Меню

География и комнатные растения

География моих комнатных растений.

Работа о комнатных растениях,о их исторической родине.

Скачать:

Вложение Размер
doklad.geografiya_komnatnyh_rasteniy1.docx 37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

ГЕОГРАФИЯ МОИХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ.

Работу выполнили: Смальченко Светлана

Руководитель: учитель географии

Лобачевская Светлана Борисовна.

Тема: География моих комнатных растений.

Цель: определить географическое положение комнатных растений; какими лечебными свойствами они обладают.

1) изучить литературу о комнатных растениях, их многообразии и лечебных свойствах, их происхождение;

2)добывать интересные факты о комнатных растениях, осмысливать их, делать выводы;

3)установить взаимосвязь экологических ценностей, взаимоотношений человека с окружающей средой;

Проблема: Установить географическое происхождение комнатных растений.

Гипотеза: Возможно, основная масса растений, используемых во внутреннем озеленении – выходцы из тропиков и субтропиков.

1.1. Наши комнатные растения.

2.1. Происхождение комнатных растений.

2.2. Растения Южной и Центральной Америки.

2.3.Разнообразие растений Азии.

2.4. Африка – родина комнатных растений.

3.1. Домашняя зеленая аптека.

4.1. Роль комнатных растений в нашей жизни.

5.1. Практическая часть.

Наши комнатные растения.

Растения щедро рассыпаны на земле,

Подобно звёздам на небе,

Но звёзды далеко,

А растения у ног моих.

С любовью к комнатным растениям высказывался Жан-Жак Руссо.

Поселившись в нашем доме, «зелёные квартиранты» способствуют звукопоглощению, увлажняют воздух, насыщают его кислородом и очищают от вредных примесей. Они также играют важную санитарно-гигиеническую роль: растения очищают воздух от углекислоты, пыли и других вредных веществ. По данным центра космических исследований США (80-е годы) и Кельнского университета (1995) — воздух в городских домах и офисах содержит более двухсот различных токсических субстанций. Присутствие паров формальдегида, ацетона, метанола, бензола, трихлорэтилена — все это результат цивилизации. Поэтому у людей, проводящих долгое время в закрытых помещениях, всё чаще появляется чувство тошноты, аллергии, катара верхних дыхательных путей. Эти симптомы врачи назвали Билдинг-синдромом, или синдромом закрытого помещения [7]. Бороться с этой болезнью ученые предлагают с помощью комнатных растений, так как многие из них адсорбируют вредные газы. Например, комнатное растение спатифиллум способно поглощать ацетон до 19-ти мг в час, нефролепис и фикусы поглощают формальдегид, соответственно 20 и 10 мг в час. В настоящее время ведутся исследования по подбору видов комнатных растений, обладающих бактерицидными и протистоцидными свойствами, способными вызвать гибель бактерий и одноклеточных организмов. Фитонцидные свойства выявлены более чем у 40 видов оранжерейных растений. Особые биогенные вещества, выделяемые растениями, повышают работоспособность, нормализуют сон, увеличивают адаптивные способности человека. Но самое главное — своей красотой и совершенством своих форм, колдовским ароматом и богатством цветовой гаммы растения дарят нам ни с чем несравнимую радость. «Зелёные друзья» вносят в нашу жизнь гармонию и умиротворённость, рядом с ними мы ощущаем прилив энергии, и в то же время отдыхаем.

2.1.Происхождение комнатных растений.

Мир комнатных растений чарующ и удивителен. Тысячи комнатных растений растут у нас в жилищах. А где мы их можем повстречать в дикой природе на нашей планете?

Изучив литературу, можно сделать вывод, из общего числа:

  1. 600 видов(19%) — тропики Ю.Америки.(бегония, монстера, цикламены).
  2. 590 видов(19%) — дали Ю.Африки (алоэ, калла, хлорофитум).
  3. 430 видов(13%) — дали Ц.Америки, Мексика, вест- Индия (эхеверия).
  4. 425 видов(13%) — из Тропической Азии, из Индии, Индокитая (бегания, колеус, орикус, каугоновай).
  5. 310 видов(10%) — Средиземноморье(гранат, пальма, олеандр).
  6. 182 вида (6%) — Субтропики Ю.Америки(фуксия, корейноедерево, дролцены).
  7. 400 видов(3%) — Восточно -Азиатские страны (азалия,камелия).
  8. 99видов(3%) — Австралия и Новая Зеландия (кордилины, хойя).
  9. 72вида(2%) — Центральная Азия (инжир).
  10. 41вид(1%) — Канарские острова (орешник канарский).

Монстера: родина — тропические леса Южной и Центральной Америки. Монстера- одна из великолепных лиан, которые растут в комнатной культуре. Это великолепное вечнозелёное растение хорошо прижилось в наших домах и офисах. Расположить монстеру можно и в светлом и в полутёмном месте и даже в тень. Очень важно поддерживать высокую влажность воздуха : для этого растение нужно чаще опрыскивать водой. Летом поливать обильно, зимой увлажнение сократить. Для полива использовать тёплую, отстоянную не содержащую известь воду.

Следующее комнатное растение — сентполия или узумбарская фиалка . Родина: Африка. Необычайно популярное комнатное растение. Это миниатюрное нежное создание природы покоряет обильным продолжительным цветением. Цветовая гамма: от бело-снежных, все оттенки розового до темно-малинового, от голубого до темно-синего и фиолетового. Листья также имеют различные формы и окраску (от светло до темного зелёного). Более 100 лет назад это растение было обнаружено ботаником Сент-Поль-Иллером в Узумбарских горах Африки. В уходе достаточно -неприхотливое растение. Поливают очень умеренно. Не допускайте попадания воды в середину розетки, на листья и цветки. Вода для полива должна быть обязательно комнатной температуры и отстоянной. Легко размножается листовыми черенками, лучше весной или летом.

Глоксиния. Родина- Бразилия. В первой половине 19 века из Бразилии в Европу попало очень красивое травянистое растение с оригинальными колокольчатыми цветками — синнингия. Глоксиния одна из самых эффектных цветущих комнатных культур. Ботаническое название рода глоксиния получила из-за формы цветка. Крупные раскошные цветки (граммофон) покоряют широтой цветовой гаммы: розовые, красные, фиолетовые. Листья зелёные, крупные, бархатистые, овальные. Глоксиния- клубневое растение. Осенью все листья постепенно засыхают и опадают, корни отмирают. Наступает период покоя. Зимой клубни пересыпают сухим песком, не поливают и держат в прохладном, темном помещении. Глоксиния живёт более 10 лет. Чем крупнее клубень,тем обильнее последующее цветение.

Коалиция . Родина : Мексика. Цветение в зависимости от вида. Коалиция элегантная. Листья ее бархатисты на ощупь от короткого опушения. На листовой пластинке правильно, чередуются светлые и темно-зеленые полосы. Листья длиной 3-6 см расположены на побеге в два ряда. Требование ухода – прямой солнечный яркий рассеянный свет, регулярный полив, опрыскивание, подкормки, омолаживание.

Гибискус китайский (китайская роза) . Родина: Юго – Восточная Азия. На Гавайских островах гибискус называют «цветком прекрасных женщин». Местные девушки очень часто украшают себя яркими цветами китайской розы. Китайская роза – одно из самых любимых и распространенных комнатных растений. Оно представляет собой кустарник или деревце высотой 2-3 м. Листья темно-зеленые, блестящие. Цветки крупные, пятилепестковые. Спектр окраск5и обширен: от белой и желтой, густо-розовой до темно-красной. Цветок держится на стебле всего один день, но на смену ему раскрываются новые бутоны. Китайская роза очень неприхотлива к условиям обитания. В весеннее – летний период требуется обильный полив. Зимой полив уменьшают.

Циперус. Родина: тропики и субтропики. Циперус представляет собой многолетнее болотное растение с длинными тонкими трехгранными стеблями, наверху которых сидят изящные длинные травянистые листья светло – зеленого цвета, напоминающие фонтан. В Европу впервые попал в 19 веке. Благодаря такому виду он быстро приобрел популярность. В далекие времена растение играло огромную роль. Из стеблей циперуса сооружали лодки, плели корзины, из коры мастерили сандалии, корневища употребляли в пищу как в сыром, так и в жареном виде: они питательны и ароматны, по вкусу напоминают миндальные орехи. Это неприхотливое растение, но требуется постоянная влажность почвы.

Изучив географию происхождения комнатных растений, мы пришли к выводу. Что география их распространения очень разнообразна. Для роста комнатных растений в жилищах, необходимо создавать условия те, которые сложились у них на родине. Например, если растение с Африки, то большинство из них нужно размещать на окнах южной, юго-западной сторон, так как они любят прямые солнечные лучи. А поливать их нужно всего раз в неделю. А растения экваториальных широт влаголюбивые и теневыносливые, поэтому их размещать нужно на окнах северной и восточной сторон.

Домашняя зеленая аптека.

Многие растения считаются талисманами от различных болезней и действительно могут, находясь в комнате, влиять на наше самочувствие и настроение. Но главным фактором влияния растительного мира на человека, как теперь установлено – это электромагнитное излучение. Каждая клетка живой материи является источником электромагнитного излучения. Организм человека генетически запрограммирован на то, чтобы постоянно получать частотные “послания” от различных растений. А поскольку жители многих крупных городов дышат, увы, не озоном, то он начинает бунтовать. И выражается это выработкой гормонов, повышенная концентрация которых приводит к плохому настроению. Выходит, чем больше времени мы проводим в четырех стенах, тем чаще нас одолевает хандра. Ясно, что ни книга, ни телевизор не способны послать те самые электромагнитные сигналы. Это могут сделать только сами растения. Ведь недаром врачи рекомендуют нам чаще бывать за городом, гулять в лесу. Вот только ритм современной жизни настолько напряженный, что выполнять их совет не хватает времени.Выходит, положение безнадежное? Вовсе нет. Раньше люди ничего не знали ни о биополях, ни о гормонах. Но в каждом городском доме были цветы.

Наши предки интуитивно чувствовали, что комнатные цветы и растения нужны человеку для поддержания его здоровья.Герань – одно из самых распространенных комнатных растений. Ее ярко-красные цветы прямо-таки излучают жизненную энергию и силу, которые помогут вам в случае плохого самочувствия. Поэтому во время болезни держите герань в своей комнате.

Цветущий цикламен поможет вам избавиться от ночных кошмаров и бессонницы.

Домашние растения не только отличные психотерапевты, но и экологи, создающие благоприятный микроклимат в наших квартирах. Не секрет, что влажность воздуха в помещениях с центральным отоплением гораздо ниже нормы. Она составляет всего 20-30% – как в пустыне или полупустыне. И тут на помощь может придти уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис. Это – циперус. Он испаряет использованную влагу до 80%. А собратья циперуса – диффенбахия, антуриумы, филодендроны, монстеры просто находка для наших квартир! Они улучшают водно-газовый обмен в помещении. Монстеры знамениты еще и тем, что умеют плакать. Перед дождем в комнате с сухим воздухом обильно политое растение начинает выделять капельки воды на кончиках листьев. Наконец, многие комнатные растения обладают еще и фитонцидными, то есть бактерицидными свойствами. К числу “врагов” бактерий относятся хлорофитум, мирт, розмарин, цитрусовые, аглонема скромная. В помещении, где они растут, количество микробов в воздухе сокращается в несколько раз! Причем аглонема убивает даже стрептококковую инфекцию. Аспарагус поглощает частицы тяжелых металлов. Нет нужды рассказывать, как плохо себя чувствует человек в душном помещении. Причем дело здесь не в недостатке кислорода как такового, а в очень малом количестве отрицательных ионов, входящих в его состав. Они быстро “испаряются” во время работы в комнате телевизора или компьютера. Улучшить ионный состав воздуха с помощью растений-экологов – например, цереусов или кодиеумов.

В своём жилище люди стремятся завести растения, не только для красоты и уюта помещения, но и с целью лечебных свойств.

Комнатные растения можно разделить на группы :

1)Комнатные растения, стимулирующие иммунную систему:

Но я вас познакомлю из этой группы с комнатным растением – «Алоэ» . Родина растения: Южная Африка, о.Мадагаскар. Сок алоэ обладает обеззараживающим действием. Если к пораненной поверхности приложить разрезанный лист растения, то он поможет быстрее затянуть ранену. Свойства алоэ – очищающее, гомеопатические, питательные, иммунномоделирующее. Алоэ пользуется популярностью среди цветоводов-любителей не столько из-за своих декоративных качеств, сколько благодаря широко известным лекарственным свойством сока. Это растения называют ещё и столетником из-за того, что оно очень медленно растёт и редко цветёт в комнатных условиях.

2)Комнатные растения, успокаивающие нервную систему:

Остановлюсь на герани . Известно более 300 видов герани, распространённых в Северном полушарии и в горных районах тропических областей. Это растение радует не только человека своими красивыми соцветиями, но и лечебными свойствами. Обычно из листьев и цветов герани делают настой. Для этого берут 2 чайные ложки растительного сырья, заливают 2 стаканами кипятка. Потом плотно закрывают, укутывают и оставляют на 9 – 10 часов. Затем процеживают и пьют каждые 3 часа по 2 столовые ложки. Также этот отвар удаляет из организма токсины, оказывает противовоспалительное действие. Также применяют листья и цветы герани при артритах, ревматизме, переломах костей.

3) Комнатные растения, нормализующие дыхательную систему:

4) Комнатные растения, укрепляющие костно-мышечную систему:

Родина фикусов : Азия, Западная Африка. Фикус — домашняя аптека. При заболевании суставов необходимо взять 1 листок фикуса, измельчить и залить 100 мм водки, настоять в течении 2 недель. Вечером натирать суставы и укутывать тёплым шарфом.

5) Комнатные растения, предотвращающие заболевания уха, горла, носа.

Аптека на вашем окне всегда актуальна. При различных заболеваниях вы можете использовать свои комнатные растения. Они как скорая помощь помогут вам: снять боль, вылечить заболевания или можно проводить профилактику.

С учащимися нашей школы мы провели опрос. В нем участвовало 123 человека, в возрасте 9-11 лет. Были предложены следующие вопросы:

  1. В вашем доме есть комнатные растения?
  2. Для чего вы разводите в доме комнатные растения?
  3. Кто занимается дома комнатными растениями?
  4. Знаете ли вы где их родина?
  5. Хотите ли вы посещать в школе кружок по изучению комнатных растений?

В результате проведённого опроса, было выявлено, что 100% уч-ся в доме имеются комнатные растения. На вопрос «Для чего вы разводите в доме комнатные растения?» — 93% ребят считают, что они необходимы для оснащения помещения кислородом, 5% — для создания уютной обстановки, 2% — создают коллекцию комнатных растений. Комнатными растениями 92% занимаются в семье родители, 8% ребят совместно с родителями. На вопрос «Знаете ли вы где их родина?» — 10% ребят знают родину лишь только у некоторых растений, 90% совсем незначимы. 83% учащихся с большим желанием хотят в школе посещать кружок по изучению и ухаживанию за комнатными растениями, а у 17% уч-ся не вызывают интереса комнатные растения.

Эти растения наши друзья!

В комнате жить без них просто нельзя,

С ними нам дышится лучше и легче,

С ними нам жить ещё интересней!

1) Грюнвальд В. «Популярные комнатные растения» – издательство Москва «Оникс» 2006г.

2) Губанов И.А., Тихонова В.Л. «Декорастущие полезные растения» -(документальный фильм).

3) Семёнова А. «Комнатные растения: друзья и враги» – издательство «Невский проспект» 1999г.

4) Энциклопедия «Все комнатные растения мира»- издательство «Санкт-Петербург» 2007г.

5) Миллер М. «Лучшие комнатные растения»- издательство «Кредо» Москва 2008г.

6) Бабин Б.Н. «Комнатные растения» — издательство «Миринда», 2000г.

Источник

Использование комнатных растений на уроках географии

Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности и быту.
Особое место в экологическом образовании принадлежит географии. Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной географической науки, которое получило название геоэкология.
Основные требования экологического образования (в широком смысле обучения и воспитания), а следовательно и географии, направлены на создание здоровьесберегающего образовательного пространства:

  • понимание того, что человек – это часть природы;
  • понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни в окружающей среде.

Все это важно рассматривать как взаимосвязанный принцип обучения, воспитания и развития человека, что соответствует природосообразности и устойчивому развитию личности.
Изучение комнатных растений не только способствует активизации познавательной активности учащихся, развитию наблюдательности, самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, но и осуществляет межпредметные связи с другими предметам. При изучении комнатных растений учащиеся знакомятся с внешним видом этих растений, с родиной их происхождения, условиями жизни на родине, значением их для здоровья и жизни человека. Как известно, большинство комнатных растений – пришельцы из разных областей земного шара с разными климатическими и почвенными условиями. Чаще всего это растения тропиков и субтропиков с различными жизненными формами и разнообразными приспособлениями к условиям обитания. Создавая приближенные условия жизни для комнатных растений, учащиеся на практике знакомятся с экологическими факторами среды обитания растений, что способствует экологическому образованию и воспитанию. Благодаря фитонцидной деятельности комнатные растения создают наиболее благоприятные условия для учебы и отдыха учащихся. Кроме того, наличие в классе комнатных растений способствуют созданию у учащихся конкретных представлений о видовом разнообразии растений.
Работа над изучением комнатных растений непрерывна, она начинается в детском саду, где дети знакомятся с несколькими растениями. Дальнейшая работа ведется в начальной школе, где предполагаются уроки в курсе окружающего мира по комнатным растениям. Мы же продолжаем знакомство с комнатными цветами на уроках биологии, экологии, географии. Н.Верзилин не зря сравнивал «окно со своеобразной растительной картой», так как по ней тоже можно путешествовать на уроках. Наиболее благоприятная параллель, на уроках которой можно использовать наиболее широко комнатные растения, это 7 класс. Именно в курсе «География. Страноведение» мы знакомим учащихся с процессами и явлениями, происходящими на Земле как планете, формируем целостный образ земного шара через характеристику отдельных его территорий.

Сводная таблица с перечнем разделов и тем по географии, в рамках которых теоретически возможно создать занятия с использованием рассказа о комнатных растений. Это позволит нам на уроке мысленно совершить путешествие по тем местам, откуда произошли растения. Очутиться в раскаленной солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды. Проникнуть в сумрачные дебри влажных тропических лесов, и побывать в богатых плодами и цветами субтропиках.

Тема « Америка – Новый Свет»

№ 40 Западная и Центральная Африка,

№ 37 Юго- Восточная Азия

( п-ов Индостан и Индокитай, Малайский архипелаг).

Растения тропических пустынь

Климат пустынь и полупустынь характеризуется засушливостью, скудными осадками, интенсивным солнечным светом, дневной жарой и ночными холодами. Растения пустынь не выносят застоя влажности воздуха

Тема «Америка — Новый Свет»

№ 47 Центральная Америка и Вест-Индия
Тема «Африка»
№ 42 Южная Африка

Название комнатного растения, используемого в фитомодуле. Родина произрастания Информация о среде произрастания. Название разделов и тем, в рамках которых теоретически возможно использовать данные о растениях.
Цисус Австралия, Новая Зеландия, острова Явы и Суматры. Растения субтропиков.

Различают сухие и влажные субтропики.

Климат субтропических областей умеренный. Температура в течение года равномерная с незначительными колебаниями. Среднегодовая температура достигает + 15 градусов. Влажность воздуха высокая. В сухих субтропиках годовое количество осадков колеблется в пределах 50-100 мм, осадки приурочены к холодному времени года, что затрудняет вегетацию растений. Растения вегетируют главным образом весной, летом же они находятся в состоянии покоя

Тема «Европа»,

№ 26-28 (Южная Европа) – страны Италия, Испания, Греция, побережье Средиземного моря.

№ 31 Закавказье – страны Грузия Армения, Азербайджан

№ 34 Китай и Монголия,
№ 35 Япония и страны на Корейском полуострове

№ 42 Южная Африка

Тема «Америка – Новый Свет»

№ 47 Центральная Америка и Вест – Индия

№ Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили

Тема «Австралия и Океания»

№ 51 Географическое положение и природа Австралии.
№ 54 Океания.

Плющ Крым, Кавказ, юг Европы (растет в горах, поднимается по отвесным скалам с теневой стороны)
Пеларгония (герань) Южная Африка, Капская земля, мыс Доброй Надежды ( привезена в Европу в конце 16 века)
Камнеломка Китай (растет в расщелинах скал и утесов)
Апельсиновое, мандариновое и лимонное деревья Родина Китай, затем они стали произрастать в Индии, а после похода Александра Македонского они стали известны в Древнем Риме.
Нефролепис Разнообразие видов обуславливает и разнообразие мест произрастания. Растения влажных тропических лесов.

Зона влажных тропических лесов характеризуется большим количеством осадков, высокой влажностью воздуха и высокой годовой температурой. Морфологические и физиологические особенности, характерные для растений влажных тропических лесов, в основном сохранились и у комнатных растений, происходящих из этой зоны.

Сансевиерия (сансевьера) Остров Шри-Ланка, Индия, относиться к семейству лилейных.
Циперус Болотистые берега Нила. Тропическая Африка
Традесканция Болота тропических лесов Америки
Монстера Леса Бразилии, район реки Амазонки.
Колеус Остров Ява
Кофейное дерево Южная часть Эфиопии, тропическая Африка, семейство мареновых.
Агава американская (столетник) Мексика
Алоэ древовидное Капская провинция, мыс Доброй Надежды, пустыня Карру
Аспарагус Родина Африка и Азия, семейство спаржевых.
Хлорофитум Южноафриканское растение из семейства лилейных.

Приведем пример материала урока по теме «Бразилия» (№48)
Рассказывая «о природе северной низменной части страны – Амазонии» – мы говорим «о влажных экваториальных лесах, которые в Южной Америке называют сельвой. Они формируются благодаря поступлению большого количества солнечного тепла и низкого атмосферного давления (жаркий и влажный климат). Обилие влаги и тепла причина чрезвычайного богатства растительного мира сельвы; одних деревьев в ней встречается более 4 тыс. видов. В лесах Амазонии растут фикусы, пальмы, каучуковое дерево гевея, дерево какао, множество орхидей и других экзотических растений» [учебник 7 класса «География. Страноведение», под ред. О.А.Климановой].
Мы приводим пример другого растения, которое встречается во влажных тропических лесах и растет в кабинете географии – монстера. Начинаем работу с рассмотрения внешнего вида растения и выдвижения гипотез: почему листья имеют такую форму, для чего у растения растут воздушные корни. Проводим сравнение монстеры, выращенной в домашних условиях (классный экземпляр растения) и в природе (по иллюстрациям). После обсуждения зачитываем отрывок из книги Н.Верзилина «Путешествие с комнатными растениями».
«… Особенности строения листьев тропических растений обусловлены условиями жизни в тропическом лес: повышенной влажностью, недостатком освещения и сильными ливнями…И ни одного знакомого растения. Разве что эти напоминают стрелолист, правда гораздо больших размеров, а над ними с одного из деревьев свисают какие-то коричневые веревки. Поднимаем голову. Ба, да эти «жгуты» свисают прямо с толстого стебля растения, обвившего дерево! Приглядимся к его широким, почти округлым листьям на длинных черешках, внизу цельным, повыше с отверстиями в листовой пластинке, а еще выше перисто-разрезанным и больше метра в поперечнике. Высоко по стволу дерева забирается эта лиана толщиной с рук и в плотном зеленом шатре листвы пробивает себе дорогу к солнцу. В прорези и отверстиях верхних листьев пробиваются лучи солнца и играют бликами на нижних листьях. Чем-то эти листья напоминают нам знакомого с детства комнатного растения. Да, конечно, это филодендрон (листодерево), вернее, монстера делициоза, просто называемая у нас «плаксой».
Семена монстеры разносятся птицами по деревьям и прорастают на коре в окружении мхов. Сначала монстера растет как эпифит, потихоньку спуская вниз свои длинные, до шести метров, воздушные корни. Толщина их один — два сантиметра, от каждого крупного листа их отходит примерно по паре. У земли они загибаются и выпускают множество боковых корней, как пухом покрытых корневыми волосками. При этом «веревки» натягиваются, как струны: по ним теперь прямо к листьям поднимается вода (если корень перерезать, то из него польется водянистая жидкость). Едва корни укрепятся в почве, как монстера устремляется ввысь, обвивая дерево – хозяина, что весьма характерно для лианы бразильских лесов. Ее извивающийся зеленый стебель с темными пятнами – следами опавших листьев – напоминает змею.» [Н.Верзилин «Путешествие с комнатными растениями»].

Исследовательский проект «Фитонцидная активность комнатных растений» .
Работая с комнатными растениями на уроках и во внеурочное время, мы пришли к выводу, что данная работа может носить исследовательский характер и быть рассмотрена как проектная деятельность на уроках географии, экологии и биологии, в контексте здоровьеразвивающей педагогике.
Актуальность темы. Трудно представить, как смог бы жить человек без комнатных растений, особенно дождливой осенью, зимой, когда деревья лишены листьев, земля скована морозом. В это время, когда природа спит крепким сном, человек особенно тянется к зелени, цветам.
На протяжении всей истории человеческого общества цветущее растение – этот хрупкий и быстротечный облик живой природы – всегда украшал жизнь людей. Ни мебель, ни картины так не украшают комнату, как декоративные комнатные растения. Они радуют наш глаз, напоминают о великолепии весны, тепла дыхания лета и блистательности золотой осени, впечатляют своими живыми и сочными красками. Что может быть прекраснее комнаты, утопающей в цветах? Какие искусственные запахи могут сравниться с упоительными ароматами душистых растений? Эти маленькие оазисы зелени, благоухания, красок, меняющихся в зависимости от времени года, действуют на нас как восхитительная музыка.
Комнатное цветоводство развелось из естественного стремления как можно больше увеличить возможность общения с живой природой. Оно возникло в странах с ярко выраженной сменой времен года, где городские жители чаще всего более 20 часов в сутки находятся в помещении. Первоначально в зимнее время в комнатах выращивали лекарственные растения. Затем на смену им пришли растения с красивыми цветами и листьями. После крупных географических открытий в оранжереях и комнатах появились разнообразные представители тропических лесов, субтропиков, пустынь Америки, Азии, Африки.
Люди пытались приучить к жизни в комнатах полюбившиеся цветы и травы, но не всегда это удавалось. Постоянная температура от 140 до 200 С, ограниченность света, переизбыток углекислого газа, преобладание сухого воздуха привело к тому, что в качестве комнатных растений выжили и распространились биологически наиболее приспособленные виды. Искусственный отбор переплелся с естественным отбором: прижились чрезвычайно выносливые жители пустынь или растения тропических лесов. Поскольку в тропиках тепло и влажно, нет листопада, то и комнатные растения круглый год не теряют листьев. Хуже чувствуют себя представители субтропиков: зимой они чахнут, но весной вновь оживают и зацветают. Путем селекции человек вывел такие сорта, каких нет, и никогда не было в природе.
Сейчас декоративные комнатные растения чрезвычайно распространены. Почти нет такого дома, квартиры, предприятия, учреждения, где бы не росли комнатные растения, которые украшают интерьеры, создают уют, радуют глаз, освежают воздух.

Целью данной исследовательской работы является систематизация сведений о полезных свойствах комнатных растений, так как нестабильная экологическая обстановка нас окружающая подчас наносит вред нашему здоровью. Уже доказано, что комнатные растения обладают рядом полезных свойств: они улучшают состав воздуха, так как выделяют кислород; улавливают пыль, газы, дым; многие виды выделяют вещества (фитонциды), которые убивают микробы, а ароматы растений снимают у людей стрессовые перегрузки.

Объектом исследования является влияние фитонцидных свойств комнатных растений на экологическую составляющую классных помещений.

Предметом научного интереса является влияние растений на здоровье учащихся.

Работа над проектом велась в нескольких направлениях:

  • мониторинг состояния здоровья учащихся школы за период с 2004 по 2007 учебные года;
  • исследование экологического микроклимата закрытых помещений;
  • исследование фитонцидных свойств комнатных растений (антибактериальных, антивирусных, антигрибковых, обладающих успокоительными свойствами, противовоспалительными свойствами) и их влияние на источники загрязнения окружающей среды.
  • создание фитомодуля в классной комнате;

Возраст учащихся: 6 — 11 класс (в зависимости от возраста могут быть выбраны различные направления работы: от ухаживания за растениями до опытов и исследовательских работ по влиянию комнатных растений на здоровье учащихся).

Время работы над проектом: в течение года.

Режим работы: 34 учебных часа. (1 час в неделю)

Статус учебного проекта:
— автор-разработчик – ученица 7 класса и учитель географии Оленева Е.В.
— опыт использования (апробации) ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №449.

Описание проекта:
Темы исследования работы:
— Фитомодуль и его влияние на здоровье человека
— Здоровье городского населения – основной признак человеческой общности
— Экологическая составляющая закрытых помещений (классных комнат)
— Фитонцидная активность комнатных растений
— Характеристика аэротерапевтического фитомодуля
— Состав фитомодуля
— Методические указания по содержанию и эксплуатации растенийй, входящих в состав фитомодуля.

Все задачи и темы (направления) работы, которые мы поставили перед собой перед началом работы, были выполнены. Был проведен мониторинг состояния здоровья учащихся, на основе которого составлены диаграммы и таблицы, исследован микроклимат школьных помещений, в том числе классов. На данном этапе работы нам помогали завуч по здоровью и медицинская сестра, так как именно у них происходить систематизация всех данных, связанных со здоровьем учащихся школы. Исследованы фитонцидные свойства растений и их влияние на элементы загрязнения помещений. В ходе проекта мы пришли к выводу, что необходимо не только проводить исследования по данному вопросу, но и использовать его в практическом значении – создать на основе комнатных растений, представленных в кабинете географии, фитомодуль, который смог бы улучшить микроклимат в данном кабинете.

Источник

Читайте также:  Внимание рассмотри цвет листьев комнатных растений
Adblock
detector