Меню

Урок конспект строение цветка



УРОК ПО ТЕМЕ » СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА»

Урок по биологии

Кольчумановой Анны Владимировны

Цель : познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

изучить особенности строения цветка,

показать связь строения цветка с выполняемой функцией,

сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,

прививать бережное отношение к природе,

воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,

оценивать и сравнивать.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование : табл. «Строение цветка», «Строение цветов растений», гербарий, модели цветков, Цветущие комнатные растения»

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Актуализация изучения материала

Обобщение и закрепление изученного материала

Подведение итогов урока

1. Организационная часть. (2–3 мин.)

— Проверка подготовленности учащихся к уроку.

— Приветствие, фиксация отсутствующих.

План урока.

2. Проверка домашнего задания по теме «Видоизменения подземных побегов» (работа по карточкам 5 мин.)

1. Запишите признаки, доказывающие, что а) клубень, б) луковица, в) корневище – это видоизменённый подземный побег (а, б, в – варианты I, II, III). Зарисуйте строение видоизменённого подземного побега, подпишите его части: г) клубень, д) луковицу, е) корневище (г, д, е – варианты 1, 2,3)

2. Выбрать цифры, которыми обозначены растения, имеющие видоизменённые побеги а) корневище, б) клубень, в) луковицу; 1 картофель, 2 чеснок, 3 гусиный лук желтый, 4 пырей ползучий, 5 ландыш майский, 6 топинамбур.

3. Актуализация знаний

Растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы знаете цветущие растения, когда они зацветают? Привести примеры растений.

4. Изучение нового материала:

Они прекраснее всего,
Что нам даёт природа на Земле.
Но дар её бесценный,
Для всех искусств цветок –
Образчик неизменный.
Жак Делиль

Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.

Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.

Сегодня мы с вами поведем “цветочный разговор”.

Цветы, цветы…Как много их,

И розовых ,и голубых,

Как мотыльков на тонких стеблях,

Цветы, цветы…Везде, везде

Мне улыбаются весь день,

Живую радугу колебля…

Вы рассматривали изображения различных цветов.

Какие ассоциации, вопросы у вас возникали при этом?

Вопросы записываются на доске.

Почему цветы такие красивые?

Почему они такие разные?

Почему у них яркая окраска?

Почему у них такая форма?

Почему одни цветы имеют запах, а другие нет?

Какую роль играют цветы для растений?

Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.

Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка.

Учащиеся подписывают части цветка в тетради.

Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение. Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльце. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник , внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити .

Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник . У яблони он состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки , образуют венчик . Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку.

Читайте также:  Какие цветки можно получить при самоопылении

Венчик цветка яблони состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. А у паслена черного лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики раздельнолепестные и сростнолепестные.

Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть – цветоложем .

У яблони околоцветник состоит из чашечки и венчика . Такой околоцветник называют двойным. У тюльпана все листочки околоцветника одинаковые . Такой околоцветник называют простым.

Цветки ивы не имеют околоцветника . Их называют голыми.

Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии. Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей).

Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки , а другие – только тычинки – тычиночные цветки . Такие цветки называют раздельнополыми.

Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными , так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями , так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.

Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:

1 – неправильный цветок,

— пестичные (женские) цветки,

— тычиночные (мужские) цветки,

( ) – сросшиеся части цветка,

цифры – количество частей цветка,

— число частей цветка больше 12.

Зная, условные обозначения, давайте попробуем составить формулы цветков вишни: цветок обоеполый, правильный, лепестков – 5, чашелистиков – 5 сросшихся, тычинок много, пестик – 1; василька: цветок обоеполый, правильный, чашелистиков – 5, лепестков – 5 сросшихся, тычинок – 5, пестик – 1.

Цветы являются эволюционно самым совершенным органом по структуре и функции среди других структур растения. Цветы наилучшим образом приспособлены к разнообразным условиям обитания покрытосеменных.

5. Закрепление:

К главным частям цветка относят …

Название части цветка, удерживающего его на растении …

Задание 1 : выбрать растения с двойным и простым околоцветником, распределив их в табл.: вишня, ландыш, тюльпан, картофель, черёмуха, лилия.

Задание 2 : В гербариях выбрать растения с правильными и неправильными цветками.

6. Задание на дом:

Параграф учебника 27. Подготовить презентации на темы:

Источник

План-конспект урока биологии в 6 классе на тему «Цветок, его строение и значение. Соцветия».
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

План-конспект урока биологии в 6 классе на тему «Цветок, его строение и значение. Соцветия».

Скачать:

Вложение Размер
Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему «Цветок, его строение и значение. Соцветия». 158.77 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии в 6 классе

Тема: Цветок, его строение и значение. Соцветия.

Цель: формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения

Образовательные: 1) изучить особенности строения цветка, раскрыть биологическое значение его частей – пестика и тычинок

2) рассмотреть многообразие цветков

Развивающие: 1) продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы с учебником, с дополнительной литературой

2) развивать у учащихся внимательность, умение делать выводы, обобщать, находить сходство и различия

Воспитательные: 1) раскрыть эстетическую ценность цветков

2) показать необходимость бережного отношения и охраны растений

3) воспитывать любовь к природе

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, лабораторная работа

Приёмы деятельности: актуализация знаний учащихся, выполнение лабораторной работы «Строение цветка» — проводится в демонстрационном варианте, организация беседы, опережающие творческие задания, обобщение изученного на уроке

Межпредметные связи: литература, ИЗО, музыка, математика, история

II) Организация внимания

Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всём школьном курсе…

Вы сейчас, немного подумав, должны решить проблему нашего урока. Какую тему мы будем изучать?

Загадка: На высоком холме стоит вишнёвый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зелёных зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки. О каком замке идёт речь? Как называются все части замка ?

— Правильно, СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать…

III) Повторение д/з

Но прежде, чем начать изучение нового материала, сейчас мы вспомним, какие органы цветкового растения мы уже с вами изучили?

  • Стебель — часть побега, выносящая листья к свету, на нем находятся боковые побеги, цветы, плоды.
  • Корень — орган растения, с помощью которого растение укрепляется в почве и получает воду с растворенными в ней питательными веществами.
  • Древесина — основная часть стебля, состоящая из сосудов и механических волокон.
  • Сердцевина — центральная часть стебля, образована клетками основной ткани, запасает в себе питательные вещества.
  • Луб — внутренняя часть коры, по нему перемещаются органические вещества.
  • Почка – зачаточный побег.
  • Лист – орган цветкового растения, участвует в процессе фотосинтеза.

Ответьте на вопросы :

  • Какие органы растений вы знаете ? (корень, побег, цветок, плод с семенами)
  • Из чего состоит побег? (из стебля, листьев и почек)
  • Для чего нужен стебель? (он выносит листья к свету, на нем находятся боковые побеги, цветы, плоды)
  • Какие побеги вы знаете? (цепляющийся, ползучий, вьющийся, прямостоячий)
  • Чем листовая почка отличается от цветочной? (размерами и формой, цветочная (генеративная) почка содержит зачатки цветков, а листовая (вегетативная) — зачатки будущего стебля и листьев)
  • Из каких частей состоит лист ? (из листовой пластины и черешка).
  • Какие листья называются простыми? Приведите примеры. (состоящие из одной листовой пластины — березовый, осиновый)
  • Какие листья называются сложными? Приведите примеры .( сост. Из 2и более листовых пластин клубника, рябина)
  • У всех ли листьев есть прилистники? (не у всех).

(Дети называют по очереди органы цветкового растения и дают им определения)

IV) Изучение нового материала

Они прекраснее всего,

Что нам даёт природа на Земле,

Но дар её бесценный,

Для всех искусств цветок –

— Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов. Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.

Цветы возникли еще задолго до появления человечества. Но цветок у растений появился совсем не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И всё же при виде цветков мы восхищаемся их красотой…

— Кто же знает, что такое цветок? (дети отвечают)

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветок развивается из генеративной почки. Но как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка…

Цветок имеет главные и второстепенные органы. Главные органы цветка – пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение.

Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. Пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях — цветоножках. Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе , на котором размещаются все части цветка. У некоторых цветков этих органов нет. И цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка.

Далее расположены чашелистики, которые вместе составляют чашечку. Цветок также обычно состоит из венчика, образованного из лепестков.

ВЕНЧИК + ЧАШЕЧКА = ОКОЛОЦВЕТНИК

У многих растений (лилия, тюльпан) все листочки околоцветника одинаковые (нет чашечки или венчика).

Околоцветник, у которого нельзя выделить чашечку или венчик называется простым , а в котором есть чашечка и венчик называется двойным.

Околоцветник защищает главные части цветка, тычинки и пестик.

Цветок, у которого есть и тычинки и пестик, называется обоеполыми (картофель), если цветок имеет только тычинки или только пестик, то такой цветок называется однополым (береза) . Существуют также и бесполые цветы. У них не развиваются органы полового размножения (тычинки и пестик). К таким относятся: подсолнечник и василёк.

У огурца , тыквы , а также кукурузы , ольхи, орешника, дуба однополые пестичные и тычиночные цветки находятся на одном и том же растении. Такие растения называют однодомными . Но есть растения (тополь, осина, хмель, ива , крапива ) , у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных экземплярах. Их называют двудомными . Так, у тополя весной мужские деревья пылят – рассыпают пыльцу, а позже, летом, женские деревья разбрасывают белый пух – летучие семена растения.

Вместе по лугу идём

Не спешим, не отстаём…

Вот выходим мы на луг

Тысячи цветов вокруг

Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер

Расстилается ковёр и направо, и налево,

Что нарвать цветы в веночек, наклоняйтесь до носочков

Раз цветок, два цветок,

А потом сплетем венок…

Снова мы идем по лугу,

А вокруг так интересно!

Отдохнуть пора дружок,

Мы присядем на лужок!

— Ребята, только что мы с вами нарвали цветов и сплели девочкам веночки на голову. Как вы думаете, сколько вы сорвали цветов на один венок? Примерно 32 — 34… в нашем классе 3 девочки. Сколько цветков они сорвали для своих венков? (96 — 100)

— А какие последствия нашего восторга от сплетенных венков ожидают целую природу?

Цветок –это одно из самых прекрасных явлений природы. Это одно из самых ярких проявлений жизни на Земле. Великий сказочник Г.Х.Андерсен писал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Цветы сопровождают нас всю жизнь: мы украшаем ими свой дом, дарим их в торжественных случаях, да даже просто они поднимают нам настроение. Но мало, кто из вас задумывался о том, что за время существования человечества наша планета потеряла более 50 % своего растительного покрова. Сотни видов растений, цветов исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения.

Красная книга – список редких и находящихся на грани исчезновения животных, растений и грибов.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья:

И при всём честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе –

Но со знанием и умом!

Интересные факты о цветах – рекордсменах.

  1. Самый большой цветок на земле – это Раффлезия арнольди, в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг., его запах напоминает запах гниющего мяса.
  2. У орхидеи цветок цветёт от 45-50 дней
  3. У лотоса амазонского цветок цветёт полчаса
  4. Самый красивый цветок считается у кактуса «Царица ночи», цветёт 2 часа, но запах прекрасней не бывает
  5. 1 раз в 150 лет цветет пуйя раймондии, обитатель Анд, после цветения погибает.

Растения из Красной книги.

Вот сколько много нового и интересного мы узнали о цветке и о его строении.

Источник