Меню

Влияние комнатных растений на здоровье детей

Влияние комнатных растений на здоровье детей

Сегодня стало модным выращивать дома различные цветы и растения, так как они не только придают интерьеру красоту и оригинальность, но также дают возможность городскому жителю прикоснуться к живому миру природы и восстановить свое здоровье.

Комнатные растения благоприятно влияют на психоэмоциональное состояние человека, снижают уровень шума, аккумулируют пыль, газы, токсины, тяжелые металлы и самое главное многие из них обладают фитонцитными свойствами. Эти растения вырабатывают биологически активные вещества, которые убивают или подавляют размножение бактерий, простейших, микроскопических грибов и других вредных микроорганизмов. В том случае, если растения подобрать правильно, то можно достичь очищения воздуха от патогенных микроорганизмов на 50%, а 30 минутное пребывание в комнате с такими растениями помогает полностью восстановить защитные силы организма.

Особенно важную роль играют растения в воспитании детей и привлечении их к изучению живого мира. Ведь никому не секрет, что сегодня оторвать детей от экранов компьютеров и телевизора очень трудно. Многие дети знают больше о жизни монстров и героев мультиков, чем о жизни растений и животных. Между тем, комнатные растения могут стать настоящими друзьями ребенка, которые способны доставлять ему каждый день не меньшую радость, чем компьютер и телевизор. Цветущие и лиственные растения в доме — это маленькая зеленая лаборатория, где ребенок знакомится с природой, приобретает много полезных знаний и учится заботиться, поливая, удобряя и купая их. Однако не все растения могут быть полезными для трудового воспитания ребенка и его здоровья, к некоторым растениям надо относиться с осторожностью.

Для ребенка цветок в комнате — это, прежде всего, объект изучения. Поэтому заводить растения в детской комнате надо с учетом того, что малыш обязательно захочет их потрогать, понюхать и попробовать на вкус. Между тем не все комнатные растения могут быть безопасными, есть некоторые виды, в которых содержатся ядовитые вещества, при контакте с ними у ребенка может возникнуть аллергия и даже отравление. Среди растений, которые многие выращивают дома в горшках или ставят в вазу, наиболее опасны олеандр, хризантемы, крокус, гиацинты, ирисы, ландыши, дельфиниумы и нарциссы. Даже вода в вазе, в которую ставят эти красивые цветы, становится очень ядовитой.

Нельзя выращивать в детской комнате растения семейства ароидных. Несмотря на необычайную красоту и популярность, эти растения имеют ядовитый сок, который при попадании на кожу может вызвать отек гортани, слизистой рта и коньюктивит глаз. Наиболее распространенные виды растений семейства ароидных — это антуриум, алоказия, аглаонема, диффенбахия, каладиум, замиокулькас, спатифиллум и другие. Не менее опасны для выращивания в детской комнате растения семейства молочайных — молочай, акалифа, кротон и ятрофа. Смолы молочайных также содержат ядовитые вещества, которые могут привести к отравлениям в тяжелой форме. Конечно, не надо бояться покупать эти цветы или выращивать их, ядовитыми они становятся только при контакте с ними. Просто нельзя их оставлять в детской комнате.

При покупке комнатных растений в специализированных магазинах обратите внимание на этикетку. Если в ней указано, что растение ядовитое, то отказаться от их покупки не стоит, просто ставить их следует не в детскую комнату, а в гостиную и держать его в недосягаемом ребенком расстоянии. Вредное воздействие они могут оказать только при прямом контакте.

Однако есть некоторые сильно пахнущие растения, которые могут вызвать у ребенка аллергию. Это в основном душистые и цветущие комнатные растения. Например, гиацинты, лилии, цикламены, розы, герань. Этих цветов в детской комнате не должно быть много, они могут стать причиной развития у ребенка аллергии на них.

Самыми полезными для выращивания в детской комнате являются фитоцидные растения: алоэ, каланхое, традесканция, фикусы, папоротники, бегонии, лимоны, фуксии, хлорофитум, мирт, гибискус, плосковеточник, аспидистра и лавр. Очень полезно держать в детской комнате для поглощения углекислого газа и выделения кислорода сансивиеру или «щучий хвост», как называют это растение в народе. Многие люди предпочитают выращивать дома хвойные деревья, эвкалипт, можжевельник, кипарис и пальмы.

Все хвойные растения незаменимы для улучшения воздуха в комнате, так как они выделяют полезные для организма отрицательные ионы кислорода, которые нейтрализуют негативное воздействие компьютеров, телевизоров и электроприборов. Специально для выращивания в маленьких комнатах можно купить хвойное деревце — бонсай, которое поможет не только оздоровить воздух, но также прекрасно дополнит интерьер.

Необыкновенно красиво и полезно выращивать в детской комнате азалию, герань, мелиссу, розмарин и монстеру. Эти растения снимают напряжение и усталость, способствуют здоровому сну ребенка. Однако, выращивая их надо помнить о мере. В детской комнате не должно находиться больше одного дерева или двух-трех растений в горшочках. Слишком большое количество растений может отбирать много кислорода и стать причиной развития аллергии у ребенка.

Источник

«Влияние комнатных растений на здоровье детей. Оформление уголков природы в детском саду»
статья на тему

Комнатные растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещений, но и действенным средством в воспитании и образовании детей.

Скачать:

Вложение Размер
d_o_k_l_a_d.docx 19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Д О К Л А Д: « Влияние комнатных растений на здоровье детей.

Оформление уголков природы в детском саду»

Камаева Наталья Николаевна

Воспитатель МБДОУ д\с «Теремок» комбинированного вида

Г.Ардатов, Республика Мордовия

Вряд ли кто-то из нас задумывается над тем, что наше жилище представляет собой экологическую систему. Это действительно Экосистема, но система искусственная. В эпоху технического прогресса, находясь в окружении стекла, железобетона и пластмассы, человек сам того не замечая, загрязняет воздух в жилом помещении. А в нём обнаруживаются различные растворители, пластификаторы, различные аллергены, радиация, табачный дым, микроорганизмы, содержащиеся в красках ,клеях и т.д. Исследования свидетельствуют, что концентрация токсичных веществ в воздухе жилых помещений нередко достигает такой степени, что у людей развиваются заболевания верхних дыхательных путей, бронхиты, аллергические состояния.

Так, американские ученые установили, что от болезней, возникающих в результате влияния токсических веществ, находящихся в воздухе жилых домов и учреждений США, ежегодно умирают тысячи людей. Доказав это, человечество изобретает чудо техники – кондиционеры. Проходит время, и тут ученые приходят к выводу, что даже самые совершенные кондиционеры не могут создать в помещениях воздушную среду, благоприятную для здоровья человека.

Но положение можно изменить, призвав на помощь комнатные растения.

Оказывается, только растения оздоравливают микроклимат закрытых помещений : выделяют кислород и поглощают углекислоту, где её почти в 20 раз больше, чем под открытым небом, увлажняют и очищают воздух от микробов и пыли, смягчают производственный шум. Кроме того, бодрящий аромат, испускаемый комнатными эфирномасличными растениями, которые насыщают воздух фитонцидами, может улучшить наше самочувствие, повышать функциональную активность организма, стимулировать его работоспособность и защитные силы. Растения оказывают и благотворное эмоциональное воздействие: красота и разнообразие форм и окраски влияют на чувства человека, помогают снять нервное и физическое напряжение. Правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения, в свою очередь, придают и помещению своеобразный калорит, создавая определенный комфорт.

Итак, какие же декоративные растения полезнее иметь в закрытых помещениях.

Мы все хорошо знаем, что растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Действительно, десяток комнатных растений способны значительно улучшить состав воздуха в помещении. Лучше других в этом помогут растения с максимальной поверхностью зеленых листьев, гораздо меньшими возможностями создавать нужную нам атмосферу обладают активно цветущие и растения и пестрыми листьями. К группе, так называемых санитаров, обильно выделяющих кислород, относится традесканция, финиковая пальма . Если в помещении много синтетических отделочных материалов и мебели из древесно-стружечной плиты, следует позаботиться о растениях, активно поглащающих загрязняющие воздух выделения. С этими проблемами хорошо справляются фикус Бенджамина, сциндапсус, хорофитум, плющи, традесканции. Они прекрасно очищают воздух от опасных для нашего здоровья бензола и формальдегида. Кстати, хлорофитум ученые предлагают для очистки воздуха в космических кораблях. Эти растения рекомендуется держать и на кухне. За час горения газовой плиты концентрация угарного газа и двуокиси азота становится такой, что она значительно превышает норму, допустимую, например, на химических заводах.

В холодное время, когда работают системы отопления, воздух в помещениях становится слишком сухим, что не лучшим образом сказывается на нешем самочувствии. Комнатные растения помогают и в этом случае, поддерживая относительную влажность воздуха на уровне 4—50%. Важно отметить, что делают они это лучше различных технических устройств. Лучшими увлажнителями являются бывшие жители болот – калла или циперус .

Учеными доказано, что комнатные растения способны уменьшить в помещении содержание патогенных микроорганизмов на 80-90%. Вопрос этот весьма актуален в связи с возрастающей загрязненностью общественных закрытых помещений. Чего там только нет – и золотистый стафилококк, и туберкулезная палочкаКоха, и даже возбудители бытового сифилиса. Наибольший бактерицидный эффект в отношении микроорганизмов оказывают

Лавр благородный, комнатный лимон, китайская роза(гибискус), аукуба,антуриум, пеперомия, комнатный виноград(ройциссус ромбический), сансевьера, бегония белопятнистая, все виды домашних гераней, из суккулентов – алоэ, молочаи,толстянки, каланхоэ. Несколько меньший эффект у пилеи Кадье и диффенбахии пестрой. Как квар-

цевая лампа действует и бегония ярко красная, убивая чуть ли не половину всех микробов. Поэтому она особенно полезна в детских комнатах, среди детей, подверженных простудными заболеваниями – фитонциды повышают бактерицидную энергию воздуха. Механизм этого явления связан с трансформацией молекул азона возбужденные молекулы кислорода – азониды способны разрушать структуры патогенных микроорганизмов. Бактерицидные свойства возду-

ха, содержащего фитонциды, обуславливают и такую его характеристику как свежесть. Свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Однако воздух может быть чистым, но не свежим. Например, при кондиционировании воздуха за счёт уменьшения содержания азона и трансформации ионов резко снижается его бактерицидная энергия.

Воздух, насыщенный фитонцидами, очень полезен и для больных ( напр., при заболе-

ваниях верхних дыхательных путей и легких) и для здоровых. При повышенной склонности к заболеваниям верхних дых. Путей положительный эффект может оказать создание уголка отдыха в д/садах из такой группы растений : хлорофитум, папоротник, плющ, кит.роза, традесканция, лимон.

Природа будто знала , какие болезни поразят человека и приготовила растения, фитон-

циды которые их излечат. Так напр. фитонциды лавра обладают целительными терапевти-

ческими свойствами, успокаивают центральную нервную систему, оказывают спазмолити-

ческое действие, помогая при стенокардии. Комнатный лимон полезен лицам с повышенной кислотностью и заболеваниями верхних дых.путей и легких, сердечно-сосудистой системы. Тем у кого повышена возбудимость нервной системы, полезно иметь в комнате герань душистую. Вдыхание её аромата успокаивает, улучшает сон, а у гипертоников – снижает артериальное давление. К группе «врачей» относятся и такие растения, как традесканция, герань, кактусы. Собирая отрицательную энергию они умеют её перерабатывать и затем снова отдавать нам, людям, что способствует хорошему самочувствию.

Но существует и целая группа растений, опасных для человека. Растения – вампиры: монстеры выкачивают из нас всю полезную энергию «пьют нашу силу». Столь же опасны кипарис и туя, древние считали их деревьями смерти.

Нужно не забывать и то, что некоторые растения ( такие как герань, примула ) могут вызвать аллергические реакции, индивидуальная непереносимость проявляющиеся острым насморком (ринитом), светобоязнью, ухудшением самочувствия, головной болью и высыпаниями на коже, а в более тяжелых случаях приступами астмоидного бронхита, бронхиальной астмы. Я оговорюсь, у большинства же людей эти растения не вызывают никаких отрицательных явлений.

Есть несколько растений, при выращивании которых в помещениях следует соблюдать большую осторожность. Олеандр, диффенбахии, фикусы, некоторые молочаи имеют ядовитый белый млечный сок, поэтому следует стараться не трогать листья и стебли, а если это произойдёт – тщательно вымыть руки с мылом. Особенно нужно беречь от сока глаза. Где есть маленькие дети, не следует выращивать в комнатах и растения с яркими и красивыми плодами, напр., паслён или солянум , который осенью бывает украшен оранжевыми ягодами – они не сильно ядовиты, но всё же вызывают неприятные явления.

Одно из наиболее распространённых заблуждений неподготовленных людей заключается в том, что комнатные растения считают вредными для здоровья, т.к. растения выделяют углекислый газ. Но дело в том, что днем на свету в процессе питания все зеленые растения поглащают углекислый газ и выделяют кислород. Ночью же, в темноте, они действительно выделяют углекислый газ , но в таких незначительных количествах, что это никак не может отразиться на здоровье человека. Например, средних размеров экземпляр

комнатного фикуса выделяет за сутки углекислого газа раз в 500 меньше, чем человек, в то же время находящийся в комнате.

Хочется отметить и то, что многие комнатные растения обладают лекарственными свойствами . Алоэ обладает бактерицидным действием и повышает аппетит, применяют для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрите, при рините и гайморите. Каланхоэ перистое используют для лечения незаживающих ран, трофических язвах, пролежней, глазных болезнях. Размятый лист растения можно приложить к больному зубу, а также к ожогам, нарывам. При закапывании сока в нос излечивает упорный насморк. При порезах помогает и молочай (эуфорбия ), достаточно капнуть сок на ранку. Герань используют для лечения бессонницы.

Итак, я подвожу итог – для озеленения детских учреждений можно использовать многие виды цветущих и декоративно-лиственных растений ,а лучше всего выращивать простые нетребовательные растения ( традесканции, бальзамин, хлорофитум и другие), легко и обильноцветущие, уход за которыми доступен детям. Исключение составляют растения, имеющие колючки ( это виды молочаев и кактусов ) или содержащие аллергены и алколоиды ( примула, олеандр, лавровишня, диффенбахия ), растения с яркими плодами – аглонема, солянум, однолетний перец .

При оформление групповой комнаты применяю такие виды озеленения, при которых растения не мешают подвижным играм детям. Растения размещаю таким образом, чтобы дети могли сами наблюдать и ухаживать за ними. Для этого растения располагаю в напольных цветочницах, напольных полочках и располагаю в зонах отдыха и уголке природы. В зависимости от видовой принадлежности некоторые растения группирую и высаживаю в широкую плошку, так создана композиция из суккулентов ( стапелия, хавортия, эчеверия и др.) в дальнейшем это служит демонстрационным материалом в учебном процессе.

В заключении хочу сказать, что комнатные растения в интерьере детских учреждений играют особую роль : они являются не только украшением помещений, но действенным средством в воспитании и образовании детей. Работа с комнатными растениями расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за ними, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира.

Источник

Значение комнатных растений для укрепления здоровья дошкольников

Марина Тараканова
Значение комнатных растений для укрепления здоровья дошкольников

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического, интеллектуального, нравственного и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

В последнее десятилетие во всем мире замечается тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные факторы – плохо воздействуют на здоровье людей.

Известно, что воздушная среда и в помещении далека от идеала. И это не случайно, ведь мебель из ДСП и синтетики выделяет формальдегид. Электромагнитные поля от бытовых приборов нарушают ионный баланс, и в воздухе начинают крутиться положительно-заряженные ионы, которыми нам и особенно детям совсем не желательно дышать. Прибавьте к этому «воздушному коктейлю» всевозможные бактерии и вирусы.

Возникает вопрос: что же сможет нам помочь сделать здоровым климат в группе детского сада? И ответ прост – это комнатные растения, которые выделяют в воздух определенные вещества, очищают, увлажняют его, оказывая то или иное воздействие на организм взрослого и ребенка.

Конечно, природное окружение в дошкольных учреждениях своим многоцветием красок оказывает благоприятное влияние на физическое и психическое состояние дошкольников. Но подходить к выбору растений надо очень серьезно и основательно.

Значительного улучшения воздуха в помещении можно добиться, озеленяя их определенными видами растений. Самое главное – знать как они «работают» на человека.

Давайте посмотрим, какие комнатные растения могут служить для оздоровительных целей — это:

Хлорофитум – обладает потрясающим очистительным эффектом, поглощает формальдегиды.

Нефролепис (папоротник)растение с сильнейшей энергетикой, тонизирует нервную систему, помогает от стрессов.

Фикус – благодаря своим фитонцидным свойствам очищает воздух в комнате от токсинов.

Аспарагус – поглощает частицы тяжёлых металлов.

Бальзамин — улучшает микроклимат в помещении.

Драцена – её можно отнести к самым мощным зелёным фильтрам. Она способна поглощать такие яды, как бензол, формальдегид, и обезвреживать их.

Фиалка – повышает влажность воздуха в комнате.

Бегония, монстера – уменьшают количество вредных микроорганизмов в воздухе.

Цитрусовые, аглонема — в помещении, где они растут, количество микробов в воздухе сокращается в несколько раз! Причем аглонема убивает даже стрептококковую инфекцию.

В группе можно создать копилку советов «Зеленого доктора», которыми при желании могут пользоваться родители.

Ознакомление с комнатными растениями – это один из этапов в общей работе по формированию экологической культуры дошкольников.

Начиная работать с дошкольниками по теме «Комнатные растения», нужно прежде всего сформулировать такие задачи, чтобы дошкольники активно стремились к общению с природой и самостоятельно проявляли заботу об обитателях уголка природы и растениях в частности:

1. Расширять знания детей о комнатных растениях.

2. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

3. Формировать экологические представления детей о значении растений для здоровья людей.

4. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

Для решения поставленных задач использовались разные направления работы:

1. Использование экологических зон для укрепления здоровья, т. е. подбор растений в уголок природы для оздоровительных целей.

2.Планирование воспитательно-образовательной работы по направлениям:

Работа с родителями:

Опрос родителей по вопросам: Есть ли у вас дома комнатные растения? Ухаживают ли дети дома за комнатными растениями?

Консультации для родителей: «Зеленый доктор». «Какие растения нужны в детской комнате и др.

Акция: «Подари цветущее растение группе»

Работа с детьми:

Рассматривание демонстрационного материала: картины и плакаты из серии «Комнатные растения»

• Наблюдение и уход за растениями в уголке природы.

Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Огонек», А. Латулина «Комнатные цветы», Б. Заходер «Алоэ», М. Марусин «Фикус».

Продуктивная деятельность: «Рисуем растения нашей группы», «Лепим горшочек для цветов», «Цветущая герань» (аппликация, «Цветок» (конструирование из бумаги)

• Проведение целевых прогулок в другие группы д/с

Игры: «Собери цветок», «Что изменилось», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрешка», «Найди растение по названию», «Чего не стало», «Опиши, я отгадаю», «Горячо — холодно»

• Отгадывание загадок о комнатных растениях

• Беседа «Правила ухода за растениями»

Работа педагогического коллектива:

• Паспортизация комнатных растений в группе.

• Смотр уголков природы в группах.

Консультация для педагогов: «Подбор комнатных растений и их размещение в группе»

Трудно переоценить значение комнатных растенийв решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника. Разнообразие оттенков, цвета и форм листьев, цветов, стеблей растений, почти не прекращающийся рост в течение года, делает их ценным

Активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому. Ведь общение с природой в практической повседневной жизни – это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья детей.

Комнатные растения – это источник красоты, здоровья, доброты, хорошего настроения,

Использование комнатных растений в экологическом образовании дошкольников Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет разнообразное значение для детей и взрослых, пребывающих в нём достаточно длительное.

Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Наш детский сад активно работает по сохранению и укреплению здоровья детей. Ведь здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается.

Использование малых фольклорных жанров в трудовой деятельности старших дошкольников «Посадка черенков комнатных растений» Совместная трудовая деятельность в подготовительной группе из серии по теме: «Использование малых фольклорных жанров в трудовой деятельности.

Карточки-схемы для комнатных растений Уважаемые коллеги! Хочу предложить вам карточки-схемы, для комнатных растений. Знакомя дошкольников с комнатными растениями и уходом за.

Композиции из комнатных растений Забудьте расхожее мнение, что для выращивания растений нужна «легкая рука». Выращивать наиболее распространенные виды и делать их привлекательными.

Конспект НОД «Царство комнатных растений» средняя группа Конспект НОД по экологии в средней группе «Царство комнатных растений» Цели: формировать понятие «комнатные растения», умение сравнивать.

Конспект занятия по посадке комнатных растений в подготовительной группе МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11 Конспект занятия в подготовительной группе «Комнатные растения» (посадка комнатных растений).

Проект «Мир комнатных растений» Проект «Мир комнатных растений» подготовлен для детей дошкольников в возрасте от 4-5 лет. Актуальность. Наличие комнатных растений в помещении.

Проект в средней группе «Мир комнатных растений» В средней группе с 19 по 30 января, был проведён краткосрочный проект «Мир комнатных растений». Срок реализации проекта: 19.01.2015. – 30.01.2015.

Занятие в подготовительной группе «В мире комнатных растений» В мире комнатных растений Цель: Закрепить представления о комнатных растениях (названия, признаки живого организма) и способах ухода за.

Источник

Читайте также:  Все комнатные растения мира по алфавиту
Adblock
detector