
  2. Мезофиты — обитатели мест с умеренным содержанием воды. Это растения луга, лесные обитатели. Нормально относятся к увлажненной почве, но не переносят излишнюю влагу или засуху. Тимофеевка, ромашка, васильки, кровохлебка, любка, сирень, лещина, клевер, медуница, золотарник, все листопадные деревья и кустарники.
  3. Гидрофиты. Такие растения лучше всего чувствуют себя, когда находятся частично в воде (пресной, соленой) или полностью в нее погружены. Примеры: водоросли, водные лютики, роголистники, кувшинки, поседонии, рдесты, альтемии, наяды и другие.

Итак, какие условия необходимы для жизни растений? Вода входит в их перечень.

Роль температуры

Теплые дни для всех живых существ в радость. Однако среди растений есть и такие, которые низкие температуры выносят достаточно легко. Всех представителей флоры по отношению к данному фактору можно разделить на три группы.

  1. Теплолюбивые. Условия, необходимые для жизни растений данной группы, — это температурный показатель не ниже +5 0 С. Оптимальным вариантом для них считается примерно +25-26 0 С. Такие растения не переносят резких колебаний температуры воздуха, не выдерживают даже легких заморозков. Примеры: рис, хлопчатник, какао, пальмовые, бананы, практически все тропические и субтропические обитатели.
  2. Холодостойкие растения. Предпочитают умеренные температуры, однако в состоянии переносить и довольно низкие, переживают заморозки без повреждений. Примеры: картофель, все корнеплоды, зелень, многие виды крестоцветных, злаковые культуры и прочие.
  3. Морозостойкие. Способны зимовать под снежным покрывалом, сохраняя жизнеспособность. Примерами могут служить такие садово-огородные растения, как ревень, многолетники лук, чеснок, щавель и другие.

Вывод: температурный режим — важное условие для нормального роста и развития всех растений на Земле.

Минеральное питание

Данный фактор чрезвычайно важен именно для плодово-ягодных, фруктовых и овощных культур, возделываемых человеком. Ведь в естественных условиях растения заселяют такие места обитания, к которым способны адаптироваться. В том числе и к содержанию минеральных солей в почвах.

А вот культурным представителям нужна помощь. Каждый хозяин знает, какой комплекс минеральных удобрений следует внести для определенного растения, чтобы получить необходимый урожай.

В целом минеральные вещества — это важный элемент питания всех особей, который поглощается растениями из почвы путем всасывания вместе с водой. Но для растений губителен переизбыток удобрений, а их недостаток ведет к медленному росту и плохому урожаю.

Состав воздуха

Какие условия необходимы для жизни растений, помимо рассмотренных выше? Важным также является состав воздуха. Ведь ночью растения, так же, как и другие живые существа, дышат, потребляя кислород. Поэтому его в воздухе для их нормального развития должно быть достаточно. Это значит, что в условиях повышенной концентрации вредных газов, пыли, грибков и микроорганизмов растения будут чувствовать себя крайне плохо.

Биотические факторы и их влияние

Мы рассмотрели все абиотические факторы жизни растений. Тепло, свет, воздух, вода — главные и неотъемлемые условия для их нормального роста и развития.

Биотические же факторы — это влияние на них окружающей биомассы, то есть других растений, животных, грибов, насекомых и так далее. Чтобы рассмотреть все аспекты воздействия этих условий, была создана наука экология. Следует лишь заметить, что биотические факторы не менее важны, чем абиотические.

Главные условия для жизни комнатных растений

Условия среды, необходимые для жизни комнатных растений, ничем не отличаются от тех, что мы рассмотрели для всех в общем. Они так же нуждаются в солнечном свете, тепле, воде, минеральном питании, защите от вредных насекомых.

Чтобы горшечные цветы чувствовали себя хорошо и выглядели красиво, следует подходить к ним индивидуально, учитывая особенности конкретного рода и вида растения.

Источник

Гдз по биологии 6 класс Пономарёва ФГОС Подведём итоги к главе 4

Авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
Год: 2013
Описание: Гдз к учебнику Пономарёва И.Н. по биологии для 6 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные к итоговым вопросам каждой главы (подведём итоги).

Пономарёва 6 класс / Подведём итоги к главе 4

Подведём итоги. Глава 4.

Ответьте на вопросы:

1. Почему водоросли относят к низшим растениям?

Водоросли относятся к низшим растениям. Потому что их вегетативное тело (таллом, или слоевище) не расчленено на стебель, листья и корни, как у высших растений. Лишь у некоторых морских водорослей есть органы, внешне напоминающие стебель и листья, однако по своей внутренней организации эти низшие растения не имеют ничего общего с высшими сосудистыми растениями, так как лишены сложного анатомического строения присущего последним.

2. Какие признаки указывают на то, что моховидные растении древнее папоротниковидных?

Строение мхов значительно проще, дифференцировка клеток минимальна, отсутствует разделение растения на стебель и листья, корень представлен ризоидами. У папоротников есть корни и листья, имеющие стеблевое происхождение. Из-за примитивного строения мхи не способны вырастать до больших размеров, в отличие от папоротников. Преобладание в жизненном цикле гаметофита, делает мхов схожими с более древней группой — водорослями. У папоротников преобладает спорофит, так же, как у более молодых групп голо- и покрытосеменных растений.

3. Какова роль моховидных растений в природе?

На ровне с прочими растениями, мхи берут активное участие в поглощение углекислый газ, вырабатывая кислород. Представители моховидных растений имеют способность поглощать радиоактивные вещества. Мхи — неотъемлемая составляющая биосферы. Мхи важны также для животных. Некоторые звери мхи используют в пропитании. Для пернатых моховидные служат домом либо убежищем. Торфяные мхи образуют торф. Человек использует мох как удобрение, в природе он служит средством повышения качеств почвы.

4. Каковы признаки различия между плаунами и хвощами?

Плауны и хвощи отличаются различными признаками:

1. Побег: у хвощей бывает весенний и летний, у плаунов такого деления нет.

2. Стебель: у хвощей прямостоячий жесткий, у плаунов может быть еще и стелющимся.

3. Листья: у хвощей чешуевидные, у плаунов разной формы.

4. Корни: у хвощей есть корневище и придаточные корни, а у плаунов придаточные корни отходят от побега.

5. Чем семя отличается от споры?

Спора — это одна клетка, а семя — многоклеточный орган. Внутри семени есть зародыш растения, запас питательных веществ, а снаружи оно покрыто плотной семенной кожурой. Всего этого нет у споры. Поэтому спора, попав в неблагоприятные условия, погибает. А семя может переносить такие условия достаточно долго, но быстро образует проросток, если условия изменятся.

6. Почему растениям дают латинские названия?

Латинский язык универсальный в научном сообществе, так как именно латинский алфавит лежит в основе многих языков. А значит его легко понять ученым разных стран. Учитывая все разнообразие растений, чтобы избежать путаницы был выбран латинский язык для обозначения названий растений. К тому же, этот язык уже является мёртвым, а значит, он не изменяется, и не имеет диалектов.

7. Почему ель и сосну относят к хвойным растениям?

Хвойными называют такие деревья, у которых вместо листвы на веточках растёт хвоя. Так называют видоизменённые листики в форме иголок. У таких деревьев есть ещё один общий признак — шишки. Такие деревья, как сосна и ель, не сбрасывают на зиму свою хвою, поэтому их называют вечнозелёными хвойными деревьями.

8. По каким причинам покрытосеменные растения в процессе эволюции сформировали большое разнообразие форм цветка?

Способность приспосабливаться к различным условиям обеспечила покрытосеменным большое биологическое разнообразие и господствующее положение в растительном мире.

Покрытосеменные растения размножаются и расселяются семенами, но у них широко представлено и вегетативное размножение.

У многих видов цветковых растений в процессе эволюции сформировались специализированные органы для вегетативного размножения: клубни, луковицы, усы, столоны, выводковые почки и др.

9. Почему один и тот же отдел называют двумя разными названиями: Покрытосеменные или Цветковые?

Покрытосеменные или цветковые — это название отдела растений. Цветковыми их называют потому, что органом их размножения является цветок. После попадания пыльцы на рыльце пестика в цветке происходит процесс оплодотворения. В результате из завязи пестика цветка образуется плод. Внутри плода расположено семя. Часть плода, окружающая семя, называется околоплодником. Семя как бы покрыто им, поэтому другое название данного отдела — покрытосеменные.

10. Какие признаки являются основой деления растений отдела Покрытосеменные на классы Однодольные и Двудольные?

1. У однодольных 1 семядоля, у двудольных 2 семядоли

2. У однодольных параллельное или дуговое жилкование листа, у двудольных в основном сетчатое

3. У однодольных мочковатая корневая система, у двудольных стержневая корневая система

4. Элементы цветка у однодольных кратны 3, у двудольных 4, 5

5. У двудольных есть камбий в проводящих пучках, поэтому их стебель растет в толщину. У однодольных этого нет.

6. У двудольных проводящие пучки располагаются по кругу, у однодольных хаотично.

11. Что такое эволюция?

Биологическая эволюция (от лат. evolutio — «развёртывание») — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

12. В каких условиях у живых организмов возник автотрофный способ питания?

Автотрофный способ питания это процесс приобретения энергии и вещества с использованием энергии солнца. Нам этот способ известен как фотосинтез. В процессе фотосинтеза растения за счет энергии солнца усваивают углерод из окружающей среды и синтезируют необходимые для своего дальнейшего развития органические соединения на его основе. Соответственно для появления такого способа питания необходимыми условиями будут: солнечный свет и наличие доступного углерода, например, в виде углекислого газа растворенного в воде или в атмосфере планеты.

13. Почему появление хлорофилла в клетках организмов считается важным этапом эволюции живого мира?

Именно появление хлорофилла в пластидах дало возможность протеканию процесса фотосинтеза, в результате которого образуются важные для растения органические вещества, необходимые ему для жизни. А вместе с этим, выделяется важный природный элемент — кислород.

14. Почему в эволюции живого мира так высока роль полового размножения?

Естественно роль полового размножения велика. Ведь при таком способе размножения получается более разнообразное потомство, а вместе с этим и увеличивается устойчивость видов к различным неблагоприятным условиям. Также с помощью этого способа разможения велика возможность изменчивости, так как в полученной зиготе остаются как унаследованные признаки так и формируются свои. Это помогает протекать процессу эволюции намного быстрее.

15. Что обеспечило возможность появлении жизни на суше?

В появлении жизни на суше сыграло несколько факторов: первый — это засоленность воды вследствие извержения вулканов, второй — наличие атмосферы, третий — наличие большого количества растений. Вследствие извержения вулканов и смешивании лавы и вулканических газов, воды океанов начали насыщаться серой и углекислым газом. С недостачей кислорода в воде морские организмы справились, когда вышли на сушу. В тот момент растения скопили огромное количество кислорода, и единственная молния превратила Землю в пылающий шар, образовав атмосферу пригодную для жизни живых организмов.

16. Какие организмы считаются родоначальниками наземных растений?

В процессе горообразования в конце Силура 405—440 млн лет назад, водоросли, сходные с современными харовыми водорослями, выходят на сушу, и занимают литорали и супралиторали, что стало возможным благодаря деятельности бактерий, которые образовались на поверхности суши почвенный субстрат. Так появляются первые высшие растения — риниофиты. Можно утверждать, что по основным сходным чертам строения и внешнему виду псилотовые весьма похожие, если не к древнейшим, то к весьма древним и примитивным растительным формам.

17. Какова роль человека в эволюции растительного мира?

Человек начал влиять на эволюция растительного мира начиная с того самого момента, как он стал использовать в ходе обустройства собственных угодий культурные растений. Самым первым шагом к непосредственному развитию селекции стали первые попытки скрещивания между собой растений, которые выявляли свойства намного более полезные для человека, чем другие члены популяции.

С развитие селекции, постепенным осознанием человека возможности проводить различные виды скрещивания, использую разные методики отбора организмов, происходило увеличение количества и вариативности популяций, что приводило к образованию новых пород, сортов и шматов.

Постепенно, с появлением технических возможностей и с развитием генетики, стало возможным непосредственное вмешательство в генотип организмов. Человек стал пользоваться такой возможностью для выведения гибридов, которые способны были давать наилучшие результаты, проявляли наивысшую степень устойчивости к окружающей среде и несли максимальную урожайность.

Под влияние антропогенного фактора также произошли массовые исчезновения многих видов растений. Правда происходило это и под влиянием других факторов окружающей среды.

Выполни задания:

А. Допишите фразу.
Таллом — это…
Красные водоросли содержат…
Значение водорослей в биосфере заключается в том, что …

А: Таллом — это ботанический термин, применяемый для обозначения одноклеточного, многоклеточного или не дифференцированного на клетки (многоядерного) тела водорослей, грибов, лишайников, а также антоцеротовых и некоторых печёночных мхов.

Красные водоросли содержат хлорофилл, который маскируется каротиноидами (пигменами желто-оранжевого цвета) и фикобилинами (пигментами красного и синего цвета).

Кроме того, красные водоросли содержат агар, который широко применяется в кулинарии, промышленности, косметике, науке. Они богаты витаминами и микроэлементами. В них высокое содержание йода и брома. Важным веществом является каррагинан, применяемый в косметологии и медицине.

Значение водорослей в биосфере заключается в том, что они в процессе фотосинтеза образуют кислород и служат источником органических веществ для обитателей водоёмов.

Б-В-Г: (Смотри ответы в конце учебника).

Источник

Читайте также:  Стебель однодольного растения под микроскопом