Меню

Вода и жизнь комнатные растения

Исследовательская работа «Вода — источник жизни растений»

Цель исследования: узнать о роли воды в жизни растений.

Скачать:

Вложение Размер
Исследовательская работа «Вода — источник жизни растений». 694.4 КБ

Предварительный просмотр:

младших школьников «Первые шаги»

Направление ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

Выполнила ученицы 3а класса

МБОУ «Бирюковская СОШ»

Руководитель — учитель начальных классов

Кубеева Айгюль Саясатов

1 ЗАЧЕМ РАСТЕНИЯМ НУЖНА ВОДА ? ……………………………………………….

3 КАКОВА ПОТРЕБНОСТЬ РАСТЕНИЙ В ВОДЕ?………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ВОДА НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕРАЗВИТИЯ И ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ……………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КАК РАСТЕНИЯ ПЬЮТ ВОДУ ……………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 СКОЛЬКО ВОДЫ ТРЕБУЕТСЯ РАСТЕНИЯМ………………………

Мы живём в городе Астрахань. Нам нравится наш город летом, когда он украшен цветами, высаженными на клумбах. Наверное, поэтому в моей семье и у многих знакомых на подоконниках большое количество комнатных растений. Мы ценим их и как украшение, и за то, что они очищают пространство вокруг себя, создают атмосферу комфорта и уюта, несут в себе частичку лета. Мама зачастую просит меня полить комнатные растения, а раз в неделю опрыскать теплой водой. Она говорит, что они тоже хотят пить. А действительно, неужели растениям также как человеку нужна вода? Но как растения поглощают воду, и как она попадает в листья? Все ли растения пьют воду одинаково? Нам интересно найти ответы на эти вопросы путем исследования и о своих результатах рассказать своим сверстниками на уроках окружающего мира.

Цель исследования : узнать о роли воды в жизни растений.

  1. изучить литературу о питании растений;
  2. определить потребность в воде у растений;
  3. провести наблюдения и исследования и сделать выводы;
  4. обобщить результаты.

1). если растение не получает воды, то оно погибает;

2). растение «пьёт» воду;

3).чем больше листьев у растений, тем больше ему требуется воды.

Объект исследования: комнатные растения, срезанные цветы, листья растений.

Предмет исследования: вода — необходимое условие для развития растений

  1. чтение книг, поиск в Интернете;
  2. эксперимент;
  3. наблюдение;
  4. анализ и обобщение результатов .

Опытным путём я хочу показать, что растениям необходима вода; растения как и человек тоже относятся к живой природе. Планирую познакомить с результатами своих исследований одноклассников. Привлечь их к работе по выращиванию и уходу за комнатными растениями.

1 ЗАЧЕМ РАСТЕНИЯМ НУЖНА ВОДА?

Из детской энциклопедии «Хочу всё знать» я узнала, что растение на 80 % состоит из воды. Она входит в состав, как самого растения, так его семян и плодов. А ещё вода действует как растворитель для минералов, которые находятся в почве и с поглощением воды из почвы, минералы также поступают в организм растения. Вода, испаряясь через листья, охлаждает растения в жаркие и солнечные дни. Но как только растение перестает получать воду, а вместе с ней питательные вещества оно начинает увядать. Чтобы эту информацию проверить, надо провести эксперимент.

Подготовка: Выбрала здоровое комнатное растение – Женское счастье, полила и разрыхлила почву. Ознакомилась с состоянием растения: цвет листьев насыщенный, сверху, снизу темно-бардовый.

Описание исследования: В течение трех недель я наблюдала за комнатным растением. Две недели был прекращен полив растения и рыхление почвы. Все наблюдения за изменениями состояние растения и почвы записывала в дневник. Через две недели растение практически погибло, осталось пара листиков сверху. Затем возобновила полив и рыхление почвы. Растение стало восстанавливаться, вновь расти, через 4 дня появились маленькие листочки, но ещё очень слабые и бледные (Приложение 1).

За время наблюдения я выяснила, что растениям необходима вода, регулярный полив для хорошего роста и развития. Растение начнет постепенно увядать, если не будет получать нужное для жизни количество воды. Таким образом, гипотеза: если растение не получает воду, то оно погибает — подтвердилась.

2 КАК РАСТЕНИЯ ПЬЮТ ВОДУ?

В сети — Интернет мы прочитали, что листья, как и корни растения, обладают сосущей силой. Стебли и листья большинства растений имеют капилляры (такие тонкие трубочки), по которым вода поднимается от корней вверх к листьям. Они поглощают воду и питательные вещества с помощью трубочек – сосудов, идут вдоль стебля от корней к листьям, и вода движется снизу вверх. Это называется капиллярный эффект. Происходит капиллярный эффект потому, что давление воздуха на жидкость в стакане больше давления внутри стебля или листа. У всех растений эта система одинакова . Чтобы в этом наглядно убедиться, как поднимается вода, решили провести эксперимент с капустными листьями и посмотреть, как растения «пьют», как вода поднимается вверх.

Для эксперимента стаканчик наполнили водой, добавили в неё пищевой краситель: красный. Поместили в стакан капустный лист. Стали наблюдать. Первый результат увидели уже через час: на нижних частях капустного листа, показались прожилки бледно-розового цвета. А на следующий день прожилки всего листа полностью окрасились в красный, цвет. Значит, вода постепенно поднимается по растению вверх, окрашивая его все выше и выше.

Затем мы рассмотрели разрезы листа через лупу и микроскоп и обнаружили окрашенные красителем тонкие трубочки, проходящие по длине листа. Это сосуды растений – капилляры, по которым вода и поднимается. Так растение пьёт воду. (Приложение 2)

В результате проведённого эксперимента гипотеза про то, что растения «пьют» воду подтвердилась.

3 КАКОВА ПОТРЕБНОСТЬ РАСТЕНИЙ В ВОДЕ?

Итак, мы узнали, что растения обладают некоторыми «волшебными» способностями, которые помогают им жить даже тогда, когда их срезают. Именно этим свойством мы пользуемся, когда составляем букеты из цветов и ставим их вазу с водой. В тоже время, мы обратили внимание на то, что даже срезанные растения поглощают колоссальное количество воды. А от чего зависит количество потребляемой воды? Наблюдая за комнатными растения, мы заметили, что растения с более крупными и листьями требуют большего и частого увлажнения почвы, чем те у которых листьев немного и они меньше. Поэтому мы предположили, что потребность в воде связана с количеством и размером листьев у растений.

Подготовка: Приготовили два одинаковых срезанных цветущих растения – хризантемы, две бутылки с пробками. В пробках бутылок сделала отверстия, чтобы входил стебель. Наполнил бутылки одинаково водой. Сделали отметки на бутылках по уровню воды. У одного растения удалила все листья. Вставили оба растения в емкости с водой. (Приложение 3)

Стали наблюдать за уровнем воды в бутылках. В течение первых суток вода в емкостях стала уменьшаться, это означает, что растения поглощают воду. Через три дня заметили, что в бутылках уровень воды немного отличается. На пятый день разница в количестве поглощаемой растениями воды абсолютно разная. В той бутылке, где листья были удалены, воды осталось больше.

Значит, наше предположение, что чем больше листьев у растений, тем больше ему требуется воды, подтвердилось.

Проведенная исследовательская работа позволила сделать следующие выводы: растениям необходим регулярный полив для хорошего роста и развития, иначе оно может погибнуть;

растения «пьют» воду, она поднимается по капиллярам снизу вверх;

потребность растений в воде зависит от количества и размера листьев.

Тема исследования «Вода — необходимое условие для жизни растений» заинтересовала нас.

В ходе работы возникли ещё вопросы, связанные с необходимыми условиями развития растений. Поэтому мы решили, что в будущем продолжим изучение. Хотим сами выращивать необычные растения, родом из разных уголков нашей планеты и наблюдать за их развитием.

Источник

Проект в старшей группе детского сада «Вода в жизни комнатных растений»

Александра Алексеева
Проект в старшей группе детского сада «Вода в жизни комнатных растений»

Проект старшей группе детского сада по теме «Вода в жизни комнатных растений»

Введение

Воспитательное значение природы трудно переоценить: общение с природой положительно влияет на человека и будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль её в воспитании детей.

Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, любви и бережного отношения к ней.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему миру. Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными.

Удовлетворить любознательность, не подавить при этом интерес к познанию мира, формировать необходимые представления о нём, прививать навыки активности и самостоятельности мышления есть важная задача работы с детьми.

Актуальность проекта

Главное достоинство проекта в том, что в основе его лежит уникальный метод обучения дошкольников — метод экспериментирования, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Вид проекта: Познавательно-исследовательский, информационно-практический.

Тип проекта: краткосрочный.

Сроки реализации: 20.01.2020-03.01.2020.

Цель: Выявить роль воды и ее количества в жизни растений.

Задачи:

— Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними.

— Расширять представления детей о значении воды для жизни растений.

— Развивать логическое мышление, умение выдвигать гипотезы, выявлять причинно – следственные связи, делать выводы.

— Закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

— Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, желание заботиться о них.

Материалы и оборудования: 3 одинаковых ростка апельсинового дерева, лейки, вода.

Гипотеза: Растение нужно поливать умеренно, а если поливать сильно или не поливать – растение погибнет.

Объект исследования: ростки апельсинового дерева.

Предмет исследования: влияние объема полива на жизнь растения.

Предполагаемые результаты:

Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Дети узнают правила ухода за комнатными растениями и познакомятся с последствиями неправильного ухода.

Дети научатся называть части растения, узнают о роли воды в жизни растений.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап.

Знакомство детей с комнатными растением- ростком апельсинового дерева, показать части ростков (стебель, листья, корень).

Постановка цели и задач проекта, выдвижение гипотезы.

2. Основной этап.

• «Вода в жизни растения».

• «Уход за апельсиновыми деревьями в комнатных условиях».

Все цитрусовые любят влагу. В силу этого, ни в коем случае нельзя допускать пересыхания почвы. Летом апельсин поливают ежедневно, зимой немного сокращают объем и частоту: раз в пять или десять дней. Все зависит от температуры содержания.

Апельсин, как представитель цитрусовых, предпочитает климат «бани». Одним словом, влажность воздуха должна быть максимально близка к 90%. Опрыскивать растение нужно каждый день и не по одному разу. Кроме этого, рядом с цветочным горшком следует размещать дополнительные емкости с водой.

Если при этом воздух в комнате остается сухим, не исключен вариант использования специального увлажнителя воздуха.

Поливы выполняются исключительно хорошо отстоявшейся водой.

Апельсины долго могут не проявлять признаков нехватки воды. Только в случае критического обезвоживания его листья теряют былую упругость и опускаются.

Повторение алгоритма ухода за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, опрыскивание из пульверизатора, протирание пыли с листьев).

Полив ростков апельсинового дерева:

1-й росток поливали обильно;

2-й росток поливали умеренно;

3-й росток не поливали.

Перед каждым поливом дети оценивали состояние растений и делали промежуточные выводы.

На первой неделе исследования все три растения выглядели одинаково.

На второй неделе у третьего ростка листья потеряли упругость и начали сереть, второй росток выглядел хорошо.

На третьей недели исследования первый и второй ростки иссохли и почернели, второй росток выглядел хорошо.

3. Заключительный этап

Подведение итогов, формулирование выводов.

Выводы:

1. Росток апельсинового дерева состоит из стебля, корня и листьев.

2. Вода нужна растениям для жизни, она обеспечивает приток питательных и минеральных веществ растениям; прорастание семян зависит от наличия воды. Водные растворы, наполняющие клетки и межклетники, обеспечивают растению упругость, таким образом, растение сохраняет свою форму.

3. В ходе проекта проведен опыт по усвоению комнатными растениями воды. 1-й росток, который поливали обильно и к третьей недели исследования он погиб, из чего можно сделать вывод о том, что обильный полив убивает растения. 2-й росток поливали умеренно и на протяжении всего эксперимента он выглядел хорошо. 3-й росток, который на протяжении всего эксперимента не поливали, он погиб еще на второй недели эксперимента.

4. Гипотеза о том, что растениям нужен умеренный полив, а обильный полив или отсутствие полива приводят к гибели растения полностью подтвердилась.

Прикреплённые файлы:

proekt-voda-v-zhizni-rastenii_rbv85.pptx | 17159,11 Кб

Паспорт комнатных растений Уголок природы в детском саду, как это важно! Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет.

Индивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизни Из цикла «Отдыхаем и развиваемся» Возле красивого озера нам с малышом предстояло прожить две недели. Я планировала посвятить часть времени.

Исследовательский проект в старшей группе (5–6 лет) детского сада «Наступила ли весна?» Тема проекта : Формирование проектно-исследовательских умений и навыков детей в процессе обобщения знаний о сезонных изменениях в природе.

Конспект НОД «В царстве комнатных растений» Конспект НОД на тему: «В царстве комнатных растений». Программное содержание: расширить и систематизировать знания о комнатных растениях;.

Конспект ООД по экологии в средней группе «Мир комнатных растений» Тема: «Мир комнатных растений». Цель: Формировать знания о комнатных растениях. Задачи: расширять представление детей о комнатных растениях,.

Конспект занятия во второй младшей группе «Красивые салфетки для комнатных растений» (декоративная аппликация) Цель: выполнение декоративной аппликационной работы. Задачи: учить детей раскладывать на бумаге заранее приготовленные.

Методическое пособие для детского сада «В царстве лекарственных растений» Содержание Введение ….2 Пояснительная записка…. 3 Задачи методического пособия….4.

Проект «Кормушка для пичужки» в старшей группе детского сада. Посещение библиотеки им. В. М. Шукшина В этом году двери нашей группы открылись для новых воспитанников – участников моих новых публикаций. Я уверена, что на моей страничке появится.

Проект «Вода в нашей жизни» в разновозрастной группе Проект «Вода в нашей жизни» в разновозрастной группе Паспорт проекта «Вода в нашей жизни» 1. Организация: МАДОУ «Октябрьский детский.

Источник

Роль воды в жизни растений

Состояние каждого живого организма напрямую зависит от правильности ухода за ним. Растения исключением не являются. Тепло, свет, воздух, питание – это основные условия для развития и роста зеленых представителей живого мира. Безусловно, важна и вода, ведь именно эта жидкость – источник жизни на нашей планете.

Роль воды в жизни растений

Растительный организм состоит из воды на 70-95 процентов от массы тела. Она является составной частью каждого его органа. Недостаток жидкости приводит к гибели растения.

Вода помогает выполнять 8 основных функций:

  1. Производить транспортировку питательных веществ к тканям и органам при корневом и листовом питании.
  2. Участвует в процессах фотосинтеза (вода, поглощенная из почвы, обеспечивает водород и кислород. Во время фотосинтеза, углерод и вода используются для синтеза пищи).
  3. Помогает производить терморегулирование, направленное на поддержание постоянной температуры, препятствующей перегреву и разрушению белков.
  4. Создаёт тургорное давление для обеспечения упругости листьев, стеблей.
  5. Помогает прорастать семенам (растения необходимы питательные вещества, но, если они будут сухими, то семя не сможет его усвоить).
  6. Служит средой обитания для некоторых видов.
  7. У некоторых водных и околоводных растений, таких как элодеи, роголистник, валлиснерия перенос пыльцы осуществляется водой.
  8. Многие растения расселяются с помощью воды (например, ивы размножаются вегетативным способом).

Даже самые стойкие растения, растущие в засушливых районах, должны регулярно получать воду. Недостаток жидкости или же полное ее отсутствие может привести к гибели организма.

Роль испарения воды

Вода из окружающей среды поступает через корни. Далее жидкость, содержащая минеральные и органические вещества, поступает по стеблю в листья. Биологически значимые элементы усваиваются, а после происходит отдача воды окружающей среде. Такое явление в биологии именуется испарением.

Жидкость, поступившая в листья, превращается в пар, в результате чего температура растения снижается. И чем крупнее лист, тем больше и быстрее испаряется влага.

В неблагоприятный период многие растения сбрасывают листья. Так деревья и кустарники спасают себя от обезвоживания, ведь количество испаряемой воды уменьшается.

Содержание воды в растениях

Молодые листья содержат в себе 90-95 % воды, тогда как одревесневшие органы получили всего 50 %. В листьях капусты содержится 90 % воды, в огурце – 96 %. Объем жидкости в созревших семенах составляет всего лишь 10-15 %.

Содержание жидкости зависит от:

  1. возраста организма и его вида;
  2. условий окружающей среды.

Вода необходима для прорастания семян. Без неё зародышевый стебелек не сможет разорвать семенную кожуру. Чтобы зародыш был живым, важно регулярно поливать семена.

Какие растительные организмы нуждаются в частом и обильном поливе

Часто поливают цветки, растущие в глиняных горшках. Пористая глина испаряет воду.

Чтобы количество влаги, испаряемой глиняным горшком, уменьшилось, перед посадкой посуду оставьте на некоторое время в воде.

Обильно поливают растения с тонкими стеблями, крупными или свисающими листьями, с хорошо развитой корневой системой. Цветущие и активно растущие организмы тоже нуждаются в частом поливе.

Какие растения можно поливать реже

Растения с небольшим количеством листьев, цветы с мясистыми стеблями и листьями, а также организмы, пострадавшие от болезней или вредителей, не требуют частого полива.

В дождливую погоду, когда влажность повышена, когда в комнате темно, можно поливать реже.

Растительные организмы, пересаженные в горшки большего объема тоже можно поливать не часто. Важен и материал посуды, например, частый полив не нужен растениям, развивающимся в пластиковых или металлических горшках.

Какой водой поливать растения

Выносливые растительные организмы поливать можно водой из-под крана, но таких организмов очень-очень мало, потому для полива предпочтительно использовать мягкую воду с низким содержанием солей.

Самый простой способ очистить воду от вредных веществ – это отстоять ее в течение 1-2 дней. Хлор за это время улетучится, а жидкость станет мягкой.

Горячая вода содержит в себе смягчители, потому она изначально мягкая, в ней меньше растворенных газов. Такая жидкость тоже подойдет для полива растений. Однако и ей нужно дать отстояться несколько дней.

Во многих домах есть фильтры для очистки воды, которая тоже подойдет для полива растений. Этот вариант нельзя назвать самым быстрым, но плюс все, же есть. В сравнении со стоимостью воды, приобретенной в цветочном магазине, затраты на фильтр будут более низкими.

Размороженная вода мягкая, потому и она пригодна для полива растений. Однако важно помнить, что замораживать ее нужно правильно. Лед образуется не сразу, постепенно. И воду, которая не успела замерзнуть, нужно успеть вылить. Именно в этой жидкости содержатся вредные вещества для растительных организмов. Для полива пригоден только растаявший лед.

Торф поглощает тяжелые металлы. Он подходит для очистки воды. Этот природный фильтр можно найти в любом цветочном магазине. К примеру, на 5 литров вы потратите примерно 50 г торфа.

Кипячение тоже смягчает воду, но при этом из жидкости испаряется весь кислород, необходимый для развития растительных организмов. Высокая температура убивает вредные и полезные для организмов вещества. Поэтому кипяченой водой не советуют поливать растения.

Какой должна быть температура воды для полива

Поливать цветы нужно водой комнатной температуры. Эксперты не советуют использовать прохладную воду. Например, тропические растения, привыкшие к теплу, от холода могут погибнуть.

Выводы и рекомендации

Роль воды для растительных организмов велика. С помощью неё они получают питательные вещества, осуществляют терморегулирование и фотосинтез. Не забывайте заботиться о растительных организмах, они лёгкие нашей планеты!

Источник

Читайте также:  Комнатные растения в интерьере минимализма
Adblock
detector