Меню

Ярусное расположение растений в экосистеме это приспособление

Ярусность

Пространственные связи в экосистеме

Строение экосистемы может быть простым или сложным. Присутствующие в биогеоценозе популяции, распределяясь в соответствии с потребностями организмов, их жизненными формами и условиями обитания, создают своеобразную архитектуру (строение) биогеоценоза. Различают вертикальное и горизонтальное строение, свидетельствующее о сложной расчлененности биогеоценотического пространства. Обычно вертикальное строение выражено более четко, горизонтальное — менее четко.

По вертикали в экосистеме различают ярусность. Ярусность выражает расчленение надземной и подземной частей биогеоценоза в пространстве на разграниченные горизонты — ярусы.

Ярусы — это четко выделяемые слои, в которых объединяют растения с одной жизненной формой. Например, в лесном биогеоценозе выделяют следующие ярусы: древесный, кустарниковый, травянисто-кустарничковый и мохово-лишайниковый. В луговых сообществах, образованных только травянистыми растениями, в ярусы объединяют растения сходной высоты.

Ярусность — это явление вертикального расслоения пространства биогеоценоза на разновысокие структурные части.

Ярусность особенного хорошо представлена растительными формами экосистемы. Благодаря ярусному расположению функционирующих органов (особенно органов питания), растения легко уживаются в сообществе. Ярусность является одной из важных характеристик биогеоценоза.

Различают надземную и подземную ярусность в пространстве.

Надземная ярусность биогеоценоза

Обычно ярусы определяются по малоподвижным организмам — растениям. Обладая особыми жизненными формами, деревья, кустарники, кустарнички и травы соответственно своим размерам и физиологическим свойствам занимают в пространстве определенное положение. Самые высокорослые деревья — это верхний, первый, ярус, ниже размещаются низкорослые деревья — второй ярус, кустарники — в третьем ярусе, кустарнички и травы — в четвертом, а еще ниже — мхи, лишайники и подстилка из опавших листьев.

Растения создают архитектуру биогеоценоза, но животные тоже входят в тот или иной ярус в соответствии со своими потребностями и биологическими возможностями. Находясь в том или ином ярусе, животные взаимодействуют между собой и с растениями и обеспечивают быстрое перемещение веществ и энергии в биогеоценозе: поедают растительную массу, способствуют опылению цветков, распространяют семена, избавляют от вредителей и передают возбудителей заболеваний, строят гнезда, находят укрытие.

Ярусность лесного биогеоценоза (дубравы)

Если ярусов мало, то сообщество называют простым, если много — сложным. Расчленение сообщества по высоте позволяет более полно использовать биотоп (условия среды) каждого конкретного биогеоценоза. Чем благоприятнее эти условия, тем больше видов в них размещается и тем сложнее оказывается строение экосистемы.

Наиболее сложны в умеренных зонах дубравы. Например, широколиственный лес — дубрава — в своем строении имеет пять, иногда шесть надземных ярусов и три-четыре подземных, тогда как хвойный лес — ельник — имеет не более трех надземных ярусов. Луговые и степные биогеоценозы обычно развивают три надземных яруса из трав. Некоторые тропические леса имеют 7-9 ярусов, большую часть которых составляют древесные виды растений. Влажные тропические леса являются наиболее сложными и многоярусными.

Ярусное строение некоторых лесных биогеоценозов

Свойства организмов разных ярусов

Каждый ярус имеет своеобразные условия обитания — особый световой режим, специфический ход температур и влажности. Поэтому войти в состав яруса могут лишь организмы, обладающие приспособленностью к данным условиям жизни. Например, верхний ярус лесного биогеоценоза характеризуется обилием яркого света в течение круглого года, резкими колебаниями суточных и сезонных температур и влажности. Здесь важным фактором выступает ветер. Поэтому в верхнем ярусе находятся растения и животные, оптимум жизнедеятельности которых совпадает с данными условиями. Действительно, растения верхнего яруса обычно ветроопыляемы, потоками воздуха разносятся их семена, их листья обладают явно выраженной световой структурой и некоторыми чертами сухолюбивости (ксерофильности). Для животных, обитающих здесь (это многочисленные гусеницы, жуки-листоеды, клопы, божьи коровки, пауки), характерны суточные миграции в пределах крон растений: в жаркое время дня они перемещаются во внутрь кроны, а по мере снижения жары и яркого солнечного освещения мигрируют к периферии кроны.

Специфичны условия жизни и состав населения в средних ярусах экосистемы. Кроны растений первой величины (то есть растений первого яруса), затеняя нижележащие растения, создают в то же время защитный полог от чрезмерного иссушения, жарких лучей солнца, сильного действия ветра, сглаживая тем самым суточный и сезонный ход температур внутри леса. Поэтому организмы, входящие во второй (древесный) и третий (кустарниковый) ярусы, развиваются в условиях более мягкого и ровного климата. Растения здесь обычно теневыносливы, почти все насекомоопыляемы. Широко представлена эндозоохория (от греч. endon — «внутри») — распространение семян и плодов, связанное с поеданием их животными. Обычно плоды у таких растений богаты питательными веществами — ягоды, яблочки, костянки, орехи. Среди животных распространены насекомые, питающиеся нектаром, пыльцой, листьями и соком растений (разнообразные листоеды, сокососы, пчелы, осы, шмели, мухи, бабочки), древесиной и корой деревьев, а также пауки, раскидывающие паутину в вертикальной плосости на пути пролета насекомых или по горизонтали. Встречается большое разнообразие видов плодоядных, насекомоядных и хищных птиц. В состав населения средних ярусов биогеоценоза входят и крупные животные, питающиеся веточным кормом (лось, косуля, зубр), и хищники (волк, рысь, лисица, куница).

Ярусное распределение птиц в лиственном лесу — маршруты поиска пищи: I-VII — ярусы; 1-5 — маршруты

Иными чертами обладают организмы, входящие в нижний ярус. Растения, расположенные здесь, являются преимущественно травянистыми, имеют теневую структуру листьев, почти все они влаголюбивы, опыляются с помощью насекомых или самоопыляемы. Распространение семян осуществляется путем саморазбрасывания или с помощью муравьев и других животных.

Таким образом, каждый надземный ярус экосистемы характеризуется особыми условиями жизни и своим набором видов, способных существовать в условиях данного яруса.

Каждый ярус в биогеоценозе дополняет другой в процессе использования ресурсов биотопа. Это обеспечивает уменьшение конкуренции между популяциями видов разных ярусов и создает возможность вхождения большого количества видов в состав экосистемы.

Чем выше емкость биотопа, тем больше видов размещается и нормально существует в экосистеме.

Подземная ярусность

В почве также наблюдается вертикальное (ярусное) размещение подземных частей растений и многочисленного животного, грибного и микробиологического населения. Первым подземным ярусом считается самый глубокий (достигающий глубины 150-200 см), выше располагается средний ярус (глубиной до 30-50 см) и около поверхности — верхний. Организмы почвенных (подземных) ярусов разлагают растительные остатки, возвращают в среду продукты распада органических веществ и тем активно участвуют в круговороте веществ и превращении энергии.

Читайте также:  Односемянные и многосемянные растения примеры

Таким образом, ярусы в биогеоценозе различаются не только высотой и видовым составом организмов, но и ролью, которую они играют в жизни всего сообщества. Вертикальная структура экосистем тесно связана с функциональной активностью ярусов: пастбищные цепи (цепи выедания) концентрируются в основном в надземной части, а детритные цепи (цепи разложения) размещаются в подземной части.

Ярусность во времени

Наряду с пространственной вертикальной структурой в размещении видов в экосистеме наблюдается ярусность во времени или смена аспектов (от лат. aspectus — «вид», «взгляд»). Она отображает неодновременную активность компонентов биогеоценоза на протяжении года, сезона и суток. Поэтому в нем можно наблюдать массовое участие то одного, то другого вида, в связи с чем меняется облик сообщества и взаимосвязи между его организмами. Это явление разновременного участия (активности) видов в жизни биогеоценоза фитоценолог В.В. Алехин назвал ярусностью во времени. У растений это явление очень хорош представлено в виде смены аспектов, отображающих сезонную динамику развития организмов, у животных — в виде суточной и сезонной активности.
Смена аспектов в биогеоценозах: А — двухвершинная кривая цветения кустарников и травянистой растительности липового леса; Б — кривая цветения луга: 1 — количество цветущих видов; 2 — ежесуточные колебания температуры воздуха.

Известно, что массовое цветение (аспект) какого-то вида растений обычно происходит в период оптимальных условий не только для него, но и для целого ряда видов животных, грибов. Это свидетельствует об оптимальности условий жизни в этот период для всего биогеоценоза. В умеренных зонах для экосистем оптимальным является теплый летний период (июнь-июль), в жарких сухих районах — влажное теплое время года (весна или осень). Смена аспектов цветущих растений, то есть периодическое массовое участие то одних, то других видов в жизнедеятельности биогеоценоза, позволяет им лучше использовать разнообразие условий местообитания и биотические ресурсы экосистемы.

Ярусность во времени обеспечивает снижение конкурентных отношений между видами за жизненные ресурсы, запас которых в биотопе всегда ограничен.

Ярусность во времени, как и в пространстве, позволяет разместиться и функционировать на небольшой территории огромному количеству разнообразных видов не только с различными жизненными потребностями, но и тем, у кого эти потребности сходны. При этом в каждом ярусе складывается своя система взаимоотношений между компонентами.

Источник

Тесты для самостоятельного решения по дисциплине «БИОЛОГИЯ», раздел «Взаимоотношения организма и среды» (экология)
тест по биологии (11 класс)

Тесты с выбором одного ответа. нескольких ответов, определения последовательности и соответствия по разделу «Взаимоотношения организма и среды», дисциплина «Биология»

Скачать:

Вложение Размер
na_sayt_biologiya_levenets_ekologiya.docx 30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тесты для самостоятельного решения по дисциплине «БИОЛОГИЯ» , раздел «Взаимоотношения организма и среды» (экология)

Студентам 1 курса специальностей «Сестринское дело» и «Лабораторная диагностика», преподаватель Левенец О.В.

Выбрать один правильный ответ

1. Какой биотический фактор оказывает влияние на численность популяций травянистых растений в смешанном лесу?

а) вытаптывание растений туристами

б) сбор растений для букетов

в) распространение плодов и семян животными

г) уменьшение влажности почвы

2. Вырубка зрелых деревьев в экосистеме леса, приводящая к её значительным изменениям, – это действие фактора

3. Конкуренцию между растениями одного биоценоза, относят к фактору

4. У большинства видов растений и животных отсутствуют приспособления к антропогенным факторам вследствие того, что их воздействие

а) проявляется постоянно

б) носит случайный характер

в) зависит от климатических условий

г) носит ритмичный характер

5. Ограничивающим называют фактор, при наличии которого в популяции

а) организмы нормально функционируют

б) повышается приспособленность особей

в) снижается жизнеспособность особей

г) возникает экологическая изоляция

6. Некоторые виды растений стали редкими, так как…

а) сократилась их численность в связи с возрастом

б) их уничтожили животные

в) их вытеснили другие группы растений

г) человек сильно изменил их среду обитания

7. Под влиянием антропогенного фактора сократилась численность

а) амурского тигра

б) лисицы обыкновенной

8. Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют

9. Лишайники называют организмами-индикаторами, так как они

а) изменяют свой цвет в течение жизни

б) требовательны к содержанию минеральных солей в почве

в) чувствительны к вредным примесям в воздухе

г) поселяются только в холодных и влажных местах

10. Какие приспособления к опылению насекомыми сформировались у растений?

а) отсутствие соцветий

б) наличие пыльников на длинных нитях

в) наличие нектарников в цветках

г) обилие лёгкой сухой пыльцы

11. Какая особенность растений является приспособлением к использованию энергии солнечного света в процессе фотосинтеза?

а) яркие крупные цветки

б) плоская поверхность листовой пластинки

в) способность к испарению

г) наличие устьиц в покровной ткани

12. Приспособленность к обитанию в водной среде у дельфинов –

а) жаберное дыхание

б) обтекаемая форма тела

в) наличие плавательного пузыря

г) легочное дыхание

13. Как называется форма отношений организмов, при которой они не оказывают никакого влияния друг на друга?

14. Какие взаимоотношения возникают между повиликой и сиренью?

15. Лишайник является примером симбиоза:

а) грибов и бактерий

б) бактерий и водорослей

в) вирусов и водорослей

г) водорослей и грибов

16. Весной на участках леса происходит токование тетеревов. Это пример отношений?

17. Примером чего является откладывание горчаком икринок в раковину беззубки?

18. Примером чего является появление головни на злаковых растениях?

19. Примером нахлебничества является взаимоотношения между:

а) дятлом и птицами-дуплогнездниками

б) акулой и рыбой-прилипалой

в) заразихой и подсолнечником

г) актинией и раком-отшельником

20. Что дерево получает от гриба при их симбиозе?

а) минеральные соли

б) органические вещества

г) всё вышеперечисленное

21. Взаимоотношения цветковых растений и пчёл – пример симбиоза, так как пчёлы

а) наносят вред растениям, поедая пыльцу и нектар

б) обитают с растениями в одних и тех же условиях

в) обеспечивают расселение растений

г) опыляют растения, собирая пыльцу и нектар

22. Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют

23. В норах степных грызунов спасаются от жары сотни видов насекомых. Такой тип взаимоотношений между видами называется…

24. Отношения между васильком синим и рожью, растущими на одном поле, – пример

25. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они

а) питаются сходной пищей

б) имеют примерно одинаковые параметры тела

в) имеют многочисленное потомство

г) относятся к классу млекопитающих

26. Какие взаимоотношения образуют азотфиксирующие бактерии, поселяясь на корнях бобовых растений?

27. Примером чего является самоизреживание сосен в лесу?

28. Как называют взаимоотношения рака-отшельника и актинии?

29. Какое влияние оказывает паразит на хозяина?

а) вступает с ним в симбиотические отношения

б) приносит вред, но не приводит к его гибели

в) способствует повышению его плодовитости

г) усиливает его невосприимчивость к инфекциям

30. Показателем процветания популяции служит

а) связь с другими популяциями

б) связь между особями популяции

в) ее высокая численность

г) колебания численности популяции

31. Организмы продуценты, консументы, редуценты – основные структурные компоненты

32. В экосистеме смешанного леса к консументам первого порядка относят:

а) кроты, бурозубки

г) синицы, поползни

33. Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются:

34. Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов и консументов, а от них к редуцентам называют:

а) круговоротом веществ

б) правилом пирамиды биомасс

в) развитием экосистемы

г) законом превращения энергии

35. Хемосинтезирующие бактерии относят к первичным продуцентам, так как они

а) аккумулируют энергию окисления неорганических веществ

б) запасают солнечную энергию

в) синтезируют неорганические вещества

г) питаются готовыми органическими веществами

36. Примером смены экосистемы служит

а) отмирание надземных частей растений зимой на лугу

б) сокращение численности хищников в лесу

в) изменение внешнего облика лесного сообщества зимой

г) зарастание водоема

37. Основной причиной неустойчивости экосистем является

а) колебание температуры среды

б) недостаток пищевых ресурсов

в) несбалансированность круговорота веществ

г) повышенная численность некоторых видов

38. Причинами смены одного биогеоценоза другим являются

а) сезонные изменения в природе

б) изменения погодных условий

в) колебания численности популяций одного вида

г) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов

39. Определите правильно составленную пищевую цепь:

а) лисица → еж → семена ели

б) семена ели → мышь → лисица

в) мышь → семена ели → еж

г) мышь → лисица → семена ели

40. Разветвлённость пищевой сети зависит от

а) ограниченности скорости размножения

б) количества энергии, вырабатываемой в организмах

в) разнообразия организмов по способу питания

г) интенсивности газообмена в биоценозе

41. Видовая структура биогеоценоза леса характеризуется

а) ярусным размещением организмов

б) преобладанием организмов-продуцентов

в) преобладанием организмов консументов

г) многообразием обитающих в нем организмов

42. Укажите неверное утверждение. Наземная ярусность в лесу – результат приспособления к

а) рациональному использованию солнечной энергии

б) интенсивному фотосинтезу в сообществе

в) опылению с помощью ветра

г) совместному проживанию организмов

43. Ярусное расположение растений в экосистеме – это приспособление к

а) поглощению кислорода при дыхании

в) использованию света и пространства

г) распространению плодов и семян животными

44. У деревьев верхнего яруса леса распространение плодов и семян в основном происходит путём переноса их

г) крупными млекопитающими

45. Агроэкосистеме пшеничного поля свойственны короткие цепи питания, так как в ней…

а) преобладает один вид продуцентов

б) высокая численность редуцентов

в) отсутствуют консументы

г) большое разнообразие продуцентов

46. В чем проявляется сходство плантации сахарной свеклы и экосистемы луга?

а) имеют незамкнутый круговорот веществ

б) для них характерна небольшая длина цепей питания

в) в них отсутствуют вторичные консументы (хищники)

г) в их состав входят продуценты

47. В практике сельского хозяйства для уничтожения насекомых-вредителей используют…

48. Биосфера представляет собой

а) комплекс видов, обитающих на определённой территории

б) оболочку Земли, заселённую живыми организмами

в) гидросферу, заселенную живыми организмами

г) совокупность наземных биогеоценозов

49. Биосфера – глобальная экосистема, структурными компонентами которой являются

а) классы и отделы растений

г) классы и типы животных

50. Границы биосферы определяются…

а) условиями, непригодными для жизни

б) колебаниями положительных температур

в) количеством выпадающих осадков

г) облачностью атмосферы

51. Первоисточником энергии для биосферы является

а) гамма- и рентгеновское космическое излучение

б) термоядерный синтез в глубинах Земли

в) живое вещество биосферы

г) световая энергия Солнца

52. Учение о ведущей роли живого вещества в существовании биосферы создал русский ученый

г) В.И. Вернадский

53. В соответствии с представлениями В.И. Вернадского, к биокосным телам природы относят

б) полезные ископаемые

в) газы атмосферы

54. В масштабе геологического времени большая роль в преобразовании вещества и энергии принадлежит

б) живому веществу

55. Газовая функция живого вещества в биосфере обусловлена способностью организмов

а) накапливать различные вещества

б) окислять химические элементы

в) осуществлять сложные превращения веществ в их телах

г) поглощать и выделять кислород, углекислый газ

56. Основу стабильного существования биосферы обеспечивает

а) наличие в ней хищников

б) применение на полях высокой агротехники

в) создание заповедных территорий

г) биологический круговорот веществ

57. Биологический круговорот в биосфере обеспечивается

а) интенсивностью размножения продуцентов

б) приспособлением организмов к условиям жизни

в) перемещением веществ в трофических цепях

г) борьбой за существование

58. Бактерии и плесневые грибы, включаясь в круговорот веществ в

а) участвуют в формировании озонового экрана

б) разлагают органические вещества до неорганических

в) способствуют образованию известняков

г) нейтрализуют радиоактивные вещества в почве

59. Необходимое условие устойчивого развития биосферы

а) сокращение численности хищников

б) уничтожение насекомых – вредителей

в) создание агроценозов

г) учет экологических закономерностей в практической деятельности

60. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации

б) углекислого газа

в) сернистого газа

61. Загрязнение атмосферы вредными веществами, выделяющимися при переработке нефти, сжигании каменного угля – это результат влияния факторов

б) неживой природы

62. К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почв, вызванным воздействием человека, относят:

а) эрозию и засоление, опустынивание

б) осушение болот

в) создание искусственных водохранилищ

г) известкование полей

63. В последнее время в окрестностях ряда городов наблюдается массовое сокращение популяции хвойных из-за:

а) ухудшения климата

б) неблагоприятных погодных условий

в) сильного загрязнения почвы и воздуха

г) пониженной влажности воздуха

64. Загрязнение атмосферы рядом промышленных производств оксидами серы и азота способствует:

а) разрушению озонового слоя

б) разрушению структуры пахотного слоя

в) выпадению кислотных дождей и уничтожению лесов

г) вымыванию из почвы питательных веществ

65. Решению проблемы устойчивого развития биосферы способствует

а) сокращение численности ряда видов

б) вселение новых видов в сообщества

в) уничтожение вредителей сельскохозяйственных культур

г) устранение загрязнения окружающей среды

66. С целью защиты окружающей среды от загрязнения

а) создают ботанические сады

б) создают национальные парки

в) ограничивают добычу биологических ресурсов

г) внедряют малоотходные технологии

67. Создание Красной книги направлено на

а) раскрытие связей организмов со средой

б) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных

в) определение места вида в системе органического мира

г) ознакомление с многообразием растений и животных

68. Защита природной среды от загрязнения промышленными и сельскохозяйственными отходами способствует

а) формированию новых видов

б) возникновению у организмов приспособлений

в) сохранению биоразнообразия

г) проявлению саморегуляции

Выбрать все правильные ответы

1. К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы:

а) сокращение численности сов, ежей, лис

б) большой урожай семян ели

в) увеличение численности паразитов

г) рубка деревьев

д) глубокий снежный покров зимой

е) уменьшение численности паразитов

2. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между:

а) березами и елями

б) березами и грибами трутовиками

в) тлями и муравьями

г) ежами и насекомоядными птицами

д) березой и подберезовиком

е) черемухой и опыляющими ее мухами

3. Биогеоценозы характеризуются:

а) сложными пищевыми цепями

б) простыми пищевыми цепями

в) отсутствием видового разнообразия

г) наличием естественного отбора

д) зависимостью от деятельности человека

е) устойчивым состоянием

4. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся

б) кроты, бурозубки

г) клесты, снегири

е) синицы, поползни

5. В экосистеме тайги первый трофический уровень в цепях питания составляют

а) ели, лиственницы

б) копытень, кислица

в) шляпочные грибы, бактерии-сапротрофы

г) мхи, папоротники

д) личинки насекомых, дождевые черви

е) бактерии гниения

6. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и

а) майскими жуками

7. Агроценоз в отличие от биогеоцена характеризуется

а) короткими цепями питания

б) разветвленными цепями питания

в) незамкнутым круговоротом веществ

г) преобладанием монокультур

д) замкнутым круговоротом веществ

е) большим видовым разнообразием

8. Каково значение круговорота веществ в биосфере?

а) обеспечивает приток энергии извне.

б) способствует образованию приспособленности организмов к среде

в) поддерживает биологические ритмы

г) обеспечивает многократное использование веществ

д) в его основе лежат территориальные связи между организмами

9. Условия обитания организмов на Земле неоднородны, поэтому биомасса распределяется неравномерно, то есть…

а) увеличивается от экватора к полюсам в почве

б) увеличивается от полюсов к экватору на поверхности суши

в) увеличивается с глубиной в морях и океанах

г) уменьшается от полюсов к экватору на поверхности суши

д) уменьшается с глубиной в морях и океанах

е) уменьшается от экватора к полюсам в почве

10. К окислительно-восстановительным функциям живого вещества в биосфере относят

а) газообмен между организмами и внешней средой

б) образование углеводов при фотосинтезе

в) выделение продуктов обмена

е) расщепление органических веществ при дыхании

1. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором.

А) постоянство газового состава атмосферы

Б) изменение толщины озонового экрана

В) изменение влажности воздуха

Г) изменение численности консументов

Д) изменение численности продуцентов

Е) увеличение численности паразитов

2. Установите соответствие между группой растений или животных и её ролью в экосистеме пруда.

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ПРУДА

А) прибрежная растительность

В) личинки земноводных

Установите правильную последовательность

1. Установить последовательность процессов, вызывающих смену экосистем:

а) заселение территории мхами и кустистыми лишайниками

б) появление кустарников и полукустарников

в) формирование травяного сообщества

г) появление накипных лишайников на скальных породах

д) формирование лесного сообщества

2. Установить правильную последовательность детритной цепи питания:

д) трухлявый пень

3. Установите последовательность расположения организмов в пищевой цепи агроценоза:

в) обыкновенный ёж

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по дисциплине «Биология». Раздел «Экология».

сформировать понятие о типахмежвидовых взаимоотношений; показать многообразие связей междуорганизмами разных видов, обитающих всообществе.

Тест по биологии для 11 класса разработан для контроля уровня усвоения программы по теме «Взаимоотношения организмов и среды».

Самостоятельная работа расчитена на 15 минут. Может проводится как проверка знаний по теме: Типы взаимоотношений организмов.

Данная работа проводится для учеников 9-10-11 классов после изучения темы: типы взаимоотношений организмов.Проводится в течении 20 минут, позволяет быстро оценить весь класс.Составлена в двух варианта.

Тесты с выбором одного ответа, нескольких ответов, определения последовательности и соответствия по разделу «История развития жизни на Земле», дисциплина «биология&quot.

Тесты с выбором одного ответа, нескольких ответов, определения правильной последовательности и соотвествия по разделу «Эволюционное учение», дисциплина «Биология&quot.

Источник

Adblock
detector