Меню

Урок 6 класс цветок соцветия плоды строение семян



Урок биологии в 6 классе. Цветок и соцветия.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

В данном разделе помещён материал урока биологии в 6 классе по теме «Цветок и соцветия».

Требования к результатам освоения темы урока обучающимися:

  • Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, умение рассказать другому о типах корневых систем, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов;
  • Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;
  • Познавательные: умение определить понятие «орган», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения типов корневых систем, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между зоной корня и его функцией;
  • Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока 25.31 КБ
kartochka.docx 14.51 КБ
refleksiya_uroka.docx 14.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе на тему «Цветок и соцветия»

Образовательные -раскрыть биологическое значение главных частей цветка и

— рассмотреть строение и функции частей цветка;

— на основе установления сходства в строении цветков различных растений

показать родство цветковых растений.

Развивающие — развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе, познавательной

самостоятельности, усвоение новых понятий.

Воспитательные — воспитывать бережное отношение к живой природе;

— способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Методы: словесные, наглядно-образные, информационно-коммуникативные.

Формы работы: индивидуальные, фронтальные.

Виды урока: урок-презентация.

Оборудование: комнатные растения, компьютер, проектор, экран, презентация, таблица.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала.
  3. Изучение нового материала.

1.Репродуктивный орган растения – цветок.

2.Главные части цветка, особенности строения, функции.

3.Особенности строения околоцветника, их значение в жизни растений.

5.Соцветия, их отличие от одиночных цветков.

— Ребята, у нас сегодня немножко необычный урок. Как вы думаете, чем он необычен? У вас на столах стоят комнатные растения. Они сегодня будут нашими помощниками на уроке.

2. Актуализация знаний.

-Давайте с нашими помощниками вспомним изученный материал. Посмотрите на комнатные растения и определите жилкование листьев, особенности листорасположения, форму листьев, способы их прикрепления. Я сейчас подойду к каждой парте, и вы расскажите о растениях, стоящих у вас на столах.

3.Изучение нового материала.

-Переходим к теме нашего урока. Чтобы её узнать, давайте отгадаем загадки.

Он в хлебе родится, в еду не годится. (Василек)

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. ( Ромашка)

3.Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него –

И не будет ничего. (Одуванчик)

— Итак, о чем мы сегодня будем разговаривать? ( О цветах)

Тема урока «Цветок и соцветия»

Цели урока: — рассмотреть строение и функции частей цветка;

— раскрыть биологическое значение главных частей цветка и соцветия.

— Начнем изучение новой темы с эпиграфа:

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в полисады и жилища

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенной и чистой.

— Великий сказочник Ганс Христиан Андерсон говорил: « Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.» Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.

Каждый из нас имеет любимый цветок. Это может быть роза, хризантема, ромашка, незабудка.

— Все цветы отличаются. А по каким же признакам?

(Формой, окраской, размерами, строением)

— Они внешне все такие разные. Но все же имеют сходное строение и значение в природе.

— Цветок – это видоизмененный побег, приспособленный для семенного размножения. После опыления и оплодотворения из цветка образуются плоды с семенами.

— Зачем же нужны цветки растению? (Для размножения)

— Какой это тип размножения? (Половой)

— Каким органом является цветок? (Генеративным)

Какими бывают цветы?

— Среди цветов есть свои гиганты и карлики. Например, в Индонезии на о. Суматра в чаще тропических лесов, можно найти удивительный гигантский цветок раффлезии. Раффлезия Арнольди – рекордсмен. Цветок этого растения достигает 1м в диаметре, и весит около 7кг. А развивается растение, имеющее такие цветки гиганты, из самого обычного семечка.

— Самые маленькие цветки появляются на растениях ряски. Их размер 5-6мм.

— А из чего же состоит цветок?

— Цветок состоит из главных частей – пестика и тычинок. И из вспомогательной части – околоцветника.

Главные части цветка.

— Рассмотрим строение главных частей цветка. Тычинка состоит из тычиночной нити, пыльника, где созревает пыльца. Пестик состоит из рыльца, столбика, завязи.

— В пестиках содержатся семязачатки. В тычинках образуется пыльца.

— Рассмотрим подробнее строение околоцветника. Он состоит из венчика и чашечки.

— Теперь сравним венчик лютика и колокольчика. Чем они отличаются? ( По цвету) А еще? У лютика венчик состоит из отдельных лепестков – это раздельнолепестной венчик. А у колокольчика все лепестки срослись. Такой венчик называется сростнолепестным.

— Скажите, а почему венчики так ярко окрашены? ( Для того, чтобы привлекать внимание насекомых)

— А вот цветы, которые расцветают ночью не такие яркие, но зато они обладают сильным ароматом.

— Посмотрим еще раз на цветок колокольчика. Его нежный венчик снизу окружен «юбочкой», они есть и у многих других цветов. Они называются чашелистики. Все чашелистики образуют чашечку.

— Вот цветок дурмана. Его чашечка состоит из сросшихся чашелистиков. Она называется – сростнолистная, А вот у сливы каждый чашелистик сам по себе. Такая чашечка называется – раздельнолистная.

— Все части цветка, которые располагаются вокруг тычинок и пестика, называется околоцветником. Он может состоять из чашечки и венчика. Тогда он называется двойным. Как у колокольчика. Околоцветник может быть простым, если в нем невозможно выделить венчик и чашечку. Такой околоцветник мы видим у тюльпана.

— Цветок расположен на цветоложе – расширенной части цветоножки.

Строение обоеполого цветка ( схема).

— Итак, давайте обобщим все, что мы узнали о строении цветка. Рассмотрим схему его строения.

— Назовите типы венчика? ( сростнолепестной, раздельнолепестной)

— Назовите типы чашечек? ( раздельнолистная, сростнолистная)

— На данной схеме околоцветник двойной или простой? (двойной)

— Почему данный цветок называется обоеполым?

— А есть цветки раздельнополые. Если на цветке только пестики – это женский цветок. Если только тычинки – мужской.

Однодомные и двудомные растения.

— Что еще нужно знать о цветковых растениях. Благодаря различию в строении цветков, растения делятся на однодомные и двудомные. Например у кукурузы мужские и женские цветки расцветают на одном растении – как бы живут в одном доме. Такие растения называются однодомными. У тополя на одних деревьях расцветают только мужские цветки, а на других – только женские. Такое растение называется двудомным. Как раз женские растения тополя и засыпают в начале лета улицы пухом. Сажая двудомные растения в саду, мужские и женские растения необходимо высаживать рядом. Например, облепиха.

— По рисунку определите, какими цифрами обозначены: лепесток, пестик, чашелистик, цветоножка, тычиночная нить?

— В какой части цветка образуется пыльца?

— В какой части цветка имеются семязачатки?

— Продолжим дальше. Не все цветы одиночные. Есть мелкие цветочки, собранные в группы. Как вы думаете почему?

— Соцветия привлекают насекомых.

— Соцветия – это группа цветков, расположенных близко друг к другу в определенном порядке.

— Все соцветия делятся на простые и сложные. В каждом соцветии можно выделить главную ось. А в некоторых есть боковые оси. Если цветки расположены на главной оси, то это простое соцветие, а если они находятся на боковых осях, то соцветие сложное. На рисунке схемы строения некоторых соцветий.

— Назовите на рисунке сложные соцветия? ( Метелка, сложный зонтик, сложный колос)

Соцветие корзинка – ромашка, астра, подсолнечник.

Соцветие кисть – капуста, ландыш, черемуха.

Соцветие початок – кукуруза.

Соцветие головка – клевер.

Соцветие простой колос – подорожник.

Соцветие щиток – груша, рябина.

Соцветие сложная кисть (метелка) – сирень.

Соцветие сложный колос – рожь.

Соцветие сложный зонтик – морковь.

— В чем биологическое значение соцветий?

А) Главные части 1) Чашелистик

Б) Околоцветник 2) Столбик

В) Пестик 3) Лепесток

Г) Тычинка 4) Завязь

5) Пестик, тычинка

7) Тычиночная нить

( Ответ: А-5; Б-1,3; В-2,4,8; Г-6,7)

Что такое соцветие? Исправьте ошибки в схеме.

Определите, какое соцветие у ландыша?

— Итак, сегодня мы свами выяснили особенности строения важного для цветковых растений органа – цветка. Он состоит из главных частей: пестика и тычинок, и околоцветника, состоящего из венчика и чашечки. Цветок – генеративный орган растения. Соцветия необходимы некоторым растениям для привлечения насекомых.

Сегодня мы свами узнали много нового, и я хотела бы узнать, понравился ли вам сегодняшний урок? Перед вами лежат лепестки разных цветов, выйдите к доске и прикрепите к цветку лепесток с цветом вашего настроения.

Источник

« Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие.»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Урок -изучение нового материала. Учащиеся изучают строение цветка, типы соцветий и плодов. Здесь же ребята знакомятся с применением цветков, плодов и соцветий как лекарственных растений.

Скачать:

Вложение Размер
bobrysheva_urok.doc 103 КБ

Предварительный просмотр:

« Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие.»

Учитель биологии- Бобрышева Е.А.,

Образовательная: сформировать у учащихся знания о строении и функциях цветка как о генеративном органе покрытосеменных растений, соцветиях и разнообразии плодов .

Развивающая : продолжить развитие умений работать с текстом учебника, извлекать нужную информацию, логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательная : способствовать бережному и безопасному отношению к здоровью, формировать личную ответственность и осознанное отношение к собственной практической деятельности, способствовать экологическому воспитанию учащихся,

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: цветок, околоцветник, тычинка, пестик, соцветия, чашелистик, венчик, плод, витамины

Оборудование : мультимедийный проектор, экран, школьная доска, разборные муляжи : «цветок вишни», «цветок картофеля», набор открыток «Лекарственные растения», коллекция натуральных плодов, коллекция витаминных лекарственных сборов.

Основные вопросы содержания

Приветствие, проверка отсутствующих, организация учебной работы

Проверка домашнего задания

  1. Выполнение тестов (6 учащихся)
  2. Повторение ранее изученных тем.

Постановка целей и задач урока

Сообщение цели и задач урока

Актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний, умений и навыков

Сообщение, актуализации темы урока

Передача и усвоение новых знаний, умений и навыков

1.Цветок –это орган семенного размножения цветковых растений . Цветок – это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или с одним семенем.

2. Соцветия простые и сложные.

3. Разнообразие плодов. Плоды сухие и сочные. Односемянные и многосемянные.

4. Использование цветов и плодов покрытосеменных растений как лекарственных, безопасное применение и оказание первой помощи при отравлениях.

Словесный, наглядный и иллюстративный

План -конспект, учебник, доп. литература.

Коллекция семян, набор плодов.

Учебник: с.44-46. Творческое задание: – подготовить легенду о цветах. Не забывайте о цветах Белгородской области

Доска, дневник ученика, ручка, тетрадь

Закрепление нового материала, рефлексия.

Выводы, оценочная деятельность

Рассказ учителя о следующей теме. Задание учителя в индивидуальном порядке: найти информацию по новой теме в виде доклада

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто сегодня на уроке отсутствует?

Ученики приветствуют учителя, присаживаются и называют отсутствующих

Проверка домашнего задания

1.Для 6 учащихся подготовлены тесты по предыдущей теме.(Строение и значение побега, почка, стебель).

2. Фронтальный опрос (лист, строение и функции, простые и сложные).

Некоторые учащиеся работают на месте с тестами

Ученики отвечают у доски на поставленные вопросы

Постановка темы и целей урока

Откройте тетради и учебники и запишите сегодняшнюю тему урока:

«Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие.» , я кратко оповещу о цели урока, что мы изучим на уроке.

Цель урока: мы с вами изучим строение цветка, типы соцветий, плоды, их разнообразие и значение; познакомимся с растениями, цветы и плоды которых применяют в лекарственных целях.

Ученики открывают тетради и записывают новую тему.

Актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний умений и навыков

Эта тема актуальна в изучении курса биологии. Вы узнаете какую роль выполняют цветки и плоды для растений. Так как вы живете в сельской местности, и часто бываете на природе, познакомитесь с растениями, цветы и плоды которых можно использовать как лекарственные. Очень важно будет узнать на уроке о растениях, цветы и плоды которых содержат ядовитые вещества, а также изучим правила оказания первой помощи при отравлении этими растениями.

Ученики внимательно слушаю актуализацию темы

Передача и усвоение новых знаний, умений и навыков

1.( Цветок –это орган семенного размножения цветковых растений . Цветок – это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или с одним семенем.)

Вы изучили органы цветковых растений: корень, стебель, побег. Сегодня мы будем говорить о цветах. Нам предстоит не только любоваться красотой цветов, но и изучить их строение. Подумайте, у всех ли растений они образуются. ( Дети отвечают). Цветки образуются только у цветковых растений. Цветки бывают самой разнообразной формы и окраски, привлекают внимание человека. Уже многие тысячелетия цветы олицетворяют у людей красоту, радость и совершенство природы. Цветок – самая заметная, часто красивая, важная часть покрытосеменных растений. Цветки могут быть крупные и мелкие, ярко окрашенные и зеленые, пахучие и без запаха, одиночные или собранные в соцветия»

Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но все они имеют единый план строения и их объединяет наиважнейшая в жизни растений функция – образование плодов и семян для размножения организма.. Так что же такое цветок?

Цветок –это орган семенного размножения цветковых растений.

(Определение записываем в тетрадь)

Изучать строение частей цветка мы будем вместе с вами. «Строение цветка». Будьте внимательны я задаю вопросы, вы отвечаете. Цветки многих растений размещаются на тонких стебельках- цветоножках.

Верхний конец цветоножки, на котором располагается цветок, называется цветоложем. . Это ось цветка, на ней располагаются все части цветка.).

Главные части цветка – пестик и тычинки. . Пестик находится на самой верхушке цветоложа (один или несколько), чуть ниже его размещаются тычинки. Еще ниже на цветоложе располагаются лепестки, их совокупность образует венчик. Под ними находятся чашелистики, образующие чашечку. Венчик и чашечка создают вместе околоцветник. Это самая яркая часть цветка. Околоцветник может быть простой и двойной Как выдумаете, какую роль он выполняет?

Основная функция околоцветника : защита органов размножения цветка и привлечение насекомых.

Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным.(картофель, красавка и т.д.)

Околоцветник, в котором нельзя выделить или чашечку, или венчик, называют простым(тюльпан, ландыш) . (определения записываем в тетрадь).

Встречаются цветки без околоцветников. Это так называемые голые цветки(ива) .

(определения записываем в тетрадь).

Рассмотрим главные части цветка: пестик и тычинки. Пестик, например, вишни, состоит из трех частей: завязи, столбика и рыльца. У тюльпана в пестике нет столбика. У него рыльце сидит непосредственно на верхушке завязи . Рыльце обычно клейкое, шероховатое или даже ветвистое. Оно служит для восприятия пыльцы . Столбик приподнимает рыльце, располагает его иногда высоко над околоцветником. Самая нижняя, вздутая часть пестика – это завязь . Она содержит в себе семязачатки. В завязи вишни развивается один семязачаток, а у тюльпана их много. Поэтому у вишни из цветка развивается односемянный плод, а у тюльпана – многосемянный[1] .

А сейчас мы проведём упражнение на снятие мышечного напряжения.

1.Сядьте на корточки.

2.Опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастают прекрасные цветы.

3.Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко.

4.Из семечка проклюнулся росток и из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

5.Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

6.Поднимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из- под опущенных век, улыбнитесь медленно поворачивая голову влево и вправо[5].

Из завязи пестика после опыления и оплодотворения развивается плод, а из семязачатков образуются семена. Тычинки у вишни и тюльпана состоят из длинной, тонкой тычиночной нити и крупного пыльника. Внутри пыльника развивается пыльца. В цветке вишни имеется много тычинок, у тюльпана их только шесть. Пестик и тычинки участвуют в оплодотворении и образовании плода, поэтому их называют половыми или генеративными органами. Пестик – это женская часть цветка, расположенная в его центральной части, а тычинки – мужская часть. Смотрим учебник на с.44. Большинство цветков имеют и пестик и тычинки . Есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики. Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым ( вишня, черемуха, ландыш, яблоня, тюльпан, капуста)). Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым (огурец, тополь , облепиха, ольха.

Мы познакомились со строением цветка, скажите, пожалуйста, какое значение имеет цветок в природе? В жизни человека? Для чего они нужны? Посмотрите вокруг, сколько цветов нас окружает? Почему мы так восхищаемся ими?

В тексте учебника (с.45).найдите: какие цветки называют однодомными, какие двудомными)[3]

Вывод: значение цветка: привлечение насекомых опылителей, образование плодов и семян.

2. Соцветия простые и сложные.

Соцветия – это группа цветов, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Соцветия бывают простыми и сложными. В соцветиях обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых – опылителей.

3.Разнообразие плодов. Плоды сухие и сочные. Односемянные и многосемянные.

Давайте, выясним, что такое плод? Плод – важнейший орган размножения цветковых растений. Из чего же состоит плод? Плод состоит из семян и околоплодника. Семя образуется из семязачатка, следовательно, сколько в завязи семязачатков, столько, после оплодотворения, столько образуется семян. Околоплодник – это наружная часть плода. Она образуется из стенок завязи. Но, нередко в формировании околоплодника участвуют и другие части цветка: цветоложе, околоцветник, тычинки, например у шиповника околоплодник образован из цветоложе Для чего у плода образуется околоплодник ?

Вывод: защита от высыхания, механических повреждений, не благоприятных воздействий окружающей среды; играют большую роль в распространении (имеют шипы, колючки, привлекают животных, вырабатывают клейкое вещество и т.д.);

Существует несколько классификаций плодов : сухие плоды : односемянные (семянка, зерновка), многосемянные(боб, стручок, коробочка); сочные плоды: односемянные(костянка,), односемянные (ягода, яблоко, померанц)[2].

4. ( Использование цветов и плодов покрытосеменных растений как лекарственных.)

А теперь мы поговорим с вами о применении цветов и плодов растений как лекарственном сырье. Кто из вас не пил ароматный чай из цветов липы?

В народной медицине используют цветы каштана, одуванчика ,розовые лепестки. Но не все цветы полезны. Есть растения, цветы которых содержат ядовитые вещества: амброзия полынолистная, вьюнок полевой, живокость). А теперь назовите, какие плоды используют как лекарственные?

Ребята. Среди плодов тоже встречаются ядовитые. Это представители семейства крестоцветных: дурман, белена, паслен черный и паслен сладко-горький (особенно недозрелые плоды),картофель. Кто из нас не любовался майским ландышем. Его плоды очень ядовиты. Гуляя по лесу вы должны об этом помнить.

Какие меры необходимо принять, если произошло отравление?

Источник

Читайте также:  Как правильно заварить чай цветок чтобы он распустился