Меню

Как представить образ цветка



Образы цветов в легендах и преданиях

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», — говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.

Цветы – очаровательные создания природы, они украшают наше жилище и сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь.

Когда люди устают от грохота бетонных дорог, от унылого однообразия прессованных стен и пластикового уюта квартиры, они выбираются на природу, где их настроение врачуют деревья, птицы и цветы. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой, совершенной и тонкой красоты смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. На природе чувство Родины видится в каждом листочке, в каждой росинке.

С цветами и цветущими растениями довольно тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по-своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознается всеми единодушно, — красота цветов.

Главная цель моей работы: сделать незначительный экскурс в литера — турный мир и историю постоянных спутников человека – цветов.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

1. Собрать разнообразные мифы, предания, легенды разных народов о цветах, дополнить их стихами русских поэтов и своими стихами.

2. Узнать историю происхождения названия того или иного цветка, историю возникновения букета и праздников.

3. Провести опрос среди педагогов и учащихся 8-9 классов о месте и значении цветов в их жизни.

4. Обобщить и проанализировать полученные данные, сделать вывод.

Предмет исследования – литературное описание цветов.

Объект исследования – учителя и учащиеся 8-9 классов санаторной школы-интерната № 64.

Методами работы стали:

— изучение и анализ литературы по данной теме;

— анализ результатов анкетирования.

Глава 1. Легенды о цветах

Голубою светлой капелькой

В луговой цветной узор

Незабудка солнцем вкраплена,

Словно бусинка в ковер

Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок:

— Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя! Оглянулась Флора – никого не видно. Снова захотела уйти, но голосок повторился:

— Не забудь меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, имя! И тут только Флора заметила в разнотравье маленький голубой цветок.

— Хорошо,- сказала богиня, — будь незабудкой. Вместе с именем я наделю тебя чудесной силой – ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину.

Однажды путешественник попал страну латофагов, питающихся лотосами. Отведав кушанья из листьев растения, он забыл о матери, забыл о родине и прельстился красотами чужой земли. Долго ждала его мать и, отчаявшись, попросила прохожего гусляра отнести сыну букет незабудок. Гусляр согласился. Пришел в восточную страну и увидел путешественника. Утопающего в роскоши и богатстве. Тот сидел на персидских коврах. Красивая черноокая девушка напевала ему сладкие песни, у ног юноши рычали злые псы, готовые в любую минуту исполнить приказ хозяина, а грозная стража у дверей и за плечами вельможи опекала его благополучие.

Откашлялся гусляр и попросил разрешения исполнить дорожную песню. Запротестовала черноокая, нахмурилась стража, псы зарычали на гусляра. Но юноша вскинул руку в знак согласия, и гусляр запел. Он запел колыбельную, какую когда-то пела мать у изголовья сына Так запел, что перед юношей открылись луга и реки, леса и родниковые тропинки. Он вспомнил землю, его породившую, не знал только, в какой стороне находится покинутая им земля.

Со слезами на глазах упросил юноша гусляра указать путь-дорогу на родину, а гусляр вместо ответа протянул ему букетик незабудок, цветы которых были голубыми, как глаза его матери, а пахли они лугами и лесами родного края.

По незабудкам и песням нашел юноша дорогу на родину. Но как ни спешил он, как ни торопился, застал мать уже умирающей. И когда бледные иссохшие руки ее упали на плечи вернувшегося сына, открыла мать голубые глаза и все грехи простила ему за возвращение в отчий дом.

Незабудок у нас около тридцати видов. Они отличаются величиной цветка, опущением, ростом. Но все похожи. Самая же распространенная и самая крупная – незабудка болотная. Она растет, конечно, не только на болотах, но предпочитает сырые места.

Хоть и мала незабудка, да почитаема веками. Люди встречали лето веселыми праздниками. На пороге лета появляется уже много красивых цветов, но незабудкам на этих праздниках отводили особое место. В Германии в «день незабудки» школьники занимались неполный день, чтобы сходить в лес, попеть песни, поиграть, а затем вернуться домой с букетом незабудок. И было еще много легенд, в которых говорилось, что незабудки когда-то помогали закалять сталь, делали ее очень прочной, надежной, крепкой и верной. То, что в Голландии из сока незабудки готовили сироп против кашля. А по прибалтийской легенде, незабудки проросли из слез Элге – невесты пастушка Ликаса, при разлуке ее с любимым, и с тех пор являются символом памяти, дружбы и вечной любви.

Символом верности люди выбрали незабудку. Не за какие-то ее достоинства, а только за красоту!.

На самом берегу ручья у лесного зеленого болотца густо цветут незабудки. Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветы. В крошечных их лепестках отразилась голубизна летнего неба. Приятно смотреть на чистый голубой ковер разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит, плещется лесной ручеек. А высоко-высоко в голубом летнем небе, над неподвижными макушками высокого леса тихо плывут белые летние облава. (И. С. Соколов-Микитов)

Разливает летний сад

Знойный душный запах,

В облачных папахах.

Тихо клонятся к ногам.

Слабый ветер дунет –

И осыплет на луга

Одуванчик – очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит – одуванчик поднимает головку кверху, приблизится к закату – одуванчик не спускает взгляда. И так всю жизнь, пока не постареет и станет седым. А поседеет, распушится и пустит по ветру пушинки — парашютики и под каждый по семечку подвесит. Полетят парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны. А весной раскроется, пустит корни в землю, поднимет кверху стебелек с желтой шапочкой, который, подобно зеркальцу, отражает солнце. Стоит солнышку скрыться, погаснут и одуванчики.

Одуванчик растет повсюду, у него большая способность к расселению. Одна корзиночка его цветов дает до двухсот семечек, а все растение – до трех тысяч. И, наверное, нет человека, который бы с первого взгляда не узнал это растения. Листья у одуванчика очень характерные, хотя и не у всех растений одинаковой величины: если одуванчик растет на солнцепеке или на сухой почве, они небольшие – сантиметров двадцать в длину; если же вырастет одуванчик на влажных почвах или в тени, то могут быть раза в три длиннее. Стебель у этого растения, будто резиновая трубочка, и такой же гибкий и прочный.

Само растения обладает необычайной жизненной силой – сколько бы ни вытаптывали одуванчик люди, сколько бы ни поедали животные, все равно он будет расти. Во – первых, одуванчик – медонос. Не ахти какой, но ведь часто одуванчики зацветают тогда, когда вообще цветущих растений мало. Во – вторых, одуванчик съедобен. В – третьих он издавна известен как целебное растение.

Научное название растения – успокаивающий лекарственный. В старинной народной медицине его считали средством от бессонницы и жизненным эликсиром, хорошо влияющим на пищеварение, очищающим легкие, понижающим кровяное давление и помогающим от желтухи. Корни обыкновенного одуванчика могут заменить кофе, поджаренные, они сладковаты, и с ними можно пить чай.

У Брэдбери есть фантастическая повесть «Вино из одуванчиков». Напиток из одуванчиков действительно готовят жители Британских островов. В пищу там употребляют почти все растение, объясняя полезностью его химического состава. Для пищевых целей его разводят на плантациях Франции, Австрии, ФРГ, Голландии, Японии, Индии и США.

Существует несколько версий происхождения латинского названия одуванчика тарахакум. По одной из них, оно возникло от греческих слов «лечить и «болезнь глаз». По другой, произошло из словосочетания «дикий лук», так как молодые листья растения употребляют в пищу как салат. А третья версия связывает происхождение латинского названия с греческим словом «успокаивать».

У него чудесный

Он большого солнца

Маленький портрет (О Высотская)

Золотые брызги одуванчиков на лугах и полянах можно видеть примерно месяц. Потом невидимый художник сотрет золотую краску и разбрызгает на той же поляне или косогоре белую: вместо золотисто-желтых корзинок цветков появятся белые пушистые шарики. В сырую погоду шарики сжимаются – им не нравится влага, которая может испортить пушинки. Кстати, и цветущий одуванчик не любит сырости – бережет пыльцу. В ненастные дни не раскрывается по-настоящему, а в хорошую погоду «просыпается « рано, часов в шесть, и «отходит ко сну» — закрывает корзинку – часа в три дня.

Но вот пришло настоящее тепло, и шарики начали облетать. Даже легкий ветерок поднимает над поляной облако легких пушинок. Если же ветер посильней, то после каждого порыва многие шарики исчезают, и на резиновых трубочках-цветоножках остаются маленькие «лысые» головки – все сдул ветер. За это и прозван цветок одуванчиком. За это же в народе зовут еще и дуваном, и ветродуйкой, и пустодуйкой. Есть и другие имена у него: за то, что цветоножка внутри пустая (действительно трубочка), одуванчик зовут еще и полой травой, а за то, что часто селится он вдоль дорог – придорожью.

Если поймать пушинку одуванчика и рассмотреть ее, то можно увидеть длинную ножку (ботаники называют ее носиком), а на самом конце крошечное семечко. Все ясно с первого взгляда6 легкая пушинка помогает путешествовать семени, помогает одуванчику расселяться. Но вот что любопытно: семечко на своем парашютике не просто летит, а будто плывет по тихой воде – плавно, спокойно, почти не качается.

Все знают, что такое парашют, знают, что парашют состоит из купола, от которого отходят стропы, поддерживающие парашютиста. Стропы определенной длины. Будь они длиннее или короче, парашютист не имел бы устойчивости, болтался бы из стороны в сторону или мог бы даже перевернуться. Не сразу люди нашли необходимую длину строп. Одуванчик тоже не сразу нашел необходимую длину своего носика – тысячелетиями примерял, проверял, экспериментировал он, пока, наконец, не определилась длина, позволяющая семечку спокойно путешествовать по воздуху. «Парашютики» не только далеко летают, но и опускаются очень четко, строго вертикально, так что семена сразу втыкаются в почву заостренными кончиками.

«Парашютики» у всех одуванчиков примерно одинаковые. А вот окраска соцветий-корзинок разная. Мы привыкли к золотисто-желтому, наиболее распространенному одуванчику лекарственному. Но одуванчиков в нашей стране более двухсот пятидесяти видов. Среди них есть беловатые и мясно – красные (это их научное название), есть пурпурные и даже лиловые.

Посреди лугов увядших,

Опаленных жарким зноем,

Травы красят белой кистью.

И звенит, звенит протяжно

Жаворонок в синей выси.

Ромашки схожи по форме с зонтиками, и по легенде, они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи. поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него. А гномик остается совершенно сухим.

А еще ромашки похожи на удивленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох, — это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки целых семь месяцев – с апреля по сентябрь – смотрит на небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планет. Смотрят – смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самые сокровенные тайны. А тайн у ромашек великое множество.

Она – прародительница пышной крупноцветной хризантемы. Если мы поставим ромашку рядом с величественной хризантемой и поглядим со стороны, то увидим: пышна, величественна и празднична, да нет в ней милой простоты ромашки.

Хоть буйны и огненны краски

Цветов, что на клумбах в саду,-

Но больше люблю я ромашки

За скромную их красоту.

Когда на душе так печально.

В дождливые, хмурые дни,-

Тепло своих душ излучая,

Как солнышки, светят они

Ромашек существует великое множество: обыкновенная и ромашка-поповник, ромашка римская, немецкая, далматская, кавказская, персидская, даже «золотая» их американских прерий – всего насчитывается их триста пятьдесят видов

Самый известный из пяти родов ромашек – это нивяника с крупными бело-желтыми соцветиями, по народному — поповник. По количеству имен за нивяникой не угнаться ни одной ромашке. Как только ее не зовут: белюшка, лесная марьяша, белоголовник, белица-трава, солнечник, Иванов цвет, девичник, невесточка, стоцвет, кралька, ворожка и даже правда – последнее имя, наверно, дано за то, что ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах, при ворожбе.

Вот и наступило лето.

Зеленая полянка ромашками одета.

Пойду на улицу гулять.

Ромашки буду собирать.

Сплету я ровненько венок

Из красивых, нежненьких цветков,

Венец на голову одену.

Тем сердце милого задену.

Ромашки поле украшают,

Смотрю на них – глаза сияют.

Растут на нем в росе.

(Ольга Чеб, 8 класс)

«Стоят на лугу сестрички – золотые глазки, белые реснички». Загадка, конечно, о ромашках. Правда, «гадая на ромашке», чаще всего срывают не аптечную ромашку, а похожий на нее крупный и красивый нивяник

О, ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

Другие есть цветы, роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры,

Но прелести в них нет таинственней твоей, — писал П. И. Чайковский, который очень любил этот удивительный цветок, называя его «царем цветов». Он посвятил ему стихи, которые затем были переложены на музыку композитором Антоном Аренским. Действительно, сколько есть пышных цветов, но именно ландыш считали древние германцы и скандинавы цветков богини восходящего солнца. И когда в честь этой богини устраивали праздники, все вокруг украшали ландышами. И именно в честь ландыша испокон веков устраивались во Франции весенние праздники. (В первую субботу или воскресенье мая. )

Когда солнышко разливало тепло вокруг себя, навстречу его лучам из еловой тени протянул широкие листья аленький серебристый ландыш Понежился несколько мгновений и начал петь гимн весне. Весь лес – от цветов до птиц – стал подпевать ландышу: ведь ландыш является лучшим цветком майского леса Стебелек ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышками вниз. И из каждого кувшинчика в изобилии льется тончайший, ни с чем не сравнимый аромат. И так как таких кувшинчиков великое множество, то все вокруг млеет от удовольствия, принимая душистые ароматические ванны. Стоит постоять несколько мгновений, и покажется, что колеблемые ветерком цветы словно с кем-то перешептываются с весной. Весна наделила ландыш любовью к жизни, и он всегда благодарит ее теплыми ласковыми словами.

После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков появляется крупная красная ягодка. Легенда уверяет, что это не ягодка вовсе, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной. Весна хоть и полюбила ландыш, но ненадолго. Вечно молодая, она очень непоседлива. Всю свою жизнь путешествуя с юга на север, она не находит себе покоя и, рассыпая всем ласки, ни с кем долго не задерживается. Мимоходом она приласкала и ландыш. Однако вскоре ушла и оставила весенний цветок жаркому лету. И ландыш поник от горя, маленькие цветочки его опали, и на их месте вылились огненно-красные слезы – ягоды.

Существует немало легенд о происхождении этого цветка. В Англии, например, рассказывали, что ландыши растут в лесу на тех местах, где сказочный богатырь Леонард победил страшного дракона. А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти.

В одних древних сказках ландыши – это проросшие бусинки с рассыпавшегося ожерелья Белоснежки;, в других – счастливый серебристый смех русалки Мавки, жемчужинами раскатившийся по лесу, когда она впервые ощутила радость любви;, в-третьих – в цветы ландыша превратились капельки пота, упавшие со знойного тела охотницы Дианы;, в-четвертых – ландыши не что иное, как солнечные зайчики, которыми по ночам гномы пользуются как фонариками.

Научное название цветка конвалярия майялис происходит от греческих слов: «канвалис»(«долина»), «лирион»(«лилия»)и «майялис»(«цветущая в мае»), то есть «лилия долин, цветущая в мае». Так назвал ландыш Карл Линней. Действительно, ландыш – родственник лилий, действительно, он часто цветет в умеренно влажных долинах (хотя и не только там) и, действительно, цветет в мае.

Все подсохло. И почки уж есть.

Зацветут скоро ландыши, кашки.

Вот плывут облачка, как барашки.

Громче, громче весенняя весть.

(Андрей Белый. 1903)

Листья появляются раньше. Туго свернутые, они торчат из земли, как маленькие острые копья. И если ландышей много, земля в этом месте кажется ощетинившейся. Но вот копья развернулись, показались два сложенных фунтиком, на манер воронки, очень характерных листочка. (Благодаря такому расположению листьев, скатывается прямо к корню).

Читайте также:  Рассказы детям заботливый цветок паустовский

Некоторые ученые считают, что именно из-за листьев ландыш получил свое имя – они похожи на ланьи ушки. Отсюда и название – «ланушка», пришедшее из Польши; по-старопольски это значит «ланье ушко» (Кстати, в некоторых местах в России ландыш называют «заячьими ушками».

Однако существуют и другие мнения о происхождении названия растения. Например, предполагают, что свое название ландыш получил не за форму листьев, а за их гладкую поверхность. Сначала растение называлось «гладким», потом «гладышем», а уже затем стало ландышем. (Кое-где до сих пор сохранилось народное название ландыша – гладыш). Третьи участники этого спора утверждают, что название цветка произошло от слова «ладан», то есть очаровательно-нежный запах.

О, первый ландыш! Из-под снега

Та просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен. Подарок

Так дева в первый раз вздыхает –

О чем – неясно ей самой, —

И робкий запах благоухает

Избытком жизни молодой.

( Первый ландыш, А. А. Фет)

Между листочками, вскоре после их развертывания, появляется граненый стебелек. На нем, склонившись чуть к земле, висят на тоненьких ножках повернутые все в одну сторону зеленые бутончики. Вскоре бутончики начнут буреть, и через некоторое время нижний откроется. Потом второй, который повыше, затем третий, и так по очереди раскроются все. И повиснет на стебельке гирлянда нежных, снежно-белых колокольчиков.

Проснулся лес, весной разбуженный,

Деревья в мареве парят.

Веселых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

В рассветный час, сырой и сумрачный,

Когда роса во тьме блестит,

Горят фарфоровые люстрочки

Да так, что глаз не отвести.

И дуют ветры прокаленные,

И дождик хлещет на цветок,

Но лес зелеными ладонями

Прикрыл дрожащий стебелек.

В России очень любили ландыш. И очень ценили. Как лекарственное средство его применяли не одно столетие. Особенно славилась настойка из ландыша, которая называлась «крин полевой». О нем в одном старинном лечебнике было сказано: «Дороже есть злата драгого и пристоит ко всем недугам». И не только от болезней, по мнению людей, помогал ландыш, но и, как указывала другая старинная книга, «от чоху, от гомозу, и от жениной журбы» По- настоящему исследования этого растения были проведены в клинике профессора С. П. Боткина, и уже в 1881 году начали применять настойку из цветов ландыша как средство от сердечных заболеваний.

Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами.

Белые жемчужины прилепились в ряд

К стебелёчку тонкому – дарят аромат.

В мае распускаются и цветут в лесу.

Даже книга Красная бережет красу

И лисичка рыжая рядышком пройдет,

Белый и пушистый цветик не сомнет.

Апрель золотыми лучами обласкан

С лужайки плывет аромат.

Анютины глазки из были и сказки

На мир удивленно глядят

В редком саду или парке нет на клумбах этих красивых цветов. Будто смотрят они на человека внимательно и по-доброму улыбаются ему. Раскрыли лепестки анютины глазки, а в веничках белый цвет-цвет надежды, желтый — удивления, фиолетовый — печали. По легенде, в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девочки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Но на беду свою повстречала коварного обольстителя, который клятвенными заверениями разбудил в девушке первое чувство. Всем сердцем, всей жизнью потянулась Анюта к юноше, а юноша испугался: заспешил в дорогу по неотложным делам, обещая непременно вернуться к своей избраннице. Долго смотрела Анюта на дорогу, ожидая любимого, и тихо угасала от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразились надежда, удивление и печаль.

Легенды об анютиных глазках были и у древних греков, и у римлян. А немцы сочинили такую трогательную историю об этих цветах.

Нижний лепесток цветка, рассказывалось в ней, — самый крупный и красивый – это мачеха. Два боковых – поменьше, но тоже красивые – ее родные дочери. А два верхних – самые маленькие, скромно окрашенные – бледно одетые падчерицы. Согласно легенде, раньше мачеха была наверху и сильно обижала бедных падчериц. Добрый волшебник наказал ее и повернул цветок так, что падчерицы оказались наверху, а мачеха – внизу. В наказание за злой нрав волшебник дал мачехе ненавистный ей шпорец, а дочерям – усы (темные черточки на лепестках)

Имеются предания, рассказывающие о том, что в анютины глазки была обращена излишне любопытная девочка Анюта, которая подглядывала за чужой жизнью и толковала ее на свой лад.

А некоторым кажется, что анютины глазки напоминают лица добрых старичков-гномиков, обнимающих внимательным взглядом раскинувшийся перед ними мир и радующихся при этом любой его незначительной малости.

Анютины глазки называются у немцев «мачехой» (не надо только путать с нашей мать-и-мачехой). Поляки называют этот цветок «братки», и девушки дарят их своим женихам. В Англии анютины глазки еще до недавнего времени использовали для объяснения в любви: достаточно было послать этот цветок и написать свое имя, и не требовалось больше никаких слов. Во Франции анютины глазки – символ верности. А в некоторых странах – символ мудрости. И даже называются «мысль». Ну, а в России, помимо названия «анютины глазки», цветок этот зовется и братками, и трехцветкой,и пулуцветом, и золотухой. И все названия меткие. Например, золотухой цветок прозван потому, что издавна в народной медицине использовали чай из этого растения для лечения золотухи у детей. А трехцветкой называют из-за того, что у цветка действительно белый, желтый и фиолетовый лепестки. Да и научное название растения – фиалка трехцветная.

Вы буквы на свитке

Вы где-то дышали,

Без слез, без печали

Вы жили, вы были.

И вот грез мечтанья

Воздушны и зыбки,

Вы шлете сиянья,

Вы шлете мне ласки

В бессмертном избытке,

(«Анютины глазки» К. Д. Бальмонт)

Ранней весной на ярко освещенных лугах рассыпают анютины глазки свои фиолетовые улыбки. Расцветают они сразу же после таяния снегов, поэтому считаются символом оживающей природы. Эти непритязательные цветы были введены в культуру более ста лет назад в Англии. Этим они обязаны садоводу Томпсону, которому посчастливилось отыскать и привезти дикую разновидность фиалки, похожую, по его словам, на хитрую кошачью мордочку. Из Англии анютины глазки перекочевали во Францию и Германию, вскоре появилась и в России.

Ботаники окрестили их трехцветной фиалкой и виолой, а в народе и поныне продолжают называть анютиными глазками.

У нас в палисадникеВысоким цветам

Возле терраскиУступая дорогу,

Голубые анютины глазки«Анютки» растут понемногу

Анютины глазки,А только зажгутся

Анютины глазки, Осенние краски,

Они распускаютсяНас радуют снова

Быстро, как в сказке. Анютины глазки.

Чуть робкое солнцеСтоят

Пригреет в апреле – Синеглазой веселой толпою,

Анютины глазкиПока не засыплет их

Уже засинели. Белой крупою.

На волюАнютины глазки,

Они пробиваются смело,Анютины глазки

Зимою под снегомВесною распустятся

Им спать надоело. Снова как в сказке

(«Анютины глазки» З. Александрова)

На поля дохнуло ветром вешним,

Ивы распушились за прудом.

У тропинки маленький подснежник

Загорелся синим огоньком.

Закачался, слабенький и гибкий,

Удивленно радуясь всему,

И в ответ с приветливой улыбкой

Солнце наклоняется к нему.

«Самый тонкий слух у вербы. Она слышит тихие шаги весны. Самое чуткое сердце у подснежника. Он первый чувствует, как земля истосковалась по цветам» (М. Орлов) Подснежники первыми вступают в единоборство с суровой зимой, внезапно появляясь среди снега и, зацветая, представляют удивительное зрелище: кажется, на землю наброшено белое кружевное покрывало, сотканное из пушинок снегопада и из бликов маленьких ослепительно белых цветов.

Латинское название цветов «галантус» происходит из слов «гала» — «молоко», и «антус» — «цветок», что в буквальном переводе означает «молочный цветок».

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда, потому подснежник и стал символом надежды.

По другой легенде, богиня Флора раздаривала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый костюм. Но снег тоже захотел принять участие в празднике, хотя наряда ему не полагалось. Тогда он стал упрашивать растения поделиться одеянием с ним.

Однако цветы, боясь холода, не откликнулись на просьбу, и только подснежник укрыл их своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.

В саду, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Зеленую высунул ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?»

Подснежник – первая песня весны. Едва только осядут снега и появятся проталины, как он выставляет любопытный венчик и, раскачиваясь на тонком стебельке, начинает подпевать ручейкам. Говорят, если хорошо прислушаться, можно услышать звон его прозрачных колокольчиков. Они звенят, чтобы разбудить спящую крепким сном природу, заставить раскрыться фиалки и зазеленеть леса.

Расцветая в окружении снегов, подснежник и сам похож на снежинку.

На Кавказе растет подснежник галантус. Он очень похож на светлый фонарик, раскачивающийся на тонкой ножке. В сумрачную погоду и на очь цветок закрывается и становится похожим на каплю. Англичане так и называют подснежник – снежная капля или снежная сережка. У французов и итальянцев он – снегосверлитель, у чехов – снеженка, у испанцев – белый, у немцев – снежный колокольчик. А болгары за то, что растение бросает вызов зиме, называют его «кокиче» — то есть «задира»

Случается, что во время его цветения возвращается зима со снегопадами и морозами. Но цветок выдерживает десятиградусный мороз. Заледенеет до корней, дотронься, и он станет ломким, как стеклышко. А появится солнце – оттает и снова цветет. Утром поднимается живым фонариком навстречу теплу, а к вечеру наклоняется и прячет «снежную каплю» под защиту снега.

Однако не все подснежники белые, бывают они и фиолетового, и бледно-желтого цвета. Сорвать подснежник трудно, потому что растет он очень близко к земле и закрывает стебелек в чехол из многочисленных волосков, который одновременно является защитой от холодов.

Они так любят весну, что и слабого дыхания ее бывает достаточно, чтобы лепестки их раскрылись и засияли счастьем.

Еще имеются подснежники, которые в отличие от своих весенних собратьев – провозвестников весны – цветут только осенью. Это подснежник Ольги из Греции и подснежник корфский с островов Корфу и Сицилия.

Как пламя, заря угасает,

Бросая лиловые тени.

Лиловый закат обнимает

Лиловые гроздья сирени.

В них столько мечтательной грусти

И столько покорности скромной,

Что каждый задумчивый кустик

Мне кажется тучей огромной.

А сколько надежды и солнца

Таится в букете лиловом.

Чуть-чуть лишь под ветром качнется

И льется дождем лепестковым.

Древнегреческая легенда повествует: молодой Пан – бог лесов и лугов – однажды повстречал прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался ее нежной граций и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Пан неутешно плакал около куста и с тех пор стал печальным, гуляя по лесным чащам в одиночестве, и всем старался делать добро. А имя Сиринги стало латинским названием сирени.

Другая легенда утверждает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда весна согнала с лугов снег и высоко подняла солнце. Солнце в сопровождении радуги пошло над землей. Тогда весна стала брать лучи солнца, смешивать их с лучами радуги, и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи, распускались желтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы. Когда же весна достигла Севера, у нее остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда весна перемешала солнечный и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами. Затем у весны остался один белый цвет. Не пожелала его весна и щедро рассыпала белый цвет над землею, а из него получилась белая звездчатая сирень.

С сиренью связано у нас воспоминание о весне, о чудном мае месяце, когда пробудившаяся от зимы природа покрывает деревья и кусты свежей благоухающей зеленью, засевает луга пестрыми цветами.

Свое название получила от греческого «сиринкс» — «трубка», потому что из ее древесины пастухи вырезали трубчатые свирели. Кому доводилось слышать мелодичные звуки свирели, сделанной из сирени, тот всю жизнь не забудет их напева.

А на Руси ее называют еще и синель, от слова «синий», поскольку активный цвет определяет один из оттенков соцветий растения.

Сиреневые сады есть во многих городах мира, но особенно хотелось бы отметить московский сирингарий Л. А. Колесникова. За создание новых сортов и разработку методов селекции и размножения сирени Колесников удостоен Государственной премии СССР и посмертно награжден медалью «Золотая ветка сирени»

Розы — сестры зари. Цвет их цвету зари равнозначен.

Раскрываются розы лишь в первых рассветных лучах,

А раскрывшись на диво, они то смеются, то плачут;

Грусть и радость качая в глубоких атласных цветах.

Подойди, посмотри на цветы в озарении пылком,

На цветы, наводящие тихую светлую грусть

Розы ранние схожи с открытой детской улыбкой,

На седую старушку похож увядающий куст.

Проливается в росы холодная звездная россыпь.

Замолкают вдали молодых соловьев голоса.

Отыщи свою розу.

Не спеши, не пройди мимо розы.

Помни, розу одну дважды видеть цветущей нельзя.

Родословная розы уходит в глубокую древность. Самые первые сведения о ней встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя родиной «королевы цветов» считается Персия. По-персидски роза называется гюль. Гюлистан значит «сад роз», а «Гюль-наме» — книга Саади, прославляющая розу. С давних пор Персия ласково называется Гюлистаном.

Персы любят цветы, и самой популярной темой их поэзии является красота весны и любовь соловья и розы. Если розу срывают, соловей вскрикивает. Весна прекрасна, но, к сожалению, мимолетна. Тема эта нашла широкое отражение в персидской литературе, самым ярким представителем которой был Омар Хайям.

Но не только Хайям отдал дань розе. «Бустан» — цветочный сад и «Гюлистан» — розовый сад — известные сочинения Саади. «Гюлистан» — сборник веселых рассказов и стихов. «Бустан» — поэма, поднимающая вопросы этики, морали и философии. Увлечение Саади цветами повлияло на выбор названий, которые он дал своим книгам.

А поэма Низами «О любви Лейли и Меджнун» дает нам представление о персидских садах двенадцатого века. Герои этой поэмы — представители двух враждующих племен. Лейли стройна и прекрасна, как дерево кипариса. Глаза ее подобны звездам, а щеки напоминают розы. Вместе с Меджнуномони учатся в одной мечети. Но пока их друзья трудятся над книгами, Меджнун и Лейли читают в глазах друг друга грамматику любви. И пока их друзья учатся считать, они считают самым главным в жизни нежность. Низами описывает сад, в который приходит Лейли. Упоминает красные тюльпаны, желтые розы, нарциссы: где «листья дикой розы купаются в серебристых фонтанах жасмина, и ирис гордо поднимает свою голову. На чинарах воркуют голуби. На самой верхней ветке сидит соловей и вздыхает, как Меджнун, а внизу роза, как Лейли, подняла свою голову и смотрит на птицу».

Изо всех цветов иранцы отдают предпочтение розе и разводят великое множество ее видов. Возможно, персидской розой первоначально была и великолепная махровая роза с мускусным запахом. А в cадy Негаристан можно встретить розу Эглантерию — высотой до шести метров, со стволом до семидесяти сантиметров в окружности. Это розовое дерево не имеет аналогов в мире.

Считают, что благоухающую персидскую розу завез в Индию в шестнадцатом веке правитель, заложивший основы монгольской империи Бабур, посвятивший большую часть своей жизни разведению садов. А жене его правнука — императора Джахангира — Нур Джаган (Свет мира) приписывают открытие розового масла. Историк Мануччи об этом поведал так: «Нур Джаган пригласил императора на роскошный пир, который длился восемь дней. Она приказала все водоемы в саду и во дворце залить розовой водой и запретила кому-либо мыть в этой воде руки. Утомленная, она уснула около одного из бассейнов. А когда проснулась и стала обходить водоемы, чтобы проверить, не загрязнили ли в них воду, обнаружила на поверхности воды масляную пленку. Нур Джаган страшно разгневалась, полагая, что в воду бросили кусок жира. Ей захотелось узнать, чем загрязнена вода, и она приказала служанке провести рукой по надводной пленке.

Когда же понюхала собранное с поверхности масло, то обнаружила, что оно источает очень приятный аромат. Такой же аромат был и у пленки, собранной с поверхности других бассейнов, и она пришла к заключению, что масло образуется, как роса, из самой воды. Довольная тем, что у нее появились такие великолепные духи, она растерла масло по своей одежде и направилась к императору. Император спал, и когда его разбудили, чудесный аромат привел его в восторг, а Нур Джаган поведала ему историю своего открытия. Так узнали в Индии секрет розового масла».

Из книги «Мифы народов мира» мы узнаем, что Брахма, споривший с Вишну о цветах, сначала отдал предпочтение лотосу, но, увидев розу, извинился перед Вишну и признал первенство за розой.

Но не только боги были склонны спорить о цветах.

В палате представителей конгресса Соединенных Штатов Америки около ста лет длились дебаты по «избирательной кампании цветов», на которых было отклонено семьдесят кандидатов, и в 1986 году признано было считать национальным цветком страны несравненную розу.

Читайте также:  Схема цветка крючком филейка

По преданию, Лакшми, самая красивая женщина на свете, родилась из раскрывшегося бутона розы, который состоял из 108 больших и 1008 мелких лепестков. Прародитель вселенной Вишну разбудил красавицу поцелуем, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а роза — символом божественной тайны, которую она хранит под защитой острых шипов.

В древности индусы связывали с розой любовь, радость, тайну и тишину.

По одной из античных легенд, роза покраснела от того, что на ее лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом розы во время поисков Адониса. По другой — роза покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего на нее каплю Вина. С Купидоном связывают происхождение шипов розы. Вдыхая аромат розы, Купидон был ужален пчелой; разгневанный, он выстрелил в розу стрелой, и стрела превратилась в шип.

По другим преданиям происхождение шипов розы связано с Вакхом, который гнался за нимфой и неожиданно оказался перед неодолимой преградой из терниев. Чтобы нимфа, пораженная красотой цветов, остановилась, Вакх превратил тернии в розы. Однако перепуганная нимфа продолжала бежать, не обращая внимания на их красоту. Тогда рассерженный Вакх наделил розу шипами. Израненная шипами нимфа обессилела и стала добычей бога. С тех пор говорят, что роз без шипов не бывает, однако 12 сентября 1986 года газета «Красная звезда» опубликовала сенсационную заметку об открывшейся в итальянском городе Пеша выставке цветоводства, на которой была представлена роза белого цвета Пурецца — Чистота без единого шипа. В течение трех лет цветовод Доменико Маисуино пытался вывести розу без шипов и наконец добился успеха.

На магометанском Востоке розу считали священным цветком. В Коране говорится, что роза возникла из капель пота пророка Магомета. В представлении магометан, розовая вода обладала священной очистительной силой, восстанавливающей оскверненные святыни. Потому воинственный турецкий султан Саладин, изгнавший крестоносцев из Палестины и в 1187 году овладевший Иерусалимом, приказал доставить туда целый караван сосудов с розовой водой, который предназначался для очищения мусульманской святыни — мечети Омара, помещением которой крестоносцы пользовались как христианской церковью. Такое же «омовение розой» мечети Айн-София приказал сделать и султан Магомет II, взявший в 1453 году Константинополь.

Привезенная из восточных стран в Древнюю Грецию, роза посвящается богине красоты Афродите. Венками из роз греки украшали невест, а розовыми лепестками осыпали покои новобрачных. Но венки на голове и груди древних греков являлись также и знаком траура и символом кратковременности жизни.

О силе их любви к цветам можно судить хотя бы по тому, что первая знаменитая вязальщица розовых венков Синиона из Глицера была увековечена греческим живописцем Паузиасом. Впоследствии за копию с этого портрета римский полководец Лукулл заплатил золотом.

Римляне верили, что роза вселяет в сердца мужество, и потому вместо шлемов надевали на воинов венки из роз и на щитах выбивали изображение розы. По случаю победы они украшали венком из роз голову победителя, а в домах часто вешали над столом ветку розы как символ того, что произнесенное под розой навсегда останется в тайне. С тех пор бытует выражение «суб роза диктум» — Я сказал тебе под розой, то есть под большим секретом. Следовательно, сказанное должно остаться тайной.

Культ розы в Риме превосходил всякую меру. Патриции засыпали розами любимых матрон: девушки, привораживая любимых, окуривали себя розовым фимиамом; патрицианки купались в розовой воде, чтобы сохранить молодость; а гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в схватках. В Колизее розовым лепестковым дождем приветствовали победивших гладиаторов и украшали их венками.

Отправляясь на званое пиршество, римляне надевали розовый венок на политую розовым маслом голову или же украшали голову, шею и руки гирляндами из нанизанных на длинную нитку розовых лепестков. Розами оплетались заздравные кубки, пирующие возлежали на подушках, набитых этими душистыми цветами, колонны и стены пиршественного зала увешивались розовыми гирляндами, пол усыпался розовыми лепестками, а зал освежался фонтанами розовой воды.

Все девять муз украшены венками;

На всех гостях гирлянды из цветков;

Все ложи, пол, весь длинный ряд столов

Усеяны, усыпаны цветами,- писал русский поэт Лев Александрович Мэй.

Немудрено не удивиться тому, что римскому императору Нерону однажды пришлось заплатить целый бочонок золота за розы, привезенные в зимнее время из египетской Александрии для одного из пиршеств.

На Востоке также воспевали и почитали розы.

В сказочно прекрасных садах — эдемах персидских и арабских владык — повсюду благоухали эти цветы, и даже вдоль дорожек по изящным узеньким арыкам протекала розовая вода.

Сады султанов Турции, мавританские сады в Кордове, сады татарских ханов в Бахчисарае утопали в пышном разноцветье роз.

«. Не роза простых розовых кустов, но роза необыкновенная. огонь радости, пышная заря, роза «живая светлая, бархатная, свежая» украшала эти эдемы, по словам одной из арабских сказок из «Тысячи и одной ночи».

С самых древних времен люди восхищались розой. Хотя древним египтянам времен фараонов роза, по-видимому, не была известна, так же как она не была известна и библейским иудеям. Но позднее египетская царица Клеопатра в день приема Марка Антония приказала на пол-аршина устелить розовыми лепестками полы приемного зала. А в знак особой благосклонности к воину Клеопатра подала Марку Антонию чарку вина, в которой плавали лепестки розы.

С падением Римской империи розы почти на сотню лет были преданы забвению. Но любовь к прекрасному цветку не исчезла.

Во времена христианства святые отцы начинают называть розу «райским цветком» и посвящают ее богородице.

Возникают легенды: святой Доминикий, желая быть угодным богу, раздирает грудь терниями, которые превращаются в розы.

Святой Николай в пургу и трескучий мороз решил отнести хлеб беднякам. Но игумен запретил ему это делать. В этот же миг случилось чудо — хлеб превратился в розы как знак того, что святой затеял богоугодное дело.

Роза по христианской мифологии воплощает в себе милосердие, милость, всепрощение, божественную любовь, мученичество и победу. Символическое значение у христиан принимают и части розы: ее зелень соотносится с радостью, шипы — с печалью, а сам цветок — со славой.

Многим известна легенда о войне Алой и Белой розы, которая продолжалась тридцать лет в Англии. Началась она в 1455 году во дворцовом парке Темпль в Лондоне, где собрались вожаки двух сторон королевской династии: Ланкастерской и Йоркской.

Первым сорвал белую розу вожак партии Йорков Ричард Плантагенет и попросил последовать его примеру всех, кто считает себя истинным дворянином и дорожит своим происхождением.

А представитель Ланка стеров Сомерсет предложил смелым людям встать на его сторону и признать розы с алыми лепестками. Началась ссора, за ссорой последовала война. Так описаны события в трагедии Шекспира «Генрих VI». На самом же деле в гербе у Ланкастеров была алая роза, а в гербе у Йорков — белая. Потому война и называлась войной Алой и Белой розы.

В память об этом английские садоводы вывели впоследствии особый сорт розы с белыми и алыми лепестками, которую назвали ланкастер-йоркской.

Нет цветов красивее и благоуханнее роз на свете. Зная это, французы создали театр роз, где ставят пьесы, героями которых являются цветы.

В парижском розарии собраны почти все виды роз, существующих в мире: тут и вьющиеся многоцветковые (полиантовые) розы, имеющие на одном кусте до двухсот цветов, и чайные китайские, цветущие по два раза в лето — это так называемые ремонтантные розы. Имеется роза под названием Золотой сон и роза Радостное пробуждение, а один из сортов назван Тысяча красот, потому что число различных его колеров и оттенков доходит до тысячи.

В Россию роза попала через славянские племена на Балканах. Во времена язычества с нею были связаны празднества русалии, которые позднее по христианскому календарю приходились на троицу, на то весенне-летнее воскресенье, когда лес покрывался зеленью, а вода в реке нагревалась настолько, что становилась пригодной для купания.

Первая махровая, или, как ее тогда называли, бархатная роза, была привезена в XVII веке немецким послом царю Михаилу Федоровичу. В садах же их стали разводить только при Петре 1.

Розы бывают белыми и розовым, желтыми и темно-красными, а на Гавайских островах растут даже черные и голубые. Цветом тропического неба отдает красота нежно-синих лепестков.

Синяя роза, конечно же, редкость. Но не менее редкостной является и изумрудная роза, выведенная в ботаническом саду «Напока» румынского города Клуж. Изящные нежные лепестки салатово-зеленого цвета этой розы напоминают прозрачные с перламутровым отливом крылья стрекоз.

Роза была и остается царицей цветов. Она как бы распространяет дыхание будущего, хотя цветение ее недолговечно. Зная кратковременность жизни розы, древние персы придумали очень мудрую поговорку: «Если ты прошел мимо розы, не ищи ее более. »

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил осенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих,

Казалось мне, в них расцветала радость,

Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,

Прелестная, как ангел красоты.

Венка из роз искала молодая,

И я сорвал заветные цветы – так писал в середине XIX века русский поэт Иван Петрович Мятлев. Позднее эта элегия обрела вторую жизнь с появлением известного стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы» Ивана Сергеевича Тургенева, в котором с проникновенной грустью говорится о воспоминаниях ушедшей молодости. Затем оно вдохновило скульптора Владимира Беклемишева на создание мраморной статуи молодой девушки с увядшими цветами в руках. Скульптура как бы возрождает в памяти слова Ивана Сергеевича Тургенева: «Легкий ветер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет липой, а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица. Я не дерзаю заговорить с нею, но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

«Как хороши, как свежи были розы. »

Проникновенные строки посвятил розе и французский поэт Теофил Готье. В стихотворении «Видение розы» он рассказывает о девушке, вернувшейся с первого в жизни бала.

Бережно прижимает она к груди алый розовый цветок, который сопутствовал ей целый вечер, и, отдаваясь воспоминаниям, утомленная и взволнованная засыпает. Девушке кажется, что в окне появляется призрак розы, который, пройдя полупустую комнату, приглашает ее танцевать. Однако танец их обрывается с первыми утренними лучами. Призрак розы начинает таять, и девушка просыпается в печальном недоумении.

В 1911 году талантливый балетмейстер Михаил Фокин поставил на музыку Вебера хореографическую миниатюру «Видение розы». Роль девушки исполняла Тамара Карсавина — «само воплощение поэзии и грации»,- так называли ее французские газеты. Партнером Карсавиной был Вацлав Нижинский, который с таким совершенством вел свою партию, что экспансивные поклонницы срывали с его костюма розовые лепестки, нисколько не огорчаясь их искусственным происхождением.

В 1967 году Большой театр возродил этот балет.

Роза шествует от сердца к сердцу через века, но рассказ о ней не будет полным, если мы не вспомним дикого прародителя розы — шиповника, который пышно цветет в густых кустарниковых зарослях по берегам рек и озер. Его цветы состоят из пяти овальных бледно-розовых, белых, желтых или розовых лепестков, которые охраняют, как верные стражи, шипы.

Белые и желтые цветы шиповника любил французский поэт Шатобриан. Однажды он решил подарить букет любимой женщине и с огорчением увидел, что цветы по дороге увяли. Шатобриан хотел извиниться, но женщина с улыбкой заметила:

— Увы, мой друг, цветы умирают раньше, чем слова. Издавна шиповник именуется учеными как естественная кладовая витаминов, ибо природе неизвестно растение, более богатое витамином С, чем плоды шиповника. Они пригодны для приготовления многих кулинарных изделий. А молодые, еще не одеревеневшие побеги употребляются как овощи, добавляются в салаты, гарниры и используются для приготовления первых блюд. Из лепестков же готовят варенье, вкусный чайный напиток и множество отваров, настоев, соков, киселей, квасов и компотов.

На Алтае и в Сибири в ход идут и семена растения: их поджаривают, измельчают и заваривают как кофе.

Закончить же рассказ о розе мне хочется строками из книги «О свойствах трав» древнефранцузского врача Одо из Мена.

«Право, цветком из цветов по заслугам считается роза. Все превосходит цветы ароматом она и красою, но не одним ароматом и прелестью роза умеет радовать нас, а полезна обильем целительных качеств»

Глава II. Букеты

Ты так давно не даришь мне цветов,

Все время их дарить необходимо.

Букет цветов расскажет мне без слов,

Что я тобою все еще любима.

Слово «букет» — французского происхождения, в буквальном переводе оно означает «красиво собранная группа цветов».

Одно из индийских народных сказаний утверждает, что цветы появились на свет не ради красоты и аромата, а ради того, чтобы одаривать ими любимых. И для этого они должны быть выращены в собственном саду, так как одаривать ближних цветами, выращенными другими людьми, и неэтично, и неэстетично. Очень мудрая и правильная мысль: действительно, украсить землю цветами — значит украсить ее любовью.

Цветы облагораживают нашу жизнь, ласкают взор, одаривают людей радостью, смягчают нравы, приносят успокоение и отдых. И дарить цветы — значит выражать чувства любви, почтения, расположения или уважения. И, разумеется, прежде чем дарить букет, необходимо знать, соответствует ли он определенному случаю.

Основную роль при составлении букетов играет окраска цветов, и чтобы правильно расположить их, надо знать, какие цвета сочетаются наиболее гармонично.

Правда, наши предки по-своему истолковьвали окраску цветов. И символика многих из них сохранилась: так, красный символизирует страсть, торжество, огонь, революцию, свободу, любовь и преданность; желтый — жизнь, радость, роскошь, брак, наслаждение и старость; ярко-желтые символизируют измену, ревность.

До сих пор жива древнеарабская легенда о ярко-желтом цвете: в 612 году Магомет начал войну против израильтян, на время военных действий оставив дома жену Айшан. Айшан в отсутствие мужа встречалась с молодым керсом. Злые люди поведали Магомету, что жена ему изменила. Не поверил Магомет. И тогда они посоветовали подарить жене красные розы и, если розы пожелтеют — следовательно, их предположения правдивы, Айшан мужу неверна. Магомет подарил жене красные розы, Айшан была растрогана и, желая сохранить цветы свежими, на ночь опустила их в водоем. Наутро красныe розы — пожелтели, Айшан была уличена в измене, а ярко-желтый цвет с тех пор символизирует неверность.

В Японии же желтый цвет — символ света и солнца, и дарят его лишь тем людям, которым желают света и добра.

Оранжевый — теплый цвет, символизирует силу, власть, paдость, тщеславие, щегольство, солнце, гордость и кокетство.

Синий — холодный, серьезный, олицетворяет тоску, верность, доверие и бесконечность. Синие цветы принято дарить уходящим в армию.

Фиолетовый — тяжелый, холодный и в то же время торжественный, олицетворяет величие, дружбу, великолепие и роскошь.

Зеленый — пастельный, холодный, соединяющий цвет, символизирует мир, спокойствие, плодородие.

А белый — нейтральный, хорошо контрастирует со всеми цветами. Букеты из белых цветов как бы увеличивают помещение в объеме и символизируют целомудрие, чистоту, нежность, грусть, а в странах Востока еще и траур.

Нейтральным является и черный цвет: на его фоне великолепно смотрятся все яркие цвета. Он как бы оттеняет красный, желтый и оранжевый цвета и символизирует серьезную торжественность, печаль, скорбь и траур.

В стародавние времена с помощью цветов или ветвей растений сообщали о том или ином событии: так, древние греки посылали гонцов с пальмовой ветвью для извещения о победе, с оливковой — о мире; ветки лавра говорили о славе; ветки дуба — о силе и могуществе. Венком из лавровых листьев награждали победителей, венком из лавра и дуба философов.

Каждое растение у древних имело свое значение. Живокость, или рыцарская шпора (цветок рыцарей), обозначал честность; фиалка — недоброжелательство; колокольчик — болтливость; тюльпан — гордость; роза — любовь; аквилегия (водосбор) — неблагодарность; чертополох — защиту, отпор; тополь — трусость; тростник — нерешительность; вереск — одиночество; лопух — навязчивость; незабудка — постоянство.

Язык цветов на Востоке составил целую науку, «селам», где азалия обозначала печаль, вызванную одиночеством, вишня — признание в любви. Белая гвоздика говорила о доверии, красная — о горячих чувствах. Гиацинт по числу бутонов «назначал» день встречи. А колокольчик по количеству цветков «уточнял» даже час свидания. Лаванда «лукавила», изображая непонимание. Желтая роза «сомневалась» в искренности любви. Красная роза тайно «признавалась» в жарких чувствах. Васильки обозначали доверие, лилия — чистоту, резеда — сердечную привязанность, астра — печаль, незабудка — память, клевер — ожидание.

Если средневековый рьцарь просил руки избранницы, он посылал ей розы с миртами. Маргаритки, переданные в ответ, означали согласие, а венок из них просил об отсрочке, о необходимости подумать над предложением.

У древних греков настолько высоко ценились цветочные венки, что Теофраст посвятил им целую главу в научной работе. А римляне человека, явившегося на званый вечер без розового венка, просто переставали уважать. Искусством плетения венков там занимались девушки, обладавшие изящным вкусом и художественным мастерством. Знаменитых вязальщиц венков прославляли в стихах, изображали на картинах.

Читайте также:  Корзинка цветка без цветоноса

С давних времен славится искусством составления букетов Япония. «Искусство цветочной оранжировки» — икебана — возникло в Японии много веков назад. Каждый букет здесь символизирует времена года и показывает растения в развитии. Нераспустившиеся почки и бутоны олицетворяют возрождающуюся жизнь, будущее; полураспустившиеся цветы и свежие листья характеризуют настоящее, а раскрывшиеся цветы и сухие листья — прошлое. Для весны характерны букеты, полные экспрессии, с очень высокими стеблями; для лета — широкие и пышные; для осени — тонкие и редкие; а для зимы — спокойные, как бы застывшие в своем развитии.

Почти в каждой японской композиции в основе присутствуют три оранжировочных элемента, которые выражаются находящимися в них тремя ветками, где самая длинная ветка — «син» символизирует небо, средняя — «сое» — человека, а короткая — «хикае» — землю. Притом длина основной ветки «син» в маленьком букете должна равняться размеру вазы, в среднем должна быть в полтора раза, а в большом — в два раза выше. К тому же средняя ветвь — «сое» — непременно должна соответствовать трем четвертям длины «син», а самая короткая ветвь — «хикае» — равняться трем четвертям ветви — «сое».

Издавна знали искусство плетения венков на Руси. Белые цветы в них соседствовали с красными, красные с желтыми, желтые и розовые с сиреневыми. Считалось, что в букетах должно быть не больше двух-трех видов разных по форме и окраске цветов.

А первые правила составления букетов четыре столетия назад появились во Франции. В этих правилах запрещалось употреблять в букете желтые цветы, потому что они символизировали разлуку, измену или ненависть; рекомендовалось отсекать венчики от стеблей, со всевозможными кружавчиками накалывать их на проволоку и поливать благовонными маслами.

Из Франции «искусство составления букетов» перешло в Англию, но лишь в 1900 году цветоводы перестали отсекать у цветов стебли, отказались от накалывания венчиков на проволоку, отвергли кружевные ленты, заменив их естественными листьями и стеблями.

Получить в подарок букет цветов всегда было радостью, и радостью превеликой, если его дарили в необычных условиях. «Никогда не забуду дорогу на Колпино, пригород, ставший последним краем обороны Ленинграда,- вспоминала известная певица Клавдия Шульженко в книге «Когда вы спросите меня». — Смогу ли забыть и тот концерт, когда после исполнения «Мамы» девушки-связистки в красноармейских гимнастерках поднесли мне букетик полевых цветов. Цветы в Ленинграде вообще были редкостью, а эти скромные, но такие прекрасные, полевые, когда вокруг обожженная огнем земля, казались чудом. Политрук части объяснил мне, что девушки собрали этот букет по цветочку на нейтральной полосе, простреливаемой вражескими снайперами. Я расплакалась, целовала девушек, просила их не рисковать жизнью, а потом пела для них все, что они хотели».

Букеты цветов не только выражают чувства и определяют наше отношение к тому, кому они предназначаются, но и характеризуют наш вкус. При вручении букета должны приниматься во внимание личные симпатии и наклонности человека, так как у каждого есть не только свой любимый цветок, но и свой любимый цвет.

Букет из незабудок или анютиных глазок считается в Англии свадебным букетом. В Европе предпочитают дарить молодоженам однотонные букеты или букеты из семи цветов. А вот в Египте жениху и невесте их преподносят целую корзину. Традиционным цветом свадьбы является белый, хотя на белорусских свадьбах в чести пятицветный и семицветный венки, олицетворяющие собой равенство всех цветов.

Бьет невестушка поклон,

Сесть всех приглашает

И чуть слышно через стон

— Жду, подруги, от вас я веночка

Из пяти белорусских цветочков:

Из роз алых, что жарко пылают

И любовь на всю жизнь обещают.

Из кувшинок и цвета калины,

Что восславят невинность девчины,

Из лесныx голубых василечков,

Чтоб счастливыми были денечки,

К ним добавите мяты приречной,

И семейная жизнь будет вечной.

Молодым девушкам принято дарить еще не раскрывшиеся красные и розовые розы, молодой женщине — розы, гвоздики, хризантемы. Мужчинам до двадцати лет — розы, а в сорок и шестьдесят лет — гвоздики.

В Японии мужским букетом считается букет гортензий, женским — букет азалий.

Тюльпан, по преданию, раскрылся на смех ребенка, потому дарить его желательно по случаю радостных событий.

Детям лучше всего подносить этот цветок в одном экземпляре, чтобы, раскрываясь на глазах, он усиливал радостное впечатление. Рекомендуется дарить им и маленькие букетики фиалок или мимоз, в центре которых желательно ставить цветок покрупнее, а по краям — поменьше. Цветы, расположенные таким образом, будут как бы отражать, усиливать центральный цветок.

По случаю совершеннолетия, окончания школы, новоселья составляют букеты из цветов нескольких гармонирующих окрасок.

К юбилейным датам подходят букеты из хризантем, сирени, лилий, гладиолусов, роз или гвоздик.

Не рекомендуется приносить в больничныe покои только белые цветы, которые будут усиливать белизну больничной палаты. Нежелательно дарить и одни красные, которые станут контрастировать с белым цветом окружающей обстановки.

Траурные букеты обычно делают из цветов темных, строгих тонов (темно-красные розы, гладиолусы, георгины).

Число цветов в букете должно быть нечетным: из трех, пяти или семи растений. В Прибалтике же принято дарить один цветок. Но букеты, предназначенные для усопших, составляются, как правило, из четного числа.

По улице цветы следует нести в бумажной или целлофановой обертке, но перед вручением их из обертки вынимают, берут в левую руку, а правую освобождают для приветствия.

Человек, принимающий цветы, должен выразить слова благодарности, порадоваться цветам, дать полюбоваться ими другим и затем поставить на видное место.

Если букет предназначается для декорирования помещения, форма и величина его должны сочетаться с формой и величиной комнаты, окраской ее стен, меблировкой и освещением. В светлых помещениях рекомендуется ставить цветы темных колеров, в менее освещенных — белые, желтые или розовые.

При сервировке стола цветы ставят посредине обеденного стола в низкой или широкой вазе, которая должна гармонировать с посудой. Керамическая ваза не подойдет к тонкому фарфоровому сервизу, и, наоборот, изящная хрустальная ваза будет спорить с тяжелой глиняной посудой.

Букет для стола должен быть не выше пятнадцати сантиметров, чтобы при общении собеседники могли видеть друг друга — более высокие цветы уместны лишь в том случае, если стол стоит у стены.

Для торжественного стола подходят розы, гвоздики и тюльпаны ярких тонов. В зале заседаний предпочтительнее большие букеты. Однако на письменном столе рабочего кабинета достаточно нескольких цветов с ажурной зеленью.

В букете, предназначенном для середины стола, цветы располагаются таким образом, чтобы они красиво смотрелись со всех сторон. При этом учитываются и необходимые пропорции: цветы в высокой вазе должны быть в полтора раза выше ее, а в низкой — в полтора раза выше ее ширины.

Эти закономерности касаются цветов темных тонов. Растения же со светлыми цветами и букеты из сухих цветов должны быть выше вазы в два-три раза.

Ваза должна подчеркивать естественную красоту растений. Так, ландыши прекрасны в низкой вазе из прозрачного стекла; пионы, сирень, флоксы, жасмин — в больших широких; а гладиолусы, дельфиниумы, наперстянка с длинными соцветиями хороши в высоких вазах.

Веточка цветущей черемухи требует керамической посуды. Дельфиниумам и гладиолусам также подходят керамические вазы, однако гвоздики и розы лучше поместить в вазу из хрусталя.

Ромашка и гербера хорошо смотрятся в белых фарфоровых или в стеклянных сосудах.

Стройная высокая ваза уместна для вытянутого букета, высокая широкогорлая — для букета одностороннего.

Располагая цветы в вазах, нужно следить за тем, чтобы каждый цветок оставался самим собой и согласовывался с другими. Цветы более темных оттенков обычно располагают в нижней части букета, а цветы светлых тонов и ажурные веточки — в верхней.

Составить хороший букет все равно, что наладить добрую песню.

Глава III. Цветочные часы и барометры погоды

Умейте понимать цветочные часы,

Часы лугов, степей и огородов.

Цветочные часы вас смогут известить

О времени на всех земных широтах.

Наблюдения за цветами показали, что их жизнедеятельность подчинена определенным биоритмам. И наиболее отчетливо суточные биоритмы проявляются у цветов, имеющих яркие и крупные лепестки. Цветы таких растений раскрываются и закрываются в определенное время суток. Эту способность растений давно приметили люди. Еще в Древней Греции и Риме на цветниках высаживали специальные растения, которые открывали и закрывали венчики в разное время дня и как бы определяли время.

Известный ботаник XVIII века Карл Линней, долгое время изучая цветы, установил закономерность раскрытия их венчиков и создал своеобразные цветочные часы. Эти часы были в городе Упсале в Швеции. Циферблат часов был разбит на ряд секторов, в каждом из которых высаживался строго определенный вид растений, какие специально подбирались по времени своего раскрытия. В течение солнечного дня ботанические часы безошибочно шли: каждый час раскрывало цветки какое-нибудь одно растение, за ним другое, и так до наступления сумерек.

Попробуйте совершить прогулку по летнему лугу еще затемно, когда только-только забрезжит рассвет, и вы увидите, что самым первым растением раскроется желтый козлобородник, его лепестки вспыхнут между тремя и пятью часами утра. За ним проснется голубой цикорий, запорхают алые крылышки мака, появятся солнечные шарики одуванчиков и осота огородного.

Чуть позднее вспыхнет красно-розовым цветом куст шиповника. К шести часам проснутся голубые поля льна, бело-фиолетовыми цветами заколышется картофельное поле, лучиками замелькают россыпи ястребинок, красными угольками рассыплется полевая гвоздика.

В восьмом часу всплывет и расправит лепестки белая водяная лилия, а к девяти, когда солнце затопит светом все вокруг, раскроют нежные лепестки лесная кисличка, смолевки и торичники на лугах, а в садах ноготки и коричневые бархатцы.

В пять маки зори льют

По капелькам росы.

В шесть озаряет день

Льна голубой цветок.

Фиалка вспыхнет в семь.

В восьмом часу — вьюнок.

К середине дня луг запестрит разнообразными красками раскрывшихся цветов, а после полудня цветы, раскрывшиеся раньше других, начнут засыпать.

Первым закроет свой венчик козлобородник. За ним одуванчики, ворсистые ястребинки, осоты, лютики и торичник. После пяти часов уйдет под воду водяная лилия, сделается зеленым поле льна, а земля под растениями покроется опавшими голубыми лепестками. Но вплоть до захода солнца можно любоваться цветами шиповника и смолевки.

Однако есть цветы, которые раскрываются только к ночи.

К примеру, нильский лотос распускается лишь в двадцать часов вечера. После захода солнца начинает благоухать ночная фиалка. С наступлением сумерек широко раскрывает белоснежные венчики дрема и белый душистый табак. Звездочками мелькают их цветы в темноте, разливая душистый аромат и привлекая бабочек-опылителей. Вспыхивают искорками никтерии. При дневном свете они стоят как бы в тени с закрытыми венчиками, белоснежная внутренняя сторона их днем прикрывается фиолетово-коричневыми лепестками, и только на ночь раскрывается цветок во всем своем великолепии.

Почти все ночные цветы имеют белую окраску и очень сильный приятный запах. Это объясняется тем, что только белые цветы видны ночью насекомым-опылителям средь темной зелени травы. Сильный же аромат направляет насекомых по верному пути.

Следовательно, «пробуждение» и «сон» цветов в определенное время дня и ночи есть не что иное, как приспособление растений к насекомым-опылителям.

Однако большую ошибку сделает тот, кто передоверится цветочным часам. Время они показывают лишь в безоблачный солнечный день, а в пасмурные дни и перед переменой погоды или не раскрываются вовсе, или закрываются слишком рано.

Это обстоятельство люди постарались изучить и обнаружили среди цветов свыше четырехсот «барометров». Так, уроженка тропических лесов монстера предсказывает осадки за сутки. Если воздух перенасыщен водяными парами, листья монстеры выделяют столько влаги, что она стекает каплями, предупреждая о приближении дождя.

Цветы желтой акации и жимолости в ожидании дождя выделяют обилие нектара, запах которого привлекает пчел, и они целыми роями кружат над кустами. По их жужжанию можно предугадать приближение дождя. Зато в погожие дни и перед сухой погодой выделение нектара акацией и жимолостью сведено до минимума.

Не раскрываются в сырую погоду цветы осота, льна и одуванчика. Цветы мальвы свертываются и поникают. Перед долгим ненастьем опускает свои тройчатые листочки клевер.

Но есть растения – предсказатели и сухой погоды. Так, папоротник в преддверии зноя скручивает листья, тем самым защищая себя от перерасхода воды.

Глава IV. Праздники цветов

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Мир цветов таинствен и чудесен. Тысячи видов их еще украшают нашу планету, и ярчайшим проявлением любви к ним разных народов издавна являлись праздники цветов. Этим праздникам тысячи лет.

Древние греки отмечали праздники гиацинтов и лилий, на которых девушка в образе Афродиты переезжала из храма в храм в перламутровой колеснице, запряженной белыми голубями, ее сопровождали почитатели, украшенные цветочными венками и гирляндами.

В Англии устраивали праздники в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов; во Франции – в честь розы и фиалки; в наше время особенно ярко отмечаются праздники роз в Болгарии, фиалок в Германии. В середине мая проходит фестиваль тюльпанов в американском городе Холенд, заселенном потомками голландских эмигрантов.

До сих пор во всей красоте и неповторимости сохранился праздник Лиго в странах Прибалтики, который устраивается в ознаменование начала лета и окончания весенне-полевых работ, когда украшенные цветами юноши и девушки после веселых танцев у ночного костра, прыжков через огонь и других состязаний встречают восход солнца на берегах рек и озер.

У славян тоже был праздник раз в году, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к загадочным поискам кладов в таинственном темном лесу. Этим праздником был знаменитый Иван Купала, который в некоторых местах назывался еще и Иваном Травником Его проводили в разгар летнего равноденствия, в ночь с шестого на седьмое июля. Из цветов плелись венки и гирлянды, а кульминационным моментом был поиск в ночном лесу таинственного огнецвета — цветка папоротника, который, по легенде, расцветал только в эту единственную ночь. Кому доводилось найти этот цветок, становился богатым и счастливым до конца своей жизни.

Было это весной 1147 года. Крестьянки в цветных сарафанах и высоких кокошниках по наказу боярина Степана Ивановича Кучки с песнями вышли в луга за цветами. Нужно было собрать семь снопов цветов по семи цветам радуги и, помимо того, связать «велик сноп изо всех един».

На холме, что высился над Москвой-рекой и устьем Неглинки, беседовали боярин Кучка с суздальским князем Юрием Владимировичем Долгоруким. С высоты холма им виднелся дом боярина на краю Кучкова поля и сбегающие к нему села: Воробьево, Высоцкое, Кудрино и Сущево.

Внимательно обозрел князь окрестности, перекинулся веселой шуткой с боярином, а летописец донес до нас следующее:

— Князь Юрий, взыде на гору и обозре с нее очима своими семо и овами (туда и сюда), по обе стороны Москвы-реки и за Неглинкою, возлюби села оные и повеле вскоре сделати град мал, древян и нарече его Москва-град.

К приглашению другу и союзнику князю Святославу Олеговичу Новгород-Северскому князь писал: «Приди ко мне, брате, в Москов, волю поделитеся думами».

Для этой встречи и собирали крестьянки цветы. В красном снопе пылали волчник, тысячеголов и пурпуровые яснотки; в оранжевом пламенели донники, жарки, бессмертники и рыжики; желтый отсвечивал калужницей, проломником, чистотелом, одуванчиками и лютиками; зеленый состоял из вязилей, щитовника, кочедыжника, страценика и хвощей; голубой- из незабудок, ириса и люпина; синий был из медуницы, фиолетовый из фиалок, дикого горошка и раскидистых колокольчиков, а восьмой, объединяющий сноп, сочетал в себе все цвета и олицетворял равенство каждого.

Близились сумерки. В прохладной тишине лишь ветер колыхал густые кроны столетних сосен, да в глубине темного бора возникали и замирали лесные шорохи. Они становились отчетливей, перерастали в звуки,- это приблизилась лихая конница дружины князя Святослава Новгород-Северского. На лесистом холме около полноводной Москвы-реки спешился князь и с радостными объятиями пошел навстречу Юрию Долгорукому.

Место встречи князей позднее назовут Сретенскими воротами, но все это будет потом, а пока. загудели костры, освещая высокие снопы цветов.

До рассвета длился пир. Сын Святослава одарил хозяина шкурой барса, князь Юрий дал «обед силен» Святославовой дружине.

Шумно отпраздновав встречу, друзья обменялись подарками, и князь Юрий, вскинув длань, призвал к тишине:

— Други, на сем месте буде Москов-град. Волю зреть его всем друголюбным. Волю дружинам седлати коней, дабы разбросать окрест цветы — буде Москов-град на цветах всхожен».

Поднялись русичи в седла и рассеяли по окрестностям цветы. На месте этого посева и взошла Москва, которой суждено будет стать одним из великих городов мира.

Цветы растут везде. И если они достойны стихов, песен, легенд и преданий, то они не менее достойны того, чтобы в их честь отмечались праздники.

Всю жизнь цветы не оставляют нас.

Прелестные наследники природы –

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят.

Они нам продлевают время встреч,

Откладывают время расставанья.

Мы души и сердца должны беречь

От хищных рук, от зла и прозябанья.

Любая мысль возвышенной мечты

Тогда лишь перельется в ликованье,

Когда пред нею склонятся цветы,

Посредники живого пониманья.

Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, о преумножении естественных богатств Ибо, по словам Жана Дорста, выдающегося эколога современности: «Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее просто за то, что она прекрасна».

Источник

Adblock
detector