Меню

Литература 5 класс урок каменный цветок бажова



«П.П.Бажов. Каменный цветок». Тема искусства и труда в сказе»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок литературы в 5 классе по сказу П.П. Бажова

Скачать:

Вложение Размер
kamennyy_tsvetok.odt 18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»

Урок закрепления изученного материала

«П.П.Бажов. Каменный цветок ». Тема искусства и труда в сказе»

По учебнику Г.С. Меркина

Подготовила Куксова Олеся Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Тема: « П.П.Бажов «Каменный цветок». Тема искусства и труда в сказе» (2-й урок).

Учитель Куксова О.А.

Цель: продолжение знакомства с творчеством П.П.Бажова, с его сказом «Каменный цветок»; формирование умения работать над текстом произведения, давать характеристику героев; развитие устной речь уч-ся; воспитание любви к труду.

Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;

Воспитательная – воспитывать культуру общения;воспитывать в себе чувство любви к природе, уважение к талантливым людям — хранителям красоты.

Предметные умения : знать содержание сказа, уметь определять позицию автора произведения, выделять проблемы, соотносить позицию автора со своей позицией.

Личностные : формировать интерес к изучению литературы; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью, способность осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать.

Регулятивные : уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, сверяясь с целью.

Коммуникативные: строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою.

Познавательные: находить достоверную информацию из текста для решения учебной задачи, уметь устанавливать причинно-следственные связи на простом уровне ( используя опорные вопросы, жизненный опыт и информацию на уроке).

Основные понятия : сказ, сюжет, позиция автора, диалог

Межпредметные связи :окружающий мир, культура речи, изобразительное искусство.

Методы и педагогические технологии : объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод,музыка.

Оборудование: записи на доске, портрет П.П.Бажова, выставка книг, рисунки уч-ся к сказу, текст произведения, презентация .

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством Бажова,с его сказом «Каменный цветок. Известный литератор Федор Гладков, современник Бажова, признавался: «Его Малахитовую шкатулку» я читал и перечитывал. Это была действительно волшебная шкатулка, сделанная искусным умельцем, полная ослепительных драгоценностей, созданных сомобытным художником».

— Давайте сейчас ещё раз приоткроем эту шкатулку и полюбуемся ее драгоценностями, полистаем страницы сказа « Каменный цветок» и поговорим о его героях.(3 сл.)

2. Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.

— Чтение учащимся стихотворения на фоне музыки. (4 сл)

На дворе пурга в окно стучится.

В комнате уютно и темно,

Мне сегодня что-то вдруг

Ночь уж на дворе стоит давно.

Начинает мама тихо сказы

О Хозяйке, что живет в горе.

Вижу я Данилушку — и сразу

Ящерки мелькнули на заре.

Вижу я, как девочка Татьяна

На шкатулку новую глядит,

Как горы Хозяйка Северьяна

Заковала в древний малахит.

И от этих сказов стало снова

На душе так чисто и светло.

В дальний домик дедушки Бажова

На Урал меня перенесло!

— Сказы П.П. Бажова ярки и живописны. (5 сл)
И такое цветовое богатство не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала. Но главное богатство Урала – его люди. Все они великие труженики, умельцы. Во многом благодаря Бажову стали известны имена крепостных мастеров – камнерезов, сумевших постичь душу камня, вдохнуть жизнь в мертвую горную породу. Об уральских умельцах нам расскажут ученики нашего класса.

Чтение стихотворения учеником.(6 сл)

Известно людям с давних пор –
Так нужно ль сомневаться?-
Что в глубине Уральских гор
Сокровища таятся.
Но самоцветных всех камней,
Как радуга горящих,
Сказанья древние ценней
О людях настоящих,
О старых русских мастерах,
Об их тяжелой доле,
Волшебных золотых руках,
Закованных неволей.

— Ученический проект на тему: «Уральские мастера»

— Перед нами сказ Бажова об уральских мастерах, о людях талантливых, (7сл) трудолюбивых. Но перед тем, как перейти к непосредственной работе с текстом, к работе над образами героев, вспомним отличия сказа от сказки.

— Ученический проект на тему «Отличие сказа от сказки».

  • 3. Этап закрепления новых знаний.
  1. Работа над языком сказа

(8 сл)- Бажов ценил полноту и естественность русской речи. Образом и источником, художественного мастерства было для Бажова устное народное творчество. Бажов не раз говорил о себе как о писателе, «работающем в фольклоре». Речь автора богата такими художественными средствами, как пословицы, поговорки, фразеологизмы, эпитеты, диалектные слова, устаревшие слова, слова с диалектными морфемами и с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксом — то. Охарактеризуйте речь героев,что необычного мы видим? Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания букашки, работы над заказной чашей и своей, каменного цветка, творческих мучений Данилы, встречи с Медной горы Хозяйкой).

— От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать.

( Услышали они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо .)

  1. Работа над образом героя

(9сл)- Обратимся к главному герою сказа –Даниле.

1.Чем Данила отличается от других детей? Расскажите о жизни Данилки.

Вывод: даже имея талант, необходимо много учиться и работать, чтобы стать настоящим мастером своего дела.

Найдите примеры в тексте.

(10 сл)2. Как жилось у Данилыча? Как и в чем проявляется его мастерство?

(11сл)3. Как меняется образ Данилы? (портретная характеристика)

4. Как раскрывается в сказе талант Данилы,его душа художника?

— (12сл)5. Почему Даниле не нравится чаша?

— (13сл)6. Что ищет в лесу?

  1. Просмотр эпизода фильма «Каменный цветок» (14 сл)

— Ребята, посмотрим эпизод фильма «Каменный цветок» и ответим на вопрос — Зачем Данила хочет посмотреть на каменный цветок?

  1. Образ Хозяйки Медной Горы(15 сл)

— Портретная характеристика, образ.

(16сл)- Почему она не хочет показывать Даниле цветок? А показывает ли?

  1. Инсценировка «Хозяйка показывает каменный цветок».(17-18 сл)
  2. Почему Данил разбил свою чащу, но не тронул барскую?(19 сл)

( « Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недоволен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастерство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подражать природе, но копия получалась гораздо хуже оригинала)

— Итак, в чем же заключается смысл сказа «Каменный цветок?»

( Желание сделать чашу, похожую на живой цветок, изменило жизнь Данилы. Сказочный образ каменного цветка символизирует красоту материала и творческий полет мысли мастера, который должен вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог ему понять, в чем заключается истинная сила. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка мастерства.)

  1. Ученический проект « Каменный цветок» в искусстве».
  2. Письмо к герою.
  3. Иллюстрации к произведению.
  4. Чтение собственного стихотворения учащимися.
  • 4 . Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Сказ «Каменный цветок» заканчивается тем, что Данилушка неожиданно уходит из дома неизвестно куда. Нам очень интересно, что же дальше случилось с мастером. А вот об этом вы узнаете, прочитав два других сказа П. П. Бажова — «Горный мастер» и «Хрупкая веточка».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Действующие лица Прокопыч– горный мастер.Данило– ученик Прокопыча.Катя– невеста Данила.Медной горы Хозяйка.Приказчик.Вихориха– бабка-знахарка.Автор.

В презентации даётся сравнительный анализ сказа П.П. Бажова «Каменный цветок» и сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке». Выполнила ученица 5б класса Фатнёва Дарья.

Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, про.

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс: 5Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Викторина по сказу П. Бажова «Каменный цветок». Презентация создана с использованием технологического приёма «Анимированная сорбонка»Можно использовать на уроке литературы и во внеклассной работе по л.

Статья на тему:»«Воспитание интереса к творчеству П.П. Бажова на примере изучения сказа «Каменный цветок»» позволит молодому педагогу провести один или несколько уроков, наполненных интересной информа.

Тест по сказу Павла Петровича Бажова «Каменный цветок&quot.

Источник

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. П.П.Бажов. Сказ «Каменный цветок»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства)

Скачать:

Вложение Размер
p.p.bazhov_kamennyy_tsvetok.docx 28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

П.П.Бажов .Сказ «Каменный цветок» — 5 часов, 2-й урок

Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства)

Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать отличительные признаки сказа.

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог; сказ.

Окружающий мир, речь и культура речи.

Методическое пособие, наглядный материал, учебник

Урок открытия нового знания.

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Цель. Включение в деят-ть

Приветствие. Включение в деятельность – задание –«Дыхание»

Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс

Мотивация к учебной деятельности

Цель – определение содержательных рамок урока

Проверка Домашнего задания.

Читаются слова некоторых героев из текста «Каменный цветок» либо описание героев, учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова, либо чьё это описание. (стр. 206 –«сиротка был этот парнишечко…», стр. 207 «что только из тебя выйдет, Данилко. », стр.208 – «На мой взгляд, дедушка….», стр.209 «…Разулся, котомку свою под голову…», стр. 211 «Ну-ко, покажи, чему тебя мастер научил», стр. 423-214 «Глаз у него верный, рука смелая…», стр. 219 «Ну что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша…»

Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке?

Применяя ранее полученные знания, определяют , кто говорит реплики, к какому герою подходит описпние.

Предполагают, что будем говорить о Даниле-мастере, умелец из народа.

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

1 . Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

III. Актуализа-ция и углубление изученного

Цель –актуализация знаний

1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о П.П.Бажове.

Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного.

  • Какие события жизни Бажова помогли ему стать автором сказов?
  • Что такое сказ? Чем отличается он от сказки?
  • Как учился П. Бажов и каким образом получил он доступ к сокровищам библиотеки?
  • Какие сказители тебе известны?

2. Вспомните отличительные признаки СКАЗА

3. Определение структуры текста

4. Определение рамок структуры текста сказа «Каменный цветок»

Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы

Реальные события, герои, место, где происходит действие

Завязка, кульминация, развязка

Называют по содержанию текста.

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Работа с текстом

Цель -развитие читательских умений.

Беседа по содержанию сказа «Каменный цветок».

  • Что удивило или, может быть, даже поразило во время чтения сказа? Что показалось необычным или непривычным?
  • Где происходят события сказа? Каких героев можно назвать главными? Кто из героев сказа вызывает добрые чувства? Почему?
  • О чем рассказывает «Каменный цветок»?
  • Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделанную на заказ? Что мучило его?

— Как вы думаете, чего не хватало Даниле? Может быть, он был недостаточно талантлив? Как раскрывается в сказе талантливость мастера, его душа художника?

— Как же Даниле удалось стать настоящим мастером? Покажи на примерах, что жизнь не баловала Данилку. Как удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика? Благодаря кому и чему?

( Удивляет то, что встреча с волшебством происходит в обычной жизни горняцкого поселка, с простыми людьми, такими как мастер Данило. Бажов приблизил сказку к были, придал ей достоверность .)

(« Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недоволен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастерство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подражать природе, но копия получалась гораздо хуже оригинала.)

(Конечно, Данило был очень талантлив! Ребята вспомнят или найдут в тексте, как Данило еще ребенком интуитивно чувствовал красоту камня, как помог Прокопьичу узор придумать, а когда приказчик велел показать, чему его научили, то старый мастер даже ахнул: «Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я тебя еще и вовсе не учил ». А Данило отвечал: «Сам же показывал да рассказывал, а я примечал ». Тяга у него была к малахитовому делу! Работал Данило быстро, с удовольствием, так, как можно заниматься только любимым делом, не зная ни сна, ни покоя. Он был очень трудолюбив. Но «горным мастером» — учеником Медной горы Хозяйки — мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать свое произведение искусства. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка. Должен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом говорит Даниле Хозяйка горы: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу». Вот поэтому и уничтожает Данило свою чашу, которая стала для него воплощением бескрылости, отсутствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли.

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .

1. Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

Цель – зафиксировать новые знания

Составление рассказа о жизни Данилки.

Вывод: даже имея талант, необходимо много учиться и работать, чтобы стать настоящим мастером своего дела.

Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о жизни Данилки

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству;

1. Формирование навыков речевой деятельности

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VI. Самостоятельная работа спо тексту

Цель – тренировать способность к самоконтролю

Работа над языком сказа, особенностями речи героев.

— Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания букашки, работы над заказной чашей и своей, каменного цветка, творческих мучений Данилы, встречи с Медной горы Хозяйкой).

— От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать.

— Почему же сказ называется «Каменный цветок», а не «Данило-мастер», например, ведь главным героем является он? А что если убрать из сказки историю о каменном цветке и оставить рассказ о мастере, о его других талантливых работах, представить, что он благополучно женился на Кате, и стали они жить-поживать да добра наживать? Какое название подошло бы этому рассказу? Конечно, « Данило-мастер». Какую же мысль вложил Бажов в сказ, дав ему название «Каменный цветок»?

Выполняют в парах

(Услышали они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо.)

( Желание сделать чашу, похожую на живой цветок, изменило жизнь Данилы. Сказочный образ каменного цветка символизирует красоту материала и творческий полет мысли мастера, который должен вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог ему понять, в чем заключается истинная сила мастерства.)

1. Освоение способов совместной деятельности

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VII. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

  1. Устное рисование «каменного цветка».
  2. Чем заканчивается сказ? Что же дальше случилось с мастером. А вот об этом они узнают, прочитав два других сказа П. П. Бажова — «Горный мастер» и «Хрупкая веточка».

Выполняют задание устно.

Сказ «Каменный цветок» заканчивается тем, что Данилушка неожиданно уходит из дома неизвестно куда.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание.

Прочитать сказы «Горный мастер» и «Хрупкая веточка», нарисовать или описать картины, которые возникли в воображении после прочтения.

Индивидуальные задания: найти эпизоды, в которых появляется Медной горы Хозяйка; рассказать о жизни Данилы-мастера, включив в рассказ чтение или пересказ отрывков из сказов, используя пояснения из задания 2-3 («Наедине со сказами, прочитанными самостоятельно», с. 222).

Источник

Читайте также:  Цветок с соцветием сердечки
Adblock
detector