Меню

Цветок по социальной психологии



Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека
материал на тему

Классификация цветов по психологическому воздействию на человека

Скачать:

Вложение Размер
tsveta.odt 20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека

  1. Стимулирующие (теплые) цвета:

— красный — побуждает к действию, волевой, жизнеутверждающий;

— оранжевый — располагает к задушевной беседе;

— желтый — способствует лучшему установлению контакта.

  1. Дезинтегрирующие (холодные) цвета:

— фиолетовый — стимулирует состояние погружения в себя;

— синий — отстраняет, создает дистанцию.

  1. Успокаивающие и уравновешивающие цвета:

— оливковый — успокаивает, смягчает;

  1. Приглушающие и подавляющие раздражение цвета:

— охра — смягчает рост раздражения;

— коричневый, землистый — стабилизирует;

— темно-коричневый — смягчает возбудимость;

— белый, серый — гасят раздражение;

— темно-серые, черно-синие, зелено-синие — изолируют и подавляют раздражение.

— розовый — вызывает нежность;

— лиловый — усиливает замкнутость и изолированность;

— серовато-голубоватый — вызывает сдержанность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов (ораторское искусство).

Цвет — это то, что нас окружает, то, что на нас воздействует, жизнь в цветном мире не безопасна. Как цвет влияет на наше самочувствие, эмоции, психическое состояние? Можно ли скорректировать поведение.

В консультации рассказывается об истории анималотерапии, её функциях и видах. Раскрывается секрет анималотерапии, а также основные формы и методы.

Летний проект с детьми второй младшей группы.

Введение в понятие «Арт-терапия». Показания к применению.Принципы. Техники. Направления.

Сказка для ребенка — это не просто вымысел, фантазия, реальность. сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольник сталкивается с такими явлениями и чувствами, ка.

Инновационная техника арт-терапии- рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей.

Источник

ПРАКТИКУМ ПО СОЦИАЛЬНОЙ психологии

Под редакцией И. С. Клециной

Москва • Санкт-Петербург — Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург • Самара ■ Новосибирск

Киев ■ Харьков ■ Минск

ББК 88.5я7 УДК 316.6(075) П69

Под ред. И. С. Клециной

Практикум по социальной психологии

Заведующий редакцией //. Алссов

Ведущий редактор /:’. Власова

Литературный редактор И. Шелковникова

Художник С Маликова

Корректоры И Рпщина, И. Тимофеева

Верстка Л. Харитонов

Под ред. И. С. Клециной

П6Э Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2008.— 256 с: ил. — (Серия «Практикум»).

Учебное пособие, незаменимое для практических занятий, подготойл*;до группой преподавателей кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцем. Издание по структуре и содержанию полностью соответствует программе курел по социальной психологии, разработанной в соответствии с образовательным государственным стандартом высшего профессионального образования для психологических и других специальностей.

Книга предназначена для студентов, изучающих дисциплину «Социальная психология», для аспирантов и магистрантов, которым необходимо проводит,*, занятия по социальной психологии, а также для преподавателей соответствующего курса.

© ООО «Питер Пресс», 2008

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни бмло форме без письменного разрешения владельцев авторских прав

ООО .Питер Пресс. 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 73, лит. А29.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2.

95 3005 — литература учебная.

Подписано в печать 07.11.07. Формат 60×90/16. Усл. п. л. 15.

Тираж 3000 экз. Заказ № 3 775.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «.Типография Правда 1906.

195299. Санкт-Петербург, Киришская ул., 2.

Тел.: (812) 531-20-00, 531-25-55

Раздел 1. Предмет и история социальной психологии 10

Социальная психология как паука (Гусева Ю. Е.) 10

Социально-психологические явления (Юркова Е. В.) . 14

Место социально]»;] психологии в системе

научного знания (Гусева Ю. Е.) 19

Предмет’ социальной психологии (Юркова Е. В.) 24

Зарубежная социальная психология: социально-психологические теории, разработанные в рамках основных теоретических ориентации

(Гусева К). Е., Сбитнева А. А.) 31

1.6. Основные направления зарубежной социальной
психологии. Контрольная работа (Румянцева II. В.) . 39

Раздел 2. Социальная психология личности 45

Социализация (Клецина И. С, Иванова Е. II.) 45

Социальная установка. Предрассудок как вид социальной установки (Смолина Т. Л., Клецина И. С.) . 59

Я-копценция личности (Сбитнева А. А.) 72

Социально-психологические характеристики личности (Клецина И. С.) 77

Личность I! социальной психологии (Гусева Ю. Е., Смолина Т. Л.) 84

Раздел 3. Социальная психология групп 91

3.1. Конформность и конформное поведение

(Сбитнева А. А.) 91

Лидерство как социально-психологический феномен (ИоссельЮ.А.) 97

Групповая дискуссия как технология принятия группового решения (Юркова Е. В.) 103

3 1. Групповая сплоченность и совместимость

(Иванова Е. II.) 111

Социальная психология конфликта (Юркова Е. В.). . 122

Этнос как большая социальная группа

(Румянцева П. В.) 133

Психология массовых движений (Румянцева 11. В.) . . . 143

Социальная психология малой группы.

Контрольная работа (Румянцева Л. В.) 151

Раздел 4. Психология общения 155

Направленность личности и общении (Поссель К). Л.) . . 155

Коммуникативная сторона общения (Иоффе Е. В.). . . . 169

Невербальная коммуникация (Сбитнева А. А.) 175

11ерцен’гпвпая сторона общения (Иоффе Е. В.) 182

Механизмы межличностного восприятия (Иоффе Е. В.) . 191

Интерактивная сторона общения (Иоффе Е. В.) 198

Раздел 5. Методы социальной психологии 211

5.1. Метод наблюдения в социальной психологии

(Клецина II. С.) 211

5.2. Метод контент анализа в социальной психологии
(Румянцева II. В.) 219

Тестовый контроль знаний по всему курсу (Клецина И. С.) . . 226

Приложение I. Программа учебной дисциплины «Социальная психология» (по направлению «Психология»)

(сост. Клецина И. С.) 233

I. Организационно-методический раздел 233

П. Содержание курса 233

Распределение часов курса по темам и видам работ. . . . 240

Форма контроля 242

V. Учебно-методическое обеспечение курса 243

Приложение II. Программа учебной дисциплины «Социальная психология» (направление «Педагогика»)

(сост. Клецина И. С.) 245

I. Организационно-методический раздел 245

II. Содержание курса 245

Ш. Распределение часов курса по темам и видам работ. . . . 252

IV. Форма контроля 253

V. Учебно-методическое обеспечение курса 254

Сведения об авторах 256

Учебное пособие по проведению практических занятии по социальной психологии является практическим руководством для преподавателей высших учебных заведений, читающих курс «Социальная психология». Качественная подготовка современного специалиста в любой отрасли знания не может быть ограничена усвоением только лишь теоретических знании -необходимым компонентом профессиональной подготовки является формирование практических умений и навыков. Поэтому в организации учебного процесса в высшей школе практические занятия являются важным и необходимым этапом подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности. Несмотря па большую востребованность, методических руководств по проведению практических занятий но социальной психологии опубликовано крайне мало. Предлагаемое читателям издание «Практикум по социальной психологии» дополняет перечень существующих пособий и вносит определенный вклад в решение проблемы внедрения активных методов обучения в процесс препо-кжапия социальной психологии в высшей школе.

Настоящее пособие подготовлено группой преподавателей кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, имеющих большой опыт в преподавании курса «Социальная психология». В процессе многолетней педагогиче-‘ кип деятельности преподаватели имели возможность опробовать приведенные в пособии формы работы и практические задания в разных | | удепчееких группах: па психолого-педагогическом факультете (при пс 13готовке студентов по специальностям «Психология», «Организационная психология», «Социальная педагогика», «Социальная работа») п п.1 многих других факультетах университета (при подготовке студеп-1ИВ к педагогической деятельности разного профиля).

Данное пособие по структуре и содержанию соответствует программе
| | > .1 тиаппя для психологических и педагогических специальностей.
!■ Л1 рактпческих занятий соотносятся с темами лекций, а содержа-

тельная часть занятий дополняет и углубляет лекционный материал. Содержание методического пособия представлено пятью разделами: «Предмет и история социальной психологии», «Социальная психология личности», «Социальная психология групп», «Психология общения», «Методы социальной психологии». Все эти разделы соответствуют структуре дисциплины «Социальная психология».

В приложениях приведено два варианта программы по социальной психологии: расширенны» вариант для студентов психологических специальностей и несколько сокращенный -для студентов педагогических специальностей.

Каждая методическая разработка практического занятия по отдельной теме имеет единую и четкую структуру, включающую следующие части: вводные замечания, цель (цели) занятия, необходимое оснащение, порядок работы с описанием содержания каждого этапа, контрольные вопросы, списки использованной и рекомендованной литературы и приложение. 13 соответствии с современными требованиями к методическому обеспечению учебной дисциплины в содержательной части каждой методической разработки занятия кроме указанных разделов выделен еще один раздел: «Задания для самостоятельной работы». В этой части методической разработки расписаны внеаудиторные задания студентам, от качества выполнения которых но многим зависит успешность освоения учебной дисциплины, поскольку внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов наряду с лекционными и практическими занятиями является полноценным и обязательным видом учебпо-позиавателыюй деятельности.

В качестве основных целей практических занятий по социальной психологии можно выделить следующие: во-первых, практические занятия должны помочь студентам лучше осмыслить теоретический материал, систематизировать и структурировать полученную па лекциях информацию, сформировать понятийный аппарат, необходимый для осмысления основных социально-психологических проблем. Во-вторых, па практических занятиях студенты должны учиться связывать теоретический материал с социально-психологическими явлениями повседневной жизни, формировать навыки психологического анализа социальной реальности, развивать умения анализа своих социально-психологических характеристик и особенностей поведения.

Общие цели практических занятий определяют и основной методический прием в педагогической деятельности: все разнообразные формы проведения занятий, представленные в пособии, относятся в группе интерактивных методов обучения. Разрабатывая методические материалы для данного пособия, авторы исходили из установки, что представленные образцы занятий не будут играть роль инструкции в деятельности

преподавателя, а окажут стимулирующее воздействие па проявление творчества в деятельности педагогов в процессе преподавания студентам социальной психологии. Преподаватели, несомненно, могут дополнять и изменять содержание занятий или в зависимости от индивидуальных предпочтений и особенностей групп обучаемых использовать лишь некоторые задания из числа приведенных в методических разработках.

Данные рекомендации будут полезны не только преподавателям, по и студентам и аспирантам, особенно тем, кто проводит практические занятия по социальной психологин в рамках преподавательской практики.

Предмет и история социальной психологии

1.1. Социальная психология как наука

Гусева Ю. Е. Вводные замечания

С этого занятия могуч’ начинаться практические занятия по социальной психологии. Кго можно проводить и I! том случае, если студенты еще не прослушали мерном лекции. Игровой характер занятия привлекает студентов и помогает четки запомнить новый материал или закрепить уже пройденный.

Сущее»;! пуст два меч-одических подхода преподавания любой учебной дисциплины, связанные с разной подачей материала. Первый подход предполагает изучение предмета «от частного к общему». Применительно к социальной психологии :>чо изучение различных социально-психологических явлений, которые при последовательном целенаправленном рассмотрении позволяют студенту увпдеч ь общую структуру курса. Второй подход — «от общего к частному» заключается в рассмотрении общей идеи курса, понимании целое! иостн его струкчуры. Мы придерживаемся такого мнения, что целесообразно изучать социальную психологию «от общего к частному». В этом случае знания не являются хаотичными и отрывочными.

На первом практическом занятии студенты знакомятся с системой представлений о социальной психологии как о пауке. Мы придерживаемся идеи социального психолога Г. М. Андреевой о том, что весь курс состоит из пяти разделов: введение, психология об/цсиия и взаимодействия, социальная психология групп, социальная психология личности и практические приложения социальной психологии.

Во введении даются характеристика предмет социальной психологии, история развития ее основных идей, методологические принципы и методы социальной психологии. В разделе психология общения и взаимодействия рассматривается связь межличностных п общественных отношений, исследуются структура, функции, механизмы общения. В разделе социальная психология групп предлагаются классификации малых п больших групп, описываются структурные и динамические характеристики социальных групп, раскрываются особенности межгруппового взаимодействия. Социальная психология личности — раздел, в котором

1.1. Социальная психология как наука

рассматриваются социально-психологические характеристики личности. Практические приложения социальной психологии — раздел, посвященный рассмотрению направлений прикладных исследований в социальной психологии (управление и развитие организаций, психология массовой коммуникации и рекламы, психология семейных отношений и

На данном занятии студенты должны получить первичные знания о предмете социальной психологии как пауки, изучающей социально-психологические явления. Эта информация, к примеру, может быть изложена так, как она представлена в учебнике по социальной психологии А. Л. Журавлева: «В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими разнородными и вместе с тем важными для пас явлениями, как общение; ролевые, межличностные и межгрупповые отношения; конфликты; слухи; мода; паника; конформизм. В основе перечисленных и подобных им явлений лежат, прежде всего, психическая деятельность и поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов. Иными словами, речь идет о явлениях, порождаемых взаимодействием как отдельных личностей, так и их объединений — социальных групп: это и семья, и производственная бригада, и компания друзей, и спортивная команда, и политическая партия, и целый народ, составляющий население той. или иной страны.

Любой из упомянутых социальных субъектов — конкретная личность или конкретная социальная группа — взаимодействует с другим социальным субъектом (субъектами) в соответствии с определенными закономерностями, имеющими психологическую и одновременно социальную природу. Однако это психологическое настолько тесно переплетено с социальным, что попытка их разделить в конкретном взаимодействии людей заранее обречена на провал.

Например, на протекание конфликта между двумя студентами, безусловно, будут влиять особенности их характеров, темпераментов, мотивов, целей, эмоций, социальных статусов, ролей и установок. Но тем не менее определяющими здесь окажутся факторы совсем иного порядка, а именно: реальное поведение этих лиц, их взаимное восприятие, взаимоотношения, а также социальная ситуация, в которой все это происходит. Даже без глубокого анализа видно, что каждый из данных факторов представляет собой как бы сплав социального и психологического. Поэтому обозначение «;социально-психологические»; наилучшим образом подходит к этим факторам и соответствующим им явлениям. В свою очередь, наука, изучающая подобные явления и их закономерности, с полным правом может называться социальной психологией» [2, с. 3-4].

Раздел 1. Предмет и история соц иальной психологии

Знакомство с социальной психологией как наукой и широким спектром соцналыго-пспхологическпх явлении.

Ксерокопии программы курса но социальной психологии (по количеству студентов), карточки с паданием по количеству мшш-групи (приложение 1.1.1.), учебники по социально!! психологии, бумага, карандаши.

Этап 1. Знакомство с программой курса социальной психологии. Этап 2. Обсуждение содержания социально-психологических явлений.

Этап 1. Знакомство с программой курса социальной психологии

Преподаватель рассказывает о социальной психологии как о науке и учебной дисциплине, раздает студентам программу курса. Кратко рассказывает’ о структуре социальной психологии. Вопросы для обсуждения следующие:

В чем заключается отличие социальной психологии от психологии человека? От социологии?

Какие феномены, представленные в программе, вы уже изучали? Почему ути феномены изучаются и социальной психологией, и другими пауками?

Далее студентам предлагается представить социальную психологию в виде цветка. Стебель цветка — методология и методы; сердцевина — предмет; лепестки цветка — основные раздеты, а листочки, растущие от стебля, — направления и теории зарубежной и отечественной социальной психологин, т. е. история науки.

Студенты рисуют цветок. В каждом лепестке цветка схематично рисуют основную идею раздела, на стебле подписывают известные им методы (пользуясь программой) и т. д.

Процесс рисования позволяет, во-первых, поработать с программой, во-вторых, наглядно представить себе и запомнить структуру курса социальной! психологии.

Этап 2. Обсуждение содержания социально-психологических явлений

Преподаватель рассказывает о том, что социальная психология изучает социально-психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия человека с человеком, человека и группы, а также массовидные явления. Приводятся примеры социально-психологических явлений.

1.1. С оциальн ая пс ихология как наука

Далее студентам предлагается работа в мини-группах. Пользуясь программой и учебниками, студенты должны найти в предложенном им тексте (приложение 1.1.1) как можно больше социально-психологических явлений. После самостоятельной работы (15-20 минут) мини-группы по очереди представляют полученный результат, доказывая, что названное явление присутствует в тексте.

Студенты довольно легко определяют, что в данном тексте можно найти проявления конформности героев, присутствует феномен лидерства, подражание и др.

Преподаватель может специально обратить внимание па то, что три героя являются малой группой, что Кристофер Робин является референтным лицом для Пуха и Пятачка, что имеет место ситуация неформального общения.

Дайте определение социально-психологическому явлению.

Можно ли описать все социально-психологические явления?

Существуют ли социально-психологические явления, проявляющиеся при взаимодействии человека с человеком, при взаимодействии человека и группы, массовидпые явления? Назовите эти явления.

Задания для самостоятельной работы

Студентам в качестве домашнего задания предлагается найти социально-психологические явления в обыденной жизни и описать их.

Список использованной литературы

Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 364 с.

Журавлев А. Л., Соснип В. А., Красников М. А. Социальная психология: Учебное пособие. — М: ФОРУМ: ИПФРА-М, 2006. — 416 с.

Список рекомендуемой литературы

Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2003. 364 с.

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 517 с.

‘.’. Питянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ

мыслей: Учебное пособие. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 576 с. \. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1998. — 684 с.

Источник

Читайте также:  Хлопчатник цветок сахарная вата
Adblock
detector