Меню

Конспект урока по биологии 6 класс строение цветка соцветия



План-конспект урока биологии в 6 классе на тему «Цветок, его строение и значение. Соцветия».
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

План-конспект урока биологии в 6 классе на тему «Цветок, его строение и значение. Соцветия».

Скачать:

Вложение Размер
Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему «Цветок, его строение и значение. Соцветия». 158.77 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии в 6 классе

Тема: Цветок, его строение и значение. Соцветия.

Цель: формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения

Образовательные: 1) изучить особенности строения цветка, раскрыть биологическое значение его частей – пестика и тычинок

2) рассмотреть многообразие цветков

Развивающие: 1) продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы с учебником, с дополнительной литературой

2) развивать у учащихся внимательность, умение делать выводы, обобщать, находить сходство и различия

Воспитательные: 1) раскрыть эстетическую ценность цветков

2) показать необходимость бережного отношения и охраны растений

3) воспитывать любовь к природе

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, лабораторная работа

Приёмы деятельности: актуализация знаний учащихся, выполнение лабораторной работы «Строение цветка» — проводится в демонстрационном варианте, организация беседы, опережающие творческие задания, обобщение изученного на уроке

Межпредметные связи: литература, ИЗО, музыка, математика, история

II) Организация внимания

Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всём школьном курсе…

Вы сейчас, немного подумав, должны решить проблему нашего урока. Какую тему мы будем изучать?

Загадка: На высоком холме стоит вишнёвый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зелёных зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки. О каком замке идёт речь? Как называются все части замка ?

— Правильно, СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать…

III) Повторение д/з

Но прежде, чем начать изучение нового материала, сейчас мы вспомним, какие органы цветкового растения мы уже с вами изучили?

  • Стебель — часть побега, выносящая листья к свету, на нем находятся боковые побеги, цветы, плоды.
  • Корень — орган растения, с помощью которого растение укрепляется в почве и получает воду с растворенными в ней питательными веществами.
  • Древесина — основная часть стебля, состоящая из сосудов и механических волокон.
  • Сердцевина — центральная часть стебля, образована клетками основной ткани, запасает в себе питательные вещества.
  • Луб — внутренняя часть коры, по нему перемещаются органические вещества.
  • Почка – зачаточный побег.
  • Лист – орган цветкового растения, участвует в процессе фотосинтеза.

Ответьте на вопросы :

  • Какие органы растений вы знаете ? (корень, побег, цветок, плод с семенами)
  • Из чего состоит побег? (из стебля, листьев и почек)
  • Для чего нужен стебель? (он выносит листья к свету, на нем находятся боковые побеги, цветы, плоды)
  • Какие побеги вы знаете? (цепляющийся, ползучий, вьющийся, прямостоячий)
  • Чем листовая почка отличается от цветочной? (размерами и формой, цветочная (генеративная) почка содержит зачатки цветков, а листовая (вегетативная) — зачатки будущего стебля и листьев)
  • Из каких частей состоит лист ? (из листовой пластины и черешка).
  • Какие листья называются простыми? Приведите примеры. (состоящие из одной листовой пластины — березовый, осиновый)
  • Какие листья называются сложными? Приведите примеры .( сост. Из 2и более листовых пластин клубника, рябина)
  • У всех ли листьев есть прилистники? (не у всех).

(Дети называют по очереди органы цветкового растения и дают им определения)

IV) Изучение нового материала

Они прекраснее всего,

Что нам даёт природа на Земле,

Но дар её бесценный,

Для всех искусств цветок –

— Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов. Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.

Цветы возникли еще задолго до появления человечества. Но цветок у растений появился совсем не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И всё же при виде цветков мы восхищаемся их красотой…

— Кто же знает, что такое цветок? (дети отвечают)

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветок развивается из генеративной почки. Но как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка…

Цветок имеет главные и второстепенные органы. Главные органы цветка – пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение.

Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. Пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях — цветоножках. Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе , на котором размещаются все части цветка. У некоторых цветков этих органов нет. И цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка.

Далее расположены чашелистики, которые вместе составляют чашечку. Цветок также обычно состоит из венчика, образованного из лепестков.

ВЕНЧИК + ЧАШЕЧКА = ОКОЛОЦВЕТНИК

У многих растений (лилия, тюльпан) все листочки околоцветника одинаковые (нет чашечки или венчика).

Околоцветник, у которого нельзя выделить чашечку или венчик называется простым , а в котором есть чашечка и венчик называется двойным.

Околоцветник защищает главные части цветка, тычинки и пестик.

Цветок, у которого есть и тычинки и пестик, называется обоеполыми (картофель), если цветок имеет только тычинки или только пестик, то такой цветок называется однополым (береза) . Существуют также и бесполые цветы. У них не развиваются органы полового размножения (тычинки и пестик). К таким относятся: подсолнечник и василёк.

У огурца , тыквы , а также кукурузы , ольхи, орешника, дуба однополые пестичные и тычиночные цветки находятся на одном и том же растении. Такие растения называют однодомными . Но есть растения (тополь, осина, хмель, ива , крапива ) , у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных экземплярах. Их называют двудомными . Так, у тополя весной мужские деревья пылят – рассыпают пыльцу, а позже, летом, женские деревья разбрасывают белый пух – летучие семена растения.

Вместе по лугу идём

Не спешим, не отстаём…

Вот выходим мы на луг

Тысячи цветов вокруг

Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер

Расстилается ковёр и направо, и налево,

Что нарвать цветы в веночек, наклоняйтесь до носочков

Раз цветок, два цветок,

А потом сплетем венок…

Снова мы идем по лугу,

А вокруг так интересно!

Отдохнуть пора дружок,

Мы присядем на лужок!

— Ребята, только что мы с вами нарвали цветов и сплели девочкам веночки на голову. Как вы думаете, сколько вы сорвали цветов на один венок? Примерно 32 — 34… в нашем классе 3 девочки. Сколько цветков они сорвали для своих венков? (96 — 100)

— А какие последствия нашего восторга от сплетенных венков ожидают целую природу?

Цветок –это одно из самых прекрасных явлений природы. Это одно из самых ярких проявлений жизни на Земле. Великий сказочник Г.Х.Андерсен писал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Цветы сопровождают нас всю жизнь: мы украшаем ими свой дом, дарим их в торжественных случаях, да даже просто они поднимают нам настроение. Но мало, кто из вас задумывался о том, что за время существования человечества наша планета потеряла более 50 % своего растительного покрова. Сотни видов растений, цветов исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения.

Красная книга – список редких и находящихся на грани исчезновения животных, растений и грибов.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья:

И при всём честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе –

Но со знанием и умом!

Интересные факты о цветах – рекордсменах.

  1. Самый большой цветок на земле – это Раффлезия арнольди, в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг., его запах напоминает запах гниющего мяса.
  2. У орхидеи цветок цветёт от 45-50 дней
  3. У лотоса амазонского цветок цветёт полчаса
  4. Самый красивый цветок считается у кактуса «Царица ночи», цветёт 2 часа, но запах прекрасней не бывает
  5. 1 раз в 150 лет цветет пуйя раймондии, обитатель Анд, после цветения погибает.

Растения из Красной книги.

Вот сколько много нового и интересного мы узнали о цветке и о его строении.

Источник

Строение цветка и соцветия
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Раскрыть биологическое значение главных частей цветка, соцветия; рассмотреть строение и функции частей цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений показать родство цветковых растений. Развивать коммуникативные навыки, уверенности в себе, познавательной самостоятельности, усвоение новых понятий. Воспитывать бережное отношение к живой природе, способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
urok_na_temu_stroenie_cvetka_i_socvetiya.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии

в 6 классе на тему

«Строение цветка и соцветия»

З а д а ч и у р о к а

Образовательные — раскрыть биологическое значение главных частей цветка и

— рассмотреть строение и функции частей цветка;

— на основе установления сходства в строении цветков

различных растений показать родство цветковых растений.

Развивающие — развивать коммуникативные навыки, уверенности в себе,

познавательной самостоятельности, усвоение новых понятий.

Воспитательные — воспитывать бережное отношение к живой природе;

способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Методы: словесные, наглядно-образные.

Формы работы: индивидуальные, фронтальные.

Вид урока: традиционный

Оборудование: таблица, репродукции цветов — слайды, схемы, перфокарты

П л а н у р о к а

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала.
  3. Изучение нового материала.
  1. Репродуктивный орган растения – цветок.
  2. Особенности строения околоцветника, их значение в жизни растений
  3. Главные части цветка, особенности строения, функции.
  4. Соцветия, их отличия от одиночных цветков.

5. Домашнее задание: стр. 40,43, вопросы.

*Цветы в легендах и преданиях.

Повторения домашнего задания.

1. Вегетативные органы растения? Корень и побег

2. Из каких частей состоит цветок? Стебель, лист, почка

3. Каково значение корня? Якорь, насос, склад

4. Типы корневой системы? Стержневая, мочковатая

5. Виды корней? Главный, боковые, придаточные

6. Значение стебля для растения? Опора, связь, запас веществ

7. Значение листьев? Фотосинтез, дыхание, испарение

8. Строение листа? Листовая пластинка, черешок

9. Расположение листьев и почек? Очередное, супротивное, мутовчатое

10. Разновидности листьев? Простые и сложные

11. Виды почек? Листовые и цветочные

12. Жилкование листьев? Дуговое, параллельное, сетчатое

13Репродуктивный орган растения? Цветок

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в полисады и жилища

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенной и чище.

Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсон говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.

Каждый из нас имеет любимый цветок. Это может быть роза, хризантема, незабудка, ромашка. И у каждого из нас возникают различные ассоциации, вопросы, когда мы смотрим на цветы.(слайды цветов)

. Какие это вопросы?

— Зачем цветок рождается таким красивым, если его все равно сорвут?

— Почему они разные?

— Как ухаживать для получения таких цветов?

— Почему у цветов именно такая форма и строение?

Вопросов и ассоциаций возникает много, но мы сегодня остановимся на морфологическом строения цветка. Вопросы, касающиеся нравственности, эстетики, агротехники мы пока оставим.

Цветы необычайно разнообразны, но есть набор структур общий для всех цветов.

Нарисуйте в своей тетради цветок. (задание в тетрадь) Когда рисуем, воображаем, вспоминаем любой цветок мы изображаем яркую часть цветка – это околоцветник (вспомогательная часть). Но в центре цветка расположен главная части – это тычинка и пестик. Это и есть цветок.

Главные части вспомогательные — околоцветник

Тычинка – мужская часть, состоит из тычиночной нити и пыльника. Именно в пыльниках происходит образование пыльцы. Совокупность всех тычинок называется андроцеем, графически обозначается знаком . Количество тычинок у цветов различна ( у шиповника их насчитывается 100).

В центре цветка находится пестик, может быть один или несколько, женская часть. Называется геницеем и графически обозначается . В строение выделят 3 части: рыльце – верхняя часть, столбик – узкая часть, завязь – нижняя расширенная, наиболее важная часть завязи – семязачаток. Именно в завязи после опыления и оплодотворения образуются семена и плоды. Количество тычинок и пестиков различно, но одинаково у растений одного семейства.

Цветы содержащие, и тычинки, и пестики называются обоеполые, которые преобладают среди растений (это такие растения – тюльпан, гладиолус).

. Мы все знаем растение огурцы? Что мы можем сказать про цветы это растения?

Есть цветы пустые — тычиночные (это мужские) и есть пестичные (это женские)

Такие цветы называют раздельнополыми (кукуруза). Раздельнополые цветы могут располагаться на одном растении это однодомные растения (кукуруза, огурцы), если в разных растениях это двудомные растения (тополь, ива).

Главные части цветка находятся под защитой околоцветника. Самая заметная часть – венчик или лепестки. Лепестки служат для привлечения насекомых опылителей. У некоторых растений лепестки мелкие, а других крупные.

. В чем отличие лепестков в цветке этих растений? (демонстрация рисунков)

Лепестки по отдельности или сросшиеся у цветков. Венчик может быть сростнолепестным или раздельнолепестным.

Венчик окружен чашечкой или иначе чашелистиками, которые служат для защиты, особенно в состоянии бутона, которые бывают сростнолистные и раздельнолистные (демонстрация рисунков).

. В чем отличие этих цветов? (демонстрация рисунков тюльпана и розы)

У тюльпана нет чашелистиков, а у розы есть чашелистики.

Околоцветник, имеющий венчик и чашечку называется двойным, а состоящий только из венчика называется простым.

Все части цветка тычинка, пестик, венчик, чашечка располагаются на цветоложе, на осевой части цветка. Большинство цветков развиваются на цветоножке, которая является продолжением стебля. Некоторые цветы не имеющие цветоножку называются сидячими (растение подорожник).

Главные части Вспомогательные – околоцветник

тычинка пестик венчик чашечка цветоложе

цветоножка

тычиночная нить рыльце

пыльник столбик лепестки чашелистик видоизмененный

завязь стебель

сростно- сростно-

образование образование раздельно- раздельно-

пыльцы плодов, семян лепестный листный

защита тычинок и пестика

приспособление к опылению

Изобретя цветок — растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации.

Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в соцветия. Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечение насекомых – опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием. Если цветы расположены на главной оси, такие соцветия называются простыми. Простые соцветия более разнообразны:

Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях то есть на осях второго и третьего порядка:

Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма).

Итак, мы изучили морфологическое строение и функции частей цветка. Сейчас вы должны выполнить задания в индивидуальных карточках.

Правильно соедините стрелками слова правой и левой части.

Главные части чашелистик

Пестик пестик, тычинка

Тычинка тычиночная нить

Правильно подбери ответы из перечня 1 – 10 и занесите в таблицу значком «+».

Источник

Читайте также:  Он еще называется детский цветок