Меню

Органы цветковых растений 6 класс конспекты

Конспект урока в 6-м классе по теме «Органы цветкового растения. Корень»

Разделы: Биология

Цели:

образовательная – раскрыть понятие «орган», выяснить особенности строения и значение корня в жизни растения, познакомиться с видами корней и их функциями;

развивающая – развивать умения сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, работать с рисунками учебника, гербариями, применять теоретические знания для решения практических задач;

воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, таблицы: «Семейство Крестоцветные. Редька дикая», «Развитие проростков со стержневой корневой системой», «Развитие проростков с мочковатой корневой системой», «Внутреннее строение корня», «Видоизменения корней», рисунки учебника на стр. 38,39 (автор Н.И. Сонин, 2006 г.), комнатные растения для пересадки, цветочный горшок, почва, песок, дренаж.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План изучения нового материала:

  1. Органы цветкового растения
  2. Корень и его функции.
  3. Виды корней.
  4. Типы корневых систем.
  5. Видоизменения корней, их значение в жизни растений.
  6. Зоны корня.

Ход урока

1. Органы цветкового растения.

Как вы думаете, какие растения называют цветковыми? (Цветковыми называются растения, которые цветут хотя бы раз в жизни).
Эта группа растений не только самая многочисленная (их около 250 тыс. видов) и наиболее часто встречающаяся, но и, что для нас более важно сейчас, именно у цветковых растений мы можем увидеть все органы, встречающиеся и у других групп растений.
Определимся с понятием «орган». Что, по Вашему мнению, называют органом?
Ребята чаще всего называют отдельные характеристики органа: часть организма, выполняет определенную работу (функцию), расположен в определенном месте, имеет характерное строение. Находим в учебнике (с. 38), как переводится слово «орган» с греческого языка. Затем с помощью учителя учащиеся формулируют общее определение и записывают его в тетрадь.
Орган (от греч. «органон» — орудие, инструмент) – это часть организма, имеющая определенное строение, расположение и выполняющая определенные функции.
В определении мы указали, что каждому органу присущи определенные функции в организме. А какие функции характерны для живых организмов (вспоминаем признаки живого)?

Схема составляется в ходе работы с рисунком на с. 38 учебника и таблицей «Семейство Крестоцветные. Редька дикая».

2. Корень и его функции.

Сформулируйте определение корня, исходя из составленной нами схемы.

Корень — это вегетативный орган растения.

Давайте подробнее познакомимся с его функциями. Прежде всего, внимательно послушайте стихотворение:

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
(В. Жак)

Почему растение не может жить без корня? Ребята высказывают предположения о функциях корня и пытаются доказать свои утверждения. Если они затрудняются, учитель задает наводящие вопросы. Параллельно ведутся записи в тетради.

  1. Закрепление растения в почве.
  2. Поглощение из почвы неорганических веществ.
  3. Дыхание.
  4. Запасание веществ.
  5. Взаимодействие с другими организмами.
  6. Участие в размножении.
  7. Образование некоторых веществ.

3. Виды корней.

Все ли корни растения одинаковы? Найдите на рисунке на стр. 38 какие виды корней выделяют? Чем они отличаются?
Один ученик у доски, а остальные в тетрадях выполняют задание:
Соедините стрелками начало и конец фразы, чтобы получились верные утверждения.

Как влияет окучивание на развитие корневой системы?

4. Типы корневых систем (лабораторная работа).

Все корни растения образуют его корневую систему.

Работа с гербариями растений:

  1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений.
  2. Растения со сходными корневыми системами объедините в группы. На основании чего Вы выделили группы?
  3. В учебнике на стр. 39 найдите названия выделенных вами типов корневых систем. Почему их так назвали?
  4. Заполните таблицу:

Тип корневой системы

Особенности строения
(рисунок с подписями)

Чем растению выгодна стержневая корневая система? В чем преимущества мочковатой корневой системы?

4. Видоизменения корней.

Рассмотрите на рисунке (с. 39) различные видоизменения корней. Предположите, зачем нужны растению такие корни?

5. Зоны корня.

Корни бывают трех видов. Какие? Объединяются в различные корневые системы. Какие? Могут видоизменяться и даже располагаться не только в почве, но и в воде (у ряски), и в воздухе (у орхидей). Как же отличить корень от других органов растения?
В учебнике на с. 42 найдите описание строения корня и ответьте на вопросы, записанные на доске:

  1. Какие зоны выделяют в корне?
  2. На основании чего они выделены?
  3. Почему зоны носят такие названия?

Зачем при пикировке рассады отщипывают кончить главного корня?

Домашнее задание: изучить раздел 6 на с. 38 и 42, рассмотреть рисунки, устно ответить на вопросы 1-4 на с. 45. Составить план ответа на вопрос: как люди применяют знания о строении, развитии и жизни корней при выращивании культурных растений?

Закрепление изученного.

Два ученика выполняют индивидуальное задание: пересадить комнатное растение в новую почву таким образом, чтобы как можно меньше повредить корни и создать для жизни корней наиболее благоприятные условия. По окончании работы они должны выступить перед ребятами с рекомендациями по пересадке комнатных растений.
В это время проводится фронтальная беседа с остальными учащимися по вопросам:

  1. По каким признакам органы отличаются друг от друга?
  2. У растений суши общая поверхность корней превышает поверхность надземных органов примерно в 150 раз. Какое это имеет значение в жизни растения?
  3. От участка побега, срезанного и поставленного в воду, отрасли корни. К какому виду корней они относятся? Если посадить этот побег в почву, какого корня у него никогда не будет? Почему? Какой тип корневой системы будет у этого растения?
  4. Почему в плотной почве, где питательные вещества расположены вплотную к корневым волоскам, растения растут хуже?

Источник

Конспект урока на тему — «Органы цветковых растений» 6 класс.
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Конспект урока — Органы цветковых растений на примере Портулака крупноцветкового.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока для 6 класса- органы цветковых растений. 23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ботанике Ахтямовой Ю. Ю.

Тема: Органы цветковых растений

Цель урока: ознакомиться с органами цветковых растений на примере портулака крупноцветкового

  1. Образовательные: ознакомиться с органами цветковых растений и с функциями, которые они выполняют.
  2. Воспитательные: воспитать в детях бережное отношение к природе.
  3. Развивающие: развить в детях умение работать с учебником, текстом; умение обобщать и делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и методические приемы:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение);
  • наглядные (учебная литература, рисунки, таблицы).

Оборудование: таблицы, учебник, рисунки учебника, компьютер, проектор, презентация.

Н. И. Сонин. Биология. 6 кл. Живой организм: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Дрофа, 2000.

Пасечник В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2002.

М. Б. Беркинблит. Биология. 6 кл. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.

Дети садятся за парты. Жду, когда они успокоятся. Потом произношу «Здравствуйте! Садитесь».

  1. Проверка домашнего задания.

Цель: выяснение качества знаний учащихся по теме: «Ткани растений и животных».

  • На прошлом уроке мы изучили тему: «Ткани растений и животных». Чтобы выяснить, как вы усвоили тему, я проведу устную проверку.

III. Изучение нового материала.

  • Теперь открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему «Органы цветковых растений».

Потом начинаю свой рассказ:

  • Растение это целостный организм. У растений как и у животных имеются органы. Все органы растения имеют клеточное строение и связаны между собой. Нарушение строения и жизнедеятельности отражается на других. Например, повреждение корневой системы приведет к нарушению минерального питания растений. Растение не может жить, если его органы не работают. Сегодня мы изучим тему «Органы цветковых растений».
  • Ребята, какие органы вы знаете у растений?
  • цветок, стебель, листья, корни.
  • Молодцы, ребята. Сейчас запишем определение «орган». Орган – это часть тела растения, состоящая из нескольких типов клеток выполняющая определенные функции. Рассмотрим особенности строения цветкового растения – портулака крупноцветкового. К цветковым – а это самая многочисленная и распространенная на Земле группа зеленых растений (250 тыс. видов) – относятся растения, имеющие цветок, из которого после отцветания образуется плод с семенами.
  • Я немного расскажу вам об этом растении. Портулак крупноцветковый родом из Южной Америки, часто выращивают как декоративное растение, большей частью на откосах и каменистых участках; имеются сорта с крупными, нередко махровыми цветками разной окраски (красные, желтые и др.), но без запаха. Растение крепиться к почве с помощью корня. Он, как якорь, прочно удерживает его, и редкой буре удается повалить растение, а тем более вырвать с корнем. Многочисленные разветвления корня образуют корневую систему. В ней различают главные, придаточные и боковые корни. Корневые системы бывают стрежневыми – с хорошо развитым главным корнем и мочковатыми – с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем. Мощная корневая система не только удерживает растение в почве, но и поглощает из нее воду и растворенные в ней питательные вещества.
  • Некоторые растения, живущие на бедном кислородом почвах (например, тропические мангровые деревья), образуют дыхательные корни, которые развиваются из подземных боковых корней, поднимаются над водой или почвой вертикально вверх и снабжают подземные части растения воздухом. У других растений (например, тропического баньяна) корни – подпорки. Растения со слабым стеблем с помощью корней – прицепок поднимаются вверх по стенам, стволам растений – соседей.
  • Ребята, какую функцию выполняет корневая система растения?
  • Корневая система удерживает растение в почве и поглощает из нее воду и растворенные в ней питательные вещества.
  • Другим важным органом растения является побег. Он состоит из стебля, листьев и почек. Стебель выносит листья к свету, на нем располагаются почки, развивающиеся побеги, цветки и плоды. Стебли у портулака сочные, светло-зеленого окраса, к которому примешивается красноватый оттенок. Они стелются по земле, укрывая ее, словно коврик. Листья, как и стебли, сочные, зеленовато-серые, очередные, мелкие. Лист занимает на стебле боковое положение и обычно состоит из листовой пластинки, которая крепиться к стеблю с помощью черешка.
  • У многих растений листья лишены выраженного черешка – такие листья называются сидячими. Нижняя часть называется его основанием, а выросты черешка – прилистниками. Однако не все растения имеют прилистники (сирень, ландыш) и черешки (лён, элодея, гвоздика). Различаются листья и количеством листовых пластинок на черешке. Так, листья березы, липы имеют по одной листовой пластинке – это простые листья. У листьев рябины, акации, шиповника на черешке по нескольку листовых пластинок – это сложные листья. В листе происходят сложные процессы дыхания, образование питательных веществ, испарение воды. У некоторых растений листья видоизменяются и выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса – защитную, усики гороха – опорную: они удерживают тонкий стебель растения в вертикальном положении.
  • Ребята, какие функции выполняют листья?
  • В листьях происходят сложные процессы дыхания, образование питательных веществ, испарение воды.
  • Почка – это зачаточный побег. Различают листовые и цветочные почки. В листовых заключены зачатки будущего стебля и листьев, а в цветочных еще зачатки цветка или цветков. Цветок у большинства растений – самая яркая и заметная его часть. Обычно он состоит из венчика, образованного лепестками – сросшимися или раздельными. У большинства растений венчик окружен чашелистиками, образующих чашечку. Она так же может быть сростнолистной или раздельнолистной. Цветки у портулака мелкие, обоеполые, насекомоопыляемые (иногда самоопыляющиеся), одиночные или в пазушных пучках.
  • Цветки выполняют функцию полового размножения. Главная часть цветка – пестики окружающие ее тычинки. Они располагаются в центре цветка. Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. Из завязи после опыления и оплодотворения развиваются плод и семена. В тычинках образуется пыльца. Количество пестиков и тычинок в цветках разных растений различно, но тычинок всегда больше. Все части цветка располагаются на цветоложе, которое у большинства растений является расширенной частью цветоножки. Цветки на побеге редко расположены поодиночке, как, например, у тюльпана или нарцисса. Обычно они собраны в группы, как у клевера, груши, астры, кукурузы. Такую группу цветков называют соцветием.
  • Ребята, какие функции выполняют цветки?
  • Цветки выполняют функцию полового размножения.
  • Молодцы, ребята! Плоды у растений, как и их цветки, очень разнообразны, как по форме и размерам, так и по окраске, количеству семян и многим другим признакам. Стенка плода – околоплодник образованна разросшимися и видоизменными стенками завязи. Семена, заключенные внутри плода, развиваются из семязачатков, расположены в завязи. Основная функция плода – это защита семян и их распространение. Снаружи семя покрыто толстой семенной кожурой. Она защищает внутренние части семени от высыхания и механических повреждений. Под кожурой находиться зародыш – маленькое растеньице. Он состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей. Семядоли – это первые листья зародыша.
  • Ребята, какие функцию выполняет плод ?
  • Плод выполняет питательную и защитную функции.
  • Теперь открывайте учебник на странице 41 и выпишите, какие растения называются однодольными, а какие двудольные с примерами.
  • Молодцы ребята! Органы цветковых растений делятся на: вегетативные (от латинского «вегетативус» — растительный) и репродуктивные (от латинского «репродуктио» — воспроизведение). К вегетативным органам цветкового растения относятся: корни и побеги, а к репродуктивным органам: цветы и плоды.

IV. Закрепление изученного материала.

  • Мы изучили тему «Органы цветковых растений». А теперь повторим пройденную тему. Открываем на учебник на странице 44.Укажите какие утверждения верны.
  • Выберите один правильный ответ из предложенных:
  • Цветковые растения имеют:

а) корень и побег;

б) корень, побег, цветки, плоды с семенами;

в) побег, цветки, плоды с семенами.

а) удерживает растение в почве;

б) удерживает растение в почве и обеспечивает поступление в него воды и питательных веществ;

в) удерживает растение в почве и обеспечивает поступление в него воды и питательных веществ, служит местом запасания питательных веществ.

Главной частью цветка являются:

а) пестик и лепестки;

б) венчик и тычинки;

в) тычинки и пестик.

Зародыш растения состоит из:

а) почечки и семядолей;

б) зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей;

в) зародышевого корешка, стебелька и почечки.

V. Домашнее задание.

После подвожу итоги урока. И задаю домашнее задание.

  • Все молодцы, все хорошо поработали! Домашнее задание на доске — § 6 на пересказ и ответить на вопросы на странице 45.
  • На этом всё. Урок окончен. До свидания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект может быть использован на уроках обобщения по теме «Органы цветкового растения».

Конспект урока «Органы цветкового растения&quot.

Презентация послужит хорошим подспорьем для проведения обобщающего урока по биологии в 6 классе по теме: Органы цветковых растений.Перемещаясь от стации Корешки до станции Дачная учащиеся получают зад.

План1. Орг. момент.

Обобщающий урок по теме «Органы цветкового растения».

Конспект урока по биологии по теме » Органы дыхания.Строение.Значение дыхания» в 8 классе. Основные цели и задачи урока, краткое изложение материала,закрепление, домашнее задание.

Источник

Урок обобщения на тему: Органы цветковых растений.6 класс.Автор Н.И.Сонин
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Урок обобщения на тему: Органы цветковых растений.6 класс.Автор Н.И.Сонин

Скачать:

Вложение Размер
Урок обобщения на тему: Органы цветковых растений.6 класс.Автор Н.И.Сонин 30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения на тему: Органы цветковых растений.

Цели:- раскрытие основных понятий о корне как органе растения; характеристика основных признаков корня; особенности строения и значения в жизни растений; применение теоретических знаний на практике и различие корневых систем; формирование умений сравнивать и делать выводы; работать с учебником, рабочей тетрадью; воспитание бережливого отношения к природе.

Задачи: — познакомить учащихся с органами цветкового растения: корнем, стеблем, листом, цветком, плодом, семенем, побегом;

— выяснить их роль в жизни растения;

— познакомить обучающихся со способами размножения и использованием этих способов для размножения культурных растений.

— продолжить развивать умения и навыки в самостоятельной работе с книгой, с натуральными объектами, с дополнительной литературой;

— совершенствовать умения и навыки в составлении схем, таблиц.
— воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе, научить их ценить прекрасное.

Оборудование: гербарные образцы, таблицы, рисунки растений со стержневой и мочковатой корневой системами (например: пастушья сумка, дикая редька, пшеница, овес и др.); таблицы «Типы корневых систем», «Внутреннее строение корня или зоны корня», «Видоизменение корней»; таблицы и схемы на доске, рисунки учебника.

  1. Организация класса. (Проверка готовности обучающихся к уроку, отсутствующих; постановка цели урока)
  2. Актуализация знаний.

Ребята, мы с вами закончили раздел «Органы цветковых растений». О чем он вам говорит?Цветковое растение – живой организм. Как и все живое – это сложная система, которая состоит из определенных компонентов –клеток, тканей и органов.

— Из чего состоят организмы?

Ответ: из клеток.

— Как называют группу сходных по строению, объединённых выполнением общей работы (функции), клеток и межклеточное вещество, связывающее клетки?

— что образуется из тканей?

-что такое орган?

Органы нужны растению, чтобы осуществлять процессы жизнедеятельности. Каждый орган имеет определенное строение и выполняет свойственные только ему функции. Если орган перестанет функционировать, погибнет все растение.

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним об органах растений, их многообразии и значении.

— Какие органы растения вам известны?

Ответ: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.

Давайте распределим эти органы на две группы

Генеративные-цветок,плод,семя
Прослушаем сказку «Два братца» (дети заранее приготовили сценку).

Сказка «Два братца»

Ведущая (девочка): Жили были два братца: корень и стебель. Они тесно были cвязаны между собой, но никогда не виделись, т.к. каждый из них жил в своем царстве и заняты были каждый своим делом.

Стебель (мальчик): Я живу со своим семейством в царстве «Солнца» и очень привязан ко всем членам своей семьи. С большой любовью отношусь к почкам листьев, бутонам цветка, плодам с семенами. Все лето я о них заботился, поил, кормил. Но пришла осень, последний лист упал на землю, а это значит, что я славно потрудился, можно зиму отдохнуть.

Корень (мальчик): Я же корень, живу со своим семейством в царстве «Тьмы». Летом я своими корявыми руками – путами, как насосом вытягиваю из почвы воду и минеральные вещества. Но не для себя, мне много не надо. Я отсылаю этот питательный раствор к стеблю, который сам распределяет между членами своей семьи. Но стебель в свою очередь передает мне органические вещества в землю, которые я откладываю про запас. А еще я своими корявыми руками укрепляю стебель в почве и прямо удерживаю его в течение всей жизни.

Ведущая (девочка): Но корень никогда не отдыхает: ни зимой, ни летом. А его непрерывные работы повлияли на его характер. Поэтому корень всегда угрюм, сер и коряв.

Учитель: На основании прослушанной сказки можно определите функции и значение корня ,стебля и других органов.

Давайте распознаем органы.

Органы цветкового растения

Работа, которую он выполняет

  1. Подземная часть
  2. растения;
  3. Толстые или тонкие;
  4. Глубоко уходят в почву
  5. или в верхних слоях.
  6. Укрепляет растение
  7. в почве;
  8. Прочно удерживает его;
  9. Поглощает из почвы воду и минеральные соли.

Травы – тонкий, мягкий, зелёный.

  1. Поднимает над землёй и выносит к свету листья;
  2. Движется вода с
  3. минеральными солями к листьям, цветкам.
  1. Образуются органические вещества;
  2. Выделяют кислород.

По строению и по форме разнообразны, красивы, имеют запах.

Бывает крупное и мелкое

С запасом питательных веществ

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается.

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, не приметен

Под землею корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

а) А теперь немного помечтаем. Представим себе, что мы не просто ученики, вы сотрудники и косультанты научно-исследовательского института, которые изучают цветковое растение. Наш научно-исследовательский институт имеет следующие лаборатории:

1.корня 2.стебля 3.листа 4.цветка 5. плода и семени.

Я как руководитель института дала лабораториям задания.

1) лаборатория корня.

— Как располагаются корни у растений, живущих в лесах, в горах, в песчаной пустыне?

1. У растений, живущих в различных местах, корни располагаются по-разному. Это помогает растению добывать необходимое количество влаги и растворённые в ней минеральные вещества.

2. У большинства лесных великанов корни идут в глубину. А у горных растений они проникают во все толщи скал, во все щели в камнях. Проникнув туда и разрастаясь, корни постепенно расширяют трещины, разрушают скалы.

3. А как укрепиться растению в песчаной пустыне? Вместо земли там сыпучий песок. Течёт этот песок между пальцами, как вода, и носится по пустыне, подгоняемый ветром. Сегодня его жёлтые сухие волны здесь, а завтра передвинулись в другое место.

4. В пустыне Каракумы у растения аристиды корни разрастаются в разные стороны почти на 10 м, они во много раз превышают небольшую надземную часть растения.

Корни не только длинные, но и покрыты как бы толстым и эластичным чехлом, который защищает их от жары и засухи. Если ветры выдувают песок, то оголённые корни не гибнут. Если песок надвигается и засыпает растение до самой верхушки, то на его стебле образуются новые, придаточные корни, а старые отмирают.

2) лаборатория стебля.

Как можно использовать естественные лесные верёвки (стебли) в хозяйственных целях (например, стебли лиан)?

1.Различная длина, толщина, крепость и гибкость лиан дают туземцам возможность употреблять их различным образом. Почти все верёвочные изделия плетутся из лиан. Некоторые лианы долго не гибнут в воде. И поэтому нередко их употребляют на канаты, бечевки для прикрепления рыболовных мережек и деревянных якорей, употребляемых на Востоке. Обшивка лодок и даже больших парусных судов часто скрепляется исключительно такими канатами.

2. При постройке более или менее сносных домов употребляются гладкие, ровные сорта лиан, которыми можно прочно, изящно и симметрично связывать балки и стропила. Такой именно способ обычен у туземцев амазонских лесов.

3. Для плетения особо прочных корзин также употребляются различные лианы. Вообще почти везде, где необходимы верёвки или цепи, жители тропических стран прибегают к помощи одной из бесчисленных естественных лесных верёвок, пользоваться которыми для различных целей научил их долгий опыт. Одни лианы нежны и гладки, другие чрезвычайно гибки, так что их можно связывать в узлы и петли; некоторые особенно хорошо сопротивляются гниению в морской воде, иные – в пресной. 4.Существуют лианы, не боящиеся огня и дыма. Иногда они пропитаны горечью, иногда по какой-нибудь другой причине их не трогают вредные насекомые. Население экваториальных лесов нередко используют лианы для постройки мостов через бурные реки. Иногда для этой цели приспосабливают растущие лианы, которые образуют прочные «зелёные мосты», построенные умелыми руками местных жителей без единого гвоздя.

3) лаборатория листа.

1.Отчего листья желтеют?

Осенью, по мере затухания деятельности листа в связи с образованием в его черешке отделяющегося слоя, в нём замедляется и в конце концов совсем прекращается образование хлорофилла. Разрушение хлорофилла под влиянием солнечного света продолжается. В результате лист теряет свою зелёную окраску, и жёлтые пигменты, не заметные до этого времени внезапно обнаруживаются.

2.Почему листья багровеют?

Осенью раскраска листьев особенно привлекательна своими тёмно-красными, багровыми тонами. Однако эти расцветки встречаются не у всех деревьев. В багрянец одеваются листья клёнов и осин; нарядную розоватую окраску принимает листва бересклета; тёмно-пурпурными становятся гирлянды дикого винограда. Наряду с этим липы, дубы и берёзы лишены красных оттенков, они заметны лишь различными жёлтыми и золотистыми тонами. Чем же обусловлен красный цвет осенних листьев? Он обусловлен особым красящим веществом – антоцианом, который чрезвычайно широко распространён в растениях. Он растворён в клеточном соке, а реже встречается в виде мелких кристаллов. Антоциан очень легко извлечь из любых красных частей растения.

4) лаборатория цветка.

Какой цветок самый большой на свете?

1. Какой цветок самый большой на свете? На этот вопрос ботаники дают вполне определённый ответ. Это цветок одной из живущих на острове Суматра раффлезий – раффлезии Арнольди, впервые найденной европейским натуралистом Арнольди в 1818 г.

2. На Суматре растёт лиана из рода циссусов. Она родственна настоящему винограду и ещё более близка тем видам дикорастущего винограда, которые разводятся у нас в садах и оплетают стены домов, веранд, беседок. Вот на этом-то суматранском циссусе, как заразиха на подсолнечнике, приспособилась жить раффлезия – растение-паразит, не имеющее ни листьев, ни стебля и состоящее из одного только громадного цветка да корней, присасывающихся к корням хозяина.

3. Неподалёку от раффлезии трудно пройти, не заметив её. Она даёт о себе знать… отвратительным зловонием. Этот запах, сходный с запахом гниющего мяса, служит ей для той же цели, что и многим душистым цветкам их тонкие приятные ароматы: раффлезия приманивает насекомых для опыления цветков, а удобнейшими для неё насекомыми являются мухи и жуки, питающиеся всякой падалью. Эти насекомые роями облепляют раффлезию и копошатся в её тычинках и пестиках. Огромные цветки раффлезии (диаметром иногда больше 1 м ) имеют пять толстых лепестков красного цвета с пятнами более бледного оттенка.

4. А какой величины семена получаются от такого цветка-великана? Оказывается, семена у раффлезии мелкие, как и семена европейских заразих. Огромнейший в растительном мире цветок вырастает из очень крошечного семени.

В могучей раффлезии, если забыть о её смрадной вони, есть своеобразная красота, но жить это растение может, только питаясь чужими соками. Название «великолепный паразит» как нельзя лучше подходит к раффлезии.

5) лаборатория плода и семени.

Как в природе распространяются плоды и семена?

1.У тополя и осины также есть парашютики – пучки волосков вокруг семян. В тополевой аллее тоже идёт «снег», когда приоткрываются с первой жарой плоды и из них высеиваются семена.

Семена и плоды многих сорных растений снабжены хохолками, пучками волосков. Летательные приспособления их очень разнообразны по своему устройству.

У многих растений семянки-летучки помещаются в корзинках, головках, коробочках. В сырую погоду они закрыты. Пучки волосков сжаты. Как только погода становится суше, корзинки или головки с семенами раскрываются.

2. Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. Всякий, кто бывал в лесу, хорошо знает этих лесных жителей и их удивительные сооружения; видели, конечно не раз, как муравьи тащат к своему муравейнику семена разных растений, например чистотела, хохлатки, чистяка, душистой фиалки.

Волоски, хохолки – парашютики семянок – быстро расправляются. Растопыриваются. Семянки благодаря этому оказываются у краёв корзинок. Ветер подхватывает их, и путешествие начинается.

Учитель: великий сказочник сказал: « Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»

Цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие тёплые костры.

Должны мы над цветами наклоняться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Не рвите цветы, не рвите!

Пусть будет нарядной Земля

А вместо букетов дарите

И ромашковые поля.

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть еще природы храм — с лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам,

Он свят в любое время суток.

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Учитель читает стих о природе

Sos спасите землю

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект может быть использован на уроках обобщения по теме «Органы цветкового растения».

Тип данного урока: игра КВН.

Презентация к конспекту урока.

В разработке урока по теме: «Органы цветковых растений. Корень» представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание, действия учителя, действия ученика. Техно.

Обобщающий урок цветоводства по теме «Органы цветкового растения» . Данный материал позволяет закрепить и обобщить знания учащихся по теме»Органы цветкового растения».

Обобщение по теме «Органы цветкового растения». урок-игра в виде Брейн-ринга.

Тема «Времена года» очень обширна по количеству лексических единиц, грамматических структур и связана с описанием видов деятельности в разное время года. Я стараюсь дать ребятам в 3 классе большую час.

Источник

Читайте также:  Что такое холодный старт для растений