Меню

Практическая работа по биологии 7 класс голосеменные растения

Голосеменные
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Данный урок составлен по программе Пасечника В.В.

Скачать:

Вложение Размер
golosemennye.doc 78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 20 Голосеменные

Цель: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения голосеменных, как высших семенных растений

  • Показать преимущество размножения семенами перед размножением спорами;
  • Изучить представителей голосеменных, произрастающих в Архангельской области;
  • Продолжить развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  • Совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами.
  • Познакомить со значением хвойных в природе и в жизни человека;
  • Таблица “Сосна обыкновенная”;
  • Коллекция шишек и семян;
  • Побеги сосны, ели, можжевельника;
  • Компьютерная презентация: слайды “ Голосеменные”;
  • Выставка предметов, сделанных на основе голосеменных растений (бумага, крема, лекарственные препараты и т.д).

Понятия: Голосеменные, хвойные, семя, мужская и женская шишка, фитонциды, живица.

Тип урока: изучение нового материала с применением информационных технологий

Практическая часть: Лабораторная работа “Изучение строения хвои и шишек голосеменных растений”.

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. На предыдущем уроке мы с вами закончили изучение споровых растений.

II. Повторение изученного.

1. На какие группы делят растения в зависимости от строения? Составьте схему.

2. В чем отличие высших растений от низших?

2. На какие отделы разделяют все растения? Заполните схему.

3. Назовите отделы растений, которые мы изучили. (Водоросли, мхи, папоротники)

4. Что общего между этими растениями? (Размножаются с помощью спор и только при наличии воды)

Выберите правильные утверждения

(если согласны с утверждением, то рисуете волну сверху, если не согласны, то волну снизу)

  1. Мхи относятся к высшим споровым растениям.
  1. Хвощи являются индикатором кислых почв.
  1. Папоротники – это высшие цветковые растения.
  1. «Олений мох» — ягель (Кладония)относится ко мхам.
  1. Хламидомонада – многоклеточная зелёная водоросль.
  1. Бурым и красным водорослям придают цвет, содержащиеся в
  1. Тело водорослей называют таллом или слоевище.
  1. Кукушкин лён вызывает заболачивание местности.
  1. Вайи – это листья папоротника
  1. Все низшие растения – одноклеточные.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

II. Изучение нового материала.

  1. Возникновение семенного размножения – важный этап в историческом развитии (эволюции) растений

Сегодня мы с вами начинаем изучать новых представителей растительного царства – ГОЛОСЕМЕННЫЕ.

ЧИСЛО ТЕМА УРОКА

Какие растения относятся к хвойным? Почему они так называются? (ОТВЕТ)

Голосеменные растения это очень древняя группа высших семенных растений. Своего расцвета они достигли около 150 млрд. лет назад, еще в девоне. Тогда они господствовали среди наземных растений нашей планеты.

Голосеменные – растения исключительно древесные формы (деревья, кустарники, лианы).

Они отличаются от высших споровых тем, что образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются. Возникновение семенного размножения – это важный этап эволюции растений.

В отличие от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищен от неблагоприятных условий окружающей среды.

У голосеменных оплодотворение не зависит от наличия воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши.

Свое название голосеменные получили потому, что их семена лежат открыто на поверхности чешуй шишек.

Из современных голосеменных наиболее известны хвойные. К ним относятся ель, сосна, пихта, можжевельник, кипарис, туя и др..

Голосеменные имеют стебель, корень, листья.

У хвойных прямостоячие стволы покрыты чешуйчатой коркой. На поперечном разрезе стебля хвойных растений видна относительно тонкая кора, затем расположен массивный древесный цилиндр и в центре стебля едва различима сердцевина.

В коре и древесине многих хвойных имеются смоляные ходы, в которых находятся эфирные масла, смолы и бальзамы. Эти вещества широко используются человеком для различных целей.

Листья большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. У некоторых видов, например у кипариса, листья – чешуйчатые.

Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковым веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Листья не опадают ежегодно (вечнозеленые), однако есть и листопадные формы (лиственница).

2. Многообразие голосеменных растений, особенности их строения.

Хвойные растения широко распространены на территории нашей страны. В Архангельской области преобладают сосны, ели, чуть реже встречаются лиственницы, сосна сибирская (кедр) и можжевельник. С которыми, мы сейчас и познакомимся.

По ходу моего рассказа о ели и сосне, вам необходимо заполнить табличку , которую я вам приготовила на листочках, которые вы вклеите дома в тетрадочки.

Сравнительная характеристика ели и сосны

Отношение к почве

Отношение к свету

Расположение хвоинок на ветке

Продолжительность жизни хвоинок

Продолжительность жизни растения

Давайте закроем глаза и на мгновение представим, что мы с вами находимся в светлом сосновом бору. Деревья высокие, стройные как колонны, а ветки остались только вблизи вершин. Как вам дышится в таком лесу. Очень хорошо, вы дышите полной грудью. Птичек много в таком лесу. Ягоды и грибы растут. Откройте глаза.

Сосна- это светолюбивое растение. Отметьте в табличке. Дерево высотой 20-40 м и диаметром ствола до 1 м с высоко поднятой, конусовидной, а затем округлой широкой кроной с горизонтально расположенными в мутовках ветвями.

Сосны не прихотливы их можно встретить на песках, на болотах, в меловых горах и даже на голых скалах, в трещинах которых они укрепляются.

У сосен растущих на плотных почвах хорошо развит главный корень, на песчаных почвах у сосны развивается главный корень и боковые корни. А на болотистых почвах у сосен плохо развит главный корень.

На ветвях сосны, располагаются чешуйчатые бурые листочки, в пазухах которых сидят очень короткие побеги. На каждом побеге развивается 2-а сизо -зеленых листа, но бывает и исключение по 3-4 шт. Хвоинки живут 2-3 года, а затем опадают с коротким побегом.

Весной на молодых ветках можно видеть маленькие шишки двух типов. Одни из них зеленовато-желтые, собраны тесными группами у основания молодых побегов – это мужские шишки.

Другие, красноватые одиночные – женские. Они находятся на вершинах молодых веток. Женские шишки растут и одревесневают. Через 2-а года из шишек высыпаются семена снабженные пленчатым выростом- крылышком, что позволяет им расселяться на большие расстояния при помощи ветра.

При благоприятных условиях сосны живут до 350-400 лет.

ЕЛЬ – теневыносливое растение, которое отличается от сосны пирамидальной формой.

В еловых лесах царит полумрак, густые кроны их смыкаются. Под деревьями нет подлеска из-за темноты. Лишь зеленые мхи, лишайники и сплошная подстилка из опавшей хвои. Ель растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлаженной почве. Главный корень развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ели довольно неустойчивы и очень часто образуют ветровалы.

Хвоинки ели одиночные, живут на ветвях 5-7 лет.

Шишки, как и у сосны 2-х видов: мужские и женские. Женские шишки фиолетово-красные или зеленоватые, появляются на концах прошлогодних побегов, торчат вертикально.

Мужские шишки, располагаются низе женских, имеют желтовато-бурую окраску.

Живет ель до 250 лет, достигая 40 метров высоты.

О лиственнице и можжевельнике мы послушаем небольшие сообщения, которые приготовили ребята.

Широко распространена в нашей стране. В Архангельской области встречается редко, в основном это одиночные деревья. Это очень светолюбивая и холодостойкая порода. Она может расти на сухих песках, каменистых и заболоченных почвах. Крона молодых лиственниц конусовидная, у старых она становится более округлой и раскидистой. Хвоинки светло-зеленые, мягкие, собраны в пучки, состоящие из 20-50 хвоинок. Лиственница это листопадная форма, она ежегодно сбрасывает осенью свою листву. Также как сосна и ель, лиственница имеет шишки 2-х видов, женские и мужские, которые отличаются по цвету. Живет до 400-500 лет, достигая 30-40 м в высоту и 2м в диаметре. Древесина лиственницы прочная и твердая, весьма устойчива к гниению. Постройки из древесины лиственницы могут сохраняться веками в хорошем состоянии.

Вечнозеленый кустарник или небольшое деревце. Растет в еловых и сосновых лесах. Хвоинки игольчатые, одиночные, длиной до полуторых сантиметров.

Чешуйки женских шишек мясистые, сочные, срастающиеся вместе, образуют шишкоягоду, созревающую два года. Можжевельник растет медленно, но зато долговечен до 2 тысяч лет.

Древесина можжевельника декоративна, используется для изготовления поделок, обладает высокой стойкостью к гниению и большой прочностью.

4. Выполнение лабораторной работы “Изучение строения хвои и шишек хвойных растений”. Открыли учебники на стр.

Цель работы: научиться различать представителей голосеменных растений по строению шишек и хвои

Оборудование: ветки сосны, ели, можжевельника, шишки.

  1. Рассмотрите хвою. Определите её форму, расположение на стебле. Измерьте длину хвои и обратите внимание на окраску.
  1. Пользуясь определителем “Признаки хвойных растений”, определите какому дереву или кустарнику, принадлежит рассматриваемая вами ветка.

Хвоинки длинные (до 5 -7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по 2 вместе…

Хвоинки короткие, жесткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку….

Хвоинки длиной до 1,5 см, с широкой белой полосой вдоль жилки, расположены мутовками по три штуки.

Источник

План-конспект урока: «Отдел Голосеменные»
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Урок по ноосферному образованию в 7 классе по теме «Голосеменные растения».

Скачать:

Вложение Размер
otdel_golosemennye.docx 21.54 КБ
golosemennye.ppt 1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Общая характеристика голосеменных растений.

1.Продолжить углубление представлений учащихся об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей общих признаков, размножения голосеменных.

2.Формирование знаний о хвойных растениях на примере представителей голосеменных.

3.Продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.

На доске: эпиграф и таблица размножения голосеменных растений.

1. Организационный момент. Здравствуйте, садитесь как можно удобнее, телефоны отключите, чтобы они нас не отвлекали. Сегодня работать буду только я, а вы будете путешествовать. -И пусть девизом нашего урока станут слова Эдуарда Багрицкого:

Все неизвестно, а пока туманы

Плывут под парусами корабля,

Там, позади, – покинутые страны,

Там, впереди, — чудесная земля!

-Давайте попробуем расшифровать наш девиз. Что означают для нас «покинутые страны»?

-Скажите, что изучено нами, и какие страны мы уже покинули?

(высшие споровые растения)

И сегодня вы путешествуете в новую тему, но…

Но сначала займемся своим здоровьем.

1) Контроль осанки: выпрямились, руки на бедрах, вращение бедрами в одну и другую сторону(по 4 раза);

2) Разрабатываем кисти рук: согнуть правую руку (левую руку) , совершаем круговые движения кистью вправо и влево(по 4 раза); а затем вращение в локте вправо и влево(по 4 раза) каждой рукой.

3. Актуализация опорных знаний.

Показ фильма о разнообразии голосеменных растений. После фильма детям задаются вопросы:

— какими жизненными формами представлены растения?

— какие листья на растениях?

-все ли растения были растениями леса?

— что вы видели на ветках между иголками?

— а что находится в шишках?

Все эти кустарники и деревья относятся к отделу Голосеменные .

И тема нашего сегодняшнего урока Голосеменные растения, их общая характеристика. Вы сегодня отправитесь в путешествие и узнаете что это за растения, как они размножаются, какие у них особенности. И мне бы хотелось, чтобы вы сейчас задумались над вопросом: Почему эти растения называются Голосеменными? (дети пытаются отвечать) Давайте отложим этот вопрос до конца урока. Когда мы изучим сегодняшнюю тему вы без проблем сможете ответить на этот вопрос.

4. Объяснение нового материала.

Итак, начинаем. (включаю музыку) Сядьте как можно удобнее. Закройте глаза. Сейчас мы с вами войдем в состояние мечты. …

Вы оказались в волшебном лесу. Здесь вы слышите голоса птиц, легкий ветерок касается вашего лица, краски леса зеленые, они успокаивают вас, уводят за собой… Станьте маленькими, погуляйте по листьям волшебного леса, прикоснитесь к цветам, вдохните их аромат…. В лесу тихо, вы идете дальше за ветром и оказываетесь среди в части леса, где растут деревья и кустарники, вместо листьев у них иголки – это хвоя. Зафиксируйте слово хвоя в своей памяти . Хвоинки покрыты толстым слоем воска, который защищает их. Это вечнозеленые растения, они никогда не сбрасывают хвою полностью, поэтому всегда зеленые. Запомните название вечнозеленые, раскрасьте это слово в своей памяти в любимый цвет. Но вот вы увидели желтые деревья – это лиственница и гинкго, они листопадные. Зафиксируйте в своей памяти слова лиственница и гинкго – это растения исключения. Все деревья в вашем волшебном лесу не образуют плодов, зафиксируйте это в своей памяти, им не нужна вода для размножения. Они однодомные, на одном и том же дереве есть мужские и женские шишки. Подул ветер и перенес пыльцу с мужских шишек на женские. Произошло опыление с помощью ветра. Зафиксируйте слово ветер в своей памяти. Пройдет время и в шишках созреют семена. Зафиксируйте в памяти слова шишки и семена, раскрасьте их, представьте в виде образов. Поблагодарите лес за то что вы так много увидели. Отпустите все образы и повторите понятия хвоя, вечнозеленые растения, лиственница и гинкго – растения исключения, отсутствие плодов, однодомные, опыление ветром семена в шишках. Проститесь с лесом. Глаза откройте. Вернитесь на урок.

5. Закрепление знаний и умений:

1) работа в тетрадях:

Нарисуйте елочку в тетради как на доске, каждую ветвь заполнить, отвечая на вопросы. Начинаем снизу.

1. В чем состоит главное отличие голосеменных растений от споровых?(размножение семенами)

2. Что такое хвоя? (листья голосеменных)

3. Растения, которые не сбрасывают листву на зиму , называют …(вечнозеленые)

4. Какие из них являются листопадными? (гинкго и лиственница)

5. Как проходит опыление голосеменных? (ветром)

6. Есть ли плоды ? (плодов нет)

7. Где развиваются семена? (в шишках)

-У кого не было ни одной ошибки? Одна или две? (выставление оценок)

Раскрасьте свои елочки.

2). Решите биологическую задачу:

В мае на экскурсии по биологии, в лужах у школы дети увидели желтый налет.

— Что это за «серный» дождь прошел? – удивились ребята?

Что им ответил учитель?

3) Практическая работа:

возьмите в руки хвою, рассмотрите ее ? Какая она? Опишите ее внешний вид? (иголки длинные, узкие толстые, воском, поэтому не испаряют влагу и зимой им не страшен мороз)

Потрите иголки? Чем они пахнут? ( хвоя способна выделять фитонциды – вещества, убивающие вредные бактерии, поэтому в хвойных лесах очень легко дышится)

6. Просмотр фильма «Размножение голосеменных».

Закрепление знаний — Работа с плакатом «размножение голосеменных» — рассказ учителя.

Плодоносить сосны начинают на 15-30 году жизни. На макушках молодых побегов сосны в мае – июне можно заметить небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки. Шишки представляют собой видоизменённый побег. Шишка состоит из стержня (или оси), на которой расположены чешуйки – видоизменённые листья. На верхней стороне каждой чешуи расположено по два семязачатка, в каждом из них образуется яйцеклетка.

Мужские шишки более мелкие, всего 1-2 см в длину, желтоватые, собраны в небольшие тесные группы. Мужские шишки расположены ниже женских на тех же или на других ветках. На нижней стороне чешуек шишки расположено по 2 пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца, из которой образуются спермии. Спермии у сосны – неподвижные клетки, без жгутиков. Каждая пылинка сосны имеет по два небольших пузырька, наполненных воздухом. Благодаря наличию этих пузырьков пыльца очень легкая и легко переносится ветром.

Пыльца разносится ветром и попадает на семязачатки, голо лежащие на чешуйках женских шишек. После опыления чешуйки смыкаются и склеиваются смолой . Внутри идет оплодотворение и образование семени. Через 1,5 года шишка сосны высыхает, трескается и семена высыпаются.

Семена голосеменных растений распространяются животными или ветром. Семена многих имеют особое пленчатое крылышко, способствующее перемещению их при помощи ветра.

При попадании семян в благоприятные условия они прорастают и дают начало новому организму.

-Посредством чего размножаются голосеменные? (Семенами).

7. Подведение итога.

А теперь ответьте мне на вопрос, который мы поставили в начале урока. Почему этот отдел растений называют Голосеменные?

(Возникновение семян – очень важный этап в эволюции растительного мира. Свое название голосеменные получили потому что их семена лежат открыто, как бы голо, и в отличие от семян покрытосеменных растений не защищены стенками плода.)

8. Домашнее задание:

Изучить параграф , ответить на вопросы в конце параграфа, составить кроссворд по теме голосеменные; подготовить сообщения о любых представителях растений, изученного отдела.

Источник

7 класс Отдел Голосеменные

Презентация к уроку по биологии в 7 классе — Голосеменные

Просмотр содержимого документа
«7 класс Отдел Голосеменные»

Сегодня на Земле господствующее положение занимают семенные растения. В отличие от мхов и папоротников, они размножаются семенами, а не спорами.

Голосеменные – более древняя группа семенных растений.

Важный результат эволюции растений – возникновение семени.

Семя имеет ряд преимуществ перед спорой.

Очень мелкие, неразличимы невооружённым глазом

Защита от внешних условий

От нескольких миллиметров до десятков сантиметров, различимы невооружённым глазом

Наличие запаса питательных веществ

Хорошо защищено плотной кожурой

Яйцеклетки у семенных растений находится в семязачатке, где происходит оплодотворение.

Мужские гаметы семенных растений – это переносимые ветром неподвижные спермии.

Поэтому для оплодотворения семенных растений капельно-жидкая среда не нужна.

Это важнейшее эволюционное приобретение способствовало широкому распространению семенных растений на Земле.

В жизненном цикле семенных растений преобладает бесполое поколение. Оно представлено растением с хорошо развитым корнем, стеблем и листьями.

У голосеменных растений на ветвях развиваются шишки – укороченные побеги.

В шишке под защитой чешуек формируются половые клетки, происходит оплодотворение и образуются семена. Располагаются семена на чешуйках шишек открыто (голо). Отсюда и название – голосеменные.

Голосеменные не образуют плодов.

К голосеменным относят около 660 видов растений. В основном это древесные формы, реже кустарники. Травянистых форм у голосеменных нет.

Хвойные включают несколько семейств, самое многочисленное из них – семейство Сосновые.

Сосна обыкновенная – светолюбивое вечнозеленое дерево высотой до 40 м.

Листья сосны – хвоинки – собраны по две на укороченном побеге. Они богаты витаминами. Хвоинки сохраняются зелеными зимой и летом в течение нескольких лет.

В связи с этим листья имеют приспособления к уменьшению испарения (узкая листовая пластинка, восковой налет, небольшое число устьиц).

В лесу корневая система сосны уходит вглубь почвы. Сосны здесь стройные и высокие.

В неблагоприятных условиях (на горных склонах, болотах) корни располагаются поверхностно. Поэтому сосны вырастают здесь низкими, с тонкими стволами.

Сосна – однодомное растение.

Весной на ветвях образуются шишки двух видов – мужские и женские .

Мужские шишки крупные, желтого цвета, располагаются у основания молодых веток группами. Состоит из оси , на которой расположены чешуйки . На нижней стороне каждой чешуйки находятся два пыльцевых мешочка , в которых созревает пыльца . В пылинках находятся спермии .

Женские шишки образуются на концах побегов. Они маленькие (около 5 мм), красноватого цвета. Состоят из оси и чешуй . На верхней стороне каждой чешуи находится по два семязачатка . Внутри семязачатков образуются яйцеклетки .

Когда пыльца попадает на семязачатки, происходит опыление . Семенные чешуи после опыления смыкаются и склеиваются смолой. Но, оплодотворение происходит только на следующий год, летом . Из зиготы развивается зародыш , а из всего семязачатка – семя .

За время созревания женские шишки из красноватых становятся зелеными, а затем бурыми, деревянистыми. Они увеличиваются в размерах в несколько раз.

Наконец, чешуи раскрываются и семена высыпаются из шишек. Происходит это еще через пол года, в конце зимы.

Семена сосны мелкие и имеют крылышко, благодаря которому распространяются с помощью ветра.

Что является важнейшим результатом эволюции?

Семейство Сосновые ( Pinaceae ) — одно из самых крупных семейств. Число видов 240 (10 родов). Распространены в умеренной и субтропической (преимущественно горы) зонах Северного полушария. Некоторые виды произрастают высоко в горах и за Полярным кругом. В Южном полушарии встречаются лишь в Индонезии и на Филиппинах. Преимущественно деревья, реже кустарники. Многие виды – основные лесообразующие породы хвойных лесов.

В семейство входит 19 родов и около 130 видов, широко распространенных как в южном, так и в северном полушарии. Из 19 родов только три включают в себя много видов (от 15 до 55) -это кипарис, каллитрис и можжевельник.

Кипарисовые — вечнозеленые деревья и кустарники. Деревья чаще всего средних размеров и низкорослые, хотя некоторые могут быть очень высокими, до 70 м высотой, со стволом, достигающим иногда 6 м в диаметре. Среди кустарниковых кипарисовых встречаются и стелющиеся формы. Листья мелкие, чешуевидные или игловидные. Микростробилы обычно одиночные. Женские шишки состоят из нескольких деревянистых, кожистых или сочных чешуй.

Среди кустарниковых кипарисовых встречаются и стелющиеся, прижатые к земле, например дальневосточная микробиота. Трахеиды кипарисовых в большинстве случаев имеют однорядную поровость. Древесинная паренхима у многих видов обильная, но у некоторых она отсутствует совершенно. Лучи большей частью однорядные, а лучевые трахеиды в большинстве случаев имеются, но обычно трудно различимы. Смоляные каналы отсутствуют, но имеются многочисленные смоляные клетки — идиобласты. В целом по анатомическому строению древесины кипарисовые во многом сходны с таксодиевыми. Листья чешуевидные или игловидные, мелкие, расположены супротивно, перекрестно-парно или в мутовках по три, редко по четыре. У многих кипарисовых листья диморфные: ювенильные — линейные или игловидные, нередко мягкие, более крупные, чем взрослые, и лучше развитые; листья, образующиеся позднее (у взрослых растений), часто мелкие, чешуевидные, налегающие друг на друга, низбегающие.

В листе имеется один проводящий пучок, под которым обычно проходит смоляной канал. Семейство кипарисовых делят на 2 подсемейства и 6 триб. Подсемейство каллитрисовых (Callitroideae) содержит 12 родов, которые распространены, за исключением тетраклиниса и калоцодруса, в южном полушарии. Подсемейство кипарисовых (Cupressoideae) состоит из 7 родов, обитающих в северном полушарии.

За исключением двух видов тисовые распространены в северном полушарии, где у семейства обширный, но разорванный ареал. Они встречаются и в Северной Америке, и в Европе, и в Азии. Геологическая история семейства начинается с юрского периода.

Тисовые — вечнозеленые деревья или кустарники. В древесине более или менее отчетливо выражены годичные слои прироста. Листья ланцетовидные или линейные, иногда на коротких (1-2 мм) черешках.

Представители семейства тисовых характерны для северного полушария. К ним относятся такие роды, как тис — Taxus, торрея — Тоrrеуа, цефалотаксус — Cephalotaxus. Тычинки их имеют 3 — 6 пыльников. Наиболее распространенным родом является тис. Его виды растут на всех континентах северного полушария. Это деревья второй величины или кустарники, с темно-зеленой мягкой хвоей длиной до 2,5 см, которая живет до 8 лет, стебли несколько ребристые, угловатость заметна и на стволах, кора тонкая, красноватая, древесина тоже красная. Ярко-красный присеменник охватывает нижнюю половину семени, которое находится как бы в сочной чашечке.

Семейство Эфедровые Семейство включает в себя 1 род Эфедра, или Хвойник (Ephedra), и более 40 видов, распространенных в крайне ксероморфных условиях (пустыни, полупустыни, горные местообитания). Эфедры — невысокие, сильноветвистые кустарники, реже древовидного облика, высотой до 6—8 м. Молодые стебли ребристые, зелёные, выполняют функцию фотосинтезирующих органов. Листья редуцированы, опадают или имеют вид чешуек, расположенных в узлах членистых побегов. Растения чаще всего двудомные, стробилы однополые, образуются по 3—4 в узлах побегов. Каждый макростробил несет 1 семяпочку, окружённую мешочкообразным покровом, который при созревании семени становится сочным, красным или оранжевым. Поэтому зрелые семена внешне напоминают ягоду, иногда именуемую степной малиной, которую используют для приготовления варенья, а само растение применяют в медицине (кузьмичева трава). В Российской Федерации и сопредельных государствах насчитывается 19 видов эфедры, распространенных в сухих степях, полупустыне и пустыне, в горах Кавказа, Средней Азии и Западной Сибири (эфедра двуколосковая — Е. distachya, эфедра хвощовая — Е. equisetina, эфедра промежуточная — Е. intermedia и др.).

В мезозое голосеменные занимали господствующее положение. Этому способствовало изменение климата, который становился все суше и холоднее. Живые свидетели того времени представители класса Саговниковые. В настоящее время сохранилось около 100 видов саговников.

Класс Саговниковые включает один порядок Саговники и одно семейство Саговниковые, объединяющие около 130 видов тропических и субтропических вечнозеленых невысоких деревьев, иногда кустовидных или эпифитных форм Юго-Восточной Азии, Средней Америки. Современные виды саговников — это остатки когда-то пышной саговниковой флоры мезозойской яры. Появились они в пермском периоде палеозоя. Они непосредственно связаны с семенными папоротниками, давшими начало двум линиям эволюции — микро- и мегафильной группам голосеменных растений. Внешне они напоминают древовидные папоротники или пальмы. Для них характерно наличие стержневого корня, типичной эустелы стебля, камбиального кольца со вторичными камбиальными элементами коры. Однако, как и у папоротников, у саговников имеется сильно развития крупноклеточная сердцевина, богатая крахмалом. Листья саговников крупные, перистораздельные, жесткие.

Саговники – двудомные растения. Оплодотворение происходит

с помощью подвижных сперматозоидов (как у папоротников).

Семена крупные, сочные, съедобные.

В стволах многих саговников накапливается крахмал, из которого местные племена изготавливают ценный продукт – саго.

В мезозое был широко распространён класс Гинкговые.

В современной флоре гинкговые представлены одним семей­ством с единственным видом — Гинкго двулопастный.

Это — красивое крупное (до 30 м) древесное растение с вееровидны­ми листьями. Оплодотворе­ние происходит посредством жгутиковых сперматозои­дов. Дошедшие до нас эк­земпляры гинкго сохрани­лись лишь около храмов в Китае и Японии.

Я все понял (а) и могу объяснить товарищу.

Я усвоил (а) тему, но объяснить не могу.

Эта тема для меня трудная.

Домашнее задание: П. 17 – учить, пересказывать

Источник

Читайте также:  Растения песчаных и супесчаных почв