Меню

Вегетативное размножение комнатных растений для детей

Вегетативное размножение комнатных растений

Большая часть комнатных растений успешно размножаются вегетативным способом. Вегетативное размножение растений может выполняться в любое время года. В его основе способность формировать новые стебли и корневую систему из всех частей растения.

Преимущество вегетативного размножения перед другими способами в том, что сохраняется чистота сорта, выведенная селекционерами за долгие годы. Удается передать новому растению окраску и форму цветка, махровость, вид и цвет листьев. Растения, выращенные таким образом, хорошо приживаются и раньше зацветают.

Вегетативное размножение комнатных растений

Цветоводы использую для вегетативного разведения растений надземную часть (черенки, листья, усы, отводки), корень (куст и отпрыски) и подземную часть в измененном виде (луковицы и клубни). В зависимости от используемой части вегетативное размножение выполняется разными методами.

Вегетативное размножение бывает следующих видов:

  • Черенкование стеблей и листьев
  • Деление куста
  • Деление клубня
  • Размножение отростками
  • Укоренение отводков
  • Размножение с помощью усов
  • Луковичное размножение
  • Размножение с помощью отпрысков

Черенкование стебля

Стеблевой черенок или верхнюю часть стебля берут со здорового куста, подлежащего размножению. При наличии тонкой коры используют одеревеневшую часть. Черенки с сочными листками немного подсушивают. Черенки растений с млечным соком опускают в теплую воду до прекращения соковыделения.

Черенкование побегов

Достаточно использовать стебель с 2-3 листьями длиной 10-15 см. Его срезают острым ножом, располагая лезвие под 45°, отступив на 1 см вверх от листовой пазухи. Нижние листья удаляют. Срез обрабатывают древесным углем. Для укоренения используют воду или легкую почвенную смесь. Ее готовят из равных частей песка и торфа.

При укоренении в воде происходит быстрое образование корней. Однако корешки очень нежные и плохо приживаются в почве. После высадки в грунт черенки часто погибают.

Перед высадкой рекомендуется обработать срез стимулятором роста и корнеобразования. Погружают в раствор лишь нижнюю часть, промывают и высаживают.

Как укоренить в почвенном субстрате:

  1. Емкость темного цвета с дренажным отверстием следует заполнить слоем керамзита. Сверху насыпать легкую почвенную смесь
  2. Смесь увлажнить и поместить черенок, заглубив его на 2 см
  3. При укоренении нескольких отростков их располагают на расстоянии 6 см
  4. Уплотнить землю, чтобы исключить воздушные карманы
  5. Сверху завязать прозрачным пакетом с небольшим отверстием для вентиляции
  6. Установить в теплом, освещенном месте
  7. Отросток нуждается в регулярном проветривании, поливе и опрыскивании

Для образования корешков потребуется от нескольких дней до 2-4 недель. После укоренения молодое растение с комом земли садят в отдельный горшок.

Стеблевое черенкование эффективно применяется при размножении фикусов, бальзаминов, карликовых хризантем, гераней, традесканций, филодендронов и других видов растений.

Черенкование листка

Листовое черенкование подойдет для растений, способных пустить корни таким способом. Например, каланхоэ, бегония, фиалка, цеперомия, толстянка, глоксиния, стрептокарпус.

Взять нужно здоровый лист растения с черенком 3-5 см. Срез на черенке располагают под углом. Его помещают в стакан с водой на небольшую глубину до 4 см. Период формирования корешков займет около 2х недель. После появления корешков отросток пересаживают в подготовленный горшок с почвосмесью.

Размножение частью листа

Помимо воды для укоренения используют легкий субстрат или мох сфагнум. Технология в этом случае аналогична стеблевому черенкованию. Край листка должен находится выше земли и не контактировать с ней. Вегетативные стимуляторы для укоренения листков применять не рекомендуется.

Растения с большими листьями можно делить на части и их укоренять. Например, бегонию, алоэ, сансивиерию или стрептокарпус. Отбирают кусочки с ярко выраженными прожилками. Крайнюю часть не используют. Кусочки листа укладывают вертикально на влажном, рыхлом субстрате (можно использовать песок) и закрывают пленкой для создания парникового эффекта. Во время листового размножения горшок находится в теплом, освещенном месте.

Деление куста растения

Отдельные виды бесстеблевых растений с сильной корневой системой успешно размножаются делением куста. Они быстро разрастаются в ширину и при весенней пересадке их рассаживают.

Читайте также:  Противогрибковые средства для комнатных растений

Как выполнить деление:

  • Растение следует извлечь из горшка и очистить от земли
  • С помощью острого ножа поделить на несколько частей с сохранением в каждой 1-2 точек роста и активной корневой системы
  1. Срезы обработать пудрой древесного угля
  2. Части высадить в отдельные горшки с подходящим составом субстрата
  3. В первый месяц после посадки растение требует регулярного полива

Для деления куста подходят комнатные папортники, маранта, хлорофитум, аспедистра, циперус, сансевиерия и другие.

Деление куста

Деление клубня

При вегетативном размножении глоксиний, клубневых видов бегоний пользуются делением клубня.

Взрослый клубень разрезают на части, в каждой должно быть по почке, которая даст молодой росток. Открытый срез обрабатывают фунгицидом или мелким древесным углем. Пару дней деленки подсушивают в теплом месте. Высадку проводят во влажную торфо-песчанную смесь.

Деление клубня

Размножение отростками

На придаточных корнях основного куста формируются боковые отростки, появившиеся рядом с основным растением. Это самостоятельное маленькое растение, готовое к посадке.

Таким способом размножаются сукуленты и кактусы, алоэ, эхмея, вриезия, гусмания, кливия.

Молодые отростки отделяют или срезают тонким лезвием, не задевая материнский куст. Высаживают в маленькие горшочки с грунтом. До укоренения их накрывают пленкой или банкой и притеняют в первые дни.

Укоренение отводков

Способ идеален для размножения ампельных или вьющихся цветов с длинными побегами: хойя, традесканция, плющ, циссус, филодендрон.

Сущность метода состоит в том, что стебель не нужно отделять от матки. Лучше использовать однолетние отростки, а укоренением заниматься весной. Для гарантированного результата укореняют сразу несколько стеблей.

Размножение отводками

Гибкий побег достаточной длины вдавливают в грунт и фиксируют скрепкой или проволокой. Небольшой горшочек размещают на удобном расстоянии от растения-донора и регулярно увлажняют почву.

Укоренение потребует много времени, то для ускорения процесса стебель слегка надрезают в нужном месте.

Жизнеспособность стебля сохраняется за счет связи с материнским растением. После образования корней отделяют стебель, и новый цветок пересаживают в полноценный горшок.

Размножение с помощью усов

Отдельные виды комнатных растений формируют усы, с помощью которых успешно размножаются. Таким вегетативным способом размножается камнеломка плетеносная, нефролепис, толмия, хлорофитум хохлатый. Для укоренения следует поступить также, как и при укоренении отводков. Рядом с основным растением помещают небольшой горшок с легкой почвой и прикапывают ветку уса, зафиксировав шпилькой. После укоренения отделяют и помещают в отдельный горшок.

Луковичное размножение

Возле взрослой луковицы вырастают маленькие луковички-детки. Их отсаживает в отдельный горшок для формирования нового цветка. Отделяют луковички при пересадке материнского куста.

Способ подходит для кливии, комнатной лилии, кринума, зефирантеса, амариллиса, гиппеаструма.

Размножение с помощью отпрысков

На отдельных видах растений типа бриофиллума вырастают микро-растения с воздушными корнями. Отпрыски формируются на краях листьев или центральном стебле, как у суккулентов.

Их осторожно отделяют и высаживают в почву.

Посмотрите также видео по теме:

Источник

Конспект интегрированного занятия «Размножение комнатных растений»

Томилина Светлана
Конспект интегрированного занятия «Размножение комнатных растений»

1. Познакомить с числами второго десятка.

2. Продолжить знакомство детей с многозначными словами

3. Знакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, листья, усами).

Интеграциявидов детской деятельности: коммуникативная и познавательная (в математическом и экологическом направлении) двигательная, продуктивная, опытно-исследовательская.

Предварительная работа: повторить счет до десяти, рассматривание иллюстраций с изображениями комнатных растений, игра — многозначные слова.

Словарь: черенок, усы.

Материалы и оборудование: растения уголка природы: хлорофитум, фиалка, герань, 20 стаканчиков (10 белого и 10 прозрачного цвета,предметы на каждого ребенка: фартук, перчатки, палочки, лейка, земля.

Ход занятия:

1. Мотивационно-побудительный этап.

-Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло посылка, посмотрите какая большая! На ней написан наш адрес. А пришла она от Незнайки. Посмотрим, что находится в посылке. Смотрите тут письмо и пустые стаканчики.

Читайте также:  Комнатные растения уход за ними почва

«Здравствуйте, ребята, пишу вам я, Незнайка, из Цветочного города, от имени всех жителей нашего городка. Ребята, у нас случилась беда. Мой друг, Знайка, подарил всем жителям Цветочного города комнатные растения. Мы были очень рады такому подарку, т. к. вместе с домашними цветами расцвели красотой наши дома. Но вскоре всекомнатные растения погибли. А мы не знаем почему. Поэтому, мы, жители цветочного города, просим вас, подскажите, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Отправляем вам пустые стаканчики от наших цветов, т. к. нам очень грустно на них смотреть. Очень ждём вашей помощи и ваших советов.

С уважением к вам, ваш Незнайка и жители Цветочного города».

2. Организационно-поисковый этап.

Ребята, я предлагаю вам записать для Незнайки несколько рекомендаций, о том, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

Ребята, а почему некоторые растения называют комнатными?

(Дети) Выращивают в помещении (комнате, в специальных стаканчиках, на подоконнике.

А зачем в домах нужны комнатные растения?

(Дети) Они дарят нам свою красоту; украшают нашу группу; они выделяют кислород; очищают воздух от пыли.

Подскажем Незнайке, какие условия, необходимы комнатным растениям, что бы они хорошо росли и радовали всех своей красотой. Вы мне говорите, а я всё запишу.

Какие вы молодцы, отлично знаете, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

Асейчас, следуя вашим рекомендациям, мы с вами сами превратимся в цветы. Попробуем?

Физкультминутка «На окошечке в горшочках»:

На окне в горшочках

К солнцу потянулись,

К солнышку листочки

В солнышке утонут.

Ребята сидят на корточках лицом в круг. Медленно встают. Тянутся на носочках, подняв руки вверх. Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе. Соединяют ладошки над головой. Раскрывают ладошки – бутоны.

Молодцы, ребята. Все ваши рекомендации будут отправлены Незнайке. Но смотрю я на эти пустые стаканчики, и мне самой становится грустно. А вам?

А можем мы с вами сделать сюрприз Жителям города и Незнайке? А что мы можем сделать?

(ответы детей — посадить ратения)

Да, ребята, мы можем посадить комнатные растения и отправить их вместе с рекомендациями.

А сколько же нам нужно посадить комнатных растений? Что необходимо сделать для того, чтобы узнать, сколько растений нам понадобится?

(Дети) нужно посчитать стаканчики, которые прислал Незнайка.

Ребята, мы с вами уже умеем считать до десяти, а многие из вас считают и до 20. А вот знаете ли вы, что числа с 11 до 20 называются числами 2-го десятка?

Посчитайте стаканчики белого цвета? Сколько получилось? (10)

Число десять в старые времена называлось «дцать». Если мы один прозрачный стаканчик положим на десять (дцать) белых, сколько стаканчиков будет — «Один на дцать».

(Дети) А у нас одиннадцать стаканчиков.

Так же образуют числа до 19. (Дети проговаривают самостоятельно)

Если сложить вместе 2 десятка – 2 «дцать», какое число получится в результате?

Повторите ещё раз, как правильно образовывать числа второго десятка

Сколько нам необходимо, посадить комнатных растений? Ещё раз – почему 20?

Итак, мы узнали, сколько комнатных растений нужно посадить. Ребята, посмотрите, какие красивые комнатные растения у нас есть. Мы можем посадить (размножить, такие же комнатные растения? А как можем это сделать?

Дети отвечают (семенами, отводками….)

Правильно, но основной вид размножения комнатных растений вегетативный, т. е. размножение частями растений. А именно

Ребята рассмотрим наши растения. Какие части наших комнатных растений мы можем взять, чтобы посадить новые растения?

Дети отвечают: (отделить отводки)

Черенок- это часть стебля или листа, из которого выращивают целое растение. Черенок должен иметь 3-4 листочка. Приживаются любые части стебля – верхняя и средняя. Срез делают канцелярским ножом наискосок по стеблю. Это новое для нас слово. Повторим его вместе. А еще черенок бывает у лопаты, вил.

Читайте также:  Комнатное растение с желтыми шишечками

Педагог совместно с детьми нарезает черенки герани.

Дети, сосчитайте количество черенков. (5)

Итак, герань мы заготовили. Дети, какие растения нам еще нужно размножить? Дети, а фиалка размножается листьями. Это слово тоже имеет несколько значений, Каких? (бумага, лист дерева).

Сосчитаем количество листов фиалки.

Пять, да еще пять скольуко получилось? (десять, или дцать)

Какое растение нам осталось размножить? (хлорофитум)

У хлорофитума молодые растения на усах, т. е. он размножается усами. У кого еще бывают усы? (человека, у животных, у растения).

Педагог совместно с детьми заготавливает 10 усов хлорофитума.

Дети сосчитайте, количество усов. Сколько всего у нас растений? (Дети считают до 20)

Вспомним, как появились числа 11, 12 и т. д.

Сколько всего получилось растений?

А теперь, мы с вами, можем посадить растения.

А, кто знает, как правильно сажать растения? Что для этого нам необходимо? (проговорить необходимые материалы и инструменты)

Педагог демонстрирует, как правильно посадить растения (Алгоритм).

Сначала нужно сделать углубление палочкой, поместить черенок в улобление земле, землю прижать, но слишком близко к стеблю. И конечно посаженное растение нужно полить. Мы с вами посадили герань.

Педагог в процессе посадки проговаривает с детьми, какие растения, посадили и каким способом их размножают, проговаривают слова черенок, листья, усы.

3. Рефлексивно-коррегирующий этап.

Молодцы дети! Теперь я уверена, что в Цветочном городе будет много комнатных растений. Незнайка и жители города, следуя вашим рекомендациям, я уверена, разведут много красивых комнатных растений.

Ребята, чему мы с вами научились на занятии? Что нового узнали?

Ребята, а кому из вас было сегодня легко на занятии? Почему?

А кто затруднялся? Почему? Какое настроение у вас останется после нашего занятия? Почему?

Конспект занятия «Мир комнатных растений» Целевые ориентиры: Способен устанавливать простейшие причинно-следственные связи между предметами и явлениями, делать обобщения. Испытывает.

Исследовательский проект в средней группе ДОУ «Влияние интенсивности солнечного света на размножение комнатных растений» Совместный исследовательский проект детей и педагогов средней группы «Влияние интенсивности солнечного света на размножение комнатных растений».

Картотека комнатных растений, уход, полив и размножение ФИКУС Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С. Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место,.

Конспект НОД «Вегетативное размножение растений» (подготовительная группа) Цель: сформировать у детей понятие о вегетативном размножении растений, т. е. размножении без семян с помощью побегов, луковиц, корневищ.

Конспект открытого занятия НОД в средней группе «Путешествие в царство комнатных растений» Конспект открытого занятия НОД в средней группе «Путешествие в царство комнатных растений» «Путешествие в царство комнатных растений» Программное.

Конспект занятия по ФЦКМ с использованием ИКТ технологии «Мир комнатных растений» Тема: «Мир комнатных растений» Цель: Закрепить знания названий комнатных растений. Задачи: Обучающие: Расширять представления детей.

Конспект занятия по ФЦКМ «Мир комнатных растений» для средней группы Тема: «Мир комнатных растений» Соломенникова О. А. 66 Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных.

Конспект занятия по экологии «Мир комнатных растений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 Мурманская область, п. г. т. НикельКонспект занятия по экологии.

Конспект занятия «Сравнение комнатных растений герани душистой и бальзамина» в средней группе Конспект занятия «Сравнение комнатных растений герани душистой и бальзамина» в средней группе Цели: Учить сравнивать листья растения по.

План-конспект занятия «Полив комнатных растений» Тема: «Полив комнатных растений». Тип: первично- ознакомительный. Возрастная группа: младшая группа. Цель: формировать умение с помощью.

Источник

Adblock
detector