Меню

План тренировок дмитрий цветков спортивное ориентирование



Спортивное ориентирование. Тренировки

Физическая подготовка в ориентировании мало чем отличается от кроссовой, поэтому проблем с ней практически не возникает. Другой момент – это технические тренировки. Чтобы они были эффективными и полезными, приходится поломать голову. Каждый тренер пытается придумать что-то свое. Но есть уже несколько эффективных технический заданий, которые подойдут каждому

Зачем нужны такие тренировки?

Спортивное ориентирование не может существовать без технических тренировок. Они направлены на то, чтобы максимально подготовить ориентировщика к различным ситуациям, которые могут возникнуть на соревнованиях. Проблема в том, что невозможно подготовиться к какой-то определенной дистанции, поэтому важно знать и уметь все.

На технических тренировках важно проработать следующие моменты:

— чтение карт различных местностей;

— умение выбирать путь движение;

— проработать первые два пункта под нагрузкой, то есть во время бега.

Лучшая тренировка – это соревнования, ну или же тренировочный старт. Потому что на них не только выполняются все задачи ориентирования, но и накапливается бесценный соревновательный опыт. Но учиться ориентированию на одних только соревнованиях не получится. Ниже пойдет речь о тренировках и заданиях, которые будут очень полезны при подготовке к стартам.

Любая тренировка веселее в компании друзей!

Тренировки и задания

Разбор дистанции на ходу

Для чего

Данная тренировка по спортивному ориентированию направлена на моделирование чтения карты на соревнованиях. Причем не обязательно бежать по этой дистанции. Достаточно карты с любой дистанции.

Как выполнять

Во время обычного кросса необходимо взять с собой карту и на ходу читать ее, разбирать различные варианты движения на КП (контрольных пунктах). Необходимо стараться запоминать варианты. С каждой новой тренировкой время на запоминание уменьшать, а длину варианта увеличивать. Надо стремиться к тому, чтобы запомнить весь вариант с первого раза.

Как усложнить тренировку

Чтобы тренировка была эффективнее и интереснее можно сделать следующее:

— запоминать перегоны в обратном направлении, например, не от старта до финиша, а с финиша до старта;

— бегать с товарищем и рассказывать друг другу запомнившиеся перегоны. Можно даже устроить небольшие соревнования по тому, кто наиболее точно запомнит путь движения и пробегаемые объекты;

— когда разбор карты на кроссе будет слишком простым, можно начинать чтение карты во время скоростных тренировок.

— на тренировку надевать компас и чип. Это делается для того, чтобы спортсмен привыкал бегать именно с этими элементами инвентаря. В противном случае ориентировщику на соревнованиях будет неудобно и непривычно бежать с ними.

Рисование дистанции

Для чего

Тяжело переоценить эффективность этого задания. Оно одновременно направлено на развитие памяти, чувства масштаба и расстояния, ну и наконец, это замечательная работа над ошибками. Это намного лучше простого разбора дистанции после модельной тренировки или соревнований.

Как выполнять

Рисовать дистанцию можно в нескольких случаях:

Во время обычной технической тренировки дома или в классе. Причем от обычного срисовывания карты на лист А4 толку будет мало. Для начала необходимо выбрать вариант движения на КП, затем постараться запомнить его максимально точно, и, наконец, перенести его на бумагу с соблюдением направления, масштаба и точности расположения ориентиров.

Выполнения задания – это рисовка вариантов движения после соревнований. Если старт был утром, то вечером необходимо постараться наиболее точно, не подглядывая в карту нарисовать пути движения, которыми спортсмен двигался на соревнованиях. Если ориентировщик правильно работал с картой на старте и продумывал все пути, а не бежал наобум, то он должен помнить свои варианты наиболее точно.

Как усложнить

Единственный способ усложнить данную тренировку – это стараться запоминать больший участок карты. Так же можно ограничивать время на перерисовку варианта на бумагу.

Планирование дистанции с помощью пакета

Для чего

Многие ориентировщики вынуждены тренироваться в одиночку. Составить упражнение для спортивного ориентирования самому, и самому же его потом выполнять зачастую неэффективно, поскольку спортсмен уже знает приблизительные варианты движения на КП и правильные ответы. Это касается и разбора дистанции на ходу, и модельных тренировок. При планировании дистанции с помощью пакета или мультифоры, перегоны между КП остаются загадкой до самого начала тренировки.

Как выполнять

Для такой тренировки понадобиться обычный полиэтиленовый пакет, а лучше мультифора, карта, желательно без дистанции, и маркер или фломастер. Для начала на мультифоре рисуется случайная дистанция с КП и перегонами. Затем, непосредственно перед тренировкой, в эту мультфору вставляется карта местности. Получается, что дистанция с пакета проектируется на карту.

Читайте также:  Розы высокие с мелкими цветками

Как усложнить

Самым лучшим вариантом будет проводить подобную тренировку на местности, карта которой есть на руках у спортсмена. Даже если на ней будет старая дистанция, то в этом ничего страшного нет. В таком случае круги КП лучше рисовать побольше, чтобы в них точно была какая-нибудь точка КП.

Тренируем глазомер и чувство расстояния

Для чего

Казалось бы, любому понятно, что глазомер в ориентировании очень важен, но не многие уделяют внимание его развитию. Второй немаловажный элемент практического ориентирования – это чувство расстояния, которое спортсмен пробегает по той или иной местности. Зачастую оба этих элемента тесно взаимодействуют, но не каждый ориентировщик это осознает. Тем не менее, когда обдуманно проводить подобные тренировки и применять вышеназванные навыки, спортивное ориентирование будет даваться легче.

Как выполнять

По организации и выполнению – это очень простая, но полезная тренировка. Для нее потребуется развесить ориентиры через определенное расстояние. Например, повесить в лесу на дереве красную ленту на нулевой точке и через 50/100/150 метров. Такие маяки следует вешать в лесах, полях, парках и в городе, поскольку на различной местности восприятие расстояния различное. Это касается и леса с различной проходимостью. Во время тренировок надо обращать внимание на эти маяки и стараться запоминать расстояние между ними.

Как усложнить

Со временем маяки надо будет убрать и стараться самостоятельно определять расстояние между точками, без опоры на ленточки. Проверять себя можно с помощью GPS трекера, или же оставить плоховидимые засечки на пеньках или земле.

Идеомоторная тренировка

Для чего

Данный вид тренировок в последнее время очень бурно обсуждается ведущими спортивными специалистами. В принципе, как альтернатива отсутствию тренировок во время болезни, идеомоторная тренировка будет весьма полезна. Но как замена стандартному тренировочному процессу – ни в коем случае. Да и сами эксперты этого не отрицают. В общем, ввести в стрессовое состояние организм можно и без физической нагрузки.

Как выполнять

Во время обычного кросса, или даже лежа на диване дома, необходимо прокрутить у себя в голове свое выступление на соревнованиях. Причем следует «воспроизводить» только удачные старты. Необходимо вспомнить все до мелочей: разминку, старт, выбор пути, движение по нему, «финишную разборку», в общем буквально все. Благодаря этому, организм заново в определенной мере переживет весь тот стресс, который он испытывал на соревнованиях. Подобный эффект можно получить и просматривая выступление спортсменов на соревнованиях по телевизору.

Еще раз обратим внимание!

Данная тренировка – это лишь дополнение базового тренировочного процесса. Нельзя подготовиться к соревнованиям, просматривая спортивные передачи по телевизору. Идеомоторные тренировки по спортивному ориентированию – это лишь психологическая тренировка, которая хоть и пробуждает все системы человека, но в очень малой степени.

Заключение

Спортивное ориентирование требует от спортсмена не только физической, но и технической подготовки. Нельзя победить одними ногами, поэтому необходимо тренировать еще и голову. Чтобы провести интересное и эффективное техническое упражнение не требуется каких-то особенных знаний и инвентаря. Все необходимое можно найти прямо под рукой. Главное, чтобы было желание. Если ежедневно уделять минимум времени тренировкам и упражнениям, описанным в статье, то качество ориентирования заметно увеличится в эффективности.

Источник

Дополнительная общеобразовательная программа»Спортивное ориентирование для всех»

Государственное автономное учреждение дополнительного образования Иркутской области

«Центр развития дополнительного образования детей»

решением экспертного совета

ГАУ ДО ИО «Центр развития

дополнительного образования детей»,

«___» ____________ 2018 г.

приказом ГАУ ДО ИО «Центр

образования детей» № ______

от ________________ 2018 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»

Возраст обучающихся 12- 17 лет

Срок реализации : 6 лет

Якимчик Елена Станиславовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

г. Иркутск, 2018 г.

Информационные материалы и литература

Программа по спортивному ориентированию составлена на основе многолетней практики педагога, накопленный опыт работы с юными спортсменами, положительная динамика роста их спортивных результатов. При разработке данной программы использовалась следующая литература:

Читайте также:  Вязать цветок для пледа

Александрова Л. И. Технологии физкультурно-спортивной деятельности: спортивное ориентирование: учеб. Пособие . Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 75 с. – (Технологии физкультурно-спортивной деятельности: спортивное ориентирование: УМКД № 290-2007 / рук. творческого коллектива Л. И. Александрова).

Близневская В.С. Тренировка лыжников – ориентировщиков летом: Монография. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2001, 189 с.

Константинов Ю.С.,Глаголева О.Л,, Уроки ориентирования.— М.: ФЦДЮТиК МО РФ, 2005.

Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов – ориентировщиков, Москва, «Физкультура и спорт», 1978

Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии:

Правилами соревнований по спортивному ориентированию, утвержденными приказом Минспорттуризма России от 02 апреля 2010 года №278.

Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации, утвержденная приказом Минобразования РФ от 13 июля 1992 г. №293

Положения о Единой всероссийской спортивной квалификации, утвержденное приказом Минспорта России от 17 марта 2015г №227.

При проведении тренировочных учебных сборов, полевых лагерей, многодневных соревнований по ориентированию, туристских походов используется нормативная база детско-юношеского туризма.

Направленность (профиль) программы — физкультурно-спортивная, спортивное ориентирование.

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, ориентирована на активное приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни и носит образовательный характер

Актуальность программы заключается в том, что основное внимание сосредоточено на привлечении к занятиям спортивным ориентированием большого количества учащихся, как продолжение системы физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек в учреждениях основного и дополнительного образования. Спортивное ориентирование является поистине народным средством физического и нравственного оздоровления, духовного обогащения нации. В юношеском спорте происходит закладка и формирование здорового человека. Школьники в ходе занятий получают возможность физически окрепнуть, принять участие в спортивных соревнованиях.

Необходимость разработки данной программы обусловлена острым недостатком квалифицированных специалистов по ориентированию и недостаточной проработкой последовательности изучаемого материала в типовых программах.

Отличительные особенности программы

Образовательный процесс данной программы имеет свои специфические особенности. Они заложены уже в названии — «областная школа», т.е. учебно-тренировочный процесс направлен на обучение школьников и учащейся молодежи области. Для оптимизации обучения выбран вариант, когда педагоги школы выезжают «на местность» — в районы нашей области, где и организуется процесс обучения.

Данная методика, основанная на интенсивном «погружении» в ориентирование (3–х дневные учебно-тренировочные сборы с трех-четырехразовыми ежедневными тренировками), поэтапном обучении разным способам и приемам ориентирования (от линейного к азимутальному, рельефному и т.д.) с тренировкой-отработкой навыков чтения карты, движения по направлениям и отсчетом расстояний с постоянным контролем за овладением обучающимися базовыми навыками через тесты, позволяет за короткий период вывести начинающего спортсмена на уровень разрядника, готового не только выступать в соревнованиях, но и совершенствовать свое мастерство на основе полученных знаний и способов действий независимо от возраста, пола и квалификации. Начинающие спортсмены, прошедшие данную школу подготовки, уверенно чувствуют себя на лесных трассах.

Педагогическая целесообразность программы выражается в предоставлении возможности постичь искусство ориентирования детям из «глубинки» — девушкам и юношам из дальних районов и маленьких городов нашей области, приложить свои силы в интереснейших спортивных состязаниях, встретиться и найти новых друзей, больше узнать не только о своей малой, но и о «большой» Родине через участие в областных, всероссийских и международных соревнованиях.

Потребность в написании данной программы возникла в связи с тем, что типовая программа «Спортивное ориентирование» авторов О.А. Глагольевой и А.Д. Иванова, рецензента Константинова Ю.С. предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования, и позволяет вовлечь детей в занятия спортивным ориентированием массово, но не направлена на достижение высоких спортивных результатов.

Автором программы была разработана и апробирована методика развития интеллектуальных качеств учащихся в сочетании с физическими нагрузками на занятиях спортивным ориентированием. Применение этой методики позволило разнообразить тренировочный процесс, повысить интерес к занятиям, улучшить результаты учащихся на соревнованиях.

Программа содержит рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса спортсменов – ориентировщиков на различных этапах многолетней подготовки.

Цель и задачи программы:

создание условий для :

-воспитания физически здоровой, социально-адаптированной, всесторонне развитой личности, обладающей высокой мотивацией к познанию и творчеству;

Читайте также:  Губоцветные с голубыми цветками

— профессионального самоопределения личности.

Программа концентрирует образовательно-воспитательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:

Обучить учащихся базовым, а затем и повышенным, уровнем знаний, умений и

навыков, необходимых для занятий ориентированием;

— потребность в углублённом освоении теоретических знаний для участия в соревнованиях по ориентированию различного уровня.

— ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;

— характера, воли, чувства ответственности, целеустремлённости через преодоление трудностей;

— уважения и любви к родному краю;

— культуры поведения учащихся на примерах общения с людьми, природой.

Развивать у учащихся:

— познавательный интерес, внимание, память, логическое и образное мышление, воображение путём создания на занятиях активной познавательной атмосферы;

Способствовать физическому совершенствованию воспитанников.

Организовать активный отдых детей в период каникул.

Содействовать всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья обучающихся.

Механизм и условия реализации программы:

Программа рассчитана на учащихся в возрасте 12–18 лет.

— начальной подготовки – не менее 15 человек;

— спортивного совершенствования 1-2 год обучения – не менее 10 человек,

— «мастер – класс»- 1 год обучения – 8 человек; 2 год обучения – 8 человек.

Перевод учащихся в группы следующего этапа осуществляется при условии успешной сдачи учащимися контрольно-переводных нормативов.

Определены следующие возрастные группы:

1. возрастные группы: мальчики 12 лет, девочки 12 лет;

2. возрастные группы: мальчики 14 лет, девочки 14 лет;

3. возрастные группы: юноши 16 лет, девушки 16 лет;

4. возрастные группы: юноши до 18 лет, девушки 18 лет.

Учитывая, что по положению о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях выступают по 7 человек каждой половозрастной группы, по согласованию с личными тренерами учащихся и областного рейтинга по видам спортивного ориентирования, предложено сформировать группы:

1 группа — мальчики, девочки 14 лет:20 человек (14 человек основного состава и 6 человек резерва из младшей группы)

2 группа — юноши и девушки до 16 лет и до 18 лет: 16 человек (8 человек состава МЖ-16 и 8 человек группы МЖ-18).

срок освоения программы

Программа рассчитана на 6 летнее обучение и имеет 3 модуля:

1 модуль — начальная подготовка,

2 модуль — блок совершенствования,

3 модуль — мастер-класс

Первый модуль — начальную ступень обучения — проходят все желающие научиться ориентироваться.

Второй модуль — модуль совершенствования — постигают те, кто почувствовал интерес к ориентированию, те, кто поставил перед собой цель добиться определенного результата (например, выполнить норматив какого-либо спортивного разряда, звания). Эти ребята участвуют в городских, областных и межрегиональных соревнованиях по спортивному ориентированию.

Третий модуль — «мастер-класс» — высшая ступень школы. Его участники имеют 1 спортивный разряд или «Кандидата в мастера спорта». Они не только участвуют во Всероссийских и международных соревнования, но становятся их призерами.

Модули не соответствуют годам обучения. Так, обучение по первому модулю может длиться до 2-ух лет в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, от частоты посещения им учебных сессий школы. В то же время, одаренный ребенок уже к концу 2-го года обучения может заниматься по программе «мастер-класса». Обучение в школе круглогодичное. Включает в себя две обязательные учебные сессии в районах области, четыре выездные сессии за пределы области (по финансовым возможностям обучающихся) и участие в районных, городских, областных, межрегиональных и всероссийских соревнованиях по спортивному ориентированию.

Первый модуль предусматривает объём учебно-тренировочной нагрузки 216 часов, по 6 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия программа отводит 18 часов, на практические – 198 ч.

Второй модуль предусматривает объём учебно-тренировочной нагрузки 216 часов, по 6 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия программа отводит 14 часов, на практические 202.

Третий модуль предусматривает объём учебно-тренировочной нагрузки 216 часов, по 6 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия программа отводится 14 часов, на практические 202.

Предполагается увеличение объёма учебно-тренировочной нагрузки в каникулярное время и непосредственно перед ответственными соревнованиями, а также когда ребята направляются на соревнования различного уровня .

Учебно-тренировочный процесс рассчитан на 36 учебные недели и 6 недель – в условиях учебно — тренировочных сборов и по индивидуальным планам летних соревнований. (Таблица1)

Максимальное кол-во учебных часов в неделю

Годовая учебно-тренировочная нагрузка

Источник