Меню

Якушина н и физиология растений

Физиология растений

Н.И.Якушкина

Все разделы пособия рассматриваются с позиций молекулярной биологии. Вскрыты механизмы регуляции физиологических процессов, лежащих в основе онтогенеза растений и адаптации к среде обитания. Показано, что растительный организм и все протекающие в нем процессы являются результатом длительной эволюции. Уделено внимание связи физиологии растений с растениеводством.

Издательство «Просвещение», 1980г.

Ссылка для скачивания книги:

Другие материалы по теме: Книги по уходу за растениями

Лунный календарь дачника 2012

Рекомендации на каждый день года. Влияние луны на работу в саду. Советы по уходу за растениями. Приметы о погоде и урожае.

Издательство «Экспресс Удачи», 2011г.

Декоративные кустарники или 1000 растений для Вашего сада. Иллюстрированный справочник.

Коновалова Т.Ю., Шевырева Н.А.

В последние годы в магазинах и садовых центрах появилось множество новых видов и сортов декоративных кустарников. В этой книге вы найдете всю необходимую информацию о садовых кустарниках — популярных и новых. Особое внимание уделено тем родам и видам, которые легко зимуют в средней полосе России. Вы узнаете, какие кустарники подходят для песчаных, глинистых или заболоченных почв, какие хорошо растут на солнечных участках, а какие пригодны для затененных мест. Авторы помогут сориентироваться в названиях растений, посоветуют, как выбрать посадочный материал и правильно и красиво разместить кустарники на участке. Вы получите профессиональные рекомендации по уходу за различными кустарниками, в том числе научитесь такому непростому делу, как правильная обрезка.

ЗАО «Фитон+», 2004г.

Как обрезать плодовые деревья и ягодные кустарники

Р.П. Кудрявец

С помощью этой брошюры у вас всегда будет богатый урожай яблок, груш, слив, вишни, облепихи, смородины, малины, крыжовника и других фруктов. Потому что, овладев формированием и обрезкой плодовых деревьев и ягодных кустарников, вы сумеете создать им наиболее благоприятные условия для обильного плодоношения. адресована владельцам приусадебных и дачных участков.

Издательство ООО «Мир новостей», 2006г.

Лунный календарь дачника 2011

Рекомендации на каждый день года. Влияние луны на работу в саду. Советы по уходу за растениями. Приметы о погоде и урожае.

Издательство «Экспресс Удачи», 2010г.

Энциклопедия садовода и огородника

О.А. Ганичкина, А.В. Ганичкин

Обновленное издание книги Октябрины и Александра Ганичкиных — ведущих отечественных специалистов по садоводству и огородничеству, выращиванию овощных и зеленых культур, садовой земляники, цветов, плодовых деревьев и кустарников, по созданию живой изгороди, мини-водоемов, волшебного газона и т.д.

Издательство «Эксмо», 2007г.

Приглашаю и на мои странички в соцсетях:

Скульптура из проволоки
Музыкант с контрабасом
Работа 2018 года

Источник

ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ Н.И. ЯКУШКИНА, Е.Ю.БАХТЕНКО. Москва

1 УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ Н.И. ЯКУШКИНА, Е.Ю.БАХТЕНКО ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Биология» Москва 2005

2 УДК 581.1(075.8) ББК 28.57я73 Я49 Рецензенты: заведующий лабораторией Института физиологии растений им. К.А. Тимирязева РАН, доктор биологических наук, профессор В.Н. Жолкевич; доцент кафедры физиологии растений Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, кандидат биологических наук Н.В. Пильщикова Я49 Якушкина Н.И. Физиология растений : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Биология» / Н.И. Якушкина, Е.Ю. Бахтенко. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, с. : ил. ISBN Х. Агентство CIP РГБ. В учебнике изложены современные представления по физиологии растительной клетки; фотосинтезу; дыханию; питанию; водному обмену; росту и развитию растений, растению как индикатору среды. Функции растений рассмотрены в связи с их структурой. Для студентов биологических факультетов высших учебных заведений. УДК 581.1(075.8) ББК 28.57я73 ISBN Х Якушкина Н.И., Бахтенко Е.Ю., 2004 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 Серия «Учебник для вузов» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 Художественное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

3 предисловие Основой для настоящего учебника послужило издание «Физиология растений», выпущенное в 1980 и 1993 гг. издательством «Просвещение» в качестве учебного пособия для педагогических институтов. При издании 1993 г. рукопись была переработана. Введены и уточнены новые термины и понятия в соответствии с последними научными открытиями. Некоторые разделы написаны с учетом возможности использования при преподавании в школе. Особое внимание уделялось вопросам, показывающим значение физиологии растений как научной основы земледелия. Пособие «Физиология растений» получило положительные отзывы в печати. За прошедшие 10 лет со времени появления предыдущего пособия в биологической науке произошли существенные изменения. Введены новые государственные образовательные стандарты. В связи с этим изложение материала нуждалось в значительной переработке. Достижения молекулярной биологии и генетики позволили по новому подойти к пониманию многих физиологических процессов. Поэтому при подготовке рукописи были пересмотрены вопросы о способах реализации генетической информации, дано представление о восприятии и трансдукции химических и физических сигналов. Это дало возможность уточнить механизм действия фитогормонов, а также особенности их взаимодействия. В настоящем издании получили широкое освещение результаты исследований, проведенные на модифицированных растениях (мутантах и трансгенных культурах). Это позволило уточнить структуру и функцию ряда белков-ферментов (АТФ-синтаза и др.), роль транспортных белков в поступлении воды и ионов, особенности биосинтеза гормонов. В последние годы изменения климата, загрязнение природной среды заставили обратить особое внимание на механизмы адаптации растений к неблагоприятным условиям обитания. В связи с этим изложение соответствующего раздела было переработано. Все вопросы об устойчивости растений объединены в одной главе. Подробно объяснено, что такое стресс, неспецифические и специфические изменения, рассмотрены особенности адаптации организмов к различным стрессорам. Показано значение образования стрессовых белков, приведены примеры идентификации генов, определяющих устойчивость. Введено понятие об особенностях образования и физиологического влияния активных форм кислорода, а также о способах защиты и функционировании антиоксидантной системы. При подготовке данного учебника учтены замечания, сделанные рецензентами, преподавателями других педагогических вузов. Авторы приносят им свою благодарность. Особую благодарность авторы выражают рецензентам заведующему лабораторией Института физиологии растений им. К.А.Тимирязева РАН, профессору В.Н. Жолкевичу, доценту кафедры физиологии растений Московской 3

Читайте также:  Примеры связей растения и животного 3 класс

4 предисловие сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева Н.В. Пильщиковой, замечания которых были весьма ценными и оказали огромную помощь при работе над данным учебником. Большое содействие в подготовке данного издания оказали также доценты Московского государственного педагогического университета И.В. Плотникова, Е.А. Живухина, О.Б. Михалевская. Считаем своим приятным долгом поблагодарить их. Авторы выражают признательность Н.В. Парамоновой, сотруднику ИФР РАН за любезно предоставленные микрофотографии. Авторы будут благодарны лицам, которые выскажут свои замечания и советы по данному учебнику. Заслуженный работник высшей школы, доктор биологических наук, профессор МПОУ Н.И. Якушкина Доктор биологических наук, профессор ВГПУ Е.Ю. Бахтенко 4

5 введение Физиология растений это наука о процессах, происходящих в растительном организме. Задача физиологии растений заключается в раскрытии сущности этих процессов для того, чтобы научиться рационально использовать их. К.А. Тимирязев писал: «Физиолог не может довольствоваться пассивной ролью наблюдателя, как экспериментатор, он является деятелем, управляющим природой». В этом определении заложена целая программа действия для каждого физиолога. Из него видно, что, с одной стороны, физиология растений это теоретическая наука, которая опирается на последние достижения физики, химии, молекулярной биологии, с другой стороны, эта наука имеет большое практическое значение для земледелия. К.А. Тимирязев писал: «Физиология растений это научная основа земледелия». Таким образом, в задачи физиологии растений входят раскрытие сущности процессов, протекающих в растительном организме, установление их взаимной связи, изменение под влиянием среды, механизмов их регуляции, физиологические изыскания и обоснование приемов, направленных на повышение продуктивности сельскохозяйственных культур. Физиология растений изучает процессы, происходящие в организмах на разных уровнях организации: биоценотическом, организменном, органном, клеточном, субклеточном, молекулярном и даже субмолекулярном. При изучении процессов на любом уровне надо всегда иметь в виду, что как в клетке, так и в организме в целом все процессы тесно взаимосвязаны. Изменение любого процесса отражается на всей жизнедеятельности организма. Сложность биологических исследований заключается еще и в том, что организм неотделим от среды, и все физиологические процессы тесно взаимосвязаны с условиями среды. Вместе с тем любой физиологический процесс должен рассматриваться как продукт длительной эволюции, в течение которой выработалась способность растений к адаптации, приспособлению к изменяющимся условиям среды. Растительный организм непрерывно развивается в течение всей своей жизни. Это развитие разделено на определенные этапы. Каждый этап развития имеет свои специфические особенности. Именно поэтому необходимо рассматривать растительный организм как непрерывно развивающуюся систему. При изучении растительного организма на разных уровнях организации возможны два подхода. Первый это переход от более высокого уровня к более низкому, сведение сложных биологических закономерностей к все более простым физическим и химическим. Этот путь исследования, в последнее время широко применяемый биологами, привел к развитию молекулярной биологии раскрытию наследственного кода, механизма биосинтеза белка, основных закономерностей поглощения и использования квантов света в процессе фотосинтеза и т. д. Однако для того чтобы понять закономерности физиологических 5

Читайте также:  Перечислите осенние явления в жизни растений биология

6 введение процессов, протекающих в целом организме, этот подход недостаточен. На основании имеющихся достижений в настоящее время применяют иной путь переход от изучения более простого к все более сложному уровню организации. В самом общем виде именно этот подход позволяет проследить развитие отдельных физиологических процессов в целом растительном организме на основе следующей общей схемы: ДНК РНК белок фермент биохимическая реакция физиологический процесс свойство клетки свойство органа свойство организма. На всех уровнях указанной схемы процессы регулируются. За последние 10 лет большое влияние на физиологию растений оказали достижения молекулярной биологии и генетики. Именно благодаря этому получили новую интерпретацию процессы поступления воды и питательных веществ, вопросы адаптации растений, механизм действия фитогормонов, их роль в росте и развитии. Сейчас фитогормонам, подобно гормонам животных организмов, отводится важнейшее значение как в регуляции различных физиологических процессов, так и в приспособлении к условиям внешней среды. На основе изучения процессов гормонального влияния разработаны многочисленные приемы применения синтетических регуляторов роста в растениеводстве. Отечественная школа физиологии растений всегда обращала внимание на управление растительными организмами с целью повышения их продуктивности. В настоящее время эта проблема стоит во всем мире чрезвычайно остро. Важно охранять природу и одновременно поднять общую продуктивность биосферы. Особенно важным является то, о чем писал еще К.А. Тимирязев, повысить коэффициент использования солнечной энергии в процессе фотосинтеза. Все более широкое применение принципов, открытых при молекулярнобиологических исследованиях, в изучении процессов на уровне целого растения и растительных сообществ, позволяет подойти к управлению ростом и развитием, а следовательно, и продуктивностью растительных организмов. Изучение физиологии растений имеет большое значение для учителя. Оно поможет ему на уроках дать правильное представление о жизни растительного организма, о его огромной роли в жизни нашей планеты. Вместе с тем именно физиология растений способствует привитию учащимся любовь к экспериментальной опытнической работе. 6

7 глава I ФИЗИОЛОГИЯ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

8 глава I ФИЗИОЛОГИЯ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ Клетка основная структурная и функциональная единица жизни, ограниченная полупроницаемой мембраной и способная к самовоспроизведению. Клетки разных живых организмов имеют свои отличительные особенности. Как известно, все организмы делят на прокариоты, клетки которых не имеют оформленного ядра, и эукариоты, клетки которых обязательно содержат ядро. Существенные различия в структуре имеются и у клеток, входящих в состав одного и того же организма. В многоклеточном организме имеются высокоспециализированные клетки, которым присущи свои особые функции. Клетка корня с корневым волоском не похожа на клетку флоэмы или клетку мезофилла листа. Однако изучение должно начинаться не с выявления различия между разными клетками, а с установления наиболее характерного для обобщенной клетки. Для всех клеток свойственны те же функции, которыми можно характеризовать и жизнь в целом. Они способны к самовоспроизведению, к использованию и превращению энергии, к синтезу больших и сложных молекул. Клетка, как и все живое, является результатом длительной эволюции и характеризуется высокой упорядоченностью своей структуры. Открытие клеточного строения организма непосредственно связано с изобретением микроскопа. В 1665 г. голландский ученый Роберт Гук усовершенствовал простейший микроскоп и рассмотрел с его помощью срез пробки. На этом срезе оказались видимыми отдельные ячейки. Роберт Гук назвал их клетками. Однако только в середине XIX в. было признано это открытие. На основе многочисленных наблюдений, главным образом благодаря работам ботаника М. Шлейдена (1838) и зоолога Т. Шванна (1839), была сформулирована клеточная теория строения организмов. Согласно этой теории, все живое состоит из клеток и их производных. Значение открытия клеточного строения организмов многогранно. Оно дало основу для утверждения взгляда о единстве происхождения всего живого, открыло возможность изучения живого на уровне клетки. Вместе с тем при изучении многоклеточных организмов надо помнить, что каждая клетка находится в тесном взаимодействии с другими клетками и что организм это единое целое, а не сумма клеток. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ Долгое время считали, что клетка это масса цитоплазмы, которая окружена клеточной оболочкой и содержит ядро. Такое представление просуществовало до усовершенствования методов микроскопического исследования. Разрешающая 8

Читайте также:  Клубеньковые бактерии вступают в симбиоз с какими растениями

9 СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ сила самого сильного светового микроскопа составляет около нм и не позволяет увидеть многие органеллы, а тем более рассмотреть их внутреннее строение. Последнее стало возможным лишь после изобретения электронного микроскопа. Разрешающая способность электронного микроскопа примерно на 2 3 порядка выше светового микроскопа и составляет около 0,1 1 нм. Правда, ценность электронного микроскопа снижается из-за ряда технических трудностей. Низкая проникающая способность электронов заставляет использовать ультратонкие срезы нм. Кроме того, в большинстве случаев наблюдение в электронном микроскопе производится на фиксированных срезах. В связи с этим интерпретация картин, видимых в электронный микроскоп, должна проводиться с осторожностью. Не исключена возможность, что та или иная картина представляет собой артефакт (следствие отмирания). И все же применение электронного микроскопа значительно продвинуло знания о структуре и ультраструктуре клетки. Рассмотрение с помощью электронного микроскопа показало, что клетка обладает чрезвычайно сложной структурной организацией и представляет собой систему, дифференцированную на отдельные органеллы (рис. 1, 2) клеточная оболочка; 2 плазмалемма; 3 плазмодесмы; 4 микротрубочки; 5 ядро; 6 аппарат Гольджи; 7 вакуоль; 8 митохондрии; 9 хлоропласт; 10 эндоплазматический ретикулум 9 9 рис. 1 Схема строения растительной клетки

10 глава I. ФИЗИОЛОГИЯ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ рис. 2 Электронно-микроскопическая фотография молодой растительной клетки (по Н.В. Парамоновой): 1 клеточная оболочка; 2 пластиды с крахмалом; 3 митохондрии; 4 аппарат Гольджи; 5 эндоплазматический ретикулум; 6 ядро; 7 вакуоль 10

Источник

Якушина н и физиология растений

BIBLIOLINK.RU

библиотека интересных
и полезных книг

Четверг, 12.11.2020, 19:40
—>Приветствую Вас , Посетитель библиотеки | RSS

На сайте представлены описания и ссылки на электронные варианты книг в формате djvu и pdf, находящиеся в свободном доступе в Интернете.

Книга: Физиология растений
Авторы: Якушкина Н.И., Бахтенко Е.Ю.
Издательство: Москва, «Владос»
Год издания: 2004
Страниц: 464 с иллюстрациями
Формат: PDF
Размер: 23.69 Mb
  • В учебнике изложены современные представления по физиологии растительной клетки; фотосинтезу; дыханию; питанию; водному обмену; росту и развитию растений, растению как индикатору среды.
  • Функции растений рассмотрены в связи с их структурой.
  • Для студентов биологических факультетов высших учебных заведений.

1. Администрация данного сайта не несет ответственность за использование ресурсов доступных на этом сайте.

2. Вся информация предоставляется для расширения кругозора посетителей и исключительно в развлекательных, поучительных и ознакомительных целях.

3. Администрация сайта не использует материалы, нарушающие законодательство.

4. Все лицензионные материалы предоставляются только для ознакомления. В течение 24-х часа они должны быть удалены с ваших жёстких и дисков.

5. Все права, на размещённые материалы принадлежат их владельцам (авторам).

6. Размещённая информация не преследует коммерческие цели.

7. Ни при каких условиях и обстоятельствах ответственность за последствия, которые прямо или косвенно повлекло за собой использование информации размещенной на этом сайте, не может возлагаться на авторов сайта и быть основанием для их судебного преследования. Если вы соглашаетесь с указанными условиями, вы можете приступить к просмотру материалов. Иначе рекомендуется немедленно покинуть сайт.

Источник

Adblock
detector