Меню

План произведения каменный цветок



Как составить план к сказке П. Бажова «Каменный цветок»?

цитатный план к сказке

план для пересказа как написать

План, частично цитатный, к сказу «Каменный цветок»:

1). Приказчик по баринову указу отправляет к лучшему мастеру по малахитовому делу Прокопьичу учеников, но того ни один из них не устраивает.

2). К Пропопьичу попадает на ученичество сирота Данилка Недокормыш и оказывается толковым учеником.

3). Мастер полюбил Данилку и выучил всему, от хорошего житья Данилка поправился.

4). Приказчик решил перевести Данилу на новое место, Данила справился с заданием барина, сделал ему за срок три чаши вместо одной.

5). Барин велел вернуть Данилу мастеру и снова дал чертеж на изготовление чаши, который Данила может изменить по своему усмотрению.

6). Данилка решил изменить чертеж, чтобы улучшить чашу, но как именно, он не знал, а потому впал в думы разные и стал нездоровый, задумчивый.

7). Данила стал уходить в лес, искать каменный цветок, и, встретив Малахитницу, уговорил ее показать этот цветок.

8). Данила-мастер ломает свою чашу-цветок и исчезает в лесу.

План к сказке Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».

I. Хороший мастер каменного дела Прокопьич, да плохой учитель.

II. Знакомство с Данилкой Недокормышем.

III. Страшное наказание Даниле за пропавших коров.

IV. Хорошая жизнь Данилки у бабушки Вихорихи. Мальчик впервые услышал о каменном цветке.

V. Данилушка пришёлся по душе Прокопьичу.

VI. Данила становится мастером каменного дела.

VII. Между делом Данилушка обучился грамоте.

VIII. Данила — статный парень.

IX. Приказчик узнаёт об истинном мастерстве Данилушки.

XI. Беспокойные думы Данилы.

XII. Прокопьич подбирает своему ученику невесту. Данила соглашается, но только после окончания изготовления чаши для барина.

XIII. Барский заказ готов. Недовольство Данилы выполненной работой.

XIV.Рассказ старого мастера-дедушки о Хозяйке Медной горы, её мастерах, их изделиях и каменном цветке.

XV. Данилушка в поисках камня для своей чаши.

XVI. Данила находит нужный малахит.

XVII. Раздосадованный своей работой Данила. Подготовка к свадьбе.

XVIII. Встреча с Хозяйкой Медной горы.

XIX. Страстное желание Данилы увидеть каменный цветок.

XX. Сбылась заветная мечта мастера.

XXI. Не мил более белый свет Даниле.

XXII. Данило-мастер уничтожает своё творение и навсегда, для людей, пропадает.

К сказке П.П.Бажова «Каменный цветок» может быть такой план:

1). Прокопьича не устраивает ни один ученик.

2). Рассказ бабушки Вихорихи про Каменный цветок.

3). Попадает Данила «Недокормыш» на обучение к Прокопьичу.

4). Прокопьичу понравился Данила.

5). Заступился Прокопьич за Данилу перед приказчиком.

6). Все что не скажет приказчик — Данил выполняет.

8). Прокопьич находит невесту для Данилы.

9). Данила сделал чашу по барскому чертежу.

10). Данил по лесу гуляет и камни изучает.

11). Подготовка к свадьбе.

12). Встреча с Хозяйкой Медной горы.

13). Огромное желание Данилы увидеть Каменный цветок.

14). Мечта Данилы сбылась.

15). Сколько Катя ни старалась, а развеселить Данила не смогла.

16). Динил разламывает свою чашу и стой поры его никто найти не смог.

Очень красивый и немного трагичный сказ Бажова «Каменный цветок» можно пересказать следую такому плану:

  1. Мастер Прокопьич ищет себе учеников, но ни один его не устраивает
  2. Живет рядом Данилка Недокормыш, сирота, который работает пастухом и играет на рожке.
  3. Бабушка Вихориха рассказывает Данилке про каменный цветок, который никто не видел
  4. Данилка идет в ученики к Прокопьичу и мастер думает, что из парня будет толк
  5. Живет Данилка у Прокопьича, ремесло изучает.
  6. Поймал его однажды приказчик на пруду и наказать хотел, но Прокопьич заступился
  7. Стал приказчик Даниле всякие задания давать и со всеми Данила справлялся
  8. Тут и барин заказал Даниле чашу сделать, а тот за тот же срок три чаши сделал
  9. Приказчик хотел Данилу вообще закабалить, да барин назначил оброк маленький и с Прокопьичем оставил
  10. Стал Данила в лес ходить, да дурман-чашу мечтал сделать, чтобы всю силу камня показать
  11. Познакомился Данила с Катей, стала она его невестой, да только чаша у парня из головы не шла
  12. Голос в лесу советует Даниле поискать нужный камень у Змеиной горки
  13. Нашел там Данила хороший камень и начал его обрабатывать
  14. осенью Данила встречает на Змеиной горке Хозяйку и та ведет его в свой сад, показать каменные цветы
  15. Увидел те цветы Данила и головой тронулся, разломал свою чашу и сгинул без следа.

Источник

План рассказа Каменный цветок Бажова 5 класс

Пересказ сказки

Жил малахитовых дел мастер Прокопьич, искусной работой славился. Но был он еже стар. И решил барин, что Прокопьичу пришла пора передать свое дело ученику. Велел барин приказчику найти смышленого мальца. Но сколько бы приказчик не приводил Пропьичу учеников, все они не устраивали старого мастера. Так постепенно настала очередь двенадцатилетнему сироте Данилке идти к Прокопьичу в подмастерья. Родителей у мальчика не было и нигде применения ему не находилось. Тогда решил приказчик отправить Данилку к старому мастеру, если даже тот зашибет парнишку, то и спросить за него некому будет.

Однако Данилка сразу понравился Прокопьичу, увидел старый мастер приемника в нем. Привязался он к мальчику, стал растить как собственного сына. Выучил Прокопьич Данилку всем премудростям работы с малахитом, которыми сам владел.

Решили приказчик с барином проверить умения уже повзрослевшего Данилы. Дали задания изготовить чашу по чертежам, и срок отвели определенный. Так в тот срок юноша вместо одной три чаши сделал. Понял барин, что стал Данила хорошим мастером. Разрешил он Прокопьичу с Данилой брать столько малахита для поделок, сколько нужно будет. Барин надеялся, что теперь вдвоем они что-нибудь новенькое смогут придумать. С письмом отправил чертеж еще одной чаши и срок для работ над ней неограниченный дал.

Данила сделал новую чашу для барина, но не нравилась она ему, не было в ней жизни, одни завитушки. С разрешения приказчика решил юноша сделать еще одну, но уже по своей задумке. Вдохновением для создания новой чаши стала дураман-трава с цветком. Изготовил из камня Данила основание, а когда дошел до цветка, утратило изделие красоту. Ходил юноша по лесам, стал он искать каменный цветок, о котором ему бабушка Вихорка в детстве рассказывала. Надеялся Данила при помощи его красоту камня познать.

Отговаривал Прокопьич своего ученика от поисков цветка того. Настаивал на свадьбе с соседской девушкой-Катей, с которой Данила давно уже сосватан был. Согласился юноша со старым мастером, стал к свадьбе готовиться.

Как-то раз во время очередной прогулки у змеиной горки повстречал Данила Хозяйку Медной горы. Попросил у нее показать каменный цветок, который столько лет мечтал увидеть. Безуспешно Малахитница отговаривала молодого мастера. Сказала она, что, увидев цветок, потеряет он радость жизни. Но не отступил Данила. Тогда отвела его хозяйка в свой сад, где и рос каменный цветок. Долго любовался им молодой мастер, наглядевшись, воротился домой.

Кругом веселье, подготовка к свадьбе, а юноша не весел, лишь о цветке думает. Поздно вечером пришел он Прокопьичу, разбил свою недоделанную чашу и выбежал из избы. После этого никто Данилу не видел, люди говорили, что теперь у Хозяйки Медной горы он мастером служит.

Также читают:

Картинка к сочинению План сказки Каменный цветок Бажова

Популярные сегодня темы

Роман «Дубровский» написан в 1833 году великим русским писателем: Александром Сергеевичем Пушкиным. Издание вышло уже после смерти автора в 1841 году. Мотивом повествования служит несчастливая романтическая любовь

Повесть Л.Н. Толстого «Детство» рассказывает нам о небольшом отрезке жизни десятилетнего мальчика Николеньки Иртеньего. Своих родителей Николенька искренне любит.

Григорий Александрович Печорин – главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это типичный молодой офицер 30-х годов XIX века, который имеет достойное образование

Бим – это преданный друг, собака породы сеттер шотландский. Самое интересное, что этот пес с рождения имел нехарактерный для его породы окрас. Вся собака была белого цвета и только одно ухо – чёрное.

Самую лучшую мою подругу зовут Лена, мы учимся с ней не просто в одном классе, но даже сидим за одной партой. Внешне мы с ней очень разные.

Источник

Каменный цветок — краткое содержание для читательского дневника

Название произведения Каменный цветок
Автор Павел Бажов
Жанр Сказка
Год написания 1936

Главные герои

  • Данилко Недокормыш — скромный парень лет 12, ставший великим мастером
  • Прокопьич — мастер по каменному делу и учитель Данилки
  • Приказчик — человек, служивший барину
  • Хозяйка Медной горы — мифическая женщина
  • Катя — невеста Данилки

Сюжет произведения

Прокопьич – знаменитый мастер каменных дел, искусно работавший с малахитом. Не любил он учеников брать, да и бежали от него все. Однажды направил приказчик от барина скромного юношу в ученики к Прокопьичу. Не отличаясь физическим здоровьем, парень был талантлив и умён. Со временем строгий Прокопьич стал относиться к Данилке, как к сыну.

Барин давал самые сложные заказы Данило-мастеру, а парень без устали стоял у станка, создавая настоящие произведения искусства. Принялся Данилка делать чашу неподражаемой сложности и красоты по заказу барина. Не нравился ему эскиз – хотел Данилко добиться совершенства, даже женитьбу с невестой Катей откладывал.

Однажды на Змеиной горке мастер встретил Хозяйку Медной горы. Несмотря на её предостережения, юноша взглянул на каменный цветок. С тех пор потерял Данилка покой. Он безжалостно разбил своё лучшее творение и бесследно пропал.

Источник

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. П.П.Бажов. Сказ «Каменный цветок»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства)

Скачать:

Вложение Размер
p.p.bazhov_kamennyy_tsvetok.docx 28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

П.П.Бажов .Сказ «Каменный цветок» — 5 часов, 2-й урок

Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства)

Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать отличительные признаки сказа.

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог; сказ.

Окружающий мир, речь и культура речи.

Методическое пособие, наглядный материал, учебник

Урок открытия нового знания.

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Цель. Включение в деят-ть

Приветствие. Включение в деятельность – задание –«Дыхание»

Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс

Мотивация к учебной деятельности

Цель – определение содержательных рамок урока

Проверка Домашнего задания.

Читаются слова некоторых героев из текста «Каменный цветок» либо описание героев, учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова, либо чьё это описание. (стр. 206 –«сиротка был этот парнишечко…», стр. 207 «что только из тебя выйдет, Данилко. », стр.208 – «На мой взгляд, дедушка….», стр.209 «…Разулся, котомку свою под голову…», стр. 211 «Ну-ко, покажи, чему тебя мастер научил», стр. 423-214 «Глаз у него верный, рука смелая…», стр. 219 «Ну что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша…»

Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке?

Применяя ранее полученные знания, определяют , кто говорит реплики, к какому герою подходит описпние.

Предполагают, что будем говорить о Даниле-мастере, умелец из народа.

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

1 . Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

III. Актуализа-ция и углубление изученного

Цель –актуализация знаний

1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о П.П.Бажове.

Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного.

  • Какие события жизни Бажова помогли ему стать автором сказов?
  • Что такое сказ? Чем отличается он от сказки?
  • Как учился П. Бажов и каким образом получил он доступ к сокровищам библиотеки?
  • Какие сказители тебе известны?

2. Вспомните отличительные признаки СКАЗА

3. Определение структуры текста

4. Определение рамок структуры текста сказа «Каменный цветок»

Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы

Реальные события, герои, место, где происходит действие

Завязка, кульминация, развязка

Называют по содержанию текста.

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Работа с текстом

Цель -развитие читательских умений.

Беседа по содержанию сказа «Каменный цветок».

  • Что удивило или, может быть, даже поразило во время чтения сказа? Что показалось необычным или непривычным?
  • Где происходят события сказа? Каких героев можно назвать главными? Кто из героев сказа вызывает добрые чувства? Почему?
  • О чем рассказывает «Каменный цветок»?
  • Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделанную на заказ? Что мучило его?

— Как вы думаете, чего не хватало Даниле? Может быть, он был недостаточно талантлив? Как раскрывается в сказе талантливость мастера, его душа художника?

— Как же Даниле удалось стать настоящим мастером? Покажи на примерах, что жизнь не баловала Данилку. Как удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика? Благодаря кому и чему?

( Удивляет то, что встреча с волшебством происходит в обычной жизни горняцкого поселка, с простыми людьми, такими как мастер Данило. Бажов приблизил сказку к были, придал ей достоверность .)

(« Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недоволен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастерство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подражать природе, но копия получалась гораздо хуже оригинала.)

(Конечно, Данило был очень талантлив! Ребята вспомнят или найдут в тексте, как Данило еще ребенком интуитивно чувствовал красоту камня, как помог Прокопьичу узор придумать, а когда приказчик велел показать, чему его научили, то старый мастер даже ахнул: «Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я тебя еще и вовсе не учил ». А Данило отвечал: «Сам же показывал да рассказывал, а я примечал ». Тяга у него была к малахитовому делу! Работал Данило быстро, с удовольствием, так, как можно заниматься только любимым делом, не зная ни сна, ни покоя. Он был очень трудолюбив. Но «горным мастером» — учеником Медной горы Хозяйки — мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать свое произведение искусства. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка. Должен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом говорит Даниле Хозяйка горы: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу». Вот поэтому и уничтожает Данило свою чашу, которая стала для него воплощением бескрылости, отсутствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли.

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .

1. Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

Цель – зафиксировать новые знания

Составление рассказа о жизни Данилки.

Вывод: даже имея талант, необходимо много учиться и работать, чтобы стать настоящим мастером своего дела.

Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о жизни Данилки

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству;

1. Формирование навыков речевой деятельности

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VI. Самостоятельная работа спо тексту

Цель – тренировать способность к самоконтролю

Работа над языком сказа, особенностями речи героев.

— Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания букашки, работы над заказной чашей и своей, каменного цветка, творческих мучений Данилы, встречи с Медной горы Хозяйкой).

— От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать.

— Почему же сказ называется «Каменный цветок», а не «Данило-мастер», например, ведь главным героем является он? А что если убрать из сказки историю о каменном цветке и оставить рассказ о мастере, о его других талантливых работах, представить, что он благополучно женился на Кате, и стали они жить-поживать да добра наживать? Какое название подошло бы этому рассказу? Конечно, « Данило-мастер». Какую же мысль вложил Бажов в сказ, дав ему название «Каменный цветок»?

Выполняют в парах

(Услышали они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо.)

( Желание сделать чашу, похожую на живой цветок, изменило жизнь Данилы. Сказочный образ каменного цветка символизирует красоту материала и творческий полет мысли мастера, который должен вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог ему понять, в чем заключается истинная сила мастерства.)

1. Освоение способов совместной деятельности

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VII. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

  1. Устное рисование «каменного цветка».
  2. Чем заканчивается сказ? Что же дальше случилось с мастером. А вот об этом они узнают, прочитав два других сказа П. П. Бажова — «Горный мастер» и «Хрупкая веточка».

Выполняют задание устно.

Сказ «Каменный цветок» заканчивается тем, что Данилушка неожиданно уходит из дома неизвестно куда.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание.

Прочитать сказы «Горный мастер» и «Хрупкая веточка», нарисовать или описать картины, которые возникли в воображении после прочтения.

Индивидуальные задания: найти эпизоды, в которых появляется Медной горы Хозяйка; рассказать о жизни Данилы-мастера, включив в рассказ чтение или пересказ отрывков из сказов, используя пояснения из задания 2-3 («Наедине со сказами, прочитанными самостоятельно», с. 222).

Источник

Читайте также:  Цветок оленьи рожки грибы
Adblock
detector