Меню

Урок по теме покрытосеменные растения 6 класс фгос

урок по теме «Покрытосеменные» 6 класс ФГОС
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

урок построен согласно требованям ФГОС ОО

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta_uroka1.docx 26.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

г. Калача-на-Дону Волгоградской области

Ф.И.О. учителя: Арькова М.В.

Тип урока: освоение новых знаний и видов учебной деятельности

Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение

Создать условия для формирования представлений об особенностях Покрытосеменных растений, их значение и отличия от Голосеменных.

планируемые образовательные результаты

будут иметь представления об особенностях строения покрытосеменных растений. Получат возможность выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных.

Смогут под руководством учителя ставить учебную задачу; планировать свою деятельность; самостоятельно работать с текстом; переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Осознают уникальность Покрытосеменных и их значение в природе и для человека.

Покрытосеменные, Голосеменные. Жизненные формы . Органы цветкового растения

Учебник «Биология: 6 класс (Пономарев И.Н., Корнилов О.А., Кучменко В.С.), ЭОР учителя к уроку, дидактический материал для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

организация образовательного пространства

для учащихся,формы контроля)

(форма организации познавательной деятельности)

универсальные учебные действия

мотивация и актуализация знаний

Прием: «третий лишний»

1.Найдите лишнее растение на слайде.

2. К какому отделу принадлежат растения, которые вы оставили?

4. какие отличительные признаки этого отдела вы знаете?

Заполните таблицу, по услышанному и пройденному на прошлом уроке материалу, касающемуся отдела Голосеменные.

Оцените правильность выполнения своей работы

работа с информацией, представленной на слайде.

Индивидуальная работа: заполнение таблицы по отделу Голосеменные

Проверка с эталоном

Оценивание себя в листе контроля

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Проявление познавательной инициативы.

Самоконтроль, нахождение ошибок

Оценивание уровня своих знаний

Умение воспринимать информацию от учителя и одноклассников

Постановка учебной задачи

Почему вы посчитали «лишним» изображение на слайде?

У каких растений есть этот орган?

Какие растения мы сегодня будем изучать?

Что мы сможем сделать сегодня на уроке, если изучаемый отдел последний в ряду тех которые мы уже знаем?

Отвечают на вопросы

Формулируют тему урока и записывают ее.

Формулируют цель урока.

Умение ставить цель, планировать деятельность

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы

Открытие новых знаний

Обратите внимание на слайд, что вы можете сказать о местах произрастания этих растений.

Можно ли сказать, что они освоили все среды обитания?

В вашем учебнике автор пишет следующее: « … заселяют различные почвы. Обитают в воде и в пустынях, живут на камнях, стволах других растений, на стенах домов, растут в разных климатических условиях- от жаркого тропического климата до холодных тундр…».

Какой-нибудь другой изученный ранее отдел мог так себя весть?

Почему все это возможно?

Почему Покрытосеменные занимают господствующее положение на планете?

Можем мы уже сейчас точно ответить на этот вопрос?

Можно сказать, что для нас сейчас это проблема?

Да однозначно ответить мы не можем, но предположить –можем. Как будут называть наши предположения?

Источник

разработка урока биологии в 6 кл по теме:»Покрытосеменные растения»
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

разработка урока включает в себя конспект урока и красочную презентацию. Эта разработка может быть использована на уроках биологии в 6 классе.

Скачать:

Вложение Размер
pokrytosemennye.zip 2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока биологии для 6 класса

Учитель: Сентемова А.В. г. Архангельск МБОУ СОШ №62

Тема урока: Покрытосеменные, или цветковые растения

Цель урока: Сформировать представление учащихся о покрытосеменных растениях, их многообразии и значении.

Образовательные: Дать характеристику покрытосеменных растений. Рассмотреть их многообразие. Раскрыть понятия плод, деревья, кустарники, травы как формы цветковых растений, а также понятия однолетние, двулетние и многолетние растения.

Развитие внимания и памяти в процессе изучения нового материала урока.

Продолжить развитие общеучебных навыков.

Развитие культуры речи.

Продолжить формирование умения анализировать и делать выводы, работать с различными источниками информации, в том числе с Интернетом.

Воспитание культуры поведения, умения слушать и слышать других.

Воспитание патриотизма и бережного отношения к природе.

Воспитание самостоятельности через организацию самостоятельной работы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый и исследовательский.

Оборудование: учебник биологии 6 класс (В.В. Пасечник ), компьютеры с выходом в Интернет, проектор, комнатные растения.

Приложение: презентация к уроку «Покрытосеменные, или цветковые растения», презентация «Охраняемые растения Архангельской области»

Тип урока: комбинированный

1. Организационный момент 1 мин.

Присаживаемся на места. Мы начинаем наш урок. Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы узнаете много нового, полезного, и ваша душа еще больше расцветет.

На прошлом уроке мы изучали тему «Голосеменные», давайте вспомним этот материал и ответим на вопросы представленные на экране

  • 1. Почему голосеменные получили такое название?
  • 2. Назовите основные признаки голосеменных растений
  • 3. Назовите примеры голосеменных растений
  • 4. Каково значение голосеменных?

Заслушивание и корректировка ответов учащихся

Отвечают на вопросы домашнего задания устно

3. Изучение нового материала

3.1. Сообщение темы и цели урока

В начале урока я неслучайно сказала, что на сегодняшнем уроке ваша душа еще больше расцветет. Темой нашего урока является «Покрытосеменные, или цветковые растения»

Эпиграф к нашему уроку могут быть следующие слова:

Безмолвные цветы —
Властители пространства,
И жаждой красоты
Живет цветов убранство .

Какие цели мы сегодня должны поставить перед собой при изучении новой темы?

Итак, сегодня мы должны узнать:

  • 1. Какие растения называются покрытосеменными
  • 2. Разнообразие покрытосеменных
  • 3. Места обитания покрытосеменных
  • 4. Значение цветковых.

А еще мы окунемся немного в мир поэзии.

Заслушивает ответы о целеполагании учащихся и делает обобщающий вывод

Записывают тему урока в тетрадь

Высказывают свои варианты целеполагания

3.2. Актуализация знаний

А теперь давайте вспомним:

  • Какие растения называют цветковыми?
  • Признаки низших растений
  • Что такое споровые растения?

Заслушивание ответов учащихся, их корректировка

Отвечают на вопросы учителя

3.3. Новый материал

Покрытосеменные растения, по мнению ученых, произошли от голосеменных растений. Это самая молодая и многочисленная группа царства Растения, насчитывающая более 250 тыс видов.

Рассмотрим признаки покрытосеменных растений. Открыть параграф 17 в учебнике, прочитайте первый пункт и назовите какие можно выделить признаки цветковых?

В тетради запишите признаки цветковых:

  • 1. Есть орган семенного размножения – цветок

Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки,
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.

  • 2. Образуется плод после цветения

Слива в саду отцветает,
Завязи много на ней,
Скоро плоды замерцают,
Неба ночного темней!
Темно-лиловые сливы,
Мякоти вкус неземной…
Сделает сливу счастливой
Год урожайный такой!

  • 3. Внутри плода развиваются семена (т.е. они защищены (покрыты)

Одуванчик придорожный
Был, как солнце золотым,
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым.
Ты лети над тёплым лугом
И над тихою рекой.
Буду я тебе, как другу,
Долго вслед махать рукой.
Ты неси на крыльях ветра
Золотые семена,
Чтобы солнечным рассветом
Возвратилась к нам весна.

И еще несколько строк о цветковых растениях:

Почему цветут цветы,
Это знаем я и ты:
Ведь у каждого растения
Семя есть для продолжения.
Плод созреет, упадет –
Семя в землю попадет.
Потому растут цветы,
Каждый год растут деревья
И приносят нам плоды.

Сообщение нового материала

Заслушивание ответов учащихся, их корректировка

Фронтальная работа с классом

Работа с учебником

Работа с тетрадью

Отвечают на вопросы учителя

Цветковых растений великое множество. Посмотрите на наши комнатные растения в нашем классе, чем они все отличаются?

Итак, растения отличаются друг от друга по многим признакам. Запишите в тетрадь заголовок: «Многообразие покрытосеменных»

Рассмотрим самые основные отличия:

  1. По форме – деревья, кустарники и травы
  2. Место обитания (вода, пустыня, лес, степи, арктическая пустыня)
  3. По размерам (эвкалипты более 100 метров высотой, а ряска очень маленькое растение)
  4. По форме стеблей (прямостоячие, стелящиеся, лазающие и вьющиеся)
  5. По строению корневой системы и форме листьев
  6. По продолжительности жизни (однолетние, двулетние и многолетние растения)

Рассмотрите рисунок 56 в учебнике и сделайте вывод о том, какие растения называют однолетние, двулетние и многолетние.

Сделайте соответствующие выводы в тетради.

Проверим ваши выводы:

Двулетнее растение — травянистое растение , полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев

Многолетнее растение — растение , живущее более двух лет

Сообщение нового материала

Заслушивание ответа одного из учащихся, по необходимости корректировка ответа учителем или учащимися

Запись схем в тетрадь, представленных в презентации

Самостоятельная работа с учебником

Значение покрытосеменных растений:

Скажите, ребята, какую роль играют в природе и жизни человека цветковые растения?

— Действительно роль этих растений огромна, обобщив ваши ответы можно выделить следующее:

1. Пища для человека (овощные, хлебные, масличные, плодово-ягодные)

2. Сырье для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла)

3. Корм для сельскохозяйственных животных

4. Декоративное значение

5. Лекарственное значение

Дома вам нужно было провести исследование о том, какие лекарственные растения есть вашей аптечке или какие растения наиболее часто используются в вашей семье и для каких целей, какое лекарственное действие они оказывают.

А сейчас мы поработаем с Интернетом и заполним таблицу, которая у вас есть после параграфа 17 с 83 и таблица эта же перед вами на экране.

Начертите форму таблицы в тетрадь и заполните её (можно брать в качестве объекта своего исследования лекарственные растения о которых вы знаете.

4-5 примеров растений)

Примечание : если нет возможности работы с Интернетом, то работу можно выполнить дома

У нас еще была назначена на прошлом уроке группа исследователей, которая выясняла какие растения Архангельской области подлежат охране. Они приготовили нам презентацию по этой теме.

Заслушивание ответа одного из учащихся, по необходимости корректировка ответа учителем или учащимися

Заслушивание ответов учащихся о примерах лекарственных растений (фронтальная работа с классом)

Инструктаж по работе с ИКТ

Ответы учащихся на заданный вопрос

Приводят примеры лекарственных растений

Работа в тетради с помощью Интернет-ресурсов (

3.4 Закрепление материала и рефлексия

Итак, сегодня мы с вами изучили общие признаки, многообразие и значение покрытосеменных растений. Всех целей, которые мы ставили в начале урока мы достигли, ну, а на сколько успешна наша работа сейчас мы проверим, выполнив небольшой тест. Вопросы на экране. Отвечать нужно «ДА» или «НЕТ»

  • 1. Отличительный признак покрытосеменных – это наличие цветка и плода (да или нет)
  • 2. Покрытосеменные растения являются автотрофами по способу питания (да или нет)
  • 3. Покрытосеменные растения размножаются семенами (да или нет)
  • 4. Двулетние растения – это растения которые дают плоды и семена только на второй год (да или нет)
  • 5.Какое у вас настроение в конце урока:

(хорошее, плохое, чувство тревоги)

Я думаю, что каждый из вас сегодня получит хорошую оценку за урок. Закончить урок я хочу следующими поэтическими строками:

Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
К примеру, мак проснулся в пять, а лен —
В шесть-семь, а бархатцы — лишь в восемь.
Календула — та в девять. Ну, а сон:
Картофеля — часа в 3 дня уносит,
Тюльпан в 4 дня уж крепко спит,
Мак и кислица в пять во всю зевают.
А лилия садовая твердит:
Они с шиповником лишь в восемь засыпают.
Таинственен, красив цветочный мир.
Войди в него — услышишь утром рано,
Как светлой музыкой наполнился эфир:
Поют луга, овраги и поляны…
Звучит Симфония Цветов! Вдали, окрест —
Глядят «антенны» в Космос повсеместно
Земля — концертный зал, цветы — оркестр,
Цветок — волшебный инструмент оркестра.

Источник

Урок биологии по теме «Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение». 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Задачи урока:

  • углубить и обобщить знания учащихся об особенностях среды обитания, строения и многообразии покрытосеменных растений;
  • раскрыть их преимущество перед голосеменными растениями;
  • показать господствующее положение покрытосеменных в растительном покрове Земли;
  • охарактеризовать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений;
  • раскрыть значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека;
  • обосновать необходимость бережного отношения к покрытосеменным и их охраны.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

  • формирование систематизированных знаний о чертах усложнения организации покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными, о признаках сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных, о приспособленности покрытосеменных к условиям среды и их разнообразии; об отличительных признаках однодольных и двудольных растений;
  • формирование умения выделять существенные признаки покрытосеменных растений, устанавливать их преимущества перед голосеменными; различать однодольные и двудольные растения;
  • объяснение роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

Метапредметные:

  • описание изучаемых биологических объектов, проведение их сравнительной характеристики;
  • формирование и развитие компетентности в области использования интернет — ресурсов.

Личностные:

  • развитие представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнения строения покрытосеменных;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности покрытосеменных растений для природы и человека и необходимости ответственного, бережного отношения к ним и их местообитанию.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: таблицы; живые экземпляры комнатных растений; гербарии; мультимедийная презентация “Покрытосеменные растения”; наборы муляжей плодов культурных растений; Красная книга растений.

I. Организационный момент.

II. Актуализация и контроль знаний о преимуществах семенного размножения; об особенностях строения голосеменных; о многообразии голосеменных; о размножении голосеменных; об экологической роли голосеменных и их значении в жизни человека. (Контроль знаний с использованием таблиц; проверка умения узнавать отдельные голосеменные по гербариям, по шишкам и хвое).

Учитель: Ребята, назовите отделы, входящие в царство растения?

Учащиеся: Моховидные, Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные, Голосеменные и Покрытосеменные. Слайд 3

Учитель: Правильно. С какими из этих отделов мы уже знакомы?

Учащиеся: Моховидные, Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные, Голосеменные.

Учитель: Значит, тема сегодняшнего урока?

Учащиеся: Покрытосеменные растения.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с отделом покрытосеменные. Второе название этих растений — цветковые растения.

III. Работа по теме урока.

1. Общая характеристика отдела Покрытосеменные растения (беседа с демонстрацией гербарий и мультимедийной презентацией).

Учитель: Покрытосеменные растения образуют один из наиболее крупных отделов царства растений (около 240 тыс. видов). Многие виды покрытосеменных вошли в число культурных растений. Слайд 4

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Покрытосеменные, или Цветковые, растения получили такое название? (Отвечают, используя гербарии растений)

Учащиеся: Наличие органа полового размножения — цветка; расположение семяпочек в завязи пестика, развитие плода из завязи.

2. Основные черты отличия покрытосеменных растений от голосеменных.

Самостоятельная работа учащихся с таблицей 2 параграфа 24 учебника. Беседа по результатам работы.

Отличия покрытосеменных от голосеменных:

— опыление производится животными, ветром, водой, возможно самоопыление;

— есть рыльце, способствующее улавливанию и прорастанию пыльцы;

— имеются деревья, кустарники и травянистые формы;

— большинство являются автотрофами, но есть гетеротрофы. Слайд 5

Сходство покрытосеменных и голосеменных:

— многообразие видов. Слайд 6

Учитель: Сопоставление этих признаков свидетельствует о том, что покрытосеменные достигли более высокого уровня эволюционного развития, чем голосеменные. Это дает покрытосеменным растениям возможность произрастать в самых разных условиях окружающей среды. Слайд 7

3. Характеристика классов отдела Покрытосеменные – двудольные и однодольные.

Учитель: Все растения отдела Покрытосеменные разделяются на два больших класса – Двудольные и Однодольные. Слайд 8

Учащиеся с помощью рисунка 124 и таблицы 3 самостоятельно изучают основные различия между двудольными и однодольными растениями. Класс делится на две группы. Одна группа выбирает гербарии однодольных растений, вторая — гербарии двудольных растений. Задача каждой группы: объяснить по какому признаку растение относится к тому или иному классу.

Отличительные признаки двудольных и однодольных растений.

1. Количество семядолей? (однодольные – 1, двудольные – 2). Слайд 9

2. Где находятся запасные питательные вещества? (у однодольных – в эндосперме, у двудольных – в зародыше). Слайд 10

3. Тип жилкования листьев? (у однодольных – параллельное и дуговое, у двудольных – перистое или сетчатое). Слайд 11

4. Строение проводящей системы? (у однодольных – состоит из многих отдельных пучков, у двудольных – имеет кольцевое строение). Слайд 12

5. Тип корневой системы? (у однодольных – мочковатая корневая система, у двудольных – стержневая корневая система). Слайд 13

6. Примеры. (однодольные – пшеница, рожь, овес, лук, нарцисс, ирис и др., двудольные – дуб, береза, яблоня, арбуз, томат и др.). Слайд 14

4. Значение покрытосеменных растений и их охрана.

Учитель: По количеству видов однодольных растений в природе меньше, чем двудольных растений, но значение растений этих двух классов в природе и для человека одинаково велико.

Сообщения учащихся о практическом использовании покрытосеменных растений; о редких видах, которые занесены в Красную книгу.

IV. Закрепление знаний о покрытосеменных растениях, их жизненных формах; о многообразии, строении, роли покрытосеменных в природе и жизни человека. Выполнение задания №1 в рабочей тетради по данной теме.

Учитель: Что нового и интересного вы получили для себя? Где вы можете использовать полученные знания?

VI. Домашнее задание.

Изучить текст, рисунки, таблицы § 24 учебника. Выполнение заданий №3, №4 в рабочей тетради.

Список используемой литературы.

1. Биология: 6 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.

2. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с. : ил.

3. Биология. 6 класс. Опорные схемы: учебное пособие/ О.Н.Хюннинен. – Москва: Дрофа. 2010 г.

Источник

Читайте также:  Растение которое я увидела летом 2 класс