Меню

Вариационный ряд длины листьев растения

Лабораторная работа на тему: «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

«Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Цели: выявить проявления модификационной изменчивости у семян и листьев растений. Научиться составлять вариационный ряд, строить вариационную кривую, вычислять среднюю величину признака, определять норму реакции.

Оборудование: семена подсолнечника, бобы, жёлуди, или листья растений – 20 шт., линейка.

1. Измерьте семена, данные округлите до миллиметров.

2 .Расположите данные в порядке нарастания величины данного признака, обозначьте цифрами наиболее часто встречающиеся величины признака получите вариационный ряд.

3. Запишите полученные данные вариационного ряда в таблицу 1.

4. Посчитайте количество семян с одинаковыми показателями длины.

5 .Полученные данные занесите в таблицу 2. Сверху – варианта (длина в мм.) – внизу количество семян, ( частота встречаемости)

6. Постройте вариационную кривую – отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.

— по оси абсцисс отложите на одинаковом расстоянии отдельные варианты размеров семян фасоли в нарастающем порядке;

— по оси ординат отложите числовые значения, соответствующие частоте повторяемости каждой варианты

— по горизонтальной оси восстановите перпендикуляры до уровня, соответствующего частоте повторяемости каждой варианты;

— точки пересечения перпендикуляров с линиями, соответствующими частоте вариант, соедините прямыми.

7.Вычисление нормы реакции Из максимального значения признака вычислите минимальное. Определите широту нормы реакции.

Определите среднюю величину признака М по формуле:

* V1 – данные (размер семян),

* Р – частота встречаемости (число семян)

*20 – общее количество семян.

Средний размер семян (листьев) М =

Проведите сравнение цифровых данных вариационной кривой и сделайте вывод о частоте встречаемости определенного размера семян.

Ответьте на вопросы:

1. Как называется полученная вами линия? .

2. С каким размером наиболее часто встречаются семена .

1. Длина вариационного ряда свидетельствует о …………………………………………………………………………………………………

2. Графическим выражением модификационной изменчивости признака является…

3. Пределы вариационной изменчивости признака ограничены…………………………………………………………………………………………….

Источник

Составьте вариационный ряд изменчивости семян фасоли или листьев любого растения, постройте вариационную кривую и выявите закономерности изменчивости выбранного признака

Модификационная изменчивость подчиняется определенным статис­тическим закономерностям. Количественные признаки организма: рост, масса организмов, форма листовой пластинки, количество колосков в ко­лосе, молочность коров, яйценоскость кур и др. подвержены значитель­ным влияниям условий среды и поддаются количественному изучению. Для изучения изменчивости определенного признака составляют вариа­ционный ряд: последовательность количественных показателей прояв­ления состояний определенного признака — вариант расположенных в порядке из возрастания или убывания. Распределение вариант внутри вариационного ряда графически изображают в виде вариационной кри­вой, которая иллюстрирует как размах изменчивости, так и частоту встре­чаемости отдельных вариант.

Для примера возьмем длину листьев одного вида, например, дуба черешчатого (или другого растения). Измерим длину предложенных листьев, определим размах колебаний их длины. Допустим, размах колебаний составляет от 50 до 120 мм. Подсчитаем, какое количество листьев имеет ту или иную длину и расположим их в возрастающем порядке — построим вариационный ряд.

Вариационная кривая показывает, что средняя величина листьев дуба черешчатого равна в данном случае 90 мм. Среднее значение при­знака встречается чаще всего, а варианты, которые значительно отли­чаются от средней величины, бывают редко.

Такое распределение объясняется тем, что минимальные и макси­мальные значения развития признака формируются тогда, когда боль­шинство факторов окружающей среды действует в одном направле­нии: наиболее или наименее благоприятном. Но организм, как пра­вило, ощущает разное их влияние: одни факторы способствуют раз­витию признака, другие, наоборот, тормозят, и поэтому степени его развития у большинства особей вида усреднены.

Читайте также:  Березовый деготь с вредителями растений

Источник

Построение вариационного ряда и вариационной кривой

Класс__________ Фамилия, имя______________________Дата_________

Лабораторная работа

«Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Цели: выявить проявления модификационной изменчивости у семян и листьев растений. Научиться составлять вариационный ряд, строить вариационную кривую, вычислять среднюю величину признака, определять норму реакции.

Оборудование: семена или листья растений – 20 шт., штангенциркуль, линейка,

Ход работы

1.

Измерьте семена, данные округлите до миллиметров.

Расположите данные в порядке нарастания величины данного признака, обозначьте цифрами наиболее часто встречающиеся величины признака получите вариационный ряд.

запишите полученные данные вариационного ряда в таблицу 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

2. Посчитайте количество семян с одинаковыми показателями длины. Полученные данные занесите в таблицу 2. сверху – варианта (длина в мм.) – внизу количество семян, то есть частота встречаемости

V варианта

P Частота встреч-ти

3. Постройте вариационную кривую – отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.

— по оси абсцисс отложите на одинаковом расстоянии отдельные варианты размеров семян фасоли в нарастающем порядке;

— по оси ординат отложите числовые значения, соответствующие частоте повторяемости каждой варианты

— по горизонтальной оси восстановите перпендикуляры до уровня, соответствующего частоте повторяемости каждой варианты;

— точки пересечения перпендикуляров с линиями, соответствующими частоте вариант, соедините прямыми.

V Значения признака (в мм.)

  1. Вычисление нормы реакции.

Из максимального значения признака вычислите минимальное. Определите широту нормы реакции.

maxmin=

  1. Определите среднюю величину признака М по формуле:

(v1 х? p1+v2 x p1+v3 x p1 ….)

M = ————————————- ; где. V1 – варианта (размер семян),

20 Р – частота встречаемости (число семян)

20 – общее количество семян.

Средний размер семян (листьев) М =

  1. Проведите сравнение цифровых данных вариационной кривой и сделайте вывод о частоте встречаемости определенного размера семян фасоли.

Ответьте на вопросы:

1. Как называется полученная вами линия.

2. С каким размером наиболее часто встречаются семена фасоли.

Выводы:

1. Длина вариационного ряда свидетельствует о …………………………………………………………………………………………………

2. Графическим выражением модификационной изменчивости признака является…

3. Пределы вариационной изменчивости признака ограничены…………………………………………………………………………………………….

Источник

Презентация «Лабораторная работа №3 «Определение изменчивости у растений. Вариационный ряд, вариационная кривая». Биология, 9 класс

Взаимосвязь инноваций и традиций в развитии современной педагогики

Свидетельство каждому участнику

Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

10 – 12 ноября 2020г 19:00 (МСК)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Биология, 9 класс. Лабораторная работа 3 Тема. Определение изменчивости у растений. Вариационный ряд, вариационная кривая. Матвеенко Анна Борисовна Учитель биологии высшей категории, учитель-методист МОУ «Школа № 30 города Донецка»

Лабораторная работа 3 Тема. Определение изменчивости у растений. Вариационный ряд, вариационная кривая. Цель. Научиться выявлять статистические закономерности модификационной изменчивости. Оборудование и материалы: листья растений, измерительный прибор – линейка. Ход работы.

Рассмотрим предложенное растение, проведем измерение длины 20-ти его листьев, округляя результаты. Построим вариационный ряд. Расположив результаты измерения по возрастающей. Заполним таблицу. Таблица №1. Вариационный ряд длины листьев растения. №из дл см

3. Построим таблицу встречаемости вариант и вариационную кривую. Таблица №2. Встречаемость вариант. M Общее количество измерений n Число вариант V Варианты P Частота встречаемости вариант 20

Читайте также:  Все о растении раковая шейка

Вариационная кривая (На оси ОХ откладывается варианта V, на оси ОУ – встречаемость варианты Р) Р Х V, см

4. Вычислим среднее значение признака (варианты) по формуле: М=__n(Vp) ,где М- среднее значение признака m — знак суммы n – количество вариант V – значение варианты р – частота встречаемости варианты m – общее количество измерений 5. Вычислим ширину нормы реакции, для этого от максимального значения длины листа отнимем минимальное значение: Норма реакции = Vmax — Vmin

Вывод: Модификационная изменчивость – это… Норма реакции — …. Вариационная кривая — …

Выберите книгу со скидкой:

Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.

Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

350 руб. 189.00 руб.

ОГЭ-2020. Биология (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 98.00 руб.

ОГЭ. Биология в таблицах и схемах. Справочное пособие для подготовки к ОГЭ

350 руб. 77.00 руб.

Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки +

350 руб. 1140.00 руб.

Биология. Для тех, кто хочет все успеть

350 руб. 154.00 руб.

Биология. Обязательные понятия, термины школьного курса

350 руб. 74.00 руб.

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Взаимосвязь инноваций и традиций в развитии современной педагогики

Свидетельство каждому участнику

Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

10 – 12 ноября 2020г 19:00 (МСК)

Номер материала: ДБ-399836

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Лабораторная работа «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

Тема: Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.

Цель: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

Оборудование: исследуемый объект, линейка.

Вариационный ряд – ряд изменчивости признака.

Норма реакции – пределы модификационной изменчивости.

Модификационная изменчивость – форма изменчивости, не связанная с изменением генотипа.

Читайте также:  Высшие растения обитают на суше

Измерьте при помощи линейки длину исследуемого объекта. Результаты занесите в таблицу:

Посчитайте количество исследуемых объектов с одинаковыми показателями длины.

Пример:

8 мм – 5 шт

9 мм – 7 шт и тд.

Постройте вариационный ряд, расположив семена в порядке возрастания длины семени.

Постройте вариационную кривую. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину исследуемого объекта, а по оси ординат – значения, соответствующие частоте встречаемости данного исследуемого объекта.

Вычисление нормы реакции

Из максимального значения длины семени вычтите минимальное значение.

Определите широту нормы реакции.

Определение средней величины признака (данные из задания 2)

Вычислите среднюю величину признака по формуле:

М – средняя величина

V – варианта (длина)

p – частота встречаемости (число исследуемого объекта)

m – Общее число измерений

Вывод:

Какие причины повлияли на неоднородность длины исследуемого объекта?

Почему наиболее часто встречаются со средним показателем признака?

Какое значение имеет модификационная изменчивость для организма?

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.

Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Взаимосвязь инноваций и традиций в развитии современной педагогики

Свидетельство каждому участнику

Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

10 – 12 ноября 2020г 19:00 (МСК)

Номер материала: ДБ-1412682

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник