Меню

Воспитателю о комнатных растениях

Консультация для воспитателей на тему: «Комнатные растения в детском саду»
консультация на тему

Сегодня, наверное, трудно найти детский сад, в котором бы не было комнатных растений. Разработано огромное количество рекомендаций по их использованию в работе с детьми. И все же у педагогов снова и снова возникают вопросы. Консультация поможет вам получить ответы на некоторые из них.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_vosp._komn.rast_._v_ds.docx 21.51 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад села Вознесеновка Шебекинского района Белгородской области»

для воспитателей на тему:

«Комнатные растения в детском саду».

Сегодня, наверное, трудно найти детский сад, в котором бы не было комнатных растений. Разработано огромное количество рекомендаций по их использованию в работе с детьми. И все же у педагогов снова и снова возникают вопросы.

Сколько названий комнатных растений должен знать ребенок-дошкольник?

Например, дошкольнику того или иного возраста полагается знать определенное количество названий: пять, десять и т.п. Однако с точки зрения экологического образования не столь важно помнить названия растений. Гораздо важнее показать ребенку, как разнообразны комнатные растения по внешнему виду, окраске, происхождению, требованию к теплу, влаге, почве; как тот или иной живой организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, научить видеть его красоту, сформировать понимание зависимости жизни растений от действий человека, в том числе и самого ребенка.

Конечно, ребенок интересуется названиями, можно дать ему соответствующую информацию, предложить самостоятельно или вместе с взрослым отыскать их в красочно иллюстрированной энциклопедии. Для читающих ребят таблички с названиями прикрепляются непосредственно возле растений. Начать знакомство с растениями лучше всего с видов с русскими «именами», отражающими их характерные особенности: Ванька мокрый (бальзамин), щучий хвост (сансевьера) и т.п.

Сколько растений должно быть в помещении?

Конечно, есть разумные требования. Например, понятно, что чем меньше дошкольники, тем более яркими, привлекательными должны быть растения в группе. Просто для того, чтобы привлечь их внимание. Точно так же понятно, что в группе не должно быть ядовитых, опасных для здоровья детей видов. Ребятам интересно сравнивать растения, а для этого нужны пришельцы из разных стран, с разными листьями, стеблями, цветками.

Количество растений во многом зависит и от микроклимата группы: в сухом помещении можно выращивать больше растений, чем во влажном. Конечно же, нельзя допускать, чтобы растения на окнах уменьшали количество света в комнате, и превращать групповое помещение в оранжерею. Необходимо помнить и о том, что у некоторых детей бывает аллергия на определенные виды растений.
В последнее время в детских садах стали все чаще обращать внимание и на оздоровительную роль комнатных растений. Многие из них очищают, ионизируют воздух, выделяют фитонциды и другие вещества, губительно влияющие на микроорганизмы. Подбирая растения для разных помещений, можно учитывать и особенности их влияния на здоровье: если в детском саду есть ребята, страдающие астмой, — высаживаются одни растения, если ОРЗ — другие и т.п.
Комнатные растения — неотъемлемая часть зимнего сада, экологической комнаты, комнаты психолога. Они визуально выделяют зону релаксации, а вертикальное озеленение (например, плющ на веревках, металлических решетках) или растения на высоких подставках помогают разделить комнату на функциональные зоны, выделить уголок уединения.

Как использовать комнатные растения в работе с детьми?

Труд в уголке природы традиционно рассматривался как неотъемлемая часть воспитания дошкольника. Важно, чтобы каждый ребенок выбрал для ухода то растение, которое ему больше всего нравится, а не по указанию взрослых. Нужно заранее познакомить детей с особенностями живых организмов. Например, практически все дошкольники считают, что чем больше поливать растение, тем для него лучше. В результате такого чрезмерного усердия некоторые растения погибают. Во время ухода, наблюдений за обитателями живого уголка постоянно обсуждайте с детьми различные вопросы, например: какую роль играют свет, вода, тепло в жизни комнатных растений? Для чего вы их пересаживаете?
Рассмотрим некоторые варианты использования этих живых объектов.

Развитие речи . Предложите детям внимательно изучить растения и придумать им имена, которые бы отражали их особенности («пушистик», «колючка» и т.п.). Пусть ребята расскажут, какими бывают растения (подберут определения), что они умеют делать (глаголы), что любят, а что — нет. Сочините рассказ или сказку по результатам наблюдений. Можно придумать сказочного человечка, который будет охранять растения и рассказывать о них малышам. Старшие дошкольники могут стать экскурсоводами и поведать младшим о своих любимых питомцах (хорошо, если в этом им помогут папы и мамы, увлекающиеся комнатным цветоводством).

Сенсорное развитие. Листья, цветки комнатных растений можно погладить, выяснить, какие они на ощупь: гладкие или шершавые, пушистые или колючие; обвести пальчиком контур листа (продолговатый, округлый, с выемками и т.п.). Пусть ребенок, трогая лист, закроет глаза и представит, что гладит животное. Кто это мог быть? Во время пересадки растений дети трогают песок, почву (влажную, сухую), керамзит, природные камешки и рассказывают о своих ощущениях.

Экспериментирование. Проводя опыты с растениями, необходимо помнить, что наша цель — это прежде всего воспитание бережного отношения к природе, а не научные исследования любой ценой. Например, для выяснения роли воды в жизни живых организмов иногда берут два комнатных растения, одно из которых поливают, а другое — нет (в результате оно засыхает). Такой опыт проводить можно только с некоторыми влаголюбивыми видами, например, с Ванькой мокрым. Признаки нехватки воды сразу же отражаются на его облике, листики становятся менее упругими и поникают. Но достаточно добавить в горшок немного воды, и растение снова восстанавливает свой первоначальный вид.
Эксперименты помогут дошкольникам понять, для чего они ухаживают за растениями. Например: не протирайте один из листьев растения длительное время. Затем предложите ребятам приложить к нему кусочек липкой ленты. Какой она стала? (Обычно остается пыль.) Для сравнения можно исследовать лист, который регулярно протирался. Вывод: растения очищают в комнате воздух, но и сами нуждаются в уходе.

Игры. Конечно, растения — это живые организмы, и поэтому использовать их для игр нужно осторожно, чтобы не повредить листья и стебли. Из небольших растений можно создать лес для маленьких кукол или сказочных персонажей. Они станут дополнениями к театральным декорациям. Растения можно временно помещать на крупные макеты (например, горных ландшафтов, города).

Как составить «Паспорта растений»?

Варианты оформления «Паспорта» могут быть разными — альбом, тетрадь или папка из так называемых «прозрачных файлов», соединенных вместе. Последний вариант наиболее удобен, так как позволяет при необходимости менять информацию, дополнять ее. При описании каждого растения лучше следовать определенному плану, это облегчает сравнение материалов.

В паспорте растения следует поместить

  • 1) его фотографию или рисунок,
  • 2) указать научное и бытовое (русское) название (например, бальзамин, или Ванька мокрый);
  • 3) если есть интересная информация — происхождение названия;
  • 4)родину растения — континент, страну; условия, в которых оно живет в природе (тропический лес, пустыня и т.п.);
  • 5) экологические особенности — отношение к свету (светолюбивое, теневыносливое), влаге (растения влаголюбивые или засухоустойчивые);
  • 6)особенности питания растений (требовательное к богатству почвы или нет);

Часть информации можно изобразить в виде системы значков. Например, каждая характеристика растения обозначается кружочком, который размещается в верхней части страницы: влаголюбивые растения — синий кружок, засухоустойчивые — оранжевый, средние по требованию к влаге — голубые; обитатели леса — темно-зеленый кружок; луга — светло-зеленый. Разработайте свою систему значков в зависимости от видового состава растений в вашем детском саду. Такие значки значительно облегчают работу. Например, для занятия нужно отобрать растения лесов. Вместо того чтобы прочитывать информацию о каждом из них, вы просто листаете альбом-паспорт и отбираете объекты, обозначенные зеленым кружком. Кроме того, такая информация помогает правильно ухаживать за растениями.

Источник

Консультация для воспитателей «Содержание комнатных растений»

Светлана Чернышева
Консультация для воспитателей «Содержание комнатных растений»

«Содержание комнатных растений»

Содержание комнатных растений включает их поливку, опрыскивание, мытье, обрезку, рыхление почвы, перевалку и пересадку, подкормку, размножение, борьбу с вредителями.

Поливка. Растение поливают водой комнатной температуры. Водопроводную воду держат в открытой посуде, чтобы избавиться от хлора. Во время усиленного роста и цветения растения поливают водой на 2 градуса выше комнатной; поливают так, чтоб весь земляной ком пропитался водой. Если при этом на поддоне появляется вода и 2 часа не впитывается через донное отверстие сливают.

Опрыскивание. Важной частью ухода для многих комнатных растений является и опрыскивание. Оно поддерживает водный режим. При опрыскивании растения остаются свежими и зелеными всю зиму. При систематическом опрыскивании теплой водой быстрее растут побеги листья.

Мытье. Растение необходимо систематически обмывать теплой водой для удаления пыли. Обмывают растение из пульверизатора или под душем в поддоне, предварительно закрыв землю клеенкой, чтобы предохранить ее от размывания. Растение с опущенными листьями мыть нельзя, их очищают от пыли мягкой кистью. Цветочные горшки 3-4 раза в год обмываю горячей водой с мылом.

Рыхление. Рыхление производят на следующий день после поливки. Рыхлят не глубже чем на 1-1,5 см, около стенок горшка, чтобы не повредить корни.

Пересадка производится с частичным разрушением земляного кома, с удалением большой части старой земли. Пересадку лучше производить весной, до начало роста растения.

Подкормка. Для нормального роста использовать минеральные удобрения. Подкармливают растения, когда они начинают расти после пересадки или укоренения. Подкормку применяют 3-4 раза в месяц. За несколько часов до подкормки цветок должен быть хорошо полит

Обрезка. Чтобы растение имело красивый, пышный вид, управлять его ростом. Для формирования куста срезают верхушку главного побега, чтобы вызвать развитие боковых, а боковые побеги по достижению 10-15 см высоты тоже подрезают. Обрезка производится острым ножом. Срезы делают над почкой. В обрезании нуждаются герани, фуксии, розы и другие.

Размножение. Размножать комнатные растения можно стеблями и листовыми черенками, отпрысками, луковицами, делением куста, отводками и т. д.

Размножение черенками. Черенки бывают стеблевые и листовые. Стеблевыми черенками размножаются огромное количество растений (традесканция, бегония, фикус, бальзамин. С растущего побега срезают веточку с 2-3 узлами. Затем черенок погружают в воду или сажают в горшок, посаженные черенки покрывают стеклом до укоренения их опрыскивают 2-3 раза в день. Листовыми черенками размножают бегонию-рекс, сансевьеру, фиалку. При размножении сансевьеры ее лист режут на части и каждую часть сажают в песок, как черенок, нижним концом вниз.

Размножение луковицами. Луковицами размножаются амаллирис, кринум, гемантус, зефирантес. На луковице образуются почки, из которых вырастают луковички-детки. При пересадке их осторожно отделяют от старой луковицы и высаживают в горшок.

Размножение отпрысками. Очень легко размножаются растения, образующие наземные отпрыски (камнеломка, хлорофитум). Эти отпрыски отрезают от материнского растения и сажают в маленький горшок.

Размножение корневищами. Так размножают растения при пересадке. С корневища стряхивают землю и разрезают его острым ножом, разделяют растение на несколько частей так, чтобы на каждой были 1-2 побега или корня. Корневищами размножают аспидистру, циперус, сансевьеру.

Борьба с вредителями. Чаще всего на комнатных растениях появляется тля, клещ, червец, трипс, ногохвостики.

Тля-мелкое насекомое серого цвета. Для борьбы с вредителем растение обливают мыльным раствором, кажутся. Обработку проводят несколько раз через 7-8 дней. Спустя день растение обмывают чистой водой.

Щитовка — также мелкое насекомое, тело его покрыто со спины воскообразным щитком. Обрабатывают также.

Червец-опасный вредитель. Участки растения, пораженные червяком, кажутся покрытыми белым пухом. Если растение сильно пораженно обтирают растение спиртом разбавленной водой.

Ногохвостки-мелкие растения белого цвета. Появляются в земле при обильной поливке. При появлении насекомых поливку надо прекратить, пока ком земли не просохнет. В ряде случаев растение пересаживают в свежую землю.

Желаем вам успехов!

Картотека изучения комнатных растений по возрастам Младшая группа Фуксия Освещение: Интенсивное, но избегайте прямого летнего солнца. Температура: Зимой желательно 10-16°С. Избегайте высоких.

Консультация для воспитателей «Народные названия растений» Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая.

Консультация для воспитателей: «Содержание физкультурно — оздоровительной деятельности в ДОО» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Содержание физкультурно – оздоровительной деятельности в ДОО» Здоровье человека – одна из важных проблем.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Мастер-класс для детей и их родителей «Изготовление украшений для комнатных растений из фоамирана» Мастер – класс для детей подготовительной к школе группы и их родителей. Тема: Изготовление украшений для комнатных растений из фоамирана.

Презентация «Мир комнатных растений» Слайд 1 Мир комнатных растений Слайд 2 Загадка: Лист растёт косой, Не умыт росой; У него на спине белые пестринки, А цветы – горстями,.

Проект «Использование комнатных растений для формирования экологических понятий» воспитатель МБДОУ д/с № 35 города Балашиха, мкр Керамик группы «Одуванчики» Швыркунова Е. В. Тип проекта: познавательный Вид проекта: групповой,.

Проект «Загадки комнатных растений» Автор – Женетль Марзет Гаруновна Участники проекта — дети, родители. Тип проекта — практико-ориентированный, краткосрочный. Осенью традиционно.

Экологическая викторина «В мире комнатных растений» для детей старшего дошкольного возраста Экологическая викторина «В мире комнатных растений» для детей старшего дошкольного возраста. Цели: • обобщить представления детей о комнатных.

Экологический проект «Загадки комнатных растений» Экологический проект. «Загадки комнатных растений» Тип проекта — практико-ориентированный, краткосрочный. Сроки: февраль – март МБДОУ.

Источник

Памятка для воспитателей «Ознакомление детей дошкольного возраста с комнатными растениями»

Елена Арикова
Памятка для воспитателей «Ознакомление детей дошкольного возраста с комнатными растениями»

Растения размещаются в уголке природы (но не на окне, возможно размещение в разных зонах группы для интерьера. Растения могут меняться, находиться в группе некоторое время (сезон, или постоянно. Размещение растений и их и виды должны быть безопасны для детей (исключены кактусы, маранта, молочай и др. ядовитые, колючие виды. Ампельные, вьющиеся виды закреплены так, чтобы ребенок не смог сдернуть их вниз).

Некоторые распространенные неприхотливые растения находятся во всех возрастных группах, но объем знаний о них у детей старших групп должен быть больше, чем у младших. Набор растений предыдущей возрастной группой сохраняется и пополняется новыми видами. При подборе растений должны учитываться особенности помещения (север, юг и т. п.)

1-ая младшая группа:

Какие растения должны знать дети:

Растения с крупными листьями, ярко цветущие. Дети наблюдают за действиями взрослых по уходу за растениями.

2-ая младшая группа:

Примерный объем знаний:

Дети должны знать названия 2-3 растений,называть их части: цветок, лист.

Знать основные растительные группы: дерево, трава.

Уметь рассказывать о растениях,отмечая характерные признаки цветов: 1 или несколько, цвет, запах, листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску). Находить в группе одинаковые растения. Знать, что за растениями надо ухаживать: поливать, протирать листья.

Какие растения должны знать дети:

Примула, бегония, герань, бальзамин, кливия – похожие на дерево, траву, неприхотливыми, цветущими (с одноцветными цветками).

Аспидистра, фикус и др. – с широкими плотными листьями.

Традесканция, рейнекия, драцена – контрастные.

Всего 4-5 видов, по 2-3 экземпляра каждого вида.

Что дети должны делать по уходу за растениями: Поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, воду лить осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья тряпочкой.

Примерный объем знаний:

Дети должны знать 4-5 названий растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы, уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая форму листьев (овальные, округлые и др., знать еще одну растительную группу – куст.

Какие растения должны знать дети:

Те же, что и в младшей группе. Кроме того, растения похожие на кустик герань, бальзамин. Время от времени в группу вносят новые, желательно цветущие растения.

Что дети должны делать по уходу за растениями:

Продолжать поливать растения водой комнатной температуры, знать, какое растение нуждается в поливе, какое нет.

Примерный объем знаний:

Дети должны знать 6-7 растений, находящихся в группе,их части: бутоны, корни и т. д. уметь подробно описывать растения, отмечая расположение листьев, их форму, цвет, поверхность, а также особенности строения стебля, цветов (листья гладкие или с ворсинками, края ровные или с зубчиками). Знать, что от правильного ухода зависит состояние растений. Уход должен быть разным в зависимости от времени года, вида растения. Уметь замечать и описывать изменения, происходящие в растениях, связывая их с временами года, условиями жизни.

Какие растения должны знать дети:

Растения с неярко выраженными признаками различия и сходства, например, с двумя видами герани, бегонии. Имеющими различную форму, величину,окраску листьев и цветов: колеусом, плющом, комнатным виноградом и т. п.

Что дети должны делать по уходу за растениями: самостоятельно ухаживать за растениями, добиваться хорошего качества работы. Уметь опрыскивать, рыхлить землю, обрезать сухие листья, знать последовательность работы значение каждого приема.

Подготовительная к школе группа:

Примерный объем знаний:

Дети должны знать названия растений, находящихся в уголке природы, подробно описывать их внешний вид, отмечая особенности, называя подземные и наземные части. Знать о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений (например, фикуса, амариллиса, их жизни на родине; знать о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за некоторыми (поливка в поддон луковичных, вред или необходимость опрыскивания); знать особенности размножения, изменении условий выращивания.

Какие растения должны знать дети:

Более прихотливыми, требующими сложного ухода (бегония Рекс, узамбарская фиалка); лекарственными (алоэ, туя, герань); интересными своим вегетативным размножением (хлорофитум, камнеломка, бриофиллюм); легко размножающимися черенками (традесканция, сеткрезия и др.); с разными подземными частями – луковицами клубнями (кринум, сансевьера).

Что дети должны делать по уходу за растениями

Весь текущий уход осуществлять самостоятельно: определяют необходимость поливки, рыхления, опрыскивания. Помогают воспитателю при пересадке. Черенкуют растения и выращивают черенки. Удобряют растения раствором, приготовленным воспитателем.

Фотоотчет «Уход за комнатными растениями» Фотоотчет «Уход за комнатными растениями»Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых,.

Игра «Как мы ухаживаем за комнатными растениями» Дидактическая игра «Как мы ухаживаем за комнатными растениями» (авторская разработка). Ход игры: Игра 1. Предложить детям рассказать как.

Конспект ООД по экологическому развитию детей во второй младшей группе «Уход за комнатными растениями» Задачи: 1. Расширять представления детей о комнатных растения, (о растение бальзамин) 2. Уточнить представления о частях растения: листья,.

Конспект ОД в младшей группе по экологическому воспитанию «Ознакомление с комнатными растениями» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 «Родничок» г. Почеп Конспект занятия в младшей группе по экологическому воспитанию.

Конспект занятия «Уход за комнатными растениями» во второй группе раннего возраста Конспект занятия во второй группе раннего возраста «Уход за комнатными растениями» Программное содержание. Расширять представления детей.

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром» Знакомим с окружающим миром К 6-7 годам у детей складываются определенные представления о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторые.

Конспект НОД «Уход за комнатными растениями» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Уголок природы как условие ознакомления детей с комнатными растениями для старшей группы Уголок живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские.

Конспект занятия «Знакомство с комнатными растениями» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Учить детей описывать растения, отличая существенные признаки внешнего.

Источник

Читайте также:  Вывод по теме комнатные растения
Adblock
detector