Меню

Ужас цветок ест человека



Маленький магазинчик ужасов

1960, реж. Роджер Корман, Чарльз Б. Гриффит, Мэл Уэллс

Как пишет Дэнни Пири в своем первом томе «Культовых фильмов», в который, разумеется, не могла не попасть картина Роджера Кормана , в 1960 г. на Каннском фестивале показали две американские ленты про евреев. Первая Отто Преминджера «Исход» посвящена созданию государства Израиль; вторая Роджера Кормана «Маленький магазинчик ужасов» . Первая – большой амбициозный проект; вторая – состряпанная наспех жанровая картина. Первая шла в кинотеатрах повсеместно; вторая – ограниченным прокатом. Последняя, конечно, только условно посвящена теме евреев. Однако нельзя не заметить, что большинство персонажей картины – «стереотипные евреи»: владелец магазина; плохо соображающий несчастный наемный работник магазина, его мать-ипохондрик; старая женщина, которая часто заходит в цветочную лавку; другой эксцентричный клиент магазина ( Дик Миллер ). Формально кино про растение-каннибала, но нельзя не заметить, что и другая тема прописана в нем слишком подробно. Вместе с тем, хотя обычно Дэнни Пири часто рассматривает социальнополитические импликации, которые можно сделать в отношении упоминаемых им культовых фильмов, – чем и хороша его книга, – он не делает этого в случае с «Маленьким магазинчиком ужасов» . По его мнению, персонажи в картине настолько стереотипные, что их просто никто не воспримет всерьез. В любом случае, заключает Пири, сегодня – речь шла о 1981 г. – фильм Преминджера представляется «непомерно раздутым спектаклем», в то время как произведение Кормана стало одним из фильмов, определивших историю американского кино.

Роджер Корман действительно много сделал для американского кино. Он не только снял и спродюсировал огромное количество низкобюджетных фильмов, но также и дал дорогу многочисленным талантам, определившим облик Нового Голливуда. Тем не менее в историю культового кино он вошел благодаря «Маленькому магазинчику ужасов» . По сюжету в цветочной лавке Грэвиса Мучника (Мэл Уэллс) работает молодой человек Сеймур Крелбойн (Джонатан Хэйз), он влюблен в коллегу Джеки Одри (Джеки Джозеф), которая также испытывает к нему симпатию. Каждый раз Мучник хочет уволить сотрудника, потому что тот действительно ничего не умеет, в частности, испортил гладиолусы одного из клиентов. Однако Сеймур приносит из дома странное растение, и, если ему удастся вырастить это растение, экзотический цветок привлечет внимание покупателей к магазину. Владелец лавки дает Сеймуру последний шанс – выходить цветок. Вскоре выясняется, что растение питается человеческой кровью и плотью, и, чтобы расти, ему нужно много и хорошо питаться. Сначала оно отведало крови Сеймура и подросло, после чего в магазин набежали покупатели. Затем по случайности Сеймур становится причиной смерти человека и не находит ничего лучше, как скормить остатки мертвеца своему новому «питомцу». Мучник требует рекламы, а растение – еды. У Сеймура нет выхода: придется ублажать босса и кормить цветок. Этот самый императив растения «Накорми меня!» стал мемом и получил широкое распространение в популярной культуре. Однако самый страшный момент в фильме – поход Сеймура к садисту-стоматологу, гладиолусы которого молодой человек испортил. Жестокий доктор намерен ему за это отомстить. А в эпизодической роли пациента-мазохиста в фильме снялся Джек Николсон.

До «Маленького магазинчика ужасов» в 1959 г. Корман снял «Ведро крови», структура сюжета которого во многом воспроизводит историю его следующей картины. В «Ведре крови» главный герой, бедный бездарный скульптор, начинает убивать людей и делать из них скульптуры. Эти скульптуры пользуются спросом среди богемных интеллектуалов – битников. Впоследствии обман, конечно, раскроется. В каком-то смысле это был комментарий Кормана относительно природы искусства и вместе с тем критика доминирующей тогда культуры битников. Если искать в фильме идею, то можно заключить, что творчество трансгрессивно по природе: чтобы преуспеть на ниве искусства, нужно нарушать запреты и выходить за пределы допустимого. В конце концов, скульптор не мошенник – он сам придумал эту концепцию, которая была оценена по достоинству. В «Маленьком магазинчике ужасов» нет богемы. Точно такой же бесталанный молодой человек трудится на непрестижной работе: только такую он смог найти в соответствии со своими способностями. Хотя он и ухаживает за растением и в итоге обретает славу первооктрывателя, сам Сеймур этого не хотел. Цветок вынуждает его убивать. Скорее всего, в этой ленте действительно отсутствует социальная критика, как и предположил Дэнни Пири. Но это не означает, что фильм не несет никакого высказывания: это и сатира на низкобюджетные хорроры, и самопародия одновременно. «Маленький магазинчик ужасов» стал прекрасным подтверждением того, что шедевр можно снять за очень короткий срок и очень ограниченными средствами. Фильм был снят за уикенд. Предшествующий рекорд съемок фильма у Кормана – пять дней. За это время он снял то самое «Ведро крови», свой другой шедевр.

Читайте также:  Цветок трафарет для печати

В начале 1990-х черно-белый вариант «Маленького магазинчика ужасов» неоднократно показывали по каналу «2×2» наряду с другими картинами категории «В», например, «День триффидов», «Ужас». Они определили интерес молодой аудитории, которой посчастливилось смотреть этот канал, к фильмам такого рода, воспитав вкус к культовому кино.

Источник

Дерево-людоед пожирает людей

Верите в подобные легенды?

Когда в XIX веке европейцы приступили к исследованию растительного мира острова Мадагаскар, они обнаружили там более 200 растений, которые нигде больше не встречаются. Поэтому неудивительно, что учёные вполне серьёзно отнеслись к рассказам местных жителей о том, что во влажных тропических лесах растёт дерево, которое способно схватить человека щупальцами, обмазать его липким соком, затем выпить кровь и переварить тело без остатка.

В непролазные дебри на поиски растения-монстра в разное время отправлялись несколько экспедиций, но повезло только немецкому естествоиспытателю Карлу Лихе, который стал свидетелем того, как оно пожирало женщину.

Лихе рассказал, что это дерево выглядело как пальма с толстым стволом в форме ананаса высотой около 2,5 метров. На верхушке торчали узкие 3-метровые листья, похожие на ножи, между которыми росли два листа, напоминающие собой две огромные раскрытые ладони, готовые в любой момент сомкнуться. Вверх и во все стороны от них тянулись тонкие зелёные отростки длиной не меньше 2 метров, а вниз свисали белые змеевидные щупальца-лианы.

Натуралиста привели к необычному дереву местные жители, пообещав показать обряд ритуального жертвоприношения с участием хищного дерева. Действо началось с ритуальных плясок вокруг священного растения-людоеда. Потом из толпы вытолкнули молодую женщину, которую предстояло принести в жертву. Колдуны стали подталкивать её к монстру, выкрикивая заклинания. Очевидно, несчастная заранее смирилась со своей судьбой, потому что ловко вскарабкалась по стволу к верхушке и принялась лизать липкий густой сок, который выступил на листьях в форме ладоней. Вскоре она впала в транс. В это время белые лианы и зелёные отростки стали постепенно приближаться к телу опьяневшей женщины, так что, в конце концов, несчастная оказалась внутри плотного клубка присосавшихся к ней гибких щупальцев.

Прошло ещё несколько минут, и огромные ладони начали медленно и неотвратимо сжиматься, сдавливая жертву. Послышались стоны, потом раздался отчаянный вопль, и по стволу из сомкнувшихся листьев потекла струйка отвратительно пахнущей жидкости, в которой человеческая кровь смешалась с ядовитым соком дерева-вампира. Когда через десять дней натуралист в сопровождении проводника вновь пришёл к растению-людоеду, под ним в траве белели череп и кости — всё, что осталось от человека.

Читайте также:  Как сделать костюм цветка колокольчика

На родине отчёт натуралиста вызвал бурные споры в учёном мире. На Мадагаскар в разное время отправлялись экспедиции для поисков плотоядного растительного монстра. Туземцы долго водили ботаников по лесам, но хищного дерева так и не показали. Его существование осталось под вопросом.

Кровожадное дерево еще в XIX в. было хорошо известно местным жителям, которым оно вселяло ужас. В течение многих веков Мадагаскар называли «землей дерева-людоеда». К. Лихе указывает, что ученые так и не смогли получить образцов этого уникального монстра из царства флоры.

Ну просто не рассказ, а фильм ужасов, да?

Оставлю вас пока наедине с этой милой сказочкой на ночь. А о своих соображениях на этот счет напишу вот здесь .

Источник

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Новости и анонсы

Авторские колонки

Мероприятия

Накорми меня!

Маленький магазинчик ужасов / The Little Shop of Horrors

Жанр: комедия, ужасы

Режиссер: Роджер Корман

Сценарий: Чарлз Б. Гриффит

В ролях: Джонатан Хейз, Джеки Джозеф, Мэл Уэллс, Дик Миллер, Джек Николсон

Похожий фильм:

В 1921-м году немецкий режиссер Фридрих Мурнау снимает фильм «Носферату: ужас ночи», экранизируя роман Брема Стокера «Дракула». Примечательно, что в середину картины, прерывая основное повествование, он вставляет кадры с венериной мухоловкой, называя хищный цветок «вампиром растительного мира». В следующей сцене Мурнау предлагает нашему вниманию жирного паука, который вытягивает соки из пойманной им несчастной мухи. Таким образом «Носферату», в отличие от других фильмов подобной тематики, использует вампира не как персонификацию зла, а как символ окружающего миропорядка. «Дело не в кровавом монстре, — словно говорит нам Мурнау, — а в том, что мир в принципе состоит из поедающих друг друга тварей».

Через сорок лет фильм Роджера Кормана, эстетически максимально удаленный от немецкого кино 1920-х, неожиданно занимает схожие позиции. Вокруг цветка-монстра, постоянно требующего крови («Накорми меня!» — умоляет он), режиссер размещает героев, которые поглощены своими страстями не меньше, чем растение проблемой продовольствия. Это алчный делец с примечательной для владельца магазина, где живет плотоядный цветок, фамилией Мушник; врач-стоматолог, который получает удовольствие от лечения без наркоза; его пациент, маниакально увлеченный болью и жаждущий расстаться с зубами; мать главного героя, причудливо сочетающая в себе ипохондрию и алкогольную зависимость; пожилая дама, чье излюбленное хобби состоит в том, чтобы хоронить многочисленных родственников; нимфоманка, которая не дает герою прохода и в конце концов получает по голове камнем. Безусловный лидер в этом букете из патологий — импозантный клиент магазинчика, который употребляет в пищу цветы непрерывно в течение всего фильма. С его помощью Корман дискредитирует понятие нравственной нормы, доказывая, что она не имеет универсальной ценности и в действительности исходит из пользы для тех, кто ее исповедует. Люди охотно прощают человеку, что он ест цветы, но их ужасает цветок, который ест людей, хотя по сути это одно и то же.

В «Маленьком магазинчике ужасов» размывается грань между человеком и растением. Хозяин цветка, милый недотепа Сеймур, общается с ним, жалуется на жизнь или отчитывает за плохое поведение. Он же дает цветку женское имя — Одри. Эпизод, в котором Сеймур кормит Одри человеческим мясом, Корман монтирует через склейку с эпизодом, где Мушник с аппетитом уплетает осетрину, тем самым ставя знак равенства между двумя процессами. Оказавшись свидетелем кровавой кормежки, шокированный Мушник уже не может продолжать собственный ужин. Хотя сам он только что делал то же самое: употреблял в пищу некогда живое существо.

Читайте также:  Что за цветок долоровое дерево

С точки зрения драматургии цветок является двойником Сеймура или его альтер эго. Между ними установлена прочная взаимосвязь: один не может существовать без другого. В самом начале оба являют собой пример типичных неудачников: цветок скоро зачахнет от голода, а Сеймура вот-вот выгонят с работы, что в американской системе ценностей практически равносильно смерти. Чтобы выжить, человек и растение объединяют усилия. Вскоре мы видим преуспевающего героя и его товарища, разросшегося до невероятных размеров. Аппетиты цветка растут пропорционально его размерам, и Сеймуру приходится удовлетворять их, чтобы не потерять место в магазине. Попытки героя морить цветок голодом кончаются неприятностями для него самого: он ссорится со своей девушкой и попадает под влияние гипноза. В конечном итоге, чтобы остановить чудовище, Сеймуру приходится пожертвовать собой и тем самым понести ответственность за принесенное им в мир зло. Такая вот тяготеющая к классической трагедии развязка.

Но несмотря на это «Маленький магазинчик ужасов» в первую очередь является комедией, полной самобытного кормановского юмора, возникающего на стыке абсурда и пародии. Сочетание серьезности темы, которую поднимает режиссер, и выбранной им для рассказа шутливой интонации в сумме дало очаровательное произведение, возможно, лучшее в наследии Кормана. Шарма зрелищу добавляют Джек Николсон, ярко исполнивший роль пациента-мазохиста, а также классический кормановский актер Дик Миллер в образе обаятельного цветкоеда.

Значение этой малобюджетной, снятой за два с половиной дня ленты, подтверждается наличием двух крупнобюджетных ремейков, один из которых вышел в 1986-м году, а другой, если верить слухам, находится в разработке и уже заручился поддержкой Джозефа Гордона-Левитта в качестве продюсера и исполнителя главной роли. Кроме того, Корман сумел накормить своей замечательной корманойдовщиной даже разборчивую публику Каннского кинофестиваля, где фильм демонстрировался во внеконкурсной программе. И все же, несмотря на популярность и удивительным образом выросшую на почве поспешных съемок и низкого бюджета художественную ценность, не стоит забывать, что в силу возраста и специфической небрежности, свойственной всем малобюджетным ужасам, фильм, очевидно, не сможет достучаться до большей части современных сердец, очарованных дорогими и до свирепости серьезными блокбастерами.

Впрочем, Корману не привыкать к роли маргинала: в «Маленьком магазинчике ужасов» звучат слова, не имеющие отношения к сюжету и напоминающие эстетическое кредо автора, всегда верного собственному творческому почерку, несмотря на то, что кому-то его плоды могут прийтись не по вкусу. Когда в первой части фильма Сеймур приходит домой, голос по радио произносит: «Мы продолжаем программу передач, которую вам уже, наверное, надоело слушать. Ах, вы бы предпочли что-нибудь другое? Но нет — мы будем продолжать в том же духе!». Так что, если вы один из тех, кто предпочитает что-нибудь в вышеописанном духе, то не сомневайтесь: Роджер Корман накормит вас своим фильмом до отвала.

Поддержите DARKER!

Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!

Источник

Adblock
detector