Меню

Имеют корни стебель листья цветки плоды с семенами



Из каких основных частей состоят растения? Названия, описание, свойства и значение

Из этой статьи вы узнаете о том, какие бывают части растений и какую роль они играют в жизни как самих растений, так и животных или человека.

Растения — это живые организмы, которые очень важны для жизни на Земле. Они служат пищей для людей и других животных, а также позволяют нам дышать, превращая выдыхаемый нами углекислый газ в кислород. Сколько растений вы едите в пищу? Вы можете быть удивлены, но на Земле более 80 000 видов съедобных растений! Они состоят из множества различных частей, и каждая часть играет жизненно важную роль для растения. Давайте рассмотрим каждую из этих частей более подробно.

Корни

Корни являются нижней частью растения и обычно находятся в почве. Они удерживают растение в земле и служат опорой для надземных частей. Они также всасывают воду и питательные вещества из почвы, необходимые для роста и сохранения здоровья растений.

Есть два вида корней: стержневой корень, который является основным корнем, поглощающим воду и питательные вещества, и боковые и придаточные корни, закрепляющие растения в земле. Корневая система с выраженным главным корнем называется стержневой. Если боковые корни более выражены, чем основной, то такая корневая система называется мочковатой. В корнях также хранятся питательные элементы, которые растение может использовать в будущем. Такие пищевые продукты как, например, морковь, редис, свекла и др., на самом деле являются корнеплодами?

Стебель

Стебель — основная надземная часть растения. Он поддерживает листья, а также цветы или плоды, если они есть у растения. Стебель переносит воду и питательные вещества от корней к остальным частям. Стебли могут быть гибкими и нежными, как у травянистых растений, или твердыми и одеревеневшим, как ствол дерева. Основной стебель растения может иметь более мелкие стебли или ветви, которые растут из него. Люди также едят некоторые виды стеблей растений, например, спаржу.

Листья

Лист — очень важная часть растения, участвующая в таких процессах, как фотосинтез, газообмен и транспирация. В результате фотосинтеза солнечный свет преобразовывается в питательные вещества, обеспечивающие растения энергией для жизни. Также поглощается углекислый газ и выделяется кислород, которым дышат люди и животные. Листья не только дают нам кислород, но и могут служить нам пищей. Наверняка вы ели листья салата, базилик, петрушку, руколу или шпинат.

Цветы и плоды

  • Цветы вишни
  • Плоды вишни

Большинство (но не все) растений цветут. Цветы растут на концах стеблей. Их красота и аромат часто привлекают насекомых или животных. Цветок может дать им нектар, а они в свою очередь помогают растению, опыляя его, чтобы оно сформировало плоды и семена.

У некоторых видов растений есть цветы, из которых образуются съедобные плоды, например яблоки, груши, огурцы, помидоры, баклажаны, перец, клубника, смородина и др. Это очень важно, так как люди и многие животные используют плоды растений в пищу. Цветы и плоды позволяют растениям создавать новые растения с помощью семян, которые в них формируются. Семена могут упасть рядом с растением или разнестись ветром, водой и животными.

Подведение итогов

Растения необходимы для жизни на Земле. Каждая часть растения выполняет важную роль: от корней, которые поглощают воду и питательные вещества, до листьев, которые производят пищу с помощью фотосинтеза, цветов и плодов, которые распространяют семена растений. Людям нужны растения, чтобы снабжать нас кислородом, пищей и лекарствами!

Источник

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 9. Мир растений.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Мир растений и его разнообразие.
  2. Развитие и размножение растений.

Глоссарий по теме:

Пыльца – мельчайшие зёрнышки в цветках.

Ботаника – наука о растениях.

Опыление – перенос пыльцы с одного цветка на другой.

Насекомые опылители – насекомые, которые опыляют цветы.

Нектар – сладкий цветочный сок.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 –.с. 69-86.
  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. — с. 39 — 49.

Группы растений; виды растений; наука о растениях, дыхание и питание; опыление; развитие растений из семян; факторы отрицательного воздействия человека; меры охраны; правила поведения в природе.

Читайте также:  Домашний цветок молочай описание

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Повсюду на земле встречаются растения: в лесах, горах, степях и даже в безжизненной пустыне.

Это удивительные живые организмы, без которых невозможна жизнь на Земле.

Кроме того, что человек, и животные употребляют растения в пищу, они вырабатывают необходимый для всего живого кислород. Давайте узнаем, почему говорят, что растения – зелёная одежда Земли.

Царство растений очень обширно.

На сегодняшний день в нём насчитывают около пятисот тысяч видов. Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Ученые – ботаники делят царство растений на несколько групп. Первая группа — это водоросли. Они обитатели воды.

Их можно встретить не только в реках, озёрах и океанах, но и в горах, пустынях, если там есть хоть капля влаги.

Эти растения разнообразны по величине и форме: одни из них так малы, что можно увидеть их только в микроскоп, а другие имеют вид тонких шелковистых нитей зеленого цвета. Наиболее известные представители этой группы: ламинария, хламидомонада.

Водоросли обогащают водоемы кислородом. Они богаты питательными веществами и йодом.

Вторую группу составляют мхи – древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу.

Они растут во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу. Имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. Яркими представителями этой группы являются: сфагнум и кукушкин лён.

Давно, когда на нашей планете был теплый климат, появились папоротники.

Их можно включить в третью группу. Они достигали в высоту 45 метров, образовывая целые леса.

Потом леса погибли, покрытые толщей воды. А через многие миллионы из этих залежей деревьев образовался каменный уголь, который используется как топливо.

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Помимо листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков и семян у них не бывает.

Четвёртую группу составляют хвойные растения – это деревья и кустарники.

К ним относятся сосна, пихта, ель, кедр, можжевельник. Хвоинки – это их листья! Вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена.

Пятая группа цветковые растения говорит о том, что кроме корня, стебля и листьев, у них есть цветок.

Цветок – главный признак цветковых растений, из которого развивается плод с семенами. В каждой группе много видов растений.

Учёным известно около пятисот тысяч видов растений. Самая многочисленная группа – цветковые растения.

На свете около двадцати семи тысяч мхов, более десяти тысяч видов папоротников. А вот хвойных растений в разы меньше. Всего шестисот видов.

Растения — это живые существа, значит, они дышат и питаются. Они из воздуха поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ.

А как же питаются растения? Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Но в растениях есть также сахар и крахмал, а в почве их нет. Каким же образом растения получают эти главные питательные вещества?

Листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ они поглощают из воздуха. Для работы этой чудесной кухни нужен солнечный свет. Он несёт с собой энергию, ведь для работы любой машины и жизни любого существа нужна энергия. Люди и животные не смогли бы жить без растений, потому что употребляют их в пищу, используют в лечебных целях. Растения образуют кислород необходимый для дыхания живых организмов.

А вы знаете, что такое опыление? У цветов есть пестик и тычинки

На тычинках есть пыльца. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца попала в пестик. Когда пчела садиться на цветок пыльца остается на мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, пчела переносит, пыльцу опыляя его. Опыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.

Из опыленного цветка развивается плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.

Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться. Настоящими путешественниками являются плоды растений. Приглядевшись к ним можно догадаться, как они путешествуют.

Плоды некоторых деревьев путешествуют с помощью ветра, например, плоды клёна, липы, берёзы имеют специальные крылышки, а плоды одуванчика – парашютики. У плодов репейника имеются небольшие крючки, а у череды – острые зубчики. С помощью

Читайте также:  Название домашнего цветка который цветет белыми цветками

крючков и зубчиков плоды цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и «едут» на них, пока не упадут.

Для прорастания и развития семян нужны тепло, вода, воздух. Как же развивается растение из семени?

Сначала появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растёт и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляется цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.

Хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте лесов люди строят заводы или роют карьеры. Много растений при этом погибает.

Зачастую не подозревая люди, вытаптывают растения. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остается мало воздуха, воды и растения на ней жить не могут, они погибают.

Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых букетов. Большое количество растений внесены в Красную книгу России, например, подснежник, ятрышник, водяной орех. Гораздо реже, чем раньше попадаются на глаза кувшинка, волчье лыко, купальница. Возле крупных городов осталось мало ландышей,

колокольчиков. Все перечисленные растения нуждаются в охране. Особую ценность природы представляют лекарственные растения. Лучше заготавливать те растения, которые часто встречаются. Соблюдая простые правила поведения в природе, мы можем сохранить растения. Находясь в природе, не срывайте растения для букетов. Букеты можно составлять из растений, которые выращены человеком. Собирать лекарственные растения надо только в тех местах, где их много. В лесу ходите по тропинкам, для того чтобы растения не погибли от вытаптывания. Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Они находятся под особой защитой в заповедниках,

национальных парках. Большое количество растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

В природе всё взаимосвязано. Берегите природу!

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса: О какой группе растений идёт речь?

Древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу. Они растут во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу.

Правильный вариант ответа: мхи.

Разбор типового тренировочного задания

Текст задания: Выберите из списка правильный ответ.

А. …… обогащают водоемы кислородом. (Водоросли, папоротники, мхи).

Б. …… — древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу. (Водоросли, папоротники, мхи).

В. Наука о растениях называется ………..( биологией, микологией, ботаникой).

Источник

Урок по теме «Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами»

Окружающий мир 1 класс

Урок: исследование индуктивного типа

Тема: Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами

Обобщение урока: в процессе роста растений можно наблюдать определенную последовательность появления разных его частей.

Цель урока: познакомить ребят с частями растения и их назначением;

изучить последовательность развития растения.

Материалы к уроку: тексты, рабочие листы, фломастеры.

различать части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;

объяснять назначение каждой его части

Умения, характеризующие достижения этого результата:

узнавать по рисункам, фотографиям и т.д. части растений;

различать их характерные особенности и назначение;

На доске рисунок с окошками

Учитель: Что нарисовано на первой и последней картинках? (Ответы детей)

Между семенами пять окошек. Что за ними спрятано?(ответы детей)

Учитель: Итак, мы не можем определить точно все звенья этой последовательности.

Что делать? Что нам нужно узнать?(Ответы детей)

вопрос исследования : из каких звеньев состоит данная последовательность

цель исследования: изучить материал о жизни растений, чтобы определить звенья последовательности, связанной с ростом растения.

Исследования в малых группах

Каждая группа получает необходимый текстовой и иллюстративный материал о той или иной части растения, рабочий лист с заданием. (см. Приложение к уроку).

Также, каждая группа получает памятку для того чтобы подготовить ответ. (см. Приложение к уроку)

Группы представляют найденную информацию о той или иной части растения; показывают выполненную работу.(Ответы детей)

Учитель: Давайте наведем порядок в найденной информации. Каким образом можно расположить найденные факты? (Работаем по принципу следование одной части из другой учителя

Под руководством учителя выстраивается цепочка – последовательность развития растения:

Сеем семя, появляется корень, вырастает стебель, появляются листья, за ними цветок, потом плод с семенами и снова образуется семя.

Обобщение и связывание информации

Читайте также:  Путешествие цветка актерский состав

Учитель: Что у нас получилось? (Последовательность частей растения)

Что это за последовательность, и что она показывает? (Эта последовательность показывает порядок появления частей растения, когда оно растет)

Вывод: в процессе роста растения можно наблюдать определенную последовательность появления разных его частей.

Учитель: Ребята, давайте вернемся к нашей загадке, с которой начали урок.

Что спрятано в окошечках? (Части растения)

Какая идея отражена на рисунке ?(Последовательность появления частей растения)

Открываем окошечки — появляется цепочка последовательного роста растения

Учитель: Всегда ли соблюдается такая последовательность?(Ответы детей)

Могут ли появляться части растений в другой последовательности?(Ответы детей)

Учитель: Нарисуйте дома растение и выделите все его части.

Приложение к уроку

Рабочий лист для каждой группы

Внимательно прочитайте текст.

Что нового узнали? Подчеркните.

Прочитайте задание и выполните его.

Подготовьтесь к выступлению по данному плану.

План выступления (можно вписывать необходимые для ответа слова)

Мы прочитали о ________________________________

Мы узнали, что стебель служит ______________________________________

Оказывается, по стеблю ___________________________________________

Стебли бывают __________________________ и ______________________

Мы нарисовали такие растения:______________________________________

Стебель служит опорой для цветков и листьев растений.

По стеблю от корней листьев перемещается вода, минеральные соли.

Растения, у которых стебли зеленые и гибкие, называются травянистыми.

Деревянистые стебли у деревьев. Они жёсткие и покрыты корой.

Нарисуйте растения с разным видом стеблей и подпишите их

Травянистые стебли Деревянистые стебли

Плод – это измененная часть цветка. Плод защищает зреющие семена.

Многие плоды – ценные продукты питания.

Из многих плодов получают лекарства.

Плоды бывают сочные: ягода, яблоко, костяника, тыква и другие.

Плоды бывают сухие: орех, стручок, зерновка, коробочка, семянка и другие.

Соедините растение с его плодом.

Растение Плод Растение Плод

Яблоня ягода мак зерновка

Малина костянка горох орех

Тыква тыквина грецкий орех коробочка

Вишня яблоко пшеница стручок

Семя – орган растения. Из него развивается новое растение. Растение не может путешествовать. Оно живет на том месте, где ухватился за землю его корень.

Растение отправляет путешествовать своё семя. Для этого у него есть разные приспособления: крылышки, парашютики, крючки, вкусные сочные плоды.

Соедини растение с его семенем

Липа сочные плоды

Цветок – орган размножения растения.

В цветах есть тычинки. На них образуется пыльца.

В центре цветка располагается пестик.

Чтобы появились плоды с семенами, необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала на пестик. В этом растениям помогают насекомые.

Цветки привлекают насекомых яркими лепестками и различными ароматами.

Подпишите на рисунке части цветка: лепестки, тычинки, пестик, цветоложе.

(ниже дан рисунок цветка по усмотрению учителя, или представлен гербарий цветущего растения)

Листья улавливают солнечный свет. Свет необходим растениям, чтобы вырабатывать питательные вещества для роста.

Большинство листьев плоские и широкие. Это позволяет улавливать больше света. Самые большие листья у пальмы рафии – около 20метров.

Нарисуйте листья разных видов и подпишите их.

Сложные листья Простые листья

В почве находятся корни растения. Они удерживают его на месте.

Корни поставляют растению воду и минеральные соли, которые добывают из почвы.

У некоторых растений только один большой корень, от которого отходят тоненькие корешки. Это стержневой корень.

У некоторых растений множество тонких корней. Это мочковатые корни.

Нарисуйте растения с разными видами корней и подпишите их.

Стержневой корень Мочковатый корень

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Принять участие

Инклюзия в современном обществе и ее роль в социализации

  • Свидетельство каждому участнику

идёт регистрация Успейте записаться до 2 февраля!

Номер материала: ДБ-307100

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

✅ На балансе занятий — 1

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector