Меню

Использование комнатных растений в школе

проект «Использование комнатных растений на уроках»

Цель проекта: как можно использовать знания о комнатных растениях на уроках естественно- научного цикла. Собрана информация о главных очистителях воздуха в кабинете, их главных свойствах. Показано применение их на уроках географии, биологии, экологии

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_komnatnykh_rasteniy.docx 686.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа №2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ НА УРОКАХ

ученик 6 «А» класса МОУ СОШ №2

Цыхановский Владислав Владимирович

1.1. Использование знаний о комнатных растениях на уроках географии…………………………………………………………………………………………….4

1.2. Использование знаний о комнатных растениях на уроках биологии……………………………………………………………………………………………..5

1.3. Использование знаний о комнатных растениях на уроках экологии……………………………………………………………………………………………..6

Каждый день заходя в кабинеты школы, мы окунаемся в зеленое море цветов. Нас восхищает их красота, радует зелень. Из курса начальной школы мы уже знаем роль растений в поступлении кислорода и поглощении углекислого газа. Но все ли это?

Гипотеза : Растения обладают уникальными свойствами

Я поставил цель – выяснить как можно использовать знания о комнатных растениях на уроках естественного цикла.

Тема для нас актуальна, потому, что с прошлого года мы начали изучать экологию, а с этого географию и биологию. Хотелось бы больше узнать о наших зеленых друзьях. Может знания о них помогут нам в будущем расширить наш кругозор и мы лучше будем осваивать эти предметы.

Для этого поставлены задачи:

1 изучить литературу по заданной теме

2 выделить основные особенности растений

3 соотнести знания с программой по биологии, географии и экологии.

4 составить опорные листы с дополнительной информацией о комнатных растениях.

Наша миссия – откроем мир знаний вокруг нас

1.1. Использование знаний о комнатных растениях на уроках географии

В курсе географии 6- 7 класса есть замечательная тема -природные зоны

Здесь рассматривается зависимость растений от соотношения тепла и влаги

на Земле. Природные зоны тундры, лесов умеренного пояса мы можем наблюдать в нашей стране , в окрестностях города, а вот тропические леса и экваториальные , саванны, пустыни от нас далеки .И здесь нам на помощь приходят комнатные растения, они ведь жители этих природных зон. На их примере мы можем посмотреть особенности этих территорий.

Так леса экваториального пояса отличаются многоярусностью. Растут они в условиях жаркого и влажного климата , поэтому эти цветы требуют частого полива и опрыскивания .А вот строение листьев и освещение зависит от яруса. Деревья верхнего яруса пальмы и некоторые виды фикусов имеют жёсткие листья с восковым налётом ,защищающие их от жаркого солнца и секущих дождей. Яркий пример пальма рапис(Rhapis). У деревьев второго яруса нежные листья : драцена(Dracaena deremensis warneckii), фикус(Fikcus Iyrata) господствуют здесь(Таблица 1) В тропических джунглях обитают не менее удивительные растения- эпифиты. Поселяются они в густых кронах деревьев, практически не пропускающих солнечный свет. Чтобы выбраться наверх, эпифиты не создают специальных мощных каркасов, удерживающих стебель в вертикальном положении, а в качестве опоры используют другие, более мощные, растения с прочными стволами. Для облегчения этой задачи у лазящих и вьющихся растений в процессе эволюции появились особые органы- цепкие разветвленные корни, выросты на черешках листьев, шипы на ветвях, усики и другие приспособления. Все это мы можем наблюдать у комнатных лиан

Зона субэкваториальных лесов- два сезона года влажный и сухой при достаточно высокой температуре. В период дождей алоэ(Aloe), агава(Agave), толстянка (Crassula ) накапливают влагу, постепенно расходуя её в сухой период.

А жители тропических пустынь- кактусы (Echinocactus grusonii) могут долгое время находиться без воды. Так как они единственные источники питания здесь и многие животные хотят ими полакомиться- их защищают

колючки. Для многих растений (в первую очередь для кактусов) оптимальной оказалась форма стебля в виде шара. При достаточно большом внутреннем объеме поверхность сферического тела сравнительно невелика. Такая характерная особенность позволяет растениям в значительной степени уменьшить расход испаряемой в атмосферу влаги.(Хессайон Д.,2000)

Зона субтропиков также имеет два сезона , но в отличии от саванн зимой здесь более низкая температура. Поэтому лимон (Citrus limon)требует зимой температуру около12- 15 градусов или сбрасывает листья

1.2. Использование знаний о комнатных растениях на уроках биологии

В этом году, в 6 классе мы начинали изучать новый предмет биология – наука о живой природе. Изучая темы, мы углубляем свои знания благодаря хорошим наглядным пособием – комнатным растениям.

Уже с введения «Ботаника наука о растениях» мы можем показать разнообразие растений на примере цветов стоящих на подоконниках Насколько различны кактусы, папоротники (Nephrolepis)и лианы(Passiflora). В теме «Мир растений» нам поможет закрепить знания о многолетних растениях агава , а декоративных множество цветущих фиалок (Viola tricolor).Высшие растения покажет папоротник, у него есть стебель, листья, побеги, споры – органы которые отличают его от низких растений. На его примере были проведены лабораторные работы при изучении спор. Накрыв цветок банкой, можно убедиться в том, что растение – живое существо и оно дышит.

Разместив одинаковые цветы в разных местах кабинета и по-разному ухаживая за ними, можно наблюдать, как факторы среды влияют на рост растений. Очень хорошо это видно на примере хлорофитума (Chlorophytum).

Клетки можно рассматривать, воспользовавшись любым листом, но крупные клетки видны у лимона. (Таблица2)

Распространение отростками покажет каланхоэ (Kalanchoe). Воздушные корни, их виды покажет плющ (Hedera), монтера (Monstera), фикус, папоротник. (Пономарева,2005)

Листовую мозаику мы можем увидеть на примере плюща. Многообразие листьев –весь арсенал у вас на подоконнике: пальмы, монстера, герань ((Pelargonium) и другие. Стебли хорошо рассматривать на примере примулы(Primula), бамбука, традесканции (Tradescantia), плюща, лиан. Листообразную форму стебля покажет аспарагус(Asparagus). Видоизменение подземных побегов в виде луковиц покажет амараллис (Amaryllis)..

При изучении темы «Цветы»может повезти и красота герани, фиалок украсит урок и оживит его.

Размножению посвящены не только типы, но и лабораторная работа , с чьей помощью можно узнать множество цветов.

1.3.Применение знаний о комнатных растениях на уроках экологии

В любой природной экосистеме будь-то влажный тропический лес

или коралловый риф не бывает мусора ,остатки животных или растении

достаточно быстро перерабатываются. В отличие от природных экосистем ,

порожденная современной цивилизацией техносистема является источником огромного числа соединений, которые пагубно влияют на своего собственного производителя – человека. Главным источником опасности является воздух, которым мы дышим. Школа, кабинет являются замкнутым пространством и может создаться впечатление, что здесь можно спастись от вредного влияния загрязнения атмосферы. Но воздух в кабинетах оказывается «грязнее» уличного в несколько раз. Почему?

Не следует забывать, что мы находимся на дне воздушного океана, слои которого постоянно перемешиваются. Впрочем, и это не самое главное считает Ян Ван дер Неер (2005). Проблема в том, что источником потенциально вредных соединений являются многие материалы в кабинете. Это мебель, сделанная из ДВП И ДСП, которая выделяет формальдегид. Работающие компьютеры выделяют аммиак. Ацетон есть в растворителях и пастах для замазывания. В моющих средствах присутствует бензол. Даже человек является источником загрязнения воздуха. Кроме углекислого газа он выдыхает ацетон и кетоновые соединения. Источником трихлорэтилена являются пятновыводители, клей и пластмассы(Таблица 3)

В течении дня кабинет посещают в среднем 120 человек. Происходит накопление вредных веществ, которые влияют на наше здоровье. Что же делать? Ведь мы не можем заниматься на открытом воздухе. И здесь нам помогут комнатные растения. В 1980 году подразделение NASSA сделало открытие. Выяснилось, что некоторые комнатные растения в состоянии активно удалять из атмосферы замкнутых пространств летучие органические соединения. Специалисты вывели обобщенный коэффициент эффективности очистки воздуха растением. Он вычисляется с учетом степени опасности поглощаемых газов, широты их спектра, а также скорости их поглощения. Этот коэффициент выражен в условных единицах и расположен на числовой оси в интервале от 0 до 10. Кроме этого различные комнатные растения по разному реагируют на летучие органические соединения. Одни лучше удаляют из атмосферы формальдегид. Другие специализируются на бензоле и толуоле. Кроме того мы нашли уникальные свойства отдельных растений. Так лечебными свойствами обладает герань, алоэ, аглаонема (Aglaonema) и многие другие

Свою работу я начал в Детской библиотеке, где нашел огромное количество интересного материал из книг о комнатных растениях. Дополнил его информацией из интернета

Выделил особенности растений, которые могут применяться на уроках. Особое внимание обратил на:

  1. родину и условия произрастания комнатных растений
  2. уникальные свойства очистки воздуха
  3. лекарственные свойства растений

Просмотрел учебники по биологии, экологии и географии.

Получил консультации у учителей естественного цикла

Полученный материал обобщил в виде таблиц и приложений. При построении диаграмм использовал программу Excel.

Составил опорные листы в виде паспорта уникальных свойств некоторых растений

В результате наших исследований теперь на уроках географии при изучении природных зон нам не надо перелистывать книги в поисках растений которые там растут. Достаточно воспользоваться таблицей 1 и список перед вами. Здесь же указаны особенности климата, где растут эти комнатные цветы. Также можно узнать родину этих цветов, что важно при изучении материков. Вряд ли сможем съездить в Америку, а вот жителя саванн- агаву мы сможем посмотреть на подоконнике и даже потрогать.

Распределение комнатных растений по природным зонам

Экваториальные леса (жарко и влажно)

Переменно- влажные леса (2 сезона года: влажный и сухой при высокой температуре)Сухой сезон незначителен.

саванны (2 сезона года: влажный и сухой при высокой температуре)

Пустыни (жарко и сухо)

Субтропические леса (2 сезона года: влажный и сухой) Один из сезонов прохладный

Каждая почти тема по ботанике получила наглядный материал в виде комнатных растений Таблица 2 наглядно показывает какие растения лучше раскрывают тему. Одно смотреть стебли на картине, совсем другое на живом цветке.

Распределение комнатных растений по темам в курсе ботаники.

Источник

Использование комнатных растений в озеленении школы

Традиция украшать своё жилище цветами зародилась в древности и успешно развивается сейчас. С цветами довольно тесно связан духовный мир человека, от растений зависит микроклимат помещения. Комнатные растения влияют на здоровье человека. Интерьер квартиры, офиса, любого другого помещения не будет считаться завершенным, если в нем отсутствуют растения.

Комнатные растения – это растения, которые человек специально выращивает в жилых и производственных помещениях, оранжереях и зимних садах. В настоящее время люди выращивают более 1500 видов комнатных растений. С учащимися мы провели исследование по выявлению видового состава, экологических групп комнатных растений и способов их использования в озеленении школы.

Цель работы: изучение видового состава и экологических групп комнатных растений Карагайской средней школы №2 , составление брошюры «Комнатные растения нашей школы».

Изучить литературу по теме исследования

Выявить видовой состав и определить экологические группы комнатных растений в МБОУ «Карагайская СОШ №2».

Предложить примеры оформления школьных помещений с учетом эколого-биологических особенностей комнатных растений и принципов фитодизайна.

Подготовить электронную презентацию и брошюру «Комнатные растения нашей школы».

В ходе исследования мы выяснили, что в нашей школе для озеленения и эстетического комфорта используются 82 вида комнатных растений, которые относятся к 32 ботаническим семействам, самыми распространенными являются:

  • Толстянковые — 8 видов,
  • Ароидные — 7 видов,
  • Лилейные — 6 видов,
  • Коммелиновые – 6 видов,
  • Бегониевые — 5 видов,
  • Геснериевые, Амариллисовые, Губоцветные по 4 вида.

Наиболее многочисленными в школе являются следующие виды комнатных растений:

  • хлорофитум хохлатый,
  • бегония всегдацветущая,
  • бальзамин султанский,
  • традесканции,
  • плектрантус южный,
  • сенполия,
  • гиппеаструм гибридный.

Изученные комнатные растения можно отнести к 8 жизненным формам:

  • деревья (фикус),
  • кустарники (абутилон, гибискус, фуксия),
  • полукустарники ( пеларгония),
  • лианы (плющ, циссус, сингониум),
  • ампельные (хлорофитум, традесканция, аспарагус Шпренгера),
  • суккуленты (кактусы, алое, толстянка),
  • луковичные (зефирантес, амариллис),
  • травянистые (маранта, сенполия).

Выделены группы комнатных растений по отношению к условиям освещениия, увлажнения, температуры воздуха.

Рекомендовано убрать из классов растения, которые не используются для озеленения детских учреждений: диффенбахия, кливия, кодиеум, молочай.

С целью изучения способов размножения проведен опыт по выращиванию комнатных растений из стеблевых черенков.

Цель опыта: выявление растений с быстрым периодом формирования корней и использование их для озеленения.

  1. Традесканция приречная.
  2. Сеткреазия пурпурная.
  3. Зебрина висячая.
  4. Бальзамин султанский.
  5. Хлорофитум хохлатый.
  6. Гибискус китайский.
  7. Каланхое Блоссфельда.
  8. Герань зональная.
  9. Колеус гибридный.
  10. Плектрантус южный.

Результаты опыта: наиболее эффективными растениями для размножения стеблевыми черенками являются растения из семейства Коммелиновые (традесканция, зебрина, сеткреазия) и хлорофитум. У данных растений корни появились через 2 дня, а через неделю черенки были высажены и благополучно прижились. На втором месте – бальзамин султанский и плектрантус южный – корни появились через 5 дней, посадка черенков произведена через 10 дней. Герань зональная, каланхое и колеус высажены через 12 дней. Гибискус китайский образовал корни через 24 дня, причем они появились только на 4 черенках из 10. Очевидно, черенки были срезаны неудачно.

Вывод: При размножении комнатных растений стеблевыми черенками необходимо учитывать биологические особенности растений и соблюдать условия, благоприятные для формирования корней.

Для оформления школьных помещений мы рекомендуем использовать следующие композиции с учётом САНПИНов, правил фитодизайна и эколого-биологических особенностей растений:

  • наборы растений в горшках с учётом высоты и декоративности растений;
  • декоративно оформленные подставки и плошки с цветами;
  • «зелёные стены» из ампельных и вьющихся растений; «зелёные витрины»;
  • подвесные корзины и кашпо;
  • цветочницы из нескольких уровней; композиции из суккулентов, папоротников;
  • «бутылочные сады», миниатюрные сады;
  • тематические интерьеры: «Пустынный ландшафт», «Японский садик», «Уголок тропического леса» и др.

При размещении растений необходимо учитывать размер кабинета. Если кабинет имеет достаточную площадь по САНПИНам на 1 ученика, то можно выделить место для «зелёного уголка».

В классных комнатах, учебных кабинетах, коридорах и столовой не должно быть ядовитых растений, таких как олеандр, аспарагус, кодиеум, молочай, диффенбахия, коринокапрус, алоказия, гиппеаструм, адениум, алламанда, кливия, дипладения, ятрофа, пахиподиум, бровалия, брунфельзия, каладиум, калатея. Нельзя использовать виды растений с колючками, шипами и ягодообразными яркими плодами: агава мексиканская, кактусы, паслен, аглаонема, противопоказаны все виды и сорта лилий, цикламенов т.к. они могут вызывать аллергию. Использование указанных комнатных растений в озеленении детских образовательных и дошкольных учреждениях нежелательно во избежание неприятных последствий при контакте с ними.

  1. В школе выращивается 82 вида из 32 ботанических семейств. Самыми распространенными являются семейства толстянковые, коммелиновые, ароидные, лилейные, бегониевые.
  2. Изученные растения относятся к 8 жизненным формам. Самые распространенные травянистые растения неприхотливы к условиям выращивания и легко размножаются с помощью стеблевых черенков.
  3. По экологическим факторам самыми распространенными в школе являются растения, требующие умеренного полива, освещения, увлажнения воздуха и нетребовательны к температурным условиям.
  4. В школе используются некоторые приёмы фитодизайна. Для улучшения эстетического вида школьных помещений предложены более современные композиции расположения комнатных растений в «зёлёных уголках».

Источник

Исследовательская работа «Роль комнатных растений в образовательном учреждении»

Скачать:

Вложение Размер
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_srednyaya_obshcheobrazovatelnaya_shkola_s.docx 97.9 КБ

Предварительный просмотр:

Научно — исследовательская работа

Роль комнатных растений в образовательном учреждении

учащаяся 10 класса

МБОУ СОШ с.Субханкулово

Шарифуллина Гульназ Гаязетдиновна

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ с. Субханкулово

1.1. Для чего человек разводит комнатные растения. 2-3

2.1.Видовое разнообразие комнатных растений МБОУ СОШ с. Субханкулово и их количественный учет…………………………. 4-5

2.2.Комнатные растения перспективные для выращивания в школе……………………………………………………………………………….5-6

2.3. Какие растения не стоит выращивать в школе. 7

2.4. Опрос учителей и учащихся МБОУ СОШ с. Субханкулово. 7-8

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является общегосударственной задачей

Здоровье детей — богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию, где живут люди.

И если здоровье — богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять.

В общеобразовательном учреждении мы проводим значительную часть времени. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановка имеют существенное влияние на наше самочувствие и здоровье, на работоспособность и активность. Не случайно, для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, наша школа на протяжении долгих лет отдает большое предпочтение растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены в помещении.

Цель моей работы изучение видового разнообразия комнатных растений нашей школы и определение их полезного влияния на здоровье человека. Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Определить видовое разнообразие комнатных растений нашей школы и их количественный учет.
  2. Изучить классификации комнатных растений в зависимости от их влияния на здоровье школьников.
  3. Рассмотреть полезные свойства комнатных растений.

Объект исследования: комнатные растения и их влияние на человека

Предмет исследования: полезные свойства комнатных растений. Влияние комнатных растений на здоровье человека.

Гипотеза: Комнатные растения не только придают любому помещению положительный настрой, но и благоприятно влияют на здоровье и состояние человека.

  1. Для чего человек разводит комнатные растения?

Комнатные растения привлекают меня уже с детства. Еще маленькой девочкой я любила ухаживать за цветами, с любовью поливала их в саду у деда, рыхлила и опрыскивала цветы на подоконнике, любуясь их необычными формами, окрасками. Придя в школу в первый класс, я удивилась, какое огромное количество цветов живет на школьных подоконниках. Оказалось, это давняя традиция школы, об этом мне поведал папа, выпускник этой школы.

А сегодня, школа является одной из самых «зеленых школ» города и района. О чем свидетельствуют награды и дипломы.

Пытаясь найти ответы на детские вопросы: — «Почему кактус колючий и круглый, а папоротник — наоборот? Отчего у одного растения листья мягкие и пушистые, а у другого — гладкие и жесткие? И какая вообще от них польза для человека?» Я стала изучать литературу, журналы, газетные издания, где узнала так много нового и интересного о цветах.

Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов — этого хрупкого и драгоценного дара природы. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов.

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». (Х.К.Андерсен) Издавна растения вносили в нашу жизнь гармонию и умиротворенность. Среди них нет неинтересных и некрасивых, ибо в каждом есть хоть немного чуда. Любое место они превращают в оазис, украшают. Но мало того, что они радуют, улучшают микроклимат, они еще оздоравливают, дарят нам бодрость, уверенность в своих силах.

Еще Гиппократ рекомендовал использовать живые растения в том виде, в каком их создала природа. Ведь вещества, которые выделяют клетки растений в процессе их жизнедеятельности, улучшают вдыхаемый нами воздух. Именно с этой целью подбираются растения, летучие соединения (фитонцид) которых очищают воздух от вредных для человека химических веществ, сокращают количество болезнетворных микроорганизмов. Их воздействие можно сравнить с кварцевой лампой, только ее свет убивает и полезную, и вредную микрофлору, а растения, обладающие фитонцидной активностью, действуют избирательно. Они убирают из воздуха только то, что нам не нужно, способствуют улучшению микроклимата или наносят вред нашему организму и являются ядовитыми.

  1. Видовое разнообразие комнатных растений МБОУ СОШ с. Субханкулово и их количественный учет

Мною были изучены виды комнатных растений и их количественный состав МБОУ СОШ с. Субханкулово, которые представлены в таблице №1. (Приложение №1)

Из этой таблицы видно, каким многообразием цветов обладает наша школа. Тропические и субтропические растения, которые рекомендуется использовать для профилактических и лечебных целей, можно объединить в 3 группы:

  1. группа — растения, летучие выделения которых обладают выраженной антибактериальной, антивирусной, противогрибковой активностью в отношении воздушной микрофлоры (фитоцидные растения): плющ обыкновенный, пеперомия туполистная, сансевьера, разные виды бегонии, колеус.(80 цветов)
  2. группа — растения, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебными действиями. Например, герань, бегония, монстера.(100 цветов)
  3. группа — растения — фитофильтры (зеленая печень), поглощающие из воздуха вредные газы, например: хлорофитум, фикус Бенджамина, циссус ромбический.(127 цветов)

Данные таблицы можно представить в виде круговой диаграммы. (Приложение №2)

Мы видим, что 1 группа растений — фитоцидные растения, составляет 16%

  1. группа — растения, обладающие лечебными действиями, составляет 20 %.
  2. группа — растения — фитофильтры (зеленая печень), составляют 25 %.

Итого растения, которые обладают лечебными и профилактическими целями, составляет в нашей школе 61 %.

Сейчас рассмотрим, какие виды растений являются самыми распространенными в каждой группе.

В первой диаграмме мы видим растения, относящиеся к 1 группе. Преобладающее количество в этой группе занимают бегония и пеперомия туполистная. (Приложение №3)

Во второй диаграмме представлены растения 2 группы, где преобладающее количество занимают герань и бегония. (Приложение №4)

В третьей диаграмме представлены растения 3 группы и преобладающее количество здесь занимает хлорофитум и циссус ромбический. (Приложение №5)

Давайте в отдельности рассмотрим, какие воздействия и пользу оказывают некоторые виды растений на человека и окружающую среду, и какие виды лучше всего использовать в общеобразовательном учреждении и где их лучше расположить.

  1. Комнатные растения перспективные для выращивания в школе

Перспективными для выращивания в школе являются виды таких семейств, как: бегониевые, что составляет 8,7% , пеперечные (род пеперомония) -3,4 %. Они легко размножаются, неприхотливы. Наиболее эффективное место расположение в коридорах школы и классные кабинеты. Герань, которая наиболее часто встречается у нас в школе 10,7 %, оказывает удивительно целебное воздействие при заболевании нервной системы, различных неврозов. Это самый сильный ионизатор воздуха среди комнатных цветов. Герань рекомендовано использовать в местах с большим скоплением людей. В школе такими местами являются коридоры. Можно отметить, что на подоконниках в коридорах нашей школы господствует герань их количество 54 цветка. Род сансевьера (тещин язык, щучий хвост) составляет 2 % — ее называют мощной кислородной установкой, особенно эффективно работает днем. 5-6 хорошо развитых растений достаточно, чтобы очистить воздух в помещении. Наиболее эффективное место расположение в классных кабинетах.

Для повышения влажности воздуха хороши циперус 1,6 % и спатифилиум Уоллиса. Фильтром для вредных веществ, действующим как «зеленая печень», поглащающим из атмосферы большинство загрязнителей являются: фикус Бенжамина 0,8% и хлорофитум 16, 5%.

Хлорофитум пригоден для любых помещений, прекрасно очищает воздух от химических загрязнений. Это растение за сутки может убить большую часть вредных микроорганизмов в помещении. Поэтому необходимо иметь композиции с несколькими экземплярами. Что и сделано у нас в школе. На каждом этаже в коридорах и в каждом кабинете. Кроме того хлорофитум своей свежей, сочной зеленью наполняет пространство жизненной силой, энергией, от которой хочется творить, действовать. Пышная зеленая масса активно выделяет кислород, поглощая углекислый газ, притягивает микрочастицы пыли.

В помещениях с тяжелой энергетикой необходим папоротник — он положительно действует на нервную систему и вырабатывает кислород, собирает вокруг себя отрицательные ионы и разряжает комнатную атмосферу. Не случайно папоротник занимает одно из главных мест на подоконниках в коридорах и в классных кабинетах.

Всем нам известно распространенное мнение, что лучше всего возле компьютера поставить кактусы, якобы они способны ослабить отрицательное воздействие компьютерных полей, которые в свою очередь создает вокруг себя монитор, притягивая из воздуха пыль. Вместе с частицами пыли в дыхательные пути человека попадают и различные споровые микроорганизмы — такие как бациллы, плесневые грибы и др.

На самом деле кактус не поглощает излучений компьютера — ему это не нужно! Правда, по мнению физиков, ботаников, иголки — «приемники» кактуса могли бы воспринимать заряды электрического поля, но только в мокром виде. А вызнаете, если засухоустойчтвый кактус часто поливать и опрыскивать, то он просто погибнет.

Для того чтобы уменьшить вредное воздействие излучения, можно поставить рядом с компьютером растения, летучие фитоорганические вещества которых усиливают иммунитет человека, способствуют снятию усталости: бегония, герань, лавр, папоротник. Папоротник у компьютера — его положительные ионы нейтрализуют вредные положительные ионы, исходящие от монитора.

  1. Какие растения не стоит выращивать в школе?

Какие растения не стоит выращивать в школе? Ведь комнатные растения, могут принести не только пользу, но и вред, например, стать причиной аллергии как у взрослых, так и у детей. Ядовитый сок ряда растений семейства ароидных (аглаонема, диффенбахия, колоказия, алоказия, филодендрон) при попадании на кожу и слизистые оболочки (например, в процессе пересадки) вызывает их поражение. Ожоги кожи может вызвать и сок. Едкий млечный сок растений семейства молочайных (молочай, акалифа, кодениум) может вызвать аллергическую реакцию при пересадке, при обмывании листьев. Нужно соблюдать осторожность при уходе за этими растениями. Сок цикламена способен вызвать сильнейший ожог слизистой оболочки. В школе следует исключить растения с яркими плодами (паслен, аглаонема, однолетний перец), а также кактусы, особенно в кабинетах начальной школы. Высокодекоративные растения из семейства кутровых (катарантус, олеандр, аламанда) в период цветения выделяют в окружающую среду большое количество душистых веществ, вызывающие аллергическую реакцию организма, которая выражается в затрудненном дыхании, в болезнях сердца, в сильных головных болях. Эфирное масло, содержащееся в листьях герани, может восприниматься и как приятный аромат, так и как удушающий запах, могут вызвать аллергические реакции. Это зависит от индивидуальной переносимости человека. Размещение в школьных помещениях должно быть очень ограниченным таких растений.

Список растений, не рекомендуемых для выращивания в образовательных учреждениях (Приложение №6)

  1. Опрос учителей и учащихся МБОУ СОШ с. Субханкулово

На одном из оперативных совещаний учителей, я предложила им ответить на следующий вопрос: «По какому принципу они выбирают комнатные цветы в свои кабинеты?»

Из 34 учителей на мой вопрос ответили следующим образом (Приложение №8)

47% учителей ответили, что в кабинетах находятся цветы, которые приносили ребята или они сами выращивали для красоты и уюта в первую очередь.

32% ответили, что цветы в кабинет выбирали, обращая внимание не только на красоту, но и на полезные свойства растений.

21% ответили, что цветы в кабинет выбирали, обращая внимание на полезные свойства растений и список разрешенных цветов в образовательном учреждении.

Из ответов видно, что учителя все — таки обращают внимание на полезные свойства растений и список разрешенных цветов в образовательном учреждении.

Я провела анкетирование среди учащихся 4-х, 5-8 классов (что составило 293 учащихся), с целью выявления знаний о комнатных растениях. Результаты анкетирования учащихся «Что я знаю о комнатных растениях?» , из диаграммы видно (Приложение №10)

На вопрос «Нужны ли комнатные растения в школе?» Да ответило 48% учащихся, Нет 52%

«Для чего разводят комнатные растения?» учащиеся ответили так, Украшают 67%, Оздоравливают 33%

«Знаете ли вы названия растений своего кабинета?» Да 41%, Нет 59%

«Знаете ли вы, как влияют комнатные растения на ваше здоровье?» Да 30%, Нет 70%

«Знаете ли вы, какие растения нельзя выращивать в помещении?» Да 8%, Нет 92%

Проанализировав данные анкеты, я сделала вывод, что учащиеся не знают видовой состав комнатных растений учебных кабинетов и не владеют знаниями об их влиянии на окружающую среду и здоровье человека.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что комнатные растения в общеобразовательном учреждении размещены в соответствии с их свойствами

Однако, еще можно дать некоторые рекомендации в правильности подбора растений,

В кабинетах гуманитарного цикла я посоветовала бы разместить драцену, циссус ромбический или любые другие лианы, чтобы мысли и чувства всегда были в порядке. Они дают заряд положительной энергии, побуждают к активности. Эти растения помогут в интеллектуальном развитии.

Драцену можно еще порекомендовать в кабинет информатики, так как она побуждает к активности, нейтрализует химические вещества, выделяемые лазерными принтерами и ксероксами, а также не забыть включить папоротник, бегонию.

В кабинет психологии для работы по снижению стресса, нервозности, депрессивного состояния попробовать разместить такие виды, как: хлорофитум, папоротник, фиалки, герань.

Там, где требуется большой затраты умственной работы — это кабинеты математического цикла, следует разместить такие виды растений, как: драцена, фикус каучуконосный, юкку — они помогут добиться успеха.

Во все кабинеты разместить каланхоэ. Так как обычно нас школьников на уроках клонит ко сну, то каланхоэ пробуждает, вливает энергию. Можно попробовать завести цикломен, его энергетика хорошо влияет на детей, дисциплинирует и приучает к активности. Но при этом, его необходимо поместить в недоступное для детей место. Побольше в кабинетах должно быть сансевьеры — это мощная кислородная установка, учитывая то, что кабинеты в течение дня сильно загрязняются и запыляются.

Необходимо увеличить групповой состав цветов. По статистическим данным заболеваемости учащихся Субханкуловской школы, одним из наиболее распространенных заболеваний является ОРЗ. Поэтому, я предлагаю увеличить количество растений 1 группы, которые обладают антибактериальной, антивирусной, противогрибковой активностью и в первую очередь такие виды, как санвевьера, колеус. Наибольшее количество летучих веществ и наиболее интенсивно выделяют молодые органы растений, например, еще не вполне развившиеся листья — больше, чем старые. С точки зрения лечебного эффекта важно, что оздоровительное влияние комнатных растений проявляется в зимне- весенний период, ведь именно в это время дети чаще всего болеют ОРЗ. Из 3 группы растений, поглощающих из воздуха вредные газы, необходимо увеличить фикус Бенжамина.

Также из источников мною были выявлены такие растения, которые являются ядовитыми и в целях предупреждения случаев отравления ядовитыми растениями, следует отказаться от следующих видов: молочай обнаружен в кабинете технология, диффенбахия в некоторых кабинетах начальных классов, плющ обыкновенный в кабинете психология, монстера в кабинете иностранного языка, русского языка и в кабинете начального класса. Рекомендую перенести эти цветы в недоступные для детей места.

Использование даже самых современных технических средств очистки воздуха не всегда обеспечивает здоровую воздушную среду. В то же время комнатные растения называют зелеными медбратьями и медсестрами.

Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.

Источник

Читайте также:  Комнатные растения испаряющие влагу